Кто возглавил совет народных комиссаров. Наркомы Октября

СНК и наркоматы

Кратко:

Гос устройство РСФСР носило федеративный характер, высшим органов власти был Всероссийский съезд Советов раб-х,солд-х,кр-х и казачьих депутатов.

Съезд избирал ответственный перед ним Всеросскийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который формировал правительство РСФСР – Съезд Народных Комиссаров (СНК)

Органами на местах явзялись областные, губернский,уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты.

Созданы «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов – внутренних дел, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли состав СНК

СНК принадлежало право по замене отдельных членов правительства или всего его состава. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения. ВЦИК утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

Совет Народных Комиссаров

Согласно Декрету II съезда Советов «для управления страной» было образовано временное 6 рабочее и крестьянское правительство с наименованием – Совет Народных Комиссаров (сокращенно – СНК). «Заведывание отдельными отраслями государственной жизни» поручалось комиссиям, возглавлявшимся председателями. Председатели объединялись в коллегию председателей – Совет Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью СНК и право смещения комиссаров принадлежало как съезду, так и его ВЦИК. Работа СНК строилась в форме заседаний, которые созывались почти каждый день, а с декабря 1917 г. – и в форме совещаний заместителей наркомов, которые к январю 1918 г. определились в постоянно-действующую комиссию СНК (Малый Совнарком). С февраля 1918 г. начал практиковаться созыв объединенных заседаний Президиума ВЦИК и СНК.

Изначально в СНК вошли только большевики. Такая ситуация была обусловлена следующими обстоятельствами. Формирование однопартийной системы в советской России сложилось не сразу после Октябрьской революции, а значительно позднее, и объяснялось прежде всего тем, что сотрудничество партии большевиков с партиями меньшевиков и правых эсеров, демонстративно покинувшими II съезд Советов, а затем перешедшими в оппозицию, стало невозможным. Большевики предложили войти в правительство левым эсерам, которые оформлялись тогда в самостоятельную партию, но они отказались послать своих представителей в СНК и заняли выжидательную позицию, хотя и вошли в состав ВЦИК. Несмотря на это, большевики и после II съезда Советов продолжали искать пути сотрудничества с левыми эсерами: в результате переговоров между ними в декабре 1917 г. было достигнуто соглашение о вхождении в состав СНК семи представителей левых социалистов-революционеров, что составляло треть его состава. Данный правительственный блок был необходимым для упрочения советской власти, для привлечения на ее сторону широких крестьянских масс, среди которых левые эсеры пользовались серьезным влиянием. И хотя в марте 1918 г. левые эсеры в знак протеста подписания Брестского мира вышли из СНК, они оставались во ВЦИК, других государственных органах, включая военное ведомство, Всероссийскую чрезвычайную комиссию при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (с августа 1918 г. – с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности).



СНК - c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров, например, СНК РСФСР).

Народный комиссар (нарком ) - лицо, входящее в состав правительства и возглавляющее определённый народный комиссариат (наркомат) - центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.

Первый Совет народных комиссаров был учреждён за 5 лет до образования СССР, 27 октября 1917 Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятом на II Всероссийском съезде Советов. До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи.

Введение

Глава 1. Создание Совета Народных Комиссаров СССР

1 История создания Совета народных комиссаров

2 Состав и формирование СНК СССР

3 История законодательной базы СНК

Глава 2. Задачи и полномочия СНК СССР

1 Полномочия СНК СССР

2 Деятельность СНК СССР

3 Преобразование СНК СССР

Заключение

Введение

В актуальности выбранной темы нет сомнений, так как изучение советской модели власти ее сущности, закономерностей и особенностей развития имеет не только российское, но и мировое значение. Эта система власти оказала воздействие на весь ход истории XX века. И в то же время это явление вызывает непрекращающиеся споры в научной и общественной среде.

Сложность и противоречивость процессов развития советской системы власти требует изучения политической истории.

Советский государственный аппарат возник в результате революционного слома аппарата буржуазного государства и являлся принципиально новым историческим типом государственного аппарата.

Процессы слома буржуазного государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение разрывов непрерывности в наличии власти.

октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», сформировав, таким образом, первое в мире рабоче-крестьянское правительство. Этот декрет определил основы правового положения Советского правительства. Практическая же деятельность Совета Народных Комиссаров (СНК) свидетельствовала о том, что его полномочия в известной мере выходили за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительную и распорядительную деятельность. Юридически это выражалось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов - актов законодательного характера.

Главное место в его деятельности занимали задачи созидательные, организационно-творческие: строительство новой, социалистической экономики, достижение наивысшей производительности общественного труда, всестороннее развитие науки и культуры, коммунистическое воспитание трудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей.

В широком понятии советский государственный аппарат состоял из Советов с их разветвлениями в центре и на местах в виде хозяйственных, культурных, административных, оборонных и других органов и многочисленных общественных организаций трудящихся с их многомиллионным активом.

В узком понятии он охватывал высшие и местные органы государственной власти - Советы депутатов трудящихся, которые создавали органы государственного управления: в центре - вначале Совет Народных Комиссаров, а затем Совет Министров СССР и Советы Министров союзных и автономных республик, а также министерства и ведомства; на местах - исполнительные комитеты Советов и их отделы, которые занимаются вопросами работы промышленных предприятий, колхозов, совхозов, МТС, направляют развитие коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, проявляют заботу о культурно-бытовом обслуживании населения.

Предмет исследования, структура СНК СССР во взаимодействии с государственной структурой.

Целью курсовой работы является историческое значение СНК СССР.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.Изучить историю создания Совета народных комиссаров СССР;

.Определить место СНК РФ в системе государственного управления;

.Отметить юридическую значимость СНК СССР в государственном управлении.

Глава 1.Создание Совета Народных Комиссаров СССР

.1 История создания Совета народных комиссаров

Правительство первого в мире рабоче-крестьянского государства впервые было сформировано как Совет Народных Комиссаров, который был создан 26 окт. (8 ноября) 1917, на другой день после победы Великой Октябрьской социалистической революции, постановлением 2-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов об образовании рабочего и крестьянского правительства.

Постановление, написанное В. И. Лениным, гласило, что для управления страной учреждается «впредь до созыва Учредительного собрания, Временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров». Первым председателем СНК был избран В. И. Ленин, работавший на этом посту в течение семи лет (1917-1924) вплоть до своей смерти. Ленин разработал основные принципы деятельности СНК, задачи, стоящие перед высшими органами государственного управления Советской республики.

Наименование «Временное» с роспуском Учредительного собрания отпало. Первый состав СНК был однопартийным - в него входили только большевики. Предложение левым эсерам войти в СНК было ими отвергнуто. В дек. 1917 левые эсеры вошли в СНК и состояли в пр-ве до марта 1918. Они вышли из СНК из-за несогласия с заключением Брестского мира и встали на позиции контрреволюции. В дальнейшем CHK формировался только представителями Коммунистической партии. По Конституции РСФСР 1918, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов, правительство Республики именовалось СНК РСФСР.

Конституция РСФСР 1918 определила основные функции СНК РСФСР. Общее руководство деятельностью СНК РСФСР принадлежало ВЦИК. Состав пр-ва утверждался ВЦИК Советов или съездом Советов. СНК обладал необходимой полнотой прав в области исполнительно -распорядительной деятельности и наряду с ВЦИК пользовался правом издания декретов. Осуществляя исполнит-распорядительная власть, СНК РСФСР руководил деятельностью наркоматов и др. центр. ведомств, а также направлял и контролировал деятельность местных органов.

Были созданы Управление делами СНК и Малый Совнарком, который 23 янв. (5 февр.) 1918 стал постоянной комиссией СНК РСФСР для предварительного рассмотрения вопросов, вносимых в СНК, и вопросов текущего законодательства руководства отделом отраслями государственного управления и правительства. В 1930 Малый СНК был упразднен. По постановлению ВЦИК от 30 ноября 1918 был учрежден под пред. В. И. Ленина Совет рабочей и крестьянской обороны 1918-20. В апреле 1920 он был преобразован в Совет труда и обороны, (СТО). Опыт работы первого СНК был использован в гос. строительстве пр-в всех союзных сов.социалистических республик.

После объединения советских республик в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР) было создано союзное правительство - Совет Народных Комиссаров СССР. Положение о СНК СССР утверждено ЦИК 12 ноября 1923.

Совнарком СССР формировался ЦИК СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных и объединенных (союзно-республик.) наркоматов, рассматривал и утверждал декреты и постановления общесоюзного значения в пределах прав, предусмотренных Конституцией СССР 1924, положениями о СНК ЦИК СССР и др. законодательными актами. Декреты и постановления СНК СССР являлись обязательными к исполнению на всей территории СССР и могли приостанавливаться и отменяться ЦИК СССР и его Президиумом. Впервые состав СНК СССР во главе с Лениным утверждается на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923. Совнарком СССР, по положению о нем 1923, составляли: председатель, зам. председателя, наркомы СССР; в заседаниях СНК с правом совещательного голоса участвовали представители союзных республик.

По Конституции СССР, принятой в 1936, СНК СССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза ССР. Он образовывался Верх. Советом СССР. Конституция СССР 1936 установила ответственность и подотчетность СНК СССР Верх. Совету, а в период между сессиями Верх. Совета СССР - его Президиуму. По Конституции СССР 1936, СНК СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов СССР и др. подведомственных ему хоз. и культурных учреждений, принимал меры по осуществлению нар.-хоз. плана, гос. бюджета, осуществлял руководство в области внешних сношений с иностранными государствами, руководил общим строительством вооруженных сил страны и т. д. По Конституции СССР 1936, СНК СССР имел право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК Союзных республик и отменять приказы и инструкции наркоматов СССР. Ст. 71 Конституции СССР 1936 установила право депутатского запроса: представитель СНК или нарком СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.

СНК СССР, по Конституции СССР 1936, был образован на 1-й сессии Верх. Совета СССР 19 янв. 1938. 30 июня 1941 решением Президиума Верх. Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный комитет обороны (ГКО), в котором была сосредоточена вся полнота государственной власти в СССР во время Великой Отечественной войны 1941-45.

СНК союзной республики является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти союзной республики. Он ответствен перед Верховным Советом республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верх. Совета - перед Президиумом Верх. Совета республики и ему подотчетен СНК союзной республики, по Конституции СССР 1936, издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР и обязан проверять их исполнение.

1.2 Состав и формирование СНК СССР

Важным этапом на пути принятия Конституции СССР 1924 года стала Вторая сессия ЦИК Союза ССР, которая открылась 6 июля 1923 г.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом (ст.37 Конституции). В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР (глава 8 Конституции СССР 1924 г.): пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая исполнения решения.

Вторая сессия утвердила состав Совета Народных Комиссаров СССР и избрала его председателем В. И. Ленина.

Поскольку В. И. Ленин был болен, руководство Советом Народных Комиссаров осуществляли пять его заместителей: Л. Б. Каменев, А. И. Рыков, А. Д. Цюрупа, В. Я. Чубарь, М. Д. Орахелашвили. Украинец Чубарь был с июля 1923 г. председателем Совнаркома Украины, а грузин Орахелашвили председателем Совнаркома ЗСФСР, так что они исполняли, прежде всего, свои прямые обязанности. Со 2-го февраля 1924 г. председателем СНК СССР станет Рыков. Рыков и Цюрупа были русскими по национальности, а Каменев - евреем. Из пяти заместителей Совнаркома лишь Орахелашвили имел высшее образование, остальные четверо - среднее. Совнарком СССР являлся прямым преемником СНК РСФСР. Кроме председателя и пяти его заместителей в первый Совнарком Союза вошли также 10 наркомов и председатель ОГПУ с правом совещательного голоса. Естественно, при подборе руководителей Совнаркома появились проблемы, связанные с необходимым представительством от союзных республик.

Свои проблемы имелись и при формировании союзных наркоматов. Наркоматы РСФСР по иностранным делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов, по военным и морским делам были преобразованы в союзные. Кадровый состав наркоматов в то время еще формировался в основном из бывших служащих аппарата управления и специалистов еще дореволюционного времени. На служащих бывших до революции рабочими в 1921-1922 гг. приходилось лишь 2,7 %, что объяснялось отсутствием достаточного количества грамотных рабочих. Эти служащие автоматически перетекли из российских наркоматов в союзные с очень незначительным числом работников переведенных из национальных республик.

Совет Народных Комиссаров Союзной республики образуется Верховным Советом Союзной республики в составе: Председателя Совета Народных Комиссаров Союзной республики; Заместителей председателя; Председателя Государственной плановой комиссии; Народных Комиссаров: Пищевой промышленности; Легкой промышленности; Лесной промышленности; Земледелия; Зерновых и животноводческих совхозов; Финансов; Внутренней торговли; Внутренних дел; Юстиции; Здравоохранения; Просвещения; Местной промышленности; Коммунального хозяйства; Социального обеспечения; Уполномоченного Комитета заготовок; Начальника Управления по делам искусств; Уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов.

1.3 История законодательной базы СНК

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

·управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

·издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18).

Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР <#"justify">·по иностранным делам;

·по военным делам;

·по морским делам;

·по внутренним делам;

·юстиции;

·труда;

·социального обеспечения;

·просвещения;

·почт и телеграфов;

·по делам национальностей;

·по финансовым делам;

·путей сообщения;

·земледелия;

·торговли и промышленности;

·продовольствия;

·Высший Совет Народного Хозяйства;

·здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР <#"justify">·внутренней торговли;

·труда

·финансов

·РКИ

·внутренних дел

·юстиции

·просвещения

·здравоохранения

·земледелия

·социального обеспечения

·ВСНХ

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года <#"justify">·пищевой промышленности

·легкой промышленности

·лесной промышленности

·земледелия

·зерновых совхозов

·животноводческих совхозов

·финансов

·внутренней торговли

·юстиции

·здравоохранения

·просвещения

·местной промышленности

·коммунального хозяйства

·социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Глава 2. Задачи и полномочия СНК СССР

.1 Полномочия СНК СССР

Совет Народных Комиссаров Союзной республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Неродных Комиссаров СССР и проверяет их исполнение.

Совет Народных Комиссаров Союзной республики имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров автономных республик и отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов советов депутатов трудящихся краев, областей и автономных областей.

Народные Комиссары Союзной республики руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Союзной республики.

Народные Комиссары Союзной республики издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и Союзной республики, приказов и инструкций союзно-республиканских Народных Комиссариатов СССР.

Народные Комиссариаты Союзной республики являются союзно-республиканскими или республиканскими.

Союзно-республиканские Народные Комиссариаты руководят порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь как Совету Народных Комиссаров Союзной республики, так и соответствующему союзно-республиканскому Народному Комиссариату СССР.

Республиканские Народные Комиссариаты руководят порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Народных Комиссаров Союзной республики.

Важнейшей задачей Совнаркома тогда было оживление экономической жизни. Во время Гражданской войны заметно снизилась трудовая дисциплина и прогулы достигали 30-40 %, упала сравнительно с 1913 г. примерно на 10-15 % интенсивность и производительность труда, снизилась реальная заработная плата. Вся сумма заработной платы в среднем по РСФСР в 1919-1921 гг. составляла 38-40 % довоенного уровня. Впрочем, с 1922 г. она начала повышаться и весной 1923 г. достигла 60 %.

В начале 20-х гг. все-таки восстановление народного хозяйства шло довольно значительными темпами. В одном из своих выступлений в декабре 1923 г. А. И. Рыков отмечал заметный рост промышленности. Если 1920 г. по этому показателю брался за 100 %, то 1921-119 %, 1922-146 %, а 1923-216 %. Однако, в 1923 г. объем промышленного производства составлял по сравнению с 1913 г. только 40,3 %, а производства сельского хозяйства-75 %.От хозяйственных успехов, конечно, зависело главное в союзном строительстве.

Тем временем работа по дальнейшему продолжению этого строительства не прекращалась. В августе 1923 г. состоялось первое совещание председателей Совнаркомов союзных республик, а 29 сентября того же года - второе. Комиссия ЦИК СССР по подготовке положений о ЦИК СССР, СНК СССР и наркоматах СССР заседала 21 августа, 13 сентября, 22, 23 и 24 октября. Еще 24 августа 1923 г. Президиум ЦИК СССР утверждает порядок дня третьей сессии ЦИК СССР, работа которой открылась 6 и завершила ее 12 ноября того же года. Все представители ЦИК союзных республик сделали свои доклады, параллельно шла работа в комиссиях, готовивших решения этой сессии. Значительный объем работы был проделан комиссией, которой поручалась выработка положений о центральных органах власти СССР, учитывавшей поправки, предложенные союзными республиками к проектам представленным на утверждение сессии. Оживленный обмен мнениями шел, например, в Комиссии вырабатывавшей «Положение о ЦИК СССР». Не все соглашались с двухпалатной системой, поскольку некоторые считали излишним создание Совета Национальностей и ратовали за упрощение работы сессий ЦИК СССР «Положение о Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик» было принято 12 ноября 1923 г. и состояло из десяти глав, в свою очередь подразделенных на 79 параграфов. В нем предусматривались как очередные, так и чрезвычайные сессии ЦИК СССР, причем очередные сессии должны были созываться три раза в год. Специальные главы посвящались Союзному Совету, Совету Национальностей и согласительной комиссии, в случае возможных разногласий между ними. Предусматривались также совместные заседания обеих палат, чему также посвящалась отдельная глава. Подробно расписывались функции Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. Среди прочего, там также предусматривалось следующее: «Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР издает декреты, постановления и распоряжения, рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых Советом Народных Комиссаров Союза ССР, отдельными ведомствами Союза ССР, центральными исполнительными комитетами союзных республик и их президиумами и другими органами власти».

Президиум ЦИК СССР получал также право отменять постановления Совнаркома СССР, право амнистии, право помилования и т. д. Взаимоотношения между Президиумом ЦИК СССР и государственными учреждениями и ведомствами должны были осуществлять Председатель и секретарь ЦИК СССР. При этом весь секретарский и технический аппарат ЦИК СССР должен был находиться в ведении и под руководством секретаря ЦИК СССР. В тот же самый день, 12 ноября были приняты положения о Совнаркоме СССР и о народных комиссариатах СССР. При обсуждении положения об СНК, когда очередь дошла до параграфа о комиссиях создаваемых Совнаркомом СССР, в частности о Комиссии законодательных предположений, Административно-финансовой комиссии и других было внесено дополнение, в силу которого во все комиссии при Совнаркоме и СТО, имевшие административно-распорядительные права, должны были входить с правом решающего голоса представители союзных республик.

В силу положения о Совнаркоме СССР этот орган образовывался ЦИК СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. В Совнарком, кроме председателя и его заместителей, входили народные комиссары по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов, рабоче-крестьянской инспекции, труда, продовольствия, финансов и председатель Высшего совета народного хозяйства. С совещательным голосом, наряду с представителями некоторых других органов, могли участвовать представители союзных республик, в том числе председатели совнаркомов союзных республик. К предметам ведения Совнаркома СССР относилось также «разрешение разногласий между советами народных комиссаров союзных республик по вопросам, входящим в компетенцию Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, а равно разногласий, как между народными комиссарами Союза ССР, так и между последними и советами народных комиссаров союзных республик». ЦИКи союзных республик, их президиумы и республиканские совнаркомы имели также право внесения вопросов на рассмотрение Совнаркома СССР.

«Общее положение о народных комиссариатах СССР», также принятое 12 ноября, предусматривало создание комиссариатов двух типов - общесоюзных, то есть единых для всего СССР, и объединенных. К общесоюзным относились комиссариаты: иностранных дел, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов; к объединенным: Высший совет народного хозяйства, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. Это «Общее положение» предусматривало составление для каждого комиссариата своих особых положений, подлежащих утверждению ЦИК СССР. Оно предусматривало приостановление ЦИКами союзных республик или их президиумами тех распоряжений народных комиссариатов СССР, которые не соответствовали Конституции СССР, законодательству Союза или законодательству союзной республики.

Общесоюзные комиссариаты получали право иметь при союзных республиках своих уполномоченных, непосредственно им подчиненных. Эти уполномоченные выдвигались комиссариатом СССР непосредственно или по предложению ЦИК союзной республики и подлежали утверждению Совнаркомом СССР. Причем по всем выдвигаемым кандидатурам был обязателен отзыв ЦИК союзной республики, имевшей право отвода назначаемого уполномоченного. Эти уполномоченные общесоюзных народных комиссариатов должны были входить в совнаркомы союзных республик с совещательным или решающим голосом в соответствии с решением ЦИКа союзной республики или его Президиума. Распоряжения общесоюзных комиссариатов были обязательными для непосредственного исполнения на всей территории СССР. Объединенные комиссариаты СССР должны были проводить все свои задания и директивы через одноименные народные комиссариаты союзных республик. Главы одноименных комиссариатов союзных республик подлежали назначению и отзыву ЦИКами союзных республик.

2.2 Деятельность СНК СССР

Деятельность Совнаркома выражалась в борьбе за диктатуру пролетариата, создании новой системы государственного аппарата, издании декретов и постановлений. Совнарком издал огромное количество декретов и постановлений. Они охватывали все отрасли политической и государственной жизни, оформляя классовую борьбу, ее завоевания, расчищая почву для строительства социализма.

Совнарком заседал почти ежедневно, утверждая по нескольку декретов и постановлений в день. Бывали дни, когда принималось по десятку декретов. Приведем несколько примеров.

20 декабря 1938 года, Совнарком СССР учредил трудовые книжки. Эта «корочка» - трудовая книжка (ТК) - была важнейшим элементом советской административно-командной системы. Первые трудовые книжки появились через год после революции. Царские паспорта большевики отменили и ввели свои удостоверения личности. Декрет от 5 октября 1918 года назывался красноречиво: «О трудовых книжках для нетрудящихся».

Альтернативой трудовой повинности был либо революционный трибунал, который руководствовался «велениями революционной совести», либо - голодная смерть без пайка.

С 25 июня 1919 года ВЦИК ввел поголовный учет: трудовую книжку получал всякий, кто достиг 16 лет. На первой странице было напоминание: «Не трудящийся да не ест». Такой документ получил даже Ленин.

В сентябре 1926 года Совнарком ввел «Трудовые списки». Теперь этот документ предназначался для учета советских служащих. Фиксировалась национальность работника, социальное положение, партийность и даже воинский учет.

Постановление Совнаркома СССР об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной собственности.

За последнее время участились жалобы рабочих и колхозников на хищения (воровство) грузов на железнодорожном и водном транспорте и хищения (воровство) кооперативного и колхозного имущества со стороны хулиганствующих и вообще противообщественных элементов. Равным образом участились жалобы на насилия и угрозы кулацких элементов в отношении колхозников, не желающих выйти из колхозов и честно и самоотверженно работающих за укрепление последних.

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР считают, что общественная собственность (государственная, колхозная, кооперативная) является основой советского строя, она священна и неприкосновенна, и люди, покушающиеся на общественную собственность, должны быть рассматриваемы как враги народа, ввиду чего решительная борьба с расхитителями общественного имущества является первейшей обязанностью органов советской власти.

Исходя из этих соображений и идя навстречу требованиям рабочих и колхозников, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

Приравнивать по своему значению грузы на железнодорожном и водном транспорте к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этих грузов.

Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией имущества.

Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении грузов на транспорте.

Приравнять по своему значению имущество колхозов и кооперативов (урожай на полях, общественные запасы, скот, кооперативные склады и магазины и т.п.) к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этого имущества от расхищения.

Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.

Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении колхозного и кооперативного имущества.

Повести решительную борьбу с теми противообщественными кулацко-капиталистическими элементами, которые применяют насилия и угрозы или проповедуют применение насилия и угроз к колхозникам с целью заставить последних выйти из колхоза, с целью насильственного разрушения колхоза. Приравнять эти преступления к государственным преступлениям.

Применять в качестве меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны кулацких и других противообщественных элементов лишение свободы от 5 до 10 лет с заключением в концентрационный лагерь.

Не применять амнистии к преступникам, осужденным по этим делам.

1932 г., июня 25, Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР О Революционной законности.

Отмечая десятилетие организации прокуратуры и достигнутые за этот период в Союзе ССР успехи в деле укрепления революционной законности, являющейся одним из важнейших средств укрепления пролетарской диктатуры, защиты интересов рабочих и трудящихся крестьян и борьбы с классовыми врагами трудящихся (кулачеством, перекупщиками-спекулянтами, буржуазными вредителями) и их контрреволюционной политической агентурой, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР особо указывают на наличие все еще значительного числа нарушений революционной законности со стороны должностных лиц и искривлений в практике ее проведения, особенно в деревне.

В целях обеспечения наиболее благоприятных условий для социалистического переустройства сельского хозяйства Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

Отменить в районах сплошной коллективизации действие закона о разрешении аренды земли и о применении наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах (VII и VIII разделы общих начал землепользования и землеустройства).

Исключения из этого правила в отношении середняцких хозяйств регулируются районными исполнительными комитетами под руководством и контролем окружных исполнительных комитетов.

Предоставить краевым (областным) исполнительным комитетам и правительствам автономных республик право применять в этих районах все необходимые меры борьбы с кулачеством вплоть до полной конфискации имущества кулаков и выселения их из пределов отдельных районов и краев (областей).

Конфискованное имущество кулацких хозяйств, за исключением той части, которая идет в погашение причитающихся с кулаков обязательств (долгов) государственным и кооперативным органам, должно передаваться в неделимые фонды колхозов в качестве взноса бедняков и батраков, вступающих в колхоз.

Предложить правительствам союзных республик, в развитие настоящего постановления, дать необходимые указания краевым (областным) исполнительным комитетам и правительствам автономных республик.

В «год великого перелома», 24 сентября 1929 года, был издан декрет Совнаркома, отменяющий все праздники, кроме 7 ноября и 1 мая.

2.3 Преобразование СНК СССР

Согласно Конституции СССР 1936 г., СНК СССР - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти <#"justify">Заключение

В заключение данной работы нужно отметить, что в 1920-е годы государственное управление находилось в состоянии динамической эволюции. Имеется в виду развитие на собственной основе, когда сущностные черты развивающейся системы, т.е. находящейся на стадии становления, определились, но не имели застывшего характера.

Освещение послеоктябрьской истории государственного управления в России основывается, прежде всего, на характеристиках качеств и особенностей советской государственной системы, ее структуры, целей и методов управления в процессе их становления и эволюции.

Структура советского государственного управления основывается на декретахIIВсероссийского съезда Советов, где определена система органов власти и управления таким образом: Всероссийский съезд Советов - верховный орган государственной власти; ВЦИК - исполнительный орган съезда и носитель высшей власти в период между съездами; СНК -рабоче-крестьянское правительство, исполнительно-распорядительный орган управления; народные комиссариаты (комиссии) - центральные органы управления отдельными отраслями государственной жизни; Советы на местах - местные органы государственной власти и управления.

Высшим исполнительным и распорядительным органом по Конституции СССР 1924 г. являлся Совет народных комиссаров СССР. Состав его не был постоянным. С правом совещательного голоса в заседаниях СНК СССР участвовали представители союзных республик, члены ЦИК СССР, представители некоторых комитетов и управлений при правительстве (ОГПУ, ЦСУ и др.), главы правительств союзных республик. СНК СССР фактически издавал декреты и постановления, имевшие силу закона, а с начала 30-х годов все законопроекты должны были предварительно выноситься на его рассмотрение, хотя это и не предусматривалось Конституцией.

Конституция СССР 1936 года внесла значительные изменения в систему высших органов власти и управления, в избирательную систему. Конституция СССР 1936 г. - весьма противоречивый документ. С одной стороны, она закрепила отказ от многоступенчатых выборов, установила всеобщее избирательное право, прямые и равные выборы при тайном голосовании. С другой стороны, формально подтвердив федеральную природу государства, она фактически закрепила его унитарный характер, предоставив почти беспредельно широкие полномочия общефедеральному "центру". В известном смысле она было демократичнее Конституции 1918 г., и вместе с тем она стала прикрытием бескомпромиссной реакции и режима личной власти.

В декабре 1936 г. Из Наркомата тяжелой промышленности был выделен Наркомат оборонной промышленности. В 1937 г. Был образован Наркомат машиностроения. В 1939. созданы наркоматы угольной и нефтяной промышленности, Наркомат электростанций и электропромышленности.

Для улучшения руководства хозяйствами наркоматами в апреле 1940г. при СНК СССР было создано 6 хозяйственных советов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборонной промышленности по топливу, электрохозяйству и т д.

февраля 1941г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР, руководствуясь решениями ХVIII съезда ВКП(Б) поручил Госплану СССР, приступить к составлению генерального хозяйственного плана СССР на 15 лет, рассчитанного на решение основной экономической задачи - догнать главные капиталистические страны по производству продукции на душу населения.

В связи с возросшим объемом работы СНК СССР в 1937 в помощь ему был создан экономический совет, который действовал на правах постоянной комиссии Совнаркома Совет рассматривал годовые и квартальные народнохозяйственные планы и вносил их на утверждение СНК, контролировал выполнение планов, знакомился с положением отдельных отраслей народного хозяйства, принимал меры по улучшению их работы и т.д.

Он имел право издавать постановления и распоряжения, обязательные для всех наркоматов СССР. Таким образом, в организации управления народным хозяйством просматривается курс на усиление общесоюзных начал.

Законом от 15 марта 1946 Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР.

совет народный комиссар государственный

Список использованной литературы

1.Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М., 1999. С. 130-131.

2.Евгений Гусляров. Ленин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, версий историков , ОЛМА-ПРЕСС,2004 г., ISBN: 5948501914.

Олег Платонов. История русского народа в XX веке. Том 1 (гл. 39-81).

Гимпельсон Е. Г. Советские управленцы. 20-е годы. (Руководящие кадры государственного аппарата СССР). М., 2001, с. 94.

Мунчаев Ш.М. Отечественная история. 2008. //

Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917-1967 гг.). Справочник (по материалам государственных архивов)» (подготовлен ЦГА РСФСР), гл. I разд. «Правительство РСФСР».

.«Конституция (основной закон) РСФСР» (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918).

Шамаров В. М. Становление и развитие правовых и организационных основ. М., 2007. С. 218.

Жуков В., Еськов Г., Павлов В. История России. Учебное пособие. М., 2008. С. 283.

Шипунов Ф. Истина Великой России. М., 2007. С. 420.

Конституция СССР 1936 г. «формально отвечала лучшим мировым образцам того времени». Политическая история России / Отв. ред. В.В. Журавлев. М., 2008. С. 530.

Борисов С. Честь как феномен российского политического сознания. СПб, 2006. С. 183.

Впервые был избран на Втором Всероссийском съезде Советов 8 ноября (26 октября по старому стилю) 1917 года под председательством Владимира Ленина как временное рабочее и крестьянское правительство (до созыва Учредительного собрания). Заведывание отдельными отраслями государственной жизни осуществлялось комиссиями. Правительственная власть принадлежала коллегии председателей этих комиссий, то есть Совету Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежал Всероссийскому съезду советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному исполнительному комитету (ЦИК).

После роспуска Учредительного собрания Третий Всероссийский съезд Советов 31 января (18 января по старому стилю) 1918 года постановил отменить в наименовании советского правительства слово "временное", назвав его "Рабочее и Крестьянское правительство Российской Советской Республики".

Согласно конституции РСФСР 1918 года , принятой Пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года, правительство именовалось Совет Народных Комиссаров РСФСР.

В связи с образованием Союза ССР в декабре 1922 года было создано союзное правительство — СНК СССР под председательством Владимира Ленина (впервые утверждено на второй сессии ЦИК СССР в июле 1923 года).

В соответствии с Конституцией СССР 1924 года СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, образовывался постановлением ЦИК СССР на срок полномочий ЦИК, СНК союзных и автономных республик — ЦИК соответствующих республик. СНК СССР должен был регулярно отчитываться о проделанной работе на съездах Советов СССР и сессиях ЦИК СССР.

К компетенции СНК СССР была отнесена организация непосредственного руководства народным хозяйством и всеми другими отраслями государственной жизни. Это руководство осуществлялось через центральные отраслевые органы — необъединенные (союзные) и объединенные (союзно-республиканские) наркоматы СССР. СНК СССР руководил деятельностью наркоматов, рассматривал их отчеты, улаживал разногласия между отдельными ведомствами. Он утверждал концессионные договоры, разрешал споры между Совнаркомами союзных республик, рассматривал протесты и жалобы на постановления Совета труда и обороны СССР и других учреждений при нем, на распоряжения наркомов, утверждал штаты общесоюзных учреждений, назначал их руководителей.

К ведению СНК СССР относилось принятие мер по осуществлению народно-хозяйственного плана и государственного бюджета и по укреплению кредитно-денежной системы, по обеспечению общественного порядка, осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностранными государствами и др.

На СНК СССР возлагалась и законодательная работа: он предварительно рассматривал проекты декретов и постановлений, которые затем представлялись на утверждение ЦИК СССР и его президиума, с начала 1930-х годов все законопроекты должны были предварительно вноситься на рассмотрение СНК СССР, хотя это и не предусматривалось конституцией.

Конституция 1936 года внесла дополнение в определение места правительства в государственном механизме. Совет Народных Комиссаров СССР определялся, как "высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти". В Конституции 1924 года слово "высший" отсутствовало.
По Конституции СССР 1936 года СНК СССР, СНК союзных и автономных республик образовывались соответственно Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик.

СНК СССР формально был ответственен перед Верховным Советом СССР (ВС) и ему подотчетен, а в период между сессиями ВС — ответственен перед Президиумом ВС СССР, которому подотчетен. СНК мог издавать обязательные к исполнению на всей территории СССР постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверять их исполнение.

Распоряжения, как государственные акты, стали издаваться СНК СССР с 1941 года.

Для успешного осуществления возложенных на него функций СНК СССР мог создавать при себе комитеты, управления, комиссии и другие учреждения.

Впоследствии возникла большая сеть специальных ведомств по различным отраслям государственного управления, действовавших при СНК СССР.

Председателями Совета народных комиссаров СССР были Владимир Ленин (1923-1924), Алексей Рыков (1924-1930), Вячеслав Молотов (1930-1941), Иосиф Сталин (1941-1946).

В послевоенный период с целью введения общепринятых в международной государственной практике наименований законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 года СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, наркоматы — в министерства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В ночь с 7 на 8 ноября (по новому стилю) 1917 года 2-й Всероссийский Съезд Советов, проходивший в Петрограде, принял три важнейших исторических документа, в числе которых было и Постановление об образовании Совета Народных Комиссаров.

В первый состав Совета Народных Комиссаров (СНК) было включено всего 15 человек, при этом должность 16-го народного комиссара – по делам железнодорожным – в этом постановлении была указана вакантной. Фактически было создано 13 отраслевых комиссий (комиссариатов), по аналогии с царскими министерствами, причем одну из важнейших комиссий – по военным и морским делам – возглавило аж три человека.

Надо сказать, что национальный состав первых народных комиссаров страны Советов, уровень их образования и сословное происхождение всегда были темой для различных обсуждений, домыслов и даже возникновения разнообразных мифов. А ведь, если более внимательно покопаться в этой исторической страничке нашего государства, то для многих станет удивительным, что после во главе советского рабоче-крестьянского государства встали неплохо образованные люди, среди которых было немало дворян, а по национальности большинство из них были русскими. Единственное, что их объединяло кроме партийной принадлежности и революционного прошлого – это отсутствие опыта государственного управления, что и привело впоследствии к кадровым перестановкам.

Для того чтобы получить более полное представление о руководителях государства той эпохи, представляем вашему вниманию список членов первого советского правительства с краткими сведениями о персоналиях.

Справедливости ради стоит отметить, что многие "старые" большевики в результате своего активного участия в революционной деятельности не смогли окончить свои университеты, поэтому иногда сложно установить – законченное высшее образование у того или иного деятеля или нет, к тому же многие революционеры замалчивали эти вопросы в своих автобиографиях. У некоторых ситуация с образованием ещё сложнее, например: известно, что нарком почты и телеграфа Н.П. Авилов с 12 лет работал в типографии, но окончил ли он хотя бы пару классов начальной школы – не известно, а высшая партийная школа, занятие которой он посещал в Болонье, вузом считаться не может, однако, этот малограмотный большевик первым возглавил, как бы сейчас сказали, "министерство связи и информатики".

Как бы то ни было, высшее или незаконченное высшее образование в первом составе СНК имело 10 человек, среднее (полный курс реального училища) – 2, начальное или самообразование – 3.

Что касается национальностей, то картина сложилась такая: 9 русских, 3 украинца (или как тогда называли – малоросса) и по 1-му поляку, еврею и грузину. Пять народных комиссаров (⅓) имели дворянское происхождение.

Немногим позже – в конце 1917 и в начале 1918 года – в состав СНК вошли новые люди, в т.ч. сменившие первых народных комиссаров, которые были не согласны с политической линией председателя – В.И. Ленина, а поэтому сложили свои полномочия в качестве протеста.

Надо отметить, что 1918 год стал годом самой большой кадровой чехарды в Совнаркоме. В нём происходила не только ротация кадров, но и приходило пополнение, т.к. в июле, после принятия Конституции РСФСР, количество народных комиссариатов увеличилось до 18-ти. В рядах народных комиссаров ненадолго появились временные союзники большевиков – левые эсеры.

Как видно, пополнение в СНК также было неплохо образовано: из 31 человека, пришедших в него на работу до 1919 года, 24 (77%) имели высшее или незаконченное высшее образование. Как минимум, 8 из них имели дворянское происхождение.

Интересен и национальный состав вновь прибывших: русских – 18 человек; украинцев (малороссов) и поляков – по 3 человека; немцев, латышей и евреев – по 2 человека; армянин – 1 человек.

Теперь подведём общие итоги анализа кадрового состава Совета Народных Комиссаров в период с ноября 1917 года по декабрь 1918 года:

Всего в СНК в результате ротации прошло 46 человек;

Из них 34 человека, т.е. 74% (почти ¾), имели высшее или незаконченное высшее образование;

Из них 27 человек, т.е. 59%, по национальности были русскими;

Из них 13 человек, т.е. 28%, имели дворянское происхождение;

Из них только 39 человек были большевиками.

Интересно взглянуть и на возраст народных комиссаров. Самым старшим был народный комиссар путей сообщения М.Т. Елизаров, которому было в момент назначения 54 года, самым молодым – народный комиссар госимущества В.А. Карелин, 26 лет. Средний возраст комиссаров составлял 37,7 лет – достаточно зрелый для управленца возраст.

В заключении необходимо констатировать следующее: безусловно, первые кандидаты в народные комиссары отбирались по принципу преданности революции, умению работать с массами людей, личной репутации, но отсутствие опыта государственного управления, стратегического мышления или наличие политических амбиций привело к тому, что почти половина из них была на посту весьма непродолжительное время. Только этим можно объяснить кадровую чехарду 1918 года в главном исполнительном органе молодого Советского государства.

"I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (ЧЕГО???)

Декрет

Об учреждении Совета Народных Комиссаров

Образовать для управления страной (какой???), впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной Съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.-е. Совету Народных Комиссаров.

Контроль над деятельностью Народных Комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому Съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов и его Центральн. Исп. Комитету.

В настоящий момент Совет Народных Комиссаров составляется из следующих лиц:


  • Председатель Совета Народных Комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин) .

Народные Комиссары:


  • по внутренним делам — А. И. Рыков ;

  • земледелия — В. П. Милютин ;

  • труда — А. Г. Шляпников ;

  • по делам военным и морским — комитет, в составе: В. А. Авсеенко (Антонов) , Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко ;

  • по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин ;

  • народного просвещения — А. В. Луначарский ;

  • финансов — И. И. Скворцов (Степанов) ;

  • по делам иностранным — Л. Д. Бронштейн (Троцкий) ;

  • юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов) ;

  • по делам продовольствия — И. А. Теодорович ;

  • почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов) ;

  • по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин) ;

Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным временно остается не замещенным."

Больше всего впечатляет слово: "страной", конечно, сразу после титула - депутатов неизвестно какой территории!

ВИКИ о СНК: "

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе будущего правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы — до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство .

Совет народных комиссаров был сформирован в соответствии с « », принятым II Всероссийским съездом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября 1917 года . Декрет начинался словами:



Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания , временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров.


Совет народных комиссаров утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года . Право образования СНК получил ВЦИК ; СНК являлся органом общего управления делами РСФСР, имеющим право издания декретов, при этом ВЦИК был вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло приём делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 человек (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 — 20.).

Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 23 марта 1946 г. Совет народных комиссаров РСФСР был преобразован в Совет министров РСФСР .

Законодательная база СНК РСФСР


  • управлении общими делами РСФСР

  • руководстве отдельными отраслями управления (ст.35, 37)
  • Народный комиссар был вправе единолично принимать решения по всем вопросам, находящимся в ведении руководимого им комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

    С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР стал исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ."