Национальные стандарты применяемые в установленном. Национальный стандарт российской федерации

    Приложение А (обязательное). Годовой отчет секретариата технического комитета Приложение Б (обязательное). Бизнес-план технического комитета Приложение В (обязательное). Форма для представления перечня действующих национальных (межгосударственных) и международных (региональных) стандартов в области деятельности технического комитета Приложение Г (обязательное). Форма заявления о создании технического комитета Приложение Д (обязательное). Форма для представления замечаний по проекту национального (межгосударственного) стандарта Приложение Е (обязательное). Форма для представления замечаний по проекту международного (регионального) стандарта (исключено)

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 1.1-2005
"Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 537-ст)

С изменениями и дополнениями от:

Standardization in the Russian Federation. Technical committees for standardization.
Order of creation and activity

Введен впервые

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Введение

Технические комитеты по стандартизации действуют во многих промышленно развитых странах и являются, по своей сути, форумами, свободный доступ к которым имеют все предприятия и организации, в той или иной степени заинтересованные в развитии работ по национальной, региональной и международной стандартизации. Широкое представительство в технических комитетах по стандартизации организаций, являющихся непосредственными участниками рынка продукции и услуг, обусловливает рыночный характер принимаемых ими решений, а сотрудничество в них наиболее прогрессивных в научно-техническом и экономическом отношении предприятий способствует высокому уровню разрабатываемых документов.

Механизм ответственности за результаты деятельности технических комитетов по стандартизации устанавливается настоящим стандартом посредством привлечения к работе в них экспертов по стандартизации. Обязательства этического характера, которые принимает на себя лицо при получении сертификата эксперта по стандартизации, позволяют техническому комитету по стандартизации осуществлять деятельность в интересах национальной экономики в целом, а не отдельных предприятий и групп.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок организации и основные функции технических комитетов по стандартизации (далее - ТК), требования к секретариату , председателю, ответственному секретарю и членам ТК, порядок регистрации и контроля деятельности ТК национальным органом по стандартизации.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:

3.1.3 эксперт (по стандартизации) : Специалист, который обладает компетентностью, необходимой для проведения экспертизы проектов стандартов, и имеет сертификат соответствия эксперта в системе добровольной сертификации персонала, зарегистрированной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Примечание - Согласно настоящему стандарту к экспертам (по стандартизации) могут быть отнесены специалисты национального органа по стандартизации, специалисты - члены технических комитетов, а также специалисты, имеющие длительный опыт работы в организациях, функционирующих в области стандартизации, если эти специалисты уполномочены для осуществления деятельности в качестве экспертов по стандартизации национальным органом по стандартизации в установленном порядке.

Информация об изменениях:

Свой почтовый и юридический адрес;

Организационную форму;

Фамилию, имя и отчество руководителя;

Фамилию, имя и отчество полномочного представителя с указанием номеров телефона и факса, а также адреса электронной почты;

Сведения о квалификации специалистов в области деятельности ТК.

Члены ТК - частные лица сообщают в секретариат:

Фамилию, имя и отчество;

Почтовый адрес с указанием номера телефона, а также адрес электронной почты (при наличии);

Сведения о квалификации в области деятельности ТК.

Член ТК должен в течение пяти дней известить секретариат об изменении реквизитов организации (частного лица) и/или замене своего полномочного представителя. Раз в два года секретариат проводит перерегистрацию членов ТК в целях актуализации базы данных и подтверждения организациями намерения продолжать свою работу в ТК.

Член ТК имеет право выйти из его состава, письменно уведомив об этом секретариат.

5.2 Представители организации - члена технического комитета

Организация участвует в работе ТК через своих сотрудников: полномочного представителя, экспертов .

Полномочный представитель осуществляет связь своей организации с секретариатом ТК . Он получает всю корреспонденцию, рассылаемую секретариатом, и несет ответственность за своевременную передачу материалов сотрудникам организации для дальнейшей работы или в секретариат, участвует в заседаниях ТК и голосует от имени своей организации.

Полномочный представитель должен иметь письмо-доверенность, подписанное руководителем организации - члена ТК, для принятия решения по финансовым вопросам, обсуждаемым на заседании ТК.

Примечание - В заседании ТК может участвовать делегация от организации - члена ТК. В этом случае должно быть определено лицо, голосующее от имени организации.

5.3 Права и обязанности членов технического комитета

Обеспечивать участие своих представителей в работе ТК;

Добиваться принятия решений ТК на основе консенсуса;

Не осуществлять действий, способных дискредитировать идеи и цели национальной стандартизации;

Давать заключение на проекты стандартов и изменений действующих стандартов по тематике ТК, присылаемые секретариатом ТК, в установленные им сроки, либо сообщать о незаинтересованности члена ТК в применении рассматриваемого стандарта.

Невыполнение членом ТК принятых обязательств дает право секретариату направить в его адрес предупреждение. В случае если член ТК будет и в дальнейшем отступать от своих обязательств, на общем заседании ТК может быть принято решение о его исключении из состава ТК.

Обязанности члена ТК в отношении работ, проводимых по специальным проектам, должны быть определены при организации работ по этим проектам.

6. Председатель технического комитета

Организация, на базе которой создается секретариат ТК, предлагает членам ТК на рассмотрение кандидатуру на пост председателя ТК. Кандидатура на пост председателя ТК может также предлагаться на рассмотрение другими членами ТК. Решение членов ТК по кандидатуре председателя ТК должно быть утверждено национальным органом по стандартизации.

Председателя ТК избирают из числа специалистов, которые имеют общепризнанный авторитет в области деятельности ТК, работы (публикации) либо иные заслуги в этой области. Председатель организует совместно с секретариатом и членами ТК разработку стратегии деятельности, заседания ТК, экспертизу проектов стандартов.

Председатель сообщает о созданных подкомитетах в для внесения информации в АИС "Технические комитеты".

Председатель представляет ТК во всех государственных и общественных организациях и несет ответственность по всем вопросам, входящим в компетенцию ТК, включая актуализацию информации.

7. Секретариат технического комитета

Организация разработки проектов стандартов и других документов по стандартизации для их рассмотрения, согласования, принятия (утверждения) и регистрации;

Ведение делопроизводства и отчетности в соответствии с действующими положениями;

Организация выполнения аутентичных переводов материалов, необходимых для работы;

Организация ведения фонда документов по закрепленной за ТК тематике.

Секретариат должен располагать следующими техническими и информационными ресурсами:

Оргтехникой (компьютер, копировальный аппарат, сканер) и лицензионным или открытым программным обеспечением для создания и распространения документов;

Доступом к глобальной сети Интернет и АИС, разрабатываемым и поддерживаемым национальным органом по стандартизации;

Средствами коммуникации (телефон, факс, электронная почта);

Библиотекой стандартов (национальных, межгосударственных, международных, региональных, зарубежных стран) в области деятельности ТК , в том числе основополагающими стандартами и другими нормативными документами национального органа по стандартизации, определяющими правила организации и проведения работ в области национальной и межгосударственной стандартизации;

Директивами ИСО/МЭК;

Другими ресурсами, позволяющими организовывать (самостоятельно или с помощью других организаций) и проводить заседания ТК.

Обязанности секретариата включают в себя:

Проверку правильности оформления документов, представленных разработчиком, включая проекты стандартов, пояснительные записки, сводки отзывов, экспертные заключения в шаблонах и формах АИС;

Распространение документов (как правило, по электронной почте или через сайт) среди членов ТК и по запросам заинтересованных лиц и представление документов, включая отчетные, в национальный орган по стандартизации (см. таблицу 1);

Таблица 1 - Основные документы, рассылаемые секретариатом членам ТК и направляемые в национальный орган по стандартизации

Вид документа

Срок представления

Годовой отчет за прошедший год

Члены ТК, национальный орган по стандартизации

В 1-м квартале текущего года

Повестка заседания ТК

Члены ТК, национальный орган по стандартизации

За 1 месяц до заседания

За 2 недели до заседания

Решения заседания ТК, протоколы согласительных совещаний

В течение двух недель после заседания

Предложения в ПРНС

Национальный орган по стандартизации

Устанавливается национальным органом по стандартизации

Проекты стандартов, экспертные заключения

Национальный орган по стандартизации

В рабочем порядке

ПРНС на текущий год

В течение двух недель после принятия

* В начале каждого года осуществляют корректировку бизнес-плана, исключая устаревшую информацию и дополняя его новыми сведениями.

Подготовку предложений в ПРНС и участие в работах по межгосударственной стандартизации;

Проверку выполнения разработчиком стандарта установленных законами и основополагающими документами национальной системы стандартизации процедур;

Разработку бизнес-плана ТК;

Ввод данных в АИС национального органа по стандартизации;

Организацию взаимодействия с другими ТК и организациями, проводящими работу по стандартизации и техническому регулированию;

Организацию переводов на русский язык (и обеспечение их технического редактирования) международных стандартов, относящихся к области деятельности ТК, и представление их в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов;

Оформление решений ТК с позицией Российской Федерации по проектам международных стандартов.

После этого организация подает заявление о регистрации ТК по форме приложения Г в национальный орган по стандартизации вместе с оригиналами писем от организаций, выражающих поддержку создания ТК и согласие участвовать в его работе.

Национальный орган по стандартизации рассматривает поступившее заявление и принимает решение о регистрации ТК.

Отказ в регистрации возможен по следующим основаниям:

ТК с областью деятельности, аналогичной заявленной, уже существует;

Обоснования целесообразности работ по стандартизации в данной области и возможности привлечения к ним ресурсов, изложенные в бизнес-плане, недостаточны;

К заявлению не приложен необходимый комплект документов (бизнес-план, перечень национальных и межгосударственных стандартов в области деятельности ТК, письма организаций в поддержку создания ТК), заявление выполнено не по форме приложения Г или в нем приведены не все сведения, установленные в форме приложения Г;

У национального органа по стандартизации имеются обоснованные сомнения в том, что организация, претендующая на ведение секретариата, способна обеспечить равный учет интересов всех членов ТК.

Оформление создания ТК (регистрация), закрепление за ним объектов стандартизации (областей деятельности), утверждение председателя и ответственного секретаря, утверждение структуры и состава ТК осуществляют приказом национального органа по стандартизации.

Обозначение ТК включает в себя буквы "ТК", идентификационный номер и наименование. Краткое обозначение включает в себя буквы "ТК" и идентификационный номер.

Сведения о ТК вносят в АИС "Технические комитеты" национального органа по стандартизации. Информацию о создании ТК публикуют в печатных органах национального органа по стандартизации и на его сайте.

9. Заседания технического комитета

Решения ТК принимают, как правило, путем заочного голосования (или голосования по переписке), организуемых его секретариатом.

Решение по любому вопросу может быть принято голосованием по переписке (заочным голосованием с помощью бюллетеней) или с использованием других электронных средств (например, телеконференций).

Заседания ТК проводятся по мере необходимости по решению председателя ТК и секретариата ТК. Организации - члены ТК могут предложить рассмотреть какой-либо вопрос на заседании ТК. Для этого член ТК - инициатор проведения заседания должен направить председателю ТК письмо с соответствующим мотивированным предложением. Секретариат ТК извещает всех членов ТК о поступившем предложении. Заседание проводится в том случае, если его проведение поддержало более 1/2 списочного состава ТК. Кворум для проведения заседания ТК составляет 2/3 списочного состава ТК. При отсутствии кворума голосование проводится по переписке (в том числе электронным голосованием).

За проведение заседания по какому-либо вопросу должно быть организовано голосование среди всех членов ТК.

Секретариат извещает членов ТК о дате и месте проведения заседания и рассылает повестку заседания (или размещает ее на своем сайте) не позднее чем за месяц до начала заседания.

Если на заседании предполагают обсудить документы (включая проекты стандартов), разосланные секретариатом членам ТК для получения заключений (отзывов), заседание не должно начинаться ранее чем через две недели после оповещения секретариатом членов ТК о полученных заключениях и рассылки сводки отзывов.

Для участия в заседании член ТК направляет своего полномочного представителя или формирует делегацию и назначает руководителя делегации, который имеет право голосовать от имени организации. Информацию о составе делегации и ее руководителе направляют в секретариат не менее чем за неделю до начала заседания.

В случае если председатель ТК не может по каким-либо причинам вести заседание, председателя замещает назначенное им лицо. В обязанности ведущего заседание входит обеспечение права каждого участника на изложение своей точки зрения.

При необходимости рассмотрения на заседании проектов стандартов рекомендуется в начале заседания проводить собрания рабочих групп из заинтересованных представителей для обсуждения каждого проекта, чтобы на заключительном заседании принять по ним окончательное решение. Рассмотрение рекомендуется проводить с участием всех экспертов , назначенных по данному проекту.

Участники заседания должны прилагать все усилия, чтобы решения заседания - особенно по проектам национальных и межгосударственных стандартов - были приняты на основе консенсуса. Для формального принятия решения по всем вопросам, за исключением голосования по проектам стандартов, достаточно простого большинства голосов членов ТК , принявших участие в заседании, каждый из которых имеет при голосовании один голос независимо от численности его делегации.

Перед процедурой принятия решений секретариат должен обеспечить всех членов ТК письменными проектами решений. Если в ходе обсуждения в проект решения было внесено изменение, ведущий заседание должен четко огласить окончательный вариант, выносимый на голосование, и дать возможность всем участникам голосования внести в текст необходимые правки.

Заседания ТК являются открытыми, т.е. в них могут принимать участие представители любых организаций и любые физические лица, в частности подавшие замечания по проектам стандартов в период их публичного обсуждения. Для этого они должны не менее чем за неделю до начала заседания поставить в известность секретариат о своем намерении участвовать в заседании. Представители этих организаций не могут участвовать в голосовании.

Мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта принимается квалифицированным большинством голосов членов ТК, мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта предварительного национального стандарта принимается простым большинством голосов членов ТК. При равенстве голосов членов ТК принятым считается предложение об утверждении проекта предварительного национального стандарта.

Примечание - Квалифицированное большинство - большинство в 2/3 голосов членов ТК.

10. Апелляции

Апелляция может быть подана в национальный орган по стандартизации любым юридическим или физическим лицом в отношении:

Поданная апелляция должна быть максимально аргументирована и документирована в целях повышения объективности ее рассмотрения.

В случае подачи апелляции национальный орган по стандартизации назначает лицо, ответственное за ее рассмотрение (не позднее одного месяца после ее получения). Для рассмотрения апелляции приглашают представителя организации или физическое лицо, подавшее апелляцию, председателя и ответственного секретаря ТК. При необходимости к рассмотрению апелляции могут быть привлечены независимые специалисты. Решение, принятое при рассмотрении апелляции национальным органом по стандартизации, является окончательным. обеспечивает поддержание на современном уровне фонда национальных (межгосударственных) стандартов в своей области деятельности через разработку новых стандартов, пересмотр действующих стандартов или внесение в них изменений и отмену устаревших стандартов.

Правила осуществления отмены национального стандарта установлены в разделе 6 ГОСТ Р 1.2, прекращения применения в Российской Федерации межгосударственных стандартов - в разделе 9 ГОСТ Р 1.8.

Если несколько ТК указали один и тот же национальный (межгосударственный) стандарт как относящийся к их области деятельности, отмена его возможна только при получении согласия всех заинтересованных ТК. ТК, инициировавший отмену стандарта, несет ответственность за оповещение всех заинтересованных ТК.

Пересмотр и/или изменение стандарта, относящегося к области деятельности ТК, могут быть инициированы по предложению другого ТК. Секретариат обязан отслеживать предложения других ТК в своей области деятельности, чтобы обеспечить экспертизу разрабатываемого стандарта или изменения.

11.1.3 Долгосрочная программа разработки стандартов

Экспертиза (научно-техническая, терминологическая, метрологическая, правовая и др.) предусматривает оценку проекта стандарта на соответствие законам Российской Федерации, требованиям национальных, в том числе основополагающих, стандартов, в частности относящимся к метрологии, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов. Результаты экспертизы оформляют соответствующим документом и используют для доработки проекта стандарта.

По результатам экспертизы проекта стандарта ТК готовит мотивированное предложение (заключение ТК) об утверждении или отклонении рассматриваемого документа и направляет его в национальный орган по стандартизации.

ТК , он может принять участие в проведении экспертизы проекта технического регламента в составе экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти.

12. Контроль деятельности технических комитетов национальным органом по стандартизации

Национальный орган по стандартизации контролирует деятельность ТК через отчетные документы, представляемые секретариатом (см. таблицу 1), а также через соответствующие АИС, формирующие отчетность по заполняемым формам и вкладываемым документам. При отсутствии в течение двух лет предложений от ТК по разработке, пересмотру или изменению стандартов по закрепленной за ним области деятельности национальный орган по стандартизации рассматривает целесообразность сохранения или расформирования ТК и передачи его тематики другому ТК.

В целях информационной поддержки деятельности секретариатов ТК национальный орган по стандартизации обеспечивает им доступ к следующим документам и базам данных:

Приказам национального органа по стандартизации;

Нормативным документам, устанавливающим правила работ по стандартизации в Российской Федерации;

АИС "Программа разработки национальных стандартов", "Разработка стандартов", "Разработка международных стандартов", "Технические комитеты", общероссийским классификаторам ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 , ОК 002 , ОК 004 , ОК 005 ;

Национальным, межгосударственным, международным и, по возможности, региональным стандартам в области деятельности ТК.

Секретариат и члены ТК не могут издавать и (или) распространять документы, полученные от национального органа по стандартизации, если с ним не заключено соответствующее соглашение.

______________________________

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вид стандарта - характеристика, определяющаяся его содержа­нием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 – 2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения» установил следующие основные виды стандартов:

Стандарты основополагающие;

Стандарты на продукцию;

Стандарты на услуги;

Стандарты на процессы (работы);

Стандарты на методы контроля;

Стандарты на термины и определения.

Основополагающий стандарт - стандарт, имеющий широкую об­ласть распространения и/или содержащий общие положения для опре­деленной области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стан­дартов и иных нормативных или технических документов.

В приведенном определении основополагающего стандарта заложе­ны широкий и узкий смысл. Основополагающий стандарт в широком смысле включает следующие объекты межотраслевого значения: систе­му «Стандартизация в РФ», систему «Единая систе­ма конструкторской документации», единицы измерения, термины меж­отраслевого значения (управление качеством, надежность продукции, упаковка) и пр.

Основополагающий стандарт в узком смысле - системообразующий стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов кон­кретной системы, например: ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения»; ГОСТ Р 50779.0-95 «Ста­тистические методы. Основные положения»; СНиП 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

Существует два подвида стандартов - организационно-методичес­кие и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехни­ческих объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техни­ческое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; раз­работка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической до­кументации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила.

Основополагающие организационно-методические стандарты уста­навливают общие организационно-технические положения по проведе­нию работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утвер­ждения, обновления и отмены»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, тех­нике, производстве; условные обозначения различных объектов стан­дартизации - коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.


Стандарт на продукцию - стандарт, устанавливающий требова­ния, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначе­нию.

На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стан­дартов: 1) стандарт общих технических условий; 2) стандарт техни­ческих условий. В первом случае стандарт содержит общие требова­ния к группам однородной продукции, во втором - к. конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следую­щие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упа­ковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты пра­вил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продук­ции (услуги) - разработка, изготовление, хранение, транспортирова­ние, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического един­ства и оптимальности.

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров, например: 1) ГОСТ 26907 - 86 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595 - 79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества про­дукции (услуг) - управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Речь идет о стандартах по системам менедж­мента качества.

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обес­печивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к ка­честву продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы кон­троля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности изме­рений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стан­дартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Отсутствие сведений о погрешности может привести к ошибочным заключениям о годности испытываемой продукции. Например, в ГОСТе на водку установлено предельно допустимое значение альдеги­дов, равное 8,0 мг/дм 3 . Допустим, при испытании партии было получе­но 7,0 мг/дм 3 . Если не принимать во внимание погрешность результата измерения (она не нормирована в стандарте), то можно сделать вывод о годности водки по данному показателю. Но, по мнению специалистов, погрешность измерения может достигать 25-30%. Следовательно, дей­ствительное значение концентрации альдегидов лежит в интервале от 5 до 9 мг/дм 3 . Таким образом, имеется значительная вероятность того, что решение о годности водки окажется ошибочным и потребителю поступит продукт, наносящий вред из-за повышенной концентрации аль­дегидов.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведе­ния испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) прави­ла оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России в частности очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию про­дукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию. В частности, в 2002 г. введены в действие ГОСТы по идентификации ряда групп пищевой продукции - молочных и молокосодержащих продуктов, натурального растворимого кофе, продуктов сахарной промышленности и пр.

Стандарты могут быть узкого назначения - проверка одного пока­зателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения - проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость раз­работки стандартов смешанного вида - стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопаснос­ти к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, гру­зовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назна­чению.

Стандарт на термины и определения - стандарт, устанавливаю­щий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации - обеспечение взаимопонимания между всеми сторо­нами, заинтересованными в объекте стандартизации.

Разработка национальных стандартов (НС)

Порядок разработки и утверждения стандартов осуществляется согласно ФЗ «О техническом регулировании» по следующей общей схеме:

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов.

Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте и положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов. Разработчик НС обеспечивает доступность проекта заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта НС не может быть менее чем два месяца.

3. Проект НС одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта

По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который основе представленных ТК документов принимает решение.

Уведомление об утверждении НС подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения НС.

4. Национальный орган по стандартизации утверждает и публику­ет в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень НС, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований ТР.

Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в РФ. Прави­ла разработки. Утверждения. Обновления и отмены».

Правила обозначения стандартов. Обозначение стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта.

Если национальный стандарт входит в систему (комплекс) общетехни­ческих или организационно-методических стандартов, то его обозначение дополнительно включает одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой.

Национальный стандарт Российской Федерации – стандарт, принятый органом РФ по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей .

В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 №4 национальными стандартами признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года.

В зависимости от объекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты следующих видов :

На продукцию;

На процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, т.е. на все этапы ЖЦП;

На услуги;

Стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

На термины и определения;

На методы контроля (испытания, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты –устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость. Они также призваны обеспечивать техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности. Эти стандарты могут быть разделены на два подвида – организационно-методические и общетехнические.

Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждение, обновления и отмены »).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике и производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации – коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов »); требования по обеспечению единства измерений и пр.

Стандарты на продукцию устанавливают требования, которым должны удовлетворять продукция или группа однородной продукции 2 , с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению, в том числе требования на методы контроля по безопасности и на основные потребительские свойства, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации.

Стандарты на процессы и работы устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам обращения, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований на всех этапах ЖЦП.

Стандарты на услуги устанавливают требования и методы контроля для групп однородных услуг (туристские, ресторанные, транспортные) или для конкретной услуги (транспортные перевозки, доставка товара на дом) в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуг.

Стандарты на термины и определения устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности. Они выполняют одну из главных задач стандартизации – обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, участвующих в объектах стандартизации.

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала. Условия правильного проведения измерений и контроля предусмотрены комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Примечание. Порядок разработки и утверждения стандартов, в том числе и национальных стандартов, осуществляется согласно схеме, изложенной в . Отметим ряд основных положений в процедуре создания стандартов:

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо ;

Разработчик обязан обеспечить доступность проекта национального стандарта для ознакомления всем заинтересованным лицам;

Разработчик обязан провести публичное обсуждение замечаний по проекту, полученных от заинтересованных сторон (например, обсуждение в печатном издании);

ТК, осуществляющий и координирующий разработку стандарта, обязан организовать экспертизу откорректированного проекта стандарта;

Национальный комитет по стандартизации по представлению ТК утверждает и публикует в официальном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования перечень национальных стандартов , которые на добровольной основе могут применяться для соблюдения требований ТР.

Для целей применения доказательной базы, приведенных в ТР, в официальном издании публикуется также свод правил . Способ ссылки в ТР на свод правил называется в практике стандартизации косвенной ссылкой .

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия в порядке, определенном ГОСТ Р 1.9-2004 «Знак соответствия национальному стандарту Российской Федерации. Изображение. Порядок применения ». Знаком соответствия может маркироваться продукция, на которую имеются национальные стандарты общих технических условий или национальные стандарты общих технических требований.

Правила обозначения национальных стандартов. Обозначение национальных стандартов состоит из индекса «ГОСТ Р», где буква «Р» означает принадлежность стандарта к Российской Федерации, регистрационного номера и отделенного от него четырех цифр года утверждения стандарта (для стандартов до 2000 года – двух последних цифр года). Например, ГОСТ Р 51672-2000. Если национальный стандарт входит в систему каких-либо стандартов (общетехнических или организационно-методических), то его обозначение дополняется одно- или двухзначной цифрой, обозначающей код (шифр) системы стандартов и отделенный от регистрационного номера точкой. Например, национальный стандарт, входящий в Государственную систему обеспечения единства измерений, имеющий код 8, будет иметь обозначение ГОСТ Р 8.315-97 «ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения ». Стандарт ГОСТ Р 1.0-2008 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения » входит в систему Стандартизация в РФ, имеющей код 1.

В заключение этого раздела, ответим на вопрос: «Что же образует национальную систему стандартизации в РФ, которая стала правопреемницей Государственной системы стандартизации, действовавшей ранее в СССР ?». Национальную систему стандартизации образуют :

Участники работ по стандартизации;

Национальные стандарты;

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

Правила разработки и применения стандартов и классификаторов;

Правила стандартизации;

Своды правил.

Таким образом, в национальную систему стандартизации входят не только документы (стандарты, правила и др.), но и квалифицированные специалисты – участники работ по стандартизации в стране.

Цели принятия тех-х регламентов, их содержание. Требования к ним и применение.

Техническое регулирование и технические регламенты.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов

Одной из важнейших составляющих технического регулирования является государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований в отношении продукции, процессов ЖЦП.

В организационную структуру системы контрольно-надзорных органов Федерального агентства входят семь межрегиональных территориальных управлений (МТУ), а также 86 ФГУ ЦСМ, расположенных во всех субъектах Российской Федерации.

Основными задачами в области государственного контроля (надзора) Федерального агентства, определенными в положении об Агентстве, являются:

Осуществление контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти;

Осуществление государственного метрологического контроля и надзора до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации;

Сбор и обработка информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирования приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов.

В целях повышения эффективности и совершенствования организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на защиту потребительского рынка от опасной продукции и обеспечение единства измерений, Федеральным агентством ежегодно утверждается Комплексный план контрольно-надзорной деятельности.

Контрольно-надзорные мероприятия обеспечиваются путем проведения плановых и внеплановых выборочных проверок, основанием для которых служит анализ состояния дел с безопасностью продукции на потребительском рынке.

Государственный надзор проводится не чаще, чем один раз в два года в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

На основе результатов государственного надзора Федеральное агентство проводит мониторинг состояния дел, связанных с безопасностью продукции и обеспечением единства измерений, готовит и представляет обобщенные материалы в установленной сфере деятельности в Минпромэнерго России, федеральным органам исполнительной власти, представителям президента Российской Федерации в федеральных округах и администрации субъектов Российской Федерации.



В информационном обеспечении важная роль отводится организации работ по опубликованию документов, входящих в Федеральный информационный фонд. «Стандартинформ» создает указатели: ежемесячный информационный указатель на отмененные и замененные стандарты, годовые указатели с аналогичным названием.

Целый ряд издательств издает ряд журналов:

- «Вестник тех. регулирования»

- «Мир стандарта»

- «Стандарты и качество»

- «Мир измерений»

- «Вестник ФАТРиМ»

- «Партнеры и конкуренты»

- «Методы оценки соответствия» и т.д.

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии обладает:

Исключительным правом публикации официальных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;

Федеральным информационным фондом технических регламентов и стандартов;

Фондом национальных и межгосударственных стандартов, общероссийских классификаторов, стандартов международных (региональных) организаций, зарубежных стран, стандартов союзов, обществ и ассоциаций; а также нормативно-технических документов, стандартов отраслей и технических условий предприятий;

Собственной сетью магазинов - территориальных отделов распространения НТД и НТИ в функции которых входит информационное обеспечение и распространение официально опубликованных документов по стандартизации, метрологии и сертификации как на бумажных, так и на электронных носителях информации.

Национальные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ ИСО, ГОСТ МЭК, ГОСТ Р ИСО/МЭК, ГОСТ Р ИСО, ГОСТ Р МЭК и др.);

Сборники национальных стандартов, комплектуемые по тематическому принципу

Общероссийские и межгосударственные классификаторы;

Ежемесячные информационные указатели: «Национальные стандарты» (ИУС с «Бланк заказа»), «Технические условия» (ИУТУ);

Годовые указатели: «Национальные стандарты», «Технические условия», «Государственный реестр.

В соответствии с Федеральным Законом "О техническом регулировании" и Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2003 г. N 594, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет опубликование вновь утвержденных национальных стандартов на официальном сайте Федерального агентства, а также устанавливает правила распространения официально опубликованных национальных стандартов и общероссийских классификаторов.


11.1 Основной источник технического права в РФ – ФЗ «О техническом регулировании». Определение «технического регулирования». Принципы ТР.

Настоящий ФЗ регулирует отношения, возникающие при:

Разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам ЖЦП;

Разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции и процессам ЖЦП;

Оценке соответствия.

Законодательство РФ о техническом регулировании

1. Законодательство РФ о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.

4. Если международным договором РФ в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство РФ.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

Принципы технического регулирования

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

Применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции ЖЦП, выполнению работ или оказанию услуг;

Соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

Независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

Единой системы и правил аккредитации;

Единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

Недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

Недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;

Недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

Недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.


технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Цели принятия технических регламентов

1. Технические регламенты принимаются в целях:

Защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

Охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

Предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

Обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; радиационную безопасность населения; единство измерений.

2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо.

3. Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

Не включенные в технические регламенты требования к продукции не могут носить обязательный характер.

4. Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению.

6. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции.

7. Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

8. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей.


12. Нормативные документы по стандартизации в соответствии с ФЗ «О ТР». Их назначение и применение:

К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

национальные стандарты;

применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

стандарты организаций;

своды правил;

международные стандарты, региональные стандарты, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов.

национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации;

стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

предварительный национальный стандарт - документ в области стандартизации, который утвержден национальным органом РФ по стандартизации и срок действия которого ограничен;

1. Национальные стандарты являются составляющими национальной системы стандартизации.

2. Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт и предварительный национальный стандарт применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

  1. ГОСТ Р 1.0 - 2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» (устанавливает основные положения по организации и проведению в Российской Федерации работ в области стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения, а также задачи международного сотрудничества в области стандартизации).
  2. ГОСТ Р 1.1 - 2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности» (устанавливает правила создания и деятельности технических комитетов по стандартизации, а также включает рекомендуемое типовое положение о ТК)
  3. ГОСТ Р 1.2 - 2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» (устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов)
    При использовании настоящего стандарта в документах по стандартизации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, учитывают также дополнительные требования, которые изложены в специальных стандартах, устанавливающих правила разработки, утверждения, обновления и отмены указанных документов
  4. ГОСТ Р 1.4 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» (устанавливает общие положения при разработке и применении стандартов организаций.)
    Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций)
  5. ГОСТ Р 1.5 - 2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения» (устанавливает правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации.
    Настоящий стандарт не распространяется на действующие национальные стандарты Российской Федерации и признанные в этом качестве государственные стандарты Российской Федерации Государственные стандарты Российской Федерации признаны национальными стандартами в силу Постановления Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 4 "О национальных стандартах Российской Федерации", зарегистрированного Минюстом России в качестве нормативного правого акта 13 февраля 2004 г. (№ 5546), которые были утверждены (приняты) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с требованиями настоящего стандарта осуществляют в случае пересмотра данных стандартов по иным причинам, критерии которых установлены в ГОСТ Р 1.2-2004).
  6. ГОСТ Р 1.6 - 2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы» (устанавливает правила организации и проведения экспертизы проектов стандартов и проектов изменений к действующим стандартам, а также виды и содержание экспертизы)
  7. ГОСТ Р 1.7 - 2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов» (устанавливает правила оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов, которые разрабатывают на основе применения международных и региональных стандартов, а также национальных стандартов других стран.
    Устанавливает правила оформления национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов и рекомендаций по стандартизации, разрабатываемых на основе применения международных документов, не являющихся международными стандартами.
    Не распространяется на национальные стандарты Российской Федерации, которые были утверждены (признаны в этом качестве) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с требованиями настоящего стандарта осуществляют при очередном пересмотре указанных стандартов, а в обоснованных случаях - при разработке очередных изменений к ним.
    Не распространяется на межгосударственные стандарты, которые по статусу являются региональными стандартами, но применяются в Российской Федерации непосредственно в качестве национальных стандартов)
  8. ГОСТ Р 1.8 - 2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения» (устанавливает правила проведения работ, осуществляемых в Российской Федерации по разработке, применению, обновлению межгосударственных стандартов, а также правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, и правила прекращения применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации.
    Не распространяется на соответствующие работы с межгосударственными стандартами на оборонную продукцию, правила проведения которых установлены в специальных стандартах.
    Установленные в настоящем стандарте правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, могут быть также применены при рассмотрении в Российской Федерации проектов правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, если их разрабатывают в других странах)
  9. ГОСТ Р 1.9 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения» (действие настоящего стандарта распространяется на:
    - субъекты хозяйственной деятельности (юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели), производящие продукцию (оказывающие услуги), осуществившие в инициативном порядке добровольное подтверждение соответствия продукции и (или) услуг требованиям национальных стандартов Российской Федерации и заявившие о своем намерении применять на добровольной основе знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации;
    - субъекты хозяйственной деятельности и организации, заключившие договоры (контракты) на поставку продукции, маркированной знаком соответствия национальным стандартам;
    - органы сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие подтверждение соответствия продукции требованиям национальных стандартов в форме добровольной сертификации;
    - организации, осуществляющие выдачу разрешения на право применения знака соответствия национальным стандартам, ведение реестра продукции, маркированной знаком соответствия национальным стандартам, и инспекционный контроль за его использованием).
  10. ГОСТ Р 1.10 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены» (устанавливает порядок разработки, утверждения изменения, пересмотра и отмены правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации.
    Стандарт распространяется на правила стандартизации и рекомендации по стандартизации, утверждаемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
    Настоящий стандарт предназначен для применения научно-исследовательскими и иными организациями, а также структурными подразделениями Федерального агентства).
  11. ГОСТ Р 1.12 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» (устанавливает основные термины, применяемые при проведении работ по стандартизации в Российской Федерации на национальном уровне и при ссылках на национальные стандарты в других нормативных документах, а также определения этих терминов.
    Термины, установленные настоящим стандартом, также могут быть применены при проведении работ по стандартизации на уровне организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций и объединений юридических лиц.
    Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуется использовать в правовой, нормативной, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе).
  12. ГОСТ Р 1.13 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования» (устанавливает общие требования к подготовке, оформлению, изложению и публикации уведомлений, используемых при проведении в Российской Федерации работ по стандартизации на национальном и межгосударственном уровнях.
    Не распространяется на документы о стандартизации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии; процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции и указанных объектов)
  13. ГОСТ Р 1.14 - 2009 «Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией» (устанавливает требования к структуре, порядку формирования, утверждения и контроля за реализацией программы разработки национальных стандартов, в том числе стандартов ограниченного распространения.
    Не распространяется на разработку программ при планировании деятельности по стандартизации оборонной продукции).
  14. ГОСТ Р 1.15 - 2009 «Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования» (устанавливает единые для организаций правила создания и функционирования служб стандартизации, а также включает рекомендуемое типовое положение о службе стандартизации организации.
    В заинтересованных организациях настоящий стандарт (или его отдельные положения) применяют на основании ссылок на него в организационно-распорядительных и нормативных документах этих организаций).
  15. ГОСТ Р 1.16 - 2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены» (устанавливает правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов, а также правила их применения, проведения мониторинга применения и отмены)
  16. ПР 50.1.008 - 2013 «Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации» (устанавливают порядок организации и проведения работ по международной стандартизации в Российской Федерации для выполнения следующих задач:
    - содействие конкурентоспособности отечественной промышленности на мировом рынке;
    - координация работ по международной стандартизации в Российской Федерации;
    - мониторинг выполнения обязательств Российской Федерации, связанных с членством в международных организациях по стандартизации, в том числе контроль соблюдения сроков голосования, представления позиции по проектам международных стандартов ИСО и МЭК, активности российских специалистов, включенных в международные ТК/ПК/РГ и другие структуры, обеспечивающие разработку международных стандартов;
    - обеспечение участия российских технических комитетов по стандартизации и специалистов в работе по международной стандартизации;
    - поддержка деятельности секретариатов технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК, находящихся в ведении Российской Федерации;
    - подготовка и проведение в Российской Федерации заседаний технических комитетов международных организаций по стандартизации;
    - участие в международных заседаниях технических органов по стандартизации;
    - организация проведения работ в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных и межгосударственных стандартов).
  17. ПР 50.1.025 - 2007 «Методика формирования перечня национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента» (правила применяют при:
    - разработке и актуализации Перечня;
    - разработке проектов технических регламентов;
    - пересмотре национальных стандартов и (или) сводов правил;
    - изменении национальных стандартов и (или) сводов правил;
    - экспертизе проектов технических регламентов, национальных стандартов и (или) сводов правил;
    - формировании программ разработки национальных стандартов.
    Настоящие правила не распространяются на проведение работ по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну).
  18. ПР 50.1.074 - 2004 «Подготовка проектов национальных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены» (распространяются на проекты стандартов, прошедших экспертизу и представленных техническими комитетами по стандартизации в национальный орган по стандартизации на утверждение, и подлежат применению структурными подразделениями национального органа по стандартизации и уполномоченными научными организациями по стандартизации).
  19. Р 50.1.004 - 2011 «Подготовка межгосударственных стандартов для принятия и применения в Российской Федерации в качестве национальных стандартов» (настоящие рекомендации направлены на обеспечение применения ГОСТ Р 1.8 и распространяются на следующие процедуры, осуществляемые в структурных подразделениях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и уполномоченных им организациях:
    - подготовку для принятия проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к ним, автором которых является Российская Федерация;
    - рассмотрение проектов стандартов, авторами которых являются другие государства - участники Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности;
    - подготовку к введению в действие в Российской Федерации принятых стандартов;
    - подготовку документов об отмене действующих стандартов или прекращении применения в Российской Федерации в одностороннем порядке;
    - подготовку поправок к действующим стандартам.
    Не распространяются на указанные процедуры в отношении стандартов на оборонную продукцию).
  20. Р 50.1.039 - 2002 «Разработка, обновление и отмена правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и каталогизации» (распространяются на процессы разработки, обновления (внесение изменений, пересмотр) и отмены следующих правил и рекомендаций, принимаемых Госстандартом России: правил по стандартизации; правил по метрологии; правил по сертификации; правил по аккредитации; правил по каталогизации; рекомендаций по стандартизации; рекомендаций по метрологии; рекомендаций по сертификации; рекомендаций по аккредитации; рекомендаций по каталогизации).
  21. Р 50.1.057 - 2006 «Комплектование, хранение, ведение и учет документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и порядок предоставления пользователям информационной продукции и услуг. Основные положения» (регулируют процессы: комплектования Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; учета поступающих документов, их хранения и ведения, регистрации переводов международных и национальных стандартов, а также определяют порядок предоставления пользователям продукции и услуг на основе информационных ресурсов Федерального фонда и информационное обеспечение в рамках Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (ВТО) и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО).
  22. Р 50.1.058 - 2011 «Методика оценки стоимости разработки и экспертизы национальных стандартов Российской Федерации» (устанавливают методический подход к оценке стоимости разработки национальных стандартов Российской Федерации, подходы к оценке стоимости экспертизы, а также исходные данные, порядок расчета, нормативы трудоемкости, используемые при планировании их разработки.
    Распространяются на национальные стандарты и предназначены для применения организациями, предприятиями и другими субъектами научной и хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, участвующими в работах по стандартизации, техническими комитетами по стандартизации, а также федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, участвующими в обосновании трудоемкости разработки и экспертизы национальных стандартов в соответствии с действующим законодательством).
  23. Р 50.1.075 - 2011 «Разработка стандартов на термины и определения» (предназначены для применения при разработке национальных стандартов на термины и определения, предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
    Устанавливают порядок и содержание работ по стандартизации научно-технической терминологии на всех этапах разработки стандартов на термины и определения, предусмотренных национальной системой стандартизации, дополняют общие требования национальной системы стандартизации с учетом специфики объекта стандартизации.
    Применяются на всей территории РФ техническими комитетами по стандартизации, юридическими и физическими лицами, принимающими участие в разработке стандартов на "Термины и определения", а также подготавливающими заключения на проекты таких стандартов)
  24. ГОСТ 1.0 - 2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения».
  25. ГОСТ 1.1 - 2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения»
  26. ГОСТ 1.2 - 2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».
  27. ГОСТ 1.3 - 2014 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов».
  28. ГОСТ 1.4 - 2015 «Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности».
  29. ГОСТ 1.5 - 2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».
  30. ПМГ 03 - 93 «Порядок регистрации и подготовки к изданию межгосударственных нормативных документов по стандартизации».
  31. ПМГ 04 - 94 «Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации».