Момент становления личности. «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида»

Формирование личности - многоступенчатый процесс, в котором принимает участие множество факторов. Характер, взгляды и устремления не закладываются биологически. Таким образом, основой для формирования человека как личности является процесс взросления и взаимодействия с окружающим миром.

Существует такое понятие, как: Психологическое взросление. Одноименный интернет-курс помогает юной личности самоутвердиться и отделиться от опеки родителей.

Постичь сущность человека с древних времен пытаются философы, биологи, социологи, другие ученые и мыслители. Биологических загадок остается все меньше. Но многие так и остаются открытыми. Строятся теории, проводятся исследования, выделяются важные этапы.

Сегодня можно уверенно говорить о том, что формирование личности человека происходит благодаря разным факторам. Таким как:

  • социализация, как обычная, так и гендерная;
  • окружение (в семье, на работе, на учебе, в кругу друзей);
  • психосексуальное развитие;
  • влияние культуры и искусства;
  • генетика и биология.

Теорий о формировании индивидуума как личности, существует множество. Но большинство современных исследователей соглашается в том, что личностью не рождаются, а становятся. Появляясь на свет, мы представляем собой «базовую сборку», которая с каждым годом расширяется. Изменяться и формироваться мы не перестаем до самой смерти.

Глубокие исследования о формировании личности в детском возрасте и на различных этапах онтогенеза проведены выдающимся отечественным психологом Лидией Ильиничной Божович. Её книга «Личность и её формирование в детском возрасте» включает результаты исследований всех возрастов, условий и закономерностей развития личности.

Генетика и биология

Процесс формирования личности начинается с утробы матери. Предполагать, что если читать нерожденному ребенку Платона, то он вырастет мыслителем, не стоит. На стадии биологического формирования закладываются генетические факторы. Те болезни и патологии, что передаются малышу от родителей.

Генетические и биологические факторы, влияющие на формирование личности:

  • Биохимические особенности: психические заболевания, вещественный обмен.
  • Наследственные заболевания.
  • , который вели родители во время вынашивания ребенка: даже стрессы матери могут оказать воздействие на биохимическое и физическое развитие плода.
  • Анатомические особенности.

Генетика и биология - база, с которой все начинается. В зависимости от окружения, воспитания и ряда других факторов человек будет по-разному вести себя в разных условиях. Личность инвалида, выросшего в центре большого города, окажется иной, чем личность человека в том же состоянии, родившегося в поселке в только развивающейся страны.

Окружение

Определить, что точно для развития личности является основным фактором, проблематично. Но те окружение и социальная среда, в которых растет ребенок, формируют его привычки и взгляды. Изменить установки, заложенные с детства, сложнее всего.

Человека преимущественно окружают люди того же социального статуса, вероисповедания, менталитета. Мы выбираем такую естественную мягкую сегрегацию самостоятельно, потому что общаться и развиваться проще с «себе подобными». О взаимоотношениях читайте в разделе. Окружение может поменяться под влиянием внешних обстоятельств - личностное развитие также свернет в другую сторону. Человеку свойственно подстраиваться под свое окружение, стремятся выделяться из него только единицы. Единицы из этих единиц формируют собственное окружение, становятся людьми, способными изменить мир.

Влияние социального окружения на развитие прослеживается в биографии любого исторически известного человека: Михаила Ломоносова, Адольфа Гитлера, Стива Джобса и других. Но это влияние также необходимо рассматривать в комплексе с другими обстоятельствами.

Воспитание

Основой формирования всей личности становится воспитание в детстве. В дальнейшем человек начинает заниматься самовоспитанием и саморазвитием, но начинается все с детства. Воспитанием занимаются родители, другие старшие родственники. Товарищи, в особенности старшие, дополняют картину воспитания. Свой вклад вносят воспитатели в детском саду, учителя в школе, инструктора в секциях и кружках.

Личность - пазл, складывающийся из различных кусочков. Даже самый детальный психоанализ в перспективе не сможет определить, какое обстоятельство повлияло на ту или иную черту характера взрослого члена общества. Воспитание в детстве дает схему поведения, толчок к дальнейшему саморазвитию (или деградации, в зависимости от окружения и иных факторов). То, как родители влияют на формирование личности, во многом определяет будущий характер, стремления, психологические травмы, другие обстоятельства.

Дети, стремящиеся во всем походить на старших, могут копировать у взрослых для формирования своего «я»:

  • манеру поведения;
  • гендерные роли;
  • тип мышления;
  • разные качества родителей.

Это копирование в перспективе превращается в установки. Положительные стоит сохранять. С отрицательными - бороться самостоятельно или при участии психолога.

Социализация и общение

Сформировать человека как личность помогают общение и социализация. Мы социальные существа. Провинившихся заключенных в тюрьмах отправляют в одиночную камеру, где отсутствие социализации способно сводить с ума. Поэтому в формировании личности играет настолько важную роль.

Первая социализация начинается при контакте с родителями и близкими родственниками. Затем круг общения расширяется до воспитателей в детском саду, других детей, случайных людей. Общаясь, индивидуум начинает формировать чувства, перенимать манеры поведения, находить собственный «голос» в разговорах. Роль общества в процессе формирования мотивов, взглядов и мировоззрения в целом играет огромную роль. Даже уверенно саморазвиваясь, невозможно отделаться от влияния социальных контактов на точку зрения.

Факторы социализации и формирования личности идут рука об руку и в том, что касается психического состояния человека. Если исключить общение, то происходить следующее:

  • интеллект слабее развивается;
  • замедляется развитие навыка речи;
  • снижение эмпатии, чувства не развиваются;
  • могут появляться симптомы , шизофрении, других психических заболеваний.

Так, если изолировать индивидуума от общения с другими людьми, можно замедлить его интеллектуальное, психическое и эмоциональное развитие. Такой человек может оказаться опасен для себя и окружающих, ему потребуется продолжительное лечение.

Культура и искусство

Роль искусства в формировании личности также важна. Познание окружающего мира, изучение истории, погружение в искусство - все это помогает развиться дальше базовых потребностей в пропитании и социализации. Искусство - не определяющий фактор, роль общества в создании индивидуальности гораздо важнее. Но оно помогает:

  • мыслить шире и критически;
  • защитить свое «я» от массовых взглядов;
  • найти гармонию между собой и окружающим миром;
  • выразить себя;
  • понять свой внутренний мир;
  • разрушить стереотипы, установки, социальные конструкты.

Без погружения в культуру и искусство вряд ли получится расширить границы собственного сознания, выйти за узкие рамки воспитания, перешагнуть через давление общества.

Этапы развития личности

На каждом этапе развития личности присутствует ведущая деятельность. Концепции формирования представлялись разными психологами. Одна из таких концепций принадлежит Д.Б. Эльконину, включает в себя периоды с младенчества до пубертатного периода.

Концепт Эльконина

Концепция включает в себя следующие этапы формирования личности:

  1. Младенчество.
  2. Раннее детство.
  3. Дошкольный период.
  4. Младший школьный возраст.
  5. Подростковый период.

В младенчестве происходит этап общения с близкими взрослыми. В раннем детстве начинается взаимодействие с окружающим миром и его предметами. В дошкольном возрасте ребенок начинает тянуться к взрослым, разбираться в социальных и гендерных ролях, примерять их на себя, определять свое будущее. К младшему школьному возрасту начинается глубокое обучение, закладывается база знаний, проявляются интересы и стремления. В подростковом возрасте определяющей деятельностью становится интимное познание себя и окружающих.

Теория Эриксона

Дополнительные этапы включает в себя теория Эрика Эриксона . Он рассматривает формирование личности человека с рождения до смерти, не ограничиваясь младенчеством, детством и отрочеством.

На практике личность не перестает развиваться, когда проходит половое созревание. К этим этапам можно добавить юность - период определения в обществе, полноценного поиска себя. Зрелость - период самоутверждения, передачи своих знаний другим (ученикам, последователям, детям, внукам). И старость - переосмысление своей роли в мире, достижение гармонии с собой.

Проблема формирования личности не перестает волновать психологов и исследователей по всему миру. Одной общей теории, с которой были бы согласны все, не существует. Сходятся специалисты только в том, что построение индивидуальности является комплексным, происходит за счет влияния разнообразных факторов.

Становление личности предполагает усвоение ценностей культуры и формирование на их основе устойчивой индивидуальной системы гуманистических ценностных ориентаций, детерминирующих поведение и деятельность. Но публичные нормы, требования, эталоны, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью персонально и избирательно. Потому ценностные ориентации воспитанника не постоянно совпадают с ценностями, выработанными публичным сознанием. Чтоб богатства культуры были приняты личностью, недостаточно того, чтоб ученик понимал их необходимость. Ценность приобретает побудительной силы мотива деятельности лишь тогда, когда она стала объектом потребности личности, т.е. при условии срабатывания механизма интериоризации (от лат. Interior - внутренний). Интериоризации - процесс перевода культурных ценностей во внутренний мир личности. В случае, когда ценность - потребность стала моментом внутреннего существования, воспитанник может четко сформулировать цели собственной деятельности, найти эффективные средства их реализации, осуществить своевременный контроль, оценку и корректировку своих действий. Развитие и становление личности в ребенке предполагает усвоение им системы общественных ценностей. С этой целью педагог организует, отбирает объекты культуры, предоставляет им целевой направленности, создавая тем самым воспитательную среду, которое раскрывает перед учеником образ жизни и позволяет естественно входить в контекст современной культуры. Проникновение в глубину той или иной ценности происходит посредством соответствующих видов деятельности ученика, на которого влияют факторы становления личности. Так, познание, освоение, усвоение, присвоение личностью ценности трудолюбие реализуется путем выполнения производительной работы сельскохозяйственного исследования по предпринимательской деятельности и т.д., "национальное сознание" - путем изучения родного языка, своей родословной, истории Отечества, краеведения (исторического, этнографического, географического, фольклорного, литературного), природы родного края, народных традиций, обычаев, обрядов, семейно-бытовой культуры, народного искусства, национальных ремесел и др. Возраст и становление личности очень тесно связаны. Некоторые виды деятельности могут использоваться для усвоения различных ценностей, зато некоторые стоимости культуры могут усваиваться посредством различных видов деятельности. Это способствует оптимальной построении процесса воспитания, значительной экономии времени, сил и воспитателей, и воспитанников. Отношения, которые создаются в воспитательном среде, называют воспитательными. Воспитательные отношения позволяют почувствовать, понять, оценить связь собственного "я" и стоимости культуры, осмыслить ее (предоставить смысл), субьективизуваты, внести в природу и социум свое субъективное начало. Если знать, какие этапы становления личности существуют, то можно легко работать с детьми.

Процесс становления личности

Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, а «Я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Реальная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями его жизненного пути. Первый этап в реальном формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений, Которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий. Дальнейшей ступенькой на этом пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. Здесь важна не столько техника передвижения, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как самостоятельного овладения предметом, посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем Я. При этом человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей. Не существует Я вне отношений к ТЫ, и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Самосознание является относительно поздним продуктом сознания.


Существенным звеном в истории становления самосознания является и развитие речи. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом, играет значительную роль в развитии сознания ребенка, и вместе с тем увеличивает возможности ребенка, изменяя, таким образом, взаимоотношения ребенка с окружающими. Вместо того чтобы быть лишь объектом, направляющихся не него действий окружающих его взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия, окружающих его людей по своему желанию и через других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, в свою очередь, ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям. В развитии личности и ее самосознания существует целый ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что реально делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни, как-то: сначала у ребенка развивающаяся способность к самообслуживанию и, наконец, у юноши, у взрослого, начало собственной трудовой деятельности, делающей его материально независимым; каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение человека взаимоотношений с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям и к самому себе. Однако этими внешними и внутренними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, не исчерпывается процесс становления личности и ее развития. Они заключают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовка; дальнейшие достройка и отделка связаны с другой более сложной внутренней работой, в которой формируется личность в ее самых высших проявлениях.

Проблемы становления личности

Проблема становления личности – одна из наиболее сложных и актуальных проблем в психологии, которая направлена не только на выявление конкретных закономерностей, определенных изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов индивидуального развития. Особенности содержания становления личности неоднократно анализировались в многочисленных исследованиях Бодалева А.А., Зинченко В.П., Фельдштейна Д.И. В центре внимания данных работ не только содержательные и результативные моменты развития личности как становление сознания, самосознания растущего человека, его личностное самоопределение, но и структура процесса развития личности, обеспечивающая преобразование совокупности элементов психических новообразований, приобретаемых на разных возрастных этапах, в интегрированные свойства, качества личности. Процесс становления личности реализовывается последовательно через несколько векторных направлений: социальном, индивидуальном и деятельностном. Важнейшим критерием развития личности является степень развитости «социальности», в связи с чем становление личности рассматривается как особая форма проявления социального развития.


Особое значение в этом плане имеет степень возможного управления процессом личностного развития, что связано с такой проблемой, как соотношение в нём биологического и социального. Личностью человек не рождается, а становится. Рождается индивид, но при всей своей биологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребёнка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека. При этом необходимо учитывать наличия в процессе развития периодов особой открытости растущего человека определённым общественным воздействиям, и внутреннюю готовность принятия их и самореализацию в них. Разным возрастным этапам свойственны различия в уровне и степени развития самопознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, в которых наиболее полно выражается становление личности. Общество всегда задает эталон личности, процесс развития направлен на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически вырабатываемых форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений. Такое введение ребёнка в человеческий мир возможно лишь в условиях сначала с целенаправленно организуемого учебно-воспитательного процесса, а в более зрелом возрасте в конкретных видах деятельности, когда учитывается то, что должно быть сформировано – те нравственно-волевые качества личности, которые вычленяются исторически определенным обществом как наиболее значимые. При этом важно рассматривать динамику возрастного развития психических процессов и психологических качеств личности растущего человека во всей сложной их опосредованности, прежде всего через задаваемую обществом систему образования.


В системе образования, через обучение и складываются этапы становления личности. По мнению Д. И. Фельдштейна возрастная и педагогическая психология призвана проводить более детальный, чем это было до сих пор, психологический анализ методов педагогического воздействия, выявляя психологические особенности и механизмы, развития растущих людей, закономерности и механизмы, генеральные линии становления личности в процессе онтогенеза. В процессе социализации, человек приобретает самостоятельность, происходит его индивидуализация. Индивидуализация предполагает максимально глубокое раскрытие индивидуальных возможностей человека, что не может быть осуществлено без социализации личности. Но личностью, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности ребёнок становится только в результате осуществления этой деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, а потом и самостоятельно. Именно в ходе развития деятельности человек развивается как личность. С одной стороны, в деятельности, её субъект - объектных и субъект - субъектных линиях, которые есть формы реализации социальной сущности человека, происходит развитие ребёнка как раскрытие его внутренних возможностей. С другой – специально задаваемая деятельность, которая представляет собой условие развития человека как личности. Организуемая обществом (внешняя) деятельность создает ту ситуацию, в которой происходит формирование отношений, потребностей ребёнка, его сознания, самосознания (внутренняя деятельность).


Определяющим состоянием юношей является внутренняя готовность к принятию общественных норм жизнедеятельности, что выражается в стремлении занять новую социальную позицию, реализуемую и в плане сознания, и в плане поведения. Так, например, на первых этапах вхождения в профессию у обучающегося уже сформирована система своих социальных психологических координат. Вводимый учебный материал актуализирует данные знания, состояния, качества, что способствует или мешает процессу его интериоризации. Происходит психологическая перестройка старого в личности под влиянием вносимого нового. В результате перестройки в индивиде происходят внутриличностные изменения, возникают качественные новообразования (опыт, ориентации, установки). Психологическая перестройка может коснуться различных слоев психики, оказаться поверхностной или глубокой. Так, относительно легко изменяются познавательные образования – представления, знания. Гораздо труднее изменить глубинные, устойчивые свойства личности, то есть наиболее значимые ее отношения с окружающим миром. Нелегко изменить интересы, ценностные ориентации и установки, еще труднее совершить ломку черт характера личности. Самой сложной задачей является перестройка мировоззрения – системы убеждений.


На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и . Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.


Высказывание советского психолога связано с многоаспектной идеей формирования личности человека и этапах ее становления. Рассмотрение данной темы также сопряжено с биосоциальной природой человека. Значимость этих вопросов обусловлена важностью процессов развития человека, становления его как полноценного участника общественных отношений.

По мнению автора, момент рождения человека, обладающего лишь набором биологических качеств, и момент становления личности отделены друг от друга длительным процессом развития и взаимодействия с обществом, в результате которого человек приобретает социальные качества и впоследствии становится личностью.

С позицией Ананьева трудно не согласится.

Бесспорно, должно пройти очень много времени, включающего в себя длительный процесс социализации, прежде чем человек сформируются в полноценную личность.

Рассмотрим теоретическое обоснование. Родившийся человек выступает лишь индивидом, т.е. совокупностью биологических и врожденных качеств. Человек в то же время неповторим, он является индивидуальностью, так как обладает уникальными качествами, отличающими его от других людей. Это, например, внешние признаки, такие как цвет глаз, или же отпечатки пальцев. Но в понятие индивидуальность включаются и социальные качества, умения и навыки, которые приобретаются в ходе социализации, т.е. процессе усвоения человеком накопленных в обществе знаний, норм, ценностей, опыта. Именно в ходе данного процесса человек становится личностью, которую можно определить как совокупность исключительно социально значимых, важных и полезных для общества.

Естественно, что становление личности занимает долгое время, так как социализация длится на протяжении всей жизни человека. Выделяют первичную социализацию, происходящую в рамках детства, и вторичную, когда человек самостоятельно сталкивается с формальными группами и уже критически и оценочно относится к усваиваемой информации. Наиболее важными социальными институтами на обоих этапах социализации является семья и государство, в виде различных учреждений, в первую очередь в виде школы. Именно они позволяют человеку развить заложенные в нем природой задатки в способности, талант и даже гений и тем самым стать личностью.

В качестве фактической аргументации можно привести личность Людвига Ван Бетховена – одного из известных композиторов. Родился и жил он в обычной австрийской семье, мало чем отличался от сверстников, одним словом индивид, типичный представитель человеческого рода. Отец же хотел сделать из сына второго Моцарта и принялся обучать его игре на скрипке, но, однако, сын не подавал особых надежд. И все-таки он стал настоящим гением в музыке, просто необходимо было больше времени, хорошие учителя и желание учиться. Естественно становление личности не происходит в результате резкого скачка. Это длительный постепенный процесс, зависящий от множества факторов.

Другим не менее ярким примером служит император Иван VI Антонович, который был свергнут в младенческом возрасте Елизаветой Петровной, а затем почти всю жизнь провел в одиночном заключении. Находясь в полной изоляции от родителей, он превратился в болезненного, психически неполноценного человека, можно сказать остался индивидом, потому что процесс становления личности был прерван. Данный пример иллюстрирует зависимость социализации и длительности становления личности от окружения, пережитых обстоятельств, ситуации в стране.

Таким образом, можно сказать, что становления личности человека отдалено во времени длительным процессом социализации, а на скорость ее протекания влияет множество факторов.

Обновлено: 2017-09-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.