Современный урок в контексте федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Современный урок (занятие) в контексте требований фгос Под обучением в контексте фгос понимается


Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудици и.

В.А. Сухомлинский.


Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание

Системно-деятельностный подход

Основной результат –

развитие личности ребенка на основе учебно, воспитательной и коррекционной деятельности

Основная педагогическая задача-

создание и организация условий, инициирующих детское действие


Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов.

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ


Технологии обучения

  • проблемного и развивающего обучения;
  • времясбережения и здоровьесбережения;
  • проектной деятельности;
  • разноуровневое обучение;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • личностно-ориентированные технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио»;
  • информационно-комуникационные технологии

Элементы ИКТ в учебном процессе:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
  • интерактивные доски;
  • электронные энциклопедии и справочники;
  • тренажеры и программы тестирования;
  • образовательные ресурсы Интернета;
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
  • видео и аудиотехника;
  • интерактивные карты и атласы;
  • интерактивные конференции и конкурсы;
  • научно-исследовательские работы и проекты;
  • дистанционное обучение

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Объявление темы урока

Урок по ФГОС

Педагог сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Педагог формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся

Планирование

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Педагог сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели


Требования к уроку

Традиционный урок

Практическая деятельность учащихся

Урок по ФГОС

Под руководством педагога учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Педагог осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Педагог в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно


Требования к уроку

Традиционный урок

Оценивание учащихся

Урок по ФГОС

Педагог осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Итог урока

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Педагог выясняет у учащихся, что они запомнили

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Педагог объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей


Этапы урока

  • определение цели и задач;
  • отбор содержания учебного материала;
  • подбор методов и приёмов обучения;
  • определение форм организации деятельности учащихся;
  • подбор материала для домашней работы учащихся;
  • определение способов контроля;
  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока.

Деятельность педагога и обучающихся

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

По очереди комментируют…

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Приводят примеры.

Выдвигает проблему.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Работают с научным текстом…

Составляют схемы

Напоминает обучающимся, как…

Отвечают на вопросы преподавателя.

Предлагает индивидуальные задания.

Выполняют задания по карточкам.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

К онтролирует выполнение работы

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.


Деятельность преподавателя

Осуществляет

Деятельность обучающихся

индивидуальный контроль;

Высказывают свои предположения в паре.

выборочный контроль.

Сравнивают…

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Диктует.

Находят в тексте понятие, информацию.

Дает

Работают с учебником.

комментарий к домашнему заданию;

Составляют опорные конспекты.

задание на поиск в тексте особенностей...

Разрабатывают мысле – карты.

Слушают доклад, делятся впечатлениями о…

Высказывают свое мнение.


Деятельность преподавателя

Организует:

Деятельность обучающихся

Осуществляют:

взаимопроверку;

коллективную проверку;

самооценку;

беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

самопроверку;

оценочные высказывания обучающихся;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

обсуждение способов решения;

поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

самостоятельную работу с учебником;

беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одногруппников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке


УУД – совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Виды УУД:

  • личностные
  • познавательные
  • регулятивные
  • коммуникативные

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

1. Оргмомент

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

1) Регулятивные:

Волевая саморегуляция;

2) Личностные:

Смыслообразование (Я должен посмотреть…)

3) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.


Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

УУД, формирующиеся на данном этапе

2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).

1) Познавательные:

3. Зафиксировать актуальные способы действия в знаках (эталоны, схемы, опора по правилам).

Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

4. Организовать обобщение актуализир. способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию.

2) Логические:

5. Организовать выполнение учащимися учебного действия.

Анализ, сравнение, синтез.

6. Зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивидуальное)

3) Регулятивные:

Контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).


Этапы учебного занятия

3. Усвоение новых знаний и способов действия

Образовательные задачи

Организовать построение проекта изучения нового знания:

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. учащиеся ставят цель проекта (что является целью - тема).

1) Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи,

2. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники, Интернет...)

3. учащиеся формулируют шага, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Планирование,

Прогнозирование.

2) Познавательные:

Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.


Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

УУД, формирующиеся на данном этапе

2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

1) Коммуникативные:

3. Организовать фиксацию нового действия в знаках.

Планирование учебного сотрудничества

4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа.

2) Познавательные:

5. Организовать усвоение учащимися нового способа действий во внешней речи

Поиск и выделение необходимой информации

(в парах или группах, фронтально)

Смысловое чтение

Построение логической цепи рассуждения


Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

5. Контроль и самооценка знаний и способов действия

1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

УУД, формирующиеся на данном этапе

2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

1) Регулятивные:

3. По результатам выполнения самостоятельной организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

Умение осознанно и произвольно строить высказывания.


Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

6. Коррекция знаний и способов действий

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1) Регулятивные:

прогнозирование


Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

1) Познавательные:

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Умение структурировать знания

Оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

Волевая саморегуляция

Осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

8. Рефлексия

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками.

1) Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

Оценивание качества своей и общей учебной деятельности


Алгоритм проектирования урока/занятия с точки зрения требований новых ФГОС

  • Первое:
  • четко определить и сформулировать для себя тему урока/занятия;
  • определить место темы в учебном/воспитательном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе:

  • Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока/занятия - зачем он вообще нужен?

Цель урока заключается в достижении

личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм),

метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации),

предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.


Слова-ориентиры для определения целей урока

Традиционный подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цели

Знать (сформировать знание о…)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Обобщать

Научить систематизировать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи

Научить выбирать способы решения задачи

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке


Третье:

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учащимся;
  • задания, способствующие закреплению материала учащимся.

Четвертое:

необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока


Пятое:

педагог создает учебную ситуацию

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

  • возраста ребенка;
  • диагноза;
  • специфики учебного предмета;
  • меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

Шестое:

  • Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:
  • мотивационно-целевой;
  • процессуальный;
  • рефлексивно-оценочный

Седьмое:

  • Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля

Восьмое:

  • Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока

Обязательно!!! с учетом индивидуальных возможностей обучающегося


Девятое:

  • Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Какие требования предъявляются к современному уроку :

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Задачи для коллектива школы-интерната

  • непрерывное совершенствование педагогического мастерства педагогов;
  • совершенствование материально-технической базы школы-интерната

  • Т. Ю. Бутурлакина

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ФГОС


1. Дополните предложения (выбрать 1 необходимое слово):

«Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
а) единство образовательного пространства Российской Федерации»;
б) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».
Слова для справок: а) единство, б) непрерывность, в) преемственность, с) доступность.

2. Перечислите отличительные признаки ФГОС нового поколения от стандартов 2004 года

1. не регламентирует в чистом виде содержание образования
2. включает требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ
3. важное внимание уделяется воспитанию
4. результаты не только предметные, но и метапредметные, личностные
5. новое методологическое основание
6. новый формат документа
7. новая структура
8. более широкий спектр функций пользователей

3. Выберите основные принципы, на которых базируется ФГОС?

а) преемственность;
б) развитие;
в) научность;
г) вариативность

4. В каком базовом документе ФГОС определена система ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования?

а) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
б) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
в) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ;
г) Послание Президента Федеральному Собранию.

5. Дополните предложение: «Стандарт устанавливает требования к структуре, условиям,….

а) целям;
б) педагогам;
в) результатам;
г) содержанию.

6. Какой подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся:

а) информационный;
б) системно-деятельностный;
в) интегративный;
г) традиционный.

7. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС закрепляет приоритет развивающего обучения. Выберите признаки развивающего обучения:

а) базируется на принципе доступности;
б) опирается на сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения;
в) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;
г) опирается на зону ближайшего развития;
д) на первый план выступают учебные задачи, решая их обучающиеся, усваивают общие способы умственной деятельности.

8. Разработка основной образовательной программы ООО относится к компетенции:

а) Министерства образования и науки РФ;
б) Департамента образования Вологодской области;
в) Учредителя образовательного учреждения;
г) образовательного учреждения.

9. В каком документе прописаны требования к основной образовательной программе ООО?

а) Устав образовательного учреждения;
б) ФГОС ООО;
в) Примерная образовательная программа ООО;
г) Фундаментальное ядро содержания образования.

10. Основная образовательная программа ООО содержит следующие разделы (выберите верные):

1. Нормативно-правовой
2. Целевой
3. Содержательный
4. Организационный

11. В требованиях к структуре основной образовательной программы ООО зафиксировано наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Каково их соотношение?

а) 80% и 20%;
б) 60% и 40%;
в) 50% и 50%;
г) 70% и 30%.

  1. Соотнесите цели реализации основной образовательной программы ООО с разделами и подпрограммами, направленными на их реализацию:

Цели реализации ООП ООО Разделы и подпрограммы
1). Обеспечение планируемых результатов ООП ООО а) Программа воспитания и социализации
2). Формирование целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей б) Учебный план
3). Учёт личностных, семейных, общественных, государственных потребностей и возможностей обучающихся в) Программа отдельных учебных предметов, курсов
4). Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости г) Целевой раздел ООП

(«Планируемые результаты освоения обучающимися ООП»)

5). Учёт индивидуальных особенностей развития обучающегося и состояния здоровья д) Программа развития УУД

13. Что не входит в состав универсальных учебных действий:

а) личностный блок
б) регулятивный блок
в) познавательный блок
г) здоровьесберегающий блок
д) коммуникативный блок

14. Завершите предложение:

Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумеваются освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить ….
а) программу развития;
б) индивидуальную образовательную траекторию;
в) жизненные планы;
г) взаимоотношения.

15. Личностные универсальные действия – это …(исключите лишнее):

а) умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
б) знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
в) ориентация в социальных ролях;
г) ориентация в межличностных отношениях;
д) знание основ религии.

16. Регулятивные действия – это… (исключите лишнее):

а) целеполагание;
б) планирование;
в) прогнозирование;
г) внимание;
д) контроль;
е) коррекция;
ж) оценка;
з) саморегуляция.

17. Что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий:

а) логические действия;
б) общеучебные действия;
в) оценочные действия;
г) действия постановки и решения проблем.

18. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Какая из ценностей пропущена?

а) любовь
б) здоровье
в) счастье
г) общение

19. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна (выбрать лишнее):

а) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
б) ориентировать образовательный процесс на оценку предметных знаний;
в) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
г) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);

20. В соответствии с требованиями ФГОС ООО составляющей итоговой оценки выпускника основной школы является оценка за выполнение и защиту проекта. Определите тип (типы) данного проекта:

а) индивидуальный;
б) социальный;
в) групповой;
г) игровой.

21. Выберите аспекты коммуникативных УУД:

а) планирование учебного сотрудничества;
б) владение монологической и диалогической формами речи;
в) управление поведением партнёра;
г) установление причинно- следственных связей;
д) прогнозирование.

22.Укажите верное определение рабочей программы:

а) Рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить национально-региональный компонент (с учетом специфики преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)), авторский замысел педагога, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, специфику обучения в конкретном образовательном учреждении.
б) Рабочая программа — это учебная программа, разработанная авторами УМК на основе Примерной программы для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использование организационных форм обучения и т.п.
в) рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.

23. К кадровым условиям введения и реализации ФГОС ООО не относится:

а) повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений;
б) разработка рекомендаций для педагогических работников по организации внеурочной деятельности;
в) создание программы саморазвития педагога;
г) обеспечение преемственности по отношению к начальной ступени общего образования;
д) оказание постоянной научно-методической и информационной поддержки педагогам.

Современный урок в контексте ФГОС.

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции».

Современный процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно - деятельностного подхода.

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

Резко возросла информированность детей;

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

Несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

Ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Требования, предъявляемые к современному уроку:

Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

Времясбережение и здоровьесбережение;

В центре внимания урока - дети;

Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

Умение демонстрировать методическое искусство учителя;

Планирование обратной связи;

Урок должен быть добрым.

Качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Задачей учителя в подготовке и проведении современного урока является не только смысловая наполненность и оттачивание практических навыков учащихся, но и способность вызвать интерес к обучению у детей.

В процессе подготовки к современному уроку следует учитывать несколько составляющих для учителя и для учащихся. Сам педагог, составляя план проведения урока, должен четко определить и сформулировать для себя тему самого урока, определить ведущие понятия, а также рассмотреть данную тему во временных плоскостях – повторение ранее изученного материала и перспективы в дальнейшем изучении предмета. Также нужно четко сформулировать для учащихся целевую установку урока.

Подготовка учебного материала является одной из неотъемлемых частей планирования современного урока – предоставленные материалы по данной теме должны помочь учащимся решить поставленные в уроке задачи наиболее простым и доступным способом. Это помогает приучить учеников самостоятельно пользоваться дидактическими материалами, работать с различными словарями и прочими учебными пособиями. К практической части урока требуется подобрать задания и упражнения, которые помогут учащимся применить и укрепить знания, полученные в ходе урока.

Практические задания разделяются на 3 категории: подведение к воспроизведению изучаемого материала, осмысление полученных знаний и закрепление изученного.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному. При подготовке материала к уроку самое главное – умение найти такую форму подачи нового материала и работы с ним, которая вызовет повышенную активность учащихся, чтобы дети не просто прослушали лекцию, а сами принимали участие в формирование темы и способах решения поставленных задач.

При контроле работ учащихся необходимо дать понять детям, что результаты их работы важны и вызывают интерес у учителя. Очень полезно для совместной работы составление конспекта.

Алгоритм урока открытия новых знаний:

Подготовительный этап.

1. Мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

2. Рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.

3. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи.

Основной этап – открытие новых знаний.

4. Разработка проекта выхода из затруднения (цель, способ, алгоритм, план и т.д.).

5. Реализация готового проекта - открытие новых знаний.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Заключительный этап – применение и рефлексия.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, включающая в себя экспресс-диагностику учителя и самоанализ учащихся.

Для самостоятельного закрепления материала требуется подготовить домашнее задание для учащихся, которое поможет им еще раз повторить новый материал на практике.

Век XXI – век открытий, инноваций. А от учителя зависит, какими будут дети.

«Если мы будем учить сегодня, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра», так утверждал Джон Дьюи еще в XIX веке. Но его слова очень современны и сегодня…

Современный урок в контексте Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры

учителя, мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А.Сухомлинский

« Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты нового поколения и использовать новые подходы в работе». (Примерные программы по учебным предметам)

Одной, и самой важной особенностью нового стандарта, являются новые требования к освоению обучающимися образовательной программы.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Что отличает современный урок от традиционного?

    Место в образовательном процессе

Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования. Его конкуренты:

    Информационное образование

    Домашнее образование

    Дополнительное образование

    Требования к проведению урока

    урок должен быть эмоциональным;

    вызывать интерес к учению;

    воспитывать потребность в знаниях;

    темп и ритм урока должны быть оптимальными;

    действия учителя и учащихся завершёнными;

    необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
    - педагогический такт.

    Структура

    Содержание

    Организационные формы

    Фронтальная форма обучения.

    Групповая, дифференцированно – групповая, парная форма обучения; группы сменного состава.

    Индивидуальная форма обучения.

    Коллективная форма организации обучения.

    Методика

    Средства

Цели урока:

Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;

Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;

Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД

Типы уроков:

    Урок первичного предъявления новых знаний

    Урок формирования первоначальных предметных умений

    Урок применения предметных умений

    Урок обобщения и систематизации

    Урок повторения

    Контрольный урок

    Коррекционный урок

    Комбинированный урок

    Учебная экскурсия

    Урок решения практических, проектных задач

Нетрадиционные типы уроков:

    Урок-соревнование

    Урок-путешествие

    Урок-сказка

    Урок-игра

    Урок-конференция

    Урок взаимного обучения

    Интегрированный урок

    Приёмы повышения мотивации

Урок современного типа

В широком значении – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа (ФГОС)

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

1-2 минуты;

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

включение детей в деятельность;

выделение содержательной области.

Приёмы работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказывают свое мнение;

девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

    4-5 минут.

2. Возникновение проблемной ситуации.

актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

создание проблемной ситуации;

выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

IV. «Открытие нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения).

Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта их решения.

7-8 мин;

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: диалог, побуждающий к гипотезам, подводящий к открытию знания и к решению проблемы.

организация самостоятельной исследовательской деятельности;

выведение алгоритма.

V. Первичное закрепление.

Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

4-5 минут;

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут;

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

Выполняется письменно;

Методы: самоконтроль, самооценка.

VII Включение нового знания и повторение.

7-8 минут;

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2-3 минуты;

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

УРОК СЕГОДНЯ (выводы)

1.Это организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся.

2. Это учебное сотрудничество.

3. Это активные и интерактивные формы работы.

4. Самостоятельность и самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).

5. Это хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант).

6. Это реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание).


Учитель географии: Петрова Ю.Н.