Подробное описание асан. Названия поз в йоге

12 асан йоги опасных для здоровья www.wday.ru

СИРШАСАНА

Стойка на голове

Сиршасана - одна из основных поз Хатха-Йоги.

Она нормализует кровоснабжение мозга, гипофиза, шишковидной железы, при этом улучшаются память, зрение, слух, сон.

Асана улучшает цвет лица, разглаживает морщины, восстанавливает нервное равновесие. Пропадают боли в ногах. Благотворно действует на миндалины, сердце, печень, половые железы, позвоночник, вены ног. Дает облегчение при опускании внутренних органов.

Все тело в этой позе обновляется.

Сиршасану рекомендуется практиковать совместно с Сарвангасаной, именно в этом сочетании достигается наибольший нормализующий эффект обеих поз, особенно на нервную систему. Одна Сиршасана может вызвать некомпенсированное возбуждение центральной нервной системы.

Йоги верят, что все перевернутые позы, в особенности Сиршасана, способствуют развитию способностей ощущать биополе, «видеть» внутренним взором, и многих других скрытых возможностей человеческого мозга.

Свами Шивананда. Йогические тексты называют Ширшасану «царственной позой». Вряд ли необходимо особо спорить о первостепенной важности нормального кровоснабжения головы и, в частности, головного мозга, ведь от него зависит нормальное функционирование всех без исключения органов и систем.

Кроме того, переворачивание тонкого тела относительно нисходящего потока космической энергии приводит к смене направления вращения изначального вихря - самой тонкой структуры эфирной части человеческого существа - на противоположное, что вызывает замедление (а в отдельных случаях - и обращение) направления потока внутреннего времени, в результате чего происходит замедление процессов старения. Поэтому некоторые специалисты -в частности, выдающийся йогин древности Гхеранда - относят Ширшасану к категории разновидностей Випарита-ка-рани-мудры.

Нарушения зрения, пародонтоз, головные боли и головокружения нервного происхождения, истерия, чрезмерные ночные поллюции, запоры, нарушения пищеварения, болезни печени и селезенки, а также многие другие заболевания излечиваются регулярной настойчивой практикой Мастака-мудры.

Техника

Видео

САЛАМБА САРВАНГАСАНА

Salamba Sarvangasana

Поза для всех частей тела

Распространенное название этой асаны - «березка».

Это удивительная поза, способствующая восстановлению практически всех систем организма.

Особое влияние Сарвангасана оказывает на щитовидную и зобную железы, миндалины, половые железы, мозг, сердце, легкие. Успокаивается нервная система и исчезают головные боли.

Длительной практикой в Сарнангасане излечиваются хронические головные боли, хронические простудные заболевания, гипертония и гипотония. Улучшаются память, слух и зрение. Усиливается перистальтика.

Сарвангасану применяют при расширении вен нижних конечностей, мочевых и менструальных расстройствах, смещении матки, опущении почек, геморрое и грыже.

Асана препятствует образованию новых морщин и способствует разглаживанию старых.

Желательно практиковать Сарвангасану дважды в день, минут по 10. При выдержке асаны менее 5 минут воздействие ее заметно снижается.

Свами Шивананда. Сарвангасана не менее благотворна, чем Ширшасана. Она оказывает удивительное воздействие на железы, относящиеся к Висма-грантхи.

Щитовидную железу называют также «железой молодости». Это говорит о ее значении для сохранения молодости тела.

Старческая дряхлость - не естественное состояние, а болезнь. Это доказывают нам не только йогины, сохраняющие силу и молодость до самой смерти и уходящие из жизни в осознанно выбранный ими момент, но и многие старики, остающиеся здоровыми и сильными благодаря нормальному образу жизни.

Регулярная практика Сарвангасаны оказывает изумительно благотворное сбалансированное воздействие на всю область Висма-грантхи.

Запор, несварение, расстройства печени и селезенки, менструальные расстройства и смещение матки у женщин излечиваются ею чудесным образом. Она ликвидирует общую слабость, головокружения, геморрой и грыжу.

Техника

Видео

ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА

Символ перевернутого действия

Випарита Карани Мудра - одна из ключевых мистических практик Йоги.

При выполнении в полном варианте это упражнение изменяет направление вращения основного вихря на обратное, тем самым воздействуя на направление потока внутреннего времени.

В Хатха Йога Прадипике (шлока 82) говорится:
«Вначале тело следует держать в перевернутом положении только в течение короткого времени. Продолжительность можно постепенно увеличивать день ото дня. После шести месяцев ежедневной практики морщины и седые волосы исчезнут».

Другими словами, одно из важнейших полезных воздействий этой позы - омоложение организма, приостановление или замедление процессов старения. Конечно, чтобы достичь серьезного результата за полгода, как описано в тексте, нужно следовать более сложной технике, при которой необходимо предварительное овладение Удджайи пранаямой, Чакра кшетрам, ощущением потоков праны и навыками визуализации. Тем не менее, даже при выполнении внешней формы асаны, вы сможете ощутить большую пользу, как для тела, так и для ума.

Благодаря регулярной практике Випарита Карани мудры ваши волосы и кожа будут выглядеть здоровее, значительно отложится приход седины. Асана устраняет запоры, анемию, несварение, улучшается пищеварение и жизненный тонус организма. Из-за сильного влияния на пищеварение и метаболизм, при практике асаны нужно полноценно питаться (но не прямо во время ее выполнения, разумеется - после приема пищи должно пройти 2, лучше - 3 часа до начала практики; также не рекомендуется есть раньше 30-60 минут после выполнения асаны).

Свами Шивананда. Классические трактаты в один голос утверждают, что практика Випарита-карани-мудры сохраняет молодость тела. Кожа не увядает и волосы не становятся седыми с течением времени. Это упражнение оказывает мощное благотворное-влияние на структуры, относящиеся к Висма-грантхи, устраняет запоры, несварение, анемию, повышает аппетит и общий жизненный тонус организма.

За счет стимуляции Вайю и Агни Випарита-карани-мудра способствует нейтрализации и разрушению токсинов в организме. Кроме того, перевернутое положение тела в Випарита-карани-мудре снимает часть нагрузки с системы кровообращения, обусловленной необходимостью преодолевать силу тяжести при прохождении кровью нижней части тела. Кровь приливает к органам брюшной полости и верхней части тела, в особенности - к шее и голове. Кровеносные сосуды ног отдыхают, мозг получает дополнительное кровоснабжение, щитовидная железа обильно омывается свежей кровью.

Техника

Видео

ХАЛАСАНА

Поза плуга

Халасана происходит от слова “хала”, что обозначает плуг, на который похоже тело при выполнении этой асаны.

Халасана и некоторые другие позы составляют цикл Сарвангасаны.

В этой позе устраняются искривления позвоночника и боли в спине, улучшаются кровоснабжение спинного мозга, функции печени, почек, селезенки, надпочечников, поджелудочной железы. Благодаря вытягиванию рук излечиваются судороги в руках. Асана усиливает перистальтику, дает облегчение при метеоризме (вздутии живота газами). Помогает при опущении внутренних органов, болезнях печени, диабете, пиелонефрите, геморрое. Воздействие Халасаны во многом сходно с воздействием Сарвангасаны, но в Халасане достигается больший эффект для органов живота.

Свами Шивананда. Стимулирует нервы и нервные сплетения, связанные с передней стороной позвоночника. Способствует собиранию праны в середине живота и ее равномерному распределению оттуда по всему телу. Кроме того, данная асана является одним из упражнений, сохраняющих подвижность позвоночного столба и, следовательно, молодость тела.

Мышцы живота, бедер, тазовой области укрепляются, сердце отдыхает, печень, поджелудочная железа и селезенка получают мощные стимулирующие импульсы. Устраняются излишние жировые отложения во всем теле, развивается аппетит. Органы области Висма-грантхи, в частности, щитовидная и паращитовидные железы, подвергаются исключительно благотворному функционально-регулирующему воздействию.

Техника

Видео

Комбинация из трех классических упражнений: Бхуджангасана - Шалабхасана - Дханурасана

БХУДЖАНГАСАНА

Поза змеи

Исправляет искривления позвоночника, ставит на место смещенные позвонки, тонизирует всю спину. Усиливает деятельность щитовидной железы, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, двигательных мышц глаз, нервной системы. Способствует излечению радикулита. Помогает при запорах.

Вариант Бхуджангасаны с поворотом головы и корпуса вправо и влево благотворно влияет на соответствующие почки, вызывая интенсивную циркуляцию крови в поясничной области.

Свами Шивананда. Асана тонизирует мыщцы спины, способствует исправлению осанки и в известной степени устраняет искривления позвоночника.

Способствует увеличению объема легких и расправляет альвеолы, благотворно действует на сердце и все органы брюшной полости. Мышцы таза и тазового дна укрепляются. Мышцы спины развиваются быстро и пропорционально. Линии груди у женщин делаются безупречными. Кроме того, Бхуджангасана незаменима при лечении гинекологических заболеваний.

Техника

Видео

ШАЛАБХАСАНА

Поза саранчи

Асана очень хорошо влияет на позвоночник, исправляет его искривления и окостенения, применяется при смещении позвонков. Тонизирует органы пищеварения, мочевой пузырь и предстательтельную железу, помогает при метеоризме и расстройствах кишечника.

Свами Шивананда. Подобно тому как Бхуджангасана тонизирует верхнюю часть туловища, практикой Шалабхасаны прорабатывается его нижняя часть и ноги.

Эта асана - очень эффективное профилактическое средство против радикулита и ревматических симптомов в области поясницы. После нескольких дней практики она полностью излечивает часто сопутствующие менструациям боли в области крестца у женщин.

Упражнение содействует избавлению от ревматизма рук и ног, а также от невралгии седалищного нерва. Кроме того, она позволяет совершать длительные пешие переходы, не чувствуя при этом ни малейшей усталости, и повышает выносливость к тяжелым физическим нагрузкам.

Расправляются, тонизируются и развиваются альвеолы легких, ноги приобретают стройность, жировые отложения на бедрах и туловище быстро исчезают.

Техника

Видео

ДХАНУРАСАНА

Поза лука

Дханурасана - одна из самых «древних» поз йоги, рекомендованная в «Хатха-йога прадипике» Сватмарамы и в «Гхеранда Самхите».

Поза стимулирует деятельность печени, почек, надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез. Укрепляет позвоночник, делает его подвижным, тонизирует нервы позвоночника. Практика в этой асане излечивает смещение позвонков, устраняет невралгические боли, вызванные долгим сидением.

Свами Шивананда. Дханурасана - завершающий элемент гармоничной комбинации из трех классических упражнений: Бхуджангасана - Шалабхасана - Дханурасана. Правильно выполненная Бхуджангасана прорабатывает верхнюю часть тела. Шалабхасана - нижнюю, Дханурасана уравновешивает их, прорабатывая среднюю часть.

Она оказывает тонизирующее действие на тонкий и толстый кишечник, устраняет дефекты желудка, печени, желчного пузыря, селезенки и поджелудочной железы. Мышцы живота укрепляются, позвоночник приобретает гибкость. Кроме того, Дханурасана способствует избавлению от остеохондроза, ревматизма и диабета, а также устраняет жировые отложения на животе и бедрах.

Техника

Видео

АРДХА МАТСИЕНДРАСАНА

Половинная поза Матсиендры

Матсиендра - Бог рыб

Асана излечивает боли в спине, пояснице и бедрах. Оживляются предстательная железа и мочевой пузырь, печень и селезенка, улучшается работа всех органов пищеварения. Позвоночник}в этой позе поддерживается здоровым, а йоги говорят: «Пока позвоночник гибок, старости нет».

В Ардха Матсиендрасане хорошее развитие получают плечи, укрепляются плечевые суставы и связки.

«Матсиендрасана улучшает аппетит, раздувая пищеварительный огонь, она разрушает страшные болезни в теле. Во время практики в этой асане пробуждается Кундалини и душа становится спокойной» (Хатха-Йога Прадипика).

Позы со скручиванием позвоночника ничем заменить нельзя.

Техника

Видео

Восемьдесят четыре главнейших асаны даны Шивой. Я скажу о четырех самых важных. Сиддха, Падма, Симха и Бхадра - вот эти четыре. Из них Сиддха наиболее удобна и должна практиковаться постоянно. («Хатха-Йога-Прадипика», 1-35; 1-36).

СИДДХАСАНА

Совершенная поза

Сиддхи в индийской мифологии - святые существа, обладающие сверхъестественными способностями.

Сиддхасана считается одной из важнейших асан. Несмотря на простоту, она очень благотворно действует на нервную систему, улучшает кровоснабжение в области таза, восстанавливает равновесие многих физиологических процессов в организме.

Поза очень хороша для дыхательных упражнений, голосовых упражнений, мысленной концентрации и упражнений для глаз. Главное условие успешной практики Сиддхасаны - прямая спина.

В Гхеранда Самхите эта асана упоменается первой из 32 рекомендованных «людям в этом мире»: «Сядь на пятку одной ноги. Пяткой другой ноги прижми основание половых органов. Подбородок прижат к груди. Сохраняя неподвижность и владея своими чувствами, упорно смотри в место между бровями. Эта поза, открывающая двери к освобождению, называется Сиддхасана».

«Из всех восьмидесяти четырех асан сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72000 нади». «Хатха Йога Прадипика» Шлокa 39

В ряде источников по йоге сиддхасана считается самой лучшей из всех возможных асан. В отличие от других поз, которые помогают человеку обрести здоровье и гармонично развитое тело, а также избавиться от ряда недугов, сиддхасана в первую очередь используется для практики пранаямы и медитации. Часто даже говорится о том, что сиддхасана – это совершенная поза.

Традиционно считается, что высших ступеней йоги можно достичь даже лишь одной настойчивой практикой сиддхасаны. Само название указывает на то, что асана открывает практикующему сиддхи, т.е. совершенства и сверх способности, которые могут помочь на пути к полной самореализации.

В «Хатха Йога Прадипике» (часть 1, стих 39-42) говорится: «Из всех 84 важнейших асан особо следует практиковать сиддхасану, так как она очищает 72000 нади. Йог, практикующий в течение двенадцати лет сиддхасану, медитирующий при этом на собственном Я и ограничивающий себя в еде, достигнет состояния высшего совершенства. Нет необходимости в других асанах, если достигнуто мастерство в сиддхасане.

Тщательное выполнение пранаямы в этой асане делает излишней практику любых других асан и наступает кевала-кумбхака (непроизвольная остановка дыхания). Лишь одной этой асаной спонтанно порождается унмани-кала. Если совершенство в сиддхасане достигнуто, три замка выполняются автоматически и без напряжения».

Техника

Видео

ПАДМАСАНА

Поза лотоса

Одна из эффективнейших поз, оказывает самое разностороннее воздействие. Успокаиваются нервная система, внутренние органы, восстанавливается динамическое равновесие всех систем организма. Исчезает скованность в коленях и лодыжках, укрепляется спина.

Падмасана считается очень спокойной позой, тело в ней отдыхает, а ум может быть направлен на любую жизненную точку.

Наряду с Сиддхасаной, Падмасана отлично подходит для разнообразных упражнений сидя и для медитаций (мысленном представлении различных образов, состояний и ощущений).

Падмасана будет выполняться намного легче, если предварительно освоить позу полу лотоса.

«Приняв Падмасану и положив ладони одна на другую, твердо прижать подбородок к груди и, сосредоточившись на Брахмане, часто сокращать анальное отверстие и поднимать апану; подобными же сокращениями горла продвигать вниз прану. Этим достигается непревзойденное знание благодаря Кундалини (пробуждаемой этим процессом)» ("Хатха-йога-прадипика")

Техника

Видео

БХАДРАСАНА

Поза, приносящая благо

«Хатха-Йога-Прадипика» относит Бхадрасану к четырем самым важным асанам.

Действие. Эта асана возбуждает аппетит, развивает и укрепляет коленные и тазобедренные суставы, а также все органы, находящиеся в нижней части брюшной полости и внутри таза. Является исключительно мощным средством развития половой потенции как у женщин, так и у мужчин, при правильной полноценной практике вырабатывает поистине невиданную сексуальную силу и, что особенно важно - способность эту силу контролировать, перераспределять и силой этой осознанно управлять.

Бхадрасана является одним из средств продления молодости и обретения великих магических сил. Женщинам, в течение нескольких лет постоянно практикующим Бхадрасану, она, помимо прочего, в огромной степени облегчает роды.

Техника

Видео

Дополнение: Баддха Конасана (поза бабочки)

СИМХААСАНА

Поза льва

Симха означает «лев». Эта асана посвящена Нарасимхе (нара - человек, симха - лев) - человеку-льву, одному из воплощений Бога Вишну.

Симхасана относится к позам йоги, предназначенным для лечения горла. Усиливая приток крови к области шеи, Симхасана помогает бороться с заболеваниями верхних дыхательных путей, очищает язык, улучшает голос и слух, избавляет от неприятного запаха изо рта, усиливает слюноотделение.

Кроме этого, поза льва укрепляет связки горла, мышцы шеи, лица, живота, рук и ног. Разглаживает морщины на лице. Устраняет второй подбородок.

Улучшает дикцию. Полезна всем, кому приходится много и громко говорить: лекторам, певцам, а также людям, имеющим дефект речи. Эта поза также усиливает кровоснабжение задних долей мозга, активизирует и перезаряжает горловой энергетический центр (Вишуддха-чакру).

Оказывает общеуспокаивающее действие.

Снимает психическое напряжение.

Даёт возможность приобретения сиддх и передачи их другим лицам.

Техника

Видео

ВРИКШАСАНА

Поза дерева

Все йогические упражнения (асаны) направлены на успокоение ума и нервной системы, но особенно этой цели служат позы на равновесие. Врикшасана является одной из них.

Главный эффект, который оказывает врикшасана

Свами Криянанда: «Поза дерева очень помогает в достижении большей концентрации в себе (в духовном, а не в эгоистическом смысле) и выработке правильной осанки».

За счет этого происходит успокоение ума и нервной системы.

Дополнительный эффект от позы дерева

  • развивается подвижность плечевых суставов
  • укрепляются мышцы ног и рук
  • подтягиваются мышцы ягодиц
  • тренируется вестибулярный аппарат
  • помогает при плоскостопии

После выполнения врикшасаны человек чувствует прилив сил, легкость и уверенность.

Техника

Видео

32 асаны и 11 асан

Древний мудрец Гхеранда в своём труде «Гхеранда-самхита» определил 32 позы как самые важные:

Гхеранда сказал:

1. Шива описал 8 400 000 асан. Возможных положений тела столько, сколько видов живых существ во вселенной.

2. Из них наилучшие суть 84. А из этих 84 всего лишь 32 чрезвычайно полезны для человечества в этом мире.

3 – 6. 32 асаны, дарующие совершенство в мире смертных, таковы:

Сидда, Падма, Бадра, Мукта, Ваджра, Свастика, Симха, Гомука, Вира, Данура, Мрита, Гупта, Матсья, Матсьендра, Горакша, Пасчимоттана, Утката, Самката, Маюра, Куккута, Курма, Уттана Мандука, Уттана Курмака, Врикша, Мандука, Гаруда, Вриша, Шалаба, Макара, Уштра, Буджанга и Йога-асана.


2. Падмасана (поза лотоса)
3. Бхадрасана (благословенная поза)
4. Муктасана (поза освобождения)
5. Ваджрасана (поза алмаза)
6. Свастикасана (поза свастики)
7. Симхасана (поза льва)
8. Гомукхасана (поза коровьей головы)
9. Вирасана (поза героя)
10. Дханурасана (поза лука)
12. Гуптасана(скрытая поза)
13. Матсьясана (поза рыбы)
14. Матсиьендрасана (поза Матсьендры}
15. Горакшасана (поза Горакши)
16. Пашчимоттанасана (поза вытягивания спины)
17. Уткатасана (приподнятая поза)
18. Санкатасана (сплетенная поза)
19. Маюрасана (поза павлина}
20. Куккутасана (поза петуха)
21. Курмасана (поза черепахи)
22. Уттана-курмасана {поза вытянутой черепахи}
23. Утгана-мандукасана (поза вытянутой лягушки)
24. Врикшасана (поза дерева)
25. Мандукасана (поза лягушки)
26. Гарудасана (поза орла)
27. Вршабасана (поза быка)
28. Шалабхасана (поза кузнечика)
29. Макарасана (поза крокодила)
30. Уштрасана (поза верблюда)
31. Бхуджангасана (поза кобры)
32. Йогасана (поза йоги)

Благодаря этим позам человек может обрести огромное количество благ, однако только 11 из этих асан считаются ключевыми .

Именно их перечисляет йог Сватмарама, ученик Гаркшанатха, в тексте «Хатха Йога Прадипика»:

1. Сиддхасана (поза совершенства)
2. Падмасана (поза лотоса)
3. Гомукхасана (поза коровьей головы)
4. Вирасана (поза героя)
5. Куккутасана (поза петуха)
6. Курмасана (поза черепахи)
7. Дханурасана (поза лука)
8. Матсиьендрасана (поза Матсьендры}
9. Пашчимоттанасана (поза вытягивания спины)
10. Маюрасана (поза павлина}
11. Шавасана / Мртасана (поза трупа)

Среди всех перечисленных асан падмасана и сиддхасана занимают ключевую позицию, ввиду того, что качественное освоение ими открывает дорогу для овладения следующими ступенями йоги.

О Свами Шивананда

Свами Шивананда (1887-1963) - индуистский духовный учитель, широко известный сторонник Йоги и Веданты. Свами Шивананда является основателем общества «The Divine Life» («Божественная жизнь») и автором более 200 книг по йоге, Веданте и множеству других предметов. Он создал Шивананда Ашрам, местонахождение штаб-квартиры общества «The Divine Life» на берегу реки Ганг в Шивананданагар, на расстоянии 3 километров от города Ришикеш. Свами был паломником и осуществлял путешествия по всей Индии, медитировал на святых местах и изучал работы духовных учителей. Он создал Всемирную федерацию Садхуса в 1947 году и Академию Йоги-Веданты в 1948 году. Свами называл свою йогу «йогой синтеза».

ВИДЕО

Yoga in our daily lives (Йога в нашей повседневной жизни)

Йога занимает важное место в жизни жителей Индии, но с помощью своих особенностей она смогла приобрести поклонников во всех уголках мира. Она включает в себя множество психических, физических и духовных направлений, позволяющих познать себя и развиться во всех смыслах доступных человеку. Считается частью шести школ даршана на основе философии индуизма.

Йога была разделена по пяти основным направлениям: карма, раджа, бхакти, джнана и хатха-йога. Последнее из них включает в себя комплекс асан, о которых мы сейчас и будем говорить.

Если вас заинтересовала философия йогов и вы хотите серьезно заниматься, тогда рекомендуем ознакомиться с ее основой. Рассмотрим асаны для начинающих, поскольку не все из них легко выполнять исследователям индуизма без, соответствующей подготовки.

Асаны относятся к хатхе-йоге и в упрощенном переводе означают, — «свободное и устойчивое положение тела».

Их разделяют на небольшие подгруппы

  • Перевернутые версии асан;
  • Растягивающие версии асан;
  • Релаксационные версии асан;
  • Сдавливающие версии асан;
  • Скручивающие версии асан.

Все они отличаются по мощности воздействия и простоте выполнения. Из-за этого с чистого листа рекомендуется использовать не все из них, а лишь те, которые просты в понимании и не требующие большого опыта.

Содержимое обзора:

С какого возраста разрешается начинать заниматься хатха-йогой?

Особых ограничений на этот счет нет, и можно начинать в любом возрасте, поскольку гимнастика и правильное дыхание полезны и не имеют заметных противопоказаний.

Детям лучше развиваться с помощью игр и свежего возраста до 6 лет, а уже по достижению его, можно заняться освоением правильного дыхания и учиться выполнять динамические упражнения, относящиеся к йоге. С 10 лет можно переходить к статистическим позициям и изучению правильного положения в позе «Лотоса».

Начиная от 17 лет необходимо уметь правильно выполнять все упражнения, идеально контролировать дыхание и начинать изучение сложных вариантов динамических и статистических позиций.

После достижения 50 лет необходимо постепенно снижать интенсивность тренировок и еще больше прогуливаться на свежем воздухе.

Какие ограничения на занятия йогой?

На самом деле любые асаны поза считаются очень полезными, но для некоторых людей они могут нанести существенный вред. Обычно это касается всех кто страдает различными выраженными заболеваниями:

Если у вас проблемы с уровнем давления, тогда перед занятиями необходимо посоветоваться с врачом. Речь о повышенном варианте, более, 150 и пониженном — меньше 100. В особенности это касается людей у которых попутно проблемы с внутренними органами и сердечно-сосудистой системой.

Если часто появляется головокружение, тогда не рекомендуется выполнять перевернутые версии асан. В таком случае желательно сконцентрировать усилия на наклонных позициях.

Запрещается заниматься йогой в период серьезного заболевания или большего истощения нервных сил, поскольку организм тратит много энергии на борьбу с этими состояниями. А упражнения будут ее отнимать и не дадут желаемую пользу.

После длительного пребывания под открытыми лучами солнца у организма уменьшаются запасы воды. И это грозит обезвоживанием, в таком состоянии запрещается приступать к выполнению упражнений йоги.

Нельзя сочетать йогу и любые другие спортивные упражнения. Необходимо правильно их чередовать — утром йога, а вечером можно заняться акробатикой или силовыми упражнениями.

Как начинать выполнение упражнений?

Чтобы получить, желаемый эффект от выполнения различных упражнений йоги необходимо провести правильную подготовку:

Процедуры с помощью воды. Потребуется принять контрастный душ за 10-15 минут до начала упражнений по одному из направлений йоги. Примерно 1 минуту стоите под горячей, а потом столько же под холодной водой чередуя это в течение отведенного времени.

Если это, кажется, слишком сложным, тогда можно использовать лишь обтирание с помощью холодного и «нагретого» полотенца.

Когда правильно принимать пищу? Выполнение упражнений после еды строго запрещено. К ним можно приступать лишь через два часа после ее приема. После тренировки необходимо отдохнуть около 30 минут и можно что-то съесть. А последний прием пищи должен происходить за 2-3 часа до отхода к сну.

Создание правильных сопутствующих условий для качественной тренировки. Идеально, если она проводится на открытом воздухе. Если такой возможности нет, тогда рекомендуется проветрить помещение перед началом ее выполнения.

Рекомендуется обеспечить полное спокойствие без отвлекающих моментов вроде включенного телевизора, компьютера или постороннего шума, неприятных запахов. И еще потребуется ровное место, но оно не должно быть голым без какого-то покрытия.

Одежда не должна стеснять движения или давить на какой-то участок тела. Обувь лучше снять и заниматься босиком.

Для чего заниматься йогой?

Она поможет развиться в различных направлениях и чувствовать бодрость и наполненность энергией. Во время занятий выбранными упражнениями человек уходит в сторону от вредных привычек и получает возможность совершенствования в их выполнении. Это становится хобби и позволяет увеличить уровень качества жизни.

Вы можете втянуться в это направление здоровой жизни или нет. Но не будет ничего плохого, если узнаете что-то о нем. При этом даже не обязательно пробовать, что-то выполнять, если не появилось такого желания.

Какова польза от йоги?

В продолжение недавно затронутого аспекта нельзя не сказать, что некоторые из упражнений способны оказывать выраженное благотворное влияние на организм. И потому они очень востребованы различными слоями общества по всей планете. Благотворно сказываются на здоровье перевернутые асаны, которые еще называют «королевскими» упражнениями.

Во время их выполнения таз находится выше головы, и это считается основным отличием от других комплексов. Польза от этого вида заключается в активизации защитных возможностей организма через увеличение количества сокращений стенок сосудов в мозгу.

После их выполнения ощущается бодрость, а усталость уходит, сознание проясняется. В то же время улучшается общее кровообращение организма, увеличивается концентрация и качество сон, что сказывается на всем здоровье.

Важно: Страдающим гипертонией, атеросклерозом, сердечными болезнями — это направление йоги запрещено. В этом случае рекомендуется консультироваться с врачом и подбирать другие асаны.

А, какие позы самые ценные?

На самом деле все дают выраженный эффект и отличаются полезным воздействием на организм, но симхасана выделяется среди остальных. Ее еще называют позой «Льва», поскольку есть внешнее сходство. Она считается одной из важнейших, поскольку ее дал «Шива» в числе четырех предложенных ним для йоги. А всего насчитывается 84 версии асан.

Эта поза отличается простотой выполнения, но предлагает выраженный полезный эффект. При этом существует несколько вариантов ее выполнения. Достаточно освоить один из них, чтобы пользоваться даром «Шивы» в полной мере.

Фото асан йоги

Традиционно, йога - это способность медитировать. Патанджали определил йогу как «остановку мыслеобразования». В таком - классическом, традиционном - ключе - важнее всего сидячие, медитативные позы. Сегодня это, конечно, не ядро практик, но своего рода текст, проверка на достижения в йоге в целом. Если эти позы вообще не получаются, их надо подтянуть:

1. Падмасана - «Поза лотоса». Очень устойчивая медитативная поза, которая оптимально работает с энергетикой человека (препятствует оттоку энергии). Если эта поза получается, и комфортна - можно считать, что полпути к хорошей медитации пройдено, да и пранаямы будут выходить лучше.

2. Сиддхасана - «Совершенная поза» (или «Поза совершенства», или «Поза совершенного мудреца» - Сиддха). Еще одна оптимальная поза; перенаправляет энергию из сексуальных центров в верхние. Тоже удобна для медитации и пранаямы.

3. Свастикасана - «Скрученная поза» («Поза свастики», «Благодатная поза») - своего рода компромиссная поза: гораздо легче, чем Падмасана, но тоже довольно устойчива. Хороша для пранаямы и медитации, если не получается Лотос.

4. Сукхасана - «Удобная» или «Легкая» поза. Хороша именно тем, что ее легко принять. Но для долгого сидения (если не использовать доп. пропсы), совершенно не подходит.

Перевернутые позы:

5. Сиршасана - «Стойка на голове». Считается самой важной позой йоги, т.к. активизирует Сахасрара-чакру - «коронную чакру», которая дает духовные переживания. На практике, эта поза мало у кого получается,и еще меньше кто может делать ее безопасно для шеи. Важно учесть, что при неправильном выполнении, незаметно для практикующего, травмируются шейные позвонки! Эту позу важно освоить под руководством специалиста, в личной работе.

6. Сарвангасана («Стойка на плечах») и Випарита-карани асана («Перевернутая психическая поза»). Облегченная замена Сиршасане - тоже перевернутое положение тела, но без (травмоопасной!) жесткой опоры на макушку. Существуют и еще более безопасные, облегченные вариации этих двух поз, когда используются пропсы (пледы, кирпичи, даже стулья). Бывают и, наоборот, более спортивные и рискованные вариации позы.

Центральную часть современной практики йоги составляют такие позы, как:

7. Пасчимоттанасана - «Поза вытяжения спины». Довольно расслабленная поза, которая помогает успокоить ум. В методе Виктора Бойко с этой позы всегда начинается занятие, что помогает достичь медитативного состояния сразу же, уже в первые минуты урока. Считается, что эта поза пробуждает энергию Кундалини.

8. Бхуджангасана - «Поза кобры» (змеи). Если выполняется правильно - полезна для поясницы (иначе - вредна). Снимает напряжение с нижней части таза, что характерно для большинства современных людей. Чистит и включает Свадхистана-чакру.

9. Кхандарасана - «Полумостик» («Стойка с опорой на плечи») - тоже поза для релаксации нижней части туловища. Может выполняться предельно долго, «через немогу» (по В. Райху), оздоравливая сексуальную сферу. Активизирует Манипура-чакру.

10. Дханурасана - «Поза лука». Полезна для спину, активизирует симпатичекую систему, бодрит. Имеет общеукрепляющий характер. Улучшает пищеварение. Активно «включает» Манипуру (и в плюс - Анахату).

11. Шалабхасана - «Поза саранчи». Еще одна ценная поза для спины. Прорабатывает в основном ее нижнюю часть, поясницу. Силовая, активная и бодрящая поза.

12. Ардха Матсьендрасана - «Половинная скрученная поза» (Она же «Половинная поза мудреца Матсьендранатха»). Одна из самых фотогеничных, «фирменных» поз хатха-йоги. Освобождает от напряжения плечи, поясницу, живот. Создает легкое скручивание корпуса. Воздействует на Манипура-чакру. Важно делать эту позу статично, и расслаленно, иначе «полетит» поясница.

13. Шашанкасана - «Поза зайца» («Поза луны») – в Сатьянанда-йоге одна из важнейших, так как способствует полному расслаблению, по эффеку похожа на Шавасану, ее можн делать в качестве релаксации. Существует силовой вариант этой позы, который заметно укрепляет спину. Упокаивает ум. Еще одна хорошая поза с таким эффектом - «Сайтхали-асана» («Поза отдыхающего животного»), тоже специфическая для Сатьянанда-йоги.

14. Матсьясана - «Поза рыбы» - интересна не только раскрытие плечевого корпуса, и расслаблением поясницы, но и воздействим на эндокринную - гормональную - систему. Одна из ключевых поз, которые воздействуют на человека «изнутри», пробуждая истинный потенциал йога-асан.

Надо не забыть и про (15) Шавасану - ведь занятие всегда надо завершать расслаблением! Эту можно делать и саму по себе - для расслабления, «от нервов», и для настройки на медитативный лад перед практикой.

Осваивать эти и другие позы йогу лучше всего под наблюдение преподавателя. Впоследствии вы освоите базовые навыки йоги и приемы техники безопасности и сможете заниматься самостоятельно.

Йогические упражнения не рассчитаны на лечение каких-либо заболеваний. При наличии ограничений к занятиям физкультурой (а значит, и йогой!) надо консультироваться с врачом.

Алексей Соколовский – преподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.

Фото: yoginidragidharma/instagram.com

Названия асан на санскрите для многих звучат слишком мудрёно и запутанно. Понять, что означает «Паривриттаикапада Ширшасана», или «Ардтха Баддха Падмоттанасана», начинающему йогу иногда кажется невыполнимой задачей. Я на своих занятиях стараюсь не усложнять жизнь практикующим, называя упражнения русскими названиями. Однако, если у вас есть желание разобраться в том, как выучить названия асан, я дам небольшую подсказку. По сути, в названиях асан просто указаны части тела и действие, которое необходимо совершить, либо, название животного, или героя индийского эпоса, в честь которого названа асана, иногда с добавлением действия. Например, всем известная «Собака Мордой Вверх» звучит на санскрите, как, «Урдхва Мукха Шванасана». Дословный перевод выглядит так — Урдхва — поднятый, направленный вверх, Мукха — лицо, Швана — собака, Асана — поза.

Поэтом, вместо того, чтобы заучивать названия асан, проще выучить пару десятков слов на санскрите, которые используются в названиях большинства йогических поз, после чего возникнет понимание того, что означают их полные санскритские названия. Для простого поиска одновременно нажмите Ctrl и F на вашей клавиатуре, справа вверху появится окошко, в которое вы можете ввести интересующее вас слово.

Итак, для обозначения поз йоги используют:

Названия частей тела;

Ангуштха — большой палец

Бхуджа — рука, плечо

Ганда — щека, боковая часть лица

Джатхара — желудок

Карна — ухо

Мукха — лицо

Паршва — бок

Пада — стопа

Хаста — рука, кисть

Действия с телом;

Баддха – связанный, схваченный

Лола – дрожащий, колеблющийся, раскачивающийся

Нирламба – без опоры

Пида – давление

Прасарита – расширенный

Саламба – с опорой

Стхити – стояние спокойно, неподвижность

Уттана – интенсивное вытяжение, пример —

Уттхита – вытянутый

Утката – сильный

Названия животных;

Бхуджанга – кобра, змея

Бака – журавль

Бхека, мандука – лягушка

Ватаяна – лошадь

Вришчика – скорпион

Гаруда – орёл

Го – корова

Капинджала – разновидность куропатки

Кака – ворон

Капота – голубь

Курма – черепаха

Кукута – петух

Краунча – цапля

Макара, накра – крокодил

Марджари – кот, кошка

Матсиа – рыба

Маюра – павлин

Пинча – хвост, перо

Симха – лев

Титибха – светлячок

Хамса – лебедь

Чакора – сказочная птица питающаяся солнечными лучами

Шашанка – заяц

Шалабха – саранча

Растения;

Врикша – дерево

Канда – корнеплод, узел

Падма – лотос

Предметы;

Ваджра – молния

Данда – посох, палка

Дханур – боевой лук, пример

Мала – бусина, гирлянда из бусин, четки

Нава – лодка

Паша – петля

Парвата – гора

Паригха – перекладина, засов

Парианка – кровать, кушетка, софа

Сету – мост

Тада – скала

Тола – весы

Хала – плуг

Чакра – колесо

Положение тела, или его частей, в пространстве;

Адхо – вниз

Ардха – половина

Випарита – обратный, перевернутый

Кона – угол

Мандала – окружность

Паривритта – повёрнутый

Парипурна – завершенная

Пашчима – запад (задняя поверхность тела в Пашчимоттанасане)

Пурва – восток

Пурна – полная

Сама – ровный, прямой

Сарва – всё

Супта – лёжа

Упавиштха – сидящий

Урдхва – вверх

Числа, от одного, до десяти, на санскрите;

Эка — один

Дви — два

Три — три

Чатур — четыре

Панча — пять

Шат — шесть

Сапта — семь

Ашта — восемь

Нава — девять

Даша — десять

Имена мудрецов и героев индийского эпоса;

Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша

Аштавакра

Вамадева

Бхарадваджа

Вишвамитра

Вирабхадра

Кала Бхайрава — одно из имён Шивы

Матсиендра

Хануман — легендарная обезьяна, преданный Кришны

Ната – танец, танцор

Названия человеческих состояний;

Бхайрава – страшный, грозный

Буддха – просвятленный

Вира – герой

Гарбха – чрево

Маха – великий

Нидра – сон

Пинда – эмбрион

Раджа – владыка, король

Сиддха – совершенный

Сукха – простой, лекгий, приятный

Шава, мрита – труп, мертвец

В названиях пранаямы используются следующие термины;

Пурака – вдох (наполнение)
Речака – выдох (опустошение)
Кумбхака – задержка (горшок)
Мудра – печать, знак
Бандха – оковы, замок
Мула – корень
Джала – сеть
Дхара – верхнее напряжение
Уддияна – взлет
Наули – волна
Нади – энергетические каналы
Пингала – правый канал
Ида – левый канал
Сушумна — центральный канал
Шодхана – очищать, чистить
Сурья – солнце
Чандра – луна
Бхедана – проникать, пронизывать
Ситали – прохладный
Ситкари – охлаждающая
Бхрамари – черная пчела
Вилома – против шерсти (ви – против, лома – волос, шерсть)
Анулома – по направлению
Бхастрика – кузнечные меха
Капала – череп
Бхати – сияние, сияющий
Уд – вверх
Джайя – победа
Сутра – нить
Джала – вода
Нети – очищение

Позы йоги. Что "говорят" писания

О тгадайте загадку: Где можно за полтора часа успеть почувствовать себя журавлём, черепахой, лягушкой, мудрецом Васиштхой и богом Натараджей? На занятии по йоге? Конечно! Где же ещё?

Одна поза плавно перетекает в другую под равномерное дыхание практикующего и расслабляющую музыку. Словно па изящного танца. Словно череда маленьких перерождений от состояния к состоянию...

Даже в голове не укладывается, что йога может быть другой. Именно такой вы недавно позанимались. Или только собираетесь. Правда?

И вот говорите вы: «Я занимаюсь йогой». А вас, скорее всего, понимают так: «Я выкручиваю тело на специальном коврике в разные причудливые и далеко не всегда удобные и устойчивые позы со странными названиями».

Да, действительно, сейчас йога практически синонимична практике принятия причудливых поз, или асан. И тем «йогистее», чем эффектнее.

Однако! Не прошло и сотни лет с того момента, как бренд «йога» стал одним из самых крупных маркетинговых успехов современного мира, а позы йоги из разряда потехи на ярмарках перешли в гимнастические залы и терапевтические кабинеты, став инструментом, сулящим (актуальное подчеркнуть):

улучшение физического состояния, душевное благополучие, релакс, терапию нарушенной осанки, отличное здоровье, хороший сон, долголетие, довольство жизнью, власть, идеальный вес, а также любовь, счастье, удовлетворённость, личностный рост. А в некоторых случаях для особо продвинутых - достижение просветления. На современный, конечно, лад.

С другой стороны, «прилавка» позы йоги и их последовательности - объект франчайзинга, авторских прав и продукт, который приносит зарплату.

Но рано или поздно, а может, и прямо сейчас, практик начинает подозревать, что замысловатые позы, с которыми прочно ассоциируется йога сегодняшняя, никогда за всю её историю не были основным аспектом какой-либо из традиций. Исключение, конечно, позы для медитации.

Почему «стать в позу» стало вдруг модным занятием? Что общего современные классы йоги имеют с аутентичной традицией древних провидцев и мудрецов? И соответствуют ли современным реалиям определения «асаны» из древних трактатов?

Какое значение имеет поза в йоге

Ни в Йога-сутрах Патанджали, ни в Упанишадах, ни даже в текстах натхов и ранних тантрических трудах не найти развёрнутого описания отстройки асан и поэтапных комплексов для похудения, детокса, для улучшения шпагатов или укрепления пресса.

По крайней мере, я прочитала и перечитала их практически все и не нашла. Может быть, конечно, ваши поиски увенчаются успехом. Но я так не думаю.

  • В самом древнем авторитетном и цитируемом трактате «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э. - IV век н. э.)про то, что такое поза в йоге, написано лишь, что она должна быть неподвижна и удобна - та самая стхира сукха асанам. Что достигается при прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном. И благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.
  • «Овладением этой йогой достигается познание истины», - заявляет про хатха-йогу Горакхнатх в «Горакша Самхите» (трактат XIII века), ученик первого ученика Шивы и основателя культа натхов Матсиендранатха.

Но! Прежде чем приняться за практики медитации и достичь этой самой истины, практикующий должен очистить тело и его элементы:

«Постоянно разрушается тело, как распадается в воде необожжённый кувшин.

Обожги тело в огне Йоги и так соверши его очищение».

Асана («дарует силу»), наряду с шаткармами (6 очистительных действий) и мудрами (для стойкости) в системе йоги Горанатха - самый первый, подготовительный этап очищения тела для последующих, более серьезных практик.

В комментариях современных мастеров йоги Свами Сатьянанды Сарасвати и Свами Муктибодхананда Сарасвати к каноническому для йогов труду Сватмарамы «Хатха-йога Прадипика» (XIII век) также читаем про первоочередное, но не ключевое положение позы для йоги:

«Асана представляет собой первую часть хатха-йоги. Это специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры ».

  • Самопровозглашённый «самый прекрасно развитый человек Индии» культурист Айер из Бангалора страстно пропагандировал хатха-йогу как часть эстетизированного режима физической культуры на европейский лад.

В своём «Культе мышц» (1930) он утверждает, что «хатха-йога, древняя система телесного культа, … дала мне много больше для того, чтобы я смог сделать себя тем, кто я есть сегодня, чем все пояса, брусья, стальные пружины и штанги, которые я использовал»

Его система также творчески соединяла бодибилдинг и позы йоги: комплекс Cурьи намаскар, позы для йоги как лечебной гимнастики, разминочные упражнения, работу с гантелями и европейские техники бодибилдинга того времени.

Отмечу, что , техника, которая считается «традиционной» для индийской йоги, была задумана культуристом Пратинидхи и затем популяризирована другими культуристами, Айером и его последователями, как метод бодибилдинга, а не часть йоги.

А вот Кришнамачарья и его ученик Паттабхи Джойс имеют совершенно другое мнение...

Кстати, про них.

Кришнамачарья - личность для современной йоги ключевая. Во многом именно благодаря его наследию и работе знаменитых учеников - К. Паттабхи Джойсу, Б. К. С. Айенгару, Индре Деви, Т. Д. К. Дешикачару - йога и позы в йоге имеют такую популярность. И именно такую форму.

Известные сейчас стили: аштанга-виньяса-йога и различные спортивные формы «пауэр-йоги», «виньясы-флоу» и «пауэр-виньясы» - родом из Майсурского дворца, рабочего «цеха» и экспериментальной площадки Кришнамачарьи.

На волне всеобщей захваченности физическим совершенствованием управляющий штатом и городом Майсур Махараджа Кришна Раджа Водияр IV пригласил Кришнамачарью для разработки оптимальной системы физического развития членов королевской семьи и возрождения национального самосознания. Поэтому текучие последовательности, сходные с теми, что представлены сегодня в аштанга-йоге, были задуманы, по крайней мере частично, как фрагменты артистических выступлений в королевском дворе современной Индии, а также как эффектное заманивание людей в йогу.

«Майсурский стиль» Кришнамачарьи - это строгие, по большей части аэробные, виньясы, или последовательности, продолжающие одна другую позы йоги на разных уровнях.

Тренировки всегда проходили в духе инноваций и испытаний. И повторяли распространённые в XX веке формы физического воспитания, фактически были вариантом стандартных упражнений того времени.

В частности, много схожего с системой Нильса Буха, включавшей курс растяжки и общеукрепляющих аэробных упражнений, разбитых на шесть серий по степени сложности. Практика проходила в энергичном ритме, чтобы тело само генерировало тепло. Интенсивное глубокое дыхание также было частью системы.

Хотя, согласно официальной версии, система, преподававшаяся в Майсурском дворце, основана на «Йога Курунта» Вамана Риши – тексте пятитысячелетней давности, который Кришнамачарья чудесным и загадочным образом отыскал в калькуттской библиотеке. Он-то и содержал все асаны и виньясы системы аштанга.

К сожалению, трудно проверить истинность этих утверждений: текст «Йога Курунта», как говорят, съели муравьи. Копий не сохранилось...

И всё-таки. Зачем миллионы людей по всему миру практикуют позы йоги


В «Хатха-Йога Прадипике» Свами Сватмарама перечисляет не только те асаны, что практиковал основатель системы хатха-йоги Матсиендранатх, но и мудрец, джняна-йог Васиштха. Из чего можно сделать вывод, что позы йоги приводят в порядок не только физическое тело.

А потому, независимо от того, какую форму йоги выбрал практик, асаны всегда должны быть включены в систему занятий. Ведь, как резонно замечает Свами Сатьянанда Сарасвати в комментариях к этому труду:

«Трансценденция тела, выход за его пределы, не означает, что вы просто забываете о нём».

Энергетический аспект

Обратимся к «Хатха Йога Прадипике».

  • достижение устойчивости (стхайрья);
  • свобода от заболеваний (арогья);
  • лёгкость тела (ангалагхава).

«Когда вы практикуете асану, развивается устойчивость, стабильность. Прана движется свободно, и существует меньше возможностей для возникновения болезней. Аналогично тому, как стоячая вода является питомником для размножения всяческих микроскопических существ, так и в случае, когда прана застаивается где-нибудь в теле, возникают хорошие условия для размножения бактерий; прана должна двигаться, подобно быстро текущей воде.

Когда прана течёт свободно, тело также становится более податливым, более гибким. Жёсткость тела обусловлена блокировками и накоплением токсинов. Когда прана начинает течь по телу, токсины удаляются из системы; тогда вы будете в состоянии сгибать своё тело и расслабленно вытягивать его без необходимости выполнять энергичные разогревающие упражнения. Когда запас праны в теле возрастёт, тело будет двигаться само по себе. Оно самопроизвольно будет выполнять асаны и различные позы, мудры и даже пранаямы. Вы можете обнаружить, что вы выполняете позы, которые никогда раньше не могли выполнить. Это обуславливается вашим расслабленным состоянием и увеличением частоты вибрирования праны », - читаем в комментариях к шлоке 17.

Таким образом, позы йоги, в синергии с остальным инструментарием - шаткармами, пранаямами и мудрами - очищают и уравновешивают нади, энергетические каналы.

Что является обязательным условием для пробуждения змеи Кундалини, характеризуемое тем, что жизненное дыхание погружается в пустоту (шунья), и практикующий достигает состояния самадхи, которое, в свою очередь, приводит к мокше, или освобождению.

И в результате, как завещал Патанджали, устраняется влияние парных противоположностей и наступает читта-вритти-ниродха.

Хатха-йога в трактовке и подаче современных инструкторов, как видим, существенно расходится с этой моделью. Хоть про читта-вритти-ниродха и говорят на каждом шагу. Но говорить и достигать этого состояния - две большие разницы...

Медицинский аспект гораздо более приземлён и понятен для современного практика йоги. Асанам приписывают чудодейственные свойства. Маюрасана, например, утверждает Сватмарама, способствует разрушению ядов.

Но времена «волшебных таблеток» миновали, думается… Год за годом рассеивается мистический флёр йоги, аспекты «секретных знаний» и волшебство с каждым новым открытием в научном мире превращается в очевидность.

Как пишет Марк Синглтон: «Новое поколение гуру уже не акцентировало внимание на чудесном и невероятном, а ставило во главу угла фзическое здоровье. По сути, йогу поставили с ног на голову, возвысив материальное над духовным. Так и появилась «земная» дисциплина, ныне практикуемая по всему миру».

В течение десятилетий научные открытия, подтверждающие благотворное влияние поз йоги на здоровье человека, постепенно вытесняли утверждения о её чудодейственной силе. Сотни и тысячи научных трудов на свой лад стараются трактовать, для чего же, собственно, нужны все эти позы йоги.


В статье «Атлетические и гимнастические упражнения», опубликованной в издаваемом в Махараштре журнале физической культуры «Вьяям» за 1927, утверждается, например, что ранние гимнастики («такие как асаны, т. е. особые положения телесных конечностей, и другие»), «пришли в медицину, в целях противоядия печальному и вредоносному эффекту роскоши и лени, в частности как противоядия от многих заболеваний, объявленных неизлечимыми с помощью обычных лекарств».

  • согласно клиническим исследованиям, пациенты, практикующие позы йоги, реже нуждаются в лекарственной терапии и страдают серьёзными коронарными расстройствами. И в результате реже попадают в больницы.

В 2005 году учёные Виргинского университета изучили 70 исследований на эту тему и заключили, что йога является перспективным методом «безопасной и экономически эффективной профилактики» здоровья сердечно-сосудистой системы.

  • Позы йоги могут обратить вспять процесс старения. В частности, перевёрнутые асаны. Ещё Марко Поло сообщал, что можно встретить индийских йогов, возраст которых 200 лет. Например, знаменитая йогиня Ёше Цогъял, согласно её жизнеописаниям, прожила 256 лет. Сикхский раджа Тапасвиджи (и это подтверждают официальные документы) - 186 лет. Кришнамачарья прожил больше 100 лет. А его ученики, Паттабхи Джойс и Айенгар, - 94 и 96 лет соответственно, Индра Деви - 102 года. Некоторые из героев «Махабхараты», считается, живут и по сей день.

За долгожительство клетки отвечает специальный фермент - теломераза.

В 2008 году врач Дин Орниш вместе с коллегами из Калифорнийского университета экспериментально подтвердил, что занятия йогой увеличивают её выработку. 24 участника контрольной группы занимались йогой по часу в день 6 дней в неделю. Итог за три месяца занятий: снижение холестерина, нормализация кровяного давления, существенное уменьшение тревожности и увеличение уровня теломеразы на 30 процентов!

  • Такие позы йоги, как наклоны, прогибы и скрутки, противостоят деградации межпозвонковых дисков . В результате активной работы и сгибаний в разных направлениях позвоночник лучше снабжается питательными веществами.

В подтверждение - эксперимент врачей из Тайваня 2011 года. Они просканировали состояние межпозвоночных дисков у двух контрольных групп. Первая группа - преподаватели хатха-йоги со стажем 10 лет и более, вторая - просто здоровые люди. Других различий не было. Как и следовало ожидать, у преподавателей йоги процент дегенеративных изменений был существенно ниже.

  • Позы йоги, особенно позы для медитации, способны активизировать правое полушарие мозга. Оно управляет интуицией, творческим мышлением, инстинктами, пространственным восприятием, чувствами и эмоциями. Таким образом, вдохновение и творческий настрой после практики возникают совершенно неслучайно.

Эндрю Ньюберг, врач Медицинского центра при Университете Пенсильвании, в 1990-е годы исследовал влияние йоги на работу мозга. В ходе его эксперимента двое мужчин и две женщины в возрасте примерно 45 лет ежедневно по часу практиковали комплекс из базовых асан, например, такие популярные позы йог,и как Адхо мукха шванасана и Джануширшасана, а также выполняли ритмичное дыхание - Пранаяму уджайи, прогрессивную релаксацию и медитацию.

Сканирование мозга испытуемых после проведения программы выявило активизацию правого полушария и повышение кровотока в предлобной коре - области мозга, отвечающей за высшую нервную деятельность. Именно этот участок задействуется при постановке и достижении целей.

  • занятия йогойснижают проявления ревматоидного артрита .

В 2011 году индийские учёные под руководством Ширли Теллс зафиксировали резкое снижение ревматоидного фактора (это показал индикатор в анализе крови) у 64 пациентов тестовой группы в возрасте от 20 до 70 лет за неделю интенсивной практики, включающей позы йоги, сгибающие позвоночник, и медленное дыхание, стимулирующее блуждающий нерв.

  • снижение стресса - одна из основных причин ставить тело в позы йоги для жителей крупных городов.

Исследования 2007 года группы учёных из Бостонского и Гарвардского университетов показали, что в мозгу занимающихся регистрируется резкое повышение нейротрансмиттеров, оказывающих антидепрессивное воздействие.

  • Занятия йогой незаменимы при остеопорозе - заболевании костной ткани, при котором из костей вымывается кальций. Это снижает их плотность и является частой причиной перелома бёдер, позвоночника, запястий. Позы йоги, растягивающие мышцы - отличный способ стимулировать обновление костной ткани. Нагрузка вынуждает костную ткань расти и уплотняться, чтобы противостоять стрессу.
  • улучшают кровообращение мозга, регулируют водно-солевой баланс (благодаря притоку к гипоталамусу и почкам), предупреждают запоры. А также проясняют сознание и снимают усталость. Сокращаются стенки мозговых сосудов, и увеличивается скорость кровотока, что стимулирует защитные реакции организма.

«Когда риши открыли науку хатха-йоги, они не думали о йога-терапии. Хотя йога доказала свою эффективность в излечивании множества тяжёлых и неизлечимых заболеваний, лечебные свойства йоги всего лишь случайный побочный продукт. Главное назначение хатха-йоги - создание абсолютного баланса взаимодействия и процессов физического тела, ума и энергии. Когда такой баланс существует, рождаются импульсы, которые пробуждают центральную силу (сушумна нади), которая отвечает за развитие человеческого сознания. Если хатха-йога практикуется для других целей, её главное назначение теряется », - читаем в комментариях к «Хатха Йога Прадипике».

Из того же текста:

«Хатха-йога должна практиковаться для единственной цели - подготовки себя к наивысшему состоянию раджа-йоги, то есть к самадхи.

Однако при оживлении йоги на Западе эта реальная цель хатха-йоги, как кажется, была упущена из виду или даже была полностью забыта. Сегодня йога в основном практикуется для улучшения или восстановления здоровья, для уменьшения стрессов, для предотвращения старения тела, для построения сильного и красивого тела. Хатха-йога действительно выполняет эти функции, но следует иметь в виду, что все эти задачи определённо не её основная цель ».


Какие бывают позы йоги

8 типов исполнения:

  • сидячие: Баддха конасана, Дандасана, Джану ширшасана, Акарна дханурасана, Гомукхасана, Навасана, Вирасана;
  • лежачие: Шавасана, Супта падангуштхасана, Шалабхасана, Суптавирасана, Макарасана;
  • позы стоя: Тадасана,Анджанасана, Уткатасана, Триконасана, Вирабхадрасана 1 и 2;
  • балансы: Вирабхадрасана 3, Врикшасана, Гарудасана, Ардха чандрасана, Натараджасана;
  • перевёрнутые : Халасана, Адхо мукха врикшасана (стойка на руках), Випарита шалабхасана, Ширшасана, Сарвангасана, Випарита карани;
  • скрутки: Матсиендрасана, Париврита триконасана, Париврита Паршваконасана, Париврита джану ширшасана;
  • прогибы: Бхуджангасана,Капотасана, Хаста уттанасана, Уштрасана, Вришчикасана;
  • наклоны: Адхо мукха шванасана, Паршвоттанасана, Прасарита Падоттасана, Пашчимоттанасана, Падангуштхасана.

4 типа воздействия:

  • Растягивающие: оказывают растягивающее воздействие на группы мышц, расположенных на передней и задней поверхностях тела.

Бхуджангасана, Уштрасана, Чакрасана, Пашчимоттанасана, Баддха конасана, Урдхва дханурасана.

  • Скручивающие: действуют на группы мышц, расположенных по бокам тела. Скручивающие позы йоги воздействуют на диагональные меридианы.

Ардха матсиендрасана, Вариации триконасаны, Джатхара паривартанасана (поочерёдное опускание двух ног, согнутых под углом 90 градусов по правую и левую сторону).

  • Перевёрнутые: все позы йоги, где таз находится выше головы.

Ширшасана, Сарвангасана, Випарита карани, Пинча майюрасана

  • Сдавливающие: осуществляют давление на определённые зоны тела.

Майюрасана, Гомукхасана, Бхекасана, Йога-мудра, Гарудасана, Карнапидасана.

Позы для медитации

Такие асаны различаются незначительно - только положением ног и ступней.

Однако любая поза для медитации требует, чтобы позвоночник был ровным - энергия должна свободно двигаться вверх к мозгу по центральному каналу, без застоев и блокировок.

Искривление позвоночника в медитативной асане направит поднимающуюся прану по одному из вторичных каналов - иде или пингале, что уклонит практика от цели медитации.

Позы для медитации хорошо стимулируют энергетические каналы на ступнях и внешних сторонах ног. Кроме того, массируется седалищный нерв и оказывается влияние на поясничную область. А также на мышцы живота и на внутреннюю температуру тела.

Для большего удобства можно использовать специальную подушку для медитации.

Итак, что это за асаны:

  • Сиддхасана - это поза совершенства. Далее рассмотрим её более детально.
  • Падмасана, или Камаласана . Поза лотоса. Также остановимся на ней.
  • Ваджрасана - Поза молнии, а также поза ученика - регулирует ваджра, или ваджрини нади, один из трёх тонкоматериальных каналов внутри сушумны.

В Ваджрасане практикующий сидит на коленях, поместив ягодицы между пятками, а большой палец правой ноги кладётся на большой палец левой ноги.

  • Гуптасана является секретной позой.

Ступни помещаются между мышцами бёдер и икроножными мышцами так, что находящаяся снизу пятка прижимается к анусу.

  • Муктасана переводится как ‘поза освобождения’.

Согласно трактату «Гхеранда Самхита», она выполняется путём помещения левой пятки под анус и правой пятки над левой.

  • Свастикасана. Свастика символизирует собой плодотворность, творчество и благоприятность.

Ноги скрещены. Ступни между бёдрами и мышцами икр.

  • Сукхасана. Удобная поза. И эта поза йоги, действительно, самая удобная из медитативных. Её может практиковать даже тот, кто только 10 минут назад узнал о йоге.

Достаточно просто сесть по-турецки, со скрещёнными голенями и прямой спиной.

32 позы для йоги, описанные в «Гхеранда самхите»

Как заявляет мудрец Гхеранда, «Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой. Только он знает все 84 млн поз йоги. А людям можно использовать только 84».

Но Гхеранда называет только 32 позы йоги:

2.3. Сиддха, Падма, Бхадра, Мукта, Ваджра, Свастика, Симха, Гомукха, Вира, Дханур,

2.4. Мрита, Гупта, Матсья, Матсиендра, Горакша, Пасчимоттана, Утката, Самката,

2.5. Маюра, Кукута, Курма, Уттана, Врикша, Мандука, Гаруда, Вриша, Салабха, Макара, Уштра, Бхуджанга и Йогасана.

2 наиболее важные позы йоги (по версии «Горакша самхита»

Сиддхасана.

У Сватмарамы так описывается эта поза йоги:

«Совершенства можно достичь, практикуя одну лишь Сиддхасану ».

«Так же, как умеренная диета является наиболее важной из ям, а ненасилие - наиболее важной из ниям, так и Сиддхасана, как знают все сиддхи, является наиболее важной из асан ».

«Из всех восьмидесяти четырёх асан Сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72000 нади» .

Как сидячая поза может прочистить нади? Читаем в комментариях к трактату Сватмарамы: «Давление на промежность стимулирует муладхара чакру, точку, из которой начинаются все три главные нади, а пока выдерживается эта поза, электрические и пранические импульсы постоянно поднимаются в мозг, очищая нади и удаляя все блокировки. Кроме того, стимулируются акупунктурные меридианы на ступнях, а они соединены со всеми внутренними органами, а именно: с желудком, желчным пузырём, печенью, селезёнкой, почками и так далее - все эти органы играют важную роль в процессе очищения крови ».

«Сиддхасана предотвращает наступление нервной депрессии во время медитации, потому что она не даёт кровяному давлению опуститься слишком низко, регулирует производство мужского полового гормона - тестостерона и позволяет сохранить внутреннюю температуру тела.

Она стабилизирует два нижних психических центра - муладхара чакру и свадхистхана чакру, перенаправляя прану вверх, к более высоким центрам.

Блокировка энергии в пределах этих двух энергетических центров ответственна за многие проблемы со здоровьем; она также представляет собой барьер, который нужно преодолеть в духовной жизни. Муладхара является коренным центром, в котором в дремлющем и спящем состоянии находится бесконечный источник пранической энергии; свадхистхана, в свою очередь, является центром, ответственным за сексуальный и эмоциональный метаболизм, в котором наиболее естественно может проявиться наша психическая энергия.

Когда наша эмоциональная жизнь не простирается за пределы этого плана, кровяное давление и функция сердца остаются нестабильными и наши роль и цель в этой жизни остаются плохо определёнными и неясными.

На праническом уровне Сиддхасана уравновешивает чередующиеся потоки в каналах ида и пингала, активизируя тем самым сушумну ».

«Когда вы первоначально начинаете практиковать медитацию, могут быть использованы другие позы, но на последней стадии, когда внешнее сознание затухает, а внутреннее начинает разрастаться, Сиддхасана является наилучшей позой, поскольку даёт вам возможность справиться с изменениями, которые происходят в теле во время глубокой медитации».

Техника выполнения:

Мужчины помещают сверху правую ногу, женщины - левую. Пятка нижней ноги закрывает промежность. Подошва верхней стопы зажата между бедром и икрой нижней ноги.

Падмасана, или Камаласана. Поза лотоса .


Такую асану вы совершенно точно знаете, даже если совсем недавно в йоге. Эта поза йоги - цель большинства новичков. И общепризнанный символ релаксации, медитации, осознанности и духовной крутизны. Сватмарама даже пишет: «Обычные люди не могут достичь этой позы, могут только несколько мудрых на этой земле».

Падмасана - самая стабильная поза для медитации. Тело зафиксировано прочно и крепко, лишние движения тела минимальны.

Как и в Сиддхасане, успокаивается нервная система, приходит в гармонию работа внутренних органов, восстанавливается динамическое равновесие всех сил организма. Усиливается циркуляция крови в области живота и поясницы, а потому тонизируется позвоночник и органы брюшной полости. А также, как результат, исчезает скованность в коленях и лодыжках.

Падмасана приводит организм в энергетическое равновесие. Благодаря тому что ступни перекрывают каналы нади на ногах, в этой асане практик способен, наконец, подчинить ветер апаны, доставляющий массу неприятностей, особенно в начале пути самосовершенствования и познания себя.

Из комментариев к «Хатха Йога Прадипике»: «Падмасана является “разрушителем” болезней. Её практика приводит к изменениям характера метаболизма и структуры работы мозга, что помогает установить равновесие во всей системе. Так же, как и Сиддхасана, Падмасана сжимает и стимулирует акупунктурные меридианы желудка, желчного пузыря, селезёнки, почек и печени. Для хорошего здоровья существенным является совершенное функционирование этих органов. Падмасана тонизирует нервные окончания в области крестца и копчика, снабжая их увеличенными потоками крови. Поток крови к ногам уменьшается и перенаправляется в брюшную область. Это полезно для людей с эмоциональными и нервными расстройствами. Однако люди с ишиасом или с инфекцией крестцовой области не должны выполнять Падмасану, пока не устранят эти проблемы».

Техника выполнения:

Ноги перекрещены таким образом, чтобы ступни лежали на икрах, а подошвы ног были развернуты вверх.

Предосторожности перед началом освоения Падмасаны:

К практике Падмасаны нужно подходить крайне внимательно. Связки и мышцы должны быть хорошо разогреты.

С коленями при освоении этой позы йоги нужно быть очень осторожными. Нечаянные повреждения коленных чашечек или связок могут привести к долговременным проблемам. Поэтому не стоит форсировать события и пытаться «завязать ноги узлом» насильно. И совершенно точно не стоит расстраиваться, если в данный момент выполнение этой асаны кажется чем-то нереальным. При усердных тренировках тазобедренные суставы сами раскрепостятся настолько, чтобы без чрезмерных усилий было возможно уложить ноги в эту позу.

4 наиболее важные позы йоги (по версии «Хатха-Йоги Прадипика» Сватмарамы и «Хатхаратнавали»)

  • Сиддхасана (считается самой удобной и самой лучшей из четырёх),
  • Симхасана - Поза льва,
  • Бхадрасана - Поза доброты и милосердия.

4 наиболее важные позы йоги от самого основателя йоги Шивы (по версии «Шива Самхиты»)

  1. Сиддхасана,
  2. Уграсана (Пасчимоттанасана) - наклон к прямым ногам,
  3. Свастикасана.

Для новичков

Если вы дочитали до этих слов, то у вас точно нет представления о том, что йога - это просто набор прикольных поз.

Физические упражнения начинаются только на третьем этаже «храма» самосовершенствования. После ямы и ниямы. Поэтому первоначально нужно обжиться на них. Вы же не сможете шагнуть сразу на третий этаж? Даже если у вас ноги растягиваются в поперечный шпагат.

И да, «храм» этот «строился» по старым технологиям. «Скоростные лифты» тогда ещё не придумали. Как мы привыкли. Нельзя за один вечер освоить всё предшествующее.

Однако и зависать только на «третьем этаже» не стоит. Вверху ещё пять!

Резюме

Таким образом, мы видим, что цель самой йоги и роль позы в йоге трансформировалась с учётом исторических реалий. От средства привлечения внимания перемазанных пеплом, лохматых и неграмотных тапасвинов, заработка уличных циркачей, приобретения сверхсил воинами-натхами до средства спасения индийцев от вырождения в эпоху колонии, основания их самоидентификации, ответа на притеснения британских колонизаторов и, в конечном итоге, в основной элемент суперприбыльной на сегодня системы оздоровления ума и тела.

Формы современных телесноориентированных практик йоги - эксперименты по скрещиванию индийской ментальности и европейского культа мышц. И то, что преподносится как древняя традиция, - инновация, которой нет ещё и ста лет.

Тем не менее, несмотря на споры по поводу авторства и своей аутентичности, даже в современной асанаориентированной форме йога приносит неоспоримую пользу на всех уровнях, подстраиваясь под нужды эпохи.

Использованная литература:

  1. «Йога Сутры» Патанджали.
  2. «Гхеранда Самхита».
  3. «Горакша Самхита».
  4. Сватмарама «Хатха Йога прадипика».
  5. Марк Синглтон «Тело йоги».
  6. Б. К. С. Айенгар. «Свет жизни: Йога».
  7. Уильям Броуд «Научная йога».