Система заданий для изучения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы

«Школа» № 424

Контрольный тест по литературе

10 класс

Н. А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Составила:

учитель русского языка и литературы

Афиногенова Ольга Николаевна

Москва 2014г.

Цель: проверка степени понимания поэмы Н. А. Некрасова; развитие самостоятельной деятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; создать необходимый эмоциональный настрой; пробудить интерес к изучению творчества Н. А. Некрасова.

1вариант.

Задания с выбором ответа. 1.Укажите, какое произведение не принадлежит перу Н. А. Некрасова 1. «Размышление у парадного подъезда» 2. «Железная дорога» 3. «Русские женщины» 4. «Кавказский пленник» 2. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» считает, что «весело и вольготно» живётся «вельможному боярину, министру государеву». 1. Пров 2. Братья Губины 3. Лука 4. Старик Пахом 3. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» рассказывает странникам историю «О двух великих грешниках». 1. Яким Нагой 2. Ермил Гирин 3. Иона Ляпушкин 4. Савелий, богатырь святорусский 4. Укажите название села, в котором проходила ярмарка, описанная в главе поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» «Сельская ярмарка». 1. Иваньково 2. Кузьминское 3. Клин 4. Крутые Заводи 5. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу»? 1. Савелий, богатырь святорусский 2. Ермил Гирин 3. Яким Нагой 4.Матрёна Тимофеевна 6. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» рассуждал о крестьянской жизни так: У каждого крестьянина Душа, что туча чёрная – Гневна, грозна – и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям … 1. Яким Нагой 2. Савелий 3. Матрёна Тимофеевна 4. Гриша Добросклонов 7. Почему в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» крестьяне села Наготино указали на Матрёну Тимофеевну как на счастливую женщину. 1. Её всегда и во всём везло 2. Ей помогает её твёрдый характер, настойчивость, ум 3. В трудной ситуации ей помогала губернаторша 4. У неё хороший муж, который её берёг и защищал 8. В какой из глав поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» поётся песня «Весёлая»? 1. «Сельская ярмарка» 2. «Пьяная ночь» 3. «Пир на весь мир» 4. «Крестьянка» 9. Укажите, кого не было среди странников – героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» 1. Пров 2. Ермила 3. Митродор 4. Старик Пахом Задания с кратким ответом. 1. Напишите годы жизни Н. А. Некрасова.

2. Кто в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» поёт песню, в которой есть следующие строки: Рать подымается – Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

3. Как характеризует В. Г. Белинского и Н. В. Гоголя Н. А. Некрасов поэме «Кому на Руси жить хорошо?», рассказывая в главе «Сельская ярмарка» о торговле в книжной лавке.

5. На примере какого образа раскрывает Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» судьбу русской женщины.

С большущей гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал.

б) Осанистая женщина Широкая и плотная Лет, тридцати осьми. Красива: волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие …

Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, ……………………………… волости, Из смежных деревень. («Пролог») б) Пиши: В деревне Босове ……………………………………. живёт, Он до смерти работает, До полусмерти пьёт! («Пьяная ночь»)

2 вариант.

Задания с выбором ответа. 1. О каком историческом событии идёт речь в стихотворении Н. А. Некрасова «Элегия». Довольно ликовать в наивном увлеченье, – Шепнула Муза мне. – Пора идти вперёд: Народ освобождён, но счастлив ли народ? 1. О войне 1812года 2. О крымской войне 3. О восстании декабристов 4. Об отмене крепостного права 2. Кто из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» считает, что «весело и вольготно» живётся царю. 1. Пров 2. Иван 3. Митродор 4. Старик Пахом 3. Кто первым встретился семи странникам – героям поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» 1. Поп 2. Павлуша Веретенников 3. Ермил Гирин 4. Оболт-Оболдуев 4. В третьей главе поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» – «Пьяная ночь» – с Павлушей Веретенниковым спорит: 1. Яким Нагой 2. Савелий 3. Ермил Гирин 4. Оболт-Оболдуев 5. Укажите, о ком из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» следующие строки: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотка и Сибирь. 1. Яким Нагой 2. Савелий 3.Ермила Гирин 4. Гриша Добросклонов 6. Кому в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» народ помогает выкупить мельницу? 1. Павлуше Веретенникову 2. Савелию 3.Ермиле Гирину 4. Купцу Алтынникову 7. Среди деревень, из которых происходили странники – герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», не было. 1. Неурожайка 2. Горюхино 3.Заплатово 4. Разутово 8. Укажите часть поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», повествование в которой ведётся от первого лица. 1. «Крестьянка» 2. «Последыш» 3. «Пир на весь мир» 4. «Пролог и первая часть» 9. Кто из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» назван «народным заступником. 1. Яким Нагой 2. Ермил Гирин 3. Гриша Добросклонов 4. Савелий 10. Укажите сказочный предмет, помогавший семи странникам в их поисках. 1.Меч-кладенец 2. Скатерть-самобранка 3.Сапоги-скороходы 4. Волшебный клубок Как этот предмет попал к ним? Задания с кратким ответом. 1.Напишите название журнала, главным редактором которого был Н. А. Некрасов.

2. Назовите имя главной героине главы «Крестьянка» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

3. Как называется глава поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», в которой поётся песня «Весёлая»?

4. Использование каких эпитетов сближает поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» с устным народным творчеством? Приведите пример.

5. К какому жанру относится «Кому на Руси жить хорошо?» Н. А. Некрасова?

6. Узнайте персонажей поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» по описанию: а) Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет; Усы седые, длинные, Ухватки молодецкие, Венгерка с бранденбурами, Широкие штаны.

б) Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И – разные глаза: Один здоровый – светится, А левый – мутный, пасмурный, Как оловянный грош!

7. Вставьте пропущенные слова. а) Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутого, Знобишина, Горелова, Неелова, ……………………………………………….. тож. («Пролог») б) Было двенадцать разбойников, Был ………………………………………… атаман, Много разбойники пролили Крови честных христиан. («О двух великих грешниках»)

Ответы

1 вариант Задания с выбором ответа

    4. «Кавказский пленник»

    4. Старик Пахом

    3. Иона Ляпушкин

    2. Кузьминское

    4. Матрёна Тимофеевна

    1. Яким Нагой

    2. Ей помогает её твёрдый характер, настойчивость, ум

    3. «Пир на весь мир»

    2. Ермила

    2. Скатерть-самобранка

Задания с выбором ответа

    1821-1877

    Гриша Добросклонов

    Заступники народные

    Постоянные эпитеты

    Матрёна Тимофеевна

    а) Савелий б) Матрёна Тимофеевна
  1. а) Пустопорожней волости б) Яким Нагой

2 вариант Задания с выбором ответа

    4. Об отмене крепостного права

    1. Пров

    1. Поп

    1. Яким Нагой

    4. Гриша Добросклонов

    3.Ермиле Гирину

    2. Горюхино

    1. «Крестьянка»

    1. Яким Нагой

    2. Скатерть-самобранка

Задания с кратким ответом

    «Современник»

    Матрёна Тимофеевна
  1. «Пир на весь мир»

    Постоянные эпитеты

    Поэма

    а) Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев б) Помещик князь Утятин

    а) Неурожайка

б) Кудеяр

Использованные материалы.

1.Золотоарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIXв. 10 класс 1-е полугодие. Изд 3-е, испр. и доп. Обновлённый комплекс уроков. – М.: «ВАКО», 2005. – 336 с. 2. ЕГЭ. Литература. Типовые тестовые задания/ Е. Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 63 с. 3. Репин А. В. Литература. 10 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с. 4. Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.

Тест по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Предмет -литература,10 класс

Вариант I

Часть А

1.К какому роду литературы относится поэма «Кому на Руси жить хорошо»?

А.Драматический В.Эпический

Б.Лирический Г. Лиро-эпический

2. В каком году Н. А. Некрасов начал писать поэму «Кому на Руси жить хорошо»?

А. 1863 В.1865

Б. 1864 Г. 1868

3.Какя из сюжетно- композиционных особенностей есть в поэме?

А.Эпилог В. Пролог

Б.Экспозиция Г.Эпиграф

4.Какой социальный статус имели крестьяне-правдоискатели?

А.Вольноотпущенные В. Крепостные

Б. Временнообязанные Г. Свободные

5. Какого жанра нет в поэме?

А. Притча В.Баллада

Б. Плач Г.Былина

6.Кто из героев не является крестьянином?

А.Гаврило В. Демьян

Б. Яким Г. Влас

7.В каком селе герои поэмы побывали на ярмарке?

А. Корежино В. Усолово

Б. Кузьминское Г. Вахлачина

8.Чьей племянницей была сироточка Устиньюшка?

А.Якова В. Овсянникова

Б. Власа Ильича Г.Макара Федосеича

9. Какой из героинь нет в поэме?

Б. Гертруда Александровна Г. Таисия Савельевна

10. Какой из названных песен нет в поэме?

А. «Солдатская» Д. «Соленая»

Б. «Голодная» Г. «Женская»

11.Кто из героев поэмы некоторое время пребывал в Песочном монастыре?

А.Иона Ляпушкин В..Пан Глуховской

Б.Савелий Корчагин Г.Христиан Христианыч

12.Какой из глав нет в части «Крестьянка»?

А. «Лиодорушка» В.«Песни»

Б.«Волчица» Г.«Трудный год»

Часть В

«Недотерпеть-пропасть!

Перетерпеть-пропасть!...»

2.Назовите имя героя:

«Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором-

Пал на сердце …»

3.Как называется песня, которой заканчивается «Пир на весь мир»?

4.Назовите выразительное средство:

Чужая-то сторонушка

Не сахаром посыпана,

Не медом полита

5.Определите жанр:

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела- а живет оно,

Без языка- кричит!

Часть С

Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой?

Вариант II

1. Кому посвящена часть поэмы «Пир на весь мир»?

А. В.С. Белинскому В. С.П. Боткину

Б. Н.А. Добролюбову Г. И.И. Панаеву

2.Кого в ряду счастливцев, названных правдоискателями, не было?

А.Царь В. Помещик

Б.Граф Г. Министр

3.Какой подарок привез Филипп жене из Питера?

А. Платочек шелковый В.Башмаки сафьяновые

Б. Сорочку расшитую Г. Юбку бархатную

4. Какого жанра нет в поэме

А.Загадка В. Песня

Б. Миф Г. Былина

5.Какая из героинь не принадлежит крестьянскому сословию?

А.Домна В. Матрена

Б. Орефьевна Г. Елена

6.Кто из героев назван « …примерным»?

А.Гриша В. Яков

Б.Филипп Г. Ипат

7. В каком селе крестьяне-правдоискатели попали на пир?

А. Корежино В.Усолово

Б. Кузьминское Г.Вахлачина

8. Кто из героев был дьячком?

А. Яким В. Трифон

Б. Пахом Г. Ионушка

9. Кто из героинь мать Савушки?

А.Матрена Тимофеевна В. Елена Александровна

Б. Ненила Власьевна Г. Домна

10. Какой из песен нет в поэме?

А. «Солдатская» Д. «Соленая»

Б. «Бурлацкая» Г. «Барщинная»

11. Кто из героев поэмы учился грамоте в остроге в Буй-городе?

А. Гаврило Афанасьевич В. Шалашников

Б. Савелий Корчагин Г. Христиан Христианыч

12. Какой главы нет в «Крестьянке»?

А. «Немец Фогель» В. «Демушка»

Б. «Бабья притча» Г. «Губернаторша»

Часть В

Дайте ответ в виде слова или сочетания слов.

1.Кому из героев принадлежат слова:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!

2. Назовите имя героя:

«У….. -кость широкая,

Но сильно исхудалое

Лицо- их недокармливал»

Хапуга- эконом»

3.Кому был поставлен памятник на площади (в этом герое Матрена увидела сходство с Савелием)?

4. Назовите выразительное средство:

«И облака дождливые,

Как дойные коровушки,

Идут по небесам»

5.Определите жанр:

«Спится мне, младенькой, дремлется,

Клонит голову на подушечку,

Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,

Сердитая по новым погуливает»

Часть С

Дайте связный ответ на вопрос:

В чем видит Гриша Добросклонов свое счастье?

Ключи к тесту по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Часть А

Вариант I

Вариант II

Часть В

Матрене Тимофеевне

Сусанину

Отрицательное сравнение

Сравнение

Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.С. Пушкина.

Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.

Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?

Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. Является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка».

Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.

Правда, некрасовское счастье очень относительно: «народному заступнику» Грише «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Однако трудно спорить с тем, что верность долгу и чистая совесть являются необходимыми условиями настоящего счастья.

В поэме так же остро стоит проблема нравственного падения русского человека, в силу своего ужасающего экономического положения поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

Лирический герой Некрасова активно протестует против этой рабской психологии, зовет крестьянство к самосознанию, призывает весь русский народ освободиться от векового угнетения и ощутить себя Гражданином. Поэт воспринимает крестьянство не как безликую массу, а как народ-созидатель, считал народ настоящим творцом человеческой истории.

Однако самое страшное последствие векового рабства, по мнению автора поэмы, заключается в том, что многие крестьяне довольны своим униженным положением, поскольку не мыслят себе иной жизни, не представляют, как вообще можно существовать по-другому. Например, лакей Ипат, раболепствующий перед своим господином, с благоговением и чуть ли не с гордостью рассказывает о том, как барин окунал его зимой в прорубь и заставлял играть на скрипке стоящим в летящих санях. Холуй князя Переметьева гордится своей «барской» болезнью и тем, что «с французским лучшим трюфелем тарелки он лизал».

Рассматривая извращенную психологию крестьян как прямое следствие самодержавно-крепостнического строя, Некрасов указывает и на другое порождение крепостного права – беспробудное пьянство, ставшее сущим бедствием русской деревни.

Для многих мужиков в поэме представление о счастье сводится к водке. Даже в сказке о пеночке семь мужиков-правдоискателей на вопрос о том, чего бы им хотелось, отвечают: «Кабы нам только хлебушка… да по ведру бы водочки». В главе «Сельская ярмонка» рекой льется вино, идет массовое спаивание народа. Мужики пьяными возвращаются домой, где становятся настоящим несчастьем для своей семьи. Мы видим одного такого мужика Вавилушку, пропившего «до грошика», который сокрушается, что не может даже купить козловые ботиночки свей внучке.

Другая нравственная проблема, которую затрагивает Некрасов, – проблема греха. Путь к спасению души человека поэт видит в искуплении греха. Так поступают Гирин, Савелий, Кудеяр; не таков староста Глеб. Бурмистр Ермил Гирин, послав в рекруты сына одинокой вдовы, тем самым избавив собственного брата от солдатчины, искупает свою вину служением народу, остается верен ему даже в минуту смертельной опасности.

Однако самое тяжкое преступление перед народом описывается в одной из песен Гриши: сельский староста Глеб утаивает от своих крестьян известие о раскрепощении, таким образом оставляя восемь тысяч человек в кабале рабства. По мнению Некрасова, подобное преступление ничем невозможно искупить.

У читателя некрасовской поэмы возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и «подтянутых губерниях» спустя более чем сто лет после отмены крепостного права.

Раскрывая сущность понятия «народное счастье», поэт указывает, что единственно верный путь для его достижения – крестьянская революция. Идея возмездия за народные страдания наиболее четко сформулирована в балладе «О двух великих грешниках», которая является своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник Кудеяр сбрасывает с себя «бремя грехов» только тогда, когда убивает пана Глуховского, известного своими злодеяниями. Убийство злодея, по мнению автора, не преступление, а подвиг, достойный награда. Здесь некрасовская идея вступает в противоречие с христианской этикой. Поэт ведет скрытую полемику с Ф.М. Достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление. И я не могу не согласиться с этими утверждениями! Одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Не убий!» Ведь человек, лишающий жизни себе подобного, убивает тем самым человека в себе, совершает тяжкое преступление перед самой жизнью, пере Богом.

Поэтому, оправдывая насилие с позиции революционной демократии, лирический герой Некрасова зовет Россию «к топору» (по выражению Герцена), что, как мы знаем, привело к революции, обернувшейся самым страшным грехом для ее исполнителей и самым большим бедствием для нашего народа.

Вопросы и задания по части «Крестьянка»

из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1. Назовите полное имя героини поэмы.

2. О ком говорится в следующих строчках: «...Не то ещё услышите,/ Как до утра пробудете.../ Так вот они затеяли/ По-своему здороваться/ На утренней заре...»

З. «Мне счастье в девках выпало...». О каком счастье рассказывает крестьянка странникам?

4. О чём говорит героиня поэмы: «...попала я/ С девичьей холи в ад!».

5. Кто такой Савелий и за что его не любили в семье и называли «каторжным»?

6. Как звали первенца героини и что с ним случилось?

7. «Подпаска малолетнего/По младости, по глупости/Простить...а бабу дерзкую/Примерно наказать!». Прокомментируйте, о чём говорится в этих строчках.

8. «Спасибо губернаторше,/Елене Александровне,/Я столько благодарна ей...». Как героиня оказалась у губернаторши и за что ей благодарна?

9. «...Не дело между бабами/Счастливую искать!». Почему героиня так сказала странникам? (Дай те ответ, подтверждая словами из главы «Бабья притча»).

10. Проанализируйте главу «Бабья притча». (Место в произведении, композиция, идея, художественные особенности...).

Роль пролога в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Материал для поэмы писатель копил, по признанию автора произведения, «по словечку в течение двадцати лет».

Пролог вышел в свет в январской книжке «Современника» 1866 года. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» выполняет функцию экспозиции, то есть знакомит читателя с общим замыслом, с фактами, предшествующими событиями, описанным далее в произведении.

Вступления в «Прологе» начинаются со сказочных, таинственных слов – «В некотором царстве, в некотором государстве». С первых слов уже понятно, о какой стране пойдет речь в поэме, ну конечно о Руси. Сошлись семь мужиков из деревень - Заплатова, Дырявина, Горелова, Неелова, Неурожайки. Названия говорят сами за себя: одна – всегда без урожая, другая – сгорела дотла и так далее. Некрасов неспроста употребляет «говорящие» названия деревень, а для того, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме крепостного права.

Характеристики каждого из семи мужиков говорят сами за себя: они лаконичны, неспешны. Медленный Пахом, которому надо «потушиться» прежде вымолвить слова, «угрюмый, своенравный» Пров. Некрасов сравнивает мужиков с быком:

Мужик что бык: втемяшится

В башку, какая блажь –

Колом ее оттудова

Не выбьешь: упирается,

Всяк на своем стоит!

Автор говорит нам о том, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели. Все привычные будничные занятия оставлены – так сильна была охватившая крестьян общая забота найти тех, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Здесь же, в «Прологе» начинается сказочный сюжет. Пахом подбирает птенчика упавшего из гнезда, прилетает мать птенчика и просит отпустить. И выкупает птенчика скатертью – самобранкой. Так Некрасов включил в «Пролог» сразу три сказочных мотива: говорящей птицы, выкупа и скатерти – самобранки, широко распространенной в русских народных сказках. Мужики, исконно трудолюбивые получившие скатерть – самобранку, не просили богатств у волшебной птички. А, попросили обычной, скромной, небогатой еды: хлеба, кваса, огурчиков.

Так начинаются путешествия по Руси крестьян-работяг, желающих найти тех, «кому жить хорошо на Руси». Когда я начал читать пролог, меня так заинтересовала поэма, что я не отрываясь прочитал ее. С прологом из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в сущности, уйдет сказка. Мы, читатели, входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений – времени и пространства.