Методические указания для обучающихся для организации самостоятельной работы. Игры нашего двора - Играем вместе! — LiveJournal

514353810Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Семилукский политехнический кколледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
специальности ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
(по отраслям)
для обучающихся очной и заочной формы обучения
Семилуки
2015
Одобрено методическим советом ГБПОУ ВО «СПК»
Составители:
Бороздинова Н.А. преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «СПК»
Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» для обучающихся очного и заочного отделения предназначена для помощи в организации самостоятельной работы при освоении учебной дисциплины. Методическая разработка состоит из пояснительной записки, содержания учебной дисциплины, вопросов для самоконтроля, практических и контрольных заданий.
© Бороздинова Н.А., 2015 г.
© Семилукский государственный
технико – экономический колледж
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Фонетика 4
Лексика и фразеология 5
Словообразование 7
Морфология 8
Синтаксис 10
Нормы русского правописания 11
Функциональные стили речи 11
Приложения 14
Список литературы 23

Введение.
Методические указания по изучению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначены для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования по заочной форме обучения, обучающихся по техническим и экономическим специальностям.
В результате изучения курса «Русский язык и культура речи» студент должен знать:
соответствующие единицы языка – фонетические, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические;
соответствующие языковые нормы устной и письменной речи;
выразительные средства литературного языка;
уметь:
владеть навыками связной устной речи;
применять знания к речевой деятельности, совершенствуя культуру речи,
повышая грамотность.
В содержание рабочей программы входят разделы:
«Фонетика»;
«Лексика и фразеология»;
« Словообразование»;
« Морфология»;
«Синтаксис»;
«Нормы русского правописания»;
«Стили речи».
В процессе обучения на основе данной программы обучающиеся должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах литературного языка, знать и употреблять выразительные средства современного русского литературного языка.
Наряду с теоретическими занятиями предусмотрены практические занятия, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся повысить речевую культуру и улучшить грамотность. Задания, предлагаемые в практических работах, направлены на то, чтобы добиться от студентов полного понимания теоретических данных курса дисциплины и умения использовать эти данные как в устной, так и в письменной речи.
Задания к практическим работам по дисциплине аналогичны заданиям, представленным в методических указаниях.
Зачетная контрольная работа, которая выполняется обучающимися на заключительном уроке, предусматривает дифференцированную оценку качества знаний учащихся по данной дисциплине.
Введение.
Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Словари русского языка. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
Должен знать:
различия между языком и речью;
функции языка;
признаки литературного языка и типы речевой нормы;
основные компоненты культурной речи.
Должен уметь:
создавать тексты в устной и письменной форме;
различать элементы нормированной и ненормированной речи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Дайте определения понятиям «язык» и «речь».
Назовите сферы употребления языка и речи.
Охарактеризуйте две формы речи (устную и письменную).
Перечислите функции языка и речи.
Назовите основные единицы языка и соответствующие им разделы науки о языке.
Что такое литературный язык?
Что такое норма? Какие существуют типы норм?
Зачем нужно соблюдать языковые нормы?
Что такое общение? Какие необходимы условия, чтобы общение состоялось? Приведите примеры.
Дайте определение понятию «культура речи».
Чем отличается речь правильная и речь хорошая?
Раздел I. ФОНЕТИКА.

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов.
Фонетические средства речевой выразительности.
Должен знать:
особенности русского ударения и произношения;
орфоэпические нормы.
Должен уметь:
владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;
пользоваться орфоэпическими словарями.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что изучает фонетика?
Что такое фонема и какова ее роль в языке? Чем отличается фонема от звука речи?
Что такое орфоэпия?
Каковы особенности русского ударения?
Каковы особенности русской орфоэпии
Какая речь считается благозвучной?
Какую роль играет интонация в речи?
Что делает речь неблагозвучной?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Поставьте в словах ударение:
Статуя, паралич, аристократия, алфавит, каталог, процент, намерение, фарфор, свекла, компас, шофер, мышление, обеспечение, маркетинг, звонит, ветеринария, завидно, умно, усугубить.Поставьте ударение:
А) кратких формах прилагательных;
Б) в глаголах прошедшего времени
А) весел – весела – весело – веселы;
молод – молода – молодо – молоды;
дорог – дорога – дорого – дороги;
горек – горька – горько – горько;
прав – права – право – правы;
Б) дал – дала – дало – дали;
взял – взяла – взяло – взяли;
занял – заняла - заняло – заняли;
начал – начала – начало – начали;
понял – поняла – поняло – поняли.
Образуйте формы женского и среднего рода следующих слов и поставьте в них ударение:
Начал, занял, послал, брал, отнял, отбыл.
Произнесите следующие слова, обращая внимание на то, как вы произносите согласны перед звуком [э], твердо или мягко:
Бартер, бизнесмен, бутерброд, гангстер, компьютер, лазер, лотерея, темп, тезис, тенденция, энергия, шатен, брюнет, агрессия, бандероль, депо, дефис, музей, сейф, термин, террор, фанера.Раздел II. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Слово, его лексическое значение
Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологические нормы.
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов.
Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, лексическая избыточность, лексическая недостаточность. Афоризмы.
Должен знать:
Лексические и фразеологические единицы языка.
Должен уметь:
владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
находить и исправлять в тексте ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов;
уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова;
определять слова, относящиеся к авторским новообразованиям.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что изучает лексикология?
Назовите отличительные признаки слова.
Что такое «многозначность слова»?
Какие значения может иметь слово?
Что такое лексическая сочетаемость слов?
Дайте толкование определениям «плеоназм» и «тавтология».
Что такое лексическая недостаточность? Как ее избежать в речи?
Что такое словарный состав языка? Какие существуют пласты лексики? Приведите примеры каждого из них.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Назовите лексическое и грамматическое значения следующих слов:
Весна, яркая, подошел, красиво, из-под, так что.
Назовите сферы употребления следующих слов:
банально – тривиально
актриса – актерка
бросать – брякать – шваркатьвкусный – смачный
вложения – инвестиции
вмешиваться – встревать
вместе – гуртом
вовлечься – втянуться
воин – вояка.
Определите значения слова «добрый» в следующих словосочетаниях:
Добрый человек, доброе сердце, добрые мысли, доброе слово, добрый совет, добрые пожелания, добрые люди, добрый молодец, добрая душа.Составьте по одному предложению с каждым словосочетанием.
В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:
а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.
Б) Наступило глубокое лето.
В) Этот писатель заслужил известность.
Г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит.
В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:
А) Язык Пушкина отличается от Гоголя.
Б) Условия в городе не такие, как в деревне.
В) На стене висела картина маслом.
Г) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.
В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:
А) Перед своей смертью он написал завещание.
Б) Продолжительность занятий длится в течение часа.
В) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.
Г) Он принял решительное решение.
Составьте словосочетания, подбирая к каждому из следующих синонимов подходящие по смыслу слова в скобках:
А) низкий, приземистый, карликовый (человек, дом, дерево);
Б) каштановые, коричневые, карие (глаза, волосы, туфли);
В) состоялось, произошло (совещание, наводнение);
Г) бедный, убогий, скудный (обед, человек, жилище);
Д) изобразить, запечатлеть, описать (внешность, образ, пейзаж).
Выпишите антонимы из приводимых ниже слов:
День, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать.Дайте дефиниции каждого из паронимов, приведенных в следующих паронимических рядах, и составьте словосочетания, используя слова, данные в скобках:
Благодарный – благодарственный (надпись, ученики, зрители, письмо, грамота, читатели);
Буквальный – буквенный (перевод, восприятие, обозначение, смысл);
Взрывной – взрывчатый (вещество, механизм, устройство, характер, смесь);
Вкусный – вкусовой (пища, ужин, свойства, запах, ощущения);
Демократический – демократичный (человек, государство, взгляды, печать, стиль, поведение, воспитание).
Объясните значение следующих фразеологизмов. (В случае затруднения обращайтесь к словарю).
Без году неделя; беречь как зеницу ока; бросать камешки в чей-нибудь огород; ловить рыбу в мутной воде; вот где собака зарыта; выеденного яйца не стоит; выносить сор из избы; держать камень за пазухой; купить кота в мешке пыль в глаза пускать.
Практическая работа:
лексические изобразительные средства языка;
происхождение, строение и назначение фразеологизмов;
лексические ошибки и их исправление;
словотворчество поэтов и прозаиков;
стилистический анализ текста.
Раздел III. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Способы словообразования.
Стилистические возможности словообразования.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Должен знать:
способы словообразования.
Должен уметь:
пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТОРОЛЯ.
Что изучают такие науки о языке, как морфемика и словообразование?
Что такое морфемы и аффиксы? В чем их различие и какова их функция?
Почему окончание не является значимой частью слова и не входит в его основу?
Назовите все способы словообразования в русском языке, охарактеризуйте каждый из них и приведите свои примеры на каждый способ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Подберите по три слова, которые состоят:
А) из одного корня;
Б) из корня и окончания;
В) из приставки, корня и окончания;
Г) из приставки, корня, суффикса и окончания.
2. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор следующих слов:
Любопытный, медвежонок, беспросветный, безжалостный, самоучитель, перераспределение, благотворительность, потеряешься, шестигранный.
Определите способ словообразования в следующих словах:
Подснежник, бродяжничать, синь, переспросить, мостовая, огнетушитель.
В следующих предложениях найдите слова, в которых есть ошибки в словообразовании или в употреблении. Исправьте эти предложения.
а) Нас всех поразила его бесстрашность.
б) Бессомненно, это очень важно для меня.
в) Вдалеке показался какой-то невзрачныйдомушко.
г) Мой дедушка говорил, что мед очень пользителен для здоровья.
д) Мимо нас пронеслась какая-то легковушка.
Раздел IV. МОРФОЛОГИЯ.
Самостоятельные и служебные части речи.
Нормативное употребление форм слова.
Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.
Должен знать:
Самостоятельные и служебные части речи.
Должен уметь:
употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что изучают грамматика и морфология? Как они связаны между собой?
Дайте определение следующим понятиям: «грамматическое значение слова», «словоформа».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Определите род следующих существительных:
Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби.Образуйте множественное число следующих существительных:
Фамилия, объединение, обещание, кольцо, сверло, колесико, платье, чудо, сосед, дворянин, болгарин, цыган. Фарфор, крем, рожь, молоко, молодость. Доктор, директор, тополь, отпуск.
В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:
а) Я вымыла голову хорошейшампунью.
б) Окна были завешены тонкой тюлью.в) Она высказала мне свои недовольства.
г) В моей авторучке было красное чернило.
д) Редактора исправили текст.
4. Следующие прилагательные в краткой форме измените по родам и числам и поставьте
ударение в каждой форме:
Добр, прав, свеж, чист, резок, пуст, глуп, прям, прост.
От следующих прилагательных образуйте, где возможно, краткую форму.
Великий, отличный, мужественный, смелый, бесчисленный, прекрасный, каменный, легкомысленный, горячий, дивой, веселый, ответственный, нелепый, торжественный.Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их:
А) Мы пригласили в гости обоих подруг.
Б) Трое девочек играли в мячик.
В) Под окнами стояли четверо машин.
Г) Мне нужны двое ножниц.
Д) В институте учатся около двести человек.
В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении глагольных форм и исправьте их:
А) Спортсмены на поле мечут ядро.
Б) Героем двигают высокие чувства.
В) Весь его пыл скоро иссякнул.
Г) Кто-то махает мне рукой.
Д) Я одел шапку и выбежал из дома.
Практическая работа:
Морфологический разбор частей речи;
Стилистический анализ грамматический форм в тексте;
Выявление ошибок на употребление форм слова в своих письменных работах и работах других авторов
Использование заданных форм слова в предложении и тексте, использование грамматических синонимов.
Раздел V. СИНТАКСИС.
Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.
Простое, сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное предложение. Актуальное членение предложений.
Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др. формы).
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Должен знать:
синтаксический строй предложений.
Должен уметь:
различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;
создавать собственные тексты учебно-научного, официально-делового стилей.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Назовите выразительные средства русского синтаксиса. Приведите свои примеры.
Назовите примеры нарушения синтаксических норм и способы их исправления.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Найдите ошибки при согласовании подлежащего м сказуемого, запишите правильный вариант:
А) Дед с бабушкой уехал в свой родной город.
Б) На столе лежало четыре книги.
В) Большинство людей не знали, что делать в этой ситуации.
Г) Тысяча книг поступили на выставку
2. Найдите в предложениях ошибки, связанные с порядком слов. Запишите правильный
вариант:
а) Мальчик съел котлету вместе со своей овчаркой.
Б) Сегодня ко мне в новой куртке пришел мой друг.
В) Сегодня очень жарко днем.
Г) Меня фильм этот заинтересовал очень.
Раздел VI. НОРМЫ РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ.
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Должен знать:
правила правописания;
понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.
Должен уметь:
пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что такое орфограмма? Назовите основные типы и виды орфограмм, приведите свои примеры.
Назовите основные принципы русской орфографии. Приведите примеры.
Может ли орфографическая ошибка повлиять на изменение лексического значения?
Что такое пунктуация и что такое знаки препинания?
Для чего нужна пунктуация? Влияет ли пунктуация на смысл высказывания?
Каковы основные принципы русской пунктуации? Приведите свои примеры.
Назовите функции всех знаков препинания. Приведите примеры.
Раздел VII. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.
Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение, характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое.
Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного: сфера их использования.
Жанры деловой и учебно-научной речи.
Должен знать:
функциональные стили литературного языка;
иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
Должен уметь:
различать тексты по их принадлежности к стилям;
анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
Самостоятельная работа: выполнение заданий и упражнений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Что такое текст? Каковы его признаки?
Назовите основные типы текстов. Приведите примеры.
Что такое стиль? Назовите функциональные стили литературного языка и дайте их развернутую характеристику. Приведите примеры.

2. Просклоняйте следующие словосочетания:

полтора яблока, полторы груши, полтораста километров, оба приятеля, обе подруги, пятеро

ребят, две пятых, 567 километров, 2340 килограммов; 20,7 секунды.

Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенными цифрами, поставьте их в нужной форме.

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушка).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ж) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

з) Мы отметили (800-летие) Москвы.

и) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту.

к) Вас ждут в (320 комната).

Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их.

а) Мы пригласили в гости обоих подруг.

б) Трое девочек играли в мячик.

в) Под окнами стояли четверо машин.

г) Грузовики стояли у обоих ворот.

д) Мне нужны двое ножниц.

е) Обоим студенткам поставили пятерки.

ж) В институте учится около двести человек.

з) Занятие будет в триста пятнадцатой аудитории.

и) Поезд пришел через 20,5 секунд.

к) Он пробежал двестиметровую дистанцию.

Местоимение

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.

1. Семантический признак: указывает на лицо, предметы, признаки и количество или спрашивает о них, но не называет их. Местоимение – это то, что употребляется «вместо имени», то есть местоимения употребляются вместо имен существительных, имен прилагательных, имен числительных.

2. Морфологические признаки: имеет морфологические признаки той части речи, вместо которой оно выступает в предложении.

3. Синтаксические признаки: выполняет синтаксическую функцию той части речи, вместо которой оно выступает в предложении.

По своему значению и грамматическим признакам местоимения делятся на девять разрядов.

Разряды местоимений

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

2. Возвратное: себя.

3. Притяжательные: мой, твой, его, ее, наш, ваш, их.

4. Указательные: тот, этот, такой, таков, столько.

5. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, каков, сколько.

6. Относительные: те же вопросительные, но не содержащие вопроса.

7. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-нибудь, сколько-то.

8. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

9. Определительные: сам, самый, весь, всякий, иной, любой, другой, каждый.

Личные местоимения

Личные местоимения указывают на лицо или предмет и отвечают на вопросы: кто?, что?

Личные местоимения я (1 -е лицо) и ты (2-е лицо) указывают на участников речи, а местоимения он, она, оно, они (3-е лицо) указывают на лицо или предмет, о котором говорится.

Местоимения мы, вы не обозначают «много я» или «много ты», поэтому по значению они не являются множественным числом местоимений я и ты, они указывают на говорящего и его собеседников: мы – «я и другие», а вы – «ты и другие».

Местоимения 3-го лица имеют категорию рода: он, она, оно.

Личные местоимения не могут иметь при себе определения, выраженные прилагательными, но могут иметь обособленные определения: «А он, мятежный, ищет бури» (нельзя сказать «мятежный он»).

В предложении могут быть подлежащим и дополнением.

Возвратное местоимение

Возвратное местоимение себя указывает на то, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо: Сколько помню себя, все время учусь.

Оно не имеет рода, числа и формы именительного падежа, в предложении является дополнением, может выступать в роли частицы: Иди себе с богом.

В предложении выполняет функцию дополнения.

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения мой, твой, ваш, наш, свой указывают, какому лицу принадлежит предмет, и отвечают на вопрос чей?

Эти местоимения изменяются по родам (мой, моя, мое), по числам (твой, твой) и по падежам. Они имеют такую же парадигму склонения, как и прилагательные.

Для обозначения принадлежности предмета к третьему лицу употребляются личные местоимения 3-го лица: его, ее, их (его книга, ее перчатка, их собака).

В предложении выполняют функцию определения.

Скажите, а много игр вы помните из вашего детства? Во что играли на переменках, во дворе? Я вот сходу вспомнила не очень много, а начала спрашивать друзей, и тут началось… Мы вспомнили огромное количество игр, в которые мы постоянно играли. Причем вспоминалась не только игра, а в голове «выплывали» прямо картинки-фотографии тех или иных моментов. Это было невероятно здорово.

С сыном пока мы не так много играли в игры из моего списка, есть несколько любимых, а многие еще только впереди!

Давайте вместе вспоминать подвижные и не очень уличные игры

Игры с мячом

1. Шаги

Чертится мелом на асфальте или палочкой на земле круг такого размера, чтобы все участники игры могли в нем поместиться.

Все становятся в круг, и водящий бросает мяч вверх, как можно выше и бежит дальше от круга, причем в любую сторону. Тот из игроков, кто сумел поймать мяч, должен остановить бег ведущего криком «Стоп!». После того как ведущий остановился, игрок с мячом оценивает расстояние до водящего и назначает количество шагов. Шаги могут быть самые разнообразные и в разном количестве, например « 2 гиганта и 5 лилипутов» или просто «7 зонтиков». Если игроку после выполнения назначенных шагов удается дотронуться рукой до водящего, то он сам становится им.

Шаги бывают:

Гигантские – самые большие и в прыжке
Лилипуты – шагаем на пол ступни
Ниточка – при ходьбе в плотную ставим пятку к носку
Лягушки – прыгаем вприсядку
Зонтики – прыжок с поворотом на 180 градусов
Зайчик – прыгаем, ноги вместе

2. Похожая на предыдущую - игра Штандер ()

Водящий берет мяч в руки и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, «Штандер-Паша») Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: Штандер-стоп!
Все замирают на месте.

Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться
Дальше игрок начинает говорить, сколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока.

Интересно, конечно, было назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее.
Например, говорилось: "До Кати 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..."

После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.

3. Я знаю 5……

Один игрок берет мяч в руки и говорит «я знаю 5 имен девочек» и при этом он кидает мяч на землю и бьет по нему ладонью, говоря «Маша раз» (удар), «Света два» (удар) и т.д.

Если мяч не потеряли, переходим к следующей категории

Имена мальчиков
- названия фруктов
- названия ягод
- названия овощей и т.д

Как только игрок мяч теряет, в игру вступает следующий.

В сети нашла другой вариант это игры ():

Количество считалок и их порядок определяется в самом начале игры. Первый, кто начинает, берет мяч и говорит «я знаю одно имя девочки» (чеканит мяч). Далее этот же игрок переходит ко второй категории и т.д

Когда все считалки произнесены, тот же игрок продолжает, но уже с другой считалкой: "Я знаю два имени девочки". При этом мяч нужно чеканить о землю ладонью и на каждый удар называть по одному имени (названию).

Играют в игру до десяти - "Я знаю десять имен девочек" и т.д.

Если в процессе отбивания мяча игрок не успел назвать очередное имя либо не попал по мячу - игра переходит к другому игроку, по очереди. Когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался.

Победителем в игре считается тот, кто первым добрался до последней считалки "Я знаю десять названий городов" и выполнил ее.

4. Собачка

Выбирается одна «собачка», которая встает в середину круга. Остальные игроки становятся в круг, и начинают перебрасывать мяч друг другу. Задача "собачки" - поймать мяч (перехватить его на лету). Когда "собачка" поймала мяч, она имеет право стать в круг к игрокам, а ее место занимает тот игрок, по чьей вине мяч был упущен (тот, кто "неправильно" его кинул или тот, кто не успел поймать).

5. В собачку играют втроем, а если народу больше, то игра называется Картошка .
Начинается она с того, что все встают в круг и перебрасывают друг другу мячик, который нужно или отбивать или ловить (в зависимости от договоренности). Кто пропустил мяч, садится в круг и пытается сидя на корточках, подпрыгивая, перехватить мяч.

6. Вышибалы

Прекрасная игра, когда много народа

7. Съедобное-несъедобное

Перекидываем друг другу мячик, говоря съедобные или несъедобные слова. На съедобное мячик ловили, на несъедобное отбивали

8. Земля, вода, огонь, воздух ()

Дети становятся в круг, водящий с мячом - в центре. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков и говорит одно из трех слов - «земля», «вода», «воздух». Игрок должен поймать мяч и бросить обратно, назвав при слове «земля» какое-нибудь животное, при слове «вода» - рыбу, при слове «воздух» - птицу.

Если игрок не знает, что назвать, он возвращает водящему мяч, сказав «огонь», и водящий сам должен произнести нужное название. Если водящий тоже не может сказать нужного названия, он занимает место «сгоревшего» игрока, а тот становится водящим.

Названия зверей, рыб и птиц не должны повторяться.

9. Стенка или Балда (у игры много названий, мы ее называли так)

В эту игру преимущественно играли девочки, хотя и мальчишки к нам тоже иногда присоединялись. Для игры нужен мяч и ровная стена.

Мяч кидается об стену и нужно через него перепрыгивать. Была целая «цепочка» прыжков. Первый раз нужно было перепрыгнуть, не дав мячу удариться об землю. В следующий раз мяч должен был удариться один раз, а потом прыжок. Затем перепрыгивать нужно было после двух ударов мяча об землю. В следующий раз – три удара об землю.
После этого этапа начинались хлопки. Сначала один хлопок – мяч ловим. Потом два хлопка, три хлопка. Еще были задания с поворотом вокруг себя. Иногда в игру добавлялись элементы из «знаю 5». Нужно было бросать мяч и называть слова из нужной «категории».

Возможно, были еще какие-то задания. Тот, кто не справлялся с заданием, получал букву Б (от слова Балда). Проигрывал тот, кто «собирал» слово целиком

9. Десятка – игра очень похожая на предыдущую. ()

Игроки по очереди должны "пройти 10 классов", то есть выполнить 10 заданий и "сдать экзамен".

Десятки - игрок бьет 10 раз подряд мячом об стену, мягко отбивая его пальцами, как при игре в волейбол.
Девятки - игрок бьёт 9 раз подряд мячом об стену, ударяя по мячу ладонями снизу.
Восьмёрки - игрок кидает мяч 8 раз под правую ногу об землю так, чтобы он отскочил к стене, и от нее ловит в руки.
Семёрки - игрок повторяет предыдущее упражнение 7 раз, но под левую ногу.
Шестёрки - игрок становится лицом к стене и 6 раз кидает мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, и от нее ловит в руки.
Пятёрки - это то же, что в предыдущем упражнении, но стоя спиной к стене повторяя 5 раз.
Четвёрки - кидается мяч об стену 4 раза так, чтобы он отскочил от неё на землю, с отскока от земли снова бьёт об стену, а потом ловит.
Тройки - ладонями, сложенными лодочкой, игрок бьёт 3 раза мяч об стену.
Двойки - сложенными вместе двумя кулаками игрок бьёт мячём об стену 2 раза подряд.
Еденицы - бьётся мячём об стену прямым пальцем 1 раз.

Экзамен - играющий выполняет по 1 разу элемент каждого упражнения и при этом не должен разговаривать или смеяться.

Если во время игры играющий уронит мяч или ошибётся, то он уступает мяч следующему игроку и доигрывает этот кон, когда снова придет его очередь.

10. Игра в слова

Мы и классическую игру в слова иногда играли с мячом (ну просто так веселее было и был момент неожиданности – неизвестно же к кому полетит мяч)

А есть усложненный вариант игры

Игрок, который начинает, кидает другому игрку мячик и говорит начало любого слова, например: «Ар...»
«...буз!»- быстро должен закончить игрок и - бросить мяч другому «Ко...»
«...рабль!»- сразу отвечает тот и дальше перекидывает мяч

В эту игру можно играть командами (в таком случае игроки встают напротив друг друга)

Игры по типу салочек

1. Классические салки

Один ведущий, который должен кого-то догнать и осалить

2. Салки-ножки на весу

Тоже самое, что обычные салки, но только нельзя салить игрока, ноги которого не касаются земли. Можно садиться на скамейку, залезать на дерево или просто ложиться на землю и поднимать ноги

3. Колдунчики

Играется, как в обычные салки, но задача ведущего «заколдовать» всех играющих (или три раза одного игрока). Тот, кого осалили должен стоять на месте и ждать, пока кто-то другой его «выручит»,
Если играющих много, то мы обычно лимитировали нужное количество «заколдованных» - обычно трех было достаточно.

4. Морской мир

Правила как в салочках. Только тот, кого осалили, становится помощником акулы (воды)

5. Кошки-мышки

Выбирается водящий – кошка. Он садится на корточки и закрывает глаза. Остальные игроки – мыши. Ходят вокруг кота, могут его погладить. Но в любой момент он может проснуться и начать ловить мышат. Кого поймали первым – тот становится водящим.

6. Зайцы и морковка ()

Дополнительно: морковки или другие мелкие предметы

На земле прочерчивают круг диаметром 8-10 метров. В круг кладут 10 морковок или любых других предметов. Круг - это "огород". Выбирается огородное "Пугало", которое будет ловить зайцев. По сигналу ведущего зайцы могут вбегать в круг и воровать морковь, а Пугало ловить зайцев. Пойманный заяц выбывает из игры. Но Пугалу разрешается ловить зайцев только тогда, когда они заберутся в огород, за пределами круга их ловить нельзя.

Прочие игры

1. Испорченный телефон

Старая, проверенная временем игра. Но до сих пор играем с детьми с удовольствием и получается очень весело всегда

2. Я садовником родился

Выбирается один водящий ("садовник"). Он на ушко шепотом называет (назначает) сидящим на лавочке игрокам названия цветов (растений). Дальше произносит считалочку
Я садовником родился, не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели, кроме...

и называет "имя" (название растения) любого игрока. Тот должен сразу отозваться, и завязывается такой диалог:
Игрок: Ой!
Садовник: Что с тобой?
Игрок: Влюблена
Садовник: В кого?
Игрок: В тюльпан

Игрок называет любое название растения, пришедшее ему в голову. Он также может назвать и садовника, и тот должен откликнуться на свое имя. Диалог продолжается до бесконечности. Тот кто ошибся (не отозвался вовремя, перепутал название, откликнулся на чужое имя и т.д.) - отдает фант (любую личную вещь), и в конце игры "отрабатывает" его.

В конце игры разыгрывают фанты: садовник отворачивается, ему показывают вещь, и спрашивают: Что делать этому игроку? Садовник назначает ему задание (спеть, попрыгать на одной ноге, рассказать страшную историю - кто на что горазд), игрок отрабатывает фант и забирает свою вещь.

3. Море волнуется раз

Выбирается ведущий. Он отворачивается от остальных и произносит считалочку (пока он говорит, все игроки хаотично двигаются)

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри.

Игроки замирают, изображая "морские" фигуры. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой - игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего - отгадать, что это за фигура.

Выбирается один водящий. На земле чертятся две полосы – старт и финиш. Все игроки становятся около старта, водящий – около финиша, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит:
Тише едешь - дальше будешь. Стоп.

Фразу можно произносить как угодно - намеренно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру. В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова СТОП водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот возвращается к старту.

Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.

5. Колечко

Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки и приговаривая:

Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю

и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит:
Колечко-колечко, выйди на крылечко!

И «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому "избранный" старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.

6. Светофор

Рисуется две линии. Ведущий стоит примерно между ними.
Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок мог отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он брался за него рукой и спокойно переходил через «дорогу». Если же ничего подходящего не находилось, ему оставалось только быстро перебежать на другую сторону (не выбегая за пределы "дороги"). А «светофор» должен был ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивался, сам становился «светофором».

7. Ручеек

В эту игру мы играем каждый раз, когда нас собирается больше 10 детей и взрослых

8. Казаки-разбойники

Для игры требуется довольно много народу – от 6 человек. Делились на две команды – «казаки» и «разбойники». Нужно было договориться о границах территории, где можно прятаться.
«Казаки» закрывали глаза, а «разбойники» бежали прятаться, рисую по ходу стрелки (их можно было «прятать», т.е. можно было рисовать на деревьях, на стене дома или еще как-то их маскировать). Разрешалось рисовать обманные стрелки.
Потом «казаки» бегут искать. Но мало просто найти «разбойников», нужно его еще поймать и отвести в «тюрьму». Как только «разбойник» был посажен, к нему приставляется «казак»-сторож, который должен следить, чтобы «разбойник» не убежал или чтобы его не освободили его друзья «разбойники». «Казаки» выигрывали, если им удавалось поймать всех «разбойников».

9. Клубок (или Путаница)

Все взявшись за руки запутываются, ведущий должен распутать

Сначала выбирают ведущего. Затем определяют дистанцию для «паровозиков» и создают различные препятствия из перевернутых стульев, городков, кеглей. Далее определяют, кто станет «руководить» «железной дорогой», а руководители в свою очередь должны оценивать мастерство «машиниста».

Ребята разделяются на две команды. В каждой из них игроки должны выбрать «машиниста» «паровозика», остальные становятся «вагонами». «Машинисты» встают впереди, а («вагончики») участники, выстраиваются за ними в цепочку, взяв друг друга за талию. По сигналу ведущего «паровозики» должны двинуться в путь, причем «машинисту» надо выбрать такую скорость, чтобы одновременно и преодолеть все препятствия, не потеряв ни одного «вагончика», И перегнать соперничающий с ним «состав».

Побеждает «машинист», сумевший успешнее провести свой «паровозик» по сложной дистанции. Он впоследствии и становится ведущим.

11. Мышеловка

Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше.
Оба хором говорят:
- Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!
Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот кто попал в мышеловку присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор пока не останется одна мышь - победительница.

Игры с резинкой

Помимо того, что в моем детстве абсолютно все девочки прыгали в «резиночку», была еще одна замечательная игра, в которую мы сейчас любим играть с детьми.

О-ЛИМ-ПИ-А-ДА!!!


pic

Двое игроков встают напротив друг друга, держа резинку (в каждой руке по одному «концу») Затем говорят кричалку «О-ЛИМ-ПИ-А-ДА Раз… Два… Три» и запутывают резинку, как могут. Задача остальных пролезть или перепрыгнуть, не коснувшись резинки. Если все смогли, то игра продолжается дальше. Если кто-то задел, то он сменяет «держателя».

Игры с веревкой

Ведущий встает с веревкой (или скакалкой) в центре круга. И начинает крутить веревку над самой землей. Все остальные должны перепрыгивать

Мы летом на даче детям часто устраиваем веревочную «паутину»

Вертикальный вариант


pic

Или горизонтальный


pic

Расскажите, какие еще дворовые игры Вы помните и во что играете?