Происхождение карт, древние карты руси. Древние карты россии Отличие современной от старой карты

В пору своей юности я очень любил настольную игру «Звезда Африки», игровое поле в ней представляло собой карту африканского континента, выполненную в древнем стиле: в океане были изображены какие-то чудовища, города тоже обозначались древними строениями. Впоследствии я узнал, что такие изображения действительно наносились на древние карты. Например, место, где часто пропадали корабли обозначалось рисунком неведомого животного (чаще левиафана), что должно было предостерегать мореплавателей старины.

Древние карты

Первую карту местности, которая дошла до нас, датируют 7 тысячелетием до н. э. На ней изображена деревня жителей неолита, расположенная на территории современной Турции. Естественно, она носит очень примитивный и схематический характер. Расцвет картографии приходится на эпоху Великих географических открытий, когда карта перестала быть приятной помощью, а стала необходимостью. Ранее карты рисовал всего один человек, опираясь на свои собственные наблюдения, зачастую снабжая их различными рисунками и пометками, не относящимися к вопросу. Поэтому их точность была сомнительна. Лидерами в области составления карт того времени были восточные мореплаватели.


До сих пор идут споры о турецкой карте Пири-реиса с изображенной на ней Антарктидой за 300 лет до ее официального открытия.

Современная картография

В наше время над составлением карт трудится множество людей, от космонавтов до профессиональных художников. Теперь уже никто не рисует карты в одиночку вручную, а каждый занят своим делом:


Основным отличием современных карт от древних является их прикладная значимость, т. е. им не нужно выделятся каким-то особенным дизайном и красотой, главное в них - точность и удобность использования.

Карты - это продукт, над созданием которого бесчисленное множество людей работало более шести тысяч лет. Картография появилась раньше письменности, а методы начертания земной и морской поверхности менялись вместе со всей человеческой цивилизацией: от первых наскальных рисунков до цифровых онлайн и офлайновых карт, содержащих этнографические, экономические, социальные сведения о жителях.

С первого дня, когда карты стали использоваться для ориентации в мире, в них были выявлены недостатки: реки меняли русла, пожары уничтожали леса, поселения людей кочевали с места на место, затрудняя фиксацию объектов на карте. Так что история карт - это еще и древнейшая история исправления багов в попытках создать идеальный продукт.

Сегодня решим, получилось ли спустя столетия приблизиться к канонической схеме отражения мира.

Древнейшие карты мира

На рисунке выше вы видите точную копию оригинального куска бивня мамонта, найденного в окрестностях города Павлов (Чехия). После многолетних исследований орнамент на бивне был признан древнейшей из известных на сегодняшний день карт. Ее возраст оценивается в 25–27 тысяч лет. На бивне изображены изгибы реки, гребни, овраги рыхлых лёссовых склонов, скалистые пики и дом охотников.

Такая карта даже для ее создателей не могла прослужить долго. Необходимо было каждый раз менять рисунок, изготавливать новую карту либо найти принципиально другой способ ориентации на местности.

Слева бронзовый Небесный диск из Небры. Справа золотой диск Мурдорфа (возможно, подделка). Оба диска содержат карты расположения небесных тел

Как зафиксировать изображение местности, если территория претерпевает постоянные трансформации?

Возможно, стоит ориентироваться по неменяющимся объектам - звездам. Полярная звезда, входящая в созвездие Малой Медведицы, всегда указывает на север, отклоняясь в течение ночи всего на полтора градуса (из-за прецессии роль полярной звезды в разное время отводилась различным звездам). Зная, где находится Полярная звезда, легко определить стороны света: когда вы смотрите прямо на звезду, с правой стороны будет восток, с левой - запад, а за спиной - юг.

Первые созвездия были выделены около 16 тысячелетий тому назад и попали в различные рисунки палеолитического искусства. При этом следует иметь в виду, что картографическая особенность рисунков ночного неба использовалась как побочный эффект. Небесный диск из Небры (≈ 3000 лет до н.э.), на котором изображены Солнце, Луна и 32 звезды, предположительно применялся для измерения угла между точками восхода и захода солнца во время солнцестояний.

Выбор перспективы

Более 6000 лет назад появились первые карты с видом сверху. Фреску в древнейшем поселении Чатал-Хююке расценивают как детальный план поселка. Улицы в поселке обозначены не были - вероятно, обособленность каждого дома показывали светлыми линиями.

Современная реконструкция карты в Чатал-Хююке. Оранжевым цветом обозначен, предположительно, реально существующий вулкан. Белые прямоугольники - дома, перекрытые плоскими крышами

Копия карты «Carta Marina », сделанная в 1949 году

Карта «Carta Marina» 1539 года примечательна тем, что на ней, возможно, впервые, изображения жутких морских существ стали нести практическую пользу - они соответствуют течениям, штормовым фронтам, опасным подводным скалам и мелям.

Карта Венеции 1565 года выполнена в стиле, который до сих пор используют в туристических справочниках

Равноугольная проекция Меркатора , благодаря которой можно строить морские карты, на которых курс корабля изображается прямой линией

В 1569 году картограф Герард Меркатор, стремясь сделать отображение мира на картах «правильно выглядящим», разработал новую проекцию с использованием математических формул. С проекцией Меркатора карты принимают привычный для нас вид.

«Карта Мира, помещенная в голову Дурака», 1590 г. Карта изображает мир «одетым» в традиционный антураж придворного шута: двурогий колпак с бубенчиками и с шутовским посохом

Карта Класа Янсона Вишера «Leo Belgicus», 1611 год. Leo Belgicus - это латинское название голландского льва. С 1583 года Нидерланды часто изображались в виде льва. Карта показывает период перемирия между Испанией и Семью Соединенными Провинциями Нидерландов.

В 1675 году Джон Огилби изобразил на карте дороги в виде узких полосок, исключив все остальное окружающее пространство, оставив лишь объекты, необходимые для ориентирования. Эта старинная карта стала прообразом карт в современных автомобильных навигаторах.

Моду на аксонометрическую проекцию в картах установили французы в подробном плане Парижа , составленном в 1734–1736 годах. На изображении выше виден Луврский дворец. Чтобы оценить масштаб работ, откройте весь план города. Почти триста лет спустя нечто подобное сделали китайцы для поисковика Baidu.

Слышали о «карте путешествий»? На такой карте нужно закрашивать / стирать кусок территории, на которой вы побывали, открывая название и полные географические сведения. Первую подобную карту создал в 1761 году Джон Спилсбери, придумавший «разрезанную географическую карту». Каждый отдельный кусок карты содержал немного географической информации. Собирая нужны участки, можно было изучить весь известный на тот момент мир.

К 19 веку создатели карт стали пытаться визуально оформить экономическую, социальную, политическую информацию. Однако вплоть до массового внедрения цифровых карт в 21 веке дополнительные сведения на картах быстро устаревали.

Сверхсовременность

В 20 веке карты стали невероятно подробными благодаря сначала аэрофотосъемке, затем космической съемке. Однако снимки со спутника, быстро набрав популярность, также быстро превратились лишь в инструмент создания схем. На масштабе города они практически бесполезны. Над территорией лесов - бесполезны полностью. Тогда на помощь пришли проекты, в которых люди стали самостоятельно отмечать на картах недоступные для съемки объекты.

В наше время появляются карты, отражающие интересы самых разных людей. Так, греческие исследователи разработали систему, которая конвертирует изображения традиционных бумажных карт в трехмерные планы городов. С помощью перчаток виртуальной реальности слепой может буквально пощупать карту и считать с нее данные (либо включить голосовой движок, озвучивающий названия улиц).

В Airbnb экспериментируют с созданием карт, чьи границы очерчены по культурно-контекстному принципу. На карте выше зеленым выделены традиционные «туристические» места проживания, красным - жилье из базы Airbnb. Любая шаблонная карта советуют жилье в «зеленой» зоне, однако более полные впечатления о реальной жизни в городе можно почерпнуть с «красной» территории.

Когда окончательно исчезли белые пятна, быстро завоевали популярность карты с дополнительной ценностью. Например, на карте Нью-Йорка можно увидеть самые криминальные районы и районы, где можно почувствовать себя в безопасности.

Вторым проектом с открытым исходным кодом в Mail.Ru Group (после базы данных Tarantool) не случайно стали офлайновые карты MAPS.ME , основанные на данных OpenStreetMap. Суть проекта OSM (как и MAPS.ME) - дать каждому человеку в мире бесплатную карту, с которой можно делать что угодно. За тысячи лет истории карт трудно было такое вообразить, а уж сами карманные карты появились лишь в 19 веке. Теперь вместо карманов - смартфон, но картам уже хотя бы не нужен интернет. Еще одно отличие OSM от картографии прошлого - доступность. Каждый может самостоятельно вносить дополнения в карту почти так же просто, как делать правки в статью Википедии. Одним из самых громких обновлений MAPS.ME в этом году стала возможность редактирования карт самими пользователями. Благодаря в том числе этому мы сможем находить на картах лавочки, фонтаны, лучшие места для того, чтобы сделать фото.

Преимущества открытых (во всех смыслах) карт перед коммерческими решениями - в их универсальности. Одну и ту же схему местности с разным набором данных используют в огромном количестве ситуаций. С помощью OSM отмечают тропы в лесу и грунтовки, пункты раздачи еды в беднейших регионах, лесные пожары… Да что угодно!

Недостатки эпохи

Сравнивая карты прошлого - не только из Средневековья, но и двухтысячелетней давности - с современными, невольно делаешь вывод, что карты эволюционировали в утилитарно-информационный продукт. Дизайн стал намного проще, а сами карты, как ни странно, менее детальными. Окидывая взором трехметровое полотно эпохи Возрождения, вы могли увидеть десятки, если не сотни дополнительных объектов по вашему маршруту. Смартфон предлагает отразить лишь то, что отражает UX-логику создателей карт: то есть минимум доступной информации на единицу площади.

Цифровой карте и не нужно поражать дизайном, ведь она, кажется, только надстройка над строкой поиска - ищем банкоматы, отели, кратчайший путь, ближайшую достопримечательность. Карта стала не проводником по миру, а инструментом экономии времени. Лишняя информация на ней только расходует временной ресурс человека. «Народные карты» этот вопрос решают по мере сил, вводя фильтры - пока еще есть возможность увидеть город со всем многообразием его объектов.

К чему приводит минимизация данных? . Это не значит, что какие-то объекты с карты исчезают: просто нужно уменьшить масштаб. У такого метода есть как сторонники (карты выглядят понятнее на мобильном устройстве), так и противники (незнакомую местность нужно масштабировать и искать по квадратам, если не знаешь точное название объекта). Карта, на первый взгляд не перегруженная информацией, подскажет только кратчайший маршрут, а не тот, где открывается самый красивый, безопасный, тихий путь.

Современные карты делают не художники / дизайнеры, даже не картографы, а программисты. Таково требование эпохи, потому что если не адаптировать карту под любое мобильное устройство, ей просто никто не будет пользоваться. Карта перестала быть произведением искусства, лишилась ужасных монстров, проглатывающих корабли, став при этом удивительно однообразной.

Впрочем, по сравнению с античными картами у современных есть одно существенное преимущество - они очень быстро меняются. Недалек тот день, когда карта станет полностью персонализированной. Одним она даст подробности, требующие осмысления всех деталей и нюансов, другим - только сжатый концентрированный факт о местности.

Один из интересных примеров движения в сторону «персонализации» - карта (с открытыми исходниками) мест реальной шаговой доступности Galton , построенных на основе OSM. Карта названа в честь Фрэнсиса Гальтона - английского исследователя и географа, который в 1881 году составил карту «Isochronic passage chart », указывавшую количество дней для путешествия от Великобритании до различных мест.

Фрагмент карты «тихих» районов Нью-Йорка, полученной на основе анализа данных о жалобах на шум

Что дает такая карта? Помимо очевидного решения (куда можно добраться за определенное время, если вы не умеете ходить по воде и проходить сквозь стены), можно подсчитывать рейтинг места с учетом множества параметров расположенных в зоне пешей доступности объектов.

Рано или поздно единая карта мира перестанет существовать, потому что для разных групп людей мир будет наполнен разными событиями. Метаморфозы не коснутся базовых понятий, вроде общепринятых границ государств или расстояний между городами, но автомобилист, пешеход, велосипедист и любитель баров смогут найти в географии окружающего пространства именно то, что их заинтересует.

И карта снова станет источником открытий.

В современное время географическими картами пользуются многие люди, особенно школьники. Не стали исключением и далекие древние времена, где также существовали карты, помогающие людям ориентироваться в местностях. К примеру, древние карты руси 9-14 веков показывают, какие именно территории занимали те или иные славянские племена. Также карты Руси показывают, где находились в период феодальной раздробленности удельные княжества. Помимо этого, карта древней руси указывала направления предстоящих или завершенных военных походов.

Коротко о карте, история возникновения

Современные карты во многом отличаются друг от друга. Некоторые карты знакомят с той или иной местностью, некоторые изображают рельефы, некоторые - название континентов, стран, городов. Помимо этого, существуют и морские карты, содержащие сведения о дне и линиях побережья, о преградах для мореплавателя.

Стоит отметить, что карты имеют давнюю историю. Схематическое изображение определенной местности археологи находили на скалах. Исследования показали, что такие карты относятся к жизнедеятельности первобытного человека. Древнейшие карты показывали ручьи, тропинки, поля - все то, что интересовало людей того времени.

Конечно же, надписи при этом отсутствовали, ведь карты начали появляться далеко до изобретения письменности. Но вместо надписей люди использовали специальные условные знаки. Также на картах можно было увидеть рисунки зверей, людей, деревьев.

Интересный факт из истории: Уже в 19 веке ученые из России старались научить представителей Маршалловых островов читать и писать, но у их ничего не получалось. Люди не понимали, как буквы могут передавать слова и предложения. Но вместе с тем жители этих островов прекрасно владели техникой рисования карт. Такие карты в этой местности делали с давнейших времен, передавая это ремесло из поколения в поколение.

Как же выглядела их карта? Брались высушенные волокна листьев, из них плелась решетка. В нужных местах решетки помещались ракушки. Если говорить об узловых точках решетки, то эти перекрестки рассказывали о течениях в океане и ветрах, которые там постоянно господствовали. Раковины играли роль атоллов и рифов.

Стоит отметить, что каждую карту подобного типа держали в строгом секрете. Своих карт в море не брали, чтобы они там не потерялись. Всю информацию жители острова держали в голове, а карту при этом хранили на берегу.

Географические карты, их создатели

Как считают ученые, первым создателем географической карты является Анаксимандр, знаменитый ученый Древней Греции. Свою первую карту он начертил в 6 веке до н.э.. На своей карте он изобразил планету как плоский круг, который окружала со всех сторон вода. А вот первая карта России называлась Большим чертежом. Ученые уверены, что она была создана в 16 веке. К сожалению, эта карта, ее чертежи и дополнения к нам не дошли. Сохранилось только приложение, где были основные сведения о природе, дорогах, реках, городах и оборонительных сооружениях государства.

Стоит отметить, что карта древней руси 9 век показывает границы государства того времени, основные природные объекты, а также знакомит с соседями Руси. Также древние карты руси являются предметом изучения на уроках географии и истории, так как они помогают знакомить современных школьников с особенности жизни их предков.

Видео: Тартария - империя русов (древние карты Руси)

Читайте также:

  • Монастыри, как известно, являются неотъемлемой частью истории и культуры России. Каждый старинный город России радует жителей и гостей потрясающей картиной - величественными куполами храмов, монастырей и соборов. Русская православная церковь насчитывает около 804 монастыря, и эта цифра

  • Какой самый древний город руси? Этот вопрос является очень распространенным среди ученых, так как к единому ответу они до сих пор не могут прийти. Мало того, даже археологи со всеми возможностями и перспективами тоже не могут прийти к конкретному решению. Выделяют 3 самые распространенные версии,

  • Многих ученых издавна интересовал вопрос возникновения древнерусского государства. Так вот, когда именно появилась Древняя Русь, до сих пор точно сказать нельзя. Большинство ученых сводятся к тому, что образование и развитие древнерусского государства - процесс постепенных политических

  • Быт является частью физической, а также социальной жизни человека, которая включает в себя удовлетворение материальных и различных духовных потребностей. В этой статье мы попытаемся раскрыть тему «необычный быт народов севера».

  • Стоит отметить, что общественный строй древнерусского государства можно назвать достаточно сложным, но уже здесь были видны черты феодальных отношений. В это время начала формироваться феодальная собственность на землю, что повлекло за собой разделение общества на классы - феодалы и,

  • Австралопитеки - это название высших человекообразных приматов, которые передвигались с помощью двух ног. Чаще всего австралопитеков принято рассматривать как одно из подсемейств семейства под названием гоминиды. К первой находке можно отнести череп 4-летнего детеныша, найденный в Южной