Конспект занятия на тему "комнатные растения" в средней группе. Конспект занятия в средней группе "Мир растений" план-конспект занятия (средняя группа) на тему Рекомендации по выбору комнатных растений в ДОУ в зависимости от интерьера

НАШ НОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ

(с элементами ФЭМП)

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым растением – Бальзамином. Дать его бытовые названия (Огонек, Ванька мокрый). Учить детей описывать растение, отмечая при этом его характерные признаки. Учить рассматривать растение в определенной последовательности, работать с сенсорными эталонами и графическими моделями. Развивать речь. Закрепить счет, знание геометрических фигур. Формировать интерес и заботливое отношение к комнатным растениям.

МАТЕРИАЛ: Фотография нового комнатного растения и записка, комнатные растения за пределами группы. Сенсорные эталоны поверхности (гладкая, бархатистая), формы (овал, круг, треугольник), края листа (ровного, не ровного), эталоны цвета (розовый, красный)

ХОД: Перед занятием педагог незаметно кладет конверт с фотографией нового растения и запиской под горшок с любым цветком. Предлагает навестить одного из зеленых друзей. Называет знакомое детям растение, дети находят его. Под ним конверт – письмо от Дюймовочки, в котором она сообщает, что дарит новый цветок (на фото, название). Предлагает найти цветок за пределами группы (в фойе, раздевалке, где кроме данного цветка стоят другие).

Педагог вместе с детьми идут искать нового зеленого друга. По пути им встречаются другие растения (2-3), дети останавливаются около них, сравнивают их с фотографией. Находят нужный цветок, радуются, приветствуют и приглашают его в группу знакомиться.

П.: Это растение называется – Бальзамин. Так же его называют Ванька мокрый за то, что он очень любит пить воду. А за то, что у цветка такие красивые яркие цветы иногда его называют Огонек. Покажите, где цветки у Бальзамина? Какие они по величине? Выберите среди цветных карандашей такие, которые по цвету напоминают цветки бальзамина. Так какого же цвета цветки Бальзамина: красного или розового? (Если дети называют цветки красными, педагог уточняет их окраску и вводит в активный словарь детей название оттенков: розовый, ярко-розовый. Для этого дети сравнивают цвет красного карандаша с окраской цветка Бальзамина.)П.: В чем растет наш новый цветок? (в горшке, в земле) Что у цветка находится в горшке, в земле? (в земле находятся корни

Педагог показывает черенок Бальзамина с корнями.

П.: В земле у Огонька корни, как и у всех других растений: фикуса, герани, березы. Корни удерживают растения в земле, а еще корнями они пьют воду из почвы. Мы тоже с вами пьем воду Чем? Чем пьет воду Бальзамин? (мы пьем воду ртом, а Бальзамин пьет воду корнями)

П.: Верно, а какой по форме стебель у Бальзамина? (прямой) Покажите на карточке. Что еще вы можете сказать о стебле? Какого он цвета? (стебель зеленый) А что располагается на стебле? (на стебле есть веточки, листья, цветки) Найдите и сосчитайте веточки (счет) Сколько листьев у Бальзамина? (Много) А цветочков? (мало) Какого цвета листья у цветка? (листья зеленого цвета) А какой они формы? Выберите из геометрических фигур (модели) ту, которая больше всего подходит к листу бальзамина. (Дети выбирают овал) У Бальзамина листья действительно похожи на овал (повторить название геометрической фигуры с детьми) А какой величины листья? Крупные или мелкие, большие или маленькие? Сравните, что больше: ваши ладошки или листья Бальзамина?

Дети сравнивают, и выясняют, что лист Бальзамина маленький, меньше ладошки.
П.: Осторожно погладьте листочки цветка пальчиками. Какая поверхность у листьев: гладкая или шершавая? Подберите нужную тряпочку или лист бумаги, у которой такая же поверхность.
Дети выбирают и объясняют свой выбор. (Тряпочки или бумага гладкие, как лист цветка, пальцы по нему легко скользят, ни за что не цепляются.)

Педагог обобщает полученные детьми знания о листе Бальзамина: «Он зеленый, гладкий, овальный» Дети повторяют описание, используя модель.

П.: Где же будет жить наш новый зеленый друг?

Дети вместе с воспитателем определяют место расположения Бальзамина в уголке природы. Уточняют, как будут за ним ухаживать.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ НОВОГО КОМНАТНОГО РАСТЕНИЯ

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым комнатным растением (хлорофитумом, кливией). Отметить характерные особенности цветка. Учить рисовать с натуры, передавать в рисунке характерные особенности растения (строение, направление стеблей, листьев, форму цветочного горшка). Закреплять навыки рисования кистью и красками, учить располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать интерес к комнатным растениям.

МАТЕРИАЛ: Дюймовочка, комнатное растение, игрушки-заместители фотоаппаратов, краски, бумага, образец.

ХОД: Дюймовочка приносит ребятам новое комнатное растение – хлорофитум. Дети рассматривают его. Педагог предлагает найти похожие растения в уголке природы (Зеферантес, кливия). Дети вместе с педагогом описывают растение, выделяя его характерные особенности (нет стебля, длинные узкие листья, их много) Сравнивают листья хлорофитумаи зеферантеса (или кливии). Педагог говорит о пользе данного растения для человека – оно очищает воздух.

Педагог предлагает сфотографировать растение и сделать фотографии цветка. Имитирует фотографирование и показывает свой образец рисунка. Дети сравнивают образец рисунка и само растение. Обращает внимание на форму горшка, расположение на листе.
Далее следует показ с комментарием последовательности и способов рисования растения.
Педагог предлагает детям сфотографировать растение (используя игрушки-заместители) и нарисовать фотографию. (Дети встают и фотографируют растение с удобной позиции)
После рисования выбираются самые точные фотографии, отмечаются самый лучший фотограф.
Педагог предлагает поставить растение в уголок природы, уточняет с детьми, как будут за ним ухаживать.

СРАВНЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

(с элементами ФЭМП)

ЦЕЛЬ: Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая при этом различия и сходства между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения (сравнивать по величине, форме листа, размеру). Формировать умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал). Развивать речь, учить составлять описательные рассказы, опираясь на карту-модель.

МАТЕРИАЛ: Комнатные растения (бальзамин и герань), графические модели, отражающие характерные признаки внешнего вида цветка, для составления рассказа о комнатном растении, карты модели (по типу карточки лото) с изображением растений, полоски цветной бумаги

ХОД: На столе стоят два растения - бальзамин и герань.

П.: Что стоит у меня на столе? (комнатные растения). Как они называются? Чем нравятся бальзамин и герань? (они очень красиво цветут). Что есть у каждого из этих растений? (стебель, листья…). Сколько стеблей у бальзамина? У герани? Посчитайте. (У герани один стебель, а у бальзамина четыре). Отложите слева столько полосок бумаги, сколько стеблей у бальзамина, а справа, – сколько стеблей у герани. У какого растения стеблей больше и на сколько? Как это можно определить?
(Дети берут по одной полоске слева и справа и считают, сколько осталось справа.Могут выложить полоски одни под другими). Выставляется картинка-модель строения стебля растения.
П.: Какого цвета стебли герани и бальзамина? (У бальзамина стебель светло-зеленый, а у герани стебель снизу темный, а выше зеленый.) Что находится на стебле? (На стебле находятся листья, цветки, бутоны, веточки.) Сравните по форме листья герани и бальзамина. Обведите их пальчиками. (У бальзамина овальные листочки с острым концом, а у герани листочки круглые.) лист бальзамина похож на огурец (яйцо) – он овальный, лист герани похож на круг (зонтик). Выбирается модель, заполняется карточка моделями формы листьев.

Как определить, какая поверхность у листочков? (Надо осторожно погладить листья пальчиком.)
Дети гладят листья, определяют какая поверхность у листьев герани и бальзамина. Педагог предлагает рассмотреть лист герани в лупу.

П.: Лист герани покрыт маленькими волосками, поэтому он шершавый, пушистый. Выбирают соответствующую картинку-модель. (У герани лист шершавый, а у бальзамина лист гладкий.)
Посмотрите внимательно на края листьев герани и бальзамина. Потрогайте их осторожно, обведите пальчиком. Пальчик скользит или цепляется? (Пальчик цепляется, края листьев растений неровные.)
А чем все-таки отличаются края листьев бальзамина и герани?
Педагог вместе с детьми уточняет форму края листа у герани (волнистый) и бальзамина (зубчиками). Выбирается соответствующая модель-картинка.

П.: Понюхайте растения и определите, у какого цветка листья имеют запах.Дети осторожно трогают листочки, принюхиваются, определяют, что листья герани имеют запах (модель).П.: Сравните цветки герани и бальзамина. Посчитайте количество лепестков у цветов герани и бальзамина. Осторожно погладьте их, ощутите бархатистость и нежность лепестков. У герани пять лепестков, у бальзамина тоже пять лепестков у цветка. Чем же цветки этих растений отличаются? Они разные по цвету: у герани они красные, у бальзамина – розовые, ярко-розовые. Они разные по форме. У герани они похожи на маленькие цветочки, образующие один большой цветок – «шар», «помпончик», у бальзамина цветочки растут отдельно. Выставляется картинка-модель в карточку-описание.

Проводится физкультминутка.

Педагог обобщает знания детей, составляя описательный рассказ о растениях по заполненной карточке-модели, еще раз напоминая, что обозначает каждый символ.

Затем карточки-описания оставляются в уголке природы. В свободное время педагог индивидуально с детьми составляет описательный рассказ о знакомых растениях, опираясь на карточки-модели.

ПОМОЖЕМ ЗЕЛЕНЫМ ДРУЗЬЯМ

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закрепить знания о строении растения, о функциональной значимости его частей. Формировать понятие, что растение – это живой организм (оно пьет, растет, питается). Продемонстрировать пересадку растения с посильным участием детей.

МАТЕРИАЛ: Комнатные растения, новая земля, тазик для старой земли, горшки, лейка, прочий инвентарь для пересадки.

ХОД: Педагог заранее готовит послание от зеленых друзей и незаметно кладет его рядом с одним из них.
П.: Посмотрите на наших зеленых друзей. (Называет комнатные растения.) Мне показалось, что наши растения немного загрустили, они о чем-то нас хотят попросить. Давайте подойдем к ним поближе, приглядимся и прислушаемся.Дети подходят к растениям и около одного из них находят послание, в котором говориться, что растениям стало голодно, а некоторым и тесно в своем горшочке. Растения просят о помощи: накормить их и пересадить. А если им никто не поможет, то они начнут болеть, увядать – и не будет тогда красивых листьев и цветов.

Педагог получает от детей согласие помочь растениям, интересуется - как они поняли их жалобу о том, что им стало голодно. (Высказывания детей)

П.: Чем можно накормить растения? Где они хранили свою пищу раньше? Ведь они не просили их покормить, значит, где-то хранили свое питание и потихоньку брали его?
Все наши растения живут в своих домиках-горшочках. Но горшочки не пустые. Что находится в них? (Ответы детей) Наши зеленые друзья обязательно должны питаться (как и дети), и питание им нужно, для того чтобы расти.

Все, что необходимо нашим зеленым друзьям, содержится в земле. Именно из земли растения берут свою пищу.

Педагог интересуется, наполнялись ли чем-нибудь цветочные горшки раньше; напоминает, что растениям всегда давали воду, их поили. А, теперь наступил такой момент (именно весной), когда растения необходимо подкармливать. А для этого надо поменять в горшочках … (землю).
Педагог сообщает, что все необходимое для пересадки и подкормки растений готово: предлагает рассмотреть землю, горшки, инвентарь для работы. В процессе рассматривания каждого предмета дети говорят, что это за предмет, каковы его внешние характеристики и детали, для чего он нужен.
Далее педагог начинает пересадку одного из растений. Все вои действия педагог комментирует, задает вопросы, предлагает оказать посильную помощь.

П.: Сначала растение надо аккуратно вынуть из горшка со старой землей. Что значит – аккуратно? Смотрите: я осторожно тяну, растение за основной стебель, но растение почему-то легко не вытаскивается. Его что-то держит.

Педагог бережно вытаскивает растение вместе с комом земли и бережно отряхивает старую землю в тазик, при этом начинают оголяться корни растения.

П.: Вот что так прочно держит растение в земле и не дает ему упасть, с помощью корней растение забирает свою пищу из земли. Именно поэтому корни растения располагаются в источнике питания и влаги – пища растений в земле, и корни в земле. Куда дальше от корней идут питательные вещества? (в стебель, листья, цветы).

Далее дети сравнивают старую и новую землю (по цвету, запаху, рыхлости и т.п.). Отмечают, что она разная.
Затем педагог просит ребенка, заполнить горшок свежей землей. Наполнив горшок примерно на одну треть, педагог опускает в горшок растение, дети помогают присыпать корни землей, слегка поливают землю, после этого насыпают еще земли, покрывая полностью корни, и снова поливают.
Все любуются выполненной работой. Педагог благодарит детей, говорит о том, что без их помощи растения могли бы погибнуть, обращает внимание на то, что сегодня они помогли только одному растению. В следующий раз надо будет помочь другим.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ .

«УЗНАЙ РАСТЕНИЕ»

Дидактическая задача. Найти растение по названию

Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение.

Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.

Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Дидактическая задача. Запомнить расположение, найти изменения в их расположении.
Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений.

Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование. 4-5 растений.

Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить расположение растений, закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше?

«НАЙДИ ПО ОПИСАНИЮ РАСТЕНИЕ»

Дидактическая задача . Найти растение по описанию.

Игровые действия . Поиск растения по описанию отличительных признаков.
Правило .Назвать растение можно только после его описания.
Оборудование. 5 – 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов (пеларгония душистая и зональная)

Ход игры . 1. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого растения. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительные признаки каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданное растение.

2. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать и описать комнатное растение. Педагог напоминает последовательность описания: прежде надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие, толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, мохнатый), окраску (темно-зеленый, светло-, пестрый, с полосками и т.п.)

«МАГАЗИН ЦВЕТОВ»

Дидактическая задача . Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правило . Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.
Ход игры . На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.

«ГДЕ РАСТУТ ЦВЕТЫ»

Дидактическая задача . Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид.

Оборудование. Живые цветы разного произрастания или картинки с их изображением.
Ход игры . Дети рассматривают все предложенные растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.

«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Дидактическая задача . Найти предметы по сходству.

Игровые действия . Поиск похожего предмета.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с изображением растений.
Ход игры . Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов (фото), описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение в группе.

«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ МАТРЕШКА»

Дидактическая задача . Найти предмет по перечисленным признакам.

Игровое действие . Поиск спрятанной игрушки.

Правило . Нельзя подсматривать.

Оборудование . На столе расставляют 4 – 5 растений.

Ход игры. Детям показывают матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? – сейчас, я расскажу вам, куда спряталась матрешка. Педагог рассказывает на что похоже растение (на дерево, травку), описывает его стебель, листья, цветы. Дети отгадывают, где спряталась матрешка.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Дидактическая задача . Назвать растение по памяти (без зрительного контроля)

Игровое действие . Отгадать, какого растения не стало.

Правило . Не подглядывать.

Оборудование. На столе 2 – 3 хорошо знакомых растения.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает: «Какого растения не стало?»

«НАЙДИ, О ЧЕМ РАССКАЖУ»

Дидактическая задача . Найти растение по описанию взрослого.
Игровые действия . Угадывание растений по загадке-описанию.
Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать.
Ход игры. 1. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в группе. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать.
При описании следует использовать общепринятые термины: форма листа, окраска цветов и т.д.
2. воспитатель предлагает одному ребенку описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу, показать и назвать его.

Ласкина Елена Борисовна, воспитатель, г.Тула

ФИКУС

Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С.

Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей

Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.

Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.

Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.

Размножение: Верхушечными черенками

ФИАЛКА

Температура: Умеренная, оптимально 21-22 °C, без резких колебаний. Зимняя не ниже 16 °C.

Освещение: Яркий свет, с притенением от прямых солнечных лучей в самые жаркие часы.

Полив: земля должна всегда быть влажноватой, но не залитой. Вода для полива должна быть теплой, мягкой, отстоянной не менее 12 часов.

Влажность воздуха: любят влажный воздух (около 50 %) . Но опрыскивать не желательно - только во время цветения очень мелким распылением.

Пересадка: Лучший горшок для сенполий тот, у которого высота совпадает с шириной, так как у этих растений корни не разрастаются глубоко.

Размножение: Листовыми черенками, частью листа, семенами и дочерними розетками.

БЕГОНИЯ

Температура: Умеренная

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т. к. бегонии не любят застоя воды

Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания

Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват.

Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой

АМАРИЛИС

Температура: В период вегетации оптимально 17-23°С. В период покоя луковицы хранят при 10°С.

Освещение: Яркий рассеянный свет. Затеняйте от прямого солнечного света.

Полив: Обильный во время цветения - почва все время должна быть влажной. В период покоя держат в сухости.

Влажность воздуха: Если растение находится в помещении с сухим воздухом, то можно слегка опрыскивайте бутоны сверху.

Пересадка: Примерно раз в 3-4 года, во время периода покоя

Размножение: Дочерними луковичками во время пересадки, семенами. Отделенные детки сажают в приготовленную почвенную смесь в отдельные горшки диаметром около 12 см, чтобы третья часть высоты луковицы осталась над поверхностью почвы.

ХЛОРОФИТУМ

Освещение: Предпочитает рассеянный свет, может расти в полутени.

Температура: Летом умеренная, зимний минимум 12-14°С.

Влажность: Умеренная.

Полив: Обильный, зимой умеренный.

Питание: Летом, раз в две недели, любым жидким удобрением.

Размножение: Размножают семенами и отпрысками, образующимися на длинных цветоносах.

БАЛЬЗАМИН

Температура: Бальзамин довольно теплолюбив, зимой предпочитает температуру 15-20°С, зимой - 13°С

Освещение: светолюбив, желательно некоторое количество прямых солнечных лучей зимой и притенение от жаркого солнца летом

Полив: Обильный с весны до осени - почва должна быть все время влажной, зимой полив умеренный - почва должна быть слегка влажноватой.

Влажность воздуха: Листья периодически опрыскивают. Бальзамин не любит сухой воздух,

Пересадка: Бальзамин лучше пересаживать ежегодно весной, при этом не обязательно брать горшок большего размера, так как не любит слишком просторной посуды

Размножение: Стеблевыми черенками весной, летом или осенью, они хорошо укореняются в воде в течение недели - двух. А также семенами весной.

КЛИВИЯ

Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень.

Температура: Зимний минимум 10°С. Избегайте высоких зимних температур.

Влажность: Нетребовательна.

Пересадка: Взрослое растение пересаживайте только когда корни начинают выталкивать растение из горшка и только по окончании цветения.

Полив: Умеренно поливайте с весны до осени и скудно зимой, пока длина цветоноса не достигнет 15 см. При слишком обильном поливе скорее вырастут листья, в то время как цветонос остановится в росте. Старайтесь не заливать растение, так как корни склонны к загниванию.

Размножение: Отпрысками, которые отделяют от старых растений при пересадке. Можно семенами. Сеянцы зацветают не ранее, чем через 5-6 лет после посева.

ГЕРАНЬ (ПЕЛАРГОНИЯ)

Освещение: Светолюбивы, любят прямые солнечные лучи.

Температура: Умеренная, зимой 10-15°С. вынесут и чуть больший холод, но лучше сохранятся при рекомендуемой температуре.

Субстрат: Дерновая и листовая земля, перегной, торф и песок в равных пропорциях.

Пересадка: По мере необходимости весной.

Полив: Умеренный, круглый год. Растения легко переносят небольшую засуху, но плохо реагируют на переувлажнение, летом требует больше воды, чем другие виды.

Размножение: Черенками весной и в конце лета. Отдельные разновидности можно семенами.

АСПИДИСТРА

Освещение: Теневыносливое растение, избегайте прямого солнца. Можно размещать в глубине комнаты, на окнах северной ориентации.

Температура: Зимой идеально содержание в прохладном, но непромерзающем помещении при 7-10 °С.

Пересадка: Обычно - раз в 3-4 года, в феврале, марте. Подбирают более крупные емкости. Необходим хороший дренаж.

Полив: Умеренный полив с весны до осени, скудный зимой. Не переувлажняйте почву.

Размножение: Делением. С марта по май делят корневище, на каждом кусочке должно быть по 2-3 листка.

ФУКСИЯ

Освещение: Интенсивное, но избегайте прямого летнего солнца.

Температура: Зимой желательно 10-16°С. Избегайте высоких зимних температур.

Влажность: Время от времени опрыскивайте листья у вегетирующих растений.

Пересадка: Каждую весну.

Полив: В период с весны по осень умеренно, зимой, в период покоя, редко. Избегайте застоя воды в любое время года.

Размножение: Черенкованием весной или летом.

АСПАРАГУС

Освещение: Ровный свет или частичное затенение, избегайте прямого солнца. А. Шпренгера, в отличие от других видов, необычайно стоек - может расти на открытом солнечном месте.

Температура: Зимний минимум 7° С. A. setaceus лучше держать при минимуме 13°С.

Влажность: Изредка опрыскивайте, особенно зимой в комнате с центральным отоплением

Пересадка: Ежегодно весной в более просторную посуду. При пересадке желательно удалить оголившиеся побеги и пожелтевшие ветви. Старые растения можно пересаживать через год.

Полив: Обильный полив с весны до осени, ограниченный зимой. Нужно следить за тем, чтобы почва не пересыхала.

КОЛЕУС

Освещение: Светолюбивы, выдерживают яркое солнечное освещение, но не прямое воздействие солнечных лучей.

Влажность: Требует высокой влажности. Часто опрыскивайте листья.

Пересадка: В конце зимы, когда корни начинают выступать за край горшка.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, держите корни влажными зимой и используйте мягкую, не щелочную воду.

Питание: Подкармливание растения в начале зимы способствует оживлению окраски листвы

Размножение: Семенами весной, стеблевыми черенками весной или летом.

ТРАДЕСКАНЦИЯ

Освещение: Интенсивное, допустимо немного прямого солнца. При слабом освещении рисунок бледнеет.

Тмпература: Зимой держите при температуре не ниже 10°С.

Влажность: Изредка опрыскивайте.

Полив: Регулярный и обильный круглый год.

Питание: Раз в месяц любым удобрением.

Размножение: Черенкованием.

ДРАЦЕНА

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца.

Температура: Зимний минимум 13°С; для D. godseffiana и D. sanderiana - 10°С.

D. godseffiana устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Весной, по мере необходимости.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, скудно зимой. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте весной и летом.

Размножение: Черенкованием верхушек; воздушными отводками (для оголившихся снизу растений) ; кусочками стебля, семенами.

МАРАНТА

Освещение: Полутень. Избыточное освещение приводит к обесцвечиванию растения.

Влажность: Нуждается в высокой влажности. Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Ежегодно пересаживайте в последние дни зимы. Более старые экземпляры - через весну.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, умеренно зимой. Используйте мягкую воду.

Размножение: Делением материнских растений весной.

РОЗА

Освещение: Наилучшее. Выносят полный солнечный свет.

Температура: Морозоустойчиво. Во время активного роста желательно 14-21°С

Влажность: Нетребовательно, но в теплой комнате горшок лучше поместить на поднос с галькой. Полезно изредка опрыскивать.

Пересадка: При необходимости пересаживайте осенью.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, пока на них есть листья.

Питание: Регулярно подкармливайте летом.

Размножение: Стеблевыми черенками

КОЛОКОЛЬЧИК

Освещение: Интенсивный свет, но не прямое солнце летом.

Температура: Зимний минимум 7°С для С. fragilis и С. isophylla. С. carpatica более хладостойкий.

Влажность: Нетребовательно, но изредка опрыскивайте листья.

Пересадка: По мере необходимости.

Полив: Летом регулярный и обильный, зимой ограниченный.

Питание: В период цветения необходимы обильные подкормки.

Размножение: Черенкованием (в феврале-марте) и семенами.

АЛОЭ

Освещение: Растения светолюбивы и лучше всего растут на южных окнах. На лето можно выставить в сад.

Температура: Прохладное помещение зимой. Дневная температура зимой 12-14 °С. Ночная - желательно около 5 °С.

Влажность: Устойчивы к сухому воздуху.

Пересадка: Пересаживайте весной на второй или третий год после посадки.

Полив: Летом умеренный, зимой редкий (раз в один-два месяца) .

Питаниe: Подкармливайте летом изредка.

Размножение: Отпрысками (разъединяйте осторожно, чтобы меньше повредить корневую систему) ; семенами весной.

АЗАЛИЯ

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца. Летом можно выносить на открытый воздух и ставить в полутень.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Пересадку следует производить через месяц после окончания цветения, перед началом роста. Не чаще, чем раз в 3 года.

Полив: Обильно поливайте все время, используя по возможности мягкую воду. Регулярно опрыскивайте, но только не в момент цветения.

Питаниe: Один раз в каждые две недели подкармливайте растения, начиная с весны и до начала осени

Размножение: Полуодревесневшими черенками с мая по август.

ЦИПЕРУС

Освещение: Яркий свет или полутень, требуется прикрытие от прямых солнечных лучей.

Температура: Зимний минимум 7°С. В остальное время - 18-20°С.

Влажность: Повышенная (75-80%) . Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Ежегодно весной

Полив: Обильно поливайте все время, держите корни влажными. Горшок может стоять в небольшом количестве воды.

Питание: с середины весны до ранней осени.

Размножение: Семенами, верхушечными черенками и делением куста.

ЛАВР

Освещение: Светолюбиво, но выносит и полутень. В летние дни желательно притемнять от яркого солнца.

Температура: Летом 16-20°С. В теплые дни хорошо вынести растение на открытый воздух. Зимой содержат в прохладе - 10 -14°С.

Влажность: Для поддержания высокой влажности воздуха регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Весной, не реже одного раза в 2 года.

Полив: С весны до осени регулярный и умеренный, зимой - скудный.

Питание: Подкормку дают только в период вегетации (с весны до осени) , раз в декаду.

Размножение: Черенками весной или осенью; необходимо использовать стимуляторы роста. Можно семенами (прорастают при температуре не ниже 20°С) .

ПЛЮЩ

Освещение: Растение нетребовательно к свету, не любит прямых солнечных лучей и лучше растет в полутени.

Температура: Летом 15-16°С. Зимой хорошо растет в прохладном помещении с температурой 8-15°С.

Влажность: Полезно опрыскивать зимой и летом.

Пересадка: Пересаживайте каждую весну, пока можно увеличивать размер горшка. Во время пересадки следует укорачивать побеги.

Полив: Летом обильный, зимой умеренный. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте с весны до осени, раз в декаду.

Размножение: Стеблевыми черенками в течение всего года.

САНСЕВИЕРИЯ

Освещение: Лучше всего яркий непрямой свет, но выдержит и прямое солнце, и некоторое затенение.

Температура: Зимний минимум 14°С.

Влажность: Устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Частой пересадки не требуется, пересаживают по мере необходимости. Желательно пересаживать в мелкую посуду с хорошим дренажом.

Полив: Поливайте умеренно с весны до осени, очень умеренно зимой (раз в месяц и реже) . Всегда давайте почве немного высохнуть перед поливом.

Питание: Летом регулярно подкармливайте.

Размножение: Делением; листовыми черенками (но разновидности с желтым окаймлением превратятся в зеленую форму) . Семенами редко.

ЦИКЛОМЕН

Освещение: Рассеянный свет, летом требует притенения от прямых солнечных лучей.

Температура: Желательно 10-15°С зимой. Высокие температуры сокращают период цветения.

Влажность: Умеренная. Растениям полезно опрыскивание.

Пересадка: Весной, с началом появления новых листьев, производят пересадку

Полив: Обильный, мягкой водой. Нельзя допускать пересушки земляного кома и попадания воды на клубень.

Питание: Особой необходимости нет. Но если растение бледное, то раз в две недели следует подкармливать жидким удобрением. После цветения перестают подкармливать.

Размножение: Семенами, реже делением клубня летом

МОНСТЕРА

Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень. Под воздействием прямых солнечных лучей листья бледнеют и покрываются желтыми пятнами

Температура: Зимний минимум 15°С.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Каждый год весной молодое растение, раз в три года - старое.

Полив: С весны до поздней осени регулярный и обильный. Зимой поддерживают почву во влажном состоянии, стараясь не переувлажнять ее.

Питание: Летом и осенью каждые 14 дней общим минеральным удобрением для комнатных растений. Зимой - 1-2 раза за весь период.

Размножение: Черенками; воздушными отводками.

ХОЙЯ

Освещение: Интенсивное. Полезно немного прямого солнца, но только не летом через стекло в самое жаркое время дня.

Температура: Желательно 10-13°С зимой для Н. carnosa; зимний минимум 18°С для Н. bella.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья, но только не во время цветения.

Пересадка: Не пересаживайте без настоятельной необходимости, так как корни этого не любят.

Полив: Весной и летом обильный, осенью и зимой умеренный.

Питание: По мере необходимости. Во время цветения подкармливайте с осторожностью, так как избыток удобрения подавляет цветение.

Размножение: Черенкованием полуодревесневших верхушек или кусочками стебля с почкой.

  • Боткова Лариса Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории
  • Петрова Олеся Александровна, воспитатель I квалификационной категории
  • Руднева Ольга Николаевна, воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ детский сад 40 г. Киселёвск, Кемеровская область

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» .

Цель: расширение представлений детей о комнатных растениях, их пользе и строении.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение – живое существо. Познакомить детей с новым комнатным растением - герань, отмечая ее характерные особенности. Закрепить умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок) , используя модели.
  2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний. Расширять словарный запас: герань, сухая и мокрая земля, влага.
  3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности; научить размышлять, делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Воспитатель.

Дети заходят в группу, воспитатель читает стихотворение:

Давайте пройдемся медленно по саду
И здравствуйте, скажем, каждому цветку.
Я должна над цветками наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать их,

А для того, чтобы увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Ребята, сейчас мы с вами вспомним, о чем вы говорили с Ниной Петровной на прошлой встрече …

Просмотр видео - ролика «Растения - наши друзья» .

Воспитатель.

Ребята, а как вы думаете, у нас в групповой комнате кто очищает воздух от пыли и грязи?

Ответ детей: комнатные растения (Звучит музыка и на экране появляется слайд 1- «Расцветает цветок» ) .

Воспитатель. Правильно! В группе, в доме, в жилых помещениях очищают воздух комнатные растения.

А почему эти растения называют комнатными?

(Потому что они растут в комнатах, жилых помещениях.)

А еще для чего нам нужны комнатные растения?

(Для красоты, они создают уют в нашем доме. Комнатными растениями человек украшает свой дом) .

Воспитатель.

Ребята, а вы знаете, я сегодня зашла в нашу группу и увидела на окне вот этот цветок. Как вы думаете, кто мог нам его подарить? (ответы детей)

А подарила его нашей группе «Теремок» Весна и попросила беречь его, ухаживать за ним. И тогда оно нам принесет очень много радости. Ребята, а какое сейчас время года? Весной природа оживает, оживают и наши комнатные растения после зимнего отдыха.

Ребята, а вы знаете, как называется это комнатное растение? (Нет.)

Воспитатель. Это комнатное растение называется «Герань» (Слайд 2 –герань) , или пеларгония. А еще его называют «Журавлиный нос» , потому что столбик цветка иногда разрастается в длинный «клювик» , очень похожий на клюв журавля. Теперь вам легче будет запомнить название этого растения. Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у герани? (Слайд 3. «Строение герани» )

Ответы детей: корень, листья, стебель, цветки (если растение цветет) .

Воспитатель (обобщает ответы детей) – Правильно, у герани есть стебель, листья, корень (цветы) .

Воспитатель. Какой формы листья герани? Какого цвета листья? (Ответы детей) .

Воспитатель (обобщает ответы детей) . – Листья у герани округлой формы, ярко- зеленого цвета, так же лист может быть с коричневым кругом у края или с белой каймой.

Какого цвета цветы у герани? (Ответы детей) .

Воспитатель:

– Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, красные, малиновые. Цветы собраны в соцветия, словно зонтики. (Слайд 4)

Воспитатель:

– А где находятся корни герани? Как вы думаете, зачем нужны растению корни? (Ответы детей) .

Воспитатель (обобщает ответы детей)

–Корни у растения находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. А еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам (Сопровождает рассказ показом) . Чтобы растение не завяло, его нужно поливать.

Вот мы и познакомились с новым растением.

Воспитатель:

– Ребята, расскажите, что вы запомнили о герани. (Ответы детей) .

Ребята, скажите, где находятся в нашей группе комнатные растения?

В уголке природы.

Воспитатель:

Давайте познакомим герань с нашими растениями в уголке природы. А пока наши цветы приветствуют друг друга, я приглашаю вас на физминутку «Цветы» .

Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой.

Да головкой покачай,
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом) .

Воспитатель:

– Приглашаю детей пройти к уголку природы.

Ребята, посмотрите, наша герань уже подружилась с растениями в уголке природы.

А какие комнатные растения находятся в нашем уголке природы? (фиалка, бальзамин, алоэ, щучий хвост…) . Дети рассказывают о растениях.

Воспитатель.

–Ребята, а что есть у каждого растения (корень, стебель, листья)

А как вы думаете, чем отличаются растения друг от друга? (формой листьев, размером, у одних есть цветы, у других нет) .

Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Строение цветка» .

(Воспитатель раздает детям карточки с изображением корня, стебля, листьев, цветка) . Дети поочередно выкладывают карточки на фланелеграфе и называют часть растения.

- Ребята, а попробуйте отгадать мою загадку:

«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест». (Растение)

Правильно, это растение! Как растение двигается, ведь у него нет ног? (растет, поворачивается к свету)

Как дышит растение? (через листья, корни)

Как питается растение? Также как и мы? (корнями)

Правильно ребята, именно корни кормят растение.

А где хранится пища для растения? (в земле, почве)

Питание растений содержится в земле, в которой они растут. И если выдернуть растение из земли и оставить его так, то оно погибнет.

Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что растениям нужно для роста» . (Слайд 5) .

Давайте выберем из этих рисунков – схем только то, что нужно для жизни наших растений.

Лейка! Правильно, лейкой мы поливаем растения.

Солнце! Без солнечного света, тепла растения не растут.

Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужен хороший уход, наша забота и любовь. А они отблагодарят нас чистым воздухом.

О том, как правильно ухаживать за растениями мы поговорим на следующем занятии. А сейчас я приглашаю вас ещё раз полюбоваться растениями в нашем уголке природы.

Конспект занятия для дошкольников «Зелёный островок»

Цель: закрепить полученные знания детей о комнатных растениях, как о живых организмах.
Задачи:
1. развивать внимание, логическое мышление, творческие, познавательные способности;
2. закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части;
3. пополнять словарный запас детей;
4. формировать у детей интерес к растительному миру;
5. подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые;
6. организмы, требующие определенного ухода;
7. умение находить комнатное растение по перечисленным признакам;
8. дать детям представления о жизни цикламена;
9. закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
10. воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них;
11. воспитывать интерес к познанию окружающего мира; формированию коммуникативных навыков.
Предварительная работа: рассматривание комнатных растений в уголке природы; беседы о комнатных растениях, разучивание стихотворений о растениях; рассматривание иллюстраций на тему «Комнатные растения».
Оборудование: комнатные растения, почта цветов, карточки с загадками, схема развития цикламена, рисунки-схемы для дидактических игр, цветная гофрированная бумага, клей, кисточки, ножницы, лейки, пульверизаторы, влажные салфетки, фартуки.
Методические приемы: Сюрпризный момент, эксперимент, наблюдение, беседа.

Ход занятия

Игровой сюрпризный момент.
В гости к детям приходит Белочка.
Белочка: - Ребята, а вы знаете, как называется это растение? Кто мне подскажет? (ответы детей).
- Правильно! Это растение называется бегония. А чем оно отличается вот от этого растения? (Показывает герань).
Дети повторяют название растения и объясняют, чем оно отличается от бегонии.
Воспитатель: - Ребята, а какие ещё комнатные растения вы знаете?
(ответы детей).
Загадки о комнатных растениях.
Воспитатель: - Дети, давайте проверим нашу почту цветов, нет ли там писем? (дети проверяют почву и находят там конверт с загадками).
- Белочка прочитает загадки, а вы внимательно послушайте и попробуйте
их отгадать.
Белочка:
1. Не подушка для иголок,
И не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.
(Кактус).
2. На окошке растёт,
Круглой шапкой цветёт.
Это - журавлиный нос,
Нам духи свои принёс.Расцвела в такую рань
На моём окне …
(Герань).
3. Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
(Комнатные растения).
Беседа
Воспитатель: - Ребята, а попробуйте отгадать и мою загадку:
«Рук нет, ног нет, а двигается.
Носа нет, а дышит.
Рта нет, а пьет и ест».
(Растение).
- Правильно, это растение!
- Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет,
поворачивается к свету)
- Как дышит растение? (через листья, корни)
- Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)
- Правильно, ребята, именно корни кормят растение.
- А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)
- Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.
- Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
- Ребята, посмотрите внимательно на все эти растения и скажите, какое из них здесь лишнее? (одуванчик) Почему? (ответы детей)- Правильно! Одуванчик растет на улице, а все остальные растения живут
только в помещении. Поэтому их называют.… Как? (комнатные растения)
- Сейчас я расскажу вам об одном из наших растений в группе, а вы отгадаете, о каком растении я говорила. Слушайте: «У него вместо стебля – клубень, похожий на картошку. Листья имеют форму сердечка. Цветет
крупными ярко-розовыми цветами».
- Догадались, что это за растение? (цикламен)
- Правильно! Это цикламен! Вот он (показ)
- Яркие красивые цветы появились не сразу. Сначала будущий цветок спал и набирался сил в своей растительной колыбельке-семечке, укутанный в свои растительные пеленки, совсем как маленький ребенок. Семечко-колыбельку я спрятала в питательную землю и поливала. (показ схем) В теплой влажной земле малыш-цветок начал пробуждаться и расти, расти, расти… И вот он уже слегка подрос и пеленки ему стали малы. Малыш-цветок начал вылезать из них. Но это еще не цветок, это только росток с маленьким корешком.
Росток продолжал расти, стебель-клубень его креп, увеличивался в размерах и на нем появился первый листок. Постепенно листьев становилось все больше и больше. И вот появились первые бутоны, в которых спят сами
цветы. Наконец бутоны распустились и открыли нам свою неповторимую красоту. Мы любуемся ими и восхищаемся ею. Рождение цветка – это настоящее чудо! Вы со мной согласны?
Динамическая пауза
Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!
(дети выполняют действия согласно тексту)
Игра «Что растениям нужно для роста?»
- Давайте выберем из этих рисунков-схем только то, что нужно для жизни наших растений.
- Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать
специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!
Дидактическая игра «Покажи и назови части растения»
Воспитатель показывает части растения: корень, стебель, листья, цветок.
Затем каждый ребенок самостоятельно показывает части растения.
Стихи о цветах
Воспитатель: - Белочка, а сейчас ребята прочитают тебе стихотворения,
которые они сами сочинили о своих любимых цветочках.
1. «Фиалка»
Я люблю цветочек свой,
Фиолетовый такой.
Его я не срываю
И часто поливаю.
2. «Кактус»
Кактус расцвёл
У меня на окне
Яркий цветок,
Словно солнечный лучик Храбро горит
Между острых колючик.
3 .«Фикус»
Маленький росточек
Фикус на окне,
Тропиков кусочек
Подарили мне.
На окошке быстро
Фикус подрастал,
Каждый день его я
Щедро поливал.
4 .«Фиалка»
Цветёт фиалка на окне
А за окном всё в серебре
На улице трещит мороз
За зиму мой цветок подрос.
Психогимнастика «Я – растение!»
Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы
ваши корни дышали, моют вас. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами…
- Мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.
Рефлексия: Понравилось вам занятие? Что запомнилось больше всего? Во что бы вы хотели поиграть? О чём можете рассказать дома?

Программные задачи: формировать представления детей об объектах природы (комнатных растениях): их названиях, особенностях строения и способах ухода за ними; развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать у них бережное отношение к комнатным растениям.

Помощь Федоре

Материал и оборудование: костюм Федоры, комнатные растения, стрекоза из бумаги, аудиозаписи: весёлой, релаксационной музыки, «Вальс цветов» П. Чайковского, таблица строения комнатного цветка, инструментарий по уходу за комнатными растениями, карточки-схемы, лист ватмана с изображением горшка и стеблей, по количеству детей: клеёнки, кисточки, клей, заготовки цветов из бумаги, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня я вас приглашаю в Волшебную страну. А в какую, вы узнаете, отгадав загадку:

Очищают воздух,

Создают уют.

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения.)

Чтобы туда попасть, мы должны быть с вами добрыми, ласковыми, внимательными, заботливыми. Давайте возьмём друг друга за руки и отправимся в путь.

Под весёлую музыку дети идут по группе и подходят к живому уголку, где расставлены комнатные растения.

В. Как здесь красиво, как много цветов! Давайте посмотрим и назовём, какие растения здесь растут. А поможет нам в этом маленькая стрекоза. На какой цветочек она сядет, тот вы и назовёте. (Дети называют цветы: бальзамин, бегония, герань, колеус.)

Вижу, что вы понравились нашим цветам. (На доске выставлены карточки-схемы: вода, воздух, земля, солнце, доброта.) Скажите, а что им помогло вырасти такими красивыми? Что нужно для роста растений? (Ответы детей.)

Входит Федора и говорит, что ей подарили цветок, но он заболел.

В. Ты, Федора, знаешь, как называется твой цветок?

Федора. Нет.

В. А как ухаживать нужно за цветами, знаешь?

Федора. Нет.

В. Ребята, поможем Федоре вылечить цветок? (Да.) Скажите, какое растение у неё? (Бальзамин.) В народе его называют «огонёк». Почему он у неё такой некрасивый? (Потому что она за ним не ухаживала.)

Давайте, ребята, расскажем Федоре, из каких частей состоит цветок. В этом нам поможет нам таблица.


Физкультминутка

В. Мы будем с вами цветами. (Дети становятся в круг и приседают.)

На окне в горшочках поднялись цветочки.

(Постепенно встают, поднимая руки вверх.)

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись.

(Раскрыв ладони, поворачиваются влево-вправо.)

К солнцу лепесточки повернут цветочки.

(Опускают руки через стороны, кружатся.)

Развернут бутоны, в солнышке утонут.

(Постепенно приседают, соединяя руки над головой.)

В. Что нужно сделать, чтобы цветок у Федоры стал красивым? (Ответы детей.) Как узнать, что растение надо полить? (Ответы детей.) Какой водой и как нужно поливать? Из чего поливают? (Ответы детей.) Давайте покажем Федоре, как нужно ухаживать за цветами.

Ребёнок показывает полив растения.

В. Что необходимо растению для роста? (Ответы детей.) Зачем надо рыхлить землю? (Чтобы хорошо проходила вода, дышали корни и им было легче расти.) Чем рыхлят землю и как правильно это делать? (Рыхлят палочками, от самого края горшочка, чтобы не повредить корни.)

Ребёнок показывает, как правильно рыхлить землю.

В. Как ещё можно ухаживать за растением, чтобы оно было красивым? (Вытирать с листочков пыль.) Зачем нужно протирать листочки? (Чтобы растение дышало.) Как ухаживать за листочками? (Большие протираем тряпочкой, а маленькие - опрыскиваем из пульверизатора.)

Дети показывают, как ухаживать за растениями.

В. А ещё, Федора, чтобы цветок твой хорошо рос, ему нужно говорить ласковые слова.

Игра «Назови ласково»

Дети называют цветы ласковыми словами.

Федора. Ребята, какие вы молодцы! Я сегодня узнала, как надо ухаживать за растениями. Теперь буду всегда заботиться о них.

В. Пока твой цветок будет расти, мы с ребятами хотим подарить тебе открытку.

На столе лежит ватман с изображением горшка и стеблей.

В. Ребята, чего не хватает на открытке? (Цветов.)

Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского .

У каждого ребёнка - заготовки цветов из бумаги, дети по очереди подходят к ватману и приклеивают цветочки. Затем дарят открытку Федоре, она благодарит и уходит.

В. Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости? (Ответы детей.) Чем мы помогли Федоре? (Научили Федору ухаживать за комнатными растениями.) Мы с вами хорошо поработали, а теперь пора отдохнуть.

Дети садятся удобно на стульчики, закрывают глаза. Звучит релаксационная музыка.

В. Сейчас мы покидаем Волшебную страну.