Талалихин Виктор Васильевич. Истребители

Родился 18 сентября 1918 года в с. Тепловке Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939 - 1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой . За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.

В Великую Отечественную должность Талалихина - заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиаполка, который входил в состав 6-го истребительного авиакорпуса, прикрывавшего небо Москвы. Поздним вечером 6 августа 1941 г. Талалихин на истребителе И-16 вылетел для отражения очередного налета вражеской авиации на столицу. На высоте около пяти километров над деревнями Добрыниха и Щеглятьево летчик заметил германский бомбардировщик «Хейнкель-111». Виктор немедленно пошел на сближение с врагом и, поймав «немца» в прицел, открыл огонь. «Хейнкель» Дважды умело увернулся от пулеметных очередей советского «ястребка». Наконец Талалихину удалось поразить правый двигатель бомбардировщика, но тот, постепенно снижаясь и ведя ответный огонь, продолжал упрямо двигаться к Москве...

Пулей Талалихина ранило в руку. И патроны, как на грех, кончились. «Надо таранить», - понял летчик и, резко увеличив скорость - будь что будет! - бросил своего «ишачка» на хвост «Хейнкеля»... Ночной таран (на часах было 23.28) оказался успешным. Вражеский бомбардировщик беспомощно закувыркался вниз.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за ночной таран вражеского бомбардировщика. Надо заметить, что Талалихин не был первым летчиком, применившим ночной таран. Еще 25 октября 1937 г. в небе Испании советский старший лейтенант Евгений Степанов на своем И-15 успешно таранил бомбардировщик «Савойя-Маркетти-79». Но в русском небе первый ночной таран совершил именно Талалихин.

Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. 27 октября Виктор Талалихин отправился во главе звена из шести истребителей на прикрытие наземных войск в район Подольска. Над деревней Каменка звено было атаковано шестеркой «Мессершмитов-109». Талалихин принял бой и сбил один вражеский самолет. На него тут же «насели» сразу три «мессера». В неравном бою Виктору удалось зажечь еще одного противника. Но тут рядом с его самолетом разорвался снаряд...

Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой!

В центральной части города Вольска, недалеко от рынка, стоит скромный деревянный одноэтажный домик, каких здесь много. В нем живут люди, но на ограде прикреплена табличка, извещающая прохожих о том, что именно в этом доме вырос Виктор Васильевич Талалихин. Подвиг, кратко называемый отрывистым словом «таран», был неоднократно повторен другими пилотами. После решающего перелома в войне этот прием воздушного боя даже запретил сам товарищ Сталин. И в самом деле, таранить - значит подвергать смертельному риску летчика, и почти наверняка терять Но летом 1941 года была такая обстановка, что средства годились любые.

Детство героя

Подвиг Виктора Талалихина, описанный во многих учебниках и популярных изданиях, назвать случайным невозможно: к такому событию человек идет всю свою жизнь, пусть иногда и недолгую. Этот миг становится звездным, даже если никто не может узнать его подробностей. Но Виктору повезло: он, уничтожив вражеский бомбовоз ударом своего истребителя, выжил и даже прославился. Невысокий (рост 1 м 55 см), обаятельный (сегодня его улыбку назвали бы, наверное, гагаринской) и до невозможности отчаянный парень просто не мог иначе поступить.

Родился будущий герой на Волге, в Тепловке - селе Вольского уезда, в 1918 году. Рос, как все. Семья была большая, отец, трудившийся везде, где только можно заработать, старался прокормить троих сыновей. К слову, все они стали пилотами, так уж сложилось. Всего их было четверо, но старший погиб в Гражданскую. В 1924 году Василий Иванович Талалихин устроился работать на цементный завод в Вольске и перевез в город свою семью.

Мечта о небе

Сегодня это трудно представить, но мама Виктора, Вера Ивановна, вовсе не хотела переезжать в Москву, ей вполне нравилось в провинциальном Вольске. Однако отец настоял: в столице строился мясокомбинат, и его пригласили на эту работу. Шел семья поселилась в рабочем бараке, но это обстоятельство не удручало юношу, он был занят учебой в ремесленном училище, а затем работал на построенном с участием отца предприятии. Воздушный праздник в Тушино стал переломным моментом в жизни Виктора, он понял, что это - его. Парень проявляет разнообразные таланты: играет роли в драмкружке, участвует в общественной жизни, но теперь мечтает стать только пилотом. Тем более что по этой стезе пошли оба брата - Александр (он учится на бортмеханика) и Николай (проходит подготовку в Ейской школе морской авиации).

Учеба в Борисоглебском училище

В прославленное уже тогда Борисоглебское училище парень поступил, имея за плечами летный опыт, полученный в аэроклубе. Отсюда вышли знаменитые на всю страну герои: Каманин, Чкалов, Коккинаки и многие другие. В 1937 году И-16, прозванный «ишачком», был машиной современной, скоростной и хорошо вооруженной, на ней и летал курсант - летчик Виктор Талалихин. Подвиг свой, кстати, совершит он через четыре года именно на этом самолете.

Обучение велось на высоком уровне, полетов было много, квалификация пилотов вполне позволяла рассчитывать на успешность их действий. Уже прогрохотал Халхин-Гол, все ждали новых потрясений, в воздухе буквально витал запах пороха. Летчики понимали, что их готовят серьезно, и относились к своим обязанностям соответственно. Вскоре их мастерство пригодилось.

Финская зимняя война

Зима 1940 года, насквозь промерзший Карельский перешеек. Мороз под 40. В таких условиях воевать трудно, особенно учитывая, что и у И-16, и у «Чайки» И-153 кабины открытые и продуваются всеми ветрами. Тогда же состоялся первый подвиг Виктора Талалихина. Финская авиация стремилась нанести бомбовые удары по наступающим колоннам советских войск. Задача третьей эскадрильи состояла в том, чтобы не дать вражеским бомбардировщикам сделать это. В первом же бою молодой выпускник летного училища сбил самолет и открыл свой боевой счет.

К концу кампании на счету пилота было 47 вылетов, число сбитых им самолетов назвать трудно (тогда подтверждение воздушных побед было задачей непростой), но их, по всей видимости, несколько. Не удивительно поэтому, что на груди его уже в 1940 году сверкал орден Красной звезды.

Какой подвиг совершил Виктор Талалихин

Первые месяцы войны проходили трагически. Немецкие бомбардировщики рвались к Москве, пытаясь деморализовать народ и руководство страны; их было много - «Хенкелей», «Дорнье», «Юнкерсов»... Советская авиация стремилась отбить атаки, летчики понимали, что каждый прорвавшийся вражеский самолет несет смерть сотням мирных людей. Подвиг Виктора Талалихина по своей сути мало отличался от боевой работы других пилотов. С одной лишь разницей: он первым в Великой Отечественной войне совершил таран, а для этого требовалось особое мастерство и отвага, граничащая с безрассудством. Пилот подвел свой истребитель вплотную к хвосту «Хе-111» и рубанул по нему винтом, несмотря на то, что сам был ранен в руку (велся интенсивный заградительный огонь).

Затем он покинул практически полностью разрушенную машину и благополучно приземлился с парашютом. События происходили ночью, точнее, пополуночи, 7 августа, и днем страна узнала имя героя. Подвиг Виктора Талалихина кратко был изложен в центральных газетах, а статьи иллюстрировались фотографией летчика. На хроникальных кадрах запечатлена встреча героя с матерью. Она очень волновалась за сына и была счастлива, что он остался жив.

Память

Жизнь пилота на войне зачастую была недолгой. Ожесточенность воздушных боев достигала невиданного в истории накала, но справедливости ради следует отметить, что подвиг Виктора Талалихина не был единственным, более того, это был не первый в истории таран. Русский авиатор Нестеров ударил своим аэропланом в австро-венгерский «Альбатрос» в 1914 году. В 1937-м сделал то же, протаранив итальянскую «Савою». И все же слава Виктора Васильевича от этого не становится менее заслуженной.

Свой последний бой пилот дал 27 октября 1941 года. Тогда пришлось сражаться с превосходящими силами, и герой получил смертельное ранение. Наутро страна узнала о том, что погиб Талалихин Виктор Васильевич, подвиг которого стал символом несгибаемой стойкости всего советского народа. С Героем Советского Союза прощались в клубе Микояновского мясокомбината - предприятия, на котором он трудился до военной службы.

Память о прославленном земляке чтят в Вольске, где именем его названа улица и школа № 1. Похоронен летчик в Москве, а в Подольске с 1960 года установлен монумент из бронзы - стоящий в полный рост Виктор Талалихин. Подвиг и памятник ему почитаются жителями города, его гостями и всеми, кому дорога слава наших героев.

Талалихин Виктор Васильевич (1918-1941).

Военный лётчик, Герой Советского Союза (08.08.1941 г.), младший лейтенант.

Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в деревне Тепловке, Вольского района Саратовской области.
В 1924 году, когда Талалихину исполнилось шесть лет, его семья — родители Василий и Вера Талалихины, братья Александр и Николай — переехали в город Вольск. Еще в детстве Виктор Талалихин с братьями увлеклись авиамоделированием. Они устроили в доме небольшую мастерскую и конструировали модели самолетов и планеров.
В 1933 году семья Талалихиных переехала в Москву. Отец начал работать на Московском мясокомбинате, а Виктор поступил учиться в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при комбинате.
Окончив в 1935 году школу ФЗУ по специальности «обвальщик» (переработчик скота и мяса), Талалихин стал рабочим мясокомбината.

В 1936 году его приняли в Пролетарский аэроклуб Москвы.
В 1937 году Виктор Талалихин был призван в Красную Армию и по путевке комсомола принят в Борисоглебское авиационное училище, успешно его закончил в звании младшего лейтенанта.
В 1938 году был зачислен в 27-й истребительный авиационный полк.
Первое боевое крещение Талалихин получил зимой 1939-1940 годов во время войны с Финляндией. Совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды.
Весной 1941 года молодой летчик с отличием окончил краткосрочные курсы командиров звеньев и получил назначение во вновь формируемый под Москвой 177-й истребительный авиационный полк.
После начала Великой Отечественной войны полк был перебазирован ближе к Москве — ему было поручено охранять воздушные подступы к столице, ее промышленные объекты, жизнь и безопасность москвичей.

Защищая небо Москвы, Талалихин уничтожил в воздушных боях шесть самолетов врага.

В ночь с 6 на 7 августа 1941 года в небе над Подольском на истребителе И-16 одним из первых произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив бомбардировщик He-111. Когда кончились боеприпасы, на высоте 4500 метров на своем И-16 летчик протаранил немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111». Талалихин чудом остался жив. Он выпрыгнул из падавшего самолета, в свободном падении пролетел 800 метров, только затем раскрылся парашют.

8 августа 1941 года указом президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» летчику-истребителю младшему лейтенанту Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

27 октября 1941 года Талалихин вылетел во главе шестерки истребителей на прикрытие наземных войск в районе Подольска. В завязавшемся воздушном бою сбил два Ме-109. Во время боя получил смертельное ранение в голову.

Виктор Талалихин был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом народного комиссара обороны СССР от 30 августа 1948 года Талалихин был навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которого он сражался под Москвой.

В память о Герое Советского Союза Викторе Талалихине на здании управления Московского мясокомбината им. Микояна и ПТУ № 100 установлены мемориальные доски. Здесь организован музей летчика-героя.
В Центральном музее вооруженных сил в Москве установлен фюзеляж сбитого Талалихиным немецкого самолета «Хейнкель-111». Рядом в витрине выставлены личные вещи, фотографии и документы Виктора Талалихина.
9 мая 1960 года в Подольске, в парке, носящем имя Виктора Талалихина, установлен его бюст.
В поселке Кузнечики, на 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места гибели летчика, установлен бронзовый памятник Герою Советского Союза Виктору Талалихину. Памятник был открыт в День воздушного флота СССР — 18 августа 1969 года.
Именем Виктора Талалихина названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Борисоглебске и других городах, морское судно, ПТУ № 100 в Москве, ряд школ.

22 июня 2014 года поисковики из отряда «Надежда» обнаружили в лесу, в 20 км от Москвы, обломки самолета И-16 легендарного летчика, Героя Советского Союза Виктора Талалихина, который 73 года назад (в ночь с 7 на 8 августа 1941 г.) одним из первых совершил ночной таран и сбил на подступах к российской столице немецкий бомбардировщик, сообщается на сайте Первого канала в воскресенье.
«Нашли его благодаря местному жителю, который в лесу видел воронку, рядом с которой лежали какие-то обломки самолета, по его словам» , — рассказал телеканалу краевед Кирилл Низамутдинов.
Части советского истребителя времен Великой Отечественной войны были найдены в 20 километрах от Москвы. В частности, хорошо сохранился двигатель. Принадлежность самолета Талалихину подтвердили в архиве Минобороны РФ, проверив номера двигателя и планера найденной машины.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (08.08.1941 г.);
-орден Ленина;
-орден Боевого Красного Знамени;
-орден Красной Звезды.

Талалихин Виктор Васильевич. Лето 1940 г.

В.В.Талалихин беседует с летчиков сидящим в кабине истребителя И-16.

В.В.Талалихин около сбитого тараном «хейнкеля».

Герой Советского Союза Талалихин Виктор Васильевич.

Памятник защитникам Москвы — Л.М.Доватору, В.В.Талалихину, И.В.Панфилову.

Список источников:
Талалихин, Виктор Васильевич. Cайт «Герои Страны».
Н.М.Румянцев. Люди легендарного подвига.

    Талалихин Виктор Васильевич Энциклопедия «Авиация»

    Талалихин Виктор Васильевич - В. В. Талалихин Талалихин Виктор Васильевич (1918—1941) — советский лётчик, младший лейтенант, Герой Советского Союза (1941). В Красной Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1938). Участник советско… … Энциклопедия «Авиация»

    Талалихин Виктор Васильевич - В. В. Талалихин Талалихин Виктор Васильевич (1918—1941) — советский лётчик, младший лейтенант, Герой Советского Союза (1941). В Красной Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1938). Участник советско… … Энциклопедия «Авиация»

    Талалихин Виктор Васильевич - В. В. Талалихин Талалихин Виктор Васильевич (1918—1941) — советский лётчик, младший лейтенант, Герой Советского Союза (1941). В Красной Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1938). Участник советско… … Энциклопедия «Авиация»

    - (18.9.1918, с. Тепловка Вольского района Саратовской области, 27.10.1941, около Подольска), советский лётчик, младший лейтенант (1938), Герой Советского Союза (8.8.1941). Сын рабочего. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков… … Большая советская энциклопедия

    - (1918 4..1) летчик, Герой Советского Союза (194..1), младший лейтенант (1938). В Великую Отечественную войну в истребительном авиационном полку. 7.8.1941 одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой … Большой Энциклопедический словарь

    - (1918 1941) советский лётчик, младший лейтенант, Герой Советского Союза (1941). В Красной Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (1938). Участник советско финляндской войны; сбил 4 самолёта противника. С начала… … Энциклопедия техники

    - (1918 1941), лётчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант (1938). В Великую Отечественную войну в истребительном авиационном полку. 7 августа 1941 одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолётов. Погиб в воздушном бою под… … Энциклопедический словарь

    - (1918, село Тепловка Саратовской губернии 1941), лётчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант. С 1933 в Москве, работал на Московском мясокомбинате. Окончил военную авиационную школу (1938). В ночь на 7 августа 1941 совершил первый в … Москва (энциклопедия)

    - (18.09.1918 27.10.1941) летчик истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант. Участник советско финской войны. Во время Великой Отечественной войны воевал в составе 177 иап (6 иак ПВО). В ночь на 7 августа 1941 г. на подступах к Москве… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Великая Победа. Герои войны (демонстрационные картинки) , . Комплект`Герои войны` посвящен 16 отважным -и мужественным людям, совершившим подвиг ради своей страны и отдавшим все силы на борьбу с захватчиками в годы Великой Отечественной войны…

18 сентября 1918 года, ровно 100 лет назад, родился будущий легендарный советский летчик и герой войны Виктор Васильевич Талалихин. Далеко не каждый человек удостаивается чести остаться в людской памяти и спустя целый век после своего рождения. Виктор Талалихин относится именно к таким людям, хотя и прожил он всего 23 года. Что это за возраст по сегодняшним меркам? Его ровесники только-только университеты заканчивают, а Виктор Талалихин в свои 23, трагически уйдя из жизни, получил всесоюзную известность. Ведь именно он одним из первых в советской авиации провел ночной воздушный таран, на своем истребителе И-16 атаковав немецкий самолет-бомбардировщик Heinkel He 111.

Это произошло в ночь на 7 августа 1941 года в небе над Москвой. Самолет лейтенанта И. Ташнера из 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры люфтваффе был сбит благодаря настоящему герою Талалихину. Наш И-16, в свою очередь, упал в лесу в районе деревни Степыгино (сейчас это городской округ Домодедово), а сам Виктор Талалихин, получивший ранение, тем не менее, смог спуститься в речку Северку и выжить. Впоследствии он провел еще несколько успешных боев, сбив пять немецких самолетов.

Виктор Васильевич Талалихин был самым обычным советским парнем – типичным представителем своего поколения, «сталинского». Именно «плюс-минус» ровесники Талалихина строили важнейшие объекты советской промышленности, несли на себе всю тяжесть индустриализации и коллективизации, героически сражались в годы Великой Отечественной войны. Виктор родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии в рабочей семье. Взрослели тогда рано и уже в 1933 году, в пятнадцатилетнем возрасте, Виктор устроился рабочим на Московский мясокомбинат, где в следующем году окончил фабрично-заводское училище и затем работал шпикорезом и мясообвальщиком в сырьевом цехе.

Однако, как и многие парни его возраста, Витя Талалихин грезил небом и мечтал о романтичной и сложной профессии военного летчика. Ведь тогда, в 1930-е годы, был самый пик развития и популяризации советской авиации. Вся страна знала имена прославленных летчиков, а молодежь стремилась равняться на них и получать связанные с авиацией профессии. Не стал исключением и Виктор Талалихин, который тоже мечтал о карьере летчика, тем более, что в авиации к этому времени уже служили его два старших брата.

Уже в сентябре 1935 года он записался в планерный кружок мясокомбината – такие кружки в то время действовали при многих советских предприятиях. Ведь именно рабочий класс считался кузницей кадров для армии, флота, органов безопасности советского государства. В октябре 1936 г. комсомол дал Виктору Талалихину путевку в аэроклуб Пролетарского района Москвы, где молодой человек в июне 1937 года и совершил первый самостоятельный полет на самолете У-2. Все же уникальная система отбора и подготовки кадров была в Советском Союзе в сталинское время! Ведь любой рабочий паренек имел все шансы проявить свои способности и таланты и стать военным летчиком или подводником, конструктором ракет или разведчиком. На примере Талалихина мы видим, что планерные кружки существовали даже на таких сугубо гражданских предприятиях как мясокомбинат, и молодые рабочие имели возможность определиться с будущей профессией и, проявив склонность к летному делу, уже всецело посвятить себя авиации.

В декабре 1937 г. Виктор Талалихин поступил и в декабре 1938 г. окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в Борисоглебске Воронежской области. Это военное учебное заведение было одним из первых, готовивших летчиков-истребителей, разведчиков и бомбардировщиков для Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота. В числе самых знаменитых выпускников школы был Валерий Павлович Чкалов и, конечно, молодые курсанты очень гордились тем, что им довелось учиться в «школе Чкалова», а в декабре 1938 года учебное заведение действительно переименовали в военное училище имени Валерия Чкалова.

Виктор Талалихин выпустился из Борисоглебской школы в звании младшего лейтенанта и с квалификацией летчика-истребителя. Он был распределен на должность младшего летчика в 3-ю авиационную эскадрилью 27-го истребительного авиационного полка ВВС Московского военного округа. В это время Виктор летал на И-153. Вскоре пришлось ему получить и первое боевое крещение – две эскадрильи полка перебросили на Карельский перешеек для участия в советско-финской войне, где включили в состав 152-го истребительного авиационного полка.

По официальным данным, во время советско-финской войны Виктор Талалихин, числившийся начальником связи 3-й эскадрильи 80-го авиаполка, совершил 47 боевых вылетов и лично сбил 3 самолета ВВС Финляндии, за что получил орден Красной Звезды. Однако в ряде современных публикаций этот эпизод в жизни прославленного летчика подвергается сомнению. Например, авторы публикации в «Совершенно секретно» ссылаются на документы авиационных частей, участвовавших в советско-финской войне. Согласно этим документам, 3-я эскадрилья, в составе которой служил Талалихин, не провела ни одного боя из-за того, что на том участке фронта, за который отвечал авиаполк, отсутствовала авиация противника. Но летчики эскадрильи, тем не менее, регулярно совершали боевые вылеты – только в качестве штурмовой авиации, подавляя огневые точки противника. Во время одного из таких вылетов погиб друг Талалихина младший лейтенант Гумар Аюпов. Именно благодаря действиям советских летчиков тогда была предотвращена гибель целой стрелковой дивизии и действовавшего вместе с ней оперативного полка войск НКВД.

После того, как весной 1941 г. Виктор Талалихин окончил курсы командиров звеньев, он был назначен командиром авиационного звена 1-й авиационной эскадрильи формирующегося 177-го истребительного авиационного полка. Это назначение не было неожиданностью – 177-м полком командовал Михаил Королев, сослуживец Виктора Талалихина по Финляндии. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Младший лейтенант Виктор Талалихин, служивший в 177-м полку, входившем в состав 6-го истребительного авиационного корпуса Московской зоны ПВО, с первых месяцев войны стал принимать участие в боевых действиях.

Герой Советского Союза полковник авиации Марк Лазаревич Галлай, служивший в начале войны летчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Москвы, вспоминал о Талалихине:

«Главное же, что запомнилось из беседы с этим спокойным, вежливым, серьезным пареньком, был, конечно, не его орден, а какая-то острая внутренняя нацеленность на то тяжелое дело, которое предстояло делать всем нам, - на войну. Разумеется, в нашем разговоре не фигурировали какие-либо торжественные декларации или пышные слова. Это выяснилось с первых же дней войны; лучше всего воюет не обязательно тот, кто в мирное время громче всех декларировал свою воинственность и жажду подвигов...».

Возможно, именно эти качества и позволили Талалихину пойти на очень смелый поступок – воздушный таран. Тут надо отметить, что воздушный таран – русское изобретение. Первым в мире на воздушный таран пошел штабс-капитан Петр Нестеров – прославленный русский летчик, автор знаменитой «мертвой петли». 8 сентября 1914 года в районе Львова Петр Нестеров направил свою машину на таран тяжелого австрийского самолета, которым управляли опытные летчики Франц Малина и барон Фридрих фон Розенталь. К сожалению, 27-летний штабс-капитан Нестеров погиб.

Первый в мире ночной таран также совершил наш военный летчик - 28 октября 1937 года в небе над Барселоной летчик-интернационалист Евгений Степанов (Эву Хеньо), сражавшийся на стороне испанских республиканцев, атаковал итальянский самолет - бомбардировщик SM-81. Интересно, что при проведении ночного тарана Евгений Степанов остался жив.

Во время Великой Отечественной войны первый воздушный таран провел в небе над аэродромом Млынов в районе Дубно советский летчик старший лейтенант Иван Иванов. 22 июня 1941 года, около 4:25 утра, Иван Иванов атаковал немецкий бомбардировщик. При проведении тарана 31-летний советский летчик погиб, но был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза. Впрочем, в первый день войны было совершено еще несколько воздушных таранов - в 5:15 младший лейтенант Леонид Бутерин погиб в небе над Станиславом (ныне – Ивано-Франковск), атаковав немецкий «Юнкерс».

В 6 утра 22 июня еще один советский летчик, так и оставшийся неизвестным, протаранил на своем У-2 немецкий «Мессершмитт», а в 10 утра 22 июня летчик Петр Рябцев также протаранил немецкий самолет в небе над Брестом. Всего только в первый день Великой Отечественной войны советские летчики 19 раз таранили самолеты противника, а за все время войны пилоты советской авиации провели более 600 воздушных таранов. Во многом именно удивительный героизм советских летчиков позволил нам достойно противостоять люфтваффе в воздухе, хотя первоначально гитлеровская Германия и имела серьезные преимущества.

В ночь с 6 на 7 августа 1941 года командование полка получило сигнал тревоги, после чего истребитель И-16, который пилотировал младший лейтенант Талалихин, был поднят в воздух и вылетел на перехват вражеских самолетов, летевших на бомбардировку Москвы. Над деревнями Добрыниха и Щеглятьево Московской области Талалихин обнаружил следовавший на высоте 4800 м. самолет He-111 лейтенанта И.Ташнера.

Младший лейтенант Талалихин уверенно стал сближаться с вражеским бомбардировщиком. Поймав немецкий самолет в прицел, советский летчик открыл огонь, но и немец оказался не из простых – он мастерски увернулся и попытался оторваться от советского истребителя. В ответ Талалихин развернулся и снова открыл огонь по немецкому самолету. Лейтенант Ташнер, пилотировавший немецкий самолет, увеличил скорость и стал снижать свою машину. Талалихин опять ударил по немцу из пулемета и смог поразить правый мотор бомбардировщика.

Но Не-111 продолжал полет. У советского летчика, тем временем, кончились патроны и у Талалихина не оставалось иного выхода, кроме как пойти на таран. Стрелок бомбардировщика вел ответный огонь по советскому истребителю и Талалихин был ранен в руку, но не уклонился от тарана и, подойдя к хвосту немецкого самолета, нанес винтом по нему удар. Не-111 был сбит. Сам Талалихин выбросился из поврежденного истребителя с парашютом и попал в неглубокое озеро, где его увидели местные жители и помогли ему выбраться. В деревне Степыгино младшего лейтенанта перевязали, а затем доставили на У-2 в штаб полка. Там и стало известно о подвиге летчика. Советское командование тогда уделяло особое внимание подобным проявлениям отваги и доблести военнослужащих, поскольку пример Талалихина и многих других героев мог вдохновлять миллионы советских солдат и мирных граждан на фронтовые подвиги.

Уже 8 августа 1941 г. за совершенный таран младший лейтенант Виктор Талалихин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. 2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин лично вручил младшему лейтенанту Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Примечательно, что И-16, на котором летчик совершил таран, был обнаружен лишь спустя 73 года после описываемых событий – в июне 2014 г., в лесном массиве в 20 км. от Москвы.

Получив самую высшую награду советского государства, младший лейтенант Талалихин продолжал нести службу в составе своего авиационного полка в должности заместителя командира авиационной эскадрильи. Когда командир эскадрильи, получив ранение, выбыл из строя, Талалихин стал исполнять обязанности комэска. Он провел еще несколько успешных воздушных боев. Но жизнь большинства летчиков – истребителей в первые годы войны была очень недолгой. Обычно летчик-истребитель погибал в пятом – шестом боевом вылете, летчик – штурмовик – в десятом боевом вылете. Воздушный таран был смертельным для каждого третьего летчика, решившегося на его применение, поэтому пойти на таран, особенно на ночной, означало рисковать очень серьезно. Каждый летчик, решавшийся на воздушный таран, с полным на то правом может быть назван настоящим героем.

Младший лейтенант Виктор Талалихин погиб в воздушном бою в небе над Подольском 27 октября 1941 года, спустя чуть более месяца после своего 23-летия. Уже после войны, в 1948 году, его навечно включили в списки 1-й авиационной эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка. Как и ряд других выдающихся советских летчиков, Талалихин вошел в «пантеон» советских героев. Именем героя были названы улицы во множестве городов Советского Союза, небольшой город в Домодедовском районе Московской области, ряд школ, технологический колледж в Москве (в котором функционирует музей Виктора Талалихина).