Мониторинг средней группы по фгос веракса. Отчет по результатам педагогической диагностики освоения детьми средней группы основной образовательной программы (2015–2016)

Надежда Парасовская
Отчет по диагностике педагогического процесса в средней группе на 2015–2016 учебный год

Состав группы :

Всего человек : 25 Возраст детей : от 4 до 5. На начало года мальчиков 12, девочек 13. На конец учебного года - 26 человек .

На протяжении учебного года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.

Работа средней группы осуществлялась исходя из основных годовых

задач и в соответствии с годовым планом работы МДОУ ЦРР №20 на 2015-2016 учебный год . Обучение проводилось по рабочей программе, которая состоит примерной основной общеобразовательной программе ДО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - 60% объема. 40% занимали парциальные программы «Технологии ТРИЗ» и «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич.

С детьми систематически проводилась организованная образовательная

деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей : физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное. Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения непосредственно образовательной и совместной деятельности в режимных моментах были предложены новые формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов) и составлена рабочая программа группы .

С целью определения уровня освоения детьми основной общеобразовательной программы ДО и эффективности организации образовательного процесса в группе в начале и конце учебного года был проведен мониторинг уровня освоения детей по следующим образовательным областям :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Диагностика проводилась на основе наблюдений, бесед, проблемных ситуаций, анализа продуктивной деятельности детей. Выявление уровней знаний производится в баллах по следующим показаниям :

Высокий уровень – 5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Выше среднего – от 4 до 5 баллов – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.

Средний уровень – от 3 до 4 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого

Низкий уровень – ниже 3 баллов – ребенок с помощью взрослого выполняет все параметры оценки.

По проведенной диагностике уровня освоения детьми ООП ДО на начало и конец учебного года было выявлено следующее :(см. презентацию)

Образовательная область

Уровни сентябрь май

Высокий __ 16% (4р)

Выше среднего 28% (7д) 44% (11д)

Средний 48% (12д) 36% (9д)

Низкий 24% (6д) 4% (1р)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Уровни Сентябрь Май

Высокий __ 4% (1р)

Выше среднего 32% (8д) 68% (17д)

Средний 48% (12д) 28% (7д)

Низкий 20% (5д) __

Образовательная область «Речевое развитие»

Уровни сентябрь май

Высокий __ 4% (1р)

Выше среднего 12% (3р) 60% (15д)

Средний 48% (12д) 24% (6д)

Низкий 40% (10д) 12% (3р)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Уровни сентябрь Май

Высокий __ __

Выше среднего 8% (2р) 36% (9д)

Средний 56% (14д) 52 % (13д)

Низкий 36% (9д) 12% (3р)

Образовательная область «Физическое развитие»

Уровни сентябрь май

Высокий __ 12% (3р)

Выше среднего 56% (14д) 56% (14)

Средний 36% (9д) 28% (7д)

Уровни 8% (2р) 4% (1р)

Исходя из приведенных таблиц, видно, что на начало учебного года уровень овладения детьми выше среднего оказался в двух образовательных областях – это образовательные области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» . На конец учебного года высокий уровень оказался только в социально-коммуникативной области. Высокие результаты показали 4 ребенка (16%) . В остальных областях превалирует показатель выше среднего .

Задачи на следующий 2016-2017 учебный год :

Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным

областям;

Углубление работы с детьми по образовательной области : развитие речи, физическому развитию.

Продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в

соответствии с ФГОС ДО.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №14 « Солнышко» г. Ртищево Саратовской области

Аналитический отчет

по результатам

итогового мониторинга

детей средней группы

за 2015-2016 учебный год.

Подготовил воспитатель:

Иванова Ольга Сергеевна.

Ртищево 2016г.

В средней группе МДОУ №14 « Солнышко» г. Ртищево Саратовской области был проведён итоговый мониторинг для решения следующих задач:

Выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по : « Физическое развитие»,

« Социально-коммуникативное развитие», « Речевое развитие»,

« Художественно-эстетическое развитие», « Познавательное развитие», а так же выявление уровня развития интегративных качеств на момент исследования;

Обобщение результатов исследования, сравнение результатов итоговой диагностики с диагностикой на начало года;

Прослеживание динамики развития детей;

Выявление детей отстающих в освоении образовательной программы, а так же причин их неуспеваемости;

Подведение итогов работы за 2015-2016 учебный год.

Использовались:

следующие диагностические методы:

  • наблюдение,
  • анализ продуктов детской деятельности,
  • дидактические игры,
  • индивидуальные беседы,
  • решение проблемных (диагностических) ситуаций.

формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Списочный состав группы на начало учебного года составлял 24 обучающихся, на конец учебного года- 22обучающихся, в мониторинге приняло участие 21обучающийся, что составляет 95,5 % от общего числа воспитанников группы.

Результаты итогового мониторинга освоения разделов программы

« Детство» (образовательных областей) средней группы

За 2015-2016 учебный год.

По выявленным в процессе диагностического обследования показателям можно отметить, что с начала года в процессе развивающего обучения прослеживается значительная динамика развития детей, а именно:

анализ усвоения детьми средней группы ОО программы позволяет сделать следующий вывод:

Наиболее высокие результаты :

По ОО « Физическое развитие»:

Высокий уровень – 62 %;

Средний- 38%;

Низкий-0%;

Дети стали уверенно и активно выполнять основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений, соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения, стали увереннее ориентироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.

У детей улучшились показатели скоростно-силовых качеств, координации, общей выносливости;

сформировалась потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни;

сформировались умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за

столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими

вещами (вещами личного пользования).

Для достижения наиболее высоких показателей по образовательной области

« Физическое развитие» необходимо организовывать совместную деятельность и самостоятельную двигательную деятельность детей по развитию умений в бросании, ловле, метании; наметить работу по развитию более уверенного и активного выполнения ориентировки в пространстве.

Такие же показатели по ОО « Социально-коммуникативное развитие»:

Высокий уровень- 62%;

Средний- 38%;

Низкий- 0%.

Дети успешно усвоили:

нормы и ценности , принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

способы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками во время образовательной и игровой деятельности;

научились устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации; обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты;

стали более самостоятельными, эмоционально отзывчивыми;

стали проявлять интерес к игровому экспериментированию;

более чётко стали следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх;у них сформировалась готовность к совместной деятельности со сверстниками, обогатился опыт игрового взаимодействия;

сформировалось уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к

сообществу детей и взрослых в организации;

Позитивные установки к различным видам труда и творчества; основа безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Необходимо продолжить работу по развитию игровых умений в режиссёрских играх, по развитии творческих умений по придумыванию и созданию при помощи игрушек и предметов сюжетов режиссёрских игр для показа сверстникам. Так же необходимо уделить внимание играм-экспериментированиям с различными предметами и материалами.

Несколько ниже результаты по ОО « Познавательное развитие»:

высокий уровень- 57%;

средний- 33%;

низкий- 9,5%.

Работа по образовательной области была направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и

покое, причинах и следствиях), о малой родине и Отечестве, представлений о

социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии

стран и народов мира.

Необходимо обратить внимание на:

Развитие умения устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам;

развивать представления о родном городе и стране;

развитие умения сравнивать объекты по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от...)), определять местонахождения объекта в ряду (второй, третий);

определять последовательность событий во времени (что сначала, что потом)

по картинкам и простым моделям.

По ОО «Художественно- эстетическое развитие» следующие показатели:

Высокий уровень- 52,3%;

средний- 33,3%,;

низкий- 14,5%.

У детей сформировался интерес к предметам народных промыслов, иллюстрациям в

детских книгах, скульптуре малых форм, необычным архитектурным постройкам,

описанию архитектурных объектов в иллюстрациях к сказкам.

Развивались умения художественно-эстетического восприятия: последовательное

рассматривание предметов и произведения, узнавание изображенных предметов и явлений; развивалось умение видеть их выразительность, соотносить с личным опытом; выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, привлекательные предметы, мелкую скульптуру.

Развивались умения создавать изображение отдельных предметов и простые

сюжеты в разных видах деятельности; в рисунке, лепке изображать типичные и

некоторые индивидуальные признаки, в конструировании передавать пространственно-

структурные особенности постройки.

Развивались изобразительно-выразительные умения:

Умение правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное цветом, размером, расположением на листе; создавать отчетливо основные формы, составлять изображение из нескольких частей, с помощью ритма пятен, геометрических

элементов узора,в лепке - посредством налепов, узора стекой;

дети учились подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету;

использовать разнообразные цвета; применять цвет как средство выразительности,

характера образа.

Дети приобрели более чёткие технические умения.

В рисовании : умения отбирать при напоминании педагога изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом; умения уверенно проводить линии, полосы, кольца, дуги; выполнять штриховку;

работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы.

В аппликации : освоение доступных способов и приемов вырезания и обрывной

аппликации; из полос и вырезанных форм составлять изображения разных предметов.

Умения правильно использовать ножницы, аккуратно вырезать и наклеивать детали;

умения использовать неизобразительные материалы для создания выразительного

образа.

В лепке : освоение некоторых приемов лепки: оттягивание из целого куска; прищипывание; сглаживание поверхности вылепленных фигур, места соединения частей; скатывание пластилина круговыми движениями рук в шарики; раскатывание прямыми движениями рук в столбики, колбаски; вдавливание середины пластилинового шара, цилиндра при помощи пальцев.

В конструировании из готовых геометрических фигур : умения анализировать

объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение. Создание

вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм;

из тематического конструктора деталей разного размера:

умения выполнять простые постройки; освоение способов замещения форм, придания им устойчивости, прочности, использования перекрытий.

Конструирование из бумаги : освоение обобщенных способов складывания различных поделок; приклеивание к основной форме деталей.

Конструирование из природного материала : умения видеть образ в природном

материале, составлять образ из частей, использовать для закрепления частей клей,

пластилин.

Чтобы достичь лучших результатов, необходимо обратить внимание на развитие умения составлять новый цветовой тон на палитре, накладывать одну краску на другую, передавать в работах некоторые детали;

на умение размазывать пластилиновые шарики по картону, наносить пластилин на границы нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (пластилинография).

Чтение художественной литературы было направлено на:

Расширение читательских интересов детей-

получение удовольствия от общения с книгой, стремление к повторной встрече

с ней.

Восприятие литературного текста-

освоение умений внимательно слушать и слышать литературное произведение,

сочувствовать и сопереживать героям произведения, представлять в воображении

героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, вычленять

поступки героев и давать им элементарную оценку, объяснять явные мотивы

поступков, с помощью педагога понимать общее настроение произведения.

Творческая деятельность на основе литературного текста-

Проявление желания запоминать поэтические тексты, пересказывать знакомые и

вновь прочитанные сказки и рассказы с опорой на иллюстрации и без них другим детям

и взрослым, игрушкам. Освоение разных способов выражения своего отношения к

литературному произведению, его героям: в рассказе, рисунке, аппликации, лепке; при

пересказывании и чтении наизусть текста; в разных видах театрализованной

деятельности.

Необходимо обратить внимание на умение осознавать значение некоторых средств языковой и интонационной выразительности для передачи образов героев, отношения к ним и событиям.

Самые низкие результаты были получены по ОО « Речевое развитие»:

Высокий уровень- 19%,

средний- 61,9 %,

низкий- 19 %.

Работа по данной образовательной области была направлена владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте.

Необходимо обратить внимание на развитие умения чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения; развитие умения пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.

Использование в речи полных, распространенных простых с однородными

членами и сложноподчиненных предложений для передачи временных,

пространственных, причинно-следственных связей; использование суффиксов и

приставок при словообразовании; правильное использование системы окончаний

существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания;

составление описательных из 5-6 предложений о предметах и повествовательных

рассказов из личного опыта; на развитие умения сочинять повествовательных рассказов по игрушкам, картинам; составление описательных загадок об игрушках, объектах природы.

Анализ качества усвоения детьми данной группы отдельных интегративных качеств позволяет сделать следующий вывод:

Наиболее высокие результаты показаны детьми в освоении следующих интегративных качеств:

-«Эмоционально отзывчивый»:

Высокий уровень - 85,7%

Средний- 14,2%.

Дети откликаются на эмоции близких людей и друзей. Используют в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. Испытывают радость от общения с животными и растениями. Сопереживают персонажам сказок. Эмоционально реагируют на произведения художественной литературы.

- «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» -

Высокий уровень- 80,9 %;

Средний уровень- 19,04 %

Большинство детей активно проявляет стремление к общению со сверстниками,нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Речевые контакты более длительные и активные, налаживаются первые дружеские связи между детьми. Дети стремятся к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.

Дети активно сотрудничают со взрослыми не только в практических делах, но и активно стремятся к познавательному, интеллектуальному сотрудничеству со взрослыми- задают много вопросов поискового характера.

Несколько ниже результаты в освоении следующих интегративных качеств:

« Любознательный, активный»-

высокий уровень- 66%,

средний- 28,5%;

низкий уровень- 9,5%.

Большая часть детей отличается высокой активностью и любознательностью.Дети стремятся установить связи и зависимости в природе, социальном мире.Они владеют основными способами познания, имеют некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем, с помощью взрослого включаются в деятельность экспериментирования, исследовательскую деятельность,называя свойства и качества предметов, особенности объектов природы, объединяя предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.

«Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками »- высокий уровень- 61,9%;

Средний уровень- 38%

Движения детей стали значительно более уверенными и разнообразными. Дети выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни, рассказывают о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков, стремятся к самостоятельности в самообслуживании, сами ставят цель и видят необходимость выполнения определённых действий.

- «Способный управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» -

Высокий уровень- 61,9 %,

средний уровень- 38%.

Дети овладели разными способами деятельности, проявляют самостоятельность, стремятся к самовыражению. Поведение детей определяется требованиями со стороны взрослого и первичными ценностными представлениями о том « что такое хорошо и что такое плохо». С помощью взрослого дети могут наметить действия, направленые на достижение конкретной цели. По напоминанию взрослого стараются придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.

- «Имеющий первичные представления (Общая осведомлённость)» -

высокий уровень- 52%;

средний- 38,09%;

низкий-9,5%.

Дети знают своё имя (полное и краткое), фамилию, возраст, пол. Осознают некоторые свои умения, знания, то, чему научились. Стремятся узнать от взрослого некоторые сведения о своём организме.

Знают состав семьи, деятельности её членов,рассказывают о семейных событиях, праздниках.

Имеют представления о профессиях работников детского сада. Знают название страны и родного города.

Наименее успешными для освоения детьми оказались следующие интегративные качества:

- «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» -

высокий уровень- 47,6%;

средний- 33,3%;

низкий- 19,04%.

Половина детей может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым, проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них, используют знания для решения интеллектуальных и бытовых задач.

« Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»-

высокий уровень- 47,6%,

Это дети, которые хорошо умеют работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают.

Средний- 38,09%,

Этим детям нужна незначительная помощь взрослого, наводящие вопросы для правильного ответа.

Низкий- 14,2%.

Это дети,которые затрудняются работать по образцу,не умеют работать самостоятельно,их работы не соответствуют замыслу.Им требуется многократное повторение вопроса.

- «Овладевший необходимыми умениями и навыками» -

высокий уровень- 47,6%;

Это дети, у которых сформировались специальные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

средний- 38,09 %;

Это дети, у которых есть незначительные проблемы в усвоении специальных умений и навыков.

Низкий уровень- 14,2%.

Этим детям нужна индивидуальная работа по формированию умений и навыков, соответствующих детям среднего дошкольного возраста.

Для достижения высоких результатов в ходе воспитательно-образовательного процесса использовались проблемные практические и познавательные ситуации, в которых дети самостоятельно применяли освоенные приёмы, способствующие освоению системы разнообразных обследовательских действий, приёмов простого анализа, сравнения, умения наблюдать.

Для развития детской самостоятельности применялись приёмы индивидуального подхода, позволяющие обращать внимание на реальный уровень умений, которые значительно различаются у разных детей.

Основной формой организации деятельности детей является игра, поэтому отдавались предпочтения игровому построению всего образа их жизни.

Также создавалась возможность для вариативной игровой деятельности детей через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования.

Активно использовалась игровая мотивация. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходили либо в форме игры, либо были составлены из игровых приёмов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольного возраста предпочтение отдавалось наглядным, игровым и практическим методам.

У детей данного возраста идёт активное созревание и развитие эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими,устойчивыми. Поэтому поддерживая их, специально создавались ситуации,в которых дети приобретали опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Этот ситуации взаимной поддержки и помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам.

При взаимодействии с дошкольниками использовалось несколько педагогических позиций:

  • партнёрства и сотрудничества;
  • передача опыта;
  • обращения за помощью к детям.

Такое взаимодействие помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.

По результатам итогового мониторинга (сформированность знаний, умений и навыков по основным образовательным областям , сформированность уровня развития интегративных качеств) в средней группе получен средний показатель:

Высокий уровень имеют 55,6% детей,

Средний- 36,35%,

Низкий- 8,19 %.



Диагностические карты в ДОУ по ФГОС были введены после модернизации дошкольного образования. Они ведутся воспитателем на каждого ребенка начиная с момента его поступления в детский сад и до его выпуска.

Предмет диагностики

Диагностическая карта ФГОС направлена на учет индивидуальных достижений ребенка. Ее результаты используются для создания личной образовательной траектории дошкольника, поиска способа решения задач, связанных с развитием малыша.

Периодичность проведения

Диагностические карты в ДОУ по ФГОС заполняются воспитателем не реже двух раз в год. В сентябре текущего года воспитатель планирует для каждого воспитанника индивидуальное развитие по определенным образовательным направлениям. В мае он выполняет сравнение начального уровня и полученных результатов. Среди распространённых методов, применяемых для таких диагностик, выделяют анкетирование. Чтобы проводить наблюдение, воспитатель должен владеть информацией о показателях, используемых для характеристики навыков и умений дошкольников в каждой образовательной области.

Структура диагностики

Диагностическая карта ФГОС заполняется на основе личного маршрута развития малыша, в ней отражается его систематизируются промежуточные и конечные результаты. Основные требования к уровню подготовки детей в ДОУ указаны в новых стандартах, они являются ориентирами для работы. Чтобы организовывать свою правильно заполнять диагностические карты в ДОУ по ФГОС, воспитатель пользуется специальными таблицами. В них указываются все которые должен усвоить на определенном этапе развития малыш, отмечены планируемые результаты.

Пример для образовательной области «Речевое развитие»

Диагностические карты в ДОУ по ФГОС предполагают четкое указание всех навыков, которыми должен овладеть дошкольник.

В речевой области предполагается:

  • знание некоторых жанров детской литературы;
  • пересказ литературного произведения, умение составлять рассказ по определенному плану;
  • овладение отличиями между словом, предложением, буквой, звуком, определение их последовательности;
  • умение использовать в разговорной речи антонимы, синонимы, составлять сложные и логичные предложения

Диагностическая карта ребенка предполагает оценивание формирования подобных навыков и умений по трёхбалльной системе. Далее определяется средний балл, он и указывается в таблице.

Организуется процедура проведения педагогической диагностики разными способами, в зависимости от направлений программы, особенностей ребенка. В любом случае в карте должны быть отражены разные виды двигательная, изобразительная, интеллектуальная. Рекомендации ФГОС содержат примеры создания проблемных ситуаций, с помощью которых можно проанализировать навыки, имеющиеся у дошкольника. Такие примеры предлагаются еще не для всех образовательных областей, поэтому воспитатели вынуждены самостоятельно разрабатывать приемы проведения наблюдений за своими подопечными, чтобы заполнять диагностические таблицы. Среди требований, предъявляемых к подобной диагностике, отметим, что проводиться исследование должно в естественных для ребенка условиях, не допускается применение специальных тестовых заданий для анализа навыков будущего школьника. Воспитатель работает в тесном сотрудничестве с детским психологом, чтобы исключить любые стрессовые ситуации, которые могли бы негативно отразиться на психическом состоянии дошкольника, как-то его расстроить.


Для выбора оптимального курса развития образовательной системы требуется объективная и разносторонняя информация, получить которую позволяют мониторинговые процедуры, составляющие целостное представление о системе работы с детьми за выбранный период времени, количественных и качественных изменениях, которые происходят в системе образования.


Мониторинг в ДОУ предполагает систему сбора и обработки информации, отражающей уровень развития детей в интеллектуально, физической, социальной и личностной сфере, готовность дошколят к школе. Мониторинговые процедуры используются в роли инструмента контроля эффективности и качества образовательного процесса в детском саду. С их помощью можно:

  • отследить и проанализировать динамику развития и детей, их образовательные достижения;
  • систематически отслеживать результативность педагогической системы, планируя ее работу и прогнозируя результаты;
  • ставить оперативные и перспективные цели, определяя связи между участниками образовательного процесса.
Мониторинг является регулярной и систематической процедурой сбора информации и оценки качества оказания образовательных услуг в детском саду.

Комплексный и мониторинг в детском саду по ФГОС по областям предполагает аналитическую работу, направленную на установление взаимосвязи между структурными элементами, качеством постановки образовательного процесса, поиском и преодолением затруднений. Оценивается состояние развивающей среды и разнообразие видов деятельности детей, взаимоотношения воспитанников и уровень их физического/психического здоровья, сформированность личных качеств и отношением к себе и окружающим.

ФГОС дошкольного образования регламентирует потребность в анализе образовательных результатов воспитанников, включающем:

  • промежуточное оценивание степени освоения программы - опирается на особенности развития интегративных качеств;
  • итоговое оценивание, осуществляемое при завершении этапа дошкольного образования и переходе в школу.

Система мониторинга в старшей группе или младшей предполагает анализ полученных промежуточных и итоговых результатов с последующей оценкой динамики развития дошколят.

Мониторинг позволяет диагностировать личностные, интеллектуальные и физические качества воспитанников посредством экспертных оценок, наблюдений, бесед, использования тестирования и методик нетестового типа. К ключевым методам диагностики педагогического процесса в ДОУ по ФГОС относят игровые задания и создание проблемных ситуаций, социометрию, наблюдение и опросы (интервью), экспериментирование (лабораторное, психолого-педагогическое и естественное), анализ результатов детского труда, проектирование, собеседования с родителями воспитанников и педагогами, контрольно-оценочные занятия, анкетирования.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебный курс «Компетенции воспитателя»

За прохождение курса - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Сочетание всех типов используемых методов диагностики обеспечивают максимальную объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг образовательного процесса в детском саду

Система мониторинга в ДОУ прошла непростой путь становления. Понятие мониторинга прочно вошло в педагогическую практику только после внедрения федеральных государственных требований в состав образовательной программы, закрепивших потребность в диагностике в младших, средних, старших и подготовительных группах . Но и на этом этапе педагоги столкнулись с отсутствием разработанной методологии и инструментария мониторинговых процедур. К счастью, в достаточно сжатые сроки были представлены действенные методики мониторинга освоения образовательной программы и оценки личностных качеств авторства:

  • Афонькина Ю.А;
  • Веракса Н.Е. и Веракса А.Н.;
  • Верещагина Н.В.;
  • Калачева Л.Д. и прочих.

Первоначально сложилось остро негативное восприятие мониторинга в педагогической среде, вызвавшее формальный подход к выполнению процедуры и заполнению итоговых таблиц, а также непонимание потребности в диагностике. Таким образом, диагностика по Вераксе по ФГОС или иные мониторинговые процедуры не отражали истинную картину результативности образовательного процесса, поскольку полученные данные не были связаны с системой работы в детском саду (коррекцией ошибок, планированием, взаимодействием с семьями воспитанников). К сожалению, не все педработники знают, чем отличается мониторинг от диагностики в ДОУ , ведь эти процедуры являются во многом схожими.

Опыт ведущих дошкольных учреждений доказал эффективность следующего алгоритма проведения мониторинга:

  1. определение и обоснование объектов мониторинга;
  2. поиск подходящих методов оценки;
  3. планирование и реализация мониторинговых процедур;
  4. анализ, систематизация и структурирование собранных сведений;
  5. оценка и интерпретация данных;
  6. соотнесение с результатами прошлых исследования;
  7. прогнозирование возможных изменений;
  8. принятие управленческих решений.

Мониторингом в детском саду занимается аналитико-диагностическая группа, в которую входят воспитатели, музыкальные руководители, физруки, медицинский работник, педагог-психолог, преподаватель ИЗО, заместитель заведующей по УВР. На основании полученных сведений экспертная группа делает вывод по диагностике в средней группе , старшей или младшей. Служба мониторинга качества образования опирается на работу пяти ключевых специалистов:

  • заведующий ДОУ - руководит оценочными процедурами, проводит социологический мониторинг, контролирует кадровое обеспечение процесса, собирает данные для формирования госзаказа;
  • заместитель по АХЧ - проводит оценку материально-технического оснащения;
  • заместитель по воспитательно-методической работе - курирует педагогическую диагностику, соотносит результаты образовательного процесса федеральным требованиям;
  • медицинская сестра - выполняет медико-валеологический контроль, проверяя состояние здоровья детей и их основных функциональных систем, уровень физического развития;
  • педагог-психолог - ответственен за социально-психологический мониторинг, оценивая личностное и когнитивное развитие воспитанников, отслеживает характер взаимоотношений между дошкольниками.

Цели и задачи мониторинга в ДОУ

Педагогическая диагностика или мониторинг в ДОУ необходимы для определения содержания индивидуально-групповой работы с детьми и лежим в основе перспективного планирования. Мониторинг сводится к диагностике индивидуальных достижений воспитанников в процессе освоения программы. Такие показатели гуманистической образовательной модели, как умения, знания, навыки и способы творческой деятельности рассматриваются с позиции средств, которые способствуют развитию личностных качеств и ценностных ориентаций ребенка.

Мониторинг по ФГОС в младшей, средней , старшей и подготовительной группе проводится в целях развития учреждения, выявления результатов его деятельности и определения их соответствия нормативным требованиям. Он тесно связан с исследовательской и аналитической работой, определением и устранением затруднений.

Мониторинг ставит целью:

  • определение и анализ уровня достижений в художественно-эстетическом, познавательно-речевом, социально-личностном и физическом развитии в соответствии с нормативными показателями;
  • контроль динамики развития личностных качеств и последующего психолого-педагогического сопровождения детей.

Задачи мониторинга в ДОУ :

  • определение уровня развития интегративных качеств воспитанников детского сада, актуальных на момент диагностики на каждом возрастном этапе;
  • оценка степени освоения образовательной программы и стартовой готовности к школьному обучению (для воспитанников подготовительных групп);
  • обозначение личностные достижения дошколят и на основании их разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

Посредством мониторинга как во 2 младшей группе , так и в старшей по ФГОС для достижения комплексного подхода к оцениванию результатов можно изучить качество:

  • образовательной деятельности - то, как дети осваивают образовательную программу, какие достижения и качества демонстрируют, насколько они готовы к школе и в какой мере родители воспитанников удовлетворены качеством оказываемых в детском саду услуг;
  • учебного процесса - как в учреждении организована образовательная и самостоятельная деятельность, налажено взаимодействие с родителями;
  • условий в ДОУ - как в детском саду обустроена развивающая среда, каков кадровый потенциал.

Оценочные процедуры опираются на принципы динамичности, прогностичности, непрерывности, научности, коллегиальности и междисциплинарности, а потому предполагают систематический сбор информации, унифицированный формат сбора данных, обеспечение оперативной обратной связи.

Периодичность проведения мониторинга в детском саду

Дошкольные учреждения самостоятельно определяют сроки проведения мониторинговых процедур. Мониторинг «От рождения до школы» по ФГОС , как и диагностика степени освоения других программ проводится дважды в год (чаще всего в августе и мае), что позволяет оценить динамику развития воспитанников и их личностных достижений.

  • в младших группах параллельно с педагогической диагностикой проводить мониторинг нервно-психического развития детей, предложенную Пантюхиной Г.В. и Печорой К.Л.;
  • в средних группах целесообразнее проводить диагностику не один-два раза в год, а после освоения каждой темы, благодаря чему удастся не просто констатировать итоговый результат, но и проанализировать процесс освоения программы детьми на каждом ее этапе;
  • мониторинг в подготовительной группе проводится ежегодно при выпуске воспитанников, включая оценку интегративных свойств детей. Воспитатель составляет портрет выпускника детского сада, опираясь на основную образовательную программу, особенности образовательного процесса в учреждении, кадровое обеспечение.

Использование результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Наличие математической обработки результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого дошкольника.

Образцы таблиц мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС представлены в Приложениях.

Отчет по мониторингу в ДОУ включает оценку интегративных качеств воспитанников, отражая их физически и культурно-гигиенические навыки, эмоциональную отзывчивость, активность и любознательность, коммуникабельность, способность планировать и управлять своим поведением, умение решать личностные и интеллектуальные задачи, владение предпосылками универсальных учебных действий, первичными представлениями о мире, государстве, природе.

По итогам мониторинга для каждого дошкольника можно разработать индивидуальный образовательный маршрут, определить цели и задачи реализации образовательных технологий по ФГОС в ДОУ по формированию интегративных качеств, умений и навыков дошкольника по тем разделам ООП, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. При осуществлении повторного мониторинга образовательного процесса в конце учебного года заполняется последняя графа, описываются достижения дошкольника в отслеживаемый период времени в результате проводимой с детьми педагогической работы.

В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов. Структурированное и формализованное представление результатов позволяет корректировать направления работы с дошкольниками и максимально эффективно планировать использование всех имеющихся в ДОУ ресурсы.

Пройдите тест на тему "Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО"

Только треть ваших коллег проходит этот тест без ошибок


Разберем как же все-таки производить диагностику детей в детском саду и нужно это делать или нет, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (далее ФГОС).Выдержка из ФГОС, пункт 4.3:

Таким образом, можно сказать, что диагностика детей в детском саду по ФГОС является необязательной и даже запрещена.
Выдержка из ФГОС, пункт 3.2.2:

Но, согласно п. 3.2.3 ФГОС, приведенному выше, при выполнении образовательной программы дошкольного образования в детском саду может вестись оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Диагностика индивидуального развития детей также отражается авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

  • «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  • «Детский сад – дом радости» автор – Н. М. Крылова
  • «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой
  • «На крыльях детства» под ред. Н. В. Микляевой
  • «Истоки» под ред. Л. А. Парамоновой
  • «Мозаика» авторы – В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева
  • «Тропинки» под ред. В. Т. Кудрявцева

Эта оценка может быть сопряжена с овладением воспитанниками базовой образовательной программы дошкольного образования. Так как главная задача программы - это обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности и захватывать предопределенные направления развития и образования. Из этого значит, что оценка индивидуального развития детей будет складываться в анализе освоенного ими содержания образовательных разделов: речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оценку индивидуального образования детей в детском саду воспитатель может проводить во время внутренней диагностики формирования показателей развития его личности. Результаты такой диагностики могут применяться только для индивидуализации образования. То есть подстраиваться под каждого ребенка. Помогать тем детям у которых возникли определенные трудности в образовательном процессе.

Диагностика выполняется в форме систематических наблюдениях воспитателя за детьми в детском саду при их повседневной жизни и, разумеется, в процессе образовательной деятельности с ними.

Диагностика в форме наблюдения выполняется в течение всего учебного года и во всех возрастных группах. Обнаруженные характеристики развития каждого малыша записываются воспитателем. На основании этих записей делаются определенные выводы в середине и в конце учебного года.

Учет соответствующих показателей воспитанника выражается в вербальной форме:

  • сформирован;
  • не сформирован;
  • находится в стадии становления.

В качестве характеристик оценки становления личности дошкольника можно выделить внешние особенности у него в поведении, деятельности. А также уделить внимание тому как он взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Эти характеристики показывают его развитие в каждой возрастной группе и, ввиду этого, в течение всего дошкольного периода.

Для примера в приложении к ФГОС (см. ниже) даны некоторые характеристики возможных достижений дошкольника в образовательном процессе, соответствующие определенному возрасту.

Выдержка из ФГОС, пункт 4.6:

При общем рассмотрении группу воспитатель может выявить детей, которым нужно уделить побольше времени и скорректировать или изменить обучающий процесс. Данные диагностики обязаны отображать динамику формирования показателей, которые развиваются у дошкольников в течение всего образовательного процесса. Отслеживая динамику развития дошкольника по показателям. Тем самым можно определить, какой характер она несет: регрессивный, прогрессивный или не изменяющийся. Также можно сделать общую психолого-педагогическую оценку правильности образовательных и воспитательных поступков взрослых на разных уровнях образовательного процесса. Можно, также определить те направления, в которых дошкольнику требуется помощь.

Выявленные показатели указывают на главные периоды развития дошкольников. Те качества, которые образовываются и развиваются в дошкольном возрасте. Они обуславливают благополучность перехода детей на очередной возрастной уровень. Таким образом, данные диагностики – это особенности динамики формирования показателей развития личности малыша в дошкольном образовании. Они помогут педагогу в начальных классах школы для организации более результативного взаимодействия с детьми в период их адаптации в первые школьные дни.

Если же не проводить эту диагностику, направленную на индивидуализацию образования, тогда не будет отслеживаться динамика становления каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Не будет возможности формировать и пополнять портфолио детей, чтобы учитывать их достижения, особенности и способности. И это может явиться причиной потери преемственности между дошкольным и начальным образованием.