Загадочный русский архитектор василий баженов. Русский архитектор Баженов Василий Иванович: лучшие работы и интересные факты Какой архитектурный стиль был у баженова

Василий Баженов — 1738 — 1799 год – архитектор, русский художник, основоположник классического направления в архитектуре второй половины XVIII века.

Творчество Баженова отличалось полетом фантазии, смелостью и своеобразием, но лишь небольшая часть задумок увидела свет

Еще меньше построенных им зданий сохранилось до нашего времени. Среди них несколько построек в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.

Начало пути

По уточненным данным биографов Василий Баженов родился 12 марта 1738 года в Москве. Отец Баженова служил псаломщиком в придворной церкви московского кремля. Здесь, среди великолепных образцов древнерусского зодчества прошло детство будущего архитектора. Талант искусного художника проявился у мальчика очень рано , вместо забавы он срисовывал здания, церкви, надгробные памятники.

Это пристрастие стало решающим при знакомстве подростка с известным московским архитектором Дмитрием Ухтомским, который нанимал рабочих для скорейшего восстановления сгоревшего царского дворца.

Мальчик расписывал изразцы печей, выполнял посильные задания. Архитектор , желая поддержать талантливого подростка, принимает его в свою школу вольным слушателем.

Семья Василия Ивановича Баженова

Учеба

По рекомендации Ухтомского в 1754 году Василия Баженова принимают в только что открывшуюся гимназию при московском университете. По уровню знаний его сразу определяют в старший класс . А уже в 1755 году его переводят в качестве студента в университет .

После открытия в Петербурге Академии художеств в 1758 году, Баженова берут на учебу первым, как лучшего из студентов. Архитектурный класс в Петербурге вели С. И. Чевакинский и А. Ф. Кокоринов.

В 1759 году студентом Баженовым выполнен самостоятельный архитектурный проект каменной церкви для подмосковной усадьбы князя Черкасского.

Наставник талантливого ученика подает прошение графу Шувалову, чтобы облегчить сложное финансовое положение студента. В результате, за прилежание в учебе Баженову определяют должность архитектурного помощника, что соответствовало рангу прапорщика, и денежное содержание.

Обучение в Европе

По окончании академии Василия Баженова направляют для дальнейшего обучения в Париж , считавшийся столицей европейской архитектурной моды. В течении полутора лет он будет обучаться у Шарля де Вальи знаменитого архитектора . Из учебных работ Баженова особое внимание привлек к себе проект Дома инвалидов.

К концу курса из ученика он незаметно превратился в помощника знаменитого архитектора. Блестящая защита диплома дала ему право на дальнейшее обучение

В августе 1762 года Баженов получает двух годичный заграничный паспорт и направляется в Рим изучать:

  • архитектурные шедевры
  • строительное дело у итальянских мастеров

По окончании курса, в начале 1764 года он сдает экзамен, предоставив комиссии, созданные им модели и проекты. В результате ему присвоено звание мастера и профессора архитектуры в академии св. Луки.

Возвращение в Россию

Василий Баженов возвращается из Европы в Петербург в мае 1765 года. Ему предложено подтвердить свои знания, сдав дополнительный экзамен. Проект, созданный для этого, достойно оценен, но Баженову присвоили лишь звание академика . Он обижен, ведь очень рассчитывал на профессорское звание и соответствующее денежное содержание.

Неожиданное предложение поступает от фаворита императрицы, графа Орлова. Генерал готов взять блестящего архитектора в подчиненное ему артиллерийское ведомство в чине капитана. Ему сразу поручают проектировать и строить арсенал . Монументальное здание военного склада занимало целый квартал и производило сильное впечатление.


Проект Института благородных девиц в Смольном монастыре

Проект был выполнен быстро, но так и не был реализован . Архитектор постарался создать величественное, но в тоже время изящное здание, использовал традиционные для русских зодчих приемы. В результате конкурс выиграл проект архитектора Кваренги.

К этому периоду относится постройка дворца для цесаревича Павла на Каменном острове. Резиденция в стиле классицизма идеально вписывалась в окружающее пространство возле Невы.

Московский период

По приказу главы ведомства, графа Орлова, Баженова в 1767 году направляют в Москву для наведения порядка на территории кремля . Императрица планировала поселиться там, и для этого нужно было подготовить одно из зданий. С присущим Баженову размахом он разрабатывает не только перепланировку, но и строительство царской резиденции .

Перестройка московского кремля

Планы преобразования поразили прибывшего с визитом графа Орлова, и были представлены императрице в самом выгодном свете. Было решено, что возведение новой резиденции будет иметь политическое значение.

Вся Европа заговорит о мощи государства, ведущего одновременно войну с турками и столь масштабное строительство

Проектирование и подготовка места застройки продолжались несколько лет . Была расчищена часть территории, построен дом, в котором создавалась математически выверенная модель дворца, высотой в человеческий рост.


Проект большого Кремлевского дворца

Первый камень в основание стройки был заложен в 1773 году. Но судьба не дала реализовать грандиозное начинание. Длительная военная компания, эпидемия чумы, бунт, повлекший убийство московского архиепископа – все вмешивалось в ход строительства. Финансирование поступало крайне нерегулярно, и в результате Екатерина приказала строительство прекратить .

Оформление празднеств на Ходынском поле

Закрытие кремлевского проекта надломило душевные силы мастера, для него это стало истиной катастрофой. Слухи о его состоянии дошли до императрицы, и она поручает Баженову оформление празднеств в честь победы над Турцией .

На обширной площади Ходынского поля по замыслу архитектора возводятся павильоны , которые напоминали города, отошедшие во владение России по мирному договору. Постройки были выполнены из дерева и камня в стиле восточной, неоклассической архитектуры. При въезде на площадь была сооружена 32 метровая арка, окруженная колоннадой. Императрице пришлись по душе необычные строения, и она поручает Баженову обустроить, приобретенную недавно новую усадьбу.

Строительство резиденции в Царицыне

Рядом с Коломенским, всегда отличавшимся красотой пейзажа, императрицей была приобретена усадьба носившая название «Черная грязь», и позднее переименованная в «Царицыно ». Баженову предложили срочно подготовить эскизы. Екатерина, находясь под впечатлением от праздничных павильонов, подписала практически без поправок начальный вариант.


Архитектурный ансамбль усадьбы Царицыно 1775 -1785 гг.

После этого архитектор приступил к разработке подробных чертежей. При проектировании построек Василий Баженов использовал декоративные приемы, свойственные стилю «русской готики». Дворцово-парковый ансамбль должен был включать здания и пруды, мостики и павильоны, свободно расположившиеся на холмистой местности.

Василий Баженов практически переселился в Царицыно , чтобы контролировать строительные и отделочные работы, которые длились с 1775 по 1785 год.Но после посещения еще не законченной стройки Екатерина требует остановить работы и снести два основных дворца .

Перестройку она решила передать архитектору Казакову. Баженов был отстранен от проекта.

Подобные перемены связывают с его членством в масонской ложе. Екатерине стало известно, что через Баженова Николай Новиков передавал запрещенные книги наследнику престола

Опальный архитектор

После приостановки царицынского проекта Баженов оказывается в вынужденном отпуске. Чтобы прокормить многочисленную семью архитектор берется за частные заказы. Он занимается проектированием поместий и церквей в Москве и ее пригородах. Среди них особенно выделяется дом Пашкова.

В 1792 году Василий Баженов переезжает в Петербург, где по просьбе цесаревича проектирует будущий Михайловский замок. Параллельно он занимается строительными работами для Адмиралтейства.


Михайловский замок

После смерти Екатерины в 1796, Павел жалует Баженову генеральский чин , поместье и тысячу душ крепостных. Но архитектор серьезно болен и уже не может заниматься строительством.

В феврале 1799 Баженова назначают вице-президентом Академии художеств

Архитектор планировал обновить учебное заведение, заняться воспитанием талантливой молодежи, но судьба распорядилась иначе. Василий Баженов скончался 13 августа 1799 года , так и не успев завершить многочисленные планы.

Яркий талант зодчего повлиял на творчество современников, определил пути развития отечественной архитектуры на несколько десятилетий вперед

  • Отец Баженова, Иван Федорович был обычным дьячком и за отличный бас назначен псаломщиком в церковь Иоанна Предтечи на территории московского Кремля. Маленькому Васе была уготована судьба отца, и уже в раннем детстве он пел в хоре Страстного монастыря
  • Одноклассниками Баженова по московской гимназии были издатель сатирических журналов Новиков , писатель Денис Фонвизин , известный архитектор Иван Старое, политический деятель Григорий Потемкин
  • По окончании академии в Париже Баженов получил диплом с отличием, который предполагал получение золотой медали . Но будучи иностранцем и не являясь католиком, он автоматически был лишен этой награды
  • Личность Баженова вызывает многочисленные споры у биографов и историков архитектуры. Не точны данные его места и даты рождения. Не установлено место окончательного захоронения. Практика совместной работы над проектами и потеря архивов часто делает авторство Баженова не доказуемым

Было интересно?

Да Нет

Работы с участим В. И. Баженова

  • Оформление Ходынского поля — 1775 год
  • Усадьба И. С. Гендрикова — Спасские казармы -1775 год
  • Ансамбль Царицыно 1776-1786 годы
  • Усадьба Румянцева на Маросейке — 1782 год
  • Скорбященская церковь на Большой Ордынке 1783-1791 годы
  • Дом Пашкова 1784-1786 годы
  • Дом Юшкова 1780 год
  • Проект Каменноостровского дворца цесаревича Павла Петровича
  • Здание Арсенала в Санкт-Петербурге
  • Дом Л. И. Долгова
  • Усадьба Ермолова в селе Красное 1780 год
  • Работы в Гатчинском и Павловском дворцах 1793-1796 годы
  • Усадьба Тутолмина — Ярошенко 1788-1791 годы
  • Церковь Владимирской иконы Божьей Матери — Рождества Христова
  • Михайловский замок 1792 год
  • Участвовал в проектировании Казанского собора 1797 год

Неосуществлённые проекты

  • Здание Смольного института благородных девиц — проект получил хвалебные отзывы, но здание возвели по проекту Джакомо Кваренги
  • Большой Кремлёвский дворец 1768 год — строительство начато, но остановлено в 1775 в связи с угрозой для древних памятников Кремля
  • Проект восстановления Галерной гавани на Васильевском острове — отклонён по причине дороговизны
  • Проект Инвалидного дома
  • Проект мастерских для Главного адмиралтейства
  • Проект манежа и Аракчеевских казарм близ Смольного

Публикации раздела Архитектура

5 главных построек Василия Баженова

Р аботы архитектора Василия Баженова - одна из загадок в истории русского искусства. Строил он много, выполнял заказы преимущественно императорской семьи, а достоверно исследователи знают всего несколько зданий его авторства. «Культура.РФ» вспомнила пять знаковых построек архитектора Баженова в Москве и Петербурге .

Большой Кремлевский дворец

Карл Лопяло. Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция. XX век

Большой Кремлевский дворец Василия Баженова считается одним из самых величественных архитектурных проектов эпохи классицизма . Еще в 1769 году Екатерина Вторая обратила внимание на то, что Кремль стал ветшать, и поручила Баженову создать проект глобальной перепланировки. С одной стороны, архитектор должен был сохранить все древние постройки, а с другой - сделать Кремль более европейским: с площадями и прямыми улицами.

Василий Баженов предложил построить огромный дворец на территории всего Кремля, в который будут включены все памятники архитектуры. Длина его фасада должна была составить 639 метров. В четырех этажах здания планировались парадные императорские залы, а также ряд служебных помещений. Такой проект требовал немалых жертв - была разобрана часть кремлевской стены, разрушены находящиеся на территории монастырские подворья, галерея Оружейной палаты и ряд других построек. Когда же в 1773 году началось строительство, обнаружилось, что не выдержал грунт возле Архангельского собора и храм стал давать трещины. Работы были прекращены, а разобранная крепостная стена восстановлена. Монументальный проект Баженова так и остался на бумаге и в виде деревянной модели, которую сегодня можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева .

Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно

Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Начиналось все как нельзя лучше: заказ на ансамбль в Царицыно поступил от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича , окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.

Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.

Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову . Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.

Владимирская церковь в Быково

Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы - Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания - овальная.

Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова - для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.

Михайловский замок

Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Дом Пашкова

Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Дом капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» называл одним из самых красивых особняков в Москве. Исследователи долгое время спорили, кто являлся автором здания. В числе версий - Матвей Казаков и Никола Легран, однако наиболее вероятно, что дом Пашкова построил Василий Баженов.

Архитектор спроектировал типичную городскую усадьбу - центральный корпус с двумя боковыми флигелями и открытым в сторону въезда парадным двором. При этом Баженов придумал оригинальный ход - сам въезд он расположил сбоку, в переулке, а не со стороны главного фасада.

Согласно некоторым источникам, изначально особняк был оранжевого цвета и его купол венчала римская статуя. Однако сегодня мы видим не совсем тот Пашков дом, что построил Баженов: здание сильно пострадало после московского пожара 1812 года . Во время реставрации архитектор Осип Бове отказался от использовании статуи, заменил коринфские колонны на ионические и перекрасил здание в белый. В разное время в доме Пашкова находились Московский дворянский институт, Четвертая городская гимназия, Румянцевский музей . Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке . Там хранятся рукописи, ноты и картографические издания.

(1737-03-12 ) Место рождения Дата смерти Работы и достижения Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки
  • проект Михайловского замка ,
  • Владимирская церковь в Быково
Научные труды

Полный перевод всех 10 книг архитектуры Витрувия

Василий Иванович Баженов на Викискладе

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 марта или , Москва , по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца - 2 августа , Санкт-Петербург) - российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма , масон . Член Российской академии (1784 год).

Биография

Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711-1774). Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского , принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора . В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств , отправленным за границу.

Поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель Собора Св. Петра , учился гравированию.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество. Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины. Однако ожидаемой должности не получил, взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

В этой должности Баженов построил в Москве дом Пашкова , а в окрестностях столицы - дворцовый комплекс в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) и Петровский путевой дворец , построенный Казаковым Матвеем Фёдоровичем , - его помощником. В Московском Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768-1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели идиота им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набирает учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много.» До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжен в 1917 г, разобран в конце 1920-х годов), но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса Шпекле, Карл Иоганн. Баженов же поступил в Артиллерию в конце 1766, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. "Большой мост через овраг в Царицыно (дворцово-парковый ансамбль) - одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено. Баженов, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также сношениями с кружком Николая Ивановича Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывается Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Но, как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора Виолье, Анри Франсуа Габриэль, затем, в 1790-х годах к делу подключился В. Баженов, но окончательный проект был составлен Бренном Винченцо и он был осуществлен.

По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Память

  • Улица Баженова (Казань)
  • Улица Баженова (Калуга)
  • Улица Баженова (Жуковский)
  • Почтовые марки СССР , 1949 год .

Галерея

Царицынский музей-заповедник

Примечания

Литература

  • Чернов Е. Г., Шишко А. В. Баженов: 1799-1949 / Е. Г. Чернов, А. В. Шишко. - М .: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1949. - 160 с. - 5 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Михайлов А. И. Баженов / Суперобложка, переплет, форзац, титул и заставки художника Э. Б. Бернштейна. - М .: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1951. - 372 с. - 6 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Неизвестные и предполагаемые постройки В. И. Баженова: Сборник. - М., 1951.
  • Пигалев В. А. Баженов / Вадим Пигалев; Серийная обложка Ю. Арндта. - М .: Молодая гвардия , 1980. - 224, с. - (Жизнь замечательных людей . Серия биографий. Выпуск 5 (601)). - 100 000 экз. (в пер.)
  • Разгонов С. Н. Баженов. - М .: Искусство , 1985. - (Жизнь в искусстве).
  • Пучков В. В. В. И. Баженов и Михайловский замок в Петербурге: Новые материалы // Царицынский научный вестник.
  • Василий Иванович Баженов: Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы / Сост., вступ. ст. и прим. Ю. Я. Герчука . - М.: Издательский дом «Искусство», 2001. - (Мир художника) - 304 с.

Ссылки

  • Василий Баженов и строительство Дворцового комплекса в Царицыно

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 12 марта
  • Родившиеся в 1737 году
  • Умершие 13 августа
  • Умершие в 1799 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Архитекторы по алфавиту
  • Архитекторы Москвы
  • Архитекторы Санкт-Петербурга
  • Переводчики России
  • Архитекторы Гатчины
  • Члены Академии Российской
  • Музей-заповедник «Царицыно»
  • Архитекторы Российской империи
  • Масоны России
  • Пенсионеры Императорской Академии Художеств
  • Архитекторы Липецкой области

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Баженов, Василий Иванович" в других словарях:

    - (1737/1738 1799), русский архитектор, график, теоретик архитектуры. Представитель классицизма. Был живописцем в архитектурной команде Д. В. Ухтомского; учился в Московском университете (с 1755), в Петербурге у С. И. Чевакинского (с 1756) … Художественная энциклопедия

    Баженов Василий Иванович - (1737/1738 — 1799), архитектор; представитель классицизма. С 1756 жил в Петербурге, где обучался у С. И. Чевакинского, с 1758 в АХ у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота. В 1760—62 учился в парижской АХ; в 1762—64 посетил… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Баженов (Василий Иванович) художник архитектор, сын церковника одной из придворных кремлевских церквей, воспитанник Императорской Академии Художеств с основания ее и первый ее пенсионер, отправленный за границу. Родился 1 марта 1737 года в Москве … Биографический словарь

    Русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве… … Большая советская энциклопедия

    - (1737 или 1738 1799) российский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект реконструкции Кремля (дворец, заложен в 1773, не осуществлен), романтический дворцово парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784 86, ныне старое… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1737 или 1738 1799), архитектор; представитель классицизма. С 1756 жил в Петербурге, где обучался у С. И. Чевакинского, с 1758 в АХ у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота. В 1760 62 учился в парижской АХ; в 1762 64 посетил Италию. С… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Академик архитектуры и первый вице президент Императорской Академии Художеств, род. 1 го марта 1737 г. в Малоярославском уезде Калужской губ., ум. 2 го августа 1799 г. в Петербурге, от паралича. Сын дьячка дворцовой церкви, он получил… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1737/1738 1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект реконструкции Кремля (дворец, заложен в 1773, не осуществлён), романтический дворцово парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784 1786, ныне старое здание… … Энциклопедический словарь

    Баженов, Василий Иванович - В.И. Баженов. Дом Пашкова в Москве. БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737 или 1738 1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект дворца Московского Кремля (1767 1775, не осуществлен), романтический дворцово парковый ансамбль в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    БАЖЕНОВ Василий Иванович - Василий Иванович (12.03.1737 или 1738, с. Дольское Малоярославецкого у. Калужской губ. 13.08.1799, C. Петербург), рус. архит. Детство провел в стенах Московского Кремля, где отец служил псаломщиком в одной из придворных церквей. С 1751 г. состоял … Православная энциклопедия









(февраль 1737 - 02. 08. 1799) Стиль архитектуры : Классицизм. Национальный историзм. Основные архитектурные объекты: проект здания дворца в Екатерингофском парке; здание арсенала на ул. Литейной, Петербург (теперь здание судебных учреждений); здание арсенала и сената по Знаменке, Москва; дом Пашкова (Библиотека Румянцевского музея); дворец в Царицыне; Петровский дворец; Проект реконструкции Московского Кремля; Дворец на Каменном острове, Петербург. Первый «пенсионер» Академии художеств. Вице-президент Академии художеств.

«Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах...Между прочим, по зимам из снегу делал палаты и статуи, что бы и теперь я желал то видеть ».

Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей. Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице.

Мальчика отдали в певчие в Страстной монастырь. Все равно ему безудержно хотелось рисовать: «Я всех святых из церкви переносил мыслями под переходы на стены и делал их своей композицией, за что меня заставали и секали часто ».

В 15 лет он сам нашел себе учителя, захудалого живописца, который рисовал, бывало, «вместо правой руки или ноги левую». Вскоре оба они оказались участниками громадной и спешной государственной стройки - сгорел дотла деревянный царский дворец в Лефортове на окраине тогдашней Москвы, и императрица Елизавета, перебравшаяся в неудобное маленькое здание, приказала отстроить дворец немедленно. И он вырос вновь как в сказке - за месяц с небольшим!

На стройке его способности заметили. Князь Д.В.Ухтомский , главный московский архитектор, стал поручать ему самостоятельную работу. Год спустя в судьбе Баженова произошел новый поворот: его приняли в Московский университет. Вскоре попечитель университета М.И.Шувалов потребовал прислать к себе в Петербург тех, кто был назначен обучаться «художествам». На Баженова, очевидно, уже возлагали надежды: поселили в нарядном шуваловском дворце, представили самой императрице и отдали в мастерскую архитектора С.И.Чевакинского . Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. Он учится французскому языку, математике, старательно перечерчивает из книги ордера - классические античные колонны с их перекрытиями, азбуку тогдашнего зодчества. А летом работает на стройках, которые ведет в Петербурге его энергичный наставник.

«Потом Академия художеств мною первым началась », - с гордостью утверждал Баженов. В основанной осенью 1757 года Академии он был старшим из воспитанников, уже многое освоившим, и для младших стал, вероятно, не столько товарищем, сколько первым учителем. В сентябре 1759 года Баженов (вместе с живописцем Антоном Лосенко ) был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу.

Во Франции Баженов впервые увидел не только на гравюрах и чертежах ту новую архитектуру, которой учили академические наставники - москвич А.Ф.Кокоринов и парижанин Ж.Б.Валлен-Деламот : нарядные и вместе с тем строгие здания простых прямолинейных очертаний с равномерными, четкими рядами стройных колонн. Этот стиль потом назовут классицизмом. На смену бурному чувству, воплощенному в динамичной и сложной архитектуре барокко, пришли ясный разум и спокойная гармония, опирающиеся на античные традиции. Правилам нового стиля и обучает Баженова блестящий архитектор Шарль де Вайи. «Мои товарищи, французы молодые, у меня крадывали мои прожекты и жадностию их копировали », - хвастался потом Баженов. Видимо, он уже тогда выделялся среди соучеников изобретательностью и яркой фантазией.

Поступив в ученики к профессору Дювалю , Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель Cобора св. Петра.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия, напечатанный в 1790-1797 гг. в Петербурге, в типографии Императорской Академии Художеств. Основательно знакомый со своим искусством теоретически, Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество, к торжеству «инаугурации» здания Академии художеств (29 июня 1765 г.). Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы. Позднее Екатерина II поручила Баженову разработать проект Института благородных девиц при Смольном монастыре . Зодчий выполнил это поручение в кратчайшие сроки. Величественная и изящная композиция поразила многих архитектурной изобретательностью, органичным сочетанием многообразных традиционных форм российского зодчества. Но, к сожалению, дифирамбами дело и ограничилось. Проект остался неосуществленным. После длительных проволочек предпочтение отдано проекту архитектора Кваренги .

Проект здания нынешнего дворца в Екатерингофском парке , с оранжереями, зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Баженовым по академической программе, на степень профессора. Выполнение признано было советом Академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое получено им три года раньше, в бытность за границей. Кроме ущерба самолюбию такая несправедливость серьёзно влияла на материальное положение.

Баженов берёт увольнение от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Петербурге здание арсенала на Литейной ул. (теперь здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената по Знаменке , дом Пашкова (Библиотека Румянцевского музея), а в окрестностях столицы - дворец в Царицыне и Петровский дворец , строенный Казаковым, - его помощником.

Граф Орлов посоветовал Баженову разработать проект необычный, дерзкий, чтобы затем через него, Орлова, предложить императрице начать строительство здания, которое вызовет всеобщий интерес. Баженов ничего не обещал, но от предложения не отказался. В то время Кремль пребывал в крайнем запустении и ветхости, а главное, его древняя архитектура представлялась просвещенным людям XVIII века беспорядочной и бесформенной. Баженов дерзнул предложить свой вариант дворца. Но только иных масштабов: «...из простой перестройки он создал исполинскую архитектурную затею, сводившуюся к застройке всего Кремля одним сплошным дворцом, внутри которого должны были очутиться все кремлевские соборы с Иваном Великим». Идея Баженова потрясла Орлова, но он усомнился в реальности столь грандиозных планов. К лету 1768 года Баженов закончил работу над эскизами, приступил к самому проекту реконструкции, к созданию большой модели Кремлевского дворца. Началась подготовка к строительству. В июле была уже учреждена специальная экспедиция по сооружению дворца. Возглавлял ее генерал-поручик Измайлов. После тщательного обследования кремлевских строений и детальной разработки планов строительства члены экспедиции приступили к составлению сметы. По предварительным подсчетам, должно было потребоваться двадцать или, в крайнем случае, тридцать миллионов рублей. Экспедиция разместилась в самом Кремле, в небольшом Потешном дворце. Здесь же была квартира архитектора, куда он вскоре привел молодую жену. А рядом наспех строилось деревянное одноэтажное здание с обширным восьмигранным залом - Модельный дом. В нем потом делали громадную деревянную модель будущего Кремля . Модель, по словам Баженова, - «половина практики», то есть готового здания, которая позволит проверить правильность его композиции и пропорций. Модель впечатляла всех, даже людей, которые к баженовскому проекту были настроены скептически или недоверчиво. Поражало многое. И техника изготовления, и сами размеры модели. Они были таковы, что во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек. В своих пропорциях модель математически точно соответствовала размерам будущего дворца. Фасад главного корпуса задуманного Баженовым дворца имел сложное членение: два нижних этажа объединены сплошной горизонтальной рустовкой и карнизом. Они отделяют верхние этажи. Первые два этажа - это своего рода постамент для двух верхних. Они объединены декоративным убранством и колоннами в одно целое. Антаблемент украшен скульптурой. Его поддерживают четырнадцать колонн. По обе стороны центрального выступа по десять колонн. За ними - двухколонные выступы. В нишах стен изящные вазы. Весь фасад центрального корпуса являлся ярким образом, как бы богатейшей и красивейшей архитектурной декорацией. Внутренний фасад главного корпуса, выходящий во двор, имел почти такое же богато декорированное оформление. Впечатлительна была циркумференция - огромный полуциркуль с высоким четырехступенчатым цоколем, многочисленными мраморными колоннами. Циркумференция соединялась с главным корпусом. В этом месте - подъезд с тремя красивыми арками. Богато декорированный вход обрамляли колонны. С другого конца циркумференция соединялась с театром. Особенный эффект производил его парадный вход, от которого сбегали широкие пересекающиеся лестницы. Стены театра украшены ионическими колоннами. Не менее эффектно и внутреннее оформление, особенно центрального зала дворца, впечатляющего своими размерами. О модели и невиданном проекте заговорили с восторгом и завистью в европейских королевских дворах. Однако весной 1771 года работу пришлось остановить: в Москву нагрянула эпидемия чумы. Жесткие, но мало действенные меры властей вызвали недовольство горожан. Вспыхнул бунт, был убит московский архиепископ Амвросий, толпа громила его покои в Кремле, в двух шагах от Модельного дома. Баженов боялся за судьбу своей драгоценной, выстроенной из сухого дерева, модели. Но бунт в два дня подавили, модель уцелела, эпидемия же утихла лишь к зиме. На следующее лето начался новый этап работы - рыли котлован под дворцовый фундамент, который заложили год спустя в еще более торжественной обстановке. Но годы шли, а выше фундамента стройка не поднималась - недоставало средств. Весной 1775 года императрица приказала засыпать котлован, а значит, прекратить работу. Руководить засыпкой котлована оскорбленный Баженов отказался: «Оставляю тому, кто за благо избран будет». Тем временем он строил за городом, на Ходынском поле, деревянные павильоны для празднования победы над турками. Причудливые здания неклассической, условно-восточной архитектуры символизируют Таганрог, Керчь, Азов и другие города, отошедшие после победы к России. Нарядные необычные постройки Екатерине понравились. Вот такой она захотела видеть и свою новую усадьбу - только что купленное под Москвой Царицыно

Проектируя Царицынский дворец на склоне холма, спускающегося к большому пруду, Баженов расположил, казалось бы, в вольном порядке, множество сравнительно небольших строений из красного кирпича. Украсить их он хотел цветными изразцами, на манер старинных московских зданий. Но императрица эту идею отвергла, и тогда красный кирпич был эффектно оттенен вставками из резного белого камня. Чувствовались в облике Царицына какая-то искусственная старина условное, почти игрушечное средневековье. В те времена всю средневековую архитектуру, не очень еще различая эпохи и страны, именовали «готической». Классицисты считали ее «неправильной», искаженной невежеством прежних строителей, но она все же манила Баженова. Правда, при возведении Царицына он не придерживался какого-то определенного стиля: стрельчатые окна западноевропейской готики он свободно сочетал с узорчатой кирпичной кладкой русских зданий XVII века, использовал в белокаменной резьбе государственную символику - здесь и вензель Екатерины, и двуглавый государственный орел. Десять лет строил Баженов Царицыно. Каждой весной он перебирался туда с семьей из недавно купленного городского дома, чтобы быть постоянно при работах. Здесь, в отличие от Кремля, он все делал сам: распоряжался финансами, заранее покупал материалы, нанимал рабочих. Стройка разрасталась, а деньги поступали из Петербурга все медленнее. Василий Иванович то и дело оказывался виноватым. К тому же замучили долги, судебные тяжбы. Он устал, в сорок лет чувствовал себя стариком. В сыром Царицыне болели дети, умер младший сын... Летом 1785 года императрица, наконец, приехала и посетила почти готовую усадьбу, знакомую ей лишь по чертежам. Нарядные домики показались ей маленькими и тесными - на бумаге все выглядело внушительнее. Царицыно она приказала перестроить и передала строительство Казакову. Дворец в Царицыне был разрушен не сразу. М.М. Измайлов пытался найти выход из создавшегося положения, хоть как-то помочь Баженову. Переживал за своего друга и Казаков. Коллеги договорились: Баженов без особого на то дозволения сделает новый вариант дворца и представит свой ранее, чем это сделает Казаков . Но ничего из этого не вышло, опять труд был потрачен зря. Екатерина отвергла работу Баженова. В феврале 1786 года пришло распоряжение «о разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве потом (нового здания) по вновь конфирмованному учиненному архитектором Казаковым плану». Казаков в своем варианте дворца пытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль старорусской архитектуры. Но ему также не повезло. Дворец был спроектирован трехэтажным, с акцентом на центральную часть здания. Однако в ходе строительства пришлось многое переделать, так как ассигнования постоянно урезывались. В результате получилась большая разница между проектом и осуществленным зданием.

Отдельного упоминания достоин Дом Пашкова в Москве (1780-е). Дворец красуется на высоком холме против Московского Кремля - теперь это старое здание библиотеки бывшего Румянцевского музея. Между тем задача у архитектора была сложная: участок неровный, с одной стороны круто уходящий под гору, а с другой - резко сужающийся. Однако его неудобства Баженов сумел превратить в достоинства: поставил в узком конце нарядные ворота, сквозь которые открывается вид на дом, фасад же широко развернул на кромке холма над спускающимся к городу садом - решение, не случайно перекликающееся с проектом перестройки Кремля. Баженов создал здесь в буквальном смысле слова замок-сказку. Большой знаток и ценитель русской архитектуры И. Грабарь писал: «Трудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем-то, которое достигнуто здесь ». Мнение русских и иностранцев было единодушное «Пашков дом» - это жемчужина русского зодчества. Знатоки архитектуры подчеркивали, что при всей изысканности композиционных приемов замысел художника отличается смелостью, полетом фантазии и вместе с тем продуманностью мельчайших деталей. Это в равной степени характерно как для композиции в целом и внутренней планировки помещений, так и внешнего оформления.

Баженов не получил другого назначения, и, оставшись без достаточных средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины Великой объясняется его сношениями с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу o выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенес свою деятельность в Петербург. Баженов строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте.

Дворец на Каменном острове . Баженов довольно быстро выполнил этот заказ. Дворец был возведен в стиле классицизма. Позднее его перестраивали. Но имеется свидетельство французского путешественника, видевшего строение в первоначальном варианте: «Он очень красив, особенно благодаря своему местоположению (на берегу Невы). Нижний этаж приподнят на несколько ступеней. Здесь мы видим, во-первых, большую переднюю, украшенную арабесками, далее зал овальной формы, который при большой длине кажется немного узким; декоративная часть в нем очень проста. Направо - помещение, из которого дверь ведет в небольшой театр, довольно красивый... Фасад к саду украшен колоннами. В конце сада находится небольшая часовня, построенная из кирпича: готический стиль, которому старались подражать при ее постройке, производит красивый эффект».

По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть не пресекла его.

Рассказ об архитектуре города Москвы был бы неполным без упоминания имени такого выдающегося русского зодчего, как Василий Иванович Баженов.

Нежная готика - таков стиль большинства сохранившихся творений Баженова. В этой манере построен комплекс Царицыно. Большинство зданий и сооружений очень пострадало от времени, однако реставрационные работы, проведённые в годы советской власти и в постсоветское время, помогли восстановить большинство из них.

Детство и юность

Точное место и дата рождения Василия Баженова не известно. Родился он 1 марта 1737 или 1738 года, умер 2 августа 1799 года. Великий русский архитектор был из семьи мелкого церковного чиновника. По одним сведениям он родился в Москве, по другим - в Малоярославце, а в Москву переехал в трёхмесячном возрасте. В 1753 году Василий поступил в ученики к Дмитрию Ухтомскому. У него он получил первые уроки архитектуры и строительства. Полный курс обучения будущий архитектор Баженов не прошёл, так как тяжёлое материальное положение семьи заставило его бросить учёбу и идти работать. В 1755 году он начал учиться в Московском университете. Первый биограф Баженова, киевский митрополит Евгений Болховитинов, писал, что Василий также учился в Славяно-греко-латинской Академии. Последующими исследователями этот факт был опровергнут. Вероятно, таким способом духовное лицо пыталось поднять престиж подведомственных ему учебных заведений.

Проявление таланта

В 1758 году Василий Баженов в числе 16 лучших студентов по рекомендации Ивана Шувалова был направлен в Санкт-Петербург в недавно созданную Академию художеств. Свой первый экзамен талантливый ученик Василий Баженов сдал блестяще и занял первое место в рейтинге успеваемости. Главный архитектор Российского Адмиралтейства Чевакинский стал личным наставником подающего большие надежды, очень способного и толкового юноши.

Три года спустя Василий Баженов и Антон Лосенко стали первыми студентами Академии художеств, удостоенными стипендии.

Дальнейшее обучение ремеслу происходило в Париже в мастерской Шарля де Вайи. Впоследствии архитектор Баженов стал главным пропагандистом французского неоклассицизма в России и по идеям Де Вайи установил стилистический канон неоклассической Москвы.

Он вернулся в Россию в мае 1765 года с блестящими отзывами относительно его безупречных профессиональных и моральных качеств. Тем не менее новое руководство Академии подвергло его труд строгой экспертизе и потребовало предоставить новый работы. Молодой русский архитектор был замечен Екатериной II и её сыном Павлом. Наследник престола заказал Баженову проект и строительство особняка на Каменном острове, а в 1766 году Григорий Орлов поручил ему возведение Арсенала. На этом деятельность Василия Ивановича в Санкт-Петербурге закончилась. Архитектор Баженов переехал в Москву, где жил и трудился до конца своей жизни.

Кремлёвский дворец

Екатерина предложила идею обновления ветхих дворцов Московского Кремля. Баженов с энтузиазмом принялся за дело. Уже в 1767 году он представил на Высочайшее рассмотрение фантастический проект Большого Орлов усомнился в целесообразности строительства такого огромного здания, но архитектор в своём видении Императорской резиденции остался непреклонен и к концу лета 1768 года завершил создание проекта. По его замыслу должен был получиться крупнейший в Европе дворцовый комплекс, исполненный в стиле неоклассицизма. Он должен был заменить старый Кремль полностью. В неизменном виде планировалось сохранить лишь соборы, которые становились не видны со стороны реки, ибо заслонялись стенами будущего дворца. По плану всю южную сторону, то есть шестисотметровую стену от Константиновской башни на востоке до Боровицкой на западе и далее, вдоль западной стены Арсенала на север, должен был занять новый четырёхэтажный дворец. Его Баженов планировал разместить прямо на крутом склоне между плато и которую предполагалось снести. Архитектор предусмотрел укладку каменных контрфорсов для предотвращения сползания строения в реку. Планировалось укрепить берег насыпью и просмоленными брёвнами.

По проекту историческая соборная площадь сохранялась, а в восточной части Кремля надлежало разбить новую. Она должна была положить начало новым радиальным улицам, идущим от центра на север, северо-запад и северо-восток. Из дворца намечался выход на Тверскую улицу. Реализация проекта должна была стать началом модернизации всей Москвы. В 1775 году совместными усилиями под руководством Петра Кожина и Николая Легранда план был официально утверждён.

Царицыно

Летом 1775 года Баженов разработал первый проект Царицыно, который к настоящему времени не сохранился. Постройки Баженова представляли собой согласованный комплекс отдельно стоящих зданий в русском неоклассическом стиле. После доработки и согласования с императрицей этот план был одобрен. Доминирующим объектом должен был стать дворец, состоящий из двух зданий, соединяющихся оранжереей. Одно крыло предназначалось для Екатерины, а второе - для её сына и наследника Павла. В качестве оформления планировались традиционные русские цветные изразцы с орнаментами. Екатерина возражала и настаивала на более простом варианте - стены из красного кирпича с белыми украшениями и жёлтая глазурованная черепица на крыше.

Баженов начал строительство комплекса с переднего ряда небольших зданий, ворот и мостов, украшенных мелкой изящной отделкой, которая впоследствии была утрачена. В 1776 году был окончательно завершён декоративный Фигурный мост через овраг. Работы шли тяжело из-за нехватки высококвалифицированных мастеров и перебоев с финансированием.

В 1777 году Баженов снёс старый деревянный дом бывших владельцев усадьбы и начал строительство главного дворца. Он был возведен в течение восьми лет. К двум основным корпусам был добавлен ещё один - центральный, для детей Павла. Губернатор Иаков Брюс, который осмотрел Царицыно в 1784 году, был озадачен отсутствием главного, официального здания. Но он тем не менее отправил Екатерине восторженный отчёт.

Прекращение работы над царицынским проектом

В июне 1785 года Екатерина неожиданно посетила Царицыно и осталась недовольна медленными темпами работы. Дворец императрица оценила как непригодный для проживания: очень тёмные помещения, низкие потолки, узкая лестница. В этом году отношения между Екатериной и Павлом необратимо ухудшились. Императрица занималась вопросами престолонаследования. И дворцы-близнецы стали явлением политически некорректным. Екатерина приказала снести строения и возвести новый главный дворец. Баженову и Казакову было приказано разработать новые проекты. Архитектор Баженов представил свой проект к концу 1785 года, однако он был отклонён, а Василий Иванович уволен. Екатерина выбрала проект Казакова. Дворец Баженова снесли летом 1786 года. Существует мнение, что Екатерина не приняла проект Баженова из-за масонской символики и готического стиля. Это не может быть правдой, так как Казаков в своих проектах сохранил и повторил готику и масонские символы.

Кухонный корпус

В Царицыно сохранилось ещё одно строение Баженова - кухонный корпус, или Хлебный дом. Это квадратное здание со скруглёнными углами изначально предназначалось для кухонь, хранилищ-кладовых и жилья для прислуги. Входы в него сделаны с внутренней стороны - чтобы слуги и различные хозяйственные перемещения не попадались на глаза гостям и хозяевам усадьбы. В цокольном этаже из белого камня выложены ледники, которые прекрасно удерживают температуру. Весь фасад украшен различными символами: караваи хлеба с солонками, гирлянды бокалов, масонские линейки и пр. В настоящее время Хлебный дом используется для проведения концертов и других культурно-массовых мероприятий. Иногда в нём проходят банкеты.

Средний дворец

Оперный дом, или Средний дворец Екатерины, с двуглавыми орлами на парапетах фасадов изначально предполагалось задействовать для малых официальных приёмов, а также для проведения концертов и спектаклей летом. Очень долгое время дворец никак не использовался. От него остались только стены. В 1988 году начались восьмилетние Прекрасная акустика здания позволяет проводить в нём концерты. Там же устраиваются выставки произведений искусства.

Дом Пашкова

Василий Баженов - архитектор, создавший один из всемирно известных символов Москвы. Это построенный в 1785-1786 годах Дом Пашкова. Узнаваемое сооружение часто можно встретить на картинах, гравюрах, открытках, почтовых марках, коробках конфет и т.д. После снятия с проекта «Царицыно» Василий Иванович Баженов стал брать частные заказы у богатых москвичей. Так, на Ваганьковском холме он построил роскошный дворец из белого камня для капитан-поручика и его жены. Фасад строения смотрит в направлении Староваганьковского переулка, а к Кремлю обращена его тыльная сторона. Предполагается, что таким способом архитектор продемонстрировал императрице свою обиду за Царицыно.

После смерти бездетных владельцев Пашков дом унаследовал дальний родственник, который, счастливо женившись на богатой невесте, дочери золотопромышленника, смог содержать строение в порядке. Впоследствии Пашковы продали дом казне.

Возрождение русского стиля в архитектуре

Приверженец неоклассической русской архитектурной школы, художник-график, теоретик архитектуры и педагог Василий Иванович Баженов и его коллеги и ученики Матвей Казаков и Иван Старов создали русский национальный архитектурный язык, прерванный Петром I. В то время в Российском градостроительстве задавали тон иностранные архитекторы - Кваренги, Ринальди, Камерон и другие.

Печальная судьба талантливого зодчего

Раннее проявление таланта зодчего привело Баженова в круг богатых, облеченных властью магнатов и политиков-царедворцев. Неопытность в коммерции и дипломатии послужили причиной трагедий в личной и профессиональной сферах жизни Василия Ивановича. Два главных его строительных проекта были заброшены по политическим или финансовым причинам. Ему не удалось осуществить свой проект по реконструкции Большого Кремлёвского дворца. Императорский дворец в Царицыно, который должен был стать ядром всего царицынского комплекса, был уничтожен Екатериной II. Ещё один проект, здание МГУ, послужил поводом к острейшему конфликту с бывшим благодетелем архитектора, Прокофием Демидовым, и привёл Баженова к полному банкротству. Перед смертью Василий Иванович больше всего тревожился о судьбе своих детей, поскольку боялся, как бы они не оказались втянутыми в строительный бизнес, который он считал делом бесчестным и предательским.

Наследие Баженова

Наследие Баженова до сих пор остаётся не до конца изученным. Есть сомнения относительно авторства некоторых приписываемых ему объектов. В частности, относительно того, строил ли Баженов-архитектор Дом Пашкова? Существует мнение, что это работа его учеников, которых он подготовил немало за годы преподавания в Академии художеств. После смерти Екатерины Павел I назначил Василия Ивановича вице-президентом Академии. Изучением его наследия занимались многие исследователи, в частности Игорь Грабарь, Швидковский Д.О. Благодаря им многое, хотя и не всё, стало понятнее. В «Записках о достопримечательностях Москвы» Карамзин сравнивает проекты Баженова с республикой Платона и утопией Томаса Мора. Может быть, поэтому они и не были осуществлены.