Должностные инструкции психолога в детском саду. Должностная инструкция

Педагог-психолог работает на стыке двух специализаций, соответственно, и базовое профессиональное образование у него может быть разным, что мы и указали в нашем образце должностной инструкции педагога-психолога. Содержание должностных обязанностей педагога-психолога может разниться, в зависимости от того работает он в обычной школе, интернате или другом детском учреждении. В должностную инструкцию педагога-психолога можно включить и пункт о консультациях и помощи коллегам-педагогам.

Должностная инструкция педагога-психолога

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог относится к категории технических исполнителей.
1.2. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом директора учреждения.
1.3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.4. На время отсутствия педагога-психолога его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность педагога-психолога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология», стаж работы от 2 лет.
1.6. Педагог-психолог должен знать:
- законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления по вопросам образования;
- нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты;
- общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
- основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
- современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
1.7. Педагог-психолог руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности педагога-психолога

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения.
2.2. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
2.3. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
2.4. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
2.5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).
2.6. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
2.7. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.
2.8. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.9. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
2.10. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

3. Права педагога-психолога

Педагог-психолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность педагога-психолога

Педагог-психолог несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

1.1. Педагог-психолог относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. На должность педагога-психолога принимается лицо, имеющее высшее образование по профильным направлениям, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность педагога-психолога в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.5. Педагог-психолог должен знать:

Методологию психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии;

Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования;

Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса;

Теорию и методы организации психологического исследования;

Теории и методы педагогической психологии, историю и теории организации образовательного процесса;

Методы статистического анализа данных психологического исследования;

Методы верификации результатов исследования;

Методы интерпретации и представления результатов исследования;

Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики;

Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ;

Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования;

Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды;

Современные теории и методы консультирования;

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития;

Этические нормы организации и проведения консультативной работы;

Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы;

Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи;

Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

Стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами);

Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы;

Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы;

Теорию, методологию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования;

Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи;

Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

Методы математической обработки результатов психологической диагностики;

Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования;

Психологию личности и социальную психологию малых групп;

Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся;

Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся;

Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся;

Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций;

Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи;

Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды;

Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития;

Теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива;

Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе;

Превентивные методы работы с обучающимися "группы риска" (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии);

Профессиональную этику;

Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей;

Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка;

Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности;

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;

Историю и теорию проектирования образовательных систем;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда, техники безопасности и противопожарной защите.

2. Должностные обязанности

На педагога-психолога возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

2.2. Разработка программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ.

2.4. Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей.

2.5. Разработка и реализация мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами.

2.6. Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.7. Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности.

2.8. Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды.

2.9. Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся.

2.10. Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса.

2.11. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.12. Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.

2.13. Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.

2.14. Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

2.15. Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам.

2.16. Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.

2.17. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.18. Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении.

2.19. Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации.

2.20. Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся.

2.21. Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.

2.22. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.23. Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные Ресурсы.

2.24. Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.

2.25. Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.

2.26. Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов.

2.27. Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности.

2.28. Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.

2.29. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.30. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста.

2.31. Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности.

2.32. Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов).

2.33. Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации.

2.34. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка.

2.35. Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.

2.36. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2.37. Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся.

2.38. Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер.

2.39. Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения.

2.40. Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения.

2.41. Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию).

2.43. Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

3. Права работника

Педагог-психолог имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в работе организации и вносить предложения по их устранению.

3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений и других специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя организации).

3.6. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.7. [Указать иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность работника

Педагог-психолог несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4 ……… (другие положения об ответственности)

5. Заключительные положения

5.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта " ", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

5.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

5.3. ……… (другие заключительные положения).

«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель Заведующий МБДОУ «Центр развития

профкома: ребенка-детский сад» с. Нижнеяркеево

М.А. Шамсиева ________ Л.М. Камалтдинова

«___» __________ 20__г. «___» __________ 20___г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № ____

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ДЕТСКОГО САДА

Настоящая должностная инструкция разработана на основе единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. № 761 (ред. от 31.05.2011г.) и в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

    1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.

      На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

      Педагог-психолог назначается и освобождается от должности заведующей ДОУ.

      Педагог-психолог должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Декларацию прав и свобод человека;

Конвенцию о правах ребенка;

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости воспитанников и их социальной защиты; общую психологию;

Педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

Основы дефектологии, психотерапии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

Методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

    1. Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно заведующей ДОУ, а по профессиональной линии – руководителю научно-методического кабинета психологической службы Управления Образования района.

      На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом заведующей ДОУ. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог:

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в ДОУ;

2.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

2.3. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

2.4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного);

2.5. Оказывает консультативную помощь воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

2.6. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий;

2.7. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников;

2.8. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению;

2.9. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

2.10.Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды;

2.11. Определяет у воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

2.12. Участвует в формировании психологической культуры воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания;

2.13. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);

2.14.Анализирует достижение и подтверждение воспитанниками уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности воспитанников, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;

2.15. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);

2.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

3. Права

Педагог-психолог имеет право:

3.1. Участвовать в управлении ДОУ в порядке, определяемом Уставом ДОУ;

3.2. На защиту профессиональной чести и достоинства;

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства ДОУ предложения по улучшению деятельности учреждения, и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности работников учреждения, предлагать варианты устранения имеющиеся в деятельности ДОУ недостатков;

3.4. Защищать свои интересы самостоятельно и /или через представителя, в том, числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;

3.5. На конфеденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

3.6. Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы;

3.7. Требовать от администрации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

3.8. Повышать квалификацию;

3.9. Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4. Ответственность

Педагог-психолог несет отвественность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации;

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

4.3. Несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;

4.4. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

С должностной инструкцией ознакомлен (а): _________ _________________

(подпись) (расшифровка подписи)

1 экземпляр должностной инструкции _________ _________________

на руки получил (а): (подпись) (расшифровка подписи)

«____» _____________ 201 ___г.

Евгения Лосева
Функциональные обязанности педагога-психолога дошкольной организации в соответствии с новым законодательством

29.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . 17.10.2013 года приказом Минобрнауки России от № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом . ФГОС ДО предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы. И это принципиальное новшество, в отличие от ФГТ, предъявляющих требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы,

Одно из требований стандарта - уход от академической системы. Лежащий в основе ФГОС системно-деятельностный подход, подразумевает организацию условий , инициирующих детское действие. Ребенок самостоятельно или под руководством педагога в процессе игры , познавательной или исследовательской деятельности, творческой активности «открывает» знания, овладевает умением жить в мире с самим собой, получает навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научается учиться.

Именно поэтому разрабатывая Стандарт, основывались прежде всего на уникальность и самоценность детства, на специфических для детства формах развития – игра, познавательная и продуктивная деятельность, творческая активность.

В Стандарте учитываются

п. 1. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей дети-ОВЗ);

п. 2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Деятельность психолога : психологическая диагностика, анализ и оценка возможностей освоения дошкольных образовательных программ.

Стандарт направлен на решение следующих задач :

п. 1. Охрана и укрепление психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

п. 6. Формирование общей культуры личности детей;

п. 7. Обеспечения вариативности и разнообразия организационных форм ДО с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей (консультационные центры/пункты, ГКП) ;

п. 8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным , индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

п. 9. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования.

В связи с этим психолог осуществляет психологическую диагностику, психологическое проектирование и экспертизу образовательной среды, создание необходимой психологической среды, психологическое просвещение и профилактика. В работу с родителями включаются более практико-ориентированные методы (делаем акцент на развитии компетентности родителей) .

На основе стандартов разрабатывается основная образовательная Программа дошкольного образования (ООП ДО, которая определят комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание) и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования , организационно- педагогические условия педагогического процесса . Программа утверждается организацией самостоятельно (ст. 12.6 Закона "Об образовании в РФ") .

Требования к структуре ООП ДО.

Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела : целевой, содержательный и организационный , в каждом из которых отражается обязательная часть и часть , формируемая участниками образовательного процесса.

Ст. 2.11.2. ФГОС ДО Содержательный раздел Программы может включать содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования (для освоения программы детьми с ОВЗ) .

Деятельность психолога заключается в разработке и использовании специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий, проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществлении квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим , кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Ст. 3.2.3 ФГОС ДО При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей как педагогами , так и при необходимости квалифицированными специалистами (педагоги-психологи ) проводится психологическая диагностика индивидуального развития ребенка. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей ) .

Психолог должен осуществлять выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

Результаты психологической диагностики используются для квалифицированной коррекции развития детей (создание индивидуальных маршрутов развития ребенка) или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей) .

ст. 3.2.6 ФГОС ДО В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для :

1) Профессионального развития педагогических работников и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) Консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей ) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования;

3) Организационно -методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми

Деятельность психолога : участие в развитии психолого-педагогической компетентности педагогов .

ФГОС ДО предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДО. Дошкольному учреждению необходима такая модель работы педагога-психолога , которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательных отношений. Роль деятельности психолога ДО существенна, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения в саду должен стать анализ образовательной ситуации в ДОУ.

Важно знать свой педагогический коллектив , сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психологического сопровождения деятельности педагогов и родителей ДОУ , в которой поддержка будет адресной (дифференцированной, следовательно, более эффективной.

В условиях повышения психологической компетентности педагогов используются данные бесед, наблюдений, анкетирования педагогов и родителей . С внедрением ФГОС надо переходить от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов , оснащению их психотехниками, позволяющими решать задачи развития, воспитания и обучения ребенка, преодолений профессиональных деструкций у педагогов и повышения уровня их стрессоустойчивости (подходящая форма работы : семинары, практические занятия в виде ролевых игр, практикумов).

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования , которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования .

Ст. 4.7. ФГОС ДО Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования .

Педагог -психолог ДО осуществляет психологический мониторинг готовности к обучению в школе (диагностика психологической готовности к обучению в школе по методике М. Семаго, исследование мотивации учения М. Р. Гинзбург, выполняет заполнение индивидуальных карт выпускника ДО.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников.

1.2. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности руководителем дошкольного образовательного учреждения (далее – ОУ) в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.3. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология", без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению подготовки "Педагогика и психология", без предъявления требований к стажу работы.

1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, приказами и распоряжениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, уставом ОУ, коллективным договором, локальными нормативными актами ОУ.

1.5. Педагог-психолог должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
Декларацию прав и свобод человека;
Конвенцию о правах ребенка;
нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости воспитанников и их социальной защиты;
общую психологию;
педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, проф-ориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
современные методы индивидуальной и групповой диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
методы и приемы работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;
методы и способы использования образовательных технологий, в т. ч. дистанционных;
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
правила внутреннего трудового распорядка ОУ;
правила охраны труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог:

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в ОУ.

2.2. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

2.3. Способствует гармонизации социальной сферы ОУ и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

2.4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанников, и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).

2.5. Оказывает консультативную помощь воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

2.6. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.7. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий.

2.8. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

2.9. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.

2.10. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

2.11. Способствует развитию у воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

2.12. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.

2.13. Определяет у воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.14. Участвует в формировании психологической культуры воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в т. ч. культуры полового воспитания.

2.15. Консультирует работников ОУ по вопросам развития воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

2.16. Анализирует достижение и подтверждение воспитанниками уровней развития и образования.

2.17. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности воспитанников, используя в своей деятельности компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы.

2.18. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.20. Выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности.

3. Права

Педагог-психолог имеет право:

3.1. Участвовать в управлении ОУ, защищать свою профессиональную честь и достоинство.

3.2. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с образовательной программой, утвержденной ОУ.

3.3. В пределах своей компетенции и в порядке, определенном уставом ОУ, присутствовать на занятиях,проводимых другими педагогическими работниками.

3.4. Представлять на рассмотрение руководителя предложения по улучшению деятельности ОУ.

3.5. Получать от работников ОУ информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

3.6. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.7. Получать от работодателя достоверную информацию об условиях и охране труда на рабочем месте.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.

4. Ответственность

Педагог-психолог несет ответственность:
за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей – в соответствии с трудовым законодательством;
правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, – в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
причинение материального ущерба – в соответствии с действующим законодательством.

Инструкция предоставлена В.Н. Понкратовой, экспертом аппарата Общероссийского профсоюза образования. Документ отвечает требованиям раздела Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н.