Комментарии. Первый архиерей - владыка евсевий Митрополит евсевий псковский

Высокопреосвященнейший Е В С Е В И Й

Митрополит Псковский и Великолукский

(в миру Николай Афанасьевич Саввин) родился 15 мая 1939 года в селе Стегаловка Липецкой области. В 1956 году окончил среднюю школу.

В 1961 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1965 - Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение "Церковно-литературная деятельность святителя Тихона, епископа Воронежского". В 1963 году поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры.

В 1964 году пострижен в монашество с именем в честь мученика Евсевия, епископа Лаодикийского (память 4/17 октября) и рукоположен во иеродиакона архиепископом Донатом (Щеголевым, + 1979).

В 1965 году рукоположен во иеромонаха митрополитом Никодимом (Ротовым, + 1978) и

командирован в Русскую Духовную Миссию в Иерусалим в должности секретаря.

В 1969 году назначен секретарем Воронежского епархиального управления. С 1971 года состоял в братстве Троице-Сергиевой Лавры. В 1974 году окончил аспирантуру при МДА. В 1977 году Святейшим Патриархом Пименом утвержден благочинным Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

С 1982 года по март 1984 года - Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Посетил Иорданию, Грецию, Кипр, Святую Гору Афон, Болгарию, Египет. В 1982 году был почетным гостем на Всемирной конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы".

1 апреля 1984 года архимандрит Евсевий (Саввин), в Богоявленском Патриаршем кафедральном соборе г. Москвы рукоположен во епископа Алма-Атинского и Казахстанского.

Со дня своей архиерейской хиротонии, шесть с половиной лет Владыка Евсевий трудился на Алма-Атинской кафедре в Казахстане. Первые годы служения проходили в условиях гнета коммунистической идеологии. Церковная деятельность была во всем ограничена. В ту пору молодежь в храмы не пускали, у приходящих на богослужения, проверяли документы. Владыке неоднократно приходилось возвышать свой голос в защиту прав верующих, доказывая, что такие ограничения не правомерны. "И дети, и молодежь, и люди старшего возраста, - говорил тогда Владыка, - все должны свободно приходить в храмы". После 1988 года давление со стороны властей на Церковь прекратилось. Началось восстановление духовных ценностей и традиций. Епархии передавались отобранные в советское время здания храмов. С этого момента все силы Владыка положил на восстановление полноценной церковной жизни в Епархии.

Благодаря усиленным трудам Владыки Евсевия был возвращен Православной Церкви Кафедральный собор города Уральска, в Чимкенте (Казахстан) был построен и освящен Петропавловский собор. Удалось открыть и, после многих слов и убеждений, зарегистрировать женский монастырь в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших". В Целинограде (ныне столица Казахстана - Астана) было также открыто несколько храмов, для служения в них рукополагались новые священники.

"С приездом епископа Евсевия в 1984 году в Алма-Ату, - вспоминают духовные чада Владыки, - епархия вдохнула благоуханный аромат молитв Лавры аввы Сергия Радонежского. Взращенный монашеским подвигом у мощей преподобного, где подвизался большую часть своей жизни, Владыка принес с собой традиции этой дивной Обители. Словно сам преподобный Сергий, в лице Архипастыря, исполнил своим благословением Казахстанскую паству». Служение Владыки Евсевия было поистине равноапостольным. Безбрежные дали обширного Казахстана, где многие приходы находились в то время на расстояние тысячи, а то и более километров, самоотверженно преодолевались неутомимым Архипастырем, неоднократно посещавшим даже самые отдаленные приходы, где совершались удивительные по своей торжественности и благолепию архиерейские богослужения. Владыка проповедовал неукоснительно за каждым своим служением, призывая народ Божий к покаянию. Видя его отеческую любовь и пастырское попечение о своей пастве, люди очень сильно полюбили своего Святителя. Двери дома, а более всего его сердце было отверсто для каждого приходящего. Люди находили и добрый совет, и утешение в скорби, и молитвенное заступление, и милостыню. «Не может град укрытися верху горы стоя» (Мф. 5, 14). Богослужения Владыки в Кафедральном соборе или приходском храме собирали огромное количество людей. Удивительной чертой Владыки была особая любовь к богослужениям, которые совершались практически ежедневно. Каждую неделю совершалось пять-шесть архиерейских служений во всех трех (в то время действующих) храмах города Алма-Аты. Эти богослужения и пение акафистов собирали почти все и городское, и из ближайших с городом селений духовенство, воодушевленное примером своего Архиерея, что придавало особое благолепие службе. Нельзя было не заметить особенной подлинно монашеской черты Владыки в почитании Царицы Небесной, дни празднования икон Которой непременно освящались служением Божественной литургии. До сегодняшнего дня в Никольском соборе города Алма-Аты (в пору пребывания Владыки Евсевия в Казахстане - Кафедральном) бережно хранится традиция пения всем народом акафиста Святителю и Чудотворцу Николаю, начало которой положил Владыка. Акафист обязательно совершался архиерейским служением, являя собой подлинное торжество Небесного покровителя Алма-Аты. За очень короткое время своего служения на Казахстанской земле Владыка оставил о себе очень много доброго. Многое, из щедро посеянного им, успело принести благие плоды на ниве Христовой. Храмы, открывшиеся его усердием и благословением, благоукрашаются и несут свою спасительную миссию в океане людских сердец, пробужденных к вечной жизни добрым пастырем, душу свою полагавшим за овцы - Епископом Алма-Атинским и Казахстанским Евсевием.

В 1990 году Епископ Евсевий (Саввин) назначен на Самарскую кафедру

Тогда еще город Самара назывался Куйбышев. Не без участия нового Архиерея городу вернулось историческое имя. И здесь Владыка полностью погрузился в работу, наряду со служением занимаясь вопросами открытия, восстановления и строительства храмов, рукоположения духовенства, учреждением церковных образовательных организаций, как то: духовное училище, воскресные и церковно-приходские школы и т.д. Им также осуществлялась регистрация и открытие церковных печатных органов - газеты "Благовест" и "Самарские ведомости". О результатах говорят цифры: Владыка принял 30 храмов, а, уезжая через два с половиной года, оставил 80. Был открыт Иверский женский монастырь. В момент открытия этой святой обители и было объявлено о переводе Владыки Евсевия на Псковскую кафедру. По храму прошла волна вздохов: самарские верующие очень полюбили своего Владыку и не желали с ним расставаться, но послушание есть послушание. Старые связи сохраняются и поныне: к дням юбилеев самаряне приезжают целыми автобусами поздравлять своего Архипастыря, шлют подарки и поздравления.

С февраля 1993 года Архиепископ Евсевий (Саввин) возглавляет Псковскую и Великолукскую епархию

В своей деятельности Владыка большое внимание уделяет созданию условий для удовлетворения духовных потребностей верующих, укреплению позиций Православия, которое занимает особое место в истории Псковщины, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

За эти годы построено и восстановлено более 100 храмов и часовен. Возрождена монашеская жизнь в Святогорском, Мирожском, Снетогорском, Крыпецком, Никандровском, Елеазаровском, Творожковском, Введенском и Симанском Спасо-Казанском монастырях. Дальнейшее развитие получил Псково-Печерский монастырь, который по-прежнему является духовным центром Псковской епархии и проводит огромную работу по сохранению и распространению культурного наследия, ведет миссионерскую деятельность, занимается благотворительностью. Налажен выпуск вестника Псковской епархии "Благодатные лучи" и нескольких приходских церковных газет. В Мирожском монастыре открыта иконописная школа. Каждый год Владыка посещает до 60-ти храмов епархии, во многих бывая по несколько раз. За время своего пребывания на Псковской Кафедре Высокопреосвященнейший Архиепископ Евсевий совершил около 200 рукоположений во пресвитеры и во диаконы.

Памятники истории и культуры, находящиеся в пользовании Псковской епархии, содержатся в хорошем состоянии, и на них ежегодно выполняется большой объем ремонтно-восстановительных работ. Обустроены места связанные с именем Ольги, Великой княгини Российской, уроженки Псковщины и основательницы города Пскова. Сегодня приходы Русской Православной Церкви действуют во всех городах и районах области, принимая во главе со своим правящим Архипастырем активное участие в проведении мероприятий, посвященных памятным датам в истории области и России. Совместно с образовательными, культурно-просветительными учреждениями и воинскими подразделениями проводят огромную работу по патриотическому, нравственному воспитанию населения и особенно молодежи.

25 февраля 2008 года Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий возведен в сан Митрополита

За прошедшие восемнадцать лет управления Псковской епархией Митрополитом Евсевием было совершено более 3000 богослужений, и за каждым неутомимо произносились поучения на Евангельские и другие темы, в которых разъяснялось содержание и значение праздников, и неустанно звучал Архипастырский призыв к миру и доброделанию.

Награды:

Церковные:

  • 2009 г. - орден прп. Сергия Радонежского I степени ;
  • орден прп. Сергия Радонежского III степени;
  • орден прп. Сергия Радонежского II степени;
  • орден св. равноап. кн. Владимира II степени;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени.

Светские:

  • государственный орден Почета.

Две точки зрения на одни и те же церковные события:
одна – митрополита Евсевия Савина,
другая – приснопамятного священника Павла Адельгейма:

"Митрополит Евсевий прокомментировал конфликтные ситуации с участием псковских священников

Кроме того, митрополит прокомментировал и другие резонансные темы, имеющие отношение к Псковской епархии.

«Также и другие уводят наших православных людей от Бога клеветой на Церковь, на Святейшего Патриарха. Отец Роман (Загребнев), настоятель Никольского храма села Заянья ушел в раскол. Из-за чего? Патриарх встретился с Папой Римским. Что изменилось-то от того, что он встретился с папой? Ведь мы же предстоим в православном храме и не слышим что-то новое, еретическое или католическое. Святейший Патриарх не покладая рук, не жалея своего здоровья, посещает страны, города и веси, чтобы только сказать о Боге, призвать народ и к покаянию, и к вере, и к служению истинному Богу, истинной Церкви Православной. Но нет, находятся люди, которые хотят обвинить его и, конечно, совратить и смутить народ православный, доверчивый народ. И игумен Роман (Загребнев) то же самое – смущает народ все двадцать три года, что я нахожусь во Пскове. Его неспокойное сердце и душа не от глубокой мудрости, а от греховности, всегда смущало и смущает православный народ и, особенно, прихожан его храма. Баснями, стишками, байками, то против ИНН, теперь – против Патриарха и священноначалия. Что ему надо? Кто его оторвал от молитвы? Кто оторвал от Евангелия, от Псалтири, от поста, от служения? Кто? Неужели Патриарх? У Святейшего Патриарха Московского и всея Руси свой подвиг. Он вынужден как начальник где-то встречаться с различными людьми. Так в чем же его вина?

Или статья об отце Сергии – она пронизана клеветой. Обвиняя отца Сергия они задевают и меня, упоминая о прошлом, что я обидел отца Павла Адельгейма. Чем же я его обидел? Он был настоятелем храма святых Жен-Мироносиц, окормлял и два других храма. Но поскольку мы рукополагаем новых священников, то почему один священник должен иметь два-три храма, а другой должен служить в них, подчиняясь ему? Писковичи были отделены и туда поставлен свой настоятель. Также и Богданово, где был построен храм при больнице. Сама администрация больницы попросили дать им постоянного священника, потому что отец Павел служит во Пскове в храме Жен-Мироносиц, а этот храм он посещает и не посещает, а больных некому утешать. И я назначил туда еще священника, потому что священство стало прибывать – храмы открывались, священство увеличивалось. Я принял в девяносто третьем году епархию с восемьюдесятью пятью священниками, а при разделении теперь нашей Митрополии, у нас было больше двухсот двадцати священнослужителей.

Так вот, идет волна клеветы, и, конечно, это тоже страдания, прежде всего, и моему сердцу, потому что как бы я не старался отдать свои душу, сердце и всю жизнь Церкви, Богу и вам, дорогие, все равно клевета идет, сатанинская, грязная, выдуманная. Это тоже страдания и, прежде всего, тем, кто стоит у кормила церковного и у престола Божия. Не поддавайтесь соблазну клеветы! Клеветник–сатана, он только разделяет. А наш Бог призывает только к единству, миру и согласию, «да вси едино будут». «Се заповедаю вам, да любите друг друга», - а они сеют вражду, разделение и, в конечном итоге, удаляются от Создателя и Господа. Но не удастся закрыть солнце своей грязной рукой, это они должны знать. А тот, кто клевещет на Церковь, на священноначалие - сам будет вычеркнут из книги жизни», - сказал митрополит Евсевий".
http://pln-pskov.ru/society/264646.html

"Позитивы и негативы.

Господин Dmitry Dobronravov спрашивает: «почему Вы не берете в расчет позитивные достижения в Вашей епархии? Посмотрите, как много построено храмов и монастырей». Он просит ответить отдельным постом.
Количественный рост храмов и монастырей мало говорит о возрождении христианской жизни, её влиянии на общество и переменах в общественном сознании. Основная задача христианства не в создании материальных ценностей и церковного имущества. Дело Христа в спасении человека, его возрождении для жизни с Богом и по–Божьи.
Хорошо, что храмы строятся. Каждый храм привлекает прихожан, но не решает вопрос об их причастности к жизни храма, их бесправии, от которого страдает приходская жизнь. Образцом приходской и монашеской жизни для меня служит устройство церкви, принятое Священным собором 1918 года. Участие народа и управление своим приходом, отношения с епископатом там получили церковное решение. В РПЦ эти отношения искажены. Вы видите поверхность церковной жизни и упускаете её глубину. Как и кем строится, реставрируется, ремонтируется храм?
Не епархиальными средствами, не архиерейскими заботами.
Заботами частных энтузиастов (священников и мирян) храмы созидаются на средства федерального и регионального бюджета, на средства спонсоров и фирм, выполняющих заказ гражданской власти. Епархия получает миллионы ежегодно на реставрацию и ремонты храмов и монастырей, распределяет и расходует средства по своему усмотрению. Отчёты не предоставляются, информация закрыта, возможны только случайные сведения. Открывается путь злоупотреблениям.
Известна передача огромных территорий и выделение фантастических сумм из бюджета Елеазаровскому монастырю. Местные жители ходят в удалённые храмы, а в монастырь не хотят ходить. Почему?
За созданием известных мне храмов и приходов стоят поломанные судьбы священников и несправедливо обиженных мирян, которые их создавали. Сведения открытые, частично освещённые в прессе. Известны десятки храмов и приходов, за создание которых люди поплатились своей судьбой: изгнанием, запрещением, вынужденным уходом из церкви. Известны случаи самоубийства священников и монахов. Церковная администрация не расследует факты. «Негатив» перевешивает количественные успехи, ибо Христос пришёл не храмы строить, а спасти человека, который дороже храма.
Каждый храм кроме духовного, имеет коммерческое значение. Говоря циничным языком коммерции, появляется новая торговая точка, приносящая значительный доход, размер которого знает настоятель, распоряжается им безотчётно, отдавая архиерею дань. Без прозрачной бухгалтерии церковная жизнь коммерцизуется, меняются её приоритеты. Отсюда возникают «мерседесы» священников и роскошное архиерейское бытие. Роскошная жизнь епископов не обоснована церковными документами. По умолчанию она признана необходимой прерогативой архиерейского статуса. Епископам подражают благочинные и настоятели крупных приходов и монастырей. Молодые священники с завистью смотрят на их достижения, с нетерпением ждут свой кусок пирога. Это и есть «негатив», вызывающий возмущение и протест церковного и гражданского общества.
В монастырях хорошо кормят, они приносят ещё больше дохода епископу и епархии, но тормозит основная задача- не организована духовная жизнь, нет духовников, ограничена возможность исповеди и причащения. Своеволие насельников и волюнтаризм начальства порождает немирные отношения. Я не живу в монастыре, говорю со слов людей, которым доверяю.
Никакой миссионерской, катехизаторской, духовной работы в Псковской епархии не видно. Имитация деятельности выражена созданием десятков комиссий при Епархии, которые пишут отчёты и ставят галочки. В советское время это называли «показухой».
Приходы приобретают вестник «Благодатные лучи» в принудительном порядке и выкидывают в мусор упаковками, поскольку народ не покупает. Журнал рассказывает, где служил митрополит Евсевий, размещает его портреты в храме, на пейзаже и проч. Читать там нечего.
Иконописной школы в Мирожском монастыре нет. Есть инок, пишущий иконы на заказ. Памятники св. Ольге приобретены городом на бюджетные средства.
Православная школа регентов при храме св. Жен Мироносиц до сих пор не числится в отделе образования и катехизации МП, хотя уже 20 лет выпускает профессиональных регентов и певчих, даёт полное среднее и церковное образование, с семи лет вводит детей в атмосферу общинной жизни: богослужение и молитва, исповедь и св. Причастие. Последние 4 года школа ведёт образовательную деятельность без лицензии. Позитив или негатив?
Заслуживает внимания замечательный священник игумен Роман Загребнев. В своей деревне Заянье он организовал хоспис для тяжело больных прихожан и стариков. Действительно, издаёт ежемесячную газету «Заянский листок». Написал множество книг про епархию, про священников, особенно про своего духовника отца Николая Залитского. Думаете, архиерей ему помогает? После смерти о.Николая архиерей запретил о. Романа в священнослужении за книгу, написанную об о. Николае. Это потрясло 70-летнего старика. Отнялись ноги, долгое время провёл в С-Петербургской больнице. Тут и позитив и негатив.
Позитив представляет Псково-Печерский монастырь. Из разных источников слышно о реальной работе, обеспеченном богослужении, о культурной и социальной работе, благотворительности. Объёма и конкретного содержания этой деятельности я не представляю.
В церковной жизни не видно жертвенного служения пастырей и заботы о народе Божием. Епископ, который определяет приоритеты, предъявляет священникам не церковные, а коммерческие требования. Возникает вопрос о рентабельности прихода. Разрушается структура богослужения, его обеспеченность чтением, пением, облачением, благоговейное отношение к святыням, утратила значение проповедь.
Последствия этих «негативов» выявятся скоро и отразится, в том числе, на материальном благополучии.
Пока священные начальники не смотрят в будущее, но грядут неизбежные перемены".

***
Ваше Святейшество!
В Прощенное Воскресенье, 26 февраля 2017 года, под страхом снятия крестов многие клирики Псковского благочиния не явились на чин прощения к митрополиту Евсевию, проигнорировали его угрозы. Это ли не показатель, что "старец" заигрался на своем месте и он уже давно пережил свой яд? Но благодаря управляющему делами Московской Патриархии митрополиту Варсонофию самодурству митрополита Евсевия нет конца. В свое время митрополит Евсевий оказал неоценимую услугу митрополиту Варсонофию, и теперь митрополит Варсонофий обязан ему по гроб жизни, чем митрополит Евсевий и бравирует. Эта пожизненная зависимость митр. Варсонофия от митр. Евсевия нас очень «радует».

Многие верующие расценили резолюцию митрополита Евсевия, наложенную на список лиц благочиния г. Пскова, отсутствовавших на митрополичьем чине прощения в кафедральном Троицком соборе в 2017 г., (копию этого документа с резолюцией митрополита Евсевия мы прислали Вашему Святейшеству вместе с этим письмом на сайт патриархии, а также по этому поводу одно из распоряжений) как лицемерный «чин прощения» митрополита Евсевия, духовное насилие над клириками Псковского благочиния, обязывающего в принудительном порядке явиться духовенству в этот день в собор для массовки. А как же служба у самих батюшек на своих приходах в этот день, митрополит Евсевий об этом подумал? Или нам нужно было всем дружно оставить свои приходы и прихожан и ринуться в собор ублажать его высокомерие и самолюбие? Вот так и пускает митрополит Евсевий пыль в глаза общественности и богомольцам, пытаясь создавать иллюзию массового «уважения и почитания его высокопреосвященства» и привить к себе «любовь» пастырей «духовным» кнутом «невидимкой». А кто не приходит просить прощения, для того «духовный» кнут всегда наготове - с того нагрудной крестик долой, а с диаконов орарь. Обращаем внимание Вашего Святейшества - нагрудной крестик, а не наперсный.

А его постоянное, вопиющее, свинское обращение и отношение к духовенству в канцелярии епархиального управления и на церковных службах? Злоупотребление своим положением, духовный садизм, что и усугубляет наше к нему отношение. Или митрополиту не обязательно быть христианином, а это касается только духовенства??? Мастер-класс от митрополита Евсевия на Прощеное Воскресение для всех христиан планеты. На весь великий пост многие из духовенства бесам на смех остались без крестов в горести и скорбях.

К Вашему Святейшеству Великая просьба оставить нам эпатажного митрополита Евсевия еще года на два. Этого будет достаточно, чтобы митрополит Евсевий окончательно развалил Псковскую епархию, обратил в бегство в иные конфессии остатки православных верующих и само духовенство. И своими дальнейшими непредсказуемыми действиями продолжал компрометировать РПЦ МП в просторах Интернета. Про нас и так мало пишут? Только что начал утихать скандал со священником, настоятелем храма святых Жен-Мироносиц г. Пскова иереем Сергием (Ивановым), в холодильнике которого нашли крупную партию наркотиков, а под диваном боевой пистолет с глушителем и к нему шестьдесят патронов. И при этом, после чудом полученного условного срока батюшка продолжал служить под омофором митрополита Евсевия. И только благодаря поднявшемуся вокруг этого дела скандалу в средствах массовой информации митрополит Евсевий отправил под запрет своего любимчика. А тут нате Вам, еще не лучше митрополит снова чудит.

Если Вас устраивает это старческое безобразие митрополита Евсевия по отношению к клирикам и богомольцам Псковской епархии, то нас это очень расстраивает, и вера колеблется. Неспроста народная мудрость гласит: «Вовремя нужно уходить на покой управляющему епархией».

К письму прилагаем:

1. Копию списка лиц благочиния г. Пскова, отсутствовавших на митрополичьем чине прощения в кафедральном Троицком соборе в 2017 г. с собственноручной резолюцией митрополита Евсевия (Саввина Николая Афанасьевича).

2. Копию распоряжения от 27 февраля 2017 года митрополита Псковского и Порховского Евсевия (Саввина Николая Афанасьевича). Ваше Святейшество, обратите особое внимание на оглавление этого бланка: «КАНЦЕЛЯРИЯ ПСКОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ» А где же тогда епархия? Гордыня митрополита Евсевия её поглотила целиком и полностью!

С почтением к Вашему Святейшеству, клирики Псковской епархии.

Имена свои под письмом не ставим, они имеются в списке. Было дело, когда прихожане архимандрита Елевферия (Попова) написали жалобу в патриархию так её возвратили митрополиту Евсевию, который на епархиальном собрании в 2014 году, потом пропесочил ему за неё, приговаривая: «Вот видите, вы жалуетесь на меня в патриархию, а мне все ваши письма обратно возвращают».


до 25 февраля 1991 года - епископ
до 20 июля 1990 года - Куйбышевский и Сызранский 20 июля 1990 года - 23 февраля 1993 года Предшественник: Иоанн (Снычёв) Преемник: Сергий (Полеткин) 1 апреля 1984 года - 20 июля 1990 года Избрание: 28 марта 1984 года Церковь: Русская православная церковь Предшественник: Ириней (Середний) Преемник: Алексий (Кутепов) Имя при рождении: Николай Афанасьевич Саввин Рождение: 15 мая (1939-05-15 ) (80 лет)
село Стегаловка , Долгоруковский район , Курская область (нане - Липецкая область) Принятие священного сана: 1965 год Принятие монашества: 15 октября 1964 года Епископская хиротония: 1 апреля 1984 года Награды:

Митрополит Евсевий (в миру Николай Афанасьевич Саввин ; 15 мая , село Стегаловка , Долгоруковский район , Курская область (ныне Липецкая область)) - епископ Русской православной церкви , митрополит Псковский и Порховский , глава Псковской митрополии.

Биография

В 1956 году окончил среднюю школу.

В 1963 году поступил в братство Троице-Сергиевой Лавры .

15 октября 1964 года наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским) пострижен был в монашество с именем в честь мученика Евсевия и рукоположён во иеродиакона архиепископом Донатом (Щёголевым) .

В 1965 году окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Церковно-литературная деятельность святителя Тихона, епископа Воронежского ».

14 ноября 1965 года рукоположён во иеромонаха митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) и командирован в Русскую духовную миссию в Иерусалиме в должности секретаря.

В 1969 году возвратился из миссии, назначен секретарем Воронежского епархиального управления.

С 1971 года - вновь в братии Троице-Сергиевой Лавры.

В 1982 году был почётным гостем на Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы».

28 марта 1984 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Алма-Атинским и Казахстанским.

Архиерейство

Выступал в защиту прав верующих, добиваясь свободного посещения богослужений для граждан.

Благодаря усиленным трудам епископа Евсевия был возвращен православной церкви кафедральный собор города Уральска , в Чимкенте был построен и освящен Петропавловский собор. Удалось открыть и зарегистрировать женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В Целинограде было также открыто несколько храмов, для служения в них рукополагались новые священники.

Не без участия нового Архиерея городу вернулось старое имя Самара . Был открыт Иверский женский монастырь . Им также осуществлялась регистрация и открытие церковных печатных органов - газеты «Благовест» и «Самарские ведомости» .

Псковская епархия

23 февраля 1993 года назначен архиепископом Псковским и Великолукским .

25 февраля 2008 года патриархом Алексием II возведён в сан митрополита .

За эти годы построено и восстановлено более 100 храмов и часовен. Возрождена монашеская жизнь в Святогорском , Мирожском , Снетогорском , Крыпецком , Никандровском , Елеазаровском , Творожковском , Введенском и Симанском Спасо-Казанском монастырях. Дальнейшее развитие получил Псково-Печерский монастырь , который по-прежнему является духовным центром Псковской епархии, ведет миссионерскую деятельность, занимается благотворительностью. Налажен выпуск вестника Псковской епархии «Благодатные лучи» и нескольких приходских церковных газет. В Мирожском монастыре открыта иконописная школа.

За время своего пребывания на Псковской кафедре архиепископ Евсевий совершил около 200 рукоположений в пресвитеры и в диаконы .

25 декабря 2014 года, решением Священного синода, из состава Псковской епархии была выделена Великолукская епархия , и в связи с этим титул был изменён на: «Псковский и Порховский». Тем же решением была образована Псковская митрополия, главой которой был назначен митрополит Евсевий .

Награды

Церковные Светские

Напишите отзыв о статье "Евсевий (Саввин)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Евсевий (Саввин)

Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили; приехала дочь князя Василия, красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника. Она была в шифре и бальном платье. Приехала и известная, как la femme la plus seduisante de Petersbourg [самая обворожительная женщина в Петербурге,], молодая, маленькая княгиня Болконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера. Приехал князь Ипполит, сын князя Василия, с Мортемаром, которого он представил; приехал и аббат Морио и многие другие.
– Вы не видали еще? или: – вы не знакомы с ma tante [с моей тетушкой]? – говорила Анна Павловна приезжавшим гостям и весьма серьезно подводила их к маленькой старушке в высоких бантах, выплывшей из другой комнаты, как скоро стали приезжать гости, называла их по имени, медленно переводя глаза с гостя на ma tante [тетушку], и потом отходила.
Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями, молчаливо одобряя их. Ma tante каждому говорила в одних и тех же выражениях о его здоровье, о своем здоровье и о здоровье ее величества, которое нынче было, слава Богу, лучше. Все подходившие, из приличия не выказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтобы уж весь вечер ни разу не подойти к ней.
Молодая княгиня Болконская приехала с работой в шитом золотом бархатном мешке. Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение. Старикам и скучающим, мрачным молодым людям, смотревшим на нее, казалось, что они сами делаются похожи на нее, побыв и поговорив несколько времени с ней. Кто говорил с ней и видел при каждом слове ее светлую улыбочку и блестящие белые зубы, которые виднелись беспрестанно, тот думал, что он особенно нынче любезен. И это думал каждый.
Маленькая княгиня, переваливаясь, маленькими быстрыми шажками обошла стол с рабочею сумочкою на руке и, весело оправляя платье, села на диван, около серебряного самовара, как будто всё, что она ни делала, было part de plaisir [развлечением] для нее и для всех ее окружавших.
– J"ai apporte mon ouvrage [Я захватила работу], – сказала она, развертывая свой ридикюль и обращаясь ко всем вместе.
– Смотрите, Annette, ne me jouez pas un mauvais tour, – обратилась она к хозяйке. – Vous m"avez ecrit, que c"etait une toute petite soiree; voyez, comme je suis attifee. [Не сыграйте со мной дурной шутки; вы мне писали, что у вас совсем маленький вечер. Видите, как я одета дурно.]
И она развела руками, чтобы показать свое, в кружевах, серенькое изящное платье, немного ниже грудей опоясанное широкою лентой.
– Soyez tranquille, Lise, vous serez toujours la plus jolie [Будьте спокойны, вы всё будете лучше всех], – отвечала Анна Павловна.
– Vous savez, mon mari m"abandonne, – продолжала она тем же тоном, обращаясь к генералу, – il va se faire tuer. Dites moi, pourquoi cette vilaine guerre, [Вы знаете, мой муж покидает меня. Идет на смерть. Скажите, зачем эта гадкая война,] – сказала она князю Василию и, не дожидаясь ответа, обратилась к дочери князя Василия, к красивой Элен.
– Quelle delicieuse personne, que cette petite princesse! [Что за прелестная особа эта маленькая княгиня!] – сказал князь Василий тихо Анне Павловне.
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя, действительно, Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.
– C"est bien aimable a vous, monsieur Pierre , d"etre venu voir une pauvre malade, [Очень любезно с вашей стороны, Пьер, что вы пришли навестить бедную больную,] – сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тетушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что то непонятное и продолжал отыскивать что то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленькой княгине, как близкой знакомой, и подошел к тетушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее. Анна Павловна испуганно остановила его словами:
– Вы не знаете аббата Морио? он очень интересный человек… – сказала она.
– Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно…
– Вы думаете?… – сказала Анна Павловна, чтобы сказать что нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.
– Мы после поговорим, – сказала Анна Павловна, улыбаясь.
И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. Но среди этих забот всё виден был в ней особенный страх за Пьера. Она заботливо поглядывала на него в то время, как он подошел послушать то, что говорилось около Мортемара, и отошел к другому кружку, где говорил аббат. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребенка в игрушечной лавке, разбегались глаза. Он всё боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать. Глядя на уверенные и изящные выражения лиц, собранных здесь, он всё ждал чего нибудь особенно умного. Наконец, он подошел к Морио. Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли, как это любят молодые люди.

Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели. Кроме ma tante, около которой сидела только одна пожилая дама с исплаканным, худым лицом, несколько чужая в этом блестящем обществе, общество разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат; в другом, молодом, красавица княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская. В третьем Мортемар и Анна Павловна.
Виконт был миловидный, с мягкими чертами и приемами, молодой человек, очевидно считавший себя знаменитостью, но, по благовоспитанности, скромно предоставлявший пользоваться собой тому обществу, в котором он находился. Анна Павловна, очевидно, угощала им своих гостей. Как хороший метрд`отель подает как нечто сверхъестественно прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что то сверхъестественно утонченное. В кружке Мортемара заговорили тотчас об убиении герцога Энгиенского. Виконт сказал, что герцог Энгиенский погиб от своего великодушия, и что были особенные причины озлобления Бонапарта.

Закончив Тульские духовное училище и семинарию, поступил в Московскую духовную академию. В 1885 году окончил её со степенью кандидата богословия (магистрантом) и тогда же был определен в Могилевское духовное училище учителем русского и славянского языков.

С 1888 года - помощник смотрителя Могилевского духовного училища. Одновременно проходил должность члена Могилевского уездного отделения епархиального Училищного совета и исполнял обязанности делопроизводителя Училищного правления.

3 августа 1893 года был пострижен в монашество под именем Евсевий в честь Евсевия, епископа Самосатского. 5 августа был рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа, в день Преображения Господня, - во иеромонаха. Таинство хиротонии совершал Николай (Налимов), епископ Гдовский

11 сентября 1893 года был назначен в состав Санкт-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета с возведением в сан архимандрита. Но едва он успел прибыть к месту назначения, как 18 октября 1893 года был определен на должность ректора Иркутской духовной семинарии.

Служение в Иркутске

В Иркутске архимандрит Евсевий, помимо ректорства и преподавания в семинарии, принимал участие в других епархиальных делах: был редактором «Иркутских епархиальных ведомостей», председателем Епархиального училищного совета, деятельным членом Иркутского Миссионерского Общества.

26 января 1897 года был хиротонисан в Иркутском Вознесенском монастыре во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Хиротонию совершали архиепископ Иркутский Тихон (Троицкий-Донебин), епископы Рязанский Мелетий (Якимов), Забайкальский Георгий (Орлов) и Якутский Никодим (Преображенский). Сразу за этим 26 января 1897 года епископ Евсевий был назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского в городе Благовещенске.

Епископ Камчатский

4 февраля 1898 года он прибыл в Благовещенск и вступил в управление епархией. С первых же шагов его пастырской деятельности проявились замечательные качества его личности. Ревностно относился владыка к богослужению, истово проповедовал, блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество - с благотворительностью. Он ни на минуту не оставлял попечения о пастве.

1 января 1899 года владыка был назначен первым епископом вновь учрежденной Владивостокской и Камчатской епархии.

Архипастырь Владивостокский

20 лет пребывания владыки на Владивостокской кафедре совпало с усиленным заселением Уссурийского края, с постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, с Русско-Японской Войной, со временем, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся русскими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность. Этот край нуждался в усиленном духовном просвещении.

Перед прибытием в епархию в 1899 году в первую неделю Святой Четыредесятницы владыка прибыл в Свято-Троицкую Шмаковскую обитель и провел там целую неделю, испрашивая себе Небесной помощи на многотрудное послушание устроения новой епархии. В монастырской тиши и уединении постом и молитвой подкреплял себя пастырь на предстоящее служение.

Новая епрхия занимала огромную территорию площадью 1 200 000 квадратных верст, в которой насчитывалось 69 церквей. Священников не хватало и зачастую приходы пустовали. По приезде нового правящего архиерея не нашлось даже помещения для него, и владыка Евсевий поначалу нашел приют в губернаторском доме. Единственный приходский Успенский храм Владивостока был переименован в кафедральный собор, а консисторию временно разместил у себя кафедральный протоиерей.

Однако, уже через год трудами Владыки Евсевия были открыты и Духовная консистория, и Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. С течением времени было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 церковноприходских школ. Только во Владивостоке при его непосредствеенном участии были построены и освящены храмы: Успенский (кафедральный), Покровский (кладбищенский), Петропавловский («на Первой Речке»), школа-церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (миссионерская), не говоря уже о церквах военных и находящихся при учебных заведениях, а также об архиерейском подворье на Седанке (пригород Владивостока), где на свои средства Владыка содержал 50 пенсионеров.

Много Владыка трудился и над устройством монастырей - Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского.

12 июля 1907 года состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а 1 января 1909 года архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная Миссия в Сеуле. Все это являлось знаком особого доверия со стороны императора и Священноначалия Церкви.

Начиная со второй половины 1899 года, не жалея здоровья и сил, владыка Евсевий не раз объезжал всю свою огромную епархию, причем никакие трудности не могли воспрепятствовать ему посещать церковные приходы даже на Камчатке и Сахалине.

Слыша о такой любви пастыря к пасомым, многие российские благотворители, начиная с августейших особ, жертвовали значительные суммы на создание новых храмов. Сам праведный Иоанн Кронштадтский жертвовал на нужды монастырей и церквей Уссурийского края, на устройство библиотеки при школе села Осиновка, а также пожертвовал для Александровского Сахалинского храма икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет», присланную ему лично со Святой Горы Афон. Священники и учителя церковноприходских школ из других епархий просились и переводились на службу во Владивостокско-Камчатскую епархию. Мудрый Владыка определял кандидатов на должности не иначе, как после непосредственного знакомства с каждым из них.

Для привлечения духовенства к делу религиозно-нравственного просвещения Владыка регулярно собирал епархиальные съезды. В 1903 году по его инициативе было начато издание «Владивостокских епархиальных ведомостей». В типографии Свято-Троицкого Шмаковского мужского монастыря с его благословения печаталась духовная литература, распространявшаяся и за пределами епархии.

Одним из основных направлений деятельности правящего архиерея являлось миссионерство, ибо Владивостокско-Камчатская епархия была населена тогда многочисленными инородцами-язычниками - китайцами, корейцами, малыми народностями Дальнего Востока. Владыка поднял миссионерское дело на недосягаемую высоту. По всей епархии были созданы миссионерские станы для научения ведению миссионерской работы, открыты катехизаторские школы и курсы. Здесь учили не только Слову Божию, но преподавали уроки рационального ведения хозяйства. Дарования, добродетели и полезная деятельность правящего архиерея снискали ему любовь и уважение инородцев-язычников, немало из которых привел он к Таинству Святого Крещения.

С благословения Владыки Евсевия было создано Православное Камчатское Благотворительное Братство, утвержденное Святейшим Правительствующим Синодом после Праздника Святой Пасхи в 1910 году, с целью донести слово Божие до самых отдаленных уголков епархии. Августейшим покровителем Братства стал цесаревич Алексей.

Благодатное служение владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви: 6 мая 1906 года он был возведен в сан архиепископа, а в 1912 году ему была вручена Высочайшая грамота, в которой говорилось:

Продолжительное святительское служение Ваше на дальневосточной окраине нашего Отечества ознаменовано трудами и подвигами ревности вашей о славе святой Христовой веры и духовном благе ввереной вам паствы. Вашими заботами умножены храмы Божии, ширится и крепнет основанное на началах любви к Православной Церкви и преданности царю и Родине религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, возвышается миссионерское делание среди многочисленных стремящихся к познанию Истины инородцев. По мысли Вашей учреждено Православное Камчатское Братство во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса, возбудившее глубокий интерес к духовным нуждам далекой Камчатки и привлекающее жертвы на их удовлетворение. Владыка был удостоен и других высоких наград.

В ноябре 1912 года архиепископ Евсевий был вызван для присутствия в Святейшем Синоде, участововал в прославлении святителя патриарха Ермогена, был назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку св. икон по водным путям.

В 1917-1918 годах архиепископ Евсевий принимал участие в работе Поместного Собора Православной Русской Церкви, после чего возвратился во Владивосток. Но вскоре он был назначен постоянным членом Священного Синода при патриархе, для чего вновь выехал в Москву.

Последние годы в Москве

По окончании срока его деятельности в Священном Синоде в 1919-1920 годах, не имея возможности по причине гражданской войны возвратиться в свою епархию, архиепископ Евсевий был временно назначен управлять Смоленской епархией.

В 1920 году святитель патриарх Тихон назначил архиепископа Евсевия наместником патриаршего престола в Москве. 18 февраля 1920 года он был избран митрополитом Крутицким. Столь высокое назначение митрополит Евсевий принял как временное, с условием, что при первой же возможности ему будет предоставлено право вернуться в свою родную Владивостокскую епархию.

В последующие годы до своей кончины он проживал в Москве. Митрополит Евсевий (Никольский) скончался 31 января 1922 года, за сутки до кончины служив Божественную литургию. Заупокойное богослужение совершил святитель патриарх Тихон со многими находившимися тогда в Москве иерархами в храме Христа Спасителя при большом стечении молящихся. Погребение состоялось в Новодевичьем монастыре, с северной стороны Смоленского собора.

В частной владыка Евсевий жизни отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим.

Награды

  • Высочайшая грамота (1912).
  • орден св. блгв. вел. князя Александра Невского (1912).
  • Бриллиантовый крест на клобук (1915).

Труды

  • Архіепископъ Евсевій. «Русскіе люди, храните в?ру православную!»
  • «Речь при вручении жезла епископу Нестору Петропавловскому на Камчатке», Прибавление к «Церковным Ведомостям», 1916, № 46, 1099.

Литература

  • Прозорова, Г. В., «У истоков Владивостокско-Камчатской епархии», ЖМП, 1995, № 11, 47-51.
  • БЭЛ, т. III, стб. 535; т. V, стб. 1033; т. VIII, стб. 233.
  • ФАМ II, № 31, 6.
  • Иркутские Епархиальные Ведомости, 1898, № 4.
  • Церковные Ведомости, 1896, № 49, 425; 1897, № 42, 387; 1899, № 3, 17.
  • Православный Собеседник, 1900, июнь, 767.
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г., 68-69.
  • Миссионерский Календарь, 1907, 132.
  • В.Г(линский), 10/22.
  • Прибавление к «Церковным Ведомостям», 1897, № 14, 533; 1910, № 31, 1312.
  • БЭС, т. I, стб. 518, 956.
  • Русский Паломник, 1912, № 27, 410 (фото).
  • ЦЭС, 68-69.
  • Известия Казанской Епархии, 1912, № 33, 988; № 41, 242; 1913, № 1, 22; № 7, 245.
  • Булгаков, 1395, 1401.
  • Камчатские Епархиальные Ведомости, 1898, № 1, 3; 1899, № 9.