Водяная противопожарная система судна. Пожарная безопасность на судне: причины возгорания, виды сигнализаций


Согласно последней статистике в мире около 20% уничтоженных кораблей - жертвы пожаров. В России только в Северо - Западном Федеральном округе с 2008 по 2012 год тушить пришлось 82 пожара на речных и морских судах. Большая часть этих пожаров произошла в доках и на стоянках.

Почему происходят пожары на судах? Ведь рядом с пожаром, буквально в нескольких метрах имеется неисчерпаемый природный источник воды. Казалось бы, - возьми эту воду и потуши пожар. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Здесь вмешиваются два фактора, которые блокируют это простое решение.

Фактор первый - скорость распространения.

Пожар на корабле распространяется молниеносно в силу конструктивных особенностей судов: низкие потолки, узкие проходы, металлические перегородки, легко пропускающие температуру в соседние отсеки, вентиляционные люки и шахты, полые конструкции с горючим теплоизоляционным наполнителем, быстро-воспламеняемые лакокрасочные покрытия и отделочные материалы, - все это приводит к тому, что пожар за 10 - 15 минут быстро набирает силу и охватывает уже сотни квадратных метров, а за 30 минут он охватывает уже все этажи много-палубного теплохода. Для борьбы с таким пожаром потребуются уже тонны и тонны воды или пены.

Фактор второй - потеря плавучести.

Использование воды приводит к быстрому наполнению трюма, постепенному крену и, как результат, к полному уходу на дно всего имущества, которое мы так активно пытались спасти. При использовании воды необходимо постоянно ее откачивать, что значительно усложняет задачу, а во многих ситуациях является просто технически невозможным.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: на водном транспорте нужны новые подходы и новые, более приемлимые и эффективные технологии в пожаротушении. Одним из таких решений является применение на судах объемнго аэрозольного тушения (АОТ).

Судовые противопожарные системы АОТ - эффективный способ защиты от пожаров судов Морского и Речного Флота.



Судовая система аэрозольного объемного тушения АОТ разработана МППА "ЭПОТОС" и сертифицирована для защиты речных и морских судов. Противопожарная система судна устанавливается на пассажирских судах речного или морского флота, буксирах, грузовых танкерах и служит для защиты:

  • главных и вспомогательных двигателей, машинных отделений;
  • генераторов электроэнергии, работающих на горючем топливе;
  • помещений пожарных насосов;
  • распределительных щитов (главных и аварийных);
  • электродвигателей различного назначения (в том числе гребных двигателей);
  • систем вентиляции судового оборудования;
  • помещений с резервуарами топлива, различных масел и смазочных материалов, сбора подсланевых вод, коффердамы;
  • помещений для хранения сжиженных или сжатых газов, других легковоспламеняющихся материалов или веществ.

Система АОТ. Испытания и сертификация.

Противопожарная судовая система сертифицирована и соответствует Техническому регламенту «О безопасности внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры», Техническому регламенту «О безопасности объектов морского транспорта», Правилам классификации и постройки морских судов, а также Правилам классификации и постройки судов внутреннего плавания.

Элементы судовой противопожарной системы АОТ прошли испытания и сертификацию Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС), Российского Речного Регистра (РРР). Генераторы огнетушащего аэрозоля "ТОР - 1500" и "ТОР - 3000", являющиеся исполнительными элементами системы, соответствуют международным требованиям и стандартам для судовых противопожарных систем на основе конденсированного огнетушащего аэрозоля - ISO 15779:2011 и MSC.1/Circ.1270 (IMO).

В частности, генераторы огнетушащего аэрозоля, входящие в состав системы, выдержали сертификационное испытание на коррозию, ударную деформацию (падение с высоты 2 м на жесткое основание и на копре – 1000g), вибрацию с диапазоном частот 10 - 150 Гц и максимальной амплитудой вибрационного ускорения 29,43 м/сек, температурную проверку (нагрев 250 Сº в течение 10 минут).

Натурные огневые испытания системы АОТ (на соответствие ТУ и циркуляра IMO MSC 1/Circ/1270 от 04.06.08) были проведены в июне 2011 г. в испытательной центре лаборатории «Пламя» Военно-Морского Инженерного Института (ГОУ ВПО) МО РФ в г. Пушкин - 4. Для дистанционного управления судовой противопожарной системой был применен сертифицированный блок управления и сигнализации БУС собственного производства, входящий в состав системы АОТ.

В ходе проведения огневых испытаний системы были потушены модельные очаги класса А и В: тлеющие материалы (древесина), дизельное топливо в металлических поддонах (включая струю дизельного топлива под низким давлением с малым расходом). Высокая огнетушащая способность судовой противопожарной системы АОТ была подтверждена натурными испытаниями в Южной Корее на соответствие ISO 15779:2011 и MSC.1/Circ.1270(IMO), которые проводились в испытательном центре компании Koryo Pyrotechnics Co.Ltd. На основании данных испытаний фирмой был получен Сертификат Греческого Морского регистра.

Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т.е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза, а также выполнение специальных функций, связанных с назначением судна, например на танкерах, спасателях, промысловых судах.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«НИКОЛАЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ ИМЕНИ АДМИРАЛА МАКАРОВА»

Кафедра судостроения

РЕФЕРАТ

с дисциплины

Судовые система судна

на тему: «Противопожарная система судна»

Студента _ V _ курсу _ 5 11 2 групи

Черняєв Максим Ігорович

(прізвище та ініціали)

Керівник

д.т.н. профессор_Зайцев В.В.___

(посада, вчене звання, науковий ступінь, прізвище та ініціали)

Херсон - 2014

Введение…………………………………………………………………………3

1 Общие понятия современных противопожарных системю………………..4

2 Виды противопожарных систем…………………………………………......6

2.1 Водяная противопожарная система……………………………………..6

2.2 Спринклерная система пожаротушения………………………………..8

2.3 Дренчерная система пожаротушения…………………………..……...10

2.4 Система пенного пожаротушения………………………………...........11

2.5 Система порошкового пожаротушения ………………………………..12

2.6 Система СО2-пожаротушения ………………………………………..13

2.7 Система аэрозольного пожаротушения……………………………….14

Заключение…………………………………………...………………………..16

Список использованной литературы………………...………………………17.

ВВЕДЕНИЕ

Судовые системы – это комплекс трубопроводов с арматурой, обслуживающими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и средствами управления и контроля над ними.

Судовые системы представляют собой совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и устройствами.

Они предназначены для перемещения жидкостей, воздуха или газов в целях обеспечения нормальной эксплуатации судна (за исключением энергетической установки, трубопроводы которой в число судовых систем не входят).

Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т.е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза, а также выполнение специальных функций, связанных с назначением судна, например на танкерах, спасателях, промысловых судах. На гражданских судах обычно предусматривают:

  • Трюмные системы – осушительная, водоотливная, перепускная, нефтесодержащих трюмных вод.
  • Балластные системы – балластная, дифферентная, креновая, замещения.
  • Системы пожаротушения – водяного пожаротушения, водяного орошения, спринклерная, водораспыления, водяных завес, паротушения, пенотушения, углекислотного тушения, объёмного химического, инертных газов, порошкового пожаротушения.
  • Системы бытового водоснабжения – пресной бытовой воды, питьевой воды, мытьевой воды, бытовой забортной воды, бытовой горячей воды.
  • Сточные системы – сточных вод, хозяйственно-бытовых вод, шпигатов открытых палуб.
  • Системы микроклимата – вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления (парового, водяного, воздушного).
  • Системы холодильных установок – холодильная.
  • Системы хозяйственного пароснабжения .
  • Системы сжатого воздуха .
  • Системы охлаждения судового оборудования .
  • Система гидравлики .

Вспомогательные – измерительная, воздушная, переливная, система связи, сигнализации, управления.
Специальные системы :
Танкера – грузовая, зачистная, газоотводная, мойки грузовых танков, орошения.
Спасатели – грунторазмыва, грунтоотсоса, водоотливно-спасательная, сжатых газов.
Промысловые – рыбьего жира, тузлука, рыбоподачи.

1 Общие понятия современных противопожарных систем

Современные системы противопожарной защиты основаны на использовании новейших средств и способов обнаружения и тушения пожаров и снижению потерь от использования огнетушащих средств. К ним следует отнести, прежде всего, применение тонкораспыленной воды и воды аэрозольного распыла, пены высокой кратности. Все стационарные установки перечисленных типов предназначены для тушения пожаров в замкнутых объемах.

В современных установках тушения пожаров спринклерного дренчерного типа использование оросителей, например, «Аквамастер» и аналогичных им, позволяет получать капли воды, подаваемой на тушение, средним диаметром 100–150 микрон. На рынке в последнее время появились не только оросители, устанавливаемые вертикально, но и с горизонтальной установкой. Давление воды в таких установках на выходе из оросителя должно быть в пределах 0,5–1,2 МПа (5–12 кг/м2). Применение тонкораспыленной воды позволяет в 1,5–2 раза сократить количество подаваемой на тушение воды и повысить эффективность ее применения.

Применение воды аэрозольного распыла (перегретой воды) позволяет тушить со средним диаметром капель около 70 микрон и ликвидировать пламенное горение практически всех горючих материалов, не реагирующих с водой с выделением большого количества тепла и горючих газов. Время тушения пламени твердых горючих материалов и жидкостей, как правило, не превышает одной минуты. Применение установок такого типа сдерживается тем обстоятельством, что для получения воды аэрозольного распыла необходимо или иметь емкость, в которой вода постоянно находится при температуре 150–170 °С, или специальное оборудование, позволяющее за короткое время нагреть воду до необходимой температуры.

В настоящее время все большее распространение для защиты замкнутых объемов находит применение пена высокой кратности (кратность пены 400 и более). Применение установок пожаротушения пеной высокой кратности позволяет за короткое время заполнить защищаемый объем пеной и ликвидировать горение. Для получения пены высокой кратности следует применять только те пенообразователи, на которые в сертификате указано, что они позволяют получать пену высокой кратности. Применение таких установок позволяет значительно уменьшить количество пенообразователя и воды, хранимых в резервуарах насосной станции пенного пожаротушения, а следовательно, и затраты.

Все большее применение находят лафетные стволы с дистанционным управление и пожарные роботы. Пожарные роботы по всем параметрам соответствуют установкам автоматического пожаротушения: обеспечивают автоматическую пожарную сигнализацию защищаемой зоны, определяют координаты загорания и производят автоматическое тушение пожара распыленной водой или пеной низкой кратности. Площадь, которую защищает один пожарный робот, составляет от 5 000 до 15 000 м2 при расходе воды или раствора пенообразователя из одного ствола от 20 до 60 л с”1.

Наибольшее применение в настоящее время находят лафетные стволы с дистанционным управлением и сканирующие стволы. Они применяются для орошения несущих конструкций и ферм в машинных залах электростанций, в цехах машиностроительных и других предприятий. Сканирующие стволы подают струи воды по заранее заданной программе, режим подачи воды (скорость и траектория движения ствола). Стволы этого типа являются наиболее дешевыми, и отчасти по этой причине их применение значительно шире. Применение роботизированных лафетных стволов частично сдерживается по причинам их высокой стоимости и необходимости постоянного обслуживания, которое требует привлечения высококвалифицированных специалистов.

Применение пожарных роботов других типов и с применением других видов огнетушащих веществ пока во всем мире незначительно; так, их применение сдерживается по тем же причинам, что и роботизированных стволов. Но вместе с тем следует ожидать, что применение пожарных роботов в достаточно скором времени возрастет с появлением их новых типов и конструкций, а также снижением стоимости.

Для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов все большее применение находят современные средства и способы с применением пены низкой кратности, получаемой с использованием фторированных пленкообразующих пенообразователей. Для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах довольно широкое распространение получил подслойный способ подачи пены низкой кратности. Однако следует отметить, что данный способ применим далеко не всех случаях. Не следует применять этот способ для тушения пожаров горючих жидкостей, имеющих высокую вязкость, а также полярных жидкостей, которые разрушают подаваемую пену с высокой скоростью. Проблематично тушение подслойным способом высокооктановых бензинов, в которых содержание полярных жидкостей достигает 18–20%. Для тушения пожаров полярных жидкостей и смесевых топлив следует применять подачу пены низкой кратности сверху с использованием пенообразователей предназначенных для этой цели.

Для тушения пожаров в резервуарах, оборудованных понтоном, следует применять комбинированный способ подачи пены низкой кратности в резервуар. При этом способе пена подается на поверхность горючей жидкости и под слой горючей жидкости одновременно. Применение такого способа подачи пены позволяет ликвидировать горение практически во всех случаях, включая такие, когда понтон находится в нижнем положении, например, при выводе резервуара из эксплуатации для проведения ремонтных работ.

2 Виды противопожарных систем

Стационарные системы пожаротушения монтируют при постройке судна. Их делят на линейные и кольцевые . Стационарные установки позволяют быстро подать огнетушащее средство к очагу пожара, взять его под контроль и обеспечить тушение.
2.1 Система водяного пожаротушения – основная система для защиты оборудуемая независимо от наличия других систем. Система трубопроводов состоит из основной магистрали с диаметром труб 100-150 мм и ответвлений диаметром 38-64 мм. Все участки водопожарной магистрали, проходящие по открытым палубам, должны иметь спускные краны для осушения магистрали на случай опасного понижения температуры.

Водяная противопожарная система (ВППС предназначена для:

  • обеспечения забортной водой высокого давления потребителей комплекса систем борьбы за живучесть (БЗЖ) - систем орошения и водораспыления, системы защиты вахт и сходов;
  • обеспечения забортной водой высокого давления в качестве рабочей воды эжекторов системы осушения трюмов;
  • обеспечения забортной водой системы "забортной воды", предназначенной для обслуживания мытьевой системы при санобработке л/с и обслуживание смыва в гальюнах.

ВППС выполнена по кольцевой схеме (см. рисунок) с семью боевыми перемычками и состоит из:

Рисунок 1 – Схема водяной противопожарной системы

  • трех турбонасосов ТПЖН-150/10 производительностью 150 куб.м/час и напором 10 м.вод.ст, расположенных в носовом машинно-котельном отделении (МКО), помещении вспомогательного котла (ПВК) и кормовом МКО и служащих для подачи забортной воды в боевые перемычки № 3, 4 и 5;
  • четырех электронасосов НЦВ-160/80 производительностью 160 куб.м/час и напором 80 м.вод.ст, расположенных попарно в насосных отделениях № 1 и 2 и служащих для подачи забортной воды в боевые перемычки № 1,2,6 и 7;
  • семи боевых перемычек, к каждой из которых подключен один пожарный насос. Отбор воды на потребители, указанные выше производится ТОЛЬКО от перемычек;
  • восемнадцати главных разобщительных клапанов с дистанционным управлением из поста энергетики и живучести (ПЭЖ) с помощью электропривода, служащих для разобщения ВППС в боевом режиме и переключения участков ВППС для подачи воды в другие перемычки при выходе из строя каких-либо насосов или участков системы. Эти клапаны помечены на схеме восклицательным знаком;
  • системы дистанционного контроля и управления, состоящей из местных контрольных манометров, расположенных у насосов, дистанционных манометров, расположенных на мнемосхеме в ПЭЖ и запасном ПЭЖ (ПДУ КМКО), а также датчиков давления, подключенных к каждой перемычке и служащих для автоматического запуска дежурного электропожарного насоса при падении давления в ВППС до 6 кГс/кв.см в повседневном режиме. Кроме того, в систему дистанционного контроля и управления входит пускорегулирующая аппаратура электропожарных насосов.

ВППС работает в двух режимах:

  • боевой режим - в этом режиме все главные разобщительные клапаны ЗАКРЫТЫ и работают ВСЕ семь насосов. При этом обеспечивается автономное питание перемычек с их потребителями. При выходе из строя насоса, обслуживающего перемычку и исправном состоянии любой бортовой ветви "кольца" с помощью переключения соответствующих клапанов нерабочая перемычка подключается к работающим.
  • повседневный режим - в этом режиме на стоянке работает ТПЖН № 2, на ходу - ТПЖН № 1 и 3. Все электронасосы, не находящиеся в планово-предупредительном осмотре или ремонте (ППО и ППР) находятся в дежурстве - готовности к автоматическому запуску при падении давления в ВППС до 6 кГс/кв.см.

Нормальное значение давления в ВППС составляет 7-8 кГс/кв.см.

В целом данное конструктивное исполнение ВППС считается классическим и наиболее надежным даже по сравнению с исполнением аналогичной системы на кораблях более поздних проектов. Наиболее сильными сторонами такого решения являются:

  • очень короткие боевые перемычки, расположенные поперек корпуса корабля (минимизирован объем потенциального критического повреждения);
  • наличие трех турбопожарных насосов. Исходя из концепции обеспечения работоспособности паросиловой энергетической установки (ПСУ) при отсутствии электроэнергии на корабле (полное самообеспечение), подача воды в ВППС так же будет происходить несмотря на отсутствие электроэнергии.

Слабым местом конструктивного решения является низкое расположение боевых перемычек и бортовых ветвей "кольца", т.е боевые перемычки вместе с отводами к потребителям попадают в поражаемый объем при подводных взрывах. При расположении перемычек вблизи или на уровне палубы непотопляемости (нижней палубы) этот недостаток мог бы быть изжит.
2.2 Спринклерные системы пожаротушения применяют на паромах и пассажирских судах для защиты жилых помещений, расположенных рядом с ними коридоров и общественных помещений. Их назначение – в ограничении распространения пожара и снижении температуры в защищаемых помещениях, что дает возможность организовать надежную эвакуацию пассажиров и членов экипажа.
Во всех защищаемых помещениях устанавливают достаточное число спринклеров – специальных клапанов с плавкими вставками, обеспечивающими закрытое положение клапанов. При повышении температуры в помещениях легкоплавкая вставка выплавляется, клапан-спринклер открывается, и вода начинает разбрызгиваться по помещению. На судах обычно используют спринклеры, срабатывающие при температуре 60-75 °С;

Обозначения: 1 - Распределительный трубопровод; 2- Универсальный сигна-лизатор давления; 3-Щит управления и контроля; 4- Пневмобак или импульсное устройство; 5- Контрольно-пусковой узел; 6 – Нормальная задвижка; 7 – Электродвигатель; 8 – Насос; 9 – Станция пожарной сигнализации; 10 – Компрессор.

Рисунок 2 – Схема спринклерной установки водяного пожаротушени

2.3 Дренчерная система пожаротушения по компоновке магистралей и установке распылительных головок аналогична спринклерной. Трубопроводы в обычном состоянии не заполнены водой. При включении системы пускается насос и подает забортную воду в магистраль ко всем распылителям – мелкораспыленная вода покрывает защищаемую площадь. Дренчерные установки пожаротушения
применяют для орошения грузовой палубы судов с горизонтальной погрузкой и танкеров, трубопроводов и открытых поверхностей емкостей газовозов. При возникновении пожара дренчерная установка охлаждает металлические палубыи другие конструкции судна, препятствуя распространению пожара.
Дренчерные установки предназначены для одновременного тушения пожара по всей защищаемой площади, создания водяных завес, а также орошения строительных конструкций, резервуаров с нефтепродуктами и технологического оборудования.

Дренчерная установка может состоять из одной или нескольких секций. Каждая из них обслуживается самостоятельным контрольно-пусковым узлом. Автоматическое включение дренчерных установок может обеспечиваться одной из следующих побудительных систем:

  • при наличии клапана группового действия – гидравлической или пневматической системой со спринклерами, системой пожарной сигнализации и побудительным трубопроводом, тросовой системой, имеющей легкоплавкие замки;
  • при наличии задвижек и вентилей с электроприводом – системой пожарной сигнализации с электрическими пожарными извещателями .

2.4 Система пенного пожаротушения применяется при пожарах в машинных помещениях и насосных отделениях. Все танкеры оборудуют палубными установками пенного пожаротушения.
На судах рекомендованы установки воздушно-механической пены.

Обозначения: 1 – Автоматический водопитатель(Пневмобак); 2- Трубо-провод от основного водопитателя; 3-Емкость с пеноообразователем; 4- Распределительный водопровод; 5- Запорно-регулирующее устройство; 6 – Пенный ороситель; 7 – Сигнально устройство; 8 – Контрольно-пусковой узел.

Рисунок 3 – Схема пенной спринклерной установки пожаротушения

2.5 Системами порошкового пожаротушения должны быть оборудованы все суда, перевозящие сжиженные газы наливом. На судне может быть несколько установок, смонтированных на салазках так, чтобы защищаемые ими площади перекрывали друг друга.
Пена как огнетушащее средство обладает высоким изолирующим свойством и частично охлаждающим. При вводе в действие установки в смеситель начинают подавать воду и пенообразователь. Образующийся в смесителе пенный раствор поступает к очагу пожара. На выходе пенного раствора устанавливают воздушные эжекторы, в которых завершается процесс ценообразования вследствие подсоса воздуха.
Время действия установки зависит от запаса пенообразователя в цистерне. Когда весь пенообразователь израсходован и через выпускные отверстия начинает поступать вода, во избежание разрушения пены установку отключают. Важным словием ликвидации пожара является максимальная подача пены в течение первых 3 минут. Стационарные пожарные стволы пенотушения располагаются так,
чтобы любая точка защищаемого помещения была удалена не более чем на 9 м.

По способу управления установки порошкового пожаротушения подразделяются на:

  • Автоматические установки – обнаружение пожара осуществляется посредством установки автоматической пожарной сигнализации с последующим поступлением сигнала на запуск АУППТ.
  • Установки с ручным запуском (местный, дистанционный) – подача сигнала на запуск АУППТ осуществляется вручную из помещения пожарного поста, станции пожаротушения, защищаемых помещений.

Автономные установки – функции обнаружения пожара и выдачи порошкового состава осуществляются независимо от внешних источников питания и управления (как правило, этой функцией снабжены модули пожаротушение для повышения надежности срабатывания при отказе внешних систем).

Обозначения: 1 – Корпус огнетушителя; 2- Клапан пневматический; 3-Баллон со сжатым газом; 4-Направляющая труба с грузом; 5-Тросс; 6 –Рукоятка ручного пуска; 7 –Легкоплавкий замок; 8 – Насадок.

Рисунок 3 – Схема автоматического порошкового огнетушителя.

2.6 Система СО2-пожаротушения используется для защиты грузовых, машинных и насосных помещений, кладовых, камбуза. Стационарными установками СО2-пожаротушения оборудуют машинные и
грузовые помещения судна. Установка С02-пожаротушения машинных помещений вводится в действие, если ранее принятые меры не позволили локализовать пожар. По магистрали углекислый газ подается в жидкой фазе под давлением, на выходе расширяется и в зону пожара подается плотный газ, эффективно вытесняющий кислород и понижающий его содержание в воздухе до 15% и ниже. Углекислый газ как огнетушащее средство нейтрален и не повреждает дорогостоящие грузы и механизмы.

Перед вводом в действие установки СО2-пожаротушения защищаемое помещение должно быть загерметизировано, за 20 с до момента подачи газа включается автоматический сигнал тревоги, одновременно с которым загорается световое табло, предупреждающее людей об опасности. По сигналу тревоги все люди должны покинуть помещение. Старший механик обязан убедиться в эвакуации людей из машинного помещения. Без дыхательного аппарата опасно входить в помещение, куда был подан углекислый газ, даже на короткое время.

2.7 Системы аэрозольного пожаротушения предназначены для ликвидации пожаров внутри помещений, связанных с использованием огнеопасных жидкостей, в трюмах кораблей, картинных галереях, музеях, архивах, кабельных туннелях, на различных электроустановках, находящихся под напряжением, а также во всех случаях, когда свойства участвующих в горении веществ и материалов не позволяют применять для пожаротушения воду или воздушно-механическую пену, или когда использование установок газового пожаротушения дает больший экономический эффект. Установки газового пожаротушения подразделяют: по способу тушения, по способу пуска и по способу хранения огнетушащего средства.

По способу тушения данные установки делят на установки объемного и локального пожаротушения. Способ объемного тушения основан на равномерном распределении огнетушащего средства и создании огнетушащей концентрации во всем объеме помещения, что обеспечивает эффективное тушение в любой точке помещения, в том числе и труднодоступной. Установки объемного тушения применяют в закрытых помещениях, в которых возможно быстрое развитие пожара. Установки локального (местного) тушения применяют для тушения пожаров агрегатов и оборудования при невозможности или нецелесообразности тушения в объеме всего помещения. Принцип локального пожаротушения заключается в создании огнетушащей концентрации в опасном пространственном участке помещения. Локальное тушение может осуществляться как с помощью автоматических установок, так и ручными средствами.

По способу пуска установки газового пожаротушения бывают:

  • с тросовым (механическим);
  • пневматическим;
  • электрическим;
  • комбинированным пуском.

По способу хранения огнетушащего средства в баллонах установки подразделяют на установки:

  • под давлением;
  • без давления.

Обозначения: 1- Узел отключения автоматического пуска; 2-Побудительная труба; 3-Побудительные баллоны; 4-Клапан распределительного устройства; 5-Сигнализатор давления; 6 –Выпускные насадки; 7 –Насадки побудительной системы(сприклеры); 8 – Кран ручного включения; 9 – Запорный клапан ; 10 – Секционн ый предохранитель; 11-Пусковые воздушные баллоны; 12-Баллоны с огнетушащим средством.

Рисунок 5 – Схема газовой системы пожаротушения.

Заключение

В последние годы в Украине высокими темпами проводят реконструкцию, капитальный ремонт и техническое переоснащение промышленных и общественных зданий сооружений под объекты различного назначения. Это также касается и объектов водного транспорта. В крупных, средних и даже малых городах, где есть водоемы (река, море, озеро) для обустройства гостиниц, ресторанов, офисных помещений используют судна. Для этих целей используют стояночные, пассажирские, постоянно или временно эксплуатируют у причала (берега), а также выведены из эксплуатации судна.

Пожарная безопасность на судах является чрезвычайно важной. Суда являются автономными, их помещения с разной степенью пожарной опасности располагаются рядом, в их конструкциях есть горючие материалы, в помещениях есть источники зажигания, пути эвакуации ограничены. Названные факторы, повышают пожарную опасность судов. В связи с этим вопросы обеспечения безопасности людей при авариях или пожаров на судах является особенно актуальным.

Суда проектируют и строят по специальным правилам, в отличие от зданий и сооружений. Нормы безопасности в этих правилах постоянно совершенствуют с учетом мирового опыта. В Украину классификацию гражданских судов и технический надзор за ними осуществляет национальное классификационное общество - Регистр судоходства Украины. Согласно Правилам Регистра судоходства Украины, «стояночные суда - несамоходные плавучие сооружения с корпусом понтонного типа или судового образования, которые обычно эксплуатируют у причала (берега)». Наличие у судна действующего класса Регистра означает, что оно находится под наблюдением предусмотренным Правилами классификационного общества за его техническим состоянием. По условиям эксплуатации и символом класса судно должно полностью или в определенной степени соответствовать требованиям Правил, которые на него распространяются по назначению. В Правилах Регистра содержатся требования к пожарной безопасности на судах , а именно к конструктивным элементам противопожарной защиты судна, систем пожаротушения и пожарной сигнализации, а также к противопожарному оборудованию и обеспечению.

Список использованной литературы

2. http://sea-library.ru/bezopasnost-plavanija/196-uglekislotnoe-pozharotuschenie.html

3. http://www.ooo-ksu.ru/pozharotushenie.html

4. http://admiral-umashev.narod.ru/ttd_14.html

5. http://www.engineerclub.ru/sistemi13.html

6. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RRzkui:l!xoxyls:!vumgwz@lto9

7. http://ksbsecurity.com/protivopozharnye-sistemy/

8. http://crew-help.com.ua/stati_out.php?id=58&tema=an

9. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=51665

10. http://seaspirit.ru/shipbuilding/ustrojstvo-sudna/sudovye-sistemy.html

11. Чиняев И.А. Судовые системы

М.: Транспорт, 1984, 216c. 3-e издание переработанное и дополненное.

12. Александров А.В. Судовые системы

Под редакцией Войткунского Я. И. - Л.: Судостроение, 1985. — 544 с.


10

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3704. Основы теории судна 1.88 MB
Пособие для самоподготовки Остойчивость морского судна Измаил – 2012 Пособие по курсу Основы теории судна разработано старшим преподавателем кафедры СВиЭС Домбровским В.Чимшыр В Пособии рассмотрены вопросы контроля и обеспечения остойчивости морских судов представлен перечень вопросов решаемых судоводителем по поддержанию судна в мореходном состоянии и даны краткие пояснения по каждому вопросу. В приложениях материалы пособия изложены в последовательности необходимой для понимания изучающим курс Основы теории судна.
15302. ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА 99.52 KB
Основные технико-эксплуатационные характеристики судна. Класс судна Регистра Украины. Определение водоизмещения координат центра тяжести и посадки судна.
14893. Определение места судна по двум пеленгам 322.02 KB
Определение места судна по двум пеленгам. Нанести на линии пути счислимое место судна на момент взятия пеленгов. В точке их пересечения получим обсервованное место судна на момент взятия пеленгов. На точность обсервованного места оказывают влияние следующие факторы: очерёдность пеленгования ориентиров; скорость судна; систематическая погрешность ошибка в поправке компаса.
14892. Определение места судна по двум горизонтальным углам 215.78 KB
Определение места судна по двум горизонтальным углам. Измерить три угла между направлениями на три ориентира по схеме как показано на нижеприведённом рисунке. Зафиксировать момент Т и отсчёт лага ОЛ измерения второго угла. Два измерения первого угла усреднить...
14891. Основы определения места судна методом обсерваций 293.02 KB
Основы определения места судна методом обсерваций. Определение места судна только методом счисления пути не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания. Погрешности счисления накапливаются и точность места судна снижается пропорционально пройденному по счислению расстоянию. Обсервация это определение места судна по измерениям навигационных параметров навигационных ориентиров с известными координатами.
1476. РАСЧЕТ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА КОНДЕНСАТНОЙ СИСТЕМЫ СУДНА 287.64 KB
Конденсатно-питательная система предназначена для отбора конденсата из главного и вспомогательного конденсаторов, приема и выдачи, хранения, подготовки и подачи питательной воды к паропроизводящим установкам и агрегатам и на органы регулирования управления.
17692. Разработка принципиальной технологии постройки корпуса судна 269.83 KB
Габариты цеха 96х34х12 и количество пролетов 1 создают для рабочих трудности как при сборке и сварке секций так и при специализации каждого пролета. Один пролет усложняет задачу размещения на производственной площади рабочих зон для формирования закладных днищевых плоскостных палубных бортовых и криволинейных носовая кормовая секций; - в связи с увеличением числа пролетов необходимо и увеличение числа...
20558. Разработка технологии изготовления сварной металлоконструкции «Секция настила рефрижераторного судна» 1.34 MB
Области применения сварки непрерывно расширяются. Сварка стала ведущим технологическим процессом при изготовлении и ремонте металлических конструкций и изделий в промышленности строительстве транспорте сельском хозяйстве и т. Некоторые только осваиваются возможности их еще познаются и основное применение их в перспективе.
20574. ШТУРМАНСКАЯ ПРОРАБОТКА МАРШРУТА ПЕРЕХОДА СУДНА ПРОЕКТА CF-7200A-1 ПО МАРШРУТУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ‒ КАЛИНИНГРАД 413.88 KB
Написание пояснительной записки и представление руководителю для ознакомления. Анализ требований к современному состоянию морских карт руководств и пособий для плавания. Описание порядка комплектования судна картами и пособиями для плавания. Подбор карт руководств пособий для плавания.
4138. Система альтернативного голосування. Система кумулятивного голосування. Система балів 4.28 KB
Система альтернативного голосування. Система кумулятивного голосування. Система балів Способом яким долається нерезультативність системи абсолютної більшості вже у першому турі виборів є альтернативне голосування преференційне або абсолютне голосування за якого виборці голосують за одного кандидата але вказують при цьому порядок своїх переваг для інших. Така система запроваджена у Австралії при виборах Палати представників нижньої палати австралійського парламенту.

Судовые системы пожаротушения являются важнейшими конструктивными составляющими, при расчете и проектировании которых учитывается множество различных факторов, включая автономность корабля, ограничения габаритных размеров путей эвакуации, соседнее расположение помещений разных уровней пожарной опасности, использование горючих материалов в качестве элементов конструкции и т. п.

Указанные факторы существенно усугубляют опасность возникновения пожара на судах, поэтому особое внимание уделяется разработкам и внедрению новейших противопожарных систем, а также повышению эффективности способов обеспечения безопасности экипажа и пассажиров.

Классификация

Стационарные системы пожаротушения на судах рассчитываются еще на стадии проектирования плавучего средства, и полностью устанавливаются во время его закладки. Сегодня суда торгового флота Российской Федерации оснащаются противопожарными установками, которые делят, в зависимости от конкретной задачи, на:

  • Водяные, использующиеся для защиты жилых кают, общественных помещений судна и отсеков с горючими и/или легковоспламеняющимися веществами;
  • Газовые (на основе инертных газов и углекислоты), монтируемые в местах, где высока вероятность возникновения пожаров С-класса;
  • Пенные (с тушащим веществом в виде пены средней и высокой плотности), устанавливаемые в помещениях, где могут возникнуть возгорания класса В;
  • Порошковые – использующиеся для защиты помещений, где вероятно возникновение пожара класса С

Кроме того, на судах речного флота, предназначенных для перевозки пассажиров, традиционно применяется система аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ). Эта система монтируется в:

  • машинном отделении, где располагаются силовые агрегаты, работающие на жидком горючем;
  • генераторной, где находятся источники аварийного и основного электричества;
  • зонах установки гребных электродвигателей;
  • местах расположения распределительных щитков и у разветвления электромагистралей;
  • сетях вентиляции оборудования.

Требования к судовым системам пожаротушения

Рабочие модули АОТ, представляющие собой баллоны с огнетушащим составом и детектором возгорания, подключаются к сети внешнего управления и оповещения. Кроме того, каждый модуль может быть активирован вручную, без участия автоматики.

Водяные системы пожаротушения на судне. Они монтируются в процессе закладки корабля, могут быть линейными или кольцевыми, с диаметром труб до 150-ти миллиметров. Последний аспект обусловлен необходимостью обеспечения напор воды в 350 кПа, а на грузовых кораблях — 520 кПа.

При этом, пассажирские плавсредства обычно укомплектованы спринклерными системами с распылителями, в то время, как на грузовые суда предпочтительнее устанавливать дренчерные системы, способными сформировать водяную завесу в местах, где монтаж огнеупорной перегородки невозможен.

Что до систем газового пожаротушения, то их применение ограничивается помещениями с вспомогательными генераторами и насосами, а также грузовыми отсеками различных судов. При этом объемные струи подачи газа направляются непосредственно на генераторы.

Система водотушения (тушение огня сплошной струей воды) проста, надежна и ею оборудуются все без исключения суда независимо от условий их эксплуатации и назначения. Основными элементами системы являются пожарные насосы, магистральный трубопровод с отростками, пожарные краны (рожки) и шланги (рукава) со стволами (брандспойтами). Помимо своего прямого назначения система водотушения может обеспечивать забортной водой системы водяного орошения, водораспыления, водяных завес, пенотушения, спринклерную, балластную и др.; эжекторы осушительной и водоотливной систем; трубопроводы охлаждения механизмов, приборов и устройств; трубопроводы промывки фекальных цистерн. Кроме того, система водотушения подает воду для обмывки якорных цепей и клюзов, мытья палуб и продувания кингстонных ящиков.

На спасательных и пожарных судах имеется специальная система водяного пожаротушения, независимая от общесудовой системы.

Систему водотушения нельзя использовать для тушения горящих нефтепродуктов, так как плотность топлива или масла меньше, чем воды, и они растекаются по ее поверхности, что приводит к увеличению охваченной огнем площади. Водой нельзя тушить пожары лаков и красок, а также электрооборудования (вода является проводником и вызывает короткое замыкание).

Магистральный трубопровод системы выполняют линейным и кольцевым. Число и расположение пожарных рожков должны быть такими, чтобы в любую точку пожара можно было подать две струи воды от независимых пожарных рожков. Пожарный рожок представляет собой запорный клапан, имеющий с одной стороны фланец, которым он соединяется с трубопроводом, а с другой стороны - быстросмыкаемую гайку для присоединения пожарного рукава. Свернутый в кольцо рукав со стволом хранится в стальной корзине около пожарного рожка. На пожарных катерах, спасательных судах и буксирах помимо рожков устанавливают лафетные стволы, из которых можно направлять мощную струю воды на горящее судно.

Напор в магистрали должен обеспечивать высоту струи воды не менее 12 м. В качестве механизмов системы водотушения применяют обычно центробежные и (реже) поршневые насосы. Подачу и напор пожарных насосов рассчитывают исходя из наиболее неблагоприятного случая работы системы, например из условия одновременного обеспечения действия пожарных рожков в количестве 15 % от всего числа установленных на судне, водяного орошения трапов и выходов из МО, системы водораспыления в МО, системы пенотушения. По Правилам Регистра СССР минимальный напор должен быть 0,28-0,32 МПа; расход воды через ствол - не менее 10 м 3 /ч.

Приемные трубопроводы пожарных насосов обычно присоединяют к кингстонам, причем насос должен иметь возможность принимать воду не менее чем из двух мест.

На рис. 5.43 приведена типовая схема системы водяного пожаротушения с кольцевой магистралью.

Рис. 5.43. Схема системы водяного пожаротушения с кольцевой магистралью для грузовых судов
1 - магистрали на обмыв якорных цепей и клюзов; 2 - угловой клапан; 3 - к системе водораспыления в МО; 4 - к системе пенотушения; 5 - на промывание цистерн сбора сточных вод; 6 - к системе орошения выходов и вахт; 7 - концевой клапан; 8 - манометр; 9 - центробежный насос; 10 - мановакуумметр; 11 - угловой невозвратно-запорный клапан; 12 - клинкетная задвижка; 13 - водяной фильтр;- 14 - кингстонный ящик; 15 - донный кингстон; 16 - невозвратно-запорный клапан; 17 - магистрали забортной воды

К двум центробежным насосам 9 забортная вода поступает от кингстона 15 и от другой магистрали 17 через фильтр 13 и клинкетные задвижки 12. У каждого насоса имеется байпасный трубопровод с невозвратно-запорным клапаном 11, позволяющий перекачивать воду по замкнутому контуру (работать «на себя»), когда нет расхода воды на потребителей. Напорные трубопроводы обоих насосов включены в кольцевую магистраль, от которой отходят: трубы к пожарным клапанам 2; трубопровод 1 на обмыв якорных цепей и клюзов; ответвления - 3 к системе распыления МО, 4 к системе пенотушения, 5 на промывание цистерн сбора сточных вод, 6 к системе орошения выходов и вахт.

Морские и речные суда относятся к особой категории объектов с точки зрения опасности возгорания. Пожарная безопасность на судне закладывается еще на базе проектирования и строительства морского транспорта. В этих целях используются устойчивыми к возгоранию материалами, прокладывают системы трубопроводов, обрабатывают поверхности огнезащитными средствами и обеспечивают изоляцию между отсеками. Но при наличии всех предусмотренных мер суда продолжают оставаться опасными в пожарном отношении объектами и требуются дополнительные мероприятия для их защиты от огня.

Причины возгорания на судах

Любое судно по своей конструкции представляет собой ограниченное по площади помещение с высокой плотностью размещения электротехнического и силового оборудования. Дополнительным опасным фактором служит наличием легко возгораемых и взрывоопасных грузов.

Основные причины возгораний связаны с беспечным поведением экипажа:

  • эксплуатация неисправного электрооборудования;
  • курение в местах для этого необорудованных;
  • сварочные работы без соблюдения техники безопасности;
  • загромождение пространства, в том числе путей эвакуации;
  • неаккуратное обращение с воспламеняющимися жидкостями.

К пожарам могут привести и неправильные действия руководителей или собственников судна:

  • перегруз трюмов пожароопасным грузом;
  • неправильное складирование различных видов материалов;
  • ненадлежащая эксплуатация системы пожаротушения на судах.

Пожары на водном транспорте опасны тем, что:

  • ограничены способы и возможности эвакуации;
  • присутствует большое количество топлива или летучих газов в местах его хранения;
  • противопожарные работы необходимо проводить с учетом сохранения остойчивости корпуса.

Виды средств пожаротушения, использующихся на судах

Сложная конструкция судов и наличие помещений различного назначения требует обоснованного подхода к оборудованию объектов защитными средствами. Различные противопожарные системы на судне используются с учетом особенностей помещений и назначения самих судов.

Самый распространенный способ тушения – с помощью воды. Водяные способы борьбы с огнем монтируются в ходе строительства судна. Используются кольцевой и линейный трубопроводы. В тушении пожаров используются несколько насосов с защитными заслонками (кингстонами).

На судах с повышенной пожарной опасностью (танкерах, газовозах) используется на судне, которые обеспечивают быстрое реагирование и максимальное количество огнегасящего вещества.

В жилых помещениях предпочтительнее на судах, обеспечивающая возможность эвакуации людей и имущества.

Там, где использование воды не имеет должного эффекта или даже представляет опасность, например, в машинных и насосных отделах, используются пенные устройства для пожаротушения. Вода при высоких температурах превращается в горячий пар и становится опасной для людей, не меньше чем огонь.

Суда, перевозящие взрывоопасные и горючие вещества, например, сжиженные газы, оснащаются порошковыми средствами, которые позволяют купировать возгорание и не дают ему распространиться дальше.

Основные системы имеют стационарные конструкции. Наряду с ними используются переносные, мобильные системы (огнетушители), которые применяют для подавления небольших возгораний местного значения.

Сочетание различных способов считается наиболее эффективным.

Виды пожарных сигнализаций, использующихся на судах

В связи с высокой опасностью возникновения возгораний на всей площади морских и речных судов устанавливаются судовые пожарные сигнализации.

Предпочтение отдается автоматическим системам, так как они не нуждаются в постоянном контроле человеком, т.е. не отрывают экипаж судна от выполнения прямых обязанностей. Автоматические системы дополняются извещателями с ручным способом включения, которые размещаются в общедоступных местах.

Обратите внимание!

В большинстве случаев система пожарной сигнализации на судах речного флота дополняется звуковым оповещением, предупреждающим пассажиров и членов экипажа об опасности.

Пожарная сигнализация на судне представлена следующими видами:

  • электрические устройства
  • пневматические схемы, не зависящие от наличия напряжения в сети
  • извещатели, реагирующие на появление дыма
  • температурные датчики, реагирующие на максимальные показатели
  • дифференцированные виды, настроенные на резкое изменение тепловых значений внутри помещения
  • автоматические и ручные виды сигнализации
  • комбинированные системы, которые включают одновременно несколько видов датчиков, чтобы повысить результативность и снизить случайность активизации судовой системы пожарной сигнализации и необоснованного включения средств пожаротушения.

В каких местах нужно размещать сигнализацию на судне?

Основным средством защиты морского транспорта являются стационарные системы пожаротушения. Базовые конструкции устанавливают еще на судостроительном заводе, пока корабль находится на стапелях.

Впоследствии судовладельцы дополняют существующие системы, модернизируют или заменяют устаревшие модели.

Места размещения судовых стационарных систем пожаротушения – это наиболее опасные участки и помещения:

  • машинное отделение с дизельными двигателями;
  • судовые электрогенераторные или другие помещения, в которых располагаются источники электроэнергии и разветвления электрических сетей;
  • отсеки с работающими электродвигателями и насосами;
  • вентиляционные сети.

Также установка АПС на судне предусмотрена в местах нахождения экипажа, т.е.:

  • в жилых каютах;
  • на камбузе;
  • в коридорах.

В грузовых трюмах или отсеках устанавливаются газовые и порошковые устройства, обладающие высокой эффективностью, но опасные для людей, находящихся в зоне воздействия.

Выбор пожарной системы

Безопасность водных транспортных средств в значительной мере зависит от того, насколько обоснованно выбраны системы пожаротушения на судне.

При выборе необходимо учитывать следующие факторы:

  • назначение водного транспорта и степень опасности в пожарном отношении перевозимых грузов;
  • размеры объекта в целом и отдельных помещений, а также конструктивные характеристики отдельных частей конструкции;
  • количество пожароопасного оборудования и распределение его по площади объекта;
  • наличие, объем и способ складирования грузов, и их показатели пожароопасности.

При оценке средства пожаротушения обращают внимание на следующие показатели:

  • возможность использования при различных типах возгораний (А, В, С и так далее);
  • площадь, охватываемая огнегасящими веществами, с учетом высоты отсека;
  • скорость реагирования и время работы пожарной системы;
  • автоматическое срабатывание и возможность включения в ручном режиме;
  • опасность для людей и вред, который потенциально может быть нанесен защищаемому от огня имуществу
  • возможность монтажа в стесненных условиях или в нестандартных конструкциях водного транспорта.

Заключение

Правильный выбор, монтаж и эксплуатация судовых систем пожаротушения – это залог безопасности судна, экипажа, пассажиров и груза.