Как правильно читать вечерние молитвы дома. Сами лучшие время для молитва

Человек постоянно произносит внутренний монолог, а иногда и яростно спорит с воображаемым оппонентом. Его раздирают противоречивые чувства, угнетает необходимость принимать решения. Суетные мысли, большие проблемы и мелкие дела, поток ежедневных, бесконечных забот. И уже кажется, что никто не может помочь, и жизнь проходит мимо, и ничего хорошего не ждет впереди. И вот тогда мы вдруг вспоминаем о том, что нам же есть к кому обратиться, на кого надеяться и от кого ждать помощи.

Лучше, все-таки, не ждать особого настроения, неудачи, не дай Бог, несчастья, а знать молитвы на каждый день и читать их регулярно.

Ежедневное посещение церкви для современного, активного, работающего человека практически невозможно, но читать молитвы по утрам, вверяя свою судьбу в руки Бога, может каждый. Церковный чин предполагает, что полноценное чтение ежедневной молитвы на каждый день занимает не менее 40 минут. Не всякий может это себе позволить, к тому же есть сложности в понимании церковно-славянских слов. Это усложняет чтение и запоминание. Приходские священники, духовники разрешают и советуют сократить количество молитв, оставив только те, что, как говорится, «легли на душу». Православные молитвы на каждый день - это обращения к Богу, Иисусу Христу, Святой Троице, Святым, Преподобным, Архангелам, Апостолам, Ангелам-хранителям. И каждый молящийся может обратиться к тому, кто ему ближе. Молитва - не просьба, тем более, не требование: сделать, дать, организовать, вылечить. Глубоко прочувствованная, правильно прочитанная утренняя молитва помогает сосредоточиться, являясь, своего рода, медитативным средством. Молитвы на каждый день дисциплинируют ум и душу, дают нам возможность почувствовать себя защищенными, хранимыми. Если нет особого случая, то обычно ежедневный православный чин включает несколько основных молитв.

Молиться нас не учили, но прямое обращение к Богу, главная молитва на каждый день, известна многим. Это Отче наш. Православная церковь - церковь соборная, и, когда молитву читают одновременно много людей, то ее сила становится неодолимой. Поэтому столь действенны отчитанные во время церковных служб.

К Ангелу-хранителю можно обращаться в течение дня, он всегда рядом, хранит, оберегает, направляет.

Молитва Ангелу - хранителю

Ангел Божий, хранитель мой святой, данный мне Господом, молю тебя: каждый день храни меня от всякого зла, наставь на благие дела и направь на путь спасения. Аминь.

Очень почитаем в России Угодник. Иконы с его изображением можно встретить в коттеджах состоятельных людей и в бедных квартирках. Умные и глупые, образованные и невежды, люди самых разных возрастов и профессий считали и считают его своим. Великий Святой никому не отказывает в помощи, и помощь эта всегда своевременна и действенна.

Молитва Николаю Угоднику

О Всеблагой Отче Николай! Пастырь и учитель всех с верою молящихся о твоем заступничестве и в молитве горячей к тебе призывающих! Постарайся и избавь Христово стадо от волков, губящих страну Христианскую. Огради и охрани святыми своими молитвами от мятежа, войны и междоусобной брани, от голода, потопа, огня, мяча и напрасной смерти. И так же, как помиловал ты трех мужей в темнице сидящих, и избавил их от гнева царского и посечения от меча, так помилуй и меня, и избавь от гнева Господня и вечных мук. Твоим ходатайством и помощью, своим же милосердием и благодатью Христос Бог даст тихое житие мне, избавит от бед и напастей. Аминь

Для женщины нет лучше молитвы на каждый день, чем обращение к Пресвятой Богородице . Она помогает в болезнях, оберегает от отчаяния и злых помыслов.

Владычица, Пресвятая Богородица. Всесильными и святыми мольбами твоими перед Господом отведи от меня, смиренного раба божьего Твоего, помышления скверные и лукавые. Прошу Тебя, укрепи меня в вере моей! Душу мою слабую и сердце грешное огради от уныния и отчаяния. Заступница наша, Пресвятая Богородица! Не дай впасть в грех злых помыслов и деяний. Да будет благословенно имя Твое во веки веков. Аминь.

КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ УТРЕННИЕ И ВЕЧЕРНИЕ МОЛИТВЫ

Молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою.

Главное в молитве — вера, внимание, благоговение, сокрушение сердца и обещание Богу не грешить . Техника чтения не должна заслонять смысл читаемого. Молитвы обычно читаются ровно и спокойно, без какой-то преувеличенной интонации.

Святитель Феофан Затворник в статье » Как надобно молиться» писал: Дело молитвы есть первое дело в жизни христианской. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловье: «Век живи, век учись», то тем более идет оно к молитве, действие которой не должно иметь перерыва и степени которой не имеют предела.

Древние святые отцы, приветствуя друг друга при свидании, обыкновенно спрашивали не о здоровье и не о чем-либо другом, а о молитве: как, дескать, идет или как действует молитва. Действие молитвы было у них признаком жизни духовной, и они именовали ее дыханием духа.

Есть дыхание в теле — и тело живет; прекращается дыхание — прекращается и жизнь. Так и в духе: есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет и жизни в духе.

Но не всякое совершение молитвы, или молитвословие, есть молитва. Стать перед иконой в церкви или дома и класть поклоны не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы.

Сама же молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу: самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочих.

Вся наша забота должна быть о том, чтобы во время наших молитвований эти и подобные им чувства наполняли душу нашу так, чтобы, когда язык читает молитвы или ухо слушает и тело кладет поклоны, сердце не оставалось пустым, но чтобы в нем было какое-либо чувство, устремленное к Богу.

Когда эти чувства есть, молитвословие наше есть молитва, а когда их нет, то она еще не молитва.

Кажется, чего бы проще и естественнее для нас, как молитва, или устремление сердца к Богу? А между тем оно не у всех и не всегда бывает. Его надо возбудить и потом укрепить, или, что то же, воспитать в себе дух молитвенный.

Первый способ для этого есть читательное или слушательное молитвословие. Совершай его как следует — и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем ко Богу, войдешь в дух молитвенный.

В наших молитвословах помещены молитвы святых отцов Ефрема Сирианина, Макария Египетского, Василия Великого, Иоанна Златоустого и других великих молитвенников. Будучи исполняемы духом молитвенным, они изложили внушенное сим духом в слове и передали то нам.

В их молитвах движется великая молитвенная сила, и кто приникнет (всмотрится. — Ред.) в них всем усердием и вниманием, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит силы молитвенной, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы.

Чтобы молитвословие наше сделалось действительным для нас средством к воспитанию в себе молитвы, надо совершать его так, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих его. Вот для этого три самых простых приема:

— не приступай к молитвословию без предварительного, хотя краткого, приготовления;

— не совершай его кое-как, а со вниманием и чувством;

— не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.

Молитвенное правило – ежедневные утренние и вечерние молитвы , которые совершают христиане. Их тексты можно найти в молитвослове.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молится чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов (Пс. 21, 2; 30, 6).

Существует три основных молитвенных правила:
1) полное молитвенное правило, рассчитанное на духовно опытных мирян, которое напечатано в «Православном молитвослове»;

2) краткое молитвенное правило; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую» — для тех дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах.

Желательно изучить текст перевода молитв с церковно-славянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления.

Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни .

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.

Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно.

Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество. Благослови вас Господь!

Дмашняя молитва мало чем отличается от молитвы в храме. Единственное исключение состоит в том, что в ней допускается поминать всех, без исключения, людей, вне зависимости от их религиозной принадлежности. В храме принято молиться за «своих» и только мысленно, чтобы не мешать окружающим. Дома можно молиться вслух, при условии, что это не раздражает родственников. На молитву нужно становиться полностью одетым. Женщинам желательно иметь на голове платок и быть в платье или юбке.

По чему молиться дома?

Разговор с Господом можно вести как своими словами, так и уже готовыми «формулами», выработанными задолго до нас многими поколениями верующих. Классические молитвы содержаться в «Молитвослове» («Канонике»). Купить его можно в любой лавке религиозной литературы. «Молитвословы» могут быть краткими (содержащими минимум необходимых молитв), полными (предназначенными для священников) и... обычными (в которых есть всё, что нужно для истинно верующего человека).

Если Вы хотите молиться по-настоящему, обратите внимание на то, чтобы в Вашем «Молитвослове» были:

*утренние и вечерние (на сон грядущим) молитвы;

*дневные (перед началом и окончанием всякого дела, перед вкушением и по вкушению пищи и т.п.);

*каноны по дням недели и «Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу»;

*акафисты («Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу», «Пресвятой Богородице» и др.);

*«Последование ко Святому Причащению...» и молитвы, читающиеся после него.

Современные «Молитвословы» выпускаются на церковнославянском и «русском» языке, воспроизводящем церковнославянские слова привычными нам буквами. И в том, и в другом варианте над словами ставятся ударения.

Людям, незнакомым с церковнославянским (старославянским) языком лучше молиться по «русскому» «Молитвослову».

Как только основные молитвы будут усвоены и, возможно, даже выучены, можно обзавестись более «древней» книгой. Это стоит сделать хотя бы ради той благодати, которая исходит от церковнославянских слов. Объяснить это сложно, поэтому просто поверьте на слово.

Помимо «Молитвослова» для домашней молитвы можно приобрести «Псалтирь». В православной практике чтение ста пятидесяти псалмов необходимо осуществлять за неделю. В пост «Псалтирь» принято читать два раза. На «Славах...» происходит поминание живых и усопших. Православный христианин может читать «Псалтирь» у гроба усопшего.

Чтение «Псалтиря» - вещь серьёзная и ответственная. Прежде чем на неё пойти, стоит получить разрешение от священника.

Молитвенное правило:

Каждый из нас находится в своей точке длинного пути к Господу. Каждый из нас обладает своими временными и физическими возможностями для молитвы. Соответственно, единого молитвенного правила для всех не существует. Каждый человек должен молиться ровно столько, сколько он может. Сколько именно? Это должен определить священник.

В идеале каждый из нас должен обязательно читать утренние и вечерние молитвы. Они необходимы для защиты души в течение дня (утренние) и ночи (вечерние) от злых сил и людей. Те, кто начинает свой рабочий день очень рано или, наоборот, заканчивает его слишком поздно и не имеет либо времени, либо сил для прочтения всего утреннего или вечернего правила, могут ограничиться основными молитвами: например, утром прочитать «Отче наш», «Помилуй мя, Боже..» (пятидесятый псалом) и «Символ веры», вечером - молитву святого Иоанна Златоустого, «Да воскреснет Бог...» и «Исповедание грехов повседневное».

При наличии свободного времени и желания можно каждый день читать соответствующие каноны: например, в понедельник молиться своему Ангелу Хранителю, Архангелам и Ангелам, во вторник - Иоанну Предтече, в среду - Пресвятой Богородице и т.д. Чтение «Псалтиря» также зависит от Ваших возможностей, желания и времени.

Молитва перед едой и после - вещь обязательная.

Как молиться перед причастием?

Ответ на этот вопрос обычно содержится в «Молитвослове». Мы лишь напомним: все молитвы, совершаемые перед Причастием, вычитываются дома, накануне таинства. Накануне Причащения необходимо побывать на вечернем богослужении, после чего со спокойной душой можно начинать молиться. Перед Причастием необходимо прочитать:

*«Последование ко Святому Причащению...»;

*три канона: покаянный, Ангелу-Хранителю и Пресвятой Богородице;

*один из акафистов;

*полные вечерние молитвы.

Домашняя молитва совершается перед иконами, стоя, с крестным знамением и поясными поклонами. По желанию можно делать земные поклоны или молиться на коленях.

На молитве желательно не отвлекаться на посторонние дела - телефонные звонки, свистящий чайник, заигрывания домашних животных.

При сильной усталости и большой тяге к молитве разрешается молиться сидя. «Псалтирь», за исключением «Слав...» и закрывающих кафизму молитв, также читается сидя.

Несмотря на то, что молитва требует определённой сосредоточенности и внимания, полезно молиться и через силу. Наш мозг может не воспринимать прочитанное, но душа обязательно всё услышит и получит свою порцию божественной благодати.


Человеческие цивилизации всегда поклонялись богам. Одному или нескольким, но непременно всесильным. Как правило, все божества, созданные людским воображением, обладали и обладают властным характером, а их отношение к человеку напрямую зависит не только от его поведения, но и от расположения духа самих богов. Вот почему искать помощи у бога, надеяться на его расположение - это древнейшая общечеловеческая традиция, вошедшая в неосознанную привычку. И хотя, понимая иллюзорность этих надежд, народная мудрость завещала нам, надеясь на Бога, не плошать и самим, стремление к защите и покровительству свыше сохранилось в нашем подсознании даже сегодня, в век научных экспериментов и технических достижений.

Между прочим, именно этот когнитивный прогресс не только не опроверг, но и подтвердил предположения о существовании некой высшей силы, способной влиять на происходящее в физическом мире. И укрепил веру тех людей, для которых вера в божественную поддержку всегда была непререкаемой. Тысячелетиями они обращали свои просьбы к Всевышнему и получали ответ в виде символических подсказок, духовного прозрения и даже осязаемой помощи. Объяснить механизм действия этого процесса физики и психологи затрудняются даже сегодня, при современном уровне развития науки. А люди, которые знают, как просить помощи у Бога, с добродушной готовностью просвещают ученых мужей.

Как и зачем обращаться к Богу.

Для обращения к Всевышнему существует основной способ, единый для всех религий и культур - это молитва. Она начинается с внутреннего монолога-обращения к высшим силам и приобретает словесное выражение, озвученное или проговоренное в уме. Форм, как и целей молитвы может быть множество, но большинство из них строго регламентированы и приведены в соответствие традициям того или иного вероисповедания. И, если воспринимать молитву сугубо как средство обращения к Богу, связи и соединения с ним, то вполне справедливо считать ее результатом эволюции магических заклинаний и общения с божествами.

Тем не менее, несмотря на древность такой формы обращения к Всевышнему, далеко не все люди, искренне верующие в божественные силы и даже посещающие церковь, умеют молиться правильно. И дело даже не в том, что, услышав «неправильную» молитву, Бог обидится или осерчает. А в том, что определенные формулировки и языковые формулы позволяют наилучшим образом сконцентрироваться самому молящемуся человеку, собрать воедино его мысленные и эмоциональные усилия и направить их энергию именно так, чтобы получить желаемые отклик. Веками оттачивались такие речевые конструкции, подчиненные этой цели.

Таким образом, молитва - это, прежде всего, внутреннее желание и вера, и только затем - выражение этих ощущений в слова и поступки. Это стремление души, поддерживаемое разумом. А на практике это обращение принимает различные формы, в зависимости от религиозного контекста, ситуации и личности верующего:

1.Общественные или личные, в зависимости от того, возносятся они на литургии в храме, при участии многих прихожан, когда слова обращения к Богу звучат из уст священнослужителя, или читаются человеком в одиночестве, без посторонней помощи.

2.Словесные или мысленные, в зависимости от того, произносятся слова молитвы в голос (громко, тихо или совсем шепотом), или в воображении, читаются внутренним голосом, звучащим в голове верующего.

3.Просительные, благодарственные или хвалебные, в зависимости от их содержания и целей молящегося человека. Причем современные психологи и социологи считают, что все религии создавались именно с целью прошения и получения. А церковь придерживается иного мнения: на первое место, по крайней мере официально, ставит молитвы хвалебные, затем - благодарственные, и лишь в последнюю очередь позволяет прихожанам обращаться к Богу за помощью.

Любая теория суха и бесплодна без практики. Особенно та, что описывает такие тонкие душевные порывы, как обращение к Богу. Поэтому и молитвы, при всей их стройности, изложенной в молитвословах и контролируемой служителями церкви, были и останутся явлением сугубо личным, даже интимным. А потому никто не вправе запретить или ограничить ваши моления в той форме, которая ближе, комфортнее и продуктивнее именно для вас.

Как правильно молить Бога о помощи:

Искренняя, идущая из глубины души молитва действительно обладает чудодейственной силой. Религиозные люди называют это божественным присутствием, психологи-практики - визуализацией и реализацией. Но, как бы там ни было, для того, чтобы этот «механизм» сработал, молиться нужно по определенным правилам. Они очень схематичны и скорее направляют силу мысли, чем дают конкретные инструкции. Опираясь на них, вы сможете убедиться, правильно ли вы молились до сегодняшнего дня и, в случае необходимости, откорректировать свою манеру обращения к Богу:

1. Настоящая молитва начинается с внутреннего ощущения потребности в общении с Богом. Вы можете испытать это чувство в любой момент: во время переживания жизненных неурядиц или при полном благополучии. Главное не игнорировать свое желание и прочувствовать его полностью.

2. Вторым важным условием обращения к Богу и/или просьбы о помощи является наличие веры. Бог не станет помогать тому, кто сомневается в его существовании. Но это не значит, что вы не получите поддержку. Ведь бог принимает множество обличий и при этом един для всех. Тот образ, в котором он является на иконах, не похож на форму восприятия скептиков и ученых. Они понимают Бога как средоточие тонких материй и в силу этого понимания получают отклик. Вам тоже не обязательно быть прихожанином определенной церкви, чтобы иметь в душе собственное представление о Боге, чьей заботе вы доверяете и в чью силу верите.

3. В зависимости от того, какой Бог живет в вашей внутренней Вселенной, создайте условия для молитвы. Придите в храм во время службы или в любое другое время, зажгите свечу дома и станьте напротив иконы или уединитесь в тихой комнате и закройте глаза. Все это лишь внешний антураж, который, тем не менее, позволяет настроиться на нужный лад, оставить в стороне всю мирскую суету и, осознав важность момента, сконцентрироваться на молитве. Йоги, прежде чем соединиться мыслями с высшей силой, принимают позу Лотоса или делают асаны, западные религии предписывают пост. Но даже молитва, произнесенная вами мысленно во время поездки на работу в метро, имеет силу. Путь вашего сознания к Богу и его помощь не зависят от интерьера или глубины подземелья - но напрямую связаны с вашим внутренним настроем на молитву.

4. Прежде, чем просить помощи у Бога, поблагодарите его. Вам наверняка есть за что сказать ему «спасибо»: за хорошее самочувствие, за новый день, за мир в стане и вашей семье. Не уподобляйтесь избалованным детям, которые только и делают, что требуют у родителей удовлетворять их капризы. Обратите к Творцу свою благодарность. Она поможет начать монолог и создаст правильное настроение, пропитанное уважением и смирением.

5. После благодарности попросите у Бога прощения за свои прегрешения. Не пытайтесь увиливать или скрывать часть из них. Говоря в Богом, вы открываете ему свою душу и впускаете его в нее, то есть все ваши проступки ему очевидны. Лучше искренне очистите совесть покаянием и заслужите Его благосклонность и собственное спокойствие. Пообещайте себе и Ему не повторять прежних ошибок.

6.Обращаться к Богу вы можете так, каким видите и чувствуете его. Чаще всего христианские молитвы называют его «Боже» и/или «Господи», и, возможно, вам тоже будет комфортно называть его так.

7. Во время молитвы ваше дело должно находиться в таком положении, которое позволит вам полностью забыть о нем. В церкви большинство людей просят Бога о помощи стоя, некоторые сидя или преклонив колени. На этот счет священнослужители советуют: «молитва сидящего человека, думающего о Боге, лучше молитвы стоящего человека, думающего о своих ногах». Смысл, вам вероятно, понятен: ориентируйтесь на собственные силы, состояние здоровья и привычки, чтобы максимально сосредоточиться именно на общении с Господом.

8. Успокойте свое дыхание, делайте глубокие размеренные вдохи и выдохи. Перед началом обращения к Богу вдохните полной грудью и начинайте разговор с ним.

9. Сконцентрируйтесь на одном, самом важном желании, и просите о его исполнении. Не стоит перечислять все то, чего бы вам хотелось и от чего вы бы не отказались. Просьба должна быть сильной, чистой и конкретной. Думая о ней, представляйте, что она уже выполнена.

10. Текст молитвы заранее посмотрите в специальном молитвенном сборнике и запомните если не назубок, то основное содержание. Личные просьбы можно формулировать собственными словами, главное искренне желать и верить в обретение желанного. Истовая просьба, выраженная своими словами, достигнет Бога не хуже, чем заученная из книг.

11. Во время молитвы не только чувствуйте, но и осмысливайте желание. Ваш ум должен понимать текст молитвы, анализировать его.

12. Проговаривая просьбу о помощи, делайте это выразительно. Когда просите прощения - понизьте тон, когда благодарите - наполните его радостью. Разговаривайте с Богом так, как будто он перед вами и внимательно слушает ваши слова.

13. После окончания молитвы постарайтесь сохранить в душе ту атмосферу, которую она создала. Не спешите погружаться в суету жизни, дайте себе хотя бы немного времени на осмысление и укрепление веры в божественную помощь. Пройдите от храма пешком, ни с кем не спорьте и не ссорьтесь.

Вы можете просить у Бога помощи, поддержки и сил. Но помните, что в большинстве случаев он отвечает не напрямую, а косвенно. Он даст вам не желаемое, с возможность его осуществления. Но, если сочтет, что вы хотите того, что не пойдет вам на пользу, может отказать в помощи. Поэтому просите не о материальном, а о духовном. Молитесь о придании выдержки, уверенности и оптимизма. Не упускайте возможностей исполнить собственное желание, но не забывайте, что это произойдет с божьей помощью.

Жизнь верующего христианина неразрывно связана с практикой молитвы . Вопрос о том, как правильно молиться Богу задают себе и новоначальные православные, и давно уже воцерковленные.

Что такое молитва и зачем она нам нужна?

По мнению святых отцов, молитва - матерь всех добродетелей. Это единственный способ нашего общения с Всевышним. Отличительной чертой христианства является то, что Господь Иисус Христос воспринимается как Живой Бог, как Личность, к которому всегда можно обратиться и который обязательно услышит.

Иисус Христос

Бог явился людям через воплощение Иисуса Христа, и именно через Христа мы открываем Его для себя. Такое открытие возможно только через молитву.

Важно! Молива - это доступный нам инструмент единения с Богом.

В обыденном понимании молитву часто считают или неким мистическим заговором, или способом выпросить у Бога что-то нужное в земной жизни. И то, и другое понимание принципиально неверно. Святые отцы часто пишут, что во время обращения ко Господу лучше всего вообще ничего не просить, а просто предстоять перед Ним и каяться в своих грехах.

Читайте о покаянных молитвах:

Цель православной молитвы - наладить духовную связь с Всевышним, ощутить Его в своем сердце. Господь знает все наши нужды и потребности, он может их удовлетворять и без нашей просьбы. Конечно, не возбраняется просить у Бога каких-то необходимых житейских благ, но нельзя зацикливаться на таком отношении и делать его целью.

Многие новоначальные христиане часто задаются вопросом, зачем же надо молиться, если Господь сам знает все, что нам нужно. Это действительно так, и многие святые в своих обращениях к Богу совершенно не просили ни о чем земном. Обращаться к Всевышнему нужно не для того, чтобы получить что-то желаемое. Главная цель - соединиться с Богом, быть с Ним каждое мгновение своей жизни.

Когда именно можно молиться?

В Библии есть слова Апостола Павла, который призывает нас к постоянной молитве. Иоанн Богослов утверждает, что обращаться к Христу нужно даже чаще, чем делать вдох. Таким образом, идеал - когда вся человеческая жизнь превращается в постоянное предстояние перед Господом.

Можно с уверенностью сказать, что множество бед произошло именно от того, что человек забыл о Всевидящем Господе. Сложно себе представить преступника, совершающего злодеяние с мыслью о распятом за его же грехи Иисусе.

Важно! Человек попадает под действие греха именно тогда, когда теряет память о Боге.

Поскольку у современных людей нет возможности весь день находиться в молитве, нужно найти для нее определенное время. Так, просыпаясь утром, даже самый занятый человек может найти пару минут, чтобы стать перед иконами и попросить у Господа благословения на новый день. В течение дня можно повторять про себя краткие молитвы к Богородице, Господу, своему Ангелу-Хранителю . Делать это можно про себя, совершенно незаметно для окружающих.

Особое время - перед сном. Именно тогда нужно посмотреть на прожитый день, сделать выводы о том, насколько духовно он был проведен, в чем мы согрешили. Молитва перед сном успокаивает, устраняет суету прошедшего дня, настраивает на тихий мирный сон. Нужно не забывать благодарить Господа за все благодеяния в течение дня и за то, что он был прожит нами.

Новичку может показаться, что для такого делания требуется очень много времени, а оно сейчас у всех в дефиците. На самом деле, каким бы быстрым не был темп нашей жизни, в ней всегда есть паузы, в которые можно вспомнить о Боге. Ожидание транспорта, очереди, пробки и многое другое можно превратить из раздражающих факторов во время, когда мы возносим наш ум к Небу.

Какими должны быть слова молитвы, чтобы Бог их услышал?

Частой причиной, по которой люди не хотят обращаться к Богу является незнание молитв или непонимание сложных церковных текстов. На самом деле, чтобы Господь нас услышал, Ему совершенно не нужны никакие слова. В практике церковного богослужения используется церковнословянский язык, а сам чин службы строго определен. Однако дома, в своем личном молении, можно использовать совершенно разные тексты.

Сами слова не имеют определяющего значения, это не магические заговоры или заклинания. Основа молитвы, которую слышит Бог - чистое и открытое сердце человека, устремленное к Нему. Поэтому личная молитва может характеризоваться такими признаками:

  • краткость;
  • простота;
  • искренность;
  • внимание;

Очень важно во время моления не распылять внимание по сторонам, а сосредотачивать его на произносимом. Это не так просто сделать, поэтому в начале христианской жизни можно выбрать несколько коротких молитв, которые удается прочесть с максимальным вниманием, не отвлекаясь на что-либо постороннее. Со временем, приобретая навык, можно постоянно расширять и увеличивать правило.

Интересно! В Евангелии мы видим образ спасшего свою душу мытаря, молитва которого была предельно краткой: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Конечно же, есть основной перечень молитв, который должен знать наизусть каждый, кто считает себя православным христианином. Это как минимум «Отче Наш» , «Верую» , «Богородице, Дево, радуйся…» , Иисусова молитва. Зная эти тексты на память, можно в любой ситуации призвать на помощь Небесные Силы.

Зачем нужно молитвенное правило

Если Всевышему настолько не нужны слова, то возникает вопрос, для чего тогда придуманы молитвенные правила и вообще готовые тексты, к тому же, зачастую длинные и сложные? Святые отцы говорят, что это плата за наше нераскаяние и жестокосердие.

Если бы человек мог полностью от чистого сердца произнести самую краткую молитву «Господи, помилуй» - он был бы уже спасен. Но дело в том, что мы не можем настолько искренне молиться. И человеку очень нужно постоянство и особый распорядок молитвенного делания.

Молитвенным правилом называется перечень текстов, которые человек читает регулярно. Чаще всего за основу берут правила из молитвословов, но также можно подобрать индивидуальный перечень для каждого человека. Желательно согласовывать список с духовным отцом или хотя бы священником, который может дать полезный совет.

О некоторых молитвенных правилах:

  • Молитвенное правило схимонахини Антонии об убиенных младенцах

Соблюдение молитвенного правила помогает человеку организовать себя, выстроить жизнь более четко, спланированно. Не всегда правило будет даваться легко, суета повседневной жизни часто приводит к лени, усталости, нежеланию молиться. В таком случае нужно постараться пересилить себя, понудить.

Важно! В Евангелии есть слова о том, что Царство Божие силою берется - речь идет не о физической силе, а об усилиях в изменении собственной жизни и старых привычек.

Выбирать правило нужно разумно, учитывая свои духовные возможности. Если новоначальному христианину дать в послушание чтение слишком длинного правила, то это быстро приведет к усталости, скуке и невниманию. Человек начнет или механически вычитывать тексты, или вовсе забросит такое занятие.

С другой стороны, давно воцерковленному человеку неполезно налагать на себя слишком маленькое и коротенькое правило, так как это приведет к расслаблению в духовной жизни. Каким бы ни было ваше правило, никогда не надо забывать, что главное условие молитвы, которую слышит Бог - это искреннее расположение сердца молящегося.

В чем отличие домашней и церковной молитвы

Поскольку православный христианин призван постоянно молиться и может это делать практически где угодно, у многих возникает вопрос, зачем нужно молиться именно в храме . Существует определенное различие между церковным молением и личным.

Церковь основана самим Господом нашим Иисусом Христом, поэтому издавна православные христиане собирались в общины для прославления Господа. Церковная соборная молитва имеет большую силу, и есть множество свидетельств верующих о благодатной помощи после службы именно в Церкви.

Церковное общение предполагает обязательное участие в богослужениях. Как молиться, чтобы Бог услышал? Для этого нужно прийти в храм и постараться вникнуть в суть богослужения. На первых порах это может показаться сложным, но со временем все станет понятным. К тому же, в помощь начинающему христианину издаются специальные книги, поясняющие все происходящее в церкви. Купить их можно в иконной лавке.

Молитва по соглашению - что это?

Кроме обычных личных и церковных молитв в практике православной церкви есть понятие молитвы по соглашению. Ее суть заключается в том, что в одно и то же время разными людьми читается одно и то же обращение к Богу или святому. При этом люди могут находиться совершенно в разных точках мира - вовсе не обязательно собираться вместе.

Чаще всего такое делание совершается для помощи кому-то в крайне сложных или тяжелых жизненных ситуациях. Например, при тяжелых болезнях человека его близкие могут объединиться и вместе просить Господа даровать страждущему исцеления. Сила такого воззвания велика, поскольку, по словам самого Господа, «Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я среди них».

С другой стороны, нельзя рассматривать такое обращение к Всевышнему как некий ритуал или способ исполнения желаний. Как уже было сказано, Господь прекрасно знает все наши нужды, и если мы чего-либо просим, то нужно делать это с упованием на Его святую волю. Иногда бывает, что молитва не приносит ожидаемого плода по одной простой причине - человек просит чего-то, что крайне неполезно для его души. В таком случае, может показаться, что Бог не отвечает на просьбу. На самом деле это не так - Бог обязательно пошлет нам то, что принесет пользу.

Посмотрите видео о том, как правильно молиться Богу.

Один пожилой священник рассказывал о том, как когда-то в юности получил важный совет, которому успешно следовал всю свою жизнь. Он обратился к опытному священнику с просьбой дать совет, . Молодой человек ожидал, что тот прочитает ему краткую лекцию о молитве, даст конкретные указания на этот счет. Священник же ответил несколькими словами, он сказал: «Просто разговаривай с Богом ». И тот священник, которому был дан этот совет, говорил, что всю жизнь, начиная молиться, он вспоминал этот предельно простой совет, и всю жизнь это помогало ему и вдохновляло его на молитву.

Этот предельно простой совет хорошо и нам тоже всегда помнить. Если каждая наша молитва будет беседой с Богом, пусть не сразу полноценной, но искренней, то, безусловно, мы сможем достичь в деле молитвы больших высот. Мы знаем примеры многих святых, которые, едва обратившись к Богу, уходили в безлюдные места и всю оставшуюся жизнь взывали к Господу. В минуты радости они благодарили и славили Творца, в минуты отчаяния взывали о помощи. Когда наваливалась усталость – просили сил и усердия, когда случались беды – умоляли подать терпения и смирения, во время бесовских нападений просили защиты. Так вся их жизнь проходила в постоянном общении с Господом, и они достигали высот святости.

Однако Предание Церкви хранит множество советов касательно молитвы. За две тысячи лет существования Церкви, множество святых прошли сложный и опасный путь молитвы. И нам незачем начинать с нуля. Гораздо разумнее будет прислушаться к голосу Церкви и идти по пути молитвы не на ощупь, путем проб и ошибок, которые могут стоить нам психического здоровья или даже гибели души, а по дороге, проторенной великим множеством святых. Наверное, особенно важен этот опыт для нас, людей, живущих в миру, нагруженных множеством обязанностей и не имеющих возможности день и ночь без устали взывать к Богу. Да и зачем пытаться найти тропу в глухом, опасном лесу, когда множество лучших проводников предлагает нам в помощь свой опыт, свои знания. Попытаемся привести здесь основные рекомендации, которые помогут нам успешно продвигаться в деле молитвы.

Во всяком деле важно начало. Как бегун перед стартом принимает специальную позу и замирает в ожидании начала забега, так и мы должны собрать силы своей души перед началом молитвы. Неправильный старт грозит спортсмену провалом состязаний. Отсутствие должного внимания к подготовке к молитве предполагает большую вероятность того, что через несколько минут мы забудем, чем занимаемся, и в то время, как глаза и уста наши будут произносить слова молитвы, мысли наши будут блуждать далеко от сути происходящего.

В молитвослове перед началом утренних молитв дается указание: «встав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, поставляя себя пред Всевидящим Богом, и, сотворив крестное знамение, говори: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. После этого немного помедли, пока все чувства твои утихнут и мысли твои оставят все земное: и тогда начинай молиться ».

Итак, первое, что следует сделать, приступая к более или менее продолжительной молитве, – это подготовиться к ней. Начиная любое серьезное дело, мы некоторое время готовимся к нему: обдумываем план действий, собираем все необходимое для его выполнения. Тем более мы должны подготовить себя к разговору с Богом. Мы должны заставить свой ум оторваться на время молитвы от всего, чем он постоянно занят, и сосредоточиться только на молитве. Мы должны постараться внести некоторые порядок и спокойствие в тот хаос, в котором нередко находятся наши мысли и чувства. Чтобы добиться тишины и спокойствия в нашей душе, без которых невозможно встретиться с Богом, нам и предлагается постоять некоторое время молча и попытаться осознать тот факт, что Господь всегда находится рядом с нами и в данный момент Он тоже обращен к нам. Митрополит Сурожский Антоний советует: встаньте спокойно, закройте глаза. Представьте себе, почувствуйте, что Господь смотрит на вас. Осознайте величие и торжественность этого момента. Подумайте и о своем недостоинстве. И, наконец, почувствуйте огромную любовь, с которой Господь обращен к вам. Не нужно торопиться. Пускай все эти чувства постепенно найдут отклик в нашем сердце, и тогда можно постоять перед Богом, переживая одновременно и чувство благоговения, и осознание своего недостоинства, и любовь Божию. И тогда уже можно приступать к дальнейшей молитве. Можно побыть в состоянии молчаливого предстояния Богу и подольше. Это уже полноценная молитва, а потому не надо бояться напрасно потратить время, отнять его от молитвы. Но вот если мы чувствуем, что дольше удерживать внимание становится сложно, то следует перейти к основной части молитвы.

Теперь рассмотрим некоторые правила, которые должен знать начинающий молиться человек. Эти правила выработаны как результат опыта молитвы многих и многих святых. Следуя им, человек может избежать многих сложностей и опасностей, подстерегающих его на этом непростом пути.

Прежде всего, следует всегда помнить, что наша молитва должна быть бесстрастной . Или, если выразить это другими словами: молитва ни в коем случае не должна быть чувственной и эмоциональной . Святые отцы много внимания уделяли строению человеческого естества. Они выделяли три составляющие нашего существа: дух, душу и тело. В Грехопадении эти составляющие утратили надлежащую им иерархию, ту иерархию, при которой дух главенствовал и управлял всем нашим существом; тело и душа (под которой святые отцы разумели как раз чувства, эмоции) оказались во власти греха и стали бесконтрольно действовать в естестве человека. Теперь наша задача – восстановить правильное состояние и положение всех составляющих человеческого существа, но, пока исцеление не достигнуто, мы не можем доверять своим чувствам, так как вместо того, чтобы отражать движения духа, они зачастую оказываются движимы.

Поэтому мы должны остерегаться доверять чувствам и позволять им брать на себя руководящую роль в молитве. Мы должны стараться молиться умом , а чувства будут сами собой задействованы по мере продвижения в молитве и исцеления их. Для этого Церковь предлагает с предельным вниманием вдумываться в слова молитвы , то есть, молиться только умом. Ни в коем случае нельзя искусственно возгревать и культивировать в себе никакие эмоциональные состояния, пускай это даже такие прекрасные чувства, как любовь к Богу, раскаяние в своих грехах и т.п. Более того, людям с эмоционально развитым душевным складом необходимо свои эмоции обуздывать. Такая молитва может показаться сухой и слишком «головной» но это сохранит ее от опасности быть направленной по ложному пути. Если сделать упор на чувства, то они выйдут в нашей молитве на первый план и заслонят собой духовный аспект молитвы. Дух, вместо того чтобы главенствовать, окажется вытесненным на периферию.

В лучшем случае это станет препятствием к правильной молитве и совершенствованию в ней. Молитва станет чем-то вроде аутотренинга: она будет помогать человеку снять стресс, восстановить нормальное психическое состояние. При этом будут задействованы те же механизмы нашего организма, которые помогают снять нервное напряжение, к примеру, просмотром трогательного фильма или, наоборот, фильма ужасов. Накопившийся стресс находит выход, и человеку становится легче. Однако истинная молитва с этим не имеет ничего общего.

В худшем же случае человеку грозит серьезная опасность впасть в состояние психической экзальтации, а то и вовсе потерять душевное здоровье.

Такую неправильную и опасную молитву, основанную на чувственном напряжении, мы встречаем в различных сектах, нередко с этим можно столкнуться и в христианских конфессиях, у которых отрицается Предание. К сожалению, и в православных храмах можно встретить немало молящихся, которые находятся на этом неверном пути. Такие люди во время молитвы воздевают руки, раскачиваются, закатывают глаза, напрягают лицо, нервно осеняют себя крестным знамением, истерично подпевают священнослужителям или хору.

Святые подвижники настоятельно советуют нам молиться умом. На определенном этапе нашего духовного роста ум под действием благодати соединится с чувствами. Тогда чувства будут участвовать в молитве во всей полноте. Они займут положенное им, правильное место в человеческом естестве и будут под надзором духа восходить к Богу. Это будет молитва преображенными чувствами, и в ней не будет и тени того надрыва и напряжения, которые так свойственны нашей страстной душе.

Если чувства рождаются сами, мы, конечно, не должны их гнать совсем. Но должны внимательно следить, чтобы не возникало состояния эмоциональной напряженности. Для этого необходимо стараться, как уже говорилось, все чувства переживать умом. Эта рекомендация кому-то может показаться не вполне понятной. Но существуют и более конкретные указания, как избежать опасности оказаться во власти чувственной молитвы. Вот они.

Во-первых, не должно быть напряжено тело. Оно и не должно быть расслаблено, конечно. Нужно держать его в спокойном, собранном состоянии. И молитва не должна отражаться ни в теле, ни на лице . То есть, недопустимы никакие заламывания рук или страстное прижимание их к груди и т.п. То же касается состояния лица: мышцы не должны никак участвовать в молитве, лицо должно быть совершенно спокойно, а не напряжено.

Во-вторых, молимся ли мы вслух или про себя, надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным выражением . Вспомним древнерусское богослужебное чтение на одной ноте и медленное, однообразное знаменное пение. Все это должно было помочь молящемуся войти в правильный, душевно трезвенный, строй молитвы.

И, наконец, важно следить, чтобы в нашем сознании во время молитвы не возникало никаких образов. Нельзя представлять себе Бога, святых, и вообще ничего . Это бывает особенно трудно выполнимо для одаренных в этой области людей, к примеру, художников. Однако образы, которые рождаются в нашем сознании, не отражают достоверно Божественную реальность, а чаще всего и искажают ее. Кроме того, они могут вызвать неправильный отклик в наших чувствах, которые очень трудно сохранять в состоянии относительного бесстрастия.

Учитывая все вышесказанное, заметим, что уже с самого начала молитвы, когда мы представляем себя стоящими перед Всевидящим Богом, мы не должны давать волю чувствам и впускать в сознание какие-либо образы . Соблазн представить себе Бога, наблюдающего за нами, должен быть непременно отвергнут. Во время такого предстояния мы осознаем, что Бог пребывает с нами невидимо, и постараемся глубже пережить эту реальность. Как можно сосредоточиться на том факте, что Бог рядом, если Он никак не проявляет себя? Это несложно. Духовная близость для нас на деле гораздо более важна, чем близость видимая и физически ощутимая. Иногда люди годами живут бок о бок, но вспоминают о существовании друг друга, только когда какие-то внешние события заставляют их это сделать. И, наоборот, любящие люди всегда помнят о существовании друг друга. Мать, когда у нее серьезно болеет ребенок, постоянно помнит о его присутствии. Она может готовить ребенку лекарства, отвернувшись от него, разговаривать с кем-нибудь или даже заниматься делами вне комнаты, где находится ее больной малыш, но, чем бы любящая мать ни занималась, она постоянно помнит о ребенке, она постоянно осознает его присутствие в доме. Попытаемся подобным образом помнить и о присутствии Божием. Такая память о Боге должна бы быть постоянным состоянием для нас . Но вначале нужно добиться памятования о Боге хотя бы во время молитвы.

Поскольку первый этап молитвенной жизни будет, прежде всего, упражнением для нашего ума, то естественным явлением будет и усталость ума от молитвы. Во время внимательной умной молитвы может даже появиться легкая боль в голове. То же самое происходит, когда с непривычки приходится достаточно долго заниматься интеллектуальным трудом, например, читать сложную научную книгу. Но ум при наличии должной настойчивости вскоре привыкает к нагрузке, и боль и напряжение в голове пропадают.

Однако в той же мере, в какой важно не жалеть себя и продолжать молитвенные упражнения, необходимо разумно подходить к этому делу. Святые учителя молитвы рекомендуют начинать с небольшого отрезка времени. Пусть это будет минут 15 — 20 для начала. Если же есть такая возможность, то самым полезным для правильного и по возможности быстрого приучения своего ума к молитве будет молиться понемногу , но несколько раз в день. Это идеальный образ молитвы для начинающего. Надо сказать, что чаще всего мы так и не переходим на следующий этап молитвы и так и остаемся всю жизнь начинающими, но такая практика молитвы наиболее полезна для нас. Она заставляет нас на протяжении дня возвращаться мыслями к Богу и в этом предвосхищает идеальное состояние непрестанной молитвы, когда человек находится в состоянии постоянного внимательного предстояния Богу. Поэтому для тех, кто считает это возможным для себя, идеально было бы, кроме утренней и вечерней молитвы по 20 минут, выделить еще несколько отрезков времени в день минут по 5-10. С помощью такой короткой, но частой молитвы ум легче всего научается собранности и вниманию. Эти принципы являются основополагающими в работе нашего ума, поэтому психологи и педагоги рекомендуют родителям детей с особенно рассеянным вниманием заниматься со своими чадами понемногу, но часто. Поскольку такие дети при всем желании могут собрать внимание максимум минут на пятнадцать, все оставшееся время будет просижено над уроками впустую. Хорошо, если наш ум приучен долго и внимательно заниматься делом. Если же нет, то, как и рассеянный ребенок, ум только первые десять-пятнадцать минут сможет следить за словами молитвы, затем устанет, и мы уже не сможем его собрать. Получится, что остальное время потрачено зря. Не привыкший к сосредоточению ум придется постепенно приучать к вниманию. Так мать заставляет своего непутевого сына снова и снова садиться за уроки, чтобы выполнить то, что другой мог бы сделать в один присест. И если мать имеет должные терпение и настойчивость в воспитании сына, то, рано или поздно, она добьется успехов. Ее ребенок сможет быстро и качественно выполнить домашнее задание, а свободное время его привыкший трудиться ум уже не захочет проводить в безделии. Тогда ребенок, к великой радости матери, с увлечением займется чем-нибудь интеллектуальным и в свободное время, которого у него появится теперь достаточно. Начиная молиться, мы чаще всего обнаруживаем, что ум наш ведет себя, как непослушный и ленивый ребенок. А потому наберемся терпения и, как разумная мать, будем давать ему небольшие посильные задания, возвращая его к молитве несколько раз в день.

В молитве чрезвычайно важно быть в той же мере рассудительными и практичными, в какой и ревностными . Особенно актуально это правило для мирского человека. Суета и множество повседневных обязанностей так и жаждут погасить первоначальное рвение христианина, переключить его внимание с предметов вечных на временные и преходящие. Бесчисленные развлечения, которые предлагает мир, так и манят при первых же сложностях отказаться от молитвы и отдать им все свое свободное время. Не то у монахов, весь строй жизни которых помогает снова и снова приниматься за дело молитвы, если оно было на какое-то время оставлено. Мирскому же человеку при неудаче гораздо сложнее не забросить молитву совсем, поэтому ему особенно важна в деле молитвы рассудительность.

Множество испытаний поджидает человека, готовящегося начать молитвенную жизнь. Среди первых – переусердствовать в пылу нахлынувшего вдохновения. Мудрая мать знает, что нельзя давать волю своему желанию научить ребенка заниматься сразу. Заставив его заниматься слишком долго, она не добьется ничего, кроме отвращения к учебе. Так тетива лука, натянутая чрезмерно, не сможет послать стрелу в нужном направлении, но порвется. Хорошо известный в психологии принцип маятника, который, качнувшись в одну сторону, на столько же откатывается и в противоположную, отец Александр Мень удачно применил к нашей духовной жизни. В духовной жизни, и в частности в деле молитвы, происходит то же самое. Святые отцы строго предупреждали: нельзя сразу с головой окунаться в подвижническую жизнь. Тут необходима умеренность и постепенность. Иначе после короткого периода полной отдачи себя духовным подвигам человек оказывается перед почти непреодолимым искушением все бросить и вернуться к прежней безрелигиозной жизни.

Чтобы не оказаться через какое-то время в положении маятника, качнувшегося в противоположную сторону, не будем брать на себя непосильные молитвенные подвиги. Самым правильным решением, которое поможет избежать перегибов в ту или иную сторону, будет распланировать свою молитвенную жизнь заранее . Кому-то это может показаться несколько приземленным решением, недостойным такого духовного предмета, как молитва. Но опыт двухтысячелетней молитвенной истории Церкви показывает, что это самое правильное решение. В молитвенной жизни меньше, чем в любом другом деле, следует ждать, когда появится желание. Распорядок и регулярность в деле молитвы соблюдать так же важно, как мы соблюдаем, к примеру, режим питания. Один раз забыли или не успели поесть – еще ничего, но если мы постоянно будем питаться когда и как придется, то вряд ли такое питание будет приносить должную пользу нашему организму, поддерживать его в необходимом тонусе.

Это художник может написать одну картину и потом сидеть и ждать, когда снова явится вдохновение. В молитвенной жизни совершенно недопустимо сидеть и ждать когда придет молитвенное состояние и душа сама запросится молиться. Как бы нам не оказаться в положении писателя, художника, поэта, у которого несколько, а то и всего одно произведение родилось за всю жизнь.

В жизни мы можем пустить на самотек второстепенные дела, выполнение которых не так уж обязательно для нас. Но если необходимо добиться результата, то придется постоянно трудиться, независимо от того, есть в данный момент настроение, или его нет. Так, если хозяйка хочет чтобы в ее квартире был порядок, она должна постоянно его поддерживать. Если же она будет заниматься уборкой только когда захочется, то лишь иногда в квартире будет чистота, обычно же грязь и беспорядок. И в целом пользы квартире от такой уборки по вдохновению будет мало.

Итак, чтобы наша молитва не осталась бесплодной, а навела порядок в душе, распланируем заранее день и выделим определенное время для молитвы. В православной аскетике установленный заранее распорядок молитвы называется молитвенным правилом . Молитвенное правило имели и исполняли даже великие подвижники. Потому что правило организует, не дает расслабиться и облениться, с одной стороны, с другой же, словами свт. Феофана Затворника, позволяет «ревность держать в своей мере».

Чтобы не отвлекаться и не поглядывать все время на часы, удобно завести на определенное время будильник. И в эти минуты постараться отключиться от всего постороннего и предельно внимательно произносить слова молитвы.

священник Константин Пархоменко

Просмотрено (9543) раз