Человек смотрит вправо. Куда направлен взгляд человека, когда он врет

Самый точный визуальный способ определения лжи основан на движении нашего взгляда. Говорят же, что «глаза – зеркало души », или «только твои глаза могут сказать правду», «глаза не врут».

Паттерны движения глаз рассматривает в рамках своей теории Нейролингвистическое программирование (НЛП).

Наблюдая за человеком, нетрудно заметить, что его взгляд на протяжении всего разговора направляется то в ту, то в другую сторону. Ученые связывают движение взгляда с процессом восприятия человека и выделяют три основных его канала, через которые люди получают и обрабатывают информацию:

Визуальный канал. Он связан со зрительными образами, всем тем, что мы видим глазами;

Аудиальный канал. Связан со слухом, звуками, которые мы воспринимаем;

Кинестетический канал. Через него проходит вся информация, связанная с ощущениями, чувствами, запахами, вкусами, переживаниями.

У каждого человека один из этих каналов, как правило, является ведущим. Кто-то из нас живет больше образами, кто-то чувствами, а кто-то историями и новостями и любит ушами! Вместе с тем, каждый из нас по мере необходимости пользуется всеми системами.

Теория и практика НЛП говорит:

  • Глаза, обращенные вверх, дают нам образные представления.
  • Глаза, гуляющие по горизонтальной оси, помогают нам воспринимать и воспроизводить речь, звуки.
  • Если же взгляд устремлен вниз – это связано с ощущениями или внутренним монологом.
  • В то же время: у правшей левая сторона – это область, связанная с прошлым, правая – с будущим. У левшей совершенно наоборот.

Посмотрите на схему. Она показывает движение взгляда и соответствующий ему канал восприятия.

  • Взгляд обращен вверх. Человеку в такой позиции трудно о чём-либо думать (попробуйте сами). Вероятно, он просто уходит от разговора и не желает вникать в тему. Отстраняется
  • ВК. Взгляд вверх-вправо (со стороны собеседника). Визуальное конструирование. В этом случае человек обращается к будущему или придумывает образы.
  • ВВ. Взгляд вверх-влево - человек обращается в прошлое, вспоминает какие-то свои картинки (зрительные образы). Визуальное вспоминание.
  • АК. Взгляд по горизонтали вправо - конструирование речи, придумывание.
  • АВ. Взгляд по горизонтали влево - человек в прошлом, он вспоминает речи, слова.
  • Взгляд вниз. Скорей всего вас собеседник не слышит. Он полностью ушел в свои переживания.
  • К. Взгляд вправо-вниз - переживание, представление себя на месте другого;
  • ВД. Взгляд влево вниз - внутренний монолог или диалог, а также воспоминание собственных переживаний.

Давайте попробуем. Найдите себе собеседника, готового поучаствовать в вашем эксперименте.

Сначала определите правша он или левша. Это зависит не только от ведущей руки. Человек может являться и скрытой левшой. Для определения этого существуют специальные нейро-психологические тесты. Но в начале разговора можно просто задать контрольный вопрос, сформулированный для ответа «Да», - ответ на который вы точно знаете. Проследите глазодвигательную реакцию. Важно именно самое первое, возможно даже мимолетное, движение глаза. Если оно направлено на воспоминание влево-вверх, сторону или низ, то ваш собеседник правша. И наоборот.

Или: «Попросите его представить зеленые оладьи, политые красной сметаной». Такой продукт навряд ли он когда-либо видел. И посмотрите движения его глаз, куда направляется чаще его глаза когда идет конструирование образа. Заметьте, что взгляд может на некоторые мгновения направляться в сторону воспоминаний образов (у правшей это влево вверх), так как человек, придумывая новое, всегда берет старые воспоминания, моделирует, изменяя их.

Вступите в любой диалог и осмотрите в глаза собеседнику и вы легко поймете, что он сейчас делает:

Вспоминает или придумывает образы знакомых людей и событий;

Вспоминает рассказанные истории и чьи-то речи, или готовиться вам ответить, сочиняя про себя очередную фразу;

А возможно, ваш собеседник ушел в свои ощущения, вспоминая пережитые когда-то чувства, или он сильно волнуется по поводу вашего текущего разговора.

Получилось уловить траекторию взгляда? Тогда смело смотрите в глаза вашим собеседникам и учитесь дальше!

Для правшей: смотрит вправо-вверх, вправо-в сторону - значит сочиняет.

Для левшей наоборот.

Важно! Когда вы смотрите на собеседника, если у него «право» – то у вас «лево»!

Кроме того, стоит помнить, что ложь, сопровождается негативными переживаниями стыда и вины. Именно поэтому, человек, который обманывает, чаще всего, будет избегать прямого взгляда в глаза. Вместе с тем, он может выбрать противоположную тактику, смотреть прямо, не отводя взгляда. Про такой случай говорят: «Врет и не краснеет!»

Тогда необходимо острое зрение, которое поможет вам заметить сужение и расширение зрачка. При этом, если зрачок у человека сужается, значит он направляет своё сознание внутрь – на воспоминание, если расширяется – то на будущее, на конструкцию, на фантазирование.

Помните, что для констатации факта лжи (когда вы еще не достаточно опытны), всегда обращайте внимание и на : позу, мимику, жесты, голос и т.п.

Наблюдайте, пробуйте, изучайте и у вас всё получиться!

Приветствуется и разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайт . Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!

Доступом называется процесс получения внутренней информации от собеседника – картин, звуков, слов, ощущений, составляющих воспоминания, фантазии и др.

Определить переживания партнера, его главенствующую репрезентативную систему и его тип мышления Вы сможете при помощи «ключей доступа».

Ключами доступа – называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Необходимая вам информация о репрезентативных системах человека может быть получена множеством различных способов, и наблюдение за движением глаз – самый легкий.

Ключи доступа – движения глаз.

«Сканирующие» паттерны глазодвигательных реакций определенно связаны с внутренними процессами, необходимыми для актуализации в сознании информации о прошлых воспоминаниях или конструировании будущего опыта.

Когда Вы улавливаете одну из глазодвигательных реакций, можете быть уверены, что человек получает внутренний доступ к соответствующей репрезентативной системе. Если Вы наблюдаете за движением глаз партнера по общению, Вы можете определить, какие репрезентативные системы он использует.

Гипнолог следит за движением глаз партнера и использует ключевые предикаты, которые соответствуют положению глаз клиента. Мало того. Направление взгляда может указать Вам, вспоминает ли он нечто хранящееся в его памяти, какой-нибудь опыт, имевший место в прошлом, либо конструирует нечто новое для него.

Люди систематически перемещают глаза в определенных направлениях в зависимости от того, какого типа мышление в них происходит. Движения глаз нередко сочетаются с побочными сугубо индивидуальными реакциями, сообщающими о реальном отношении человека к возникшим перед ним ментальным образам (глаза пошли налево, а зрачки при этом сузились – неприятное аудиальное воспоминание о чем-либо).

Сейчас я Вам изложу, без комментариев, о движениях глаз, которые дают наиболее значимую информацию в невербальной коммуникации. Направление взгляда указано с точки зрения наблюдаемого Вами субъекта. Если «налево» – значит, в сторону его левой руки, а не Вашей. Ну и, соответственно, направо. Верх и низ Вы вряд ли спутаете.

1. – Движение глаз вверх налево.

Эйдетический образ (образ-воспоминание). Когда мы визуалируем что-то из нашего опыта: «Какого цвета обои в Вашей комнате?» и вместе со словесным ответом Вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх.

«Какого цвета костюм был вчера на Вашей знакомой? Когда Вы в последний раз видели живую лошадь?»

2. – Расфокусировка глаз.

Глаза расфокусированны, их положение фиксировано, зрачок несколько расширен. Визуальные образы могут быть эйдетическими или конструируемыми.

3. – Движение глаз вверх направо.

Конструируемый образ. Зрительное представление образов, явлений или предметов, которые мы не видели раньше, или представление явлений и предметов не такими, какими мы их видели раньше. «Как будет выглядеть оранжевый слон в малиновых пятнах?».

Слуховое вспоминание, тех звуков, которые мы уже слышали раньше. «Как звонит Ваш будильник? Телефон?»

Слуховая конструкция. Слуховое представление звуков, которые мы никогда не слышали раньше. «Как звучит Ваше имя, если произнести его наоборот?». «Как бы звенел Ваш будильник, если его накрыть металлическим ведром?».

6. – «Телефонная позиция» Движение глаз вниз налево.

Внутренний диалог, слуховое замкнутое представление. Разговор с собой, внутренний разговор. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произносить. Это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у докладчика, делающего ответственное сообщение, у человека, дающего интервью.

7. – Глаза вниз направо.

Кинестетическое представление. Ощущение эмоций, осязательные ощущения, чувства движения, обоняния. «Как Вы чувствуете себя, когда ощущаете радость?». «Что ты чувствуешь, когда бежишь? «Вспомни, как жжется горчичник?» Интересно, что конструкций в кинестетике нет – мы не можем вообразить те ощущения, которых не испытывали на самом деле.

Как понять собеседника по движению глаз.

Глазные яблоки движутся в соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании. В большинстве случаев это движение служит достаточно надежным индикатором того, как именно работает сознание конкретного человека.

Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют «детектором лжи»: направление взгляда от зрительной конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности – сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.

«Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил

Вам, что основная Ваша ошибка заключается в том,

что Вы недооцениваете значение человеческих глаз.

Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза – никогда!

Вам задают внезапный вопрос, Вы даже не вздрагиваете,

в одну секунду Вы овладеваете собой и знаете, что нужно

сказать, чтобы укрыть истину и весьма убедительно говорите,

и ни одна складка на Вашем лице не шевельнется, но, увы,

встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение

прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а Вы пойманы!»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза, он как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел.

Или возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и жена его спрашивает:

«Ну, как ты там отдохнул?» –

«Знаешь, очень скучно было…» – и опускает глаза вправо вниз. Потому что он уходит в кинестетические воспоминания. По крайней мере, ему есть, что вспомнить.

Не знаю, каков он отец и муж, но он будет лучшим любовником, если все время уходит в кинестетический внутренний опыт. Его внутренний опыт связан с кинестетикой – с прикосновениями, поглаживаниями….

Движение глазных яблок вверх происходит при преобладании визуальных процессов, а в сторону – при преобладании аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с кинестетическими ощущениями или внутренним диалогом.

Характер движений глазных яблок также зависит от того, происходит ли процесс припоминания, или же звуковые или зрительные образы создаются вновь, как, например, при прокручивании возможных сценариев, касающихся чего-то такого, чего прежде с вами никогда не случалось.

Шаблон движения глазных яблок, который называют «детектором лжи», – например, направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции к контролю речи – это во внутреннем опыте соответствует такой последовательности

– сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.

Итак, верхний этаж зрительный, средний – слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Для облегчения ориентации удобно применять свойство левой стороны, которая «правдивее» правой.

Паттерны глазодвигательных реакций имеют разумные нейрофизиологические обоснования. Движение глаз вверх и налево обычный способ, который люди используют, чтобы стимулировать недоминируещее полушарие как метод доступа к визуальной памяти.

Движение глаз вверх направо, наоборот стимулирует левое полушарие мозга и дает конструктивные образы, то есть визуальную репрезентацию вещей, которых человек раньше не видел.

Убедиться в том, что я вам изложил, можно с помощью простых вопросов.

Задайте партнеру вопросы, которые вызовут образы-воспоминания (эдейтические образы), например:

· Какого цвета входная дверь в вашу квартиру?

· Как выглядит ваша спальная комната?

Примеры аудиальных вопросов:

· Вспомни ту песенку, которая тебе понравилась?

Или кинестические:

· Что ты чувствуешь, когда ныряешь в море?

· Как ты ощущаешь, что уже голоден?

Недостаток внимания к ключам доступа часто вызывает недоразумения. Нередко приходиться слышать жалобы:

«Мой сын совершенно не слушает меня. Мы сидим в одной комнате, я ему что-то говорю, а он просто притворяется, что не слышал меня».

В данном случае недовольная мать была занята собственными внутренними образами и стремилась получить аудиальный ответ, а того, что происходит «снаружи», мягко говоря, не замечала. А именно, тех моментов, когда сын воспринимал информацию, на что указывали его глаза.

А если в результате к Вам лучше относятся, чаще приглашают, считают приятным собеседником – это вполне хороший результат.

Обычно наши глаза «следуют» за нашими мыслями, и порой, просто смотря нам в глаза, другие люди могут понять, о чем мы размышляем. Вы наверняка согласитесь, что читать мысли другого человека по его глазам является очень полезным навыком? Благодаря этому каждый сможет понять, обманывают ли его или определить, интересно ли вашему собеседнику то, о чем вы ему рассказываете. Этим полезным навыком в совершенстве владеют игроки в покер.

Глаза в глаза

Подобный контакт с собеседником свидетельствует о том, что он очень заинтересован в разговоре с вами. Продолжительный зрительный контакт может говорить о том, что человек напуган и/или не доверяет вам. Недолгий зрительный контакт - человек обеспокоен и/или не заинтересован в беседе с вами. А полное отсутствие зрительного контакта свидетельствует о полном безразличии вашего собеседника к вашему разговору.

Человек смотрит вверх

Поднятые вверх глаза являются признаком проявления презрения, сарказма или раздражения, адресованного вам. В большинстве случаев подобный «жест» означает проявление снисходительности.

Если человек смотрит в верхний правый угол

Он визуально представляет себе хранимую в памяти картинку. Попросите кого-нибудь описать внешность какого-то человека, и ваш собеседник обязательно поднимет глаза вверх и посмотрит вправо.

Если человек отводит глаза в верхний левый угол

Это свидетельствует о том, что он наглядно пытается себе что-то представить. Когда мы пытаемся использовать свою фантазию для того, чтобы зрительно «нарисовать» какую-то картинку, мы поднимаем глаза вверх и смотрим влево.

Если ваш собеседник смотрит вправо

Это означает, что он пытается вспомнить что-то. Попробуйте попросить кого-нибудь вспомнить мелодию песни, и человек обязательно бросит взгляд вправо.

Смотря влево, люди придумывают звуки

Когда человек представляет себе какой-то звук или составляет новую мелодию, он смотрит влево. Попросите кого-нибудь вообразить звук гудок машины под водой, и он непременно взглянет влево.

Если ваш собеседник опускает глаза и смотрит вправо

Этот человек ведет так называемый «внутренний» диалог с самим собой. Ваш собеседник может обдумывать что-то сказанное вами, или может размышлять над тем, что сказать вам дальше.

Если человек опускает глаза вниз и смотрит влево

Он думает о своем впечатлении, полученном от чего-либо. Спросите собеседника, какие чувства он испытывает в свой день рождения, и прежде чем ответить вам, человек опустит глаза и взглянет влево.

Опустив глаза

Мы показываем, что чувствуем себя не очень комфортно или даже смущенно. Зачастую, если человек стесняется или не хочет разговаривать, он опускает глаза. В азиатской культуре не смотреть человеку в глаза, опустить взор вниз при разговоре собеседником является нормой.

Эти «правила» обычно соблюдаются всеми нами. Но левша делают все наоборот: правша смотрит вправо, левша влево, и наоборот.

Как определить, что вам врут?

Нет абсолютно верного алгоритма, по которому можно определить, врет ваш собеседник, или нет. Лучший вариант – задать элементарный вопрос, например, «какого цвета твоя машина?». Если человек поднимет глаза и взглянет вправо (или влево, если он левша), то ему вполне можно верить. Таким образом, в будущем можно понять, обманывают вас или же нет.

Например, рассказывая вам о том, что произошло в классе, ваш друг смотрит вправо; говоря о своих каникулах, он постоянно поднимает глаза вверх и бросает взгляд вправо. Скорее всего, все сказанное им – правда. Но когда он делится с вами впечатлениями о прекрасной девушке, которую он встретил на днях, и его глаза устремлены в верхний левый угол, вы можете сделать вывод, что он явно «приукрашивает».

Глубина резкости глаза и поле зрения очень малы. Взгляд, поэтому, охватывает изображение не целиком, а маленькими участками. Движение взгляда по ним не хаотично, а следует определенным линиям. Считается, что взгляд движется слева-снизу вправо-вверх прежде чем перейти к осмотру других частей изображения.

Важно понимать, что это естественная для взгляда линия, а в реальном изображении он может двигаться совершенно иначе. Представьте себе пустой кадр, на котором есть только дорога из левого верхнего в правый нижний угол. Взгляд будет двигаться именно по ней, хотя и задержится на пустоте справа вверху. Взгляд обходит картину по реально присутствующим в ней активным линиям. Отход от естественных линий передает интересные ощущения: тяжести, беспокойства или остановки.

В дальнейшем, для простоты, условимся называть линию слева-снизу вправо-вверх восходящей, а обратную ей диагональ слева-сверху вправо-вниз - нисходящей. Именно так их воспринимает глаз в движении слева направо.

Предмет неподвижен, но взгляд дорисовывает его движение по активной линии. За счет этого умозрительного предсказания, в изображении возникает динамика.

Движение по восходящей диагонали вверх динамично. Понятно, о каком движении идет речь, если изображена дорога и по ней едут автомобили. Но смысловое движение возможно и в натюрморте: расположим по восходящей диагонали маленький ящик вина, бутылку вина, бокал, кусочек сыра, капли вина. В этом примере смысловое убывание подкреплено перспективой: чем дальше предметы, тем они меньше. Такая композиция будет очень динамичной. Но динамика здесь совершенно неестественна: ведь естественным окончанием будет покой, а вовсе не максимальная активность. Расположим те же предметы по нисходящей диагонали - и они станут смотреться натурально. Ниспадающая диагональ передает спокойствие. Аналогично, в натюрморте из самовара и стакана правильно будет располагать высокий самовар слева, стакан справа, формируя нисходящую диагональ, передающую спокойное настроение, свойственное чаепитию. Река, расположенная по нисходящей диагонали, воспринимается как спокойная, текущая к зрителю, а по восходящей - быстрая, текущая от него. Движение вверх по ниспадающей диагонали воспринимается как трудное, предмет как бы преодолевает препятствие, передает ощущение тяжести. В этом направлении хорошо человеку на фотографии взбираться по крутой лестнице. Взгляд вверх против ниспадающей диагонали - тяжелый, грустный.

Движение по восходящей диагонали вниз воспринимается почти как остановка. Спускающаяся по лестнице в этом направлении модель как бы замерла перед зрителем. Взгляд влево-вниз передает покой.

Сочетание противоположных диагоналей придает изображению беспокойство; взгляд модели в одну сторону, рука в другую напомнят лыжницу перед стартом. Длинная активная линия, идущая из одного угла изображения в другой, передает уверенность.

Располагать ли основной объект в начале или конце диагонали? Это разные послания. Предмет в начале диагонали легок, свободен, взгляд быстро проскальзывает по нему и движется дальше - но затем и возвращается, формируя задумчивую ретроспективу. Объект в конце активной линии воспринимается мощным, тяжелым, он приперт к рамке фотографии; взгляд на пути к нему насыщается информацией об остальных элементах композиции. Есть ли в вашем изображении повод задуматься? Да - в портрете, нет - в натюрморте. Смысловой центр натюрморта располагайте в конце активной линии или на их пересечении.

Представим себе автомобиль в правой части изображения, движущийся влево - против активной линии. Он движется так тяжело, что лучше его немного отодвинуть от правого края, иначе зритель примет его за стоящий объект. Движущийся справа автомобиль, оказавшийся в левой части изображения, преодолел трудности и уперся в невидимую стену. Активная линия, доведенная до края кадра, выглядит особенно динамично. Почувствуйте, как отличается изображение в зависимости от того, обрезана ли активная линия рамкой кадра, или же чуть-чуть до края не доходит.

Пространство справа растягивается; слева - сжимается. “Воздух” справа от модели кажется больше, чем такое же пустое пространство слева.

Взгляд модели образует воображаемую активную линию. Именно взгляды персонажей формируют путь глаза в “Сикстинской мадонне”, а в центре внимания оказывается персонаж, на которого устремлены все взгляды. Капеллу вы расписывать не будете, но понимание направления взглядов понадобится вам в любой групповой фотографии.

Взгляд влево-вверх следует против нисходящей диагонали, лишен легкости. Взгляд влево-вниз - против восходящей диагонали, очень тяжел. Взгляд влево сильный, как бы припечатывает зрителя. Взгляд вправо-вниз - по ниспадающей диагонали - несет легкость и игривость. Взгляд вправо-вверх - по восходящей диагонали - энергичен. Важно понимать, что это естественное ощущение, а в конкретном изображении мимика может его перевешивать.

Интересная смесь ощущений возникает в конфликтных направлениях. Голова повернута вправо, мы ожидаем легкости и энергии, - но взгляд направлен влево, придавая тяжесть. И наоборот, разворот головы влево настраивает нас на серьезный лад, но взгляд вправо придает ему неожиданную легкость. Конфликт направлений активных линий должен быть мотивирован; противоречие, возникшее явно по ошибке, выглядит неопрятно.

Как и любой конфликт активных линий, конфликт диагонали и направления света притягивает внимание мощно, хотя и не комфортно. Например, изображение скомпоновано по восходящей диагонали, а свет направлен вниз против нее. Освещенное таким конфликтующим светом лицо модели станет центром изображения.

Отклонение от активной линии лучше делать значительным, тогда оно смотрится как авторский прием, и зритель ищет в изображении цель этого приема. Значительное отклонение от диагонали может внести стабильность в изображение, оно как бы имеет больше осей. И наоборот, легкое отклонение от диагонали беспокойно, неприятно.

Когда мы радуемся, то прищуриваемся и с улыбкой смотрим вправо вверх. Когда грустим - смотрим влево и немного вниз. Классический портрет и, в большинстве случаев, портрет жанровый имеет минорную тональность, поэтому взгляд направлен влево. В нарочито радостных фото, взгляд хорошо направлять вправо вверх. На детских фотографиях тоже было бы естественно направлять взгляд по восходящей диагонали, но большинство фотографов предпочитают придавать детям взрослое выражение лица, поэтому взгляд в упор в камеру или даже против восходящей диагонали. Не всегда нужен акцент на лице: в пин-апе он на ягодицах, и именно они располагаются на активной линии изображения.


Профиль, повернутый влево, воспринимается как открытый и располагающий, тогда как повернутый вправо видится замкнутым, ушедшим в себя. Объяснение этому кроется в том же движении взгляда слева направо: повернутый влево профиль обращен к зрителю, тогда как повернутый вправо профиль сигнализирует, что модель повернулась спиной.


Фактор осмотра изображения слева направо важен и для понимания сцены. Зритель вначале увидит левую часть картины. Не обязательно самую левую, но слева от центра. Именно ее он примет за суть. Остальные предметы будут восприниматься как пояснение. Для усиления эффекта, располагайте главный предмет не только левее, но и выше центра изображения, на уровне зрительного центра тяжести. Именно так в “Сикстинской мадонне” Рафаэль расположил заказчика картины, Юлия II в образе Сикста, обеспечив максимальную комплиментарность изображения. В портретах, фактор чтения картины слева направо значения не имеет: как ни располагайте лицо, зритель понимает, что художник передавал именно его. Теперь вы понимаете, почему плохо смотрится изображение, перевернутое в фотошопе по горизонтали: меняется его смысл.


Не стремитесь создать активную линию в каждом изображении. Множество хороших портретов написаны без нее; они монотонно-спокойны, неподвижны. Особенно спрашивайте себя о необходимости активных линий в архитектуре. Они возникают естественно за счет линейных поверхностей, но активность чужда архитектуре. На конце активной линии хорошо будет смотреться модель, автомобиль, смысловой центр - но не стационарный объект. Например, уличный фонарь на столбе будет выглядеть неестественно в конце активной линии, но такой же фонарь, раскачивающийся на дожде и ветру, смотрится отлично.

Одна активная линия оживляет изображение, заставляет его двигаться. Две-три активные линии, особенно перпендикулярные, наполняют картину динамикой. Беспокойным выглядит изображение, на котором важные предметы расположены вне активных линий - или же активных линий много, они короткие и ломаные.

Во времена Ренессанса, нормой было изображение солидное, устойчивое - и
активные линии замыкали в треугольник. Барокко, обозначившее движение в народ, искало динамику даже в простом портрете - и нормой стали Z-образные активные линии. Основная диагональ располагалась из нижнего угла в верхний; за треть до вершины от нее отходила диагональ перпендикулярно вверх; на треть от низа от нее отходила диагональ перпендикулярно вниз. Для фотографии, стиль Ренессанса слишком стабильный. По сути своей, фотография больше расположена к спонтанности и движению, свойственным барокко.




Треугольник - не единственное “стабильное” сочетание активных линий. Представьте себе крупное изображение земного шара в космосе: взгляд обтекает его по кругу. Рассматривать ли это как одну закругленную активную линию, или же как сочетание прямых активных линий, своими хордами формирующих окружность, - не важно. В любом случае, глаз движется по кругу, притягивая к нему внимание. Круглым не обязательно должен быть предмет - вы редко будете снимать большой шар. В круг могут быть объединены предметы композиции.

Уместно спросить, почему мы все время говорим о диагоналях, хотя по сути, обсуждается движение слева направо и справа налево. Ответ в том, что взгляд не движется по ровным линиям: ни по горизонтальной, ни по вертикальной. Поэтому активные линии напоминают диагональ, хотя обычно она и не точно соединяет углы картины. Чем ближе активная линия к диагонали, тем интенсивнее ее ощущение. Изображение вполне может передавать безжизненность, уныние, изможденность, и тогда вертикальные и горизонтальные линии придутся к месту - например, анорексичной модели.

Когда углы картины пустые, диагональ пролегает между ближайшими к углам крупными предметами. Поскольку пустое пространство тоже имеет небольшой зрительный вес, то восходящая диагональ на изображении с пустыми углами оказывается чуть выше предмета справа и чуть ниже - слева.

Взгляду некомфортно упираться в пустоту, поэтому избегайте ее в конце активной линии. Допустимое исключение - пустота в направлении вытянутой руки или задумчивого взгляда; там мозг не ожидает встретить предметов, иначе взгляд оказался бы иным, сфокусированным. Но и это исключение - если не ошибка, то слабый уровень работы. Пустое пространство в начале активной линии воспринимается нормально, как разгон для взгляда.

Активные линии могут задаваться чередованием светлых и темных тонов - принцип, известный по работам Тициана. Взгляд соединяет однотонные пятна, образуя линию между ними. Если на изображении одно светлое пятно, то глаз устремляется к нему, образуя диагональ. Активные линии также соединяют яркие пятна одного цвета: например, от красного платья модели к красным розам на окне. В отсутствие ярких цветов, подойдет яркий свет - взгляд будет двигаться между световыми пятнами на темном фоне. Или, конечно, наоборот - между самыми темными предметами на светлом фоне.

Современные исследования показали, что рассматривая маленький предмет - как, например, фотография - взгляд не следует из угла в угол. Похожая на диагональ дуга начинается почти из центра - и каждый раз взгляд рывком возвращается в центр, чтобы оттуда двинуться в другой угол. Можно сказать приблизительно, что из центра взгляд движется в верхний правый угол, потом из центра же в левый нижний, потом движется вправо и влево почти по горизонтали, а потом осматривает низ изображения - и так по кругу безостановочно. Рафаэль угадал это движение, разместив ангелов в самом низу “Сикстинской мадонны”.

Можно предполагать, что восходящая диагональ состоит из двух частей. От центра вверх, движение становится сильнее, соответствуя традиционной интерпретации диагоналей. Но нижняя половина восходящей диагонали ведет себя подобно диагонали нисходящей: движение вверх снизу до центра происходит с трудом. Можно запомнить это так, что машина по восходящей диагонали трудно разгоняется, но быстро едет. А нисходящая диагональ может восприниматься трудной именно потому, что глаз в своем естественном движении ее игнорирует, и возвращение взгляда на нисходящую диагональ является искусственным, затрудненным процессом.

Интуитивно, художники изображают энергично движущиеся объекты в верхней половине картины, а трудно движущиеся - в нижней. Традиционное понимание диагоналей в этих зонах совпадает с научным.

Скачать книгу целиком:

Обычно наши глаза "следуют" за нашими мыслями, и порой, просто смотря нам в глаза, другие люди могут понять, о чем мы размышляем. Вы наверняка согласитесь, что читать мысли другого человека по его глазам является очень полезным навыком? Благодаря этому каждый сможет понять, обманывают ли его или определить, интересно ли вашему собеседнику то, о чем вы ему рассказываете.
Этим полезным навыком в совершенстве владеют профессиональные игроки в покер...

"Глаза в глаза". Подобный контакт с собеседником свидетельствует о том, что он очень заинтересован в разговоре с вами. Продолжительный зрительный контакт может говорить о том, что человек напуган и/или не доверяет вам. Недолгий зрительный контакт - человек обеспокоен и/или не заинтересован в беседе с вами. А полное отсутствие зрительного контакта свидетельствует о полном безразличии вашего собеседника к вашему разговору.


Человек смотрит вверх. Поднятые вверх глаза являются признаком проявления презрения, сарказма или раздражения, адресованного вам. В большинстве случаев подобный "жест" означает проявление снисходительности.


Если человек смотрит в верхний правый угол, он визуально представляет себе хранимую в памяти картинку. Попросите кого-нибудь описать внешность какого-то человека, и ваш собеседник обязательно поднимет глаза вверх и посмотрит вправо.


Если человек отводит глаза в верхний левый угол, это свидетельствует о том, что он наглядно пытается себе что-то представить. Когда мы пытаемся использовать свою фантазию для того, чтобы зрительно "нарисовать" какую-то картинку, мы поднимаем глаза вверх и смотрим влево.


Если ваш собеседник смотрит вправо, это означает, что он пытается вспомнить что-то. Попробуйте попросить кого-нибудь вспомнить мелодию песни, и человек обязательно бросит взгляд вправо.


Смотря влево, люди придумывают звуки. Когда человек представляет себе какой-то звук или составляет новую мелодию, он смотрит влево. Попросите кого-нибудь вообразить звук гудок машины под водой, и он непременно взглянет влево.


Если ваш собеседник опускает глаза и смотрит вправо, этот человек ведет так называемый "внутренний" диалог с самим собой. Ваш собеседник может обдумывать что-то сказанное вами, или может размышлять над тем, что сказать вам дальше.


Если человек опускает глаза вниз и смотрит влево, он думает о своем впечатлении, полученном от чего-либо. Спросите собеседника, какие чувства он испытывает в свой день рождения, и прежде чем ответить вам, человек опустит глаза и взглянет влево.


Опустив глаза, мы показываем, что чувствуем себя не очень комфортно или даже смущенно. Зачастую, если человек стесняется или не хочет разговаривать, он опускает глаза. В азиатской культуре не смотреть человеку в глаза, опустить взор вниз при разговоре собеседником является нормой.

Эти "правила" обычно соблюдаются всеми нами. Но левша делают все наоборот: правша смотрит вправо, левша влево, и наоборот.
Как определить, что вам врут?
Нет абсолютно верного алгоритма, по которому можно определить, врет ваш собеседник, или нет. Лучший вариант – задать элементарный вопрос, например, "какого цвета твоя машина?". Если человек поднимет глаза и взглянет вправо (или влево, если он левша), то ему вполне можно верить. Таким образом, в будущем можно понять, обманывают вас или же нет.
Например, рассказывая вам о том, что произошло в классе, ваш друг смотрит вправо; говоря о своих каникулах, он постоянно поднимает глаза вверх и бросает взгляд вправо. Скорее всего, все сказанное им – правда. Но когда он делится с вами впечатлениями о прекрасной девушке, которую он встретил на днях, и его глаза устремлены в верхний левый угол, вы можете сделать вывод, что он явно "приукрашивает".
Научившись контролировать свой взор, человек может заставить других безоговорочно верить ему. (Как же можно соврать, смотря человеку прямо в глаза?)