Проект адаптированной образовательной программы доу. Консультация для педагогов «что такое адаптированная программа.методические рекомендации к составлениюадаптированной программы для ребенкас овз или ребенка-инвалида»

Разработка адаптированной образовательной программы (АОП) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 1 «ТЕРЕМОК» КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА г. ОЛЁКМИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ОЛЁКМИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ___________________________________________________________ г.Олекминск,ул.К.А.Миллера,д.81,тел, Замзав по УВР Сидорова Мария Прокопьевна


Вступление в силу нового закона «Об Образовании в Российской Федерации» требует введения в деятельность образовательного учреждения нового направления - разработку адаптированной образовательной программы. Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.




Адаптированная образовательная программа разрабатывается Самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. ФГОС Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа Адаптированная основная общеобразовательная программа ОО Индивидуальная программа сопровождения воспитанника


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. 2. При реализация АОП необходимо создавать условия: учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно- педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических); реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами; предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого- педагогической и социальной помощи; привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс. 3. К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.




Титульный лист Наименование образовательного учреждения Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания педагогического совета) Гриф утверждения программы директором образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа) Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ. ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории) Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ) Год составления программы


Целевой раздел включает: пояснительную записку, включающую психолого- педагогическую характеристику особенностей психофизиологического развития ребенка с ОВЗ; цели, задачи, учитывающие особенности развития; планируемые результаты освоения обучающимися АООП (целевые ориентиры дошкольного образования в соответствие с ФГОС ДО: 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования Принципы и подходы к формированию Программы 1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Психолого- педагогические характеристики развития детей с ОВЗ 2. Планируемые результаты освоения детьми адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования 2.1. Целевые ориентиры возможных достижений ребёнком на этапе завершения уровня дошкольного образования Коррекционная работа


Содержательный раздел Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, которое зависит от возраста детей. содержание работы по коррекции нарушений развития детей; описание форм, способов, средств реализации программы. 1. Образовательная деятельность 1.1. Направления развития ребенка по освоению пяти образовательных областей 1.2.Программно-методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса 2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 2.1. Проектирование воспитательно- образовательного процесса 2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы 3. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей 3.1. Программно-методическое обеспечение коррекционной работы с детьми 3.2. Система психологической помощи ДОУ 3.3. Система работы учителя-логопеда (учителя- дефектолога) 4. Взаимодействие с семьями воспитанников


Организационный раздел Условия реализации АООП: наличие в ОУ психолого- педагогической службы сопровождения; создание специальных условий: психолого-педагогических (комплексное медико-психолого- педагогическое сопровождение воспитанников специалистами, материально-технических (специальное оборудование), организационных (создание специальной предметно-развивающей среды, специального режима в определенные периоды времени, например: организация режима молчания для заикающихся) и др.). 1. Материально-техническое обеспечение 1.1. Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения 1.2. Кадровое обеспечение реализации образовательной программы 1.3. Методические материалы и средства обучения и воспитания 2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 2.1. Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей 3. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды


ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Модель организации образовательного пространства 2. Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса 2.1. Лексические темы 3. Педагогическая диагностика и мониторинг динамики развития детей 4. Взаимодействие со школой и социумом 4.1. Преемственность в работе детского сада и школы 4.2. Взаимодействие детского сада с социумом 5. Организация работы консультативного пункта
Структура индивидуального образовательного маршрута развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ Информация о специалистах (педагог-организатор по здоровьесберегающим технологиям, воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.), реализующих индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия запрашивается у родителей); Социальный паспорт семьи; Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ Перспективные планы индивидуальной работы с ребенком специалистов, работающих с данным ребенком; Журнал регистрации коррекционно-развивающей работы с ребенком (фиксирует индивидуальную образовательную деятельность специалистов по развитию ребенка: психологическое, логопедическое, физическое и музыкальное, эстетическое);


ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко маровой, М. А. Васильевой. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарина, Н. Д. Соколовой; «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой, Яковлева Наталья Николаевна, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования «Специфика разработки адаптированных программ для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Концепция федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья



Недавно Ольга Владимировна Бережнова, заведующая кафедрой развития образования, заведующая лабораторией проблем развития дошкольного образования региона БУ ОО ДПО «Институт развития образования», провела вебинар «Реализация ФГОС ДО: актуальные проблемы современной дошкольной образовательной организации». После вебинара в редакцию поступило немало вопросов о составлении адаптированной программы в рамках ФГОС ДО. Ольга Владимировна ответила на актуальные вопросы.

Адаптированная программа - один из самых злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы вызывает затруднения. Возможный выход - использование методических материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на сайте Минобрнауки России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?

Есть два понятия: «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа». Важно понять следующее:

Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа.

Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.

То есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы.

На что опираться при составлении адаптированной программы?

К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой, которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО.

Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки - зависит от контингента детей.

Поэтому дать общую рекомендацию «возьмите эту программу и работайте по ней» невозможно. Наверное, нужно смотреть на работу образовательных организаций, которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например, можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, для детей с нарушениями зрения - программу Л.И. Плаксиной. Я бы не сказала, что это рекомендация, я просто называю известные в системе дошкольного образования программы для детей с различными нарушениями. Но ни одна из них не включена сейчас в навигатор.

Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы

Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу.

Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно составляется индивидуальная образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.

Введение ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ

С 1 сентября 2016 года планируется введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.

Таким образом, стандарт уже выпущен и существует как документ. Сегодня в каждом регионе есть «дорожная карта» по его введению. Но по дошкольному образованию пока нет документов, нормативов, которые стоило бы обсуждать. Поэтому пока нужно ориентироваться на начальное образование.

Также обстояло дело с государственной программой «Доступная среда». Сначала она была реализована в общеобразовательных учреждениях, а потом вышла на уровень дошкольного образования. Так что всё ещё впереди.

Максакова Елена

В современной системе образования , направленной на обеспечение доступности качественного образования , создание условий для обучающихся с ОВЗ является одним из главных ресурсов «развития человеческого капитала» . Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется задача, направленная на повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (в том числе с ОВЗ, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество. Во ФГОС ДО определяется в качестве основной задача «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».

Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014, содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются АОП, а для инвалидов также – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (п. 16) . Таким образом , исходя из нормативных требований, любая ДОО, в которой обучаются дети с ОВЗ, обязана самостоятельно разрабатывать и реализовывать АОП.

При проектировании такой программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ важно понимать, что такие программы , с одной стороны, должны в полной мере соответствовать установленным законодательством требованиям к структуре и содержательному наполнению разделов, а с другой – отражать специфику ее реализации в ДОО для детей с конкретными видами ограничений по здоровью, учитывать психофизические особенности, возможности и потребности ребенка.

Создание доступной образовательной среды требует от всех участников образовательных отношений новых подходов к моделированию эффективных механизмов разработки АОП ДОО в соответствии с ФГОС ДО и с учетом ПрАООП дошкольного образования и разных вариантов её реализации. При этом каждая АОП должна быть нацелена на преодоление несоответствия между процессом обучения и воспитания ребенка с ОВЗ по основной образовательной программе дошкольного образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ выступает Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» .

«Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по АООП только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии » (ст. 55, п. 3) ;

«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,

«программа , адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц » (ст. 2, п. 28) ;

«образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность » (ст. 79, п. 4) ;

«инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2, п. 27) ;

Основанием к разработке АОП является заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителей (законных представителей) . В рекомендациях ПМПК определяются конкретные проблемы в развитии ребенка и указывается на необходимость работы по АОП, разработанной на основе ПрАООП определенной нозологической группы.

Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования для различных нозологических групп http://fgosreestr.ru/

Если в группе один ребенок с ОВЗ, то группа (комбинированная) , как и все ДОУ работает по ООП ДО, а для этого ребенка составляется АОП. Если в саду группа со схожими нарушениями (компенсирующей направленности, то для всех детей этой группы составляется одна АООП на весь период обучения детей.

При разработке и реализации АОП ДОО необходимо учитывать информацию из «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций », утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» :

На что же еще могут педагоги опираться при составлении АООП. К сожалению, сейчас не существует разработанных, например для детей с ЗПР или для детей с НИ программ , соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н . В. Нищевой «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3до 7 лет», которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО . Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы , пошедшие апробацию в системе дошкольного образования и новые «Примерная адаптированная основная программа для детей с задержкой психофизического развития» Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина и др. ; «Программа дошкольного образования «Диагностика развитие коррекция» для детей с нарушением интеллекта Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина и др.

При проектировании АОП необходимо учитывать следующие методологические подходы :

системно-деятельностный подход как ведущий в стандартизации системы общего образования Российской Федерации (А. Г. Асмолов) . С позиции данного подхода при проектировании образовательной программы акцент смещается с содержательной части программы на результаты деятельности ребенка в процессе освоения образовательного содержания . Таким образом , результаты деятельности ребенка могут выступать как отражение его позитивной социализации, индивидуализации, развития личности;

компетентностный подход как один из возможных результатов оценки образования как «знания в действии» (А. Г. Асмолов) ;

субъектно-деятельностный подход (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова и др., предполагающий активность, самостоятельность, инициативность, творчество ребенка, его стремление к сотрудничеству и взаимодействию в детских видах деятельности;

индивидуально-дифференцированный подход к разработке и условиям реализации АОП для детей с ОВЗ;

функционально-системный подход, связанный с организацией коррекционно-педагогического процесса , который дает возможность использовать комбинированную модель образовательного процесса .

Разработка и утверждение АООП относится к компетенции образовательной организации и осуществляется в соответствии с порядком принятым и закрепленным локальным актом.

Согласно ФГОС ДО прописана структура программы и рекомендовано содержание разделов.

В статье рассматривается понятие адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС, принципы, этапы, условия ее разработки и реализации. Раздел, описывающий структуру АОП, поможет правильно составить документ.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

Адаптированная образовательная программа (АОП) в ДОУ по ФГОС позволяет вести обучение и воспитание детей с ОВЗ с учетом их развития, особенностей, индивидуальных возможностей, а также корректировать при необходимости нарушения развития и социальной адаптации этих детей.

Вы руководитель детского сада? Приглашаем пройти дистанционное обучение в Школе Менеджера образования по программе “Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО”. По итогам обучения оформим удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Учитывая индивидуальные потребности лиц с ОВЗ, образовательная организация самостоятельно разрабатывает АОП, основываясь на основной общеобразовательной программе, а также ФГОС общего образования по уровням образования и/или ФГОС образования детей с ОВЗ.

Этапы и принципы реализации адаптированной программы для ребенка с ОВЗ в ДОУ

Одним из важнейших этапов подтверждения статуса ребенка с ОВЗ является получение заключения ПМПК. Если этого документа нет, то ребенок не может рассматриваться как обучающийся с ОВЗ, даже если недостатки в его физическом или психологическом развитии очевидны.

В своих рекомендациях сотрудники ПМПК отражают условия, необходимые для обучения ребенка с ОВЗ в ДОУ по адаптированной программе: основной или индивидуальной. Нередко ПМПК предлагает родителям отдать ребенка с ОВЗ в группу компенсирующей направленности или же в группу комбинированной направленности с инклюзивным образованием. Это способствует социализации, развитию навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Сотрудники образовательного учреждения создают для детей доступную среду, используют методики взаимодействия с такими воспитанниками.

Актуальным остается вопрос построения основных образовательных программ, базой для которых выступает ФГОС. Следует помнить, что закон «Об образовании» требует, чтобы основная образовательная программа разрабатывалась с учетом примерной.

Организация коррекционной работы ведется в несколько этапов в течение всего учебного года. Адресность и последовательность этапов являются предпосылками для нейтрализации дезорганизующих факторов. Рассмотрим подробнее каждый из этапов:

  1. Информационно-аналитическая деятельность – сводится к сбору и анализу информации. Реализация длится с сентября по октябрь. Результат: оценка обучающихся с целью учета особенностей их развития, определения специфических образовательных потребностей, оценки образовательной среды на соответствие требованиям в области материально-технического, программно-методического обеспечения, а также кадровой базы.
  2. Организационно-исполнительская деятельность в течение октября-декабря. В результате организуется образовательный процесс коррекционно-развивающей направленности, а также процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ при созданных условиях воспитания, обучения, развития и социализации этих детей.
  3. Контрольно-диагностическая деятельность (январь, май). Результат: проверка соответствия образовательных и коррекционно-развивающих программ, а также созданных условий потребностям ребенка.
  4. Регулятивно-корректировочная деятельность (февраль–апрель). На этом этапе в процесс образования и сопровождения детей с ОВЗ вносятся изменения, призванные улучшить качество и эффективность взаимодействия с ними.

Реализация адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в ДОУ должна осуществляться на основе таких принципов:

  1. Принцип гуманизма, согласно которому взаимоотношения с ребенком строятся на основе веры в его силы и возможности, поиска позитивных ресурсов для преодоления трудностей с максимальной пользой.
  2. Принцип системного подхода предполагает рассмотрение человека как единой системы. Для развития и коррекции нарушений у детей с ОВЗ применяется всесторонний подход с привлечением разнопрофильных специалистов, а также задействование в образовательном процессе всех его участников.
  3. Принцип непрерывности – предоставление гарантии, что помощь в решении проблемы или определения подхода к ее решению будет непрерывной.
  4. Принцип реальности, согласно которому коррекционно-развивающая работа строится на глубоком изучении личности и возможностей ребенка.
  5. Принцип деятельностного подхода предусматривает, что коррекционно-развивающая работа строится на свойственном возрасту виде деятельности, а также его целенаправленном формировании.
  6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода: в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в формы и способы коррекционно-развивающей работы вносятся изменения, даже если работа ведется в группах.
  7. Принцип рекомендательного характера оказания помощи гарантирует соблюдение права родителей самостоятельно выбирать образовательные организации, формы получения образования детьми с ОВЗ.

Требования к условиям реализации и планируемые результаты АОП в ДОУ

Для успешной реализации адаптированной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ необходимо соблюдение определенных условий, которые охватывают все сферы деятельность образовательной организации. В первую очередь, к таким условиям относится психолого-педагогическое обеспечение, которое подразумевает:

  1. Создание условий, согласно рекомендациям ПМПК:
    1. применение специальных приемов, методов, средств обучения, коррекционных и образовательных программ, которые ориентированы на потребности и возможности детей;
    2. использование индивидуализированных методов обучения, учитывающих специфику нарушений в развитии ребенка;
    3. комплексный подход при работе с воспитанником на индивидуальных и групповых занятиях.
  2. Создание должных психолого-педагогических условий:
    1. коррекционное направление учебно-воспитательного процесса;
    2. построение работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
    3. создание комфортной психологической атмосферы;
    4. применение современных педагогических технологий.
  3. Обеспечение здоровьесберегающих условий:
    1. проведение мероприятий, направленных на укрепление физического, а также психического здоровья;
    2. внедрение оздоровительного режима;
    3. профилактика перегрузок воспитанников;
    4. контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм.
  4. Привлечение детей с ОВЗ к участию в досуговых мероприятиях на равных со сверстниками.

Кроме того, успешная реализация адаптированной программы для ребенка с ОВЗ в ДОУ предусматривает организацию:

  1. программно-методического обеспечения, которое включает:
    1. коррекционно-развивающие программы;
    2. использование коррекционно-развивающего и диагностического инструментария;
    3. применение специальных программ, учебных пособий, а также образовательных ресурсов.
  2. кадрового обеспечения, то есть привлечения профильных специалистов к работе с ребенком;
  3. материально-технического обеспечения кабинетов, спортивного зала, медкабинета;
  4. информационного обеспечения.

Промежуточные и итоговые результаты реализации коррекционной программы для детей с ОВЗ в ДОУ предполагают оценку освоения ими общеобразовательной программы. Динамика развития воспитанников проявляется по мере освоения индивидуального образовательного маршрута. Планируемые результаты оцениваются через специально организованную систему мониторинга.

Если для воспитанника усвоение общеобразовательной программы невозможно вследствие нарушений, подтвержденных ПМПК, то акцент коррекционной работы смещается на его социализацию и выработку практических навыков. В результате проведения коррекционной работы ребенок с ОВЗ достигает планируемых результатов и преодолевает нарушения в развитии.

Структура адаптированной образовательной программы в детском саду

Адаптационная программа для детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС включает:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Условия реализации коррекционной работы.
  4. Описание содержания программы.
  5. Разработанный индивидуальный учебный план.
  6. Планируемые результаты.
  7. Заключение, а также рекомендации специалистов.

При оформлении титульного листа следует указать наименование образовательной организации, назначение, адресность и срок реализации программы. На нем должен быть гриф утверждения руководителем учреждения и информация о согласовании с родителями.

Пояснительная записка содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка, описание его психофизического развития, цели и задачи обучения по каждому предмету. В пояснительной записке указываются примерные адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ в ДОУ, на основании которых готовилась АОП, а также обосновывается перераспределение часов, изменение последовательности изучения разделов и прочее, если это необходимо.

Индивидуальный учебный план включает информацию об усилении отдельных разделов и тем, перепланировке учебных часов, последовательности тем, изменении объема интегрированных занятий.

  • Образовательный – описывает содержание образования по годам, ожидаемые результаты и формы оценивания предметных достижений.
  • Коррекционный – дает информацию о направлениях коррекционной работы, ее методах, приемах, формах. Здесь описывается планируемая работа логопеда, дефектолога, психолога.
  • Воспитательный – указывает приемы формы и методы работы.

Планируемые результаты включают информацию о динамике достижений ребенка с ОВЗ, оценку создания условий для его образования, росте доли педработников, которые прошли специальную подготовку и обладают необходимой квалификацией и другие показатели.

В заключительную часть вносится обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики.

Таким образом, адаптированная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ призвана реализовать все принципы ФГОС и обеспечить широкие возможности для особенных ребят в области получения ими образования на всех уровнях. АОП помогает организовать работу педагога, его взаимодействие с семьей ребенка и профильными специалистами для достижения планируемых образовательных результатов.

Скачать пример адаптированной программы для ребенка с ОВЗ (расстройство аутического спектра) в ДОУ
Скачать бесплатно в.pdf

Скачать адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
Скачать бесплатно в.pdf

Скачать коррекционную программу для детей с ОВЗ (ЗПР VII вида) в ДОУ
Скачать бесплатно в.pdf

Выступление 09.11.2016

«Особенности написания и проблематика Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в детском саду»

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»...

А также на что опираться при составлении адаптированной программы и есть ли к этому какие-либо методические рекомендации?

Недавно Ольга Владимировна Бережнова, заведующая кафедрой развития образования, заведующая лабораторией проблем развития дошкольного образования региона БУ ОО ДПО «Институт развития образования», провела вебинар «Реализация ФГОС ДО: актуальные проблемы современной дошкольной образовательной организации».

Адаптированная программа - один из самых злободневных вопросов, так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных методических рекомендаций по её составлению, пока они существуют только в контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной программы вызывает затруднения. Возможный выход - использование методических материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на сайте Минобрнауки России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором прописана и структура основной образовательной программы дошкольного образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на сегодняшний день нет.

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?

Есть два понятия: «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа». Важно понять следующее:

Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа.

Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.

То есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы.

На что опираться при составлении адаптированной программы?

К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой, которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО.

Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки - зависит от контингента детей.

Наверное, нужно смотреть на работу образовательных организаций, которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например, можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, для детей с нарушениями зрения - программу Л.И. Плаксиной.

Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы…

Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу.

Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно составляется индивидуальная образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.

Введение ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ

С 1 сентября 2016 года введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ.

Таким образом, стандарт уже выпущен и существует как документ. Сегодня в каждом регионе есть «дорожная карта» по его введению. Но по дошкольному образованию пока нет документов, нормативов, которые стоило бы обсуждать. Поэтому пока нужно ориентироваться на начальное образование.

Так что всё ещё впереди.

Сегодня мы рассмотрим подробнее на примере действующей программы МАДОУ д/с №46 адаптированную образовательную программу на одного из детей, обучающихся по программе обучения для детей с интеллектуальными нарушениями.

МАДОУ д/с №46 посещают дети с разными программами обучения, рекомендуемыми им центральным ПМПК:

Программа обучения для детей с задержкой психического развития;

Программа обучения для детей с интеллектуальными нарушениями;

Программа обучения для детей с общим недоразвитием речи.

Для каждого контингента воспитанников с ОВЗ разработана своя АООП. Так как в группах с ЗПР, находятся дети только с ЗПР, то и АООП одна для всей группы. Однако, дети с ЗПР нередко имеют сочетанные диагнозы, например, расстройство аутистического спектра и другие особенности. Поэтому в нашем МАДОУ для каждого ребенка разработана своя АОП (адаптированная образовательная программа), учитывающая индивидуальные особенности, возможности ребенка и предполагающая результаты освоения.

Алгоритм написания адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.

    Пояснительная записка Сведения о ребёнке (характеристика)

    Особые образовательные потребности

    Ожидания родителей

    Образовательный компонент

    Учебный план на 2016-2017 уч. год

    Критерии оценивания достижений по разным областям

    Коррекционный компонент

    Воспитательный компонент:

- Условия взаимодействия специалистов ДОУ и ребенка

- Условия взаимодействия ДОУ и родители

- Условия взаимодействия воспитанников ДОУ и ребенка

Зам.заведующего Ю.Г.Белобородова