Тренировочные упражнения «правописание н\нн в суффиксах прилагательных и причастий». Инструкция к выполнению

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.

В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1 ).

1 слайд (по щелчку) .

Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных.
  • Научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н .
  • Рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.

  • Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть, выделите словообразовательные суффиксы.
  • Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н , а в других - две н ?

(Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)

2 слайд (по щелчку) .

3. Затем предлагаю ребятам познакомиться с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. Учащиеся записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н -нн .

3 слайд (по щелчку) .

4. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?

Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценн ая вещь – ценн а, ветрен ая погода –ветрен а.

Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная . Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами:

масляный – масленый, соляной – солёный.

Выполняем упражнение 319 по учебнику на странице 128.

Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:

ветр..ная (погода), ветр..ные (дни), ветр…ное (утро), ветр..ная (особа), ветр..ный (юноша), ветр..ная (мельница), ветр..ной (двигатель).

4 слайд (по щелчку) .

5. Знакомство с орфограммой № 38 по учебнику стр. 127.

6. Правописание следующих слов нужно запомнить:

зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.

В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н .

(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)

5 слайд (по щелчку) .

7. Предложенные слова из упражнения 321 выписать в два столбика с одной н и с двумя н в суффиксах прилагательных.

Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, обыкновенный.

Объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом.

6 слайд (по щелчку) .

8. Объясните написание пропущенных букв.

(Записываем только слова, в которых пропущены буквы.)

7 слайд (по щелчку) .

9. Последний этап урока – закрепление. Предлагаю ребятам тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил.

На этом этапе урока учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

Такая работа способствует развитию орфографической зоркости, позволяющей видеть, как написано слово. После проверки учащиеся, допустив ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом.

  • Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.

Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, диковинное происшествие, старинные часы, юное лицо, ледяная гора, холстинной мешок, петушиные бои, жестяная коробочка, жизненная драма, величественная колонна, лебединая песня.

  • Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов, «4» - за 13-15, «3» - за 9-12, «2» - за 6-8.

8 слайд (по щелчку) .

10. Подведение итогов.

11. Домашнее задание: параграф 56, упр. 320. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами –н -, -ан -(-ян -) или –енн -.

Упражнение 1. Запишите прилагательные, вставляя -н- или -нн- . Образуйте от них наречия.

Дисциплинирова …ый, ветре…ый, време…ный, тума…ый, открове…ый, дружелюб…ый, мужеств…ый, вниматель…ый, удивле…ый.

Упражнение 2. Образуйте от имен существительных прилагательные.

Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

Упражнение 3. От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов. Подчеркните суффиксы причастий.

Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.

Упражнение 4. Н или НН?

Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая, разреза…ые, ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые, стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…ая.

Упражнение 5. Объясните правописание н или нн .

Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.



Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Балова ...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл, асфальтирова...ая улица, посоле...ая закуска, ноше...ая шляпа, поноше...ые ботинки, оплете...ый плющом забор, взволнова...ый разговор, броше...ый камень, нечая...ая встреча, купле...ый товар, отправле...ое по факсу письмо, изыска...ые экономистами ресурсы, застрахова...ое имущество, непредвиде...ые обстоятельства, оказать вооруже...ое сопротивление, довере...ое лицо, дипломирова...ый специалист.

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные Н или НН (1 вариант). Составьте именные словосочетания.

1) Подоко_ик , избалова_ый, медле_ый, свяще_ый, масля_ый, сея_ый, задушев_ость, вселе_ая, покло_ик, мороже_ое, стреля_ый,трансляцио_ый , революцио_ый , ваго_ый , ши_ый, дарстве_ая, операцио_ая, чи_ый, райо_ый, миллио_ый, жарго_ый, осли_ый, соколи_ый, змеи_ый, лицензио_ый, слоё_ый, она вполне совреме_а.

2) Наив_ость , пода_ый, полуобразова_ый , жела_ый , нечая_ый, конопля_ый, вея_ый, ю_ый, апелляцио_ый, эволюцио_ый , коллекцио_ый , пого_ый, благочи_ый , рути_ый , суко_ый, сезо_ый, пятиалты_ый, фурго_ый, орли_ый, со_ик, пчели_ый, диверсио_ый, пода_ый, пенсио_ый, топлё_ый, подчине_ый, девочка избалова_а.

Упражнение 8. Превратите Н в НН при помощи приставок.

Образец: жареная – пережаренная

Точеный, крученый, моченый, толченый, гашеный, пареный, кошеный, вязаный, крашеный, тушеный, соленый, давленый, сушеный, золоченый, званый, печеный.

Упражнение 9. Превратите Н в НН при помощи зависимых слов.

Образец: жареная рыба – жаренная на сковородке рыба

Мощеная дорога, плетеная шляпа, мороженые ягоды, крашеные стены, беленый потолок, соленый огурец.

Упражнение 10. Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки.

Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый , суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый , кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

Упражнение 11. От полных причастий образуйте краткие причастия.

Собранные улитки, затоптанный ковер, сожженные свечи, найденный капкан, закопанный клад, затопленная печь, освещенный? коридор, порабощенный народ, освобожденная страна, засушенный гербарий, выброшенные на ветер деньги, купленный билет, связанный свитер, разработанный план, украшенная елка?, оставленный замок, загнанные лошади.

Упражнение 12. Объясните различия в написании созвучных слов.

1) Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.

2) Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.

3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.

Упражнение 13. Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым - кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н или нн .

Образец: реш ...ная задача - задача решена.

Выращ ...ные овощи, законч...ная дискуссия, утер...ная расписка, своеврем...ная помощь, прекрасно сыгр...ная роль, объявл...ные результаты соревнования, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч...ные лица.

Упражнение 14. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в два столбика: а) с краткими прилагательными; б) с краткими причастиями.

1) Игра актера была проникнове...а и взволнова...а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова...ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова...ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа...ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута...ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда...ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда...ы.

Упражнение 15. Вставьте Н или НН, укажите прилагательные, от которых образованы наречия. Как помогают они в написании Н и НН в наречиях.

Испуга_о , отчая_о, организова_о, попар_о, надума_о, озор_о, несомне_о, звуч_о, бесшум_о, зауче_о, собра_о, притвор_о , тума_о, искаже_о, рассерже_о, убра_о, обдума_о, растеря_о, огорче_о, наполне_о.

Упражнение 16. Раскройте скобки и вставьте, где нужно Н или НН, а также другие пропущенные буквы.

1) Девочка смуще_о улыбнулась.2) Танцовщица двигалась грациоз_о, медле_о, изящ_о. 3) Как только гости разошлись, сразу стало как(то) пусты_о. 4) Зрители стали хлопать преждевреме_о. 5) Мужчине плакать (не)прилич_о. 6) Любил я тай_о. 7) Хвалу приемли равнодуш_о. 8) Напрас_о пророка о тени он просит. 9) И медле_о жгли их до утра огнем. 10) Он отнесся к нам благоскло_о. 11) И многие годы (не) слыша_о прошли.12) Она выглядит раскош_о.13) Все вокруг было очень таинстве_о. 14) Тоску изгнанья мы делили друж_о. 15) Но веч_о любить (не)возмо_о. 16) Есть речи – значенье тем_о иль ничтож_о, но им без волненья внимать (не)возмож_о. 17) Она смотрела на меня изумле_о. 18) Я заходил постоя_о в аптеку. 19) Нельзя рассказывать моното_о.

Цели:

образовательная: закрепить знания по выбору одной и двух букв н в прилагательных, формировать навык работы с текстом;

развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов (памяти, внимания, воображения);

воспитательная: способствовать воспитанию внимательного отношения к родному слову.

Ход урока

По следам домашних заданий.

А. однажды

Б. иногда

В. издавна

Г. время от времени

Подберите синонимы к слову отважный (смелый).

Подберите антоним к слову отважный (трусливый).

Индивидуальная работа.

Карточка №1.

Торжестве…ое собрание

серебря…ый колокольчик

карма…ые часы

глухари…ый ток

даль тума…а

обеде…ое меню

Карточка №2

(Не) глубокий овраг

совсем (не) удобный плащ

вовсе (не) глупый мальчик

(не) весёлый, а грустный человек

(не) брежный почерк

(не) уклюжий медвежонок

С последующей проверкой.

«О чём так говорят?»

Растения, которые собирают для приготовления лекарств (лекарственные)

Шкаф для одежды (платяной)

Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная)

Цветы не натуральные, выполненные наподобие подлинных, живых (искусственные)

Меню, где указаны блюда, которые можно заказать на обед (обеденное)

Охота, которая ведётся с помощью ловчих ястребов (ястребиная)

Мельница, работающая с помощью силы ветра (ветряная)

Класс работает в тетрадях, а двое ребят у доски, не видя друг друга; затем проверка и самопроверка

2. Самостоятельная работа в форме выборочного диктанта.

Туманная луна поднялась уже высоко.

За лесом открывается песчаная равнина.

Тают на солнце длинные сосульки.

На том берегу желтеет овсяное поле.

Всюду пестрели гроздья журавлиного гороха и желтели чашечки куриной слепоты.

Город спал в эту ветреную ночь.

Алексей вдохнул знакомый запах авиационного бензина.

Под головой Жени лежала та же кожаная подушка.

Митраша пытается понять все общественные законы.

Капитан прищурил свои оловянные глазки.

3. Подведение итогов. Домашнее задание.

3.1. Подведение итогов.

Все ли секреты раскрыли прилагательные в рамках этой темы?

Нарисуем лестницу в 5 ступеней. Где находились в начале урока? А сейчас?

Домашнее задание.

ещё раз заглянуть в правило.


Комплексная работа с текстом.

(1) … люди подмечали особенности животных. (2) Звери…ые повадки нашли отражение в сказках, поговорках и крылатых выражениях. (3) Про отважных людей говорят, что у них орли…ые крылья за спиной. (4) Красивую шею называют лебеди…ой. (5) Некрасивую походку - ути…ой. (6) Такими выражениями богат русский язык. (7) В них сказалась исти…ая народная мудрость.

Как можно было бы озаглавить текст?

Вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор.

Какое слово должно открывать данный текст?

А. однажды

Б. иногда

В. издавна

Г. время от времени

Подберите синонимы к слову отважный.

Подберите антоним к слову отважный.

Укажите основы в предложениях 1, 2, 6, 7.

Замените словосочетания звери…ые повадки, орли…ые крылья, лебеди…ая шея, ути…ая походка синонимичными им по образцу: журавлиный клюв - клюв журавля.

Между 5 и 6 предложениями сделайте вставку, подходящими по смыслу предложениями или предложением.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия № 5

муниципального образования

город Новороссийск

Разработка урока

русского языка в 7 классе

«Н и НН в прилагательных и причастиях.

Знакомство с отглагольными прилагательными»

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназии № 5

Котлярова И.А.

Пояснительная записка

На данном этапе изучения причастий обучающиеся знают, что причастия, имеющие приставки и /или зависимые слова, пишутся с удвоенной Н.

Трудности освоения правила «-Н- и –НН- в прилагательных и причастиях» связаны с разграничением отглагольных прилагательных и причастий, во-первых, и с различением отглагольных и отымённых прилагательных (правила разные, о чём дети забывают), во-вторых.

На данном уроке совершенствуются имеющиеся знания и умения, даётся новый материал (различение причастий и отглагольных прилагательных), повторяется правописание отымённых прилагательных.

В приложении к уроку дается теоретический материал и правописание слов- исключений.

Тема урока: Н и НН в прилагательных и причастиях. Знакомство с отглагольными прилагательными.

Цели урока:

1. Образовательная:

закрепление сведений об условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

обобщение и систематизация сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;

выработка практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;

повторение сведений о причастном обороте.

2. Развивающая:

способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

3. Воспитательная:

формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование: проектор, учебник, раздаточный материал.

Задачи урока:

установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости.

Ход урока:

l . Организационный момент.

ll . Повторение пройденного.

1 Когда в прилагательных пишется н -нн ? Сформулируйте правило.

Назовите исключения.

2 Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -н- от причастия с -нн- ? Сформулируйте правило.

Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?

3 Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?

Повторение. Работа над предложениями. Синтаксический разбор предложений.

Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом. (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере.

(Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

lll Этап актуализации знаний с целью подготовки к восприятию новых знаний

Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа - кожан ый: песок, рожь;

барабан - барабанн ый: брань, ураган, карман, туман, весна, рань;

глина - глинян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать - вязан ый: драть, звать, путать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять - валян ый: веять, паять, сеять, стрелять.

Графически объясните написание н и нн в словах:

кошен ый луг - некошен ый, скошенн ый и кошенн ый по росе луг;

выкрашенн ый забор - крашен ый - давно не крашен ый - некрашен ый;

неткан ая скатерть - тканн ая золотом - сотканн ая - несотканн ая;

ранен ый воин - раненн ый в бою - легкоранен ый - поранен ы плугом;

жжен ый сахар - полусожженн ая рукопись - выжженн ая пустыня.

Вставить Н или НН, указать часть речи и выделить причастные обороты.

1) По стенам висели пучки засуше...ых трав, связки сморще...ых корешков и кухо...ая посуда (К.Паустовский).

2) Заплата...ые извозчичьи армяки с жестя...ыми номерами зарябили в глазах (К.Паустовский).

3) Наша бригада вошла в броше...ую жителями, разоре...ую и полувыжже...ую турецкую деревню (В.Гаршин).

4) Армия таяла, как броше...ые в печь оловя...ые солдатики (А.Н.Толстой).

5) В этот странный час светлой и тума...ой осе...ей ночи запуще...ый парк казался печальным и таинстве...ым, как заброше...ое кладбище (А.Куприн).

6) Желтели стены, выкраше...ые масля...ой краской, захвата...ые гряз...ыми пальцами (К.Паустовский).

7) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревя...ых краше...ых и золоче...ых мисок с жидкою пше...ою кашицей(В.Гаршин).

8) Их обогнал человек в рва...ом пальто и соломе...ой шляпе (А.Н.Толстой).

9) Стены выбеле...ы известкой, а снизу выкраше...ы коричневой масля...ой краской (А.Куприн).

10) На пусты...ой улице показалась странная фигура испуга...ого человека (А.Н.Толстой).

11) Дворцы гляделись в Неву расстреля...ыми пусты...ыми окнами (А.Н.Толстой).

12) Он лежал в чьем-то овчи...ом зипуне, окруже...ый целой толпой народа (А.Куприн).

Учитель обращает внимание учащихся на выделенные слова из 7 и 8 предложений, предлагает определить часть речи. Часть ребят считает эти слова прилагательными, другие – причастием, высказываются доводы «за» и «против». После дискуссии вводится новый термин « отглагольные прилагательные».

IV . Новый материал:

Отглагольные прилагательные:

1) Образуются только от глаголов несовершенного вида: кипяченый от кипятить , жженый от жечь .

Исключения: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный.

Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это причастие: решенный от решить , брошенный от бросить .

Исключения: смышленый, названый .

2) Без приставок: жареная котлета, путаный ответ. Если к прилагательному прибавляется приставка НЕ -, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь - негашеная известь; глаженое белье - неглаженое белье.

У причастий могут быть приставки: под-жаренное мясо, за-путанные следы.

3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов: сушеные грибы, квашеная капуста. У причастий могут быть зависимые слова: сушенные на солнце грибы, квашенная на зиму капуста.

4) Отглагольные слова на -ованный, -еванный - прилагательные, они всегда пишутся с двумя н (оккупированный, эвакуированный).

V . Физкультминутка.

С целью профилактики появления близорукости и ее прогрессирования использую такие специальные упражнения для глаз, которые можно применять как в регламентированных занятиях физической культурой, так и самостоятельно (особенно желательно включить эти упражнения в физкультминутки, проводимые на уроках). Приведу несколько упражнений, предложенных профессором Э.С.Аветисовым.

    И.п. – сидя. Крепко зажмурить глаза (3 – 5 сек), затем открыть на 3 – 5 сек. Повторить 5 – 7 раз.

    И.п. – сидя. Моргать быстро в течение 20 – 30 сек. Упражнение улучшает кровообращение.

    И.п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко в течение 1 – 2 сек. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

    И.п. – сидя. Закрытые веки массировать пальцем легкими круговыми движениями в течение 20 –30 век. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

И.п. – стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 сек, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и

VI . Тренировочные упражнения:

1 . Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки.

Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.

2. Превратить причастия в прилагательные.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица, перегруженная машина, жаренная в масле картошка.

3. От данных глаголов образовать отглагольные прилагательные или причастия, подобрать к ним существительные.

Хвалить, решить, косить, лишить, пустить, пленить, точить, плести.

4. Превратить прилагательные в причастия, а причастия в прилагательные:

распиленное бревно - пиленый сахар, кованый меч - закованный в цепи.

Тканая скатерть, вязаный шарф, травленый волк, заштопанный рукав, нехоженая тропинка.

5. От прилагательных образовать полное и краткое причастия, подобрать к ним существительные:

ломаная линия - сломанный карандаш, игрушка сломана.

Мороженая рыба, вареное яйцо, сеяные травы, путаный рассказ, неглаженая рубашка.

Выборочный диктант (в 1-м столбике запишите слова с н , во 2-м - с нн ).

Размешанн ые краски

Бесценн ая вещь

Выкрашенн ые лавки

Поляна освещен а

Ткан ый узор

Туристы размещен ы

Комиссия образован а

Румян ые лица

Свин ые окорока

Некрашен ая ткань

Писан ая красавица

Тетрадь исписан а

Кожан ый портфель

Ветрен ый день

Ветрян ой двигатель

Безветренн ый день

Рассеянн ый мальчик

Нечаянн ая ошибка

Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква. 11) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревя...ых краше...ых и золоче...ых мисок с жидкою пше...ою кашицей(В.Гаршин).

12) Их обогнал человек в рва...ом пальто и соломе...ой шляпе (А.Н.Толстой).

Контрольный словарный диктант

Масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названный брат, раненный в грудь, странный случай, целинный урожай, подлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

VII . Итог урока.

VIII . Домашнее задание.

Домашним заданием будет упражнение № …

Откройте сейчас его, внимательно посмотрите задание и, если появятся вопросы, задайте их.
Напоминание: чтобы определить, что перед нами – причастие или отглагольное прилагательное, нужно посмотреть на вид глагола, от которого оно образовано. От глаголов совершенного вида образуются причастия, от глаголов несовершенного вида – отглагольные прилагательные.

Приложение к уроку

Правописание НН и Н в причастиях

и отглагольных прилагательных.

Нн- пишутся:

1. В суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов несов. вида и употреблённых с зависимыми словами:
жаренный на масле картофель, метко брошенный камень,
недавно крашенный забор, вязанная крючком кофта.

2. В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов сов. вида без приставок и с приставками (кроме не-):
сложенный конверт, запутанный вопрос,
брошенный в речку мяч, размеренные движения.

Исключение: смышлёный.

Следует запомнить написание слов:
названый (брат), посажёный (отец), приданое (невесты),
прощёное (воскресенье), конченый (человек),

которые в современном русском языке не являются причастиями.

Сравните:
названный в честь деда Александром,
посаженный на почётное место отец,
приданное воинской части пополнение.

Пишутся с нн отглагольные прилагательные на -ованный, -ёванный (т.е. имеющие

суффиксы -ова-нн-, -ёва-нн-) :
балованный ребёнок, корчёванный участок, рискованный поступок.

В словах кованый, жёваный написание н или нн подчиняется общему
правилу:
кованый сапог – (нет зависимых слов, образовано от глагола несов. вида)
кованный в кузнице лемех – (есть зависимое слово "в кузнице")
окованная дверь – (образовано от глагола сов. вида).
(-ов- и -ев- входят в состав корня).

Отглагольные прилагательные образуются от бесприставочных глаголов несовершённого вида и не имеют при себе пояснительных слов, кроме наречий степени совершенно, очень, абсолютно и пр...

Такие отглагольные прилагательные пишутся с одним н:
жареный картофель (жарить – гл. нес. вида),
крашеная крыша, вязаный шарф, стриженый пудель.

Наличие частицы не- не влияет на написание:
незваный гость, некрашеная крыша, нестриженый пудель.

При наличии зависимых слов или приставки сохраняется значение причастий, которые пишутся с нн.
Сравните: Вяленая рыба – (отглагольное прилагательное),
вяленная на солнце рыба – (причастие),
провяленная рыба – (причастие).
Написание н или нн в сложных прилагательных подчиняется общему правилу:
свежекрашеный (красить, несов. вид), выкрашенный (выкрасить, сов. вид).

В сочетаниях читаная – перечитаная, стираное – перестираное бельё
и т.п.
оба слова следует писать с одним н в целях единообразия.

Исключения:
невиданный медленный священный
негаданный деланный считанные
нежданный желанный обещанный
неслыханный жеманный штукатуренный
нечаянный чеканный
неожиданный чванный

Краткое обобщение предыдущих правил
нн пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилага-тельных, образованных от глаголов.
1. Есть приставки, кроме не- засушенный цветок
2. Если слово на –ованный, ёванный консервированные овощи

но: кованый, жёваный
3. Есть зависимые слова жаренные на сковородке пирожки
4. Слово образовано от бес- брошенная (от гл. бросить) деревня
приставочного глагола сов. вида но: раненый
5. В полных страдательных дрессированный, проверенные
причастиях прошедшего времени

Обратите внимание!
Клятва сдержана = клятву сдержали (можно заменить спрягаемой глагольной формой), значит, сдержана – краткое страдательное
причастие.
Девочка весьма сдержанна и замкнута (спрягаемой глагольной формой заменить нельзя), значит, сдержанна – краткое прилагательное.
В кратких отглагольных прилагательных пишется столько н, сколько и в полных
рассеянная девочка – девочка рассеянна,
путаное и неубедительное объяснение – объяснение путано и неубедительно.

В отличие от кратких прилагательных краткие формы страдательных причастий

прошедшего времени всегда пишутся с одним н:
Самые мягкие и трогательные стихи (что с ними произошло?) написаны
русскими поэтами об осени. Капли дождя (что с ними произошло?) рассеяны по стеклу.

  1. отглагольных прилагательных с -н- и причастий с -нн -: путаный ответ – запутанный ответ; кошеная...
  2. Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    Суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагатель- ных. ... современном мире. Цель: знакомство с учебником, его структурой... орфографию: правописание Н и НН в прилагательных , причастиях , наречиях. Цель: повторить правило...

  3. Учебник русского языка ПРЕДИСЛОВИЕ

    Учебник

    Речи, упо­требление отглагольных существи­тельных, ... уже означает «вступить в знакомство ». Ср. в поэме Н. ... НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ В прилагательных , образованных от глаголов, может писаться как н, так и нн . Пишется нн : а) в прилагательных ...

Практикум для 7 класса по теме

«Написание Н и НН в причастиях»

УСТНО .

Прокомментировать написание Н и НН . Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки, варёный картофель – варённый в котелке картофель, кошеные травы – скошенные травы, резаный арбуз – изрезанный арбуз, развешанное белье, асфальтированное шоссе,

Первичное закрепление . Вы должны устно образовать от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, назвать изучаемую орфограмму. Сварить ,вспахать ,мариновать асфальтировать , варить.

Примечание: Слова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные: варёный, печёный, жареный, кипячёный, сушёный, копчёный, мочёный, солёный, топлёный, крашеный, масленый, путаный .

Письменно.

Упражнение 1 . Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым - кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н или нн .Образец: реш ... ная задача - задача решена.

Выращ...ные овощи, законч...ная дискуссия, утер...ная расписка, своеврем...ная помощь, прекрасно сыгр...ная роль, объявл...ные результаты соревнования, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч...ные лица.

Упражнение 2. Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки.


Освеще_ая площадка, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый , кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

Упражнение 3. Спишите. Обозначьте суффиксы причастий. Подчеркните страдательные причастия как члены предложения.

1. Волосы у Веры гла..ко причёса(н, нн)ы. 2. Гла..ко причёса(н, нн)ые волосы пр..дают лицу Веры строгость. 3. Вспом..наю лицо дяд.. с вечно нахмуре(н, нн)ыми бровями. 4. У дяди брови чаще всего нахмуре(н, нн)ы. 5. Интересно бесед..вать с ребятами, увлечё(н, нн)ыми своим делом. 6. Моя сестра всегда увлече(н, нн)а какой(либо) новой идеей. 7. Тучи рассея(н, нн)ы ветром. 8. Люди взволнова(н, нн)ы активностью солнца. 9. Море взволнова(н, нн)о.

Упражнение 4 . Проанализируйте слова. Спишите, распределяя их по видам орфограмм на месте скобок. Обозначьте условия выбора н или нн . Неизме(н, нн)ый, жела(н, нн)а, нарисова(н, нн)ые, забрызга(н, нн)ый, соверше(н, нн)а, непрекло(н, нн)а, родстве(н, нн)ые, пересыпа(н, нн)ое, выраще(н, нн)а, выглаже(н, нн)а, запачка(н, нн)ые, песча(н, нн)ый, измуче(н, нн)ый (взгляд), измуче(н, нн)ый (дорогой путник), испечё(н, нн)ый (картофель), печё(н, нн)ый (пирог), топлё(н, нн)ое (молоко), истопле(н, нн)ая (печь), измуче(н, нн)ы, законче(н, нн)а.

Упражнение 5 . Спишите, заменяя выделенные глаголы краткими страдательными причастиями. У вас получится отчёт ребят о подготовке к походу.

Составить м..ршрут с указанием на карт., мест остановок для ночлега.

Проверить исправность туристского сн..ряжения.

Получить согласие родителей на участие в походе.

Проверить у всех умения ставить палатку и разж..гать костёр.

Упражнение 6.. Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

Задание: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор. Пече..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель.

Контроль знаний . Вставьте Н или НН.
Гост…ый, карма…ый, искусстве...ый, песча…ый, голуби…ый, урага…ый, восторже…ый, деревя…ый(!), воробьи…ый,каме…ый, авиацио…ый, стекля…ый(!), ути…ый, пусты…ый, экскурсио…ый, багря…ый, стари…ый, ветре…ый(!), румя…ый, ю…ый, были…ый, безветре…ый, реше…ый, обеща…ый, рождё…ый, пойма…ый, плене…ый, да…ый, нежда…ый.