Общественная оценка качества образовательной программы. Общественно-профессиональная экспертиза программ высшего образования

(утверждены заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 1 апреля 2015 г.)

Настоящие Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

1. Общие положения

Независимая оценка качества образования (далее - НОКО) - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:

  • привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
  • координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
  • совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.

Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:

1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):

  • в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
  • для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
  • для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;

2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях:

  • оценки уровня подготовки обучающихся и факторов, на него влияющих;
  • оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
  • определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;

3. Заинтересованными организациями:

  • для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.

4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

  • в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.

5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:

  • в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, и др.;

2. Проведение независимой оценки качества подготовки обучающихся (НОК ПО)

1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся, в том числе:

  • определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ;
  • выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся (в том числе применяемых образовательных технологий, методик, приемов обучения, учебно-методических комплексов);
  • выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
  • выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
  • определение степени эффективности принимаемых управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации);
  • создание необходимой базы информационно-аналитических материалов для принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования (включая уровень образовательной организации), направленных на повышение качества подготовки обучающихся.

2. Участниками отношений в сфере образования могут выступать:

  • обучающиеся;
  • родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
  • педагогические работники и их представители;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • работодатели и их объединения;
  • федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

3. Организации, осуществляющие независимую оценку качества подготовки обучающихся, устанавливают виды образования, группы обучающихся и/или образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится независимая оценка качества подготовки обучающихся, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся.

В качестве оператора, ответственного за проведение НОК ПО, могут привлекаться различные организации, такие как:

  • организации, подведомственные органу управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в субъекте Российской Федерации (муниципалитете). Например, центры оценки качества образования и/или подведомственные региональным органам управления образованием организации дополнительного профессионального образования, осуществляющие, кроме прочего, функции по проведению процедур независимой оценки качества образования (далее - организации ОКО, организации-операторы);
  • коммерческие организации, имеющие опыт в проведении процедур НОК ПО;
  • иные организации, обладающие необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования.

При проведении ведомственной независимой оценки качества образования привлечение организаций на роль организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение деятельности организаций-операторов осуществляется со стороны заказчика.

  • разработка методики и инструментария проведения НОК ПО;
  • разработка инструктивных и методических материалов;
  • разработка программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
  • обработка и анализ информации, получаемой в ходе НОК ПО;
  • проведение апробации разработанного инструментария для оценки качества подготовки обучающихся;
  • подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей);

НОК ПО осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования в соответствии с критериями и требованиями российских, иностранных и международных организаций.

4. В целях осуществления НОК ПО органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:

  • создают условия для развития организаций ОКО;
  • создают условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ПО на региональном уровне;
  • координируют работу субъектов НОК ПО на региональном уровне;
  • организуют разработку рекомендаций по проведению НОК ПО на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;
  • организуют разработку методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов независимой оценки качества подготовки обучающихся.

5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

  • сбор необходимой информации и ее представление организации, осуществляющей НОК ПО, в соответствии с требованиями оценочной процедуры;
  • необходимые условия для проведения оценочной процедуры в соответствии с инструктивными методическими материалами, которые разрабатывает организация ОКО;
  • по результатам участия в процедурах независимой оценки разрабатывает план мероприятий по улучшению качества подготовки обучающихся;
  • использует результаты НОК ПО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
  • обеспечивает открытость и доступ к информации об осуществлении НОК ПО на всех ее этапах.

6. Организации-операторы.

Функционал организаций-операторов определяется рамками соответствующего технического задания, заказа. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ПО организациям-операторам могут быть переданы следующие функции:

  • установление видов образования, групп обучающихся и (или) образовательных программ или их частей, в отношении которых проводится НОК ПО;
  • определение условий, форм и методов проведения НОК ПО;
  • определение размеров выборки и периодичность проведения НОК ПО;
  • разработка методики и инструментария проведения НОК ПО, в том числе анкет для сбора контекстной информации;
  • разработка инструктивных методических материалов;
  • сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ПО, формирование баз данных;
  • разработка (при необходимости) соответствующего программного обеспечения для сбора и/или анализа указанных данных;
  • обработка, анализ и интерпретация результатов процедур НОК ПО;
  • подготовка отчетов с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).

7. Процедуры НОК ПО осуществляются в целях:

  • повышения эффективности управления образованием;
  • повышения качества подготовки обучающихся;
  • корректировки подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников;
  • популяризации подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
  • развития разнообразия образовательных программ при сохранении единого образовательного пространства.

8. При подготовке управленческих решений на уровне региона, муниципального образования на основе результатов НОК ПО органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают:

  • информационное сопровождение процедур НОК ПО, открытость методик, на основе которых они проводятся;
  • условия для предоставления образовательными организациями в открытом доступе в сети "Интернет" достоверных данных, полученных в ходе НОК ПО.

Значительному повышению качества принимаемых решений на основании НОК ПО способствует всестороннее обсуждение не только результатов, но и основных характеристик процедуры оценки с экспертным и профессиональным сообществами, работодателями и их объединениями, общественными советами, а также самими участниками образовательных отношений и заинтересованными гражданами.

Результаты НОК ПО могут быть использованы при формировании рейтингов и других форм представления результатов оценочных процедур.

3. Проведение независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (НОК ОД)

1. Функции НОК ОД:

  • определение соответствия предоставляемого организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образования потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
  • ориентирование потребителей образовательных услуг при выборе образовательной организации (программы) для получения образования, соответствующего их интересам, потребностям и возможностям;
  • обеспечение открытости и доступности информации о деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • обеспечение различных заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей) достоверной информацией, охватывающей различные аспекты деятельности образовательных организаций, для обоснованного принятия управленческих решений (например, при проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, кадровых перестановках, разработке программы по развитию системы образования и др.) и разработки программ и мер повышения качества образовательных услуг;
  • повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

2. Для выполнения работ (оказания услуг) по проведению НОК ОД могут привлекаться организации-операторы, в том числе:

  • федеральные организации, осуществляющие функции по оценке качества образования;
  • организации, подведомственные федеральным и региональным органам управления образованием и осуществляющие функции по оценке качества образования в данном субъекте Российской Федерации (в соответствующем муниципалитете);
  • иные организации, которые обладают необходимым кадровым потенциалом и опытом работы в сфере оценки качества образования, социологических исследований, рейтингования организаций социальной сферы.

К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены:

  • некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
  • коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы.

Привлечение организаций на роль оператора НОК ОД может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания.

Виды работ, услуг, которые могут входить в техническое задание для организаций-операторов:

  • разработка методики и инструментария проведения оценки;
  • сбор и обобщение данных, полученных в ходе НОК ДО, формирование баз данных;
  • обработка и анализ информации, полученной в ходе НОК ДО;
  • распространение (публикация, организация обсуждения и др.) результатов проведенной оценки;
  • иные виды работ, услуг, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД органы управления образованием реализуют следующие функции:

  • формируют общественные советы по проведению НОК ОД. Формирование таких общественных советов осуществляется с обязательным участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (далее - общественные организации). В случае если при органе управления образованием уже существует действующий общественный совет, функции и полномочия по проведению НОК ОД могут быть возложены на него. Делегирование полномочий по проведению НОК ОД действующему общественному совету может осуществляться только при условии согласования с соответствующим общественным советом;
  • утверждают Положение об общественном совете по проведению НОК ОД. В случае делегирования полномочий по проведению НОК ОД уже существующему общественному совету орган управления образованием должен утвердить внесение изменений и дополнений в Положение соответствующего общественного совета;
  • разрабатывают с учетом предложений общественного совета по проведению НОК ОД техническое задание для организации ОКО (организации-оператора);
  • размещают информацию о результатах НОК ОД на своих официальных сайтах и официальном сайте Минобрнауки России;
  • рассматривают и учитывают в своей управленческой деятельности результаты НОК ОД, рекомендации по совершенствованию системы образования, предоставленные общественным советом по проведению НОК ОД;
  • обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Для этого могут быть использованы сервисы интерактивного голосования, электронное анкетирование, обсуждение на открытых коммуникативных площадках (форумах).

Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве образовательной деятельности организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении организации-оператора, ответственного за проведение НОК ОД, а также при необходимости предоставляют организации-оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).

4. Общественные советы по проведению НОК ОД:

  • определяют перечни организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проводится НОК ОД;
  • формируют предложения для разработки технического задания для организации-оператора, принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупках работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления с организацией оператором;
  • устанавливают при необходимости критерии НОК ОД (дополнительно к установленным пунктом 4 статьи 95.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" критериям);
  • проводят НОК ОД с учетом информации, представленной организацией-оператором;
  • представляют соответственно в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления результаты НОК ОД, а также предложения об улучшении их деятельности.

Общественный совет по НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав указанного общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети "Интернет".

5. Для обеспечения условий и качества проведения НОК ОД организации, осуществляющие образовательную деятельность, выполняют следующие функции:

  • предоставляют в открытом доступе в сети "Интернет" отчет о результатах самообследования, а также информацию о своей деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  • по результатам участия в процедурах НОКО разрабатывают, согласовывают с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
  • используют результаты НОКО для решения задач, отраженных в образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
  • могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.

6. Основные критерии и соответствующие параметры оценки деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В качестве основных критериев НОК ОД выступают:

  • открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
  • удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Данные критерии являются обязательными при проведении НОК ОД. Дополнительно к ним органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут включить в проведение НОК ОД иные критерии, отражающие характеристики образовательных организаций и программ, важные для соответствующей системы образования.

Введение (при необходимости) дополнительных критериев НОК ОД осуществляется общественным советом по проведению НОК ОД.

7. НОК ОД организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

Каждая процедура НОК ОД может охватывать различные группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Группы участников таких процедур могут формироваться следующим образом:

  • полный охват всех организаций определенного типа;
  • выборочный охват организаций определенного типа.

При выборочном охвате необходимо точно определить характеристики организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основании которых будет проводиться отбор участников НОК ОД.

В частности, это могут быть:

  • характеристики контингента обучающихся (например, школы, работающие в сложном социальном контексте);
  • территориальная отнесенность (например, дошкольные образовательные организации, расположенные в сельской местности);
  • ведомственная принадлежность;
  • объемные показатели организации, осуществляющей образовательную деятельность (например, малокомплектные школы);
  • специализация образовательных программ;
  • иные характеристики.

8. Процедуры НОК ОД осуществляются с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Они призваны способствовать:

  • развитию конкурентной среды в системе образования;
  • популяризация подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
  • сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.

Информация о результатах НОК ОД размещается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет".

Результаты оценки являются значимыми для широкого круга заинтересованных групп пользователей (органы исполнительной власти, руководители образовательных организаций, педагогический коллектив, обучающиеся, родители (законные представители) и других заинтересованных групп пользователей. Необходимо обеспечивать свободный доступ к полученным результатам НОКО.

9. Подробная информация об осуществляемых в субъекте Российской Федерации процедурах НОК ОД должна размещаться в открытом доступе и содержать:

  • описание методов и индикаторов, используемых при формировании Форм образовательных организаций;
  • сведения о баллах для каждого отдельного индикатора, используемых для расчета итогового/комплексного индикатора;
  • анализ и интерпретацию полученных в ходе оценочных процедур результатов.

При формировании Форм организаций, осуществляющих образовательную деятельность, или реализуемых ими образовательных программ необходимо учитывать специфику факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг (территориальное расположение, направленность образовательных программ, особенности контингента обучающихся и др.).

Все информационные источники, используемые для построения Форм, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (данные ведомственной статистики, базы данных, мнения обучающихся, учителей и родителей (законных представителей) и т.п.).

Формы, представленные в открытом доступе, должны содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные пользователи или образовательные организации, включенные в Формы, могут получить разъяснения о методологии, направить свои комментарии.

При построении Форм в сфере общего и дополнительного образования детей целесообразно опираться на "Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации", утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 года.

3. Результаты независимой оценки качества образования могут быть представлены в различных формах (далее - Формы):

Рейтинг - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники оценки (организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные программы или системы образования) сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Как правило, размещение осуществляется по принципу "от лучших - к худшим".

Рэнкинг - это форма представления результатов оценки качества образования, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма, а база данных для получения всех интересующих вариантов ранжирований исходного списка.

Таблица лиг - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. В одну лигу входят участники, получившие сопоставимые оценки по выбранным показателям. Все участники, вошедшие в одну группу (лигу), считаются примерно равными по данным показателям.

Топ лучших - это форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой выделяются только те участники, которые попали в список "лучших". Количество "лучших" для топа определяют организаторы (заказчики) оценки. Для этого используют, как правило, круглые числа: Топ-100. Список "лучших" может также определяться самими оценками, полученными участниками при проведении оценочной процедуры. В этом случае "лучшие" - это те, кто получил оценку не ниже заданного порога.

Аналитические материалы - это форма обобщенного представления результатов оценки качества образования, при которой индивидуальные оценки участников могут вообще не упоминаться, либо использоваться в качестве единичных отдельных примеров. Аналитические материалы могут быть оформлены как инфографика либо как текстовый документ. Примерами текстовых аналитических материалов являются публичные доклады, отчеты о результатах и перспективах деятельности образовательных организаций и систем.

4. Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития независимой оценки качества образования

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 95 "Независимая оценка качества образования");
  • Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной Палате Российской Федерации";
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295;
  • Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации";
  • Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";
  • Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. N 951 "О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 487-р";
  • Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
  • "Принципы рейтингования в образовании Российской Федерации", утвержденные Общественной Палатой Российской Федерации в марте 2014 г. http://www.oprf.ru/files/2014dok/reyting_obrazovanie01122014.pdf ;

В качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. N 13-312 "О подготовке публичных докладов".

- 162.00 Кб

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

по образовательной программе дополнительного профессионального

образования «Современный образовательный менеджмент.

Принцип государственно-общественного управления в образовании»

«Общественная оценка качества образования в образовательном учреждении»

ВЫПОЛНИЛА: Воскресенская Людмила Александровна

НОМЕР ГРУППЫ: 116ф

РЕЦЕНЗЕНТ: (не заполнять)

Челябинск – 2014

  1. Введение………………………………………………………… … ……... 3
  2. Общественное участие в управлении образованием

2.2.Управляющий Совет – гражданское участие в управлении образованием……………………………………………… …………..10

2. 3.Общественное участие в оценке качества образования: социологический анализ………………………………………………15

III.Заключение …………………………………………………………….. ..26

IY.Список литературы…………………………………………………… ….27

  1. Введение

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности) .

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

  • обеспечение инновационного характера базового образования;
  • модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
  • создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее – Программа) является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачами Программы являются:

Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг .

В рамках мероприятия «Создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования»:

  • разрабатывается новая модель общероссийской системы оценки качества общего образования, охватывающая федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также создан инструментарий ее реализации с обеспечением комплексного электронного мониторинга качества образования;
  • создаются механизмы комплексной оценки академических достижений обучающегося, его компетенций и способностей. Для ступеней и уровней образования, обучение на которых не заканчивается выдачей документа государственного образца, указанные выше механизмы будут носить мониторинговый характер;
  • отрабатываются механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.

Проблемы оценки качества образования являются приоритетными для современной образовательной политики. За последние годы в целях реализации названного приоритета разработано и реализуется значительное количество федеральных проектов общесистемного характера, это и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», и Федеральная целевая программа развития образования до 2015 года, и новые федеральные государственные образовательные стандарты.

В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках введения единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В работах последних лет находит отражение мировой опыт разработки инструментария оценивания результатов обучения, в том числе тестирования и обработки результатов, на основе современных теорий педагогических измерений.

В частности, в настоящее время введена модель новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Завершился эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в XI классе. Ведётся работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов; разработке технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений, технологии оценки готовности детей к обучению в начальной и основной школе.

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Такие структуры, как родительские комитеты, школьные советы, попечительские советы, советы работодателей и др. существуют сегодня как проводники образовательной политики государства, как помощники органов управления образования, администрации учебных заведений.

Вопрос участия общественности в управлении образованием, вызван необходимостью роли и значения общественности для повышения эффективности управления образовательными системами, условий повышения роли общественности в усилении образовательного потенциала школ. Важным является привлечение к экспертизе широкого круга социальных и педагогических партнёров, в том числе и родителей. Перед школой встаёт вопрос решения социального заказа общества с помощью постановки и решения определённых задач.

Специалистами изучен огромный опыт общественного участия в управлении образовательными организациями в зарубежных странах, а так же их участия в оценке качества образования.

  1. Основная часть. Вовлечение общественности в оценку качества образования
    1. Опыт зарубежных стран по вопросу общественного участия в управлении образованием

Задачей государственно-общественного управления в сфере общего образования является вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики на всех уровнях, достижение консенсуса по поводу принимаемых решений и совместная деятельность по их реализации.

Тенденция расширения участия общества в функционировании института образования реализуется, как отмечается в литературе, в следующих направлениях :

  • определение предмета деятельности общественных и государственно-общественных структур в области управления образованием;
  • наличие у общественных (школьных и попечительских советов) и государственно-общественных структур не только прав и полномочий, но и адекватных им обязанностей в области управления образованием;
  • наличие общественных и государственно-общественных органов и структур на всех ступенях управления образованием, от учебного заведения до национального уровня.

Интересным опытом создания таких форм участия общества в развитии института образования может служить создание школьных советов. В частности в Англии с 70-х годов началась практика создания представительного органа на местном уровне – школьного совета, в котором родители были бы равными партнерами. Сходные процессы проходили и в других странах – считается, что вовлечение родителей обычно является частью процесса децентрализации образовательной системы. Школы, управляемые с помощью школьных советов, принимают решения относительно учебных планов и программ, о наборе учителей и о других важных аспектах. Среди стран, в которых родители в тех или иных формах все шире привлекаются к участию в работе школ, можно назвать США, Австралию, Норвегию, Израиль, Новую Зеландию. Ответственность за обучение детей передается от центральных ведомств школьным советам, в которых большую роль играют родители .

Родителей привлекают в основном к участию в административных мероприятиях, оставляя сам процесс обучения профессионалам. Однако постепенно участие родителей в работе школ приобретает все новые формы. Одна из таких форм – привлечение родителей к отчетности школы – имеет форму как отчетов школы в целом перед родителями, так и по отдельным учащимся. Например, родители в таких странах, как Англия и Уэльс, Австралия, участвуют в инспектировании школ. Предполагается, что школьные советы, и родители в их составе, должны быть в курсе всей работы школы.

Формы участия родителей становятся все более сложными. Можно выделить пять основных направлений привлечения родителей на уровне школы к участию в обучении своих детей: выбор школы, принятие решений в формальных структурах, учение и обучение, воздействие на физическое и материальное окружение, коммуникация.

В рамках названных направлений возникает множество практических вопросов относительно участия «групп интересов», представленных в образовательном процессе. Во многих странах правительства используют выбор школы родителями как средство совершенствования качества работы школ – согласно законам рынка, родители выбирают лучшие школы. Однако возникает целый ряд вопросов: В какой мере существующая общественная политика и практика позволяют родителям осуществить выбор? Насколько информированы родители при выборе школы? Какова взаимосвязь между выбором школы и тем, как учится ученик?

Обычно родители привлекаются для поддержки и совершенствования окружающей среды и привлечения дополнительных ресурсов – человеческих и материальных. Тут также возникают вопросы о мере их привлечения к этому аспекту школьной жизни: В какой мере родители привлечены к поддержанию школьных зданий? В какой мере родители привлечены к обеспечению учебными ресурсами?

Коммуникация между родителями и школой может рассматриваться как интегральный компонент процесса участия родителей в работе школы. Именно процесс обмена информацией между школой и домом является важной частью их взаимодействия, направленного на улучшение качества учебной деятельности учащихся. В какой мере родители участвуют в создании школьных советов? В какой мере родители принимают участие в планировании развития школы? В какой мере родители участвуют в работе по оценке деятельности школы? В какой мере родителей привлекают к принятию решений о способах измерения и оценки достижений, используемых в классе? В какой мере ценности школы поддерживаются в домашней обстановке? Каким образом родителей информируют о предстоящих событиях в жизни школы? Каким образом родители информируют школу о благополучии своих детей?

Можно заметить, что для большинства развитых зарубежных стран характерна тенденция поиска различных форм участия родителей в образовательной деятельности школы, вовлечение их в процесс оценки качества обучения в роли полноправных субъектов образовательного процесса, привлечение родителей к отчетности школы.

    1. Управляющий Совет - гражданское участие в управлении образованием

В Советском Союзе общественность была исключена из управления образованием. Деятельность школ была «за занавесом» для родителей и общественности. В последнее же время Совету школы, Попечительскому Совету, Управляющему Совету отводится значительная роль. Особыми полномочиями наделен именно Управляющий Совет .

Управляющий совет - коллегиальный представительный орган реального совместного управления школой в целом со стороны учредителя, директора, представителей учителей, других работников школы, учащихся и их родителей (законных представителей), представителей «внешкольной», но заинтересованной в делах школы, активной общественности.
Автором (и «двигателем» на федеральном уровне) идеи управляющего совета школы являлся А.А. Пинский, который выбрал термин «управляющий совет» именно для того, чтобы подчеркнуть обязательность наличия у этого органа управленческих полномочий (прав на принятие управленческих решений по ряду значимых вопросов функционирования и развития общеобразовательного учреждения в целом) .

Краткое описание

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
обеспечение инновационного характера базового образования;
модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

Содержание

Введение…………………………………………………………… ……... 3
Общественное участие в управлении образованием
2.1.Из опыта зарубежных стран……………………………………….7
2.2.Управляющий Совет – гражданское участие в управлении образованием…………………………………………………………..10
2. 3.Общественное участие в оценке качества образования: социологический анализ………………………………………………15
III.Заключение …………………………………………………………….. ..26
IY.Список литературы……………………………………………………….27

1

Раскрывается современное состояние и основные тенденции развития отечественной системы гарантии качества дополнительного профессионального образования. Для определения эффективности, востребованности и актуальности дополнительных профессиональных программ в статье описана профессионально-общественная экспертиза как инструмент оценки качества дополнительных профессиональных программ, для которых не устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования и которые разрабатываются и реализуются образовательными организациями среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования. Проанализированы результаты апробации организационно-педагогических условий реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ в работе аккредитационного агентства в сфере профессионального образования. Автор констатирует, что гарантии качества программ дополнительного профессионального образования в полной мере может предоставить профессионально-общественная экспертиза как механизм признания качества образования или обучения.

организационно-педагогические условия экспертизы

профессионально-общественная экспертиза

оценка качества дополнительных профессиональных программ

дополнительное профессиональное образование

1. Аниськина Н. Н. Новые горизонты ДПО // Высшее образование в России. – 2013. – № 3. – С. 3–10.

2. Аниськина Н. Н. Формирование единых требований для оценки качества ДПО // ДПО в стране и мире. – 2013. – № 6 (6). – С. 1–5.

3. Бебенина Е. В. Общественно - профессиональная экспертиза как фактор повышения качества образовательного процесса: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2011. – 24 с.

4. Гукова А. В. Экспертиза качества программ ДПО // Аккредитация в образовании. – 2014. – № 3. – С. 77–79.

5. Мотова Г. Н., Аносова Н. А. Нормативно-правовые основы функционирования системы ДПО в современном мире // ДПО как эффективный инструмент конкурентоспособности российской экономики в свете вступления в ВТО и принятия нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»: материалы XI международ. научно-практич. конф. (Ярославль, 22–24 мая 2013г.). – Ярославль, 2013. – 198. – С. 23–31.

6. Отчеты внешних экспертных комиссий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: www.аккредитация. рф (дата обращения: 15.04.2016).

В Концепции развития системы непрерывного образования в РФ до 2012 года, Концепции социально-экономического развития РФ, определяющей пути развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020), Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, Государственной программе «Развитие образования до 2020 года» указано, что важная роль в совершенствовании и обновлении знаний специалистов принадлежит системе ДПО. При этом в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для программ дополнительного профессионального образования (ДПО) не установлены требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральные государственные требования (ФГТ).

Отмена государственной аккредитации в отношении программ ДПО, необходимость создания профессионально-общественных форм оценки качества этих программ, создание институциональной среды с широким привлечением представителей образовательного и профессиональных сообществ, работодателей, общественности, физических лиц к оценке качества дополнительных профессиональных программ требуют разработки и реализации профессионально-общественной экспертизы для оценки и совершенствования их качества.

Актуальность исследования раскрывается в трех аспектах, определивших направления исследовательского поиска. В общенаучном аспекте констатируется объективная необходимость изменений в методологии решения проблем управления дополнительным профессиональным образованием в контексте профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ. Профессионально-педагогический аспект актуальности определяется противоречием между обозначенной в государственных документах важной ролью системе дополнительного профессионального образования в совершенствовании и обновлении знаний специалистов и отсутствием соответствующей этим требованиям институциональной среды дополнительного профессионального образования. Социально-педагогический аспект выражается в необходимости создания профессионально-общественных форм оценки качества дополнительных профессиональных программ при отмене в их отношении государственной аккредитации, отсутствии соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Цель исследования: обосновать организационно-педагогические условия реализации профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе АНО «Национальный центр профессионально-общественной аккредитации» г. Йошкар-Олы.

Методологической основой исследования на философском уровне явились диалектико-материалистическая теория познания; на общенаучном уровне - основные положения системного (В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеер и др.); технологического (В.П. Беспалько, Н.В. Бордовская, В.М. Букатов, Т.А. Ильина и др.); компетентностного (А.А. Вербицкий, В.Г. Иванов, В.А. Комелина, Т.В. Машарова, А.П. Тряпицына и др.), акмеологического (Б.Г. Ананьев, А.А. Дергач и др.), средового (Т.В. Менг, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.), междисциплинарного (А.Г. Бермус, С.Ю. Семенов, Д.И. Фельдштейн и др.), кластерного в профессиональном образовании (Е.А.Корчагин, А.В. Леонтьев, Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева, Э.Р. Хайруллина и др.), ценностно-мотивационного (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев и др.), субъект-субъектного (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик и др.), личностно-ориентированного (К.А. Абульханова и др.) подходов; исследования теории управления в образовании (А.Г. Бермус, В.М. Лизинский, М.М. Поташник, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.); методология оценочной деятельности (Д.А. Новиков, А.И. Орлов, П. Лемпинен, R. Arnold, A. Correa, A. Schelten, D. Stufflebeam и др.); на частнонаучном уровне - методология и теория педагогических исследований (В.И. Андреев, В.А. Болотов, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков).

Теоретическую основу исследования составляют: теории проектирования и моделирования систем государственной и профессионально-общественной аккредитации (Е.В. Бебенина, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, Ю.П. Похолков, В.Д. Шадриков и др.); теория институциональной методологии (С.Б. Авдашева, И.А. Ашмаров, С.В. Истомин и др.); положения общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ на базе Межрегионального ресурсного центра (Е.Я. Коган, Т.В. Мясникова и др.); исследования по обеспечению качества дополнительных профессиональных программ (Н.Н. Аниськина, В.Г. Иванов, Е.В. Казакова и др.); общенаучные и частнонаучные труды об особенностях процесса образования взрослых (Н.Ю. Бармин, Н.О. Вербицкая, С.Г. Вершловский, Г.А. Игнатьева, Т.В. Машарова, В.И. Слободчиков и др.); работы, посвященные технологиям профессионального образования и повышения квалификации (А.А. Вербицкий, Ф.Н. Клюев, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, О.В. Тулупова и др.); исследования о становлении человека как субъекта образовательного процесса (В.В. Давыдов, А.В. Мудрик и др.).

Методы исследования: теоретические: изучение философской, научно-педагогической, социально-психологической, экономической, научно-методической литературы и нормативной документации, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация, сравнение; эмпирические: изучение практического педагогического опыта, экспертная оценка, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент; статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Под профессионально-общественной экспертизой дополнительных профессиональных программ мы понимаем процесс взаимодействия субъектов государства, экономики (профессиональные сообщества, рынок труда, работодатели), образовательных организаций, реализующих ДПП, общества, личности на основе институтов, призванный подтвердить степень признания программы в отношении качества подготовки слушателей; и комплекс процедур , в результате которых приобретается признание соответствия уровня подготовки слушателей, освоивших программу, требованиям профессиональных сообществ, объединений работодателей, представляющих интересы системных потребителей образовательных услуг, и показателям и критериям аккредитующей организации (независимой организации, уполномоченной работодателями, их объединениями).

На основе анализа теоретических источников и практического опыта нами было сформулирована рабочая гипотеза, согласно которой реализация профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ будет эффективной, если обеспечены следующие организационно-педагогические условия:

  • формирование институциональной среды для эффективной реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ;
  • создание специализированной структуры для реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ;
  • разработка методического и технологического обеспечения профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ;
  • формирование системы ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов профессионально-общественной экспертизы.

В нашем исследовании мы будем рассматривать организационно-педагогические условия реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ как условия, выполняющие роль правил, обеспечивающих эффективную оценку качества дополнительных профессиональных программ.

Рассмотрим теоретическое обоснование данных организационно-педагогических условий реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ.

Первое условие - формирование институциональной среды для оптимальной реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ. Основываясь на средовом подходе, рассматриваем данное условие как важнейший фактор, обеспечивающий эффективность экспертной деятельности. В данном исследовании под институциональной средой профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ, для которых не установлены требования ФГОС и ФГТ, мы будем понимать чёткий, упорядоченный набор институтов, которые определяют правила, позволяющие формировать систему оценки качества дополнительных профессиональных программ. Институциональная среда - упорядоченный набор институтов, которые объединяют ресурсы для оценки качества программы, распределяют функции, права и обязанности, разрабатывают задачи и принципы, определяют содержание программ, финансируют программы, определяют методы, критерии, технологию оценки, распределяют ответственность, разрабатывают механизмы признания. Институциональная среда - это пространство для формирования субъект-субъектных отношений между всеми потребителями услуг системы ДПО, которое характеризуется различными уровнями взаимодействия, управления, степенью полномочий и которое приведено к единой платформе в системе оценки качества ДПО.

Все субъекты «институциональной среды» имеют общую цель, которая заключается в повышении качества дополнительных профессиональных программ . Для этого они объединяют общественные, профессиональные, образовательные, экспертные, личностные ресурсы; совместно определяют содержание, источники, средства, педагогические технологии; несут индивидуальную и коллективную ответственности при субъект-субъектных отношениях; формируют позитивное взаимодействие. Важно определить, какие субъекты «институциональной среды» находятся непосредственно в сферах образования, экономики, в системе оценки качества дополнительных профессиональных программ, общественно-производственных (рыночных) отношений и каким образом и на каких уровнях они взаимодействуют.

Также субъекты «институциональной среды» согласовывают показатели и критерии оценки качества дополнительных профессиональных программ, используют экспертные методы, определяют технологию и процедуры последовательного внутреннего и внешнего оценивания, механизмы признания . Следовательно, сама «институциональная среда» может быть рассмотрена как объект в процессе модернизации образования и экономики России.

Второе условие - создание специализированной структуры для профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ, которая включает, во-первых, независимую от органов управления образованием, некоммерческую аккредитующую организацию, пул сертифицированных экспертов, представляющих всех субъектов рынка ДПО, и орган, принимающий решение. Основной функцией организации должна быть регулярная деятельность по оценке качества программ. Организация должна иметь собственные нормы и правила: внутренние требования к качеству, способность разрабатывать собственную методологию, обеспечивать методическое сопровождение, коммуникативные связи, иметь требования к экспертам, показатели, четкий регламент проведения всех процедурных вопросов; обладать материальными средствами. Она должна быть признана всеми субъектами институциональной среды, иметь внутреннее и международное признание, опыт аккредитационной деятельности.

Во-вторых, в структуру входит образовательная организация, которая проводит маркетинговые исследования с целью изучения требований рынка труда, физических лиц, разрабатывает и реализует программы, имеет внутренние требования к качеству программ, механизмы обратной связи с потребителями , .

В-третьих, потребители программ: государство, общество, отраслевые министерства и ведомства, рынок труда, представители профессиональных сообществ, физические лица - на основе компетентностного и личностно-ориентированного подходов разрабатывают требования к содержанию программ, условиям реализации, результату.

Структура характеризуется коммуникативными связями, взаимными отношениями, стабильностью образовательного, общественного и профессионального развития, системной поддержкой разнообразных направлений взаимодействия .

Третье условие - разработка методического обеспечения профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ.

В разработке методического обеспечения профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ мы, опираясь на исследования Н.Н. Аниськиной, Н.Ю. Бармина, В.П. Беспалько, В.Г. Иванова, Г.А. Игнатьевой, В.А. Сластенина и др., основываемся на понимании того, что данный процесс направлен на обеспечение успешного взаимодействия образовательной и аккредитующей организаций и позволяет экспертам качественно провести экспертизу дополнительных профессиональных программ.

Выбор четвертого условия - формирование системы ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов экспертизы - продиктован тем, что в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописан добровольный характер профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ.

Опираясь на исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна и др., под системой ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов экспертизы мы понимаем субъективную систему факторов, используемую субъектами экспертизы в процедурах оценки качества образовательных программ.

Факторы актуализируют экспертную деятельность для социализации личности через непрерывное активное включение в систему профессиональных и общественных отношений, превращающих личность из объекта в субъект, расширяющих социальные горизонты и осознающих взаимосвязь между получением образования через всю жизнь и реализацией возможностей, предлагаемых социумом.

Ценностно-мотивационные факторы включают установки на высоко значимые позитивные состояния, определяющие успешность саморазвития, самореализации, самосовершенствования взрослых. Позитивные установки носят выраженный акмеологический характер, способствуют более полной мобилизации деятельностного и мотивационного потенциала, создают оптимистический настрой. Ценность экспертизы с участием всех субъектов придают мероприятия по актуализации гуманистической направленности оценки программы, установки на ее престижность и социальную значимость.

Целенаправленное формирование ценностно-мотивационных факторов актуализации субъектов экспертизы - это, по существу, формирование самой системы оценки качества дополнительных профессиональных программ. Ценностно-мотивационные факторы, стимулируя экспертную деятельность, придают ей творческий характер, органически соединяют процесс овладения экспертными знаниями с их практическим применением, позволяют использовать уже имеющиеся знания для приобретения новых. Развитие системы оценки качества дополнительных профессиональных программ возможно только при наличии у субъектов институциональной среды положительной мотивации.

В связи с этим важным моментом в процессе реализации профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ является формирование системы ценностно-мотивационных факторов, которая основывается на потребностях всех субъектов институциональной среды. Для полноценной реализации профессионально-общественной экспертизы как инструмента оценки качества дополнительных профессиональных программ нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед всеми субъектами институциональной среды, были не только поняты, но и внутренне приняты ими, чтобы они приобрели общественную, профессиональную и личностную значимость.

Выводы

Данное исследование основано на детальном анализе апробации модели реализации общественно-профессиональной экспертизы сетевых образовательных программ профессиональных модулей в рамках проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в различных областях на базе межрегиональных отраслевых ресурсных центров» (МОРЦ в области лесного хозяйства ФГБОУ ВПО «ПГТУ»); профессионально-общественной аккредитации семнадцати дополнительных профессиональных программ в ФГБОУ ВПО «Институт русского языка им. А. С. Пушкина», тринадцати программ в ФАУ «Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства» (г. Пушкино) .

Данные экспериментальной работы доказывают, что выявленные организационно-педагогические условия реализации профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ способствуют проведению качественной экспертизы программ. Мировой опыт показывает, что реализация профессионально-общественной экспертизы дополнительных профессиональных программ, программ профессиональной подготовки, программ непрерывного образования является в настоящее время наиболее перспективной экспертной системой, обеспечивающей гарантии качества данных программ.

Библиографическая ссылка

Аносова Н.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24828 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Процедура государственной аккредитации образовательной деятельности нашла достаточно подробное отражение в действующем законодательстве. Все же действующая система аккредитации сегодня представляется не совсем эффективной в смысле обеспечения и контроля качества образования. При существующей системе аккредитации оценку качества подготовки студентов производит академическое сообщество и при этом никак не участвует профессиональное сообщество. В этом смысле российская модель государственной аккредитации близка континентальной модели, основанной на наделении государственной власти функцией контроля за качеством образования. Как верно отмечает ректор Тверского государственного университета А.В. Белоцерковский, «…если целью обучения является подготовка к профессиональной деятельности, то кто, кроме уважаемых и признанных представителей профессии, может лучше оценить качество подготовки…». Надо отметить, что государственный, а не общественно-государственный характер аккредитации выступает одним из самых главных недостатков российской модели аккредитации. В настоящее время многие вузы стремятся получить общественную аккредитацию.

Отсутствие взаимодействия между профессиональным образованием и работодателями выступает серьезной проблемой на всех стадиях организации профессионального обучения. Этой проблемой озадачены многие. Так, первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы прежнего созыва Ю Карабасов, отметил, что «отсутствие отраслевого управления в стране подрывает систему профессионального образования. Отраслевые вузы недобирают абитуриентов, сокращаются научно-педагогические школы…, а отрасль, для которой в учебных заведениях готовятся кадры, за этим не следит. Сообщества производителей не интересует, например, сколько осталось «отраслевых» профессоров по направлениям подготовки в России….» - совершенно точно отмечает Ю. Карабасов. Эта проблема проявляется при разработке образовательных стандартов профессионального образования, при установлении контрольных цифр приема, при непосредственной организации учебного процесса и, наконец, при оценке качества подготовки выпускника образовательного учреждения.

Несомненно, российским законодателем проделана огромная работа по внедрению и совершенствованию системы государственной аккредитации образования. С момента принятия Закона РФ «Об образовании» прошло чуть более 20 лет, и мы уже начали понимать необходимость широкого привлечения общественности к столь важной социальной сфере, как образование (для сравнения в США система общественной аккредитации действует на протяжении 150 лет). Сложившаяся система государственной аккредитации получила признание, как в России, так и за рубежом. Так система государственной аккредитации получила признание Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании. Однако, как отмечает Г.Н. Мотова, «государственная аккредитация из механизма отбора достойных вузов стала массовым и обязательным явлением. И перестала быть механизмом мотивации для вузов страны….». Несмотря на широкое признание российской системы аккредитации, руководство страны серьезно задумалось о необходимости «широко привлекать к аккредитации общественные организации, профессиональные объединения, работодателей….». В условиях реформирования всей системы образования, главной целью которого выступает обеспечение качественного образования, механизмы обеспечения качества образования должны претерпевать самые серьезные изменения.

Федеральный закон об образовании предлагает несколько инструментов по привлечению общественности к качеству образования. Это такие инструменты, как проведение педагогической экспертизы, независимая оценка качества образования, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

1. Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. Проведение педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, организуется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию. Заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в тридцатидневный срок со дня получения этого заключения. Результаты рассмотрения этого заключения размещаются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет. Порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Независимая оценка качества образования проводитсяв отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.

Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – организация, осуществляющая оценку качества). Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах. Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.

Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.