Летнее развлечение для детей младшего дошкольного возраста в детском саду. Вместе с детьми собираем урожай играя Дети собирают урожай

Задачи: расширять и обогащать представления и знания детей об овощах; расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме; учить детей образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные;

развивать умение согласовывать в словосочетаниях прилагательные с существительными, числительные с существительными; учить составлять простое распространённое предложение с однородными определениями; ; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Предметный словарь: овощи, баклажан, перец, кабачок, петрушка, салат, редис, тыква, лук, чеснок, свёкла, картофель, фасоль, горох, капуста.

Предикативный словарь: копать, сажать, поливать, рыхлить, собирать, зреть, срывать, выдёргивать, срезать, варить, сушить, солить.

Словарь признаков: морковный, тыквенный, фасолевый, гороховый, картофельный.

Материал: картина «Сбор урожая», муляжи и предметные картинки овощей, фотографии блюд из овощей.

Ход занятия

Организационный момент .

Пальчиковая гимнастика «Сложим из пальцев».

Сложим ворота, замочек, горку, канавку, мостик, заборчик.

Рассматривание картины «Сбор урожая».

Воспитатель (В.). Где дети собирают урожай? (В огороде.)

Какие овощи собирают дети? Давайте и мы с вами соберём урожай.

Игра «Найди ошибку».

Синий огурец, жёлтый баклажан, зелёный помидор, квадратный огурец, мягкий картофель, горькая капуста.

Помидор не синий, он - красный и т.д.

Игра «Повар и овощи ».

В. Я решила стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. И сейчас я превращу вас в овощи.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем мы играть.

Руками похлопаем, ногами потопаем.

Покружились, покружились

И в овощи превратились.

Каждому ребёнку прикрепляется эмблема какого-либо овоща.

В. Кто ты? Расскажи про себя. «Я капуста зелёная, круглая, твёрдая и т.д.»

Игра «Назови верно».

Суп из гороха - гороховый.

Из фасоли -

Сок из моркови -

Из тыквы -

Запеканка из картофеля -

Игра «Посчитай-ка».

В. Едем, едем мы домой

на машине грузовой,

Эй, ворота отворяй, едет с поля урожай.

Вот приехала машина домой, давайте посчитаем, сколько овощей она привезла.

Чтение стихотворения.

Раз, два, три, четыре

Дети овощи учили.

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

Итог занятия.

Летом огород - что город!

В нем сто тысяч горожан:

Помидор, горох, капуста,

Кабачок и баклажан!

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, наблюдения и практическая деятельность по уходу за растениями.

Огород в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется посмотреть на цвета зелени или первых весенних цветов. Нет ничего приятнее создать самый настоящий огород под окнами детского сада. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. А сколько радости доставляют детям первые посадки и всходы.

Целью образовательной деятельности с детьми в огороде является расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, которые можно вырастить, ухаживать за ними, осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

А задачи перед собой мы ставим следующие:

Расширять и уточнять представления детей об овощных культурах, растениях огорода

Учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений

Развивать познавательные и творческие способности детей

Формировать осознанно- правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.

В результате все испытывают большое удовольствие, а у детей появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую работу, доставляя радость окружающим людям.

Итак, что же дети могут делать в огороде? Чем им помочь?

Обработка почвы. Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. . После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

Посев семян. Семенами сажаем тыкву, свеклу, редис, горох, фасоль, укроп, салат, морковь и картофель. Сеять семена могут дети во всех группах. Но вначале следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать. В группах выращиваем рассаду кабачков, капусты, перца, баклажан, огурцов.

Рыхление. Это могут делать дети старшей группы. Воспитатель обращает внимание детей на образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью заостренной палочки показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как они рыхлят. Воспитатель расставляет детей, распределяет участки и дети работают. Частота рыхления зависит от почвы и погоды. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Ничего не должно пройти незамеченным. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т.д.

Прополка. Проводится главным образом с детьми старшей и подготовительной групп. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут.

В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем). Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности.

Полив. Поливкой занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Хорошо иметь колодец для поливки (вкопать бочку, загородить ее досками, хорошо подложить решетку для ног, чтобы дети не мочили ноги). Малышам воду подносят взрослые. Эти дети больше увлекаются самим процессом поливки (выливание воды). Надо показать детям, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.

В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку.

В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Каждому ребенку дается задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому полить одно место нужно раза три.

В подготовительной группе нужно проводить беседу о значении поливки в жизни растений.

Сбор урожая - самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Как весело и интересно тут же собирать редиску, вымыть и съесть ее. Поэтому сажать ее надо столько, чтобы каждому ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую репу разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному, в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветных семян. Это очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводит только дети старшей и подготовительной групп.

Таким образом, огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания дошкольников.

Воспитатель МДОУ № 4 Степанова Т.А.

Старший воспитательСусанова А.В.

Попались мне на глаза удивительные фото по сбору урожая в других странах и сразу пришла мысль — показать их ребенку, а потом побеседовать на тему урожая. Делюсь тем, что вышло. Развивающее занятие — кратко, но полезно: развитие речи, расширение словарного запаса и кругозора.

Первое в сегодняшнем развивающем занятии, что мы сделали — это посмотрели чудесные фото по сборке урожая в других странах . Источник фото —

В лесах растения каш, Индия. Женщины собирают каш, чтобы сделать топливо для приготовления пищи

В безбрежном море клюквы, Ричмонд (штат Виргиния, США)

Причудливые узоры на ферме при сборе урожая, Висконсин (штат США)

Сбор урожая. Комбайны

Просматривая вместе с ребенком то или иное фото, у вас будут свои вопросы и ответы, свои беседы и размышления, поэтому не пишу свои, направляю с помощью фотографий.

Интересным для Влада показалось последнее фото, на котором комбайны идут клином. Возник вопрос: почему комбайны, собирая урожай, едут клином? Если такой вопрос в вашем диалоге не возник, задайте его ребенку сами, поразмышляйте — вы можете написать свои ответы внизу в комментариях.

Подошли к карте и нашли:

  • Индию
  • Вьетнам
  • Францию
  • Мексику
  • Западную Африку

То есть на карте мы нашли места, в которых эти кадры были сфотографированы. Озвучили, какой народ проживает в той или иной стране: французы, африканцы, американцы, мексиканцы и так далее. Первая часть развивающего занятия плавно подвела к следующей.

Второе, что мы сделали, это поговорили о самом понятии урожая

Владу были заданы такие вопросы:

    Что такое урожай?

    Когда собирают урожай?

    Для чего собирать урожай?

    Что собирают с полей?

    Как собирают пшеницу, свёклу, картошку, кукурузу? В чем различие сбора урожая картофеля от сбора урожая ржи?

    Как называют людей, которые занимаются выращиванием овощных культур?

  • Что значит урожайный год? От чего зависит урожайность?
  • На что влияет урожайный год?

В каждом развивающем занятии для детей должна быть беседа, это тренирует ребенка размышлять и делать свои предположения.

Третье, это читали пословицы и раскрывали их значение

  • Хвались урожаем, когда в амбар засыплешь
  • Урожай бывает не столько от росы, сколько от пота
  • В срок не заборонишь - урожай уронишь
  • Упустишь время - потеряешь урожай
  • Невспаханный пласт урожая не даст

Четвертое, решали логические задачки, придумала на урожайную тему для детей от 5 лет

  1. Владик и Витя рисовали. Один - тыкву, другой - свёклу. Что рисовал Влад, если Витя не рисовал тыкву?
  2. Мальчики Коля, Саша, Сеня и Женя сажали плодовые деревья. Один - яблони, второй - груши, третий - сливы, четвертый - вишни. Кто что сажал, если Саша - не сливы, яблони и груши, Сеня - не груши и яблони, а Коля - не яблоки?

  3. Лиза, Настя и Вероника собирали урожай. Одна - на поле с картошкой, другая - на кукурузном, третья - на поле со свёклой. Кто что собирал, если Настя не собирала свёклу и кукурузу, а Вероника - не кукурузу?
  4. Дима заметил на яблоне шесть яблок на нижней ветке. Четыре из них было закрыто листвой. Сколько яблок увидел Дима?

  5. Две девочки сажали овощи, а одна - арбуз. Что сажала Лена, если Мила с Диной и Марина с Леной сажали разные растения?

Задания на логику полезны детям в развитии логического мышления.

Пятое, разгадывали загадки — вы можете распечатать и скачать

Развитие детей в сегодняшней беседе об урожае:

  • Развитие речи и расширение словарного запаса: беседуем по фотографиям, беседуем об урожае, пословицах;
  • Развитие мышления: на протяжении беседы по каждому нашему пункту происходит мыслительный процесс, идет обобщение услышанного и увиденного, анализируется полученная информация;
  • Логическое развитие: решали логические задачи, разгадывали загадки;
  • Расширение представлений об окружающем мире: смотрели фотографии, в результате ребенок получил представления о том, насколько разным бывает сбор урожая, что собирают в других странах, как ярко и необычно это бывает

Влад: 6 лет 7 мес

Игра — это источник развития, она создает зону ближайшего развития, то есть определяет развитие ребенкаЛ.С. Выготской

Развитый ребенок — это любовь и понимание родителями основных его потребностей

Собираем урожай овощей на своем дачном участке. Это очень интересное и увлекательное занятие, именно поэтому мы делаем это вместе.

Наряду с посильной помощью ребенка при сборе урожая попробуем превратить эту работу в увлекательные игры. Начнем со сбора моркови.

Очень интересно рассматривать морковь, ведь на грядке нет ни одной повторяющейся морковки. Они все разные, хоть и росли на одной грядке из схожих семян из одного пакетика. В этой кучке моркови есть и маленькие, и большие, и крупные, и мелкие, и кривые, и прямые, и гладкие, и шершавые и т.д. и т.п.

Видите, сколько различных понятий может освоить ребенок при разглядывании простой морковки? Ребенка можно попросить показать самую длинную, или самую тонкую, или самую кривую или...

Здесь морковки, которые захотели выделиться из общей массы себе подобных. Давайте вместе пофантазируем — почему эти морковки такие особенные?

В этих морковках собраны по несколько «сестренок». Может быть, им было тесно в земле расти, они объединились и стали жить вместе дружными семьями?

Эти морковки различаются по толщине. Морковки росли близко друг к другу и им было мало места для роста, поэтому они такие тоненькие...

А вот эта морковка росла одна, рядом не было других морковок. А может, ей было скучно одной, и она решила приблизиться к своим подружкам и поэтому она такая толстая? А эти морковки «волосатые» и с длинными корнями. А может быть, эти морковки много поливали и они пустили корни?

А эта морковка перепутала низ с верхом — внизу она толще, чем вверху. А это морковки-кокетки. Чтобы понравиться другим, они стали заниматься спортом. И сейчас у них замечательные фигуры с тонкой талией.

Какая кривая левая морковка! Почему? Может, она наткнулась на препятствие (камень, твердый кусок земли и т.д.)? А потом обогнула это препятствие и продолжила свой рост.

А вот другим морковкам ничего не мешало во время роста. Поэтому они ровные и спокойно росли до того момента, пока их не вытащили из земли.

Собираем свеклу и картошку

Свеклы тоже одинаковой не бывает. Посмотрите, какие они разные.

Среди картофелин тоже можно найти необычные клубни и разглядеть в них различных зверюшек и птичек.

Сценарий летнего развлечения для детей младшей группы в детском саду «Собираем урожай»

Описание материала: Предлагаю Вам небольшое занятие- развлечение. Данный материал будет полезен воспитателям младших групп, родителям.

Задачи:
1.Развивать умения детей различать и называть овощи и фрукты.
2. Продолжать развивать умения детей внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы.
3.Формировать умения называть цвета: красный, жёлтый, зелёный.
4. Воспитывать желание помочь в трудную минуту.

Ход развлечения:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли дедушка с бабушкой, им нужно собрать овощи и фрукты в огороде. Но сами они уже старенькие и просят вас помочь им. Вы согласны помочь?
Дети: Конечно, мы готовы помочь.
Воспитатель: Молодцы, что не отказали в помощи. Давайте вспомним, какие овощи растут в огороде.
Дети: Морковка, огурцы, свёкла, капуста, кабачки, баклажаны, помидоры.
Воспитатель: Правильно. А какие фрукты вырастили дедушка с бабушкой?
Дети: Яблоки, груши, сливы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё правильно назвали. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику про овощи.

Пальчиковая гимнастика:
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох-
Урожай у нас не плох.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок).
Воспитатель: Ну вот, фрукты и овощи мы вспомнили, пора идти в огород и собирать урожай.
Игра: «Собери урожай». (на полу заранее сделана грядка с пластмассовыми овощами: морковь, капуста, огурцы, помидоры и стоят два дерева, на которых висят яблоки и груши).
Воспитатель: Ребята, дедушка с бабушкой приготовили две корзины. В красную корзину нужно сложить овощи, а в жёлтую сложить фрукты.(дети собирают овощи и фрукты в корзинки). Молодцы, ребята, хорошо помогли дедушке с бабушкой. Давайте посмотрим на урожай. (воспитатель достаёт из корзин овощ или фрукт) Ребята, что у меня в руках?
Дети: Это помидор, это овощ.
Воспитатель: Какого цвета у нас помидоры?
Дети: Красные и жёлтые.
Воспитатель: Правильно. А теперь что я достала из корзины?
Дети: Это зелёный огурец.
Воспитатель: Правильно, я приглашаю вас поиграть в игру.
Игра «Огуречик, огуречик»
На одном конце зала - воспитатель (ловишка), на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
«Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет».

Дети убегают на свои места, а педагог их догоняет.

Воспитатель: Какие вы ловкие, быстро убегали, молодцы. А что я сейчас вам показываю, овощ или фрукт?
Дети: Это яблоко, фрукт.
Воспитатель: А какого цвета бывают яблоки?
Дети: Зелёные, красные.
Воспитатель: Какие вы молодцы, урожай собрали, а теперь можно и потанцевать.
Танец: «Нам весело». (после танца входят дедушка и бабушка, благодарят детей за помощь и угощают всех яблоками).