Конспект урока по предмету «человек и мир». тема: «главные правила хороших отношений» (с презентацией) - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома

Тема «Культурные растения. Значение их в жизни человека.»
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: Узнать, что такое культурное растение и для чего их
выращивают.
Задачи:
 Сформировать понятие «культурные» растения;
 Назвать признаки, отличающие «культурные» растения от
«дикорастущих» растений
 Познакомить с «культурными» растениями разных групп
 Расширить кругозор учащихся о «культурных» растениях.
Результат:
1 Знают «культурные» растения
2 Умеют выделять характерные признаки культурных растений,
3 Умеют различать группы культурных растений;
4 Умеют рассказывать о культурных растениях родного края;
отличающих их от дикорастущих;
Оборудование: учебник, тетради на печатной основе, презентация,
компьютер, экран, картинки с дикорастущими и культурными
растениями, схемы, синий и красный карандаш
Используемые приемы, методы, технологии обучения: технология
критического мышления (Кубик Блума, прием составление кластера,
прием «Мозговой штурм»)
Используемые формы организации познавательной
деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная,
работа в парах.
План урока:
1 Организационный момент
Доброе утро, ребята, я рада вас видеть!
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Отдохнуть вы все успели? (Да)
А теперь вперед – за дело.
2 Мотивация к учебной деятельности
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть новые знания.
Будем работать как?
Дети: активно, старательно и дружно.
- У каждого из вас есть светофорчики красного и зеленого цветов.
Покажите мне, пожалуйста, с каким настроением вы будете
работать на уроке.
Здорово!!!
У каждого из вас в руках светофорчики зеленого цвета – значит
дорога к знаниям для нас открыта. Вперед!!!
3. Проверка домашнего задания
- Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Учащиеся (О
растениях, которые занесены в Красную книгу РБ)
Давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал.

Поиграем в игру «Вопросы из конверта»
Начинаем
1 Какое значение имеют растения для людей?
2 Почему книгу об охране растений назвали Красной? Эта книга так
называется потому, что красный цвет – сигнал опасности
3 Какие растения занесены в Красную книгу РБ? (Венерин башмачок,
прострел луговой, кувшинка белая, первоцвет высокий,
4 По каким причинам многие растения становятся редкими?(Из за
хозяйственной деятельности человека, вытаптывания, сбора
букетов)
(В заповедниках, заказниках, национальных парках)
башмачка.
5 Что было бы, если на Земле исчезли все растения?
6 Где еще охраняют исчезающие виды растений кроме Красной книги?
7 Рассказать занимательную информацию о цветке венериного
Молодцы! Как правильно и быстро вы справились с моими
вопросами. Я довольна вами.
А вы довольны своей работой???. Покажите свои светофорчики.
А теперь я вам предлагаю расслабиться и посмотреть отрывок
из мультфильма «Смешарики»
4. Актуализация знаний
Просмотр отрывка из мультфильма «Смешарики. Некультурный»
5. Определение темы, задач урока.
- Что выращивает Копатыч на огороде? (овощи)
- Какие растения он удаляет с грядки? (некультурные)
- Значит, какие остаются на грядке растения? (культурные)
- Какое интересное слово.
- А вы в своей жизни встречали это слово? Где? (культурный человек)
- Какой из этих людей культурный? Почему? (ухоженный, опрятный,
вежливый, воспитанный)
- Так и у растений. Бывают растения: некультурные (дикорастущие),
они растут сами по себе, и культурные, которые выращивают
специально, за которыми ухаживают.
Как вы думаете, о каких растениях будем говорить на уроке
КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ
-Какие цели мы перед собой на уроке поставим?
- Какие вопросы о культурных растениях можем обсудить?
Можете воспользоваться словами-подсказками.

КАКИЕ? (Какие растения мы относим к культурным? Какое
значение они имеют в жизни людей?)
ЗАЧЕМ? (Зачем люди выращивают культурные растения?)
ГДЕ? (Где выращивают культурные растения?)
5.1. Педагогический метод «Мозговой штурм»
 Как возникли культурные растения??? История их
возникновения.
В древние времена все растения на земле были дикорастущими. Древ-
ний человек собирал плоды, семена и корни различных растений и те,
которые ему нравились, он высаживал рядом со своим домом. Чтобы
плоды вырастали вкуснее и крупнее, человек ухаживал за растениями.
Растения привыкали к заботе о себе и изменялись. Так на земле и по-
явились культурные растения.
Какое главное, ключевое слово нашего урока? (Культурные растения)
Где обычно размещают главный предмет? (В центре)
Отметим это слово в центре доски. И будем составлять схему по ходу
нашего урока.
А теперь немного отдохнем!!!
5.2. Физкультминутка
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (вращаем головой)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)
А теперь росой умойся, (имитация движений)
Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)
6. Изучение нового материала
- Все культурные растения можно разделить на группы.
Давайте узнаем на какие?
6.1. Карточки со словами на доске:
Назови и объясни!!!
Пшеница, капуста, лен, слива, рожь, хлопок, картофель, пион,
груша, роза
Какое слово составит пару другому слову?
Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

 Пшеница-рожь. Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях.
(Смотрим ролик)
Послушаем об этих культурах
Что из них делают?.(муку, а из муки делают хлеб).
Как называются такие растения? Они называются зерновые растения.
 Капуста- картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде
(Смотрим ролик)
Какие из увиденных растений запомнили?
Как называются такие растения?
Что в них содержится?
 Лен-хлопок. Что это за необычные растения, кто знает?(Из них
делают ткань)
(Смотрим слайды).
Для чего используются эти растения?
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные
растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают
ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные
полотенца - это все лен и хлопок.
 Пион-роза. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Для чего их выращивают?
Как их называют?
Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)
 Груша-слива. Это фрукты. Они растут в садах. (Смотрим
слайды)
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним
относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие
нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)
Для чего использует человек культурные растения???
(Слайд)
2
-Для своего питания
-Для домашних животных
-Для изготовления тканей
-Для красоты
А теперь посмотрим, что говорит автор нашего учебника о
культурных растениях.
6.3. Самостоятельное чтение текста в учебнике с.35-37
Выборочное чтение
-Найти и прочитать о картофеле.
-Что выращивают в садах нашей республики?
-Какие растения называются культурными?
-Почему нужно употреблять в пищу много овощей и фруктов?

6.4.
Физкультминутка для глаз
6.5.

Самостоятельная творческая работа с самопроверкой по
эталону
Педагогический метод "Перепутанные логические цепи".
Дети выстраивают логические цепочки из терминов: (на доске
карточки, один ученик работает у доски)
растение, плодовое, дикорастущее, культурное, дерево,
травянистое растение, черешня, одуванчик, кустарник.
Работа в парах
7. Обобщение и систематизация знаний. Включение в систему
знаний и повторение
7.1. Работа с презентацией. «Попробуй свои силы»
Любое сообщение состоит из вступления, основной части и заключения.
На экране Вы видите план доклада. Опираясь на него, подготовьте свое
сообщение о культурном растении.
1)Как называется растение?
2)Где растет?
3) Для чего растение нужно людям?
4) К какой группе культурных растений относится?
-Оцените свою работу.
Поднимите нужную сигнальную карточку. Обсудим наши успехи и
трудности.
А теперь я хочу посмотреть, кто на уроке был самым внимательным. Если
вы согласны с моим утверждением, то поднимаете зелёный квадрат, а если
нет, то красный.
Верите ли вы, что:

7.2.
Игра "Верю – не верю"
Учитель читает предложения.
Если учащиеся согласны с
утверждением, они поднимают зеленого цвета светофорик, если не
верю- красного.
- Яблоки растут на кустах.
- Лук и картофель – это овощи.
- В саду растут овощи.
- Сад – это участок земли, где растут фруктовые деревья.
- Чеснок растет в огороде.
- Кабачок – растение сада.
- Вишни растут в огороде.
- Огород – это участок земли, где растут дикорастущие растения.
7.3.
Решение природной задачи
Ученики нашей школы решили высадить на наш пришкольный участок
следующие растения:
 Ананас
 Яблоня

 Малина
 Томат
 Пион
- Все ли растения смогут расти около нашей школы?
Решение:
Ананас - расти у нас не может, т.к. это тропическое растение.
Какие жалобы мы могли бы от него услышать? (Не хватает солнца,
мало тепла, света, влаги, не подходит почва)
8. Итог урока.
8.1. Кубик Клума. Бросает учитель кубик и задает вопрос
Почему? (Почему культурные растения так называются?)
Объясни? (Объясни, чем отличаются культурные растения от
дикорастущих)
Назови? (Назови на какие группы делятся культурные растения)
Предложи? (Предложи какие культурные растения можно
высадить на пришкольном участке)
Придумай? Придумай вопрос по теме урока)
Поделись? (Поделись своими впечатлениями от урока)
8.2. Метод «Солнце»
Цель: подведение итогов.
Я предлагаю вам на лучиках солнца написать свои
впечатления от урока
- Ребят, а где в жизни мы можем применить знания, полученные на
сегодняшнем уроке?
(Садоводство, при помощи родителям на огороде.)
- А скажите: что лучше вырастить или купить овощи?
- О каких группах культурных растений мы сегодня говорили?
- Приведите по два-три примера растений каждой группы.
9. Рефлексия
9.1. Давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы ставили
перед собой?
КАКИЕ?
ЗАЧЕМ?
ГДЕ?
- На все задачи мы нашли ответы?
- А вы дома выращиваете культурные растения?
9.2. Приём

«Что, если…?»

Что, если бы культурные растений не было бы?
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас
на начало урока; теперь левую ладошку, с теми знаниями, что вы
получили на нашем уроке. Соедините их вместе и поблагодарите себя
за работу на уроке аплодисментами. Вы замечательно потрудились.
Спасибо вам!
10. Домашнее задание. Найти информацию о любом культурном
растении

Тема урока: «Права ребенка»

Цель: создать условия для осознания второклассниками своих прав, стимулирования потребности в защите своих прав и уважении прав других людей.

Задачи: - познакомить второклассников с Конвенцией ООН и Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» (глава 2);

Формировать представление о том, что каждый ребенок имеет право на защиту от жестокости и насилия, другие права;

Создать условия для понимания второклассниками необходимости защиты своих прав и уважения прав других людей, а также выполнения своих обязанностей;

Содействовать формированию умений выбирать правильный вариант поведения, оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения соблюдения прав человека.

Оборудование: Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», конверт с картинками о жизни мальчика, карточки с иллюстрациями из сказок, карточки-пиктограммы с изображением прав человека; отрывок из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Ход урока

І. Организационное начало урока.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

ІІ. Актуализация знаний.

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Какую тему обсуждали?

Давайте немного поиграем.

Конкурс «Устами младенца»

Давайте вместе попробуем отгадать, о чем рассказывают дети.

Это когда все вместе: мама, папа, бабушка, дедушка и дети. (Семья.)

В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия.)

Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на земле. (Мама.)

Место, где мы бываем все вместе. (Дом.)

Бывает только раз в году, но все его очень любят и очень ждут. (День рождения.)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все любят. (Ребенок.)

В них играют все дети. (Игрушки.)

ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

Очень много стран на свете,

Это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих

Самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь

Дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте,

Там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, важней, нужней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земли права его – право на надежду!

–– Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

–– Какие цели поставим перед собой на этом уроке?

І V . Изучение нового материала.

–– Ребята, в этом конверте находятся рисунки о жизни одной девочки. Глядя на эти рисунки, внимательно слушая и дополняя меня, вы узнаете, какие права имеет каждый ребенок. Вы станете соавторами истории ее жизни. Итак, история начинается.

У папы Андрея и мамы Оли родилась дочка. Каждый человек имеет право на имя . Давайте дадим имя девочке. (Дети обсуждают имя.) Настя?.. Хорошее имя. У каждого из нас есть имя. А приятно, когда человеку придумывают кличку?.. Вот и нашу девочку, пока она будет маленькой, будут называть Настенька, когда пойдет в школу – Настей, а когда вырастет и станет работать, ее все будут называть Анастасией Андреевной.

Каждый ребенок имеет право на заботу . Кто же будет заботиться о Насте? Конечно же, – ее семья. Как заботится мама? Как заботится папа? Ребенок, живя в семье, тоже должен заботиться о своих близких. Как Настя может заботиться о своих родных?

Девочка и ее семья живут в большом доме. Каждый человек имеет право на жилье . В каждом доме есть дверь. За дверью живет семья. И никто без разрешения папы и мамы не имеет права войти в дом.

Когда Настя болеет, мама ведет ее к врачу. Что происходит дальше? Каждый человек, живущий в нашей стране, имеет право на медицинскую помощь .

Вот Настя подросла и пошла в школу. Потому что каждый человек, проживающий в нашей стране, имеет право на учебу . Она ходит в школу, общается с друзьями, занимается спортом, ходит в библиотеку.

Прошло время, Настя выросла и стала взрослой… А вы хотите знать, что было потом?

Настя окончила медицинский университет и теперь работает врачом. Все пациенты зовут ее Анастасией Андреевной. Каждый человек имеет право на труд и на плату за свой труд . Она встретила красивого парня Сашу. Они создали свою семью. Ведь каждый человек в нашей стране, достигший совершеннолетия, имеет право на создание семьи . И история снова повторится. У них тоже родится ребенок, у которого будут все эти права.

Давайте еще раз назовем права ребенка.

Работа с карточками-пиктограммами.

Учитель показывает карточку-пиктограмму, а дети называют, какое право она обозначает.

Рассказ учителя об истории создания закона «О правах ребенка».

Права каждого ребенка в нашей стране защищены Законом «О правах ребенка». Как вы думаете, для чего нужно было создавать такой закон?

В начале прошлого века произошла страшная война, которую назвали первой мировой войной. В этой войне погибло много мирных жителей и детей. И тогда люди поняли, что если будут продолжаться войны, то погибнет много ни в чем не повинных детей. Они собрались вместе и составили документ, где обращались к правительствам всех стран с просьбой беречь детей.

Но еще через 20 с лишним лет снова разразилась война, вторая мировая, в которой погибло еще больше людей разных стран, и детей тоже. И когда, наконец, настал мир, собрались представители всех народов со всех уголков планеты Земля вместе и составили документ. Там записали права людей и назвали его Всеобщей декларацией прав человека . Было это 10 декабря 1948г. Самыми беззащитными и бесправными являются дети, и поэтому была составлена Декларация прав ребенка , а потом Конвенция ООН (международный договор стран) о правах ребенка .

Наша страна – Республика Беларусь – признала Конвенцию и выполняет требования, записанные в ней. А затем приняла свой Закон «О правах ребенка» .

Эвристическая беседа «Зачем знать свои права?»

Ребята, а зачем человеку нужно знать свои права?

Мир, в котором мы живем, полон хороших людей. Это правильно, когда взрослые любят, жалеют, заботятся о своих детях. Но бывает иначе. Я, к сожалению, знаю такую семью, где родители не только не заботились о своем ребенке, а еще и били его, наказывали без причины. Жилось мальчику очень плохо. Как вы думаете, к кому должен обратиться мальчик за помощью?

Физкультминутка

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять

(соответствующие движения)

V . Закрепление изученного материала.

Работа в парах.

69, с.56 в рабочей тетради.

Рассмотри рисунки. О каких правах они напоминают? Напиши ответы в клетках.

Работа в группах.

1 группа работает с учебником.

2 группа

    Право на жизнь;

    Право на образование;

    Право на медицинскую помощь.

3 группа получает иллюстрацию к сказке с заданием.

Выбери право, которое нарушено в этой сказке:

    Право на жизнь;

    Право на образование;

    Право на жилье.

4 группа получает иллюстрацию к сказе с заданием.

Выбери право, которым воспользовалась лягушка:

    Право на образование;

    Право на свободное передвижение;

    Право на труд.

5 группа игра «Загадка философа».

Восстановить высказывание Диогена Лаэртского из слов, записанных в алфавитном порядке. Высказать свое мнение – согласны или не согласны с этими словами и почему.

без, в, государстве, жизнь, закона, не возможна

Решение ситуативных задач «Как ты поступишь, если…»

    Во дворе старшие ребята требуют деньги. А если я их не даю, то меня бьют и оскорбляют.

    За мной кто-то гонится.

    Из моего портфеля часто пропадают вещи и деньги. Я догадываюсь, кто это делает, но боюсь рассказать об этом.

    В раздевалке постоянно кто-то бросает мое пальто на пол и топчет его ногами.

Чтение по ролям отрывка из сказки «Цветик-семицветик»

(Участвуют три ученика, исполняющие роли Автора, девочки Жени и мальчика Вити.)

Женя. Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну ничего! Вперед буду умнее… Чего бы мне все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «Мишек». Нет, лучше два кило «Прозрачных». Ну допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я лучше себе трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну покатаюсь, а потом что? Нет, велю я себе билет в кино или цирк. Там все-таки весело.

Автор. Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела мальчика, который сидел на лавочке. Мальчик был очень симпатичный, сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться.

Женя. Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

Мальчик. Витя. А тебя как?

Женя. Женя. Давай играть в салки.

Мальчик. Не могу. Я хромой.

Женя. Как жалко! Ты мне очень понравился, я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

Мальчик. Я тоже с большим удовольствием побегал бы с тобой, но, к сожалению это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

Женя. Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! Гляди!

Женя. Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

Как вы думаете, дети-инвалиды пользуются такими же правами, как и остальные, или другими? Почему? А как мы должны относиться к ним?

Подумайте, как бы вы потратили последний лепесток?

Есть желания, без которых можно прожить. Нельзя иметь все, что хочешь. Но есть желания, которые обязательно должны исполняться, без них человеку просто нельзя жить. Всем необходимо дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть полезную пищу, ходить в школу, читать умные книги, чувствовать себя защищенным. Такие жизненно важные желания и определяют основные права человека.

V І. Подведение итогов.

О каких правах человека вы узнали на уроке?

К кому можно обратиться, если нарушаются ваши права?

В жизни иногда нарушаются права людей. Чтобы защитить себя, свои права нужно знать. Важно также не нарушать права своих одноклассников, соседей, близких людей. И если люди, которые живут в разных странах, на разных континентах, говорят на разных языках, будут совершать только хорошие поступки, все люди на Земле будут жить в мире и согласии.

V ІІ. Рефлексия.

Что было интересно на уроке?

Что было трудно?

V ІІІ. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок на тему: «Мои права» или

Подготовить рассказ на тему: «Мои права и обязанности».

Государственное учреждение образования «Средняя школа №45 г.Могилева»

Конспект урока по предмету

«Человек и мир»

на тему:

«Права ребёнка»

Подготовила:

учитель начальных классов

Кухарева Ю. М.

План-конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

Тема урока: Животные леса

Цели урока:

— расширить и углубить знания о животном мире леса, особенностях строения, питания, поведения и значении в природе животных леса, а также о взаимосвязях между растениями и животными;

— учить устанавливать особенности строения и поведения животных как приспособления к условиям жизни;

— создать условия для формирования у младших школьников гуманного отношения ко всем животным, содействовать развитию интереса к изучению природы, умений работать самостоятельно с различными источниками информации, а также творческих способностей учащихся.

Оборудование: иллюстрации животных и растений леса, таблицы карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка знаний и умений

Письменный опрос по карточкам:

Карточка 1.

Дубу:

могучий, долгоживущий, мощный ствол; гладкий, отполированный плод, шляпка; листья крупные, жестковатые, удлиненные, с глубокими выемками; мощные корни, корни поверхностные; невысокий, великан; листья распускаются рано, поздно.

Липе:

стройная, высокая, теневыносливая, светолюбивая, светлоствольная, темноствольная, листья крупные, мелкие, сердцевидные, резные, цветки желтые, белые, плод орешек с крылышком, поздноцветущая, раннецветущая.

Два крупных овальных листа, цветки белые колокольчатые с нежным ароматом, расположенные один за одним на тонком стебельке, ягоды красные, ядовитые.

Карточка 2.

Березе:

светолюбивая, теневыносливая; белоствольная, темноствольная; ветви поникшие; листья крупные, мелкие; поздноцветущая, раннецветущая; неприхотливая, быстрорастущая; семена орешки, по форме напоминают бабочку.

Осине:

поздноцветущая, раннецветущая; листья округлые, выямчатые, сердцевидной формы, на длинных сплюснутых с боков черешках, на коротких черешках; осенью листья багряные, красноватые, ярко желтые.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Довольно высокий кустарник, с листьями, по форме похожими на листья липы, листья, черешки и веточки растения покрыты жесткими волосками; зацветает первым в лесу, плод орех.

Карточка 3.

Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны:

Сосне:

стройная, высокая, низкая; крона высоко над землей, ветки касаются земли; светолюбивая, теневыносливая, неприхотливая; корни глубокие, иголки короткие, длинные; шишки треугольной формы, цилиндрические.

Ели:

крона пирамидальная, раскидистая; теневыносливая, светолюбивая; ветви до самой земли, высоко над землей; шишки цилиндрические, иголки длинные, короткие, колючие.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Маленькие ярко-голубые звездочки цветков, реже белые или розовые, необычные листья, зимующие зелеными и по форме напоминающие печень.

Карточка 4.

Подчеркни, какие из перечисленных признаков характерны:

Ландышу:

листья от земли, высоко над землей, крупные, мелкие, продолговатые, круглые; цветки колокольчатой формы, состоят из множества отдельных лепестков, синие, белые; ягоды черные, красные, ядовитые, неядовитые.

Лилии кудреватой:

Листья широкие, узкие; стебель прямой, на верху ветвистый, стелющийся по земле; цветки фиолетово-розовые, неправильной формы, правильной формы; лепестков много, шесть, закрученные вовнутрь, кверху.

2. Какому растению принадлежат эти признаки:

Ствол зеленоватый, гладкий, листья округлые с выемками, сверху темно-зеленые, снизу – серовато-зеленые, на длинных сплюснутых с боков черешках, дрожат даже при слабом ветре.

Устный фронтальный опрос в парах по методике «Взаимопроверка» по вопросам и заданиям:

  1. Какие леса встречаются на территории Беларуси?
  2. Какие из них занимают большую площадь?
  3. Назовите, какие растения образуют верхний ярус.
  4. Назовите растения, изображенные на рисунках (на доске помещаются рисунки деревьев).
  5. Какие растения образуют второй ярус?
  6. Назовите растения, изображенные на рисунках в нижнем ряду (на доске открывается ряд рисунков кустарников леса).
  7. Из рисунков следующего ряда (или из перечня растений) выберите растения, которые встречаются в третьем ярусе хвойных лесов.
  8. Какие растения образуют самый нижний ярус в лесу?

На первые 4 вопроса отвечает один из учеников пары, на остальные 4 – отвечает второй. После этого учитель отвечает сам или предлагает эталон ответа, ученики оценивают друг друга на основании сравнения с эталоном. Предлагаемые отметки ученики подают на карточке учителю.

Физкультминутка «Лесная история»

– Я расскажу вам историю, которая случилась в лесу, а вы покажете ее с помощью движений рук.

– Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг – скок. (Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков).

– Пришла лиса. Она шла тихо-тихо и осторожно. (Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты).

– Лиса шла тихо и незаметно. Свои хвостом она заметала следы. (Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистями рук то в одну, то в другую сторону).

– Зайцы увидели ее и бросились в рассыпную. (Ударами сразу обеих рук дети имитируют заячьи прыжки в разные стороны).

Вышли мышки как-то раз

Поглядеть, кто гуляет в этот час. (Дети изображают при помощи пальцев, как выходят мыши).

Тут раздался громкий крик,

Разбежались мышки вмиг. (Перемещая пальчики по парте, дети изображают бег мышей).

— Как можно одним словом назвать всех животных этой истории? После этого дети знакомятся с темой урока, его задачами.

3. Изучение нового материала

— Как вы думаете, почему говорят, что в лесу существуют хорошие условия для жизни животных?

— Сверьте свои рассуждения с текстом учебника.

— Давайте отправимся на прогулку в лес. В нашем лесу много интересных полян, на которых мы сможем остановиться и разгадать интересные секреты и загадки леса. Мы будем перемещаться по лесу тихо и осторожно, чтобы никого не спугнуть, никому не помешать. Итак, в путь! В путь мы полетим на пушистом облачке. И вот уже под нами первая поляна. Что же нас здесь ждет?

Поворачивается карточка на доске со словами «Птичье царство».

— Каких же птиц мы сможем здесь увидеть, скоро узнаем. У нас есть описания, по которым с помощью учебника мы сможем узнать, каких птиц мы можем увидеть в лесу.

Работа в микрогруппах. Микрогруппы получают задания:

— Прочтите описания птиц. С помощью рисунков учебника и рисунков на доске опознайте птиц.

Задания 1 –й микрогруппе:

1. Птица размером с курицу, черного оперения, только на крыльях белые полоски. Хвост особой лироподобной формы. Ягоды и насекомые летом, почки и сережки березы зимой и весной – основной корм птиц. (Тетерев)

2. Длинный долотообразный клюв, оперение пестрое, жесткие перья хвоста служат дополнительной точкой опоры на стволе дерева, на голове «красная шапочка». Питается не только жуками-короедами и другими вредителями-насекомыми, но и семенами хвойных деревьев. (Дятел)

Задания 2-й микрогруппе:

1. Птица величиной с воробья, конусообразный, длинный клюв, ноги с большими острыми когтями, куцый хвост. Оперение голубовато-серое сверху и ржаво-бурое снизу, через глаза проходит чёрная полоска. Может передвигаться вверх и вниз по стволу. Птицы уничтожают вредных насекомых. Кроме того, они делают запасы из семян трав, деревьев, кустарников, которые прячут в щели коры, под корни, что способствуют расселению лесных растений. (Поползень)

2. Крупная птица (больше курицы), верх головы, шея и спина серые с темным рисунком, крылья тёмно-коричневые, горло и верхняя часть грудки чёрные с металлическим отливом. Хвост короткий и широкий. Питаются птицы листочками лесных растений, ягодами, семенами лесных трав, насекомыми. Но с осени до поздней весны переходят на корм хвоей, поэтому большую часть времени проводят на деревьях. (Глухарь)

Задания 3-й микрогруппе:

1. Оперение сверху серое, темно-серое, снизу беловатое с поперечными темными полосками, хвост длинный, ступеньчатый, крылья узкие, заострённые. В полете похожа на ястреба, чем отпугивает птиц при подбрасывании яиц в чужие гнёзда. Питается насекомыми, в том числе «мохнатыми» гусеницами, которых не едят другие птицы. (Кукушка)

2. У неё неподвижные большие глаза, расположенные спереди, а не по бокам головы, поэтому птице приходиться вертеть головой в разные стороны, почти вокруг туловища. Характерен для птиц также лицевой диск, который образует особое расположение перьев. Как и у всех хищных птиц, у неё большие острые когти и короткий крючковатый и крепкий клюв. Питается в основном мышевидными грызунами. (Сова)

Задания 4-й микрогруппе:

1. Птицу всегда можно узнать по большой голове с характерным крепким, перекрещивающимся клювом и красивому оперению, в котором преобладает красный цвет. Хвост у птиц короткий и раздвоенный, размером они с воробья. Ни у одной птицы в мире нет больше такого чудного клюва – крест-накрест. Питаются семенами хвойных деревьев. (Клест)

2. Эту самую маленькую птичку наших лесов можно сразу узнать по золотистому хохолку, похожему на пушистую корону на голове. Отсюда и название птички. (Королек)

Задания 5-й микрогруппе:

1. У этой птицы преобладает желтое оперение, только крылья и хвост черные. Длинные цепкие лапки помогают крепко держаться на ветках деревьях. В пищу птицам идут гусеницы многих бабочек, являющихся вредителями леса. А в середине лета птицы лакомятся сочными ягодами малины, черёмухи. (Иволга)

2. Птица чуть меньше галки, имеет пёстрое оперение, в котором преобладают красно-серые цвета, крылья короткие. С большой ловкостью она перемещается по веткам деревьев благодаря цепким лапкам. Излюбленной пищей являются жёлуди. (Сойка)

После выполнения работы учащимися, заслушиваются их ответы (описания птиц не зачитываются).

— Могут ли эти птицы жить в других условиях, т.е. не в лесу? Почему?

— Большинство птиц ведут древесный образ жизни.

Выделение общих черт, характерных для древесных птиц, т.е. приспособления птиц к древесному образу жизни: цепкие лапки, питание насекомыми, которые встречаются на деревьях, в коре или стволе, а также растительным кормом (хвоей, семенами, почками).

По ходу обсуждения результатов работы учитель сообщает учащимся интересные особенности из жизни некоторых птиц. (см. )

— Теперь проверим, насколько внимательны вы были при опознании птиц. Я вам зачитываю «рекламу» некоторых птиц; а вам надо определить, какой птицы эта «реклама» и насколько она соответствует действительности.

1. Умелый древолаз; удивительный музыкант-барабанщик, красавец, обладатель яркого и красивого оперения, крепкого клюва – прекрасного инструмента, чтобы долбить древесину; доктор и сеятель леса, квартиродатель многим насекомоядным птицам. (Дятел)

2. Почти единственная «поедательница» волосатых гусениц, защитница леса, мастер подражания, даже маскируется под ястреба. (Кукушка)

3. Неутомимые, прожорливые лучшие защитники леса, сада, парка; обладатели красивого темно-зеленоватого «плаща», желтой «манишки», элегантного черного «галстука»; прекрасные акробаты и гимнасты. (Синицы)

4. Сеятели лесных растений, пожиратели вредных насекомых, прекрасные и ловкие древолазы, акробаты, способные перемещаться по стволу дерева вниз головой. (Поползень)

5. Глазастые первоклассные охотники, настоящая гроза мышевидных грызунов; прекрасные бесшумные летуны; обладательницы виртуозно вращающейся головы, способной поворачиваться почти вокруг туловища. (Совы)

— И снова в путь! На другой поляне нас также ждут интересные встречи. С кем же?

Открывается карточка со словами: «Лесные звери».

— И вот их визитные карточки (микрогруппы получают карточки):

Назовите нас по имени:

1. То серые, то белые, осторожные, ловкие, длинноухие, короткохвостые (зайцы-беляки);

2. Крупные, длинноногие, тонконогие, с ветвистыми плоскими рогами, немножко горбатые, короткохвостые, ушастые (лоси);

3. То рыжие, то сероватые, длиннохвостые, прыгающие, ловкие, цепкие (белки);

4. Рыжие, длиннохвостые, хищные, хитрые (лисы);

5. Длинноногие, длиннохвостые, сильные, серые, зубастые (волки)

После нескольких минут работы заслушиваются ответы детей.

1. Обладательница длинного, шикарного, пушистого хвоста, прекрасного рыжего меха, острого обоняния и слуха, хитрых уловок, гроза мышей, санитар леса. (Лиса)

2. Быстроногий, осторожный, храбрый, находчивый зверек. Для него характерны тонкий слух, который обеспечивают длинные уши, острое зрение, превосходный нюх и очень чувствительные усы. И вообще он совсем не трус, просто себя бережет от многочисленных врагов. (Заяц)

3. Смелый зверек, даже змей не боится; прекрасный ночной охотник, несмотря на довольно плохое зрение; защитник растений от насекомых-вредителей и мышевидных грызунов, обладатель необычной колючей защитной одежды. (Еж)

4. Обладательница острых и крепких зубов, цепких лапок; прекрасная летунья-парашютистка, умелая строительница, аккуратная, запасливая, неутомимая, храбрая лесная жительница. (Белка)

5. Обладатель густой и теплой «шубы», сильных ног, которые его кормят, острых зубов, острого слуха, хорошего обоняния и зрения; заботливый родитель, выносливый охотник, санитар леса. (Волк)

6. Образец чистоплотности, знаток полезности свежего воздуха и ряда растений, взрыхлитель почвы, враг насекомых-вредителей – майских жуков, прекрасный подземный строитель, обладатель красивой белоснежной полосы на мордочке и целебного жира. (Барсук)

— А теперь попробуйте в своей микрогруппе сами составить рекламу какого-либо зверя. Можете воспользоваться учебником для этого.

На основе текста учебника ученики могут составить рекламы зубра, лося, медведя. Если класс работает медленно, то этот вид деятельности (работу с «рекламами» зверей) следует опустить.

— А следующая поляна называется «Дружная». Интересно, почему?

— Здесь мы познакомимся с взаимосвязями, существующими между растениями и животными леса, узнаем, как они дружат.

В процессе представления результатов предыдущей работы микрогрупп на доске выставляются рисунки вышеназванных зверей.

— Могут ли эти звери жить в другом месте, например, на лугу? Почему?

Используя текст учебника, составьте в своим микрогруппах 1 – 2 цепи питания, существующие в лесу.

Фронтальная работа.

Дидактическая игра «У каждого свое дерево».

На доске выставляется рисунки дуба и сосны.

— Назовите, какие известные вам животные дружат с дубом и сосной.

По мере получения ответов учеников, рисунки этих животных выставляются вокруг деревьев. Если дети назвали только растительноядных животных, то учитель помогает им назвать и других с помощью наводящих вопросов, например:

— Если возле дуба будет много мышей, то каких животных можно здесь увидеть?

— Если желудями лакомится дикий кабан, то кто на него может охотиться?

— Почему сойку называют другом дуба, а клеста, белку друзьями сосны?

— Почему дятла называют лесным доктором? И т.д.

— Сделайте вывод, что растения дают животным и наоборот.

На доске появляется схема:

— Лес трудно представить без животных, о которых можно сказать следующее: Санитары леса, распространители растений; неутомимые усатые шестиногие строители и труженики, силачи, заботливые няньки, смелые и самоотверженные солдаты, удивительные разведчики; источники необычных ванн для некоторых птиц и целебного яда для человека, пища для некоторых животных и даже предсказатели погоды. (Муравьи)

— О ком идет речь?

Рассказ учителя о муравьях, если остается время на уроке. (см. )

Задание для желающих на выбор:

1. Подготовить сообщение об одном из животных леса.

2. Составить кроссворд Животный мир леса (подобрать, составить загадки).

3. Игра «Алфавит»: нужно попробовать написать на каждую букву алфавита название животного леса.

4. Головоломка « Кто здесь спрятался?» или «Нас здесь на одного больше».

  1. Лось – игрунки – сурок – архар. (Лиса)
  2. Верблюд – орангутанг – ленивец – крокодил. (Волк)
  3. Барсук – енот – лось – крот – аист. (Белка)
  4. Дрозд – ястреб – тетерев – енот – ласточка. (Дятел)

Придумайте аналогичные задания самостоятельно.

Подобные задания для желающих предлагаются ученикам на карточках.

5. Найди ошибки в описаниях животных леса:

1.Благодаря своим коротким задним ногам зайцу удобнее бежать с горы, чем на гору.

2. Отличительными особенностями зайца являются длинные уши и длинный хвост; задние ноги значительно длиннее передних.

3. Заяц- русак на зиму меняет свою серую «шубку» на белую, только кончики ушей остаются черными.

4. У белки также задние ноги короче передних, поэтому она легко принимает вертикальное положение, а передними лапками работает как маленькими ручками.

5. У волка, лисы, белки, лося довольно длинные уши, чтобы хорошо слышать и длинные хвосты, которыми они зимой укрываются, а при беге или прыжке используют их в качестве руля.

6. Лиса, как волк имеет длинные и сильные конечности, поэтому ловит свою добычу, длительно ее преследуя.

7. Верхняя часть тела ежа, включая мордочку, покрыта колючками, только на животе шерсть. Поэтому еж при опасности сворачивается клубочком.

8. Дятел, поползень, пищуха, стриж – древесные птицы. Цепкие лапки помогают им ловко перемещаться по стволам деревьев.

9. У глухаря отличительной формы хвост – лироподобный. Питаются глухари только растительной пищей.

Смотрите также уроки:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!


План-конспект урока по учебному предмету «Человек и мир» в 3 классе

Белозорова А.В. ,

учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа № 12 г. Орши»

На данном уроке учителем использованы компетентностно- ориентированные заданияи, что позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность учащихся, изменить характер их работы, позицию и характер деятельности учителя, взаимоотношений между педагогом и учениками.

Деятельность учащихся обеспечена необходимым материалом (карточки с тестовыми заданиями, карточки с заданиями для групп), используется наглядность.

На этапе проверки домашнего задания организована самостоятельная работа, учащиеся выполняют тестовые задания, таким образом, используются индивидуальные и групповые формы работы. При проверке теста организован взаимный контроль. При изучении нового материала используются индивидуальные, фронтальные и групповые формы деятельности. Работа по новому материалу направлена на формирование у учащихся умения работать самостоятельно с учебной литературой, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.

На уроке создавались жизненно важные для учащихся ситуации, которые в дальнейшем найдут отражение в их социальном опыте. В конце урока учащиеся рефлексируют свою учебную деятельность.

Тема : «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Цель: овладение учениками знаниями о значении сердца для организма человека, о роли здорового образа жизни в укреплении сердца.

Задачи:

организовать ситуации для

— формирования представления об органах кровообращения, их роли в жизни человека;

— осознания роли здорового образа жизни в укреплении сердца;

— развития рефлексивных способностей учащихся;

создать условия для

— усвоения знаний о способах увеличения работоспособности сердца;

— развития коммуникативных способностей учащихся, навыков группового взаимодействия;

содействовать

— осознанию учащимися особой роли сердца в жизнедеятельности человека;

— осознанию роли здорового образа жизни и положительных эмоций для укрепления сердца человека;

— воспитанию доброты и гуманности в отношении к людям;

— формированию чувства восхищения удивительными способностями сердца.

Тип урока: комбинированный

(с использованием компетентностно-ориентированных заданий)

Название этап

слайда

Организационно-мотивационный этап

Друг к другу повернитесь

И мило улыбнитесь.

Поверьте, что улыбки эти

Согреют всех на белом свете.

И так светло сегодня

В нашем классе

От теплоты сердец, сиянья глаз!

Я думаю, сегодня всё удастся,

Да. Непременно всё

Получится у нас.

И.Корчевская.

2

Стимул.

— Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: « Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым…»

— А как вы думаете, что делает человека счастливым? Что является главным в жизни каждого человека? (Рассуждения детей).

— Да, действительно для того, чтобы быть счастливым, нужно быть здоровым.

«Здоровый нищий счастливее больного короля».

— Вывод: Быть здоровым очень важно, только здоровый человек может познать радость жизни. Ему и учиться легко. Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться, а для этого знать свой организм.

Усвоение материала по теме «Органы дыхания» и есть первая ступенька на пути к здоровью.

Задачная формулировка: выполни тестовые задания (приложение 1).

Источник: статья в учебнике.

3

4

5

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

На прием к врачу пришёл пациент. Он жаловался на сильную боль за грудиной, которая распространяется на шею, левую руку, или на спину в области лопатки.

— Как вы думаете, на какой орган человеческого тела жаловался пациент?

1. Практическая работа №1.

Прикоснись ладонью к груди с левой стороны.

Что ты чувствуешь?

Прощупай пульс на левой руке.

Что это за удары?

А что это за синие прожилки просвечиваются сквозь кожу на руке?

2. Определение темы и принятие задач урока.

— Выскажите свое предположение, о чем пойдет речь на уроке.

— О чём бы вы хотели узнать, чему научиться сегодня на уроке?

(Ответы детей — целевые установки).

6

7

8

1. Знакомство со словарем темы.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы познакомимся с основными понятиями, которые необходимо усвоить: кровь, кровеносные сосуды, сердце, органы кровообращения.

Стимул. Знаете ли вы значение этих слов? На помощь к нам придёт наш надёжный друг — толковый словарь. Узнайте значение слов и объясните его своим товарищам (приложение 2).

Задачная формулировка.

Источник: толковый словарь.

2. Анализ имеющегося объема знаний и прогнозирование.

Заполни 3-ю колонку таблицы (приложение 3 ). Если ты согласен с утверждением, то поставь знак «+», если не согласен, то поставь знак «-».

3. Самостоятельное изучение нового материала. Работа в группах.

Стимул.

1группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 1 абзац текста и заполните схему (приложение 4 ).

Расскажите о роли крови в организме, используя схему.

Источник. Статья в учебнике. Стр.118-119, 1абзац.

Кровь - самая важная жидкая ткань твоего организма. В ней растворен особый сахар - глюкоза. Он служит «топливом» для твоих клеток. Его-то вместе с газом кислородом и разносит по всем закоулкам твоего тела кровь.

Без анализа крови порой сложно поставить точный диагноз, к тому же это часто помогает предупредить развитие многих заболеваний (например, диабета).

Чем может обернуться для человека потеря большого количества крови?

Сообщение о донорах.

Некоторые люди сдают свою кровь, которая может понадобиться тем, кто потерял много крови (например, в аварии).

2 группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 2 ,3 абзацы, заполните схему (приложение 5 ).

Расскажите об органах кровообращения.

Источник. Статья в учебнике. Стр. 119, 2 и 3 абзацы.

Кровеносная система организма -очень сложная система сосудов. От сердца отходит аорта- крупный сосуд. Затем он разделяется на сосуды помельче- артерии. В тканях органов артерии разветвляются на густую сеть капилляров. Капилляры- тончайшие сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. На выходе из органов капилляры вновь собираются в крупные сосуды-вены.

Артерии выдерживают большое давление. В тех местах, где артерии лежат под кожей неглубоко, можно прощупать ритмичные расширения их стенок - пульс.

Точки измерения пульса.

3 группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 4 абзац текста и ответьте на вопросы (приложение 6 ).

Источник.

4. Дополнительная информация учителя (в руках муляж).

Сердце-это удивительный орган, который способен работать в течении всей жизни человека без остановки и ремонта. Размер сердца можно определить по размеру сжатой ладони в кулак. Его функция – перекачивать кровь по организму. При сокращении сердце выталкивает кровь, а при расслаблении — отдыхает. Сердце разбито на две части: правую и левую.

Сердце имеет две половинки, которые разделены перегородкой, поэтому кровь не смешивается, а бежит по своей дорожке.

Сердце – мотор нашего организма. Мы живы, пока оно работает.

Эта сильная мышца заставляет кровь бежать по артериям и венам.

Пульс-количество ударов сердца в минуту.

Сердце выталкивает за 1 раз полстакана крови.

В минуту делает 70 – 80 ударов, прокачивая по всему

телу 5 литров крови. В сутки делает 100 тысяч ударов

и прокачивает 10.000 л крови. За год — 40 миллионов ударов

К 70 годам жизни человека число сокращений его сердца достигает трех миллиардов.

На один удар оно затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз массой 200 г на высоту 1 метр.

А за 1 минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту 20-этажного дома.

5. Практическая работа (фронтальная работа).

Ребята, а как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы сердце оставалось всегда здоровым? Можно ли увеличить его работоспособность? Постараемся ответить на эти вопросы.

Практическая работа №2.

Измеряют пульс в спокойном состоянии.

Что произойдёт с пульсом после выполнения физических упражнений?

Измеряют после выполнения 15 приседаний.

Что произошло с пульсом?

Какой вывод можно сделать?

Пульс увеличился. Почему?

Количество ударов сердца увеличилось из-за нагрузки. Сердце стало работать учащённее, перегонять больше крови.

За одну минуту через сердце проходит более

5 литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза! Вот оно какое - твое работящее сердце!

У людей, занимающихся спортом, сердце хорошо развито. Они могут выполнять физическую работу, не уставая. У людей, которые не занимаются спортом, сердце более слабое. При физической нагрузке оно бьётся чаще. Человек быстро устаёт.

Что нужно делать для того, чтобы сердце было здоровым?

Работа в парах. Выбери 10 продуктов, которые «любит» сердце. Продукты, оказывающие положительное влияние на его работу.

Овощи, хлеб, мёд, чипсы, газированные напитки, орехи, соки, алкогольные напитки, каши, мясо, молочные продукты, фасоль, рыба.

Самооценка

9

10

11

12

13

14-16

17

18

19

20

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Работа в парах

Стимул.

Задачная формулировка.

Соедини стрелкой начало и окончание предложения (приложение 7 ).

Источник. Карточка с заданием

Надо тренировать сердце: давать дополнительные задания! Когда ты бегаешь или плаваешь, сердце бьется в ускоренном темпе. Так оно тренирует само себя!

Положительные эмоции.

Смех укрепляет сердце. Укрепляют сердце и хорошие поступки.

Когда-то люди считали, что сердце – это душа человека. Про хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. Хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. О каких людях так говорят?

Так говорят о добрых и, наоборот, жестоких безжалостных людях.

Сердце – один из органов, но это, как бы самый «одушевленный» орган. На все наши чувства, на все наши ощущения в первую очередь реагирует сердце.

А вот вредные привычки наносят сердцу непоправимый вред.

31-32

33

34

35

Работа в группах.

Стимул.

Задачная формулировка.

Ответь на вопросы (приложение 8 ).

Источник.

36

Этап контроля и самоконтроля

37-38

Стимул. Наш урок подходит к концу. Давайте вернёмся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Заполните 4-ю колонку таблицы (приложение 3 ). Сравните ваши ответы. Все ли ответы совпадают?

Задачная формулировка.

Заполни 4 колонку таблицы. Если ты согласен с утверждением, то поставь знак «+», если не согласен, то поставь знак «-».

Инструмент проверки. Взаимооценка.

За каждый правильный ответ- 1балл.

За неправильный ответ-0 баллов.

Почему ответы на некоторые вопросы не совпали?

8.

Этап информации о домашнем задании

39

Подготовить памятку на тему «Программа здорового сердца».

Подведение итогов и рефлексия

Самооценка работы на уроке по таблице на слайде №40

Притча:

В один солнечный день красивый парень стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально – ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.

Неожиданно, из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
-Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим.
Тогда вся толпа взглянула на сердце старика. Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые края сердца были рваными. К тому же в некоторых местах в сердце старика явно не хватало кусочков. Толпа уставилась на старика – как он мог сказать, что его сердце красивее?
Парень взглянул на сердце старика и засмеялся:
-Ты возможно шутишь, старик! Сравни свое сердце с моим! Мое идеально! А твое! Твое – мешанина шрамов и слез!
-Да, – ответил старик, – твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами. Смотри! Каждый шрам на моем сердце – это человек, которому я отдал свою любовь – я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь – свой кусок сердца, поэтому у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились.
И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся.
Теперь ты видишь, что означает истинная красота?
Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломленный. Из его глаз стекали слезы.
Он подошел к старику, достал свое сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику. Молодой человек посмотрел на свое сердце, уже не идеальное, но более красивое, чем оно было раньше.

— Считаете ли вы. Что сердце старика было прекрасно? Почему?

— Почему сердце молодого человека стало более красивым, чем было, не смотря на то, что было в шрамах и ранах?

— Что же означает истинная красота?

40

41

42

Приложение 1

Этап проверки домашнего задания

Задачная формулировка: выполни тестовые задания.

Источник: статья в учебнике.

1. Закончи предложение .

Органы дыхания- нос, гортань,трахея, бронхи,___________________.

2. Дополни схему.

Значение дыхания

Снабжает организм____________________________

Удаляет вредные вещества и __________ _______________________________

_____________________________________

3. Закончи предложение

В носу воздух очищается от микробов, пыли, увлажняется и __________________________________________________________.

4. Найди правильные ответы.

Чтобы дышать чистым воздухом, надо:

а) регулярно проветривать помещения;

б) совершать прогулки по тротуарам вдоль улиц, где движется много транспорта;

в) регулярно делать влажную уборку в помещениях;

г) стараться гулять в парке, лесу, где растёт много деревьев.

5. Ответь на вопрос.

Почему полезно гулять в зимние солнечные и морозные дни?

Модельный ответ.

1. Лёгкие.

2. Кислородом. Углекислый газ.

3. Согревается.

4. А, в, г.

5. Нет возбудителей заболеваний.

Инструмент проверки.

Неправильный ответ0 баллов.

Правильный ответ-2 балла. Взаимооценка.

Приложение 2

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Этап изучения нового материала

Стимул. Знаете ли вы значение следующих понятий: кровь, кровеносные сосуды, сердце, органы кровообращения? На помощь к нам придёт наш надёжный друг — толковый словарь. Узнайте значение слов и объясните его своим товарищам.

Задачная формулировка.

1гр. Найди значение слова «кровь».

2гр. Найди значение слова «сердце».

3гр. Найди значение слова «кровообращение».

Источник: толковый словарь.

Инструмент проверки:

Принимал активное участие-2 балла.

Самооценка.

Кровь- обращающаяся в организме жидкость, обеспечивающая питание всех клеток обмен веществ.

Сердце- центральный орган кровеносной системы, обеспечивающий жизнедеятельность организма.

Символ переживаний, чувств, настроений человека.

Кровообращение-движение крови в организме.

Кровеносные сосуды- сосуды, по которым движется кровь в организме.

Приложение 3

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Анализ имеющегося объема знаний и прогнозирование

Предлагаю выяснить, что вам уже известно по данной теме.

Заполни 3-ю колонку таблицы. Если ты согласен с утверждением, то поставь знак «+», если не согласен, то поставь знак «-».

Утверждения

До изучения

После изучения

Сердце и кровеносные сосуды- это органы кровообращения.

Сердце двигает кровь по кровеносным сосудам.

Кровь разносит по организму питательные вещества, кислород и углекислый газ.

Кровь разносит по организму питательные вещества, кислород и уносит из организма углекислый газ, защищает от микробов.

Алкоголь и курение разрушают сердце, делают его больным.

От алкоголя и курения сердце становится более работоспособным

Потеря половины крови грозит человеку смертью.

9 .

Добрые дела и поступки укрепляют сердце.

Приложение 4

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Стимул. Ребята, сейчас перед вами стоит очень сложная задача, но вы с ней справитесь. Вам необходимо самостоятельно познакомиться с новым материалом и объяснить его своим одноклассникам.

1 группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 1 абзац текста и заполните схему.

Роль крови в организме

Сердце

Кровеносные сосуды

Не участвовал в работе группы-0 баллов.

Помогал работе группы-1 балл.

Приложение 6

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Самостоятельное изучение нового материала

3 группа

Задачная формулировка.

Прочитайте 4 абзац текста и ответьте на вопросы.

1)Что заставляет кровь двигаться по кровеносным сосудам?

2)Сколько ударов в минуту делает сердце у здорового человека?

3)Что означает количество ударов сердца?

4)С чем можно сравнить сердце?

Источник. Статья в учебнике. Стр. 119, 4 абзац.

Модельный ответ.

1)Сердце.

2)70-80 ударов.

3)Сколько раз сердце наполнилось кровью и вытолкнуло её.

4)С насосом.

Инструмент проверки. Самооценка.

Не участвовал в работе группы-0 баллов.

Помогал работе группы-1 балл.

Принимал активное участие-2 балла.

Приложение 7

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

Стимул. Что же помогает сохранить сердце здоровым, а что наносит непоправимый вред?

Задачная формулировка.

Соедини стрелкой начало и окончание предложения.

С охранить сердце здоровым, физкультура, спорт, подвижные игры

укрепить помогают… курение, алкоголь

доброта, хорошее настроение, поло

Разрушают сердце, жительные эмоции

делают его больным… гнев, плохое настроение

физический труд

переедание, жирная пища

Источник. Карточка с заданием

Инструмент проверки. Самооценка.

Неправильный ответ-0 баллов.

Частично правильный ответ-1 балл.

Правильный ответ-2 балла.

Приложение 8

к конспекту урока по теме «Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца»

Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Стимул.

К нам за помощью обратились мальчики Коля и Дима. Нужно помочь им разобраться в сложившейся ситуации и дать им советы.

Задачная формулировка.

Ответь на вопросы (приложение 8 ).

1гр. Почему Коля устал быстро? Почему у него появились боли в сердце?

2гр. Что можно сказать о Диме? Почему он почти не устал?

3 гр. Как выдумаете, у кого из мальчиков пульс был более частым

(увеличился больше)? Почему?

—Какой совет вы бы дали Коле?

Источник.

Два мальчика Коля и Дима помогали родителям на дачном участке. Коля очень быстро устал и стал себя плохо чувствовать. Появились боли в сердце. Дима работал с родителями долго и почти не устал.

Инструмент проверки. Самооценка.

Не участвовал в работе группы-0 баллов.

Помогал работе группы-1 балл.

Принимал активное участие-2 балла.

ГУО «Средняя школа № 42 г.Витебска»

Тема: «Главные правила хороших отношений» Тип урока : комбинированный.

Цель : формировать у ребенка умение выбирать нужный стилевой уровень и употреблять выражения соответствующие речевому этикету и поведению.

Задачи:

  • научить уважительному отношению к себе и к окружающим;
  • развивать связанную речь учащихся, учить их точно и образно выражать свои мысли и чувства;
  • воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, воспитание вежливости.

Оборудование урока: мультимедиа, учебник, конверты с заданиями, наглядный материал.

Ход урока
I. Организационный момент.

Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. Что вы должны сказать?

Дети: Здравствуйте!

Учитель-дефектолог:

Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

А что вы пожелаете друг другу, чтобы урок прошёл хорошо?

II. Основной этап урока.

1. Проверка пройденного материала

Сейчас присядет тот, кто верно назовёт слова- приветствия. (Дети называют)

а) здравствуйте
б) доброе утро
в) добрый день
г) добрый вечер

Учитель-дефектолог : Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать по стране «Главных правил хороших отношений». А вместе с нами будут путешествовать эльф Разумейка и мудрый гном Василий. Гоном Василий заблудился в нашей стране, поэтому мы должны ему помочь. А чтобы помочь Василию вы должны правильно выполнить все задания, которые вам приготовил Разумейка.

Учитель-дефектолог : Итак, вы готовы?

Первое задание Разумейки «Назовите правила поведения, с которыми вы уже знакомы» (слайд 2)

Дети называют правила:

1.Здороваться по утрам с родными, с учителями, с одноклассниками, с друзьями и со знакомыми взрослыми.

2. Благодарить, говорить всегда спасибо. Не грубить взрослым и одноклассникам.

3. Извиняться, если нечаянно кого-то толкнул, что-то не правильно сделал.

4. Культурно вести себя за столом в гостях и дома. В общественном транспорте, кино, театре.

5. Вежливо, приветливо относиться к окружающим людям.

Проверка (слайд 3-6)

Ну что же, вы справились с этим заданием и наш гном Василий на один шаг становится ближе к своему дому.

А прежде чем мы продолжим наше путешествие, давайте немного подвигаемся. (слайд 7)

2. Физкультминутка.

Раз подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,

Шесть, на место тихо сесть.

Учитель-дефектолог : Ребята, вы уже знакомы с многими правилами поведения.
А сегодня вы узнаете о главных правилах хороших отношений. Прежде чем вы о них узнаете, вы должны выполнить следующее задание от Разумейки. (слайд 8)

Задание зачитывает ученик: прослушайте внимательно текст и ответьте на вопросы учителя.
Учитель-дефектолог : В этом тексте, рассказывается ситуация, которая произошла с мальчиком Игорем. (слайд 9)

Работа с учебником стр.94-96

Вопросы к тексту:

1. Почему никто не хотел играть с Игорем?

2. Разумейка принёс вам задание в конверте и каждый из вас должен правильно подобрать подходящие слова,

которые характеризуют поведение мальчика.
Звучит музыка: (слова: Пляцковский М., музыка: Савельев Б.) … "Если добрый ты, то всегда легко".

Проверка (слайд 10)

Разбираем слово «невежа» (слайд 11)

Учитель-дефектолог: До 16 века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

А если добавить приставку не- к части «вежа». Что получится? Получится невежа.

Что означает слово «невежа»? (грубый, невоспитанный человек)

3. Чему учил мальчика старик?

  • Нельзя делать и желать другим то, что тебе самому неприятно.
  • Добро всегда добром возвращается.
  • Зло возвращается наказанием.

4. После того, как мальчик усвоил эти правила каким он стал? (Дети отвечают)

Учитель-дефектолог: что означает быть доброжелательным?
(Дети дают свои варианты ответов)

4. Физкультминутка для глаз «Звездочёт»

5. Закрепление полученных знаний

Учитель-дефектолог: (слайд 12)
Ну что ж ребята, подошло время проверить, как вы усвоили новые правила хороших отношений, поэтому вы должны выполнить следующее задание Разумейки: «РАЗОРВАННЫЕ ЗАПИСКИ. На записках пишутся правила поведения так, чтобы они были сформулированы из двух частей. Детям необходимо восстановить разорванные записки, правильно подобрав соответствующие друг другу части.
И с этим заданием вы верно справились, а наш гном Василий добрался к себе домой (слайд 13)

III. Заключительный этап

1. Подведение итогов

а) С какими правилами познакомились на уроке?
б) О каком новом слове узнали
?
Дети отвечают

2. Рефлексия

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цвета. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

  • желтого цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
  • голубого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Учитель-дефектолог : Я рада, что вам понравилось занятие, вы очень хорошо потрудились и за то, что вы помогли найти путь домой гному Василию, он передал вам сюрприз, как вы думаете какой? Что больше всего на свете любят гномы? Правильно, золото. Дети получаю шоколадные монетки в золотистой обвёртке.

На этом наш урок подошёл к концу, но всё, о чем мы сегодня говорили, должно быть всегда с нами.

Для разработки конспекта мной было использовано учебное пособие по предмету "Человек и мир", автор О.Х. Серединская.