Союз или в двух определительных придаточных предложениях. Основные типы придаточных предложений

Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой? ; относятся к одному слову в главном предложении - к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово"); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда . При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др.

Например: Лес, в который мы вступили , был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно - через ситуацию , которая так или иначе связана с предметом.

Придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов - относительных местоимений какой, который, чей, что и местоименных наречий где, куда, откуда, когда . В придаточной части они замещают собой существительное из главной части.

Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) - союзное слово который является подлежащим.

Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей ) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда ).

Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который , и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.

Например: Деревня, где (в которой ) скучал Евгений, была прелестный уголок... (А. Пушкин) - [существительное, (где ),].

Мне припомнилась нынче собака, что (которая ) была моей юности друг (С. Есенин) - [существительное (что ).

Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который ) на целый город ночь сошла... (Ф. Тютчев) - [существительное], (когда ).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.

Например: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме Д.Д. Минаева: Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой.. .

Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.

Например: Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун . (И. Тургенев.)

Нельзя ставить далеко друг от друга существительное и связанную с ним придаточную часть, нельзя разрывать их членами предложения, которые зависят не от этого существительного.

Нельзя сказать: Мы бегали купаться на речку каждый день после работы, которая была совсем близко от нашего дома .

Правильный вариант: Каждый день вечером после работы мы бегали купаться на речку, которая была совсем близко от нашего дома .

Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

Например: Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей , был уже виден. (В. Каверин.) Маленький дом, где я живу в Мещере , заслуживает описания. (К. Паустовский.)

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой , например: В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца. Однако такое указательное слово может быть опущено и поэтому не является обязательным в структуре предложения; придаточное относится к существительному даже при наличии при нем указательного слова.

Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными . Средства связи в них - относительные местоимения кто, что, какой, каков, который .

Например: Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) - средство связи - союзное слово кто , выступающее в функции подлежащего.

Он не такой, каким мы хотели его видеть - средство связи - союзное слово каким , являющееся определением.

Всё кажется хорошим, что было прежде (Л. Н. Толстой) - средство связи - союзное слова что , являющееся подлежащим.

Как и придаточные определительные, местоименно-определительные придаточные раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой? ) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова - кто и что ).

Сравните: Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся - придаточное определительное. [указательное слово + существительное, (который ), ]. Тот, кто приходил вчера, сегодня не появлялся - придаточное местоименно-определительное. [ местоимение, (кто ), ].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом .

Например: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей... (А. Пушкин) - (Кто ), [местоимение ].

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

по учебнику: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 9 класс. — М.: Просвещение, 2016

Цели урока:

1) научить определять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, строить по указанным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи;

2) производить синонимическую замену придаточных определительных причастными оборотами;

3) правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

Ход урока

I. Повторение. Фронтальный опрос

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

Добавьте вместо точек к данным предложениям по одному придаточному. Запишите, расставляя знаки препинания.

1) Труд составляет самую надежную связь между тем человеком… и тем обществом…

2) Человек редко задумывается о том…

3) Я твердо убежден…

4) … будет прекрасный урожай.

5) Нет на земле человека…

Карточка 2

Перестроите данные простые предложения в сложноподчинённые, заменяя выделенные второстепенные члены синонимичными придаточными предложениями.

1. Когда-то это была помещичья усадьба с пышно разросшимися за много десятков лет суковатыми кронами старых вязов и лип, скрывавшими в своих кронах школу.

2. На чистом зеленом дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее.

3. Море, лениво вздыхающее у берега , завораживает приезжих.

4. Дышащие силой мысли облекаются в слова.

5. Спасательное судно шло к катеру, терпящему бедствие .

2. Работа с классом. Пунктуационная разминка. Игра «Верю-не верю»

Слайд 2

Верите ли вы, что…

- Слово «кавычки» произошло от слова «помеха»? (да. Из др.-рус. ковычька «крюковый знак», производного от ковыка (ср. закавыка) «помеха, препятствие»)

- Первоначально тире называлась «молчанка»? (Да. Употреблялось для обозначения пауз. См.: Барсов «Грамматика»(1797))

- А.С.Пушкин назвал скобки удивительно образно: вместительный знак (нет. «Наш первый университет» Михаил Ломоносов назвал скобки в своей «Российской грамматике» удивительно образно: вместительный знак.)

- В Китае вместо точки в конце предложения ставят кружок, в Индии - вертикальную линию(да)

- В середине 15-го века изобрели пунктуацию Кирилл и Мефодий? (нет. В середине 15-го века итальянские типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, она и была принята большинством народов Европы и существует до сих пор.Кирилл и Мефодий или в IХв.)

- В 18 веке дефис именовали как знак единительства. Для уточнения графического облика этого орфографического знака его часто называли «черточкой». (да. См.: М.Ломоносов «Российская грамматика» (1755))

В 18 веке в конце вопросительного предложения ставили двоеточие? (нет. В греческом языке точка с запятой играла роль вопросительного знака.)

Слайд 3 с ответами

3. Записать номера предложений в таблицу:

Предложения на слайде 4 :

1. Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.

2. Когда поднимался ветер, на поверхности озера вздувались и бежали короткие волны.

3. Кто землю лелеет, того земля лелеет.

4. Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая.

5. Я верю в то, что человек есть творец своего счастья.

6. Там, где кончалась чаща, белели березы.

7. Современная техника позволяет людям выполнять такие работы, с которыми не справились бы даже сказочные великаны.

8. Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния, когда дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.

Проверка выполнения задания. Слайд 5

II. Объяснение нового материала.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

На экране размещаются слайды, содержащие учебный материал по блокам:

  1. Придаточные определительные и местоименно-придаточные Слайд 6 /data/files/f1512900233.jpg (475x352)
  2. Основные и неосновные союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными Слайд 7 /data/files/c1512900276.jpg (479x357)
  3. Место придаточного предложения Слайд 8 /data/files/x1512900313.jpg (480x360)

(Привожу таблицу, содержащую всю информацию.)

Придаточные определительные обозначают признак предмета , названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой ?; относятся к одному слову в главном предложении- к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово")

Присоединяются союзными словами:

Место придаточного предложения

Примеры

кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда).

Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей , был уже виден. Маленький дом, где я живу в Мещере , заслуживает описания.

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.

Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником .

Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме

Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой.. .

Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.

Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун .

Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который , и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных

Деревня, где (в которой) скучал Евгений , была прелестный уголок... [существительное, (где),].

Вновь я посетил тот уголок земли, где (в котором) я провел изгнанником два года незаметных

Придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными . Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который.

Кто живет без печали и гнева , тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи — союзное слово кто, выступающее в функции подлежащего.

1. Закрепление изученного:

Выполнение упражнения 115(По данным схемам смоделировать и записать сложноподчиненные предложения с определительной придаточной частью).

Выполнение упражнения 116(Заменить причастные обороты придаточными определительными).

ІІІ Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание.

Примеры для презентации взяты из http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/293-sl
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительным
PPTX / 749.61 Кб

IV Домашнее задание §22 упр.114

Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Цели урока

Формировать умения:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;

3) различать способы связи придаточных определительных с главным предложением;

4) правильно употреблять в речи данные виды предложений;

5) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

6) составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.

ЭТАПЫ УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Мы начинаем изучать новую тему.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Задание 1. Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант.

Этот прием позволяет ученикам быстро включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро припомнить для усвоения новой темы, а учителю – быстро диагностировать и в случае необходимости произвести коррекцию плохо усвоенного.

Данный вид работы развивает также быстроту реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям дается установка:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.

Итак, дайте свой ответ на мои утверждения:

1. Слово пунктуация произошло от пунктуальный. (Нет)

2. В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет)

3. В предложении Мы живем в городе, в котором строится много новых красивых домов есть определения. (Да)

4. Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет)

5. Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да)

6. и – это схема сложносочиненного предложения с союзом и. (Нет)

Итоговый ответ: 001 010.

Задание 2. Заполните «слепую» таблицу.

Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом виде. Расскажите о строении предложений данного типа.

(Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.)

Задание 3. Нахождение соответствий.

Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.

1, Простые предложения –

Это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2. Сложные предложения –

Это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3. Сложносочиненные предложения –

Это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа

4. Сложноподчиненные предложения –

Это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5. Бессоюзные предложения –

Это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

Задание 4. Различение предложений на слух.

(Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы, помогающий школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания различных грамматических явлений, а учителю – быстро осуществить так называемую «обратную связь» и при необходимости скорректировать неправильно усвоенное).

В тетрадях у детей запись:

Простые Бессоюзные Сложносочинённые. Сложноподчиненные

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.

2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.

3. Светило солнце, но было очень холодно.

4. Я поднял книгу, упавшую со стола.

5. Я поднял книгу, которая упала со стола.

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы. Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточные определительные.

Запись на доске:

Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы:

Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).

А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:

глагол усиливает значение действия;

причастный оборот подчеркивает признак предмета.

Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

Вопросы для первичного закрепления

какие вопросы отвечают придаточные определительные?

Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?

Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?

Мотивируйте ответы.

IV. ПЕРВИЧНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание 1.

Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное.

1. Николай и не заметил, 1. надо прилежно учиться.

2. Скучен день до вечера, 2. установилась теплая, солнечная погода.

3. Чтобы получить хорошую профессию, 3. тихо шелестящих под ветром.

4. Которая бывает в начале сентября, 4. что стало светать.

5. Воздух пропитан ароматом трав, 5. коли делать нечего.

Внимание! В таблицу вкрались две ошибки!!! Срочно исправьте их!

Вопросы классу:

Какие предложения из таблицы относятся к теме сегодняшнего урока? Запишите их в тетради, составьте схемы этих предложений.

Можно ли в них поменять местами главное и придаточное предложения? Почему?

Каким образом можно проверить, что перед вами именно придаточные определительные? (По вопросу от главного к придаточному – какой?)

Как вы думаете, только одно союзное слово который может присоединять придаточное определительное?

Задание 2. Анализируем предложения.

а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой?), где я провел изгнанником два года. (Дополнительный оттенок места)

Указательное слово в главном предложении, от которого мы можем поставить вопрос какой? к придаточному, приводит нас к слову которое и связывает главное предложение с придаточным.

б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы.

Чертим схемы этих предложений.

Задание 3. (Развивает концентрацию внимания и память.)

Срочно расшифруйте зашифрованное донесение!

(Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. При правильном выполнении задания должно получиться предложение.) К какому типу оно относится? Составьте схему этого предложения.

(В комнате, куда я вошел, было темно.)

Задание 4. (Тренируйте наблюдательность.)

Еще одна шифровка!

(Люблю место, где родился.)

Вывод класс делает самостоятельно:

Придаточные определительные могут присоединяться к главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).

V. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Самостоятельная работа по карточкам (игра «Умный редактор»).

Задание 1.

Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда. Исправленные предложения запишите, расставляя знаки препинания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. – Город, где я родился...

1. Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в Тюмень был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инж_нера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

(При недостатке времени все задания выполняются на самой карточке, где достаточно свободного места.)

Задание 2. (Дополнительное – для более сильных и быстрых учеников.)

Объясните и исправьте ошибки в построении предложений. Предложения запишите в исправленном виде.

1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором стояла скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4. Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые Аня набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом. 7. Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.

VI. РЕФЛЕКСИЯ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Вопросы классу:

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Что особенно понравилось?

Выставление оценок за работу на уроке

VII. МОТИВАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Выучить теоретическийматериал,упр.173.

Определительное придаточное предложение - это придаточная часть сложноподчиненного предложения , которое относится к одному члену главного предложения, выраженному именем существительным или местоимением с предметным значением (иногда к словосочетанию «существительное + указательное слово»). Например: Дорога, которая уходила вдаль, была очень красива и Я забрал с собой те книги, которые были мне так необходимы.

  • Придаточные определительные поясняют главный член предложения, раскрывая его признаки или уточняя значение указательных местоимений . Между главной и придаточной частями возникают определительные отношения.
  • Придаточное определительное обычно отвечает на вопрос какой ? и присоединяется к существительному в главном предложении с помощью союзных слов который, какой, чей, что, куда, где, когда и др. Например: Картина (какая ), которую я увидел в дальней комнате, меня ошеломила своим великолепием [сущ., (которую – союз. слово)].
  • Придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся. Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части: В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света, верхний угол которой касался края зеркального шкафа. (Д. Рубина) Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее: Фотография, которую оставил мне отец, была всегда со мной.
  • Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова то , тот, такой и др., например: В той стране, где я живу, никогда не бывает снега. Такое указательное слово может быть опущено, оно не является обязательным.
  • Союзные слова согласуются в роде и числе с определяемым существительным главного предложения, а их падеж зависит от синтаксической роли в придаточной части (обычно выступают как подлежащее или дополнение). Например:

Лютый мороз не шутит в тайге с людьми, которую уходят в тайгу без рукавиц и шапки; (союзное слово которых является подлежащим).

Я попросила дать мне книгу, которую вчера принесли из библиотеки; (союзное слово которую является дополнением).

Им с Сан-Марко отвечал ровный гул, на фоне которого всплескивали верхние колокола (Д. Рубина); (союзное слово которого является дополнением).

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными

Союзные слова в предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, чей, какой ) и инеосновные (где, что, когда, куда, откуда ).

Неосновные могут быть заменены основным союзным словом который. К примеру:

Пробираясь берегом к своей хате я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца … (М.Ю. Лермонтов).

Придаточные определительные с неосновными союзными словами также отвечает на вопрос какой ? однако имеют некоторые своим особенности.

Придаточная часть с союзными словами куда, где, откуда, когда обладает дополнительным значением места или времени. Например:

Я остановился в гостиной, где останавливались все проезжие и где между тем некому велеть зажарить фазана.(М.Ю. Лермонтов)

Я остановился в гостиной, где (в которой) останавливались все проезжие и где (в которой) между тем некому велеть зажарить фазана.

Вот опять окно, где опять не спят… (М. Цветаева).

Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в памяти. (Д.Рубина)

Онегин, помните ль тот час, когда в саду, в аллее нас судьба свела? (А.С.Пушкин)

Союзное слово что употребляется только в форме именительного или винительного падежа (выступает в роли подлежащего или прямого дополнения):

Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать.… (С. Есенин) (союзное слово что в роли дополнения).

Союзы будто, словно, как, как будто вносят дополнительный оттенок сравнения:

У нее было такое чувство, будто от нее все отвернулись.

Местоименно-соотносительное предложения

Придаточные определительные предложения, относящиеся к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др ., выступающим в роли подлежащего или именного сказуемого в главной части, называются местоименно-определительными (соотносительными ).

Средства связи в них - относительные местоимения кто, что, какой, каков, который . Например: Она засмеялась тем милым смехом, который был одной из ее главных прелестей. (сущ. + указ. слово), (который – союзное слово)

В отличие от собственно определительных придаточных такие придаточные могут стоять не только после определяемого слова, но и перед ним.

При этом местоимения, которые выступают в качестве указательных слов, образуют с союзными словами соотносительные пары: тот - кто, так - что, то – что, тот - который, такой - что, таков - каков и т.д.

После его картины все начали видеть лондонский туман таким , каким его увидел художник.

Самолеты шли так низко, что одного из них удалось сбить.

Я взял с собой то , что было необходимо.

Эта книга хороша тем , что позволяет задуматься.

На следующий год ухнул такой урожай, что не отъесться было бы стыдно.

Изучение синтаксиса вызывает определенные трудности, что связано в первую очередь с многообразием конструкций и понятий. отличается наличием нескольких предикативных частей, которые могут быть самостоятельными. Это сложносочиненное предложение. А могут быть зависимыми и главными - это сложноподчиненное предложение. В статье идет речь об СПП с придаточными определительными.

Сложное предложение с подчинительной связью частей

Предложения, где одна часть главная, а другие зависимые, могут быть разными по своей структуре и по значению подчинительных частей. Если придаточная часть СПП отвечает на падежей, то это изъяснительная часть. Например:

  • Петр утверждал, что его на заседании не было.
  • Екатерина поняла, зачем они выполняли эту работу.
  • Кошка знала, что за свои выходки она будет наказана.

В случаях, когда к придаточной части задается вопрос обстоятельства, это предложение. К примеру:

  • Они встретились в парке, когда закончилась демонстрация.
  • Так как начался шторм, путешествие на теплоходе пришлось отложить.
  • Максим был там, где жили его друзья.

К СПП с придаточными определительными задается вопрос "какой". Например:

Эта птица, которая пролетала над морем несколько раз, называется гагарой.

Мальчик, чьи родители работали на объекте в Сочи, показал отличные результаты в спорте.

Усадьба, что находится в пределах заповедника, является музеем.

Пунктуация в СПП

Какие ставятся знаки препинания в сложноподчиненном предложении? В русской грамматике принято отделять главную часть от придаточной запятыми. В большинстве случаев она предшествует союзу или является членом предложения, к нему можно задать вопрос): "Туристы остановились на ночлег в палаточном городке, потому что им предстоял еще долгий путь в горы".

Много примеров, когда запятая ставится в финале главной части, но не перед союзом/союзным словом (особенно часто это наблюдается в СПП с придаточными определительными): "Тропинка к источнику лежала через ущелье, о месторасположении которого было известно немногим".

В случаях, когда придаточная часть расположена в середине главной, запятые ставятся по обеим сторонам зависимой части: "Дом, в который они переехали, был просторнее и светлее".

Знаки препинания в ставятся по таким же синтаксическим правилам: после каждой части - запятая (чаще всего перед союзами/союзными словами). К примеру: "Когда поднялась полная луна, ребята увидели, как таинственно плещутся морские волны, звуки которых они слышали давно".

Придаточное определительное

  • Определительная зависимая часть раскрывает некоторые признаки слова, обозначенного в главной части. Такая придаточная часть сравнима с простым определением: "Выдался чудесный день"/ "Выдался день, о котором давно мечтали". Разница не только синтаксическая, но и семантическая: если определения называют предмет прямо, то придаточная часть рисует объект через ситуацию. При помощи союзных слов присоединяются СПП с придаточными определительными. Предложения-примеры:
  • Машина, которую Мария купила в Японии, была надежной и экономичной.
  • Миша принес яблоки из сада, где также росли груши и сливы.
  • Отец показал путевки в Венецию, куда вся семья отправится в сентябре.

При этом есть союзные слова, которые являются основными для таких предложений: "который", "чей", "какой". Другие считаются неосновными: "где", "что", "когда", "куда", "откуда".

Особенности придаточного определительного

Кратко описав основные характеристики конструкций, можно составить небольшой конспект «СПП с придаточным определительным». Основные черты таких предложений раскрываются ниже:


Местоименно-определительные предложения

От СПП с придаточными определительными, где зависимая часть относится к существительному с указательным местоимением, нужно отличать такие, что зависят от самого указательного местоимения. Подобные предложения называются местоименно-определительные. Для сравнения: "Тот не будет допущен к зачету, кто не сдал лабораторную работу"/ "Те студенты, которые не сдали лабораторную работу, не будут допущены к зачету". Первое предложение - местоименно-определительное, так как в нем придаточная часть зависит от указательного местоимения "тот", которое нельзя убрать из предложения. Во втором предложении зависимая часть относится к существительному "студенты", при котором есть указательное местоимение "те", и его можно опустить, следовательно, это придаточное определительное.

Упражнения по теме

Закрепить изложенные выше теоретические сведения поможет тест «СПП с придаточными определительными».

  1. В каком предложении представлено СПП с придаточным определительным.

а) Егору сообщили о случившемся поздно, что ему не понравилось.

б) Вследствие того что заседание затянулось, адвокат опоздал на встречу.

в) Роща, где росло много берез, после дождя манила грибников.

г) Море было спокойным, когда они вышли к берегу.

2. Среди предложений найдите местоименно-определительное.

а) Его еще не видели таким, каким он был вчера на совещании.

б) Тот город, который появился на горизонте, был Бейрут.

в) Мысль, что пришла ему в голову, понравилась всем.

г) Школа, в которую ходила ее сестра, была в другом городе .

3. В каком варианте ответа придаточная часть разрывает главную?

а) Тот не поймет Пушкина, кто не читал его душой.

б) Вода в реке, что находилась на окраине города, была студеной.

в) На день рождения был приглашен его приятель, с которым он познакомился на конференции.

г) Василий позвонил доктору, чей номер дала Дарья Николаевна.

4. Укажите придаточное определительное предложение.

а) Он знал, откуда доставили груз.

б) Страна, откуда он родом, находилась в центре Африки.

в) Откуда приехал Михаил, было известно лишь отцу.

г) Она подошла к окну, откуда доносились голоса.

5. Укажите предложение с местоименно-определительным придаточным.

а) Та улица, которая шла параллельно проспекту, была древнейшей в городе.

б) Та, что была в желтом костюме, оказалась женой Ипатова.

в) Та девушка, что встретилась Николаю в парке, была знакомой его сестры.

г) Лидию привлекла та песня, которую исполняли дети со сцены.