Современная система специальных образовательных услуг. Основные компоненты отечественной системы специальных образовательных услуг

- 55.61 Кб

МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине: Специальная педагогика

Тема: « Современная система специальных образовательных услуг »

Выполнила:

Студентка группы 9АФК-211

Цыпилева Н.Н.

Научный руководитель:

Парамонова В.А.

Череповец, 2012 г.

Введение………………………………………………………… …………..3 стр.

1. Медико-социально- педагогический патронаж…………………………4 стр.

2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь….5 стр.

3. Дошкольная система специального образования……………………..7 стр.

4. Школьная система специального образования………………………...9 стр.

5. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью............. .............................. .............................. ..............24 стр.

6. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями…………………………………………… ………………..26 стр.

Заключение…………………………………………………… ……………28 стр.

Список используемой литературы………………………………………..29 стр.

Введение

В системе специального образования значимую роль играет достаточный уровень восприятия обучающимися учебного материала, который обеспечивается оптимальным выбором средств реализации коррекционно-образовательного процесса. Долгие годы система образования чётко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой системы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения. Современная система специальных образовательных услуг предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

1. Медико-социально- педагогический патронаж

Патронаж (от фр. patronage - покровительство) - вид медико-социальной работы профилактической направленности, которая проводится на дому. Медико-социально- педагогический патронаж является неотъемлемой частью специального образования и представляет собой комплекс мер, направленных на преодоление проблем лечения, обучения и воспитания личности, имеющей нарушения развития. Медико-социально- педагогический патронаж является частью специального образования, имеет такие цели, как: реализация и разработка новых коррекционно-обучающих программ для детей с нарушениями развития и их семей; оказание комплексной помощи (медицинской, психологической, педагогической) детям с нарушениями развития; помощь в выборе индивидуальной программы помощи и поддержки для каждого ребёнка с нарушениями развития; привлечение внимания общественности (в том числе при помощи СМИ) к проблемам людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности, и т.д. Медико-социально- педагогический патронаж реализуется различными как государственными учреждениями и службами (психолого-медико- педагогическими комиссиями, психолого-медико-социальными центрами), так и негосударственными образованиями - благотворительными фондами, общественными ассоциациями и др. Одной из важнейших задач медико-социально- педагогического патронажа служат ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь. Способствующие предупреждению инвалидности (или снижению степени ограничения жизнедеятельности). И за рубежом, и в нашей стране существует множество методик для диагностики и оказания ранней помощи людям, имеющим нарушения развития. За рубежом опыт оказания ранней помощи более обширен, чем в России, в результате можно наблюдать картину практически полноценной жизнедеятельности людей с нарушениями развития. Как показывает опыт, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, воспитываемый в семье, может вести более полноценную жизнь, чем его сверстники, воспитывающиеся в различных учреждениях. Огромное значение имеет позиция, которую принимает семья, имеющая ребёнка с нарушениями развития, готовность членов семьи принимать ребёнка таким, какой он есть. Специалисты медико-социально- педагогического патронажа проводят специальные занятия с ребёнком, предлагают свою помощь в консультировании семьи в различных вопросах, по адаптации прежде всего членов семьи к тому, что их ребёнок не такой, как другие. В России оказание ранней помощи и диагностики носит экспериментальный характер и осуществляется посредством психолого-медико-социальными центрами и службами. Достижение ими положительных результатов предполагает дальнейшее развитие системы ранней диагностики и помощи в нашей стране.

2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

Важнейшей составляющей процесса МСПП являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от эффективности организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Предупреждение инвалидности – профилактика возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов или предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность. Теоретическую базу программ ранней диагностики и ранней педагогической помощи составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для активизации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов – «социального вывиха» – оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей. Программы ранней помощи. В России имеется ряд методологических разработок отечественных учёных (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в ПМПК. В то время как в нашей стране система ранней диагностики и коррекции находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности. Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт – оптимальной ситуацией для полноценного развития ребёнка является его пребывание в семье, при условии, что родители включены в абилитационный процесс, организуемый службами ранней помощи: стимуляция развития ребёнка в ходе специальных занятий, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического обращения с ребёнком в повседневной жизни. Таким образом в семье создаётся специальная развивающая среда, а в случае необходимости в процесс вмешиваются консультанты и специалисты МПП центров. Подобный вид деятельности для отечественной практики образования является инновационным и предлагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса.

3. Дошкольная система специального образования.

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30 годы. К началу 70-хх была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:

А. Ясли-сады,

Б. Детские сады,

В. Дошкольные детские дома,

Г. Дошкольные группы при садах и детских домах как общего, так и специального назначения. В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учёными и практиками были разработаны принципы, методы и приёмы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится системы специального дошкольного образования. Принципы построения специального дошкольного образования: 1. Комплектование учреждения по принципу ведущего отклонения в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, опроно-двигательного аппарата). 2. Меньшая наполняемость групп (до 15 человек). 3. Введение в штат специалистов-дефектологов, а также медицинского персонала. 4. Разработка специальных комплексных программ. 5. Перераспределение ряда занятий между воспитателями и дефектологами.

6. Организация специальных видов занятий (лечебная физкультура, развитие зрительного и слухового восприятия). 7. Бесплатность.

Долгое время основным признаком советской системы специального образования были закрытость, изолированность, искусственная отчуждённость воспитанников от сверстников и общества в целом, в специального учреждения не принимались дети с комбинированными и комплексными отклонениями в развитии, не подлежали приёму дети с диагнозом эпилепсия, шизофрения, умственной отсталостью, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, должны били обходиться своими силами, с ограниченным медицинским сопровождением. Принятые в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» и в 1995г. Федеральный закон «О внесении изменений…» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, изменили ряд организационно-правовых аспектов в специальном образовании. ДОУ для детей с отклонениями в развитии обеспечивает воспитание, обучение и уход за детьми в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ при наличии условия для коррекции, при согласии родителей (законных представителей), на основании заключения ПМПК. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возрасти. Группы кратковременного пребывания детей – создаются для той категории детей, которые не могут посещать д-с в обычном режиме. Задачи этих групп – оказание своевременной психолого-педагогической помощи, консультативно-методическая поддержка и формирование готовности к обучению. Продолжительность занятий до 5 час в неделю. Форма занятий индивидуальная или малыми группами (3-5 чел) в присутствии родителей.

4. Школьная система специального образования.

Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому. В течение XX в. складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами и в которых в СССР и в России обучалось и обучается подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями. В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в

обучении - задержкой психического развития);

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Деятельность таких учреждений регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», а также письмом Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов». В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты. Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть учреждено федеральными органами исполнительной власти (Министерством образования РФ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (управлением, комитетом, министерством) образования области, края, республики) и органами местного (муниципального) самоуправления. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть негосударственным. В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учредителем. Каждое такое образовательное учреждение несёт ответственность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специального образовательного стандарта. Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдаётся документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения. В специальную школу ребёнка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико- педагогической комиссии. Также с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребёнок может быть переведён внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней. В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в ходе психолого-медико- педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

Краткое описание

В системе специального образования значимую роль играет достаточный уровень восприятия обучающимися учебного материала, который обеспечивается оптимальным выбором средств реализации коррекционно-образовательного процесса. Долгие годы система образования чётко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой системы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3 стр.
1. Медико-социально-педагогический патронаж…………………………4 стр.
2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь….5 стр.
3. Дошкольная система специального образования……………………..7 стр.
4. Школьная система специального образования………………………...9 стр.
5. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.......................................................................................24 стр.
6. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями……………………………………………………………..26 стр.
Заключение…………………………………………………………………28 стр.
Список используемой литературы……

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30-х гг.

К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифферен­цированная сеть дошкольных учреждений специального назначения :

· ясли-сады;

· детские сады;

· дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики откло­нений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время. Были заложены следующие организационные прин­ципы построения специального дошкольного образования.

Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:

· с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);

· с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

· с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

· с нарушениями интеллекта (умственно отсталых);


· с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами напол­няемость групп (до 15 воспитанников).

Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специаяистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды , а также дополнительных медицинских работников.

Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными ком плексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонения­ми в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.

Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами . Так, занятия по развитию речи, формированию эле­ментарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.

Организация специальных видов занятий , таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как пра­вило, не выделяются структурно в сетке занятий.

Бесплатность . Известно, что родители вносят некоторую пла­ту за пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с от­клонениями в развитии сделано исключение – с их родителей не взимается никакой платы (см. письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»). Указанное право по сей день регламентируется этим документом.

Вся работа в специальных дошкольных учреждениях была под­чинена единой цели – помочь семьям в воспитании «проблемных» детей, максимально реализовав их потенциальные возможности.

Характерным признаком советской системы образования были довольно строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в дошкольные учреждения. Во-первых, такие дети не принимались в массовые детские сады. Если же у воспитанника массового до­школьного учреждения отклонения в развитии выявлялись позже, в ходе обучения, то вопрос о его выводе из состава этого учреж­дения и переводе в специализированное учреждение или группу решался достаточно жестко. В результате специалисты, в том чис­ле и зарубежные наблюдатели, оценивающие советское образова­ние, отмечали чрезвычайную закрытость, изолированность учре­ждений для детей с отклонениями в развитии, искусственную отчужденность воспитанников от нормально развивающихся свер­стников и от общества в целом.

Во-вторых, был установлен достаточно обширный перечень диагнозов, которые исключали возможность получения общест­венного дошкольного образования. Так, в специальные дошколь­ные учреждения не принимали детей с комбинированными, ком­плексными отклонениями в развитии. Например, в дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха не подлежали приему слепоглухие, умственно отсталые дети. В то же время в учрежде­ния для детей с нарушениями зрения и с нарушениями интеллекта не принимали глухих и слабослышащих. Помощь таким детям осуществлялась в единичных учреждениях образования и далеко не в каждом регионе России. Кроме того, не подлежали приему дети, страдающие эпилепсией, шизофренией, психопатоподобным поведением, дети с умственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии, дети с нарушениями опорно-двигательного ап­парата, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитываю­щие таких детей, вынуждены были обходиться в отношении их образования своими силами и зачастую ограничивались медицин­скими мероприятиями.


Отметим также, что определить ребенка в ясли-сад можно было только с 2-летнего возраста, а в детский сад – с 3 лет. Дети раннего возраста являлись объектом внимания здравоохранения и прак­тически не имели психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, созданная сеть специализированных дошколь­ных учреждений внесла огромный положительный вклад в орга­низацию системы всеобщего дошкольного образования, однако оказалась недостаточно гибкой в отношении большой группы детей со специальными потребностями, не подпадающими под нормы отбора и комплектования этих учреждений.

Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образо­вании» и в 1995 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образова­ния в России, новую типологию образовательных учреждений, произвели изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специального образования.

Утвержденные в последующие годы соответствующие типовые положения для каждого как уже существующего, так и нового ти­па образовательных учреждений открыли новые возможности для функционирования широкой сети образовательных учреждений, в которых дети дошкольного возраста со специальными потребно­стями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.

Прежде всего, это дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ).

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, пока родители находятся на работе, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, детский сад может оказаться практиче­ски единственным местом, где созданы условия, необходимые для полноценного развития таких детей.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образо­вательном учреждении, утвержденным постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 01.07.95 № 000, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих груп­ пах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспита­ние в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответст­вии со специальными коррекционно-развивающими программа­ми, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:

· с тяжелыми нарушениями речи – до 6 и 10 человек;

· с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в воз­расте старше 3 лет – до 12 человек;

· глухих – до 6 человек для обеих возрастных групп;

· слабослышащих – до 6 и 8 человек;

· слепых – до 6 человек для обеих возрастных групп;

· слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием – до 6 и 10 человек;

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата до 6 и 8 че­ловек;

· с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 и 10 человек;


· с задержкой психического развития –до 6 и 10 человек;

· с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет – до 8 человек;

· с туберкулезной интоксикацией – до 10 и 15 человек; часто болеющих – до 10 и 15 человек;

· со сложными (комплексными) дефектами – до 5 человек для обеих возрастных групп;

· с иными отклонениями в развитии – до 10 и 15 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адап­тация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивиду­ально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутст­вии родителей в удобное для них время. Эта новая организацион­ная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю, (Основание: инструктивное письмо Минобразования Рос­сии от 29.06.99 № 000/23-16 «Об организации в дошкольных обра­зовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).

Указанные детские сады и группы подпадают под современное определение, использующееся в нормативных документах – «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников, с отклонениями в развитии».

Многие изменения в сфере отечественного образования проис­ходят под влиянием зарубежного опыта. Так, в развитых странах по отношению к детям со специальными потребностями широко применяются разные модели интеграции в среду нормально развивающихся детей. В условиях российского дошкольного образо­вания интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления детские сады общеразвивающего вида должны иметь массу условий – специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной рабо­ты с детьми. Наиболее реальным применение интегрированного обучения сейчас видится по отношению к детям, которые, не­смотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизического развития и психологическую готовность к совместному обучению с нор­мально развивающимися сверстниками. Специалисты, распро­страняющие идеи интеграции, полагают, что в настоящее время такие условия легче создать:

а) в общеразвивающих группах дет­ских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы;

Специальная школа VII вида предназначена для детей, испы­тывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих задержку психического развития (ЗПР).

Образовательный процесс в этой школе осуществляется в соот­ветствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступе­ней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (3-5 лет)

2-я ступень - основное общее образование (5 лет).

Дети принимаются в школу VII вида только в подготовитель­ный, первый и второй классы, в третий класс - в виде исключения. Те, кто начал учиться в обычной школе с 7 лет, принимаются во второй класс школы VII вида, а начавшие учиться в обычном об­разовательном учреждении с 6 лет могут быть приняты в первый класс школы VII вида.

Дети, не имевшие никакой дошкольной подготовки, могут быть приняты в возрасте 7 лет в первый класс школы VII вида, а в возрасте 6 лет - в подготовительный класс.

Количество детей в классе (группе) не более 12 человек.

У обучающихся в школе VII вида сохраняется возможность пе­рехода в обычную школу по мере коррекции отклонений в разви­тии, устранения пробелов в знаниях после получения начального общего образования.

При необходимости уточнения диагноза ребенок может обу­чаться в школе VII вида в течение года.

Специальную педагогическую помощь дети получают на инди­видуальных и групповых коррекционных занятиях, а также на ло­гопедических занятиях.

Специальная школа VIII вида обеспечивает специальное обра­зование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Обучение в этой школе не является цензовым, имея качественно иное содер­жание. Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессионально-трудовой подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образования по общеобразо­вательным предметам.

Обучение в школе VIII вида завершается экзаменом по трудо­вому обучению. Школьники могут быть освобождены от экзамена (аттестации) по состоянию здоровья. Порядок освобождения определяется Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В школу VIII вида ребенок может быть принят в первый или подготовительный класс в возрасте 7-8 лет. Подготовительный класс позволяет не только лучше подготовить ребенка к школе, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образовательного процесса и психолого-педагогического изучения возможностей ребенка.

Количество учеников в подготовительном классе не превышает 6-8 человек, а в остальных классах - не более 12.

Сроки обучения в школе VIII вида могут быть 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом профессиональной подготовки, 10 лет с классом про­фессиональной подготовки. Эти сроки обучения могут быть уве­личены на 1 год за счет открытия подготовительного класса.

Если школа имеет необходимую материальную базу, то в ней могут быть открыты классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.

В такие классы переходят учащиеся, окончившие восьмой (девя­тый) класс. Окончившие класс с углубленной трудовой подготов­кой и успешно сдавшие квалификационный экзамен получают документ о присвоении соответствующего квалификационного разряда.

В школах VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью. Число де­тей в таком классе не должно превышать 5-6 человек.

Дети могут быть направлены в подготовительный (диагности­ческий) класс. В течение учебного года предварительный диагноз уточняется, и в зависимости от этого на следующий год ребенок может быть либо направлен в класс для детей с тяжелыми формами нарушения интеллекта, либо в обычный класс школы VIII вида.

Комплектование классов для детей с тяжелой формой интел­лектуального недоразвития проводится по трем уровням:

1-й уровень - в возрасте с 6 до 9 лет;

2-й уровень - с 9 до 12 лет;

3-й уровень - с 13 до 18 лет.

В такие классы могут быть направлены дети в возрасте до 12 лет, пребывание их в системе школьного обучения до 18 лет. Отчисле­ние из школы происходит в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями.

В такие классы не принимаются дети с психопатоподобным поведением, эпилепсией и другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Эти дети могут посещать кон­сультативные группы вместе с родителями.

Режим работы класса (группы) устанавливается по договоренности с родителями. Процесс обучения осуществляется в ре­жиме прохождения каждым воспитанником индивидуального об­разовательного маршрута, определяемого специалистами в соот­ветствии с психофизическими возможностями того или иного ребенка.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих особые образовательные потребности, создаются спе­циальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с про­филем нарушений в развитии. Преимущественно это детские дома и школы-интернаты для детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.

В случае если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях. Организация такого обучения оп­ределяется постановлением Правительства Российской Федера­ции «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инва­лидов на дому и в негосударственных образовательных учрежде­ниях» от 01.01.01 г. № 000.

В последнее время стали создаваться школы надомного обуче­ния, персонал которых, состоящий из квалифицированных специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в до­машних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения. В условиях групповой рабо­ты, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваи­вает социальные навыки, приучается к обучению в условиях груп­пы, коллектива.

Право на обучение в домашних условиях получают дети, забо­левания или отклонения в развитии у которых соответствуют ука­занным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилакти­ческого учреждения.

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящее­ся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется воз­можность бесплатного пользования учебниками , фондом библио­теки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консульта­тивную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ. Школа обеспечивает промежу­точную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о со­ответствующем уровне образования. В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.

Если ребенок с особыми образовательными потребностями обучается на дому, органы управления образованием компенсируют родителям затраты на обучение в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования обучения ребенка в соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, с сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; социальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведется специальная образовательная деятельность. Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального или группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку; Реабилитационные центры оказывают также социальную и психологическую помощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: ведут коррекционно-педагогическую работу и консультирование.

Для оказания логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи и обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, работает логопедическая служба. Это может быть введение в штат образовательного учреждения должности учителя-логопеда, создание в структуре органа управления образованием логопедического кабинета или создание логопедического центра. Наиболее широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном учреждении. Основными задачами его деятельности являются: коррекция нарушений устной и письменной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями; распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Занятия на логопедическом пункте проводятся как в свободное от уроков время, так и во время уроков (по согласованию с администрацией школы).

Дети с установленным диагнозом задержка психического развития и обучающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения получают логопедическую помощь учителя-логопеда, прикрепленного к данному классу.

Ответственность за обязательное посещение логопедических занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и администрация школы.

В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи идет поиск моделей специальных образовательных учреждений, наиболее отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны и особым образовательным потребностям обучающихся, и моделей, которые могли бы эффективно функционировать в отдаленных от центра регионах страны, в условиях дефицита кадров специальных педагогов и психологов, удовлетворяя все существующие образовательные и реабилитационные потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.

Развиваются новые модели специальных образовательных учреждений, построенные на основе указанных выше типовых. Так, востребованной является такая модель специального образовательного учреждения, которая наряду с функцией образования (дошкольного и школьного) выполняет функции психолого-педагогического консультационного центра, а также центра социальных услуг для малоимущих слоев населения, центра образовательных услуг в получении начального профессионального образования . Такие модели специальных образовательных учреждений функционируют сегодня и на европейской территории России (например, в Москве, Новгороде, Ярославле, С.-Петербурге), и на юге (в Махачкале), и в Сибири, и на Урале (в Магадане, Красноярске, Екатеринбурге). Потребностям детей и подростков в оздоровительной работе отвечают условия специальной (коррекционной) оздоровительной школы-интерната, где воспитанникам предлагается комплексная программа, включающая дифференцированный личностно-ориентированный образовательный процесс, осуществляемый в тесной связи с индивидуализированной медико-реабилитационной поддержкой и социально-педагогической помощью, а также обеспечен благоприятный психологический климат и комфортная социокультурная среда образования в целом (Москва, школа-интернат № 65).

Существует модель современного образовательного учреждения для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Десятилетний опыт работы такого образо­вательного учреждения (Псковский лечебно-педагогический центр) показал возможность и необходимость включения в образова­тельное пространство детей и подростков с тяжелыми и множест­венными нарушениями развития.

Существуют и другие варианты специальных образовательных учреждений, создаваемых сегодня энтузиастами специальной пе­дагогики сообразно возможностям местных социокультурных ус­ловий, национальных и региональных особенностей.

Одна из целей образования на современном этапе - возможность полноценного развития в детском возрасте. На современном этапе одним из самых актуальных направлений специальной педагогики является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии.

Ранняя помощь - быстроразвивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии. В систему ранней помощи встраивается такое понятие как «сопровождение». Это новый для нашей страны вид социальной помощи, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении проблем семьи и осуществляется через реализацию разных социально-педагогических, психологических, защитно-правовых и абилитационных программ.

В настоящее время Институт коррекционной педагогики РАО разрабатывает программу создания единой государственной системы раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии. В Москве апробация различных моделей ранней помощи осуществляется через систему медико-психолого-педагогического патронажа, в действующих психолого-медико-социальных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях. Структура ранней помощи представлена следующими блоками: 1. Организация ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической помощи на базе действующих дошкольных учреждений 2. Создание условий для пребывания детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях.

Комплексное пролонгированное обследование ребенка является первоначальным этапом работы. В работе участвует социальный блок. Проблема патогенных воздействий социальной среды в раннем возрасте приобретает большое значение, т.к. это может привести к выраженным отклонениям. Не менее значимым является медицинский блок. В процессе медицинской диагностики выявляются структура ведущего нарушения, устанавливается клинический диагноз с учетом этиологии и патогенеза, прогнозируются сроки и методы медицинской коррекции. Психолого-педагогический блок представляет собой диагностику уровня развития ребенка: 1) общие движения, 2) сенсорное развитие, 3) формирование речи, 4) зрительно-моторная координация, 5) эмоциональное развитие, 6) возможности и навыки самообслуживание.

По результатам комплексного обследования разрабатываются индивидуальные программы развития. Индивидуальная программа развития содержит данные о потребностях ребенка, о реабилитационном потенциале семьи, а также информацию об уровне развития ребенка в разных областях. В ней подробно раскрыты основные направления работы с ребенком и семьей, перечислены конкретные мероприятия по каждому из них, а также указаны сотрудники, ответственные за их проведение. На заключительном этапе обследования осуществляются прогнозирование развития ребенка.

Еще по теме Современная система специальных образовательных услуг.:

  1. 13.3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура
  2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
  3. 15. Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в школе.
3 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Дать определения понятиям: умственная отсталость , олигофрения , деменция , дошкольная олигофренопедагогика , задержка психического развития 2. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 3. Дать определения понятиям: глухие , слабослышащие , позднооглохшие , сурдопедагогика . 4. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 5. Дать определения понятиям: тифлопедагогика , слепота , слабовидение , острота зрения . 6. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 7. Дать определения следующим терминам: нарушение речи , логопедия , дислалия , дизартрия , ринолалия , заикание , тахилалия , брадилалия , афония , дисграфия , алалия , афазия , дислексия , фонетико-фонематическое недоразвитие речи , общее недоразвитие речи . 8. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 9. Дать определения следующим терминам: детский церебральный паралич , моторика , паралич , тремор , атаксия , кинестезия , синкинезия . 10. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 11. Дать определения следующим терминам: аутизм , феномен тождества , синдром раннего детского аутизма . 12. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 13. Дать определения следующим терминам: сложное нарушение , множественное нарушение , слепоглухота . 14. Составить и заполнить раздел таблицы «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями: система оказания помощи, основные направления работы». 15. Разработать презентации на темы: «Образование лиц с нарушением умственного развития»; «Специальное образование детей с трудностями в обучении»; «Педагогическая помощь детям с нарушениями речи»; «Педагогические системы образования лиц с нарушениями речи»; «Специальное образование лиц с нарушениями зрения»; «Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата» 5 КИМ тест 1 1. Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей называется …… а) реабилитация б) компенсация в) коррекция г) адаптация 2. Замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма называется … а) компенсация б) адаптация в) коррекция г) компенсация 3. Наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью называется ….. а) тифлопедагогика б) сурдопедагогика в) олигофренопедагогика 4. Соотнесите формы психического дизонтогенеза и их типичные примеры. 1) общее стойкое недоразвитие а) органическая деменция 2) задержанное развитие б) психопатия 3) поврежденное развитие в) олигофрения 4) дефицитарное развитие г) ранний детский аутизм 5) искаженное развитие д) задержка психического развития 6) дисгармоническое развитие е) грубые нарушения анализаторных систем 5. Цель коррекционного процесса – а) исправление, ослабление или предупреждение недостатков развития детей б) формирование знаний, умений и навыков в соответствии с содержанием обучения и воспитания в) приобретение опыта и социально значимых качеств 6. Педагогические приемы, применяемые в коррекционном процессе … а) направлены на овладение определенным объемом знаний и навыков б) направлены на организацию приобретения опыта и привитие социально значимых качеств в) стимулируют компенсаторные процессы развития и формирование новых положительных качеств 7. Результатом коррекционного процесса является …. а) овладение определенным объемом знаний и навыков б) формирование обобщенных учебных и трудовых умений, развитие самостоятельности 8. Носителями содержания специального образования являются…. а) учебные программы б) государственный стандарт в) учебники г) учебное расписание д) учебное оформление класса 9. Нормативы образовательных областей, определяемые регионами и образовательными учреждениями, содержит … а) федеральный компонент б) национально-региональный компонент в) школьный компонент 10. Содержание образования, отражающее специфику и направленность отдельного образовательного учреждения определяет … а) федеральный компонент б) национально-региональный компонент в) школьный компонент Тест 2 1. Документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в школе, последовательность их прохождения по годам обучения, количество времени, отводимого на каждый предмет, называется ….. а) учебный план б) учебная программа в) государственный стандарт 2. Базисный учебный план …. а) носит рекомендательный характер б) служит основой для разработки учебных планов в) разрабатывается с учетом текущих условий 3. Приобщение к общекультурным и национальным ценностям, формирование базовой культуры личности обеспечивает …. а) вариативная часть учебного плана б) инвариантная часть учебного плана в) базовая часть учебного плана 4. Нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения тем, вопросов и дозировку времени на их изучение называется … а) учебный план б) учебная программа в) государственный стандарт 5. Хрестоматии, сборники задач и упражнений, дневники наблюдений – это разновидности …… а) учебников б) учебных пособий в) методических пособий 6. Задачи осуществления обучения и воспитания, коррекции дефектов развития, трудовой и профессиональной подготовки воспитанников с проблемами в развитии решает Министерство ….. а) образования и науки РФ б) труда и социального развития РФ в) здравоохранения РФ 7. Детские дома для глубоко умственно отсталых детей относятся к Министерству ….. а) образования и науки РФ б) труда и социального развития РФ в) здравоохранения РФ 8. Использование многообразных методов, средств и форм организации учения и преподавания является сущностной характеристикой …. а) целевого компонента процесса обучения б) содержательного компонента процесса обучения в) стимулирующего компонента процесса обучения г) деятельностного компонента процесса обучения 9. Учебная программа может быть построена способами: а) рабочим б) линейным в) авторским г) концентрическим д) типовым 10. Современная гуманистическая педагогика пропагандирует к определению сущности содержания образования: а) знаниево-ориентированный подход б) личностно-ориентированный подход 6 ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

Включает: 1. дошкольное образование детей с ограниченными возможностями такие как:- детский сад компенсирующего вида и компенсирующие группы детсада комбинирующего вида, -группы кратковременного пребывания, - образовательные учреждения для детей дошк. и мл. шк. возраста. В психолого-пед-кой медико-соц. помощи - различные центры: диагностические и консультационные, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-пед. реабилитации и коррекции. - оздоровительные и образовательн. уч-ия санаторного типа (санаторные школы – интернаты, санаторные детдома для детей сирот и оставшихся без попечения родителей), - дошк. отделения (группы) при спец. школах и школах-интернатах (для детей с выраженными отклонениями, программа обучения рассчитана на 2-3 года).2. школьная система выделяют 8 видов спецшкол: спец. обр. учрежд. 1го вида (школа-интернат для глухих детей); 2го вида (для слабослыш. И позднооглохших); 3го вида (для незрячих); 4 вида (для слабовидящих); 5го вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи); 6го вида (для детей с нарушениями ОДА); 7го вида (ЗПР); 8го вида (с УО) . 3. медико-соц. пед-ий патронаж – вид помощи ребенку, родителям, педагогам в решении сложных проблем связанных с выживанием, лечением, обучением, социализацией. МПС патронаж предлагает комплексную реабилитационную помощь ориентированную на семь ребенка с отклонениями в Р. комплексный МСП патронаж осуществляет психолого-пед-й, медико-соц. Учреждениями и службами. Базовой основой МСП патронажа явл. ПМП комиссия (консультация), психолого-медико-соц. Центры, диагнозтические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения. 6. медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь важнейшей составляющей МСП патронажа явл. ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от кот. Зависит предупреждение инвалидности и снижение степени ограничения ж/деят-ти и трудоспособн. Под предупреждением инвалидности понимается – осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физич., умственных, психич., и сенсорных дефектов (профилактика 1го уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное временное ограничение или инвалидность (проф-ка 2го уровня). Ранняя диагностика и пед. Помощь явл. Актуальной проблемой в современной коррекционной пед-ке. В настоящее время во всех странах есть программы ранней диагностики и ранней пед. Помощи детям с отклонениями в развитии. Теоретическую базу для этих программ составляют работы Выготского. Программы ранней помощи: в России разработкой программ занимались такие ученые как Мастюкова, Стребелева, Печора, пантюхина и др. В основе работы действ-их в России служб ранней помощи лежит мультидисциплинарный подход к организации практической деятельности и поэтапность формирования коррекционно-пед-ой среды в условиях семьи. Оптимальной ситуацией в развитии ребенка явл. Его пребывание в семье, при условии что родители активно включаются в абилитационный процесс организуемый спец. Службами ранней помощи. В процессе регулярных визитов в семью специалисты службы проводят спец. Занятия с ребенком и обучают родителей, помогают создать условия семью специально развивающую среду, а в случае необходимости связывают родителей соответствующими мед. образоват. Уч-ми, а также корректируют систему семейных взаимоотношений. Становление в нашей стране системы ранней диагностики и ранней помощи происходит через развитие системы медико-психолого-пед. патронажа и осуществляется на базе действующих ПМС центров и ПМП консультаций и служб. В настоящее время в России таких уч-ий работающих по данной программе мало.



9. Дош-ая и школьная сис-ма спец.образования.Проф.ориент.социо-труд.адоптация и т.д. К началу 70х гг. в России существовала следующая сеть ДОУ: ясли-сады, детские сады, дошкольные детдома, дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения. Но в 1995 г. В РФ был пересмотрен закон «об образовании» в нем были внесены изменения. Значительно расширилась сеть обрвзоват. уч-ий для лиц с огранич. возможн. ДОУ обеспечивает воспитание и обучение, уход и оздоровление детей от 2х месяцев до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей на основании заключения МПМК (в нем указывается психо-физическое развитие ребенка и рекомендации дальнейших форм обучения). Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детсадах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детсадов комбинированного вида. Воспитание и обучение в этих ДОУ осуществляется в соответствии со специально коррекционно-развивающими программами. Еще один тип это обр-е уч-ие для Д. нуждающихся в психолого-пед.-ой и медико-соц-ой помощи. Это различные центры диагностики и консультирования, психолого-медико социального сопровождения, психолого-пед. Различные оздоровительные образовательные уч-ия санаторного типа – для детей нуждающихся в длительном лечении. Это: санаторные шк.-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей сирот. Школьные системы. Дети с отклонениями в развитии получают образование в соответствии со спец. Стандартами в различн. образоват. уч-иях или на дому. Преимущественно это шк. Интернаты.Санаторные школы для хронически болеющих и ослабленных детей Спец. Школы 1го вида обучаются глухие дети. Спец. Шк. 2го вида обучаются слабослышащие и позднооглохшие.школа имеет 2 отделения: 1. для детей с легким недоразвитием речи, 2 с глубоким недоразвитием.. Спец. Школы 3го и 4го вида для незрячих и слабовидящих (поздноослепших) принимаются Д. 6-7 лет иногда 8-9 лет.. Спец. Школы 5го вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, может иметь 1 или 2 отделения. В 1ом отд. Обучаются Д. с ОНР тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия) и имеющие ОНР с заиканием. Во 2ом отд. Учатся Д. с тяжелой формой заикания, при нормально развитой