Сколько лет продолжалось ниспослание священного корана. Самое первое откровение, ниспосланное Мухаммаду ﷺ

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин

[да помилует его Аллах]

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Усулю фи-т-Тафсир» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина, да помилует его Аллах.

Перевод на русский язык одной из самых полезных книг о священном Коране для начинающего мусульманина. В начале книги говорится о том, как ниспосылалась Книга Аллаха, о том, что было ниспослано первым, о причинах ниспосылания некоторых аятов, о мекканских и мединских сурах, о записывании Корана и его заучивании, о собрании Корана во времена абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах).
Во второй части говорится о том, как ученые разъясняли Коран, на что они опирались, когда писали свои тафсиры, говорится о некоторых разногласиях в понимании аятов.
Далее шейх рассказывает о переводе Корана на различные языки, каково постановление относительно этого.
Затем приводятся биографии известных толкователей Корана из числа сподвижников и тех, кто за ними последовал.
Затем говорится о ясных аятах (мухкам), а также о тех аятах, которые могут быть непонятными для некоторых людей. В чем мудрость этого?
В конце книги говорится о клятвах, которые упоминаются в Коране и о причтах (къассас), которые привел Всевышний Аллах.

5 Зуль Ка’ада, 1433 года по хиджре.

Священный Коран

Шариатское значение слова « القرآن » /Коран/ - это слова Всевышнего Аллаха, которые были ниспосланы Его посланнику, последнему из пророков - Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Этот Коран начинается с суры <<аль-Фатиха>> и заканчивается сурой <<ан-Нас>> Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, Мы ниспослали тебе Коран частями». (Сура аль-Инсан, аят 23) А также: «Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его». (Сура Йусуф, аят 2)
Всевышний Аллах защитил этот Великий Коран от изменений, добавлений и убавлений. Сам Всевышний Аллах взял на Себя сохранность этой Книги, сказав:
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его». (Сура аль-Хиджр, аят 9)
Прошло множество веков, и кто бы из врагов Аллаха не попытался изменить что-либо в этой Книге, что-либо добавить или убавить, Аллах непременно опозорил их и выявил их дело.
Всевышний Аллах описал эту Книгу множеством качеств, которые указывают на её величие, благодать (барака), на следы, которые она оставляет, и на то, что она вобрала в себя всё. Эта Книга является судьей над всеми Писаниями, которые были ниспосланы до неё.
Всевышний Аллах сказал:
«Мы даровали тебе семь часто повторяемых (сур или аятов) и великий Коран». (Сура аль-Хиджр, аят 87)

А также:«Клянусь славным Кораном!» (Сура Къаф, аят 1)
Всевышний Аллах также сказал:
«Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание». (Сура Сад, аят 29)

А также:«Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, - и тогда вы будете помилованы». (Сура аль-Ан‘ам, аят 155)

А также: «Воистину, это - благородный Коран». (Сура аль-Уакъи‘а, аят 77)

А также:«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь». (Сура аль-Исра, 9)
Всевышний Аллах также сказал:
«Если бы Мы ниспослали этот Коран на гору, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили». (Сура аль-Хашр, аят 21)

А также:«Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: «Чья вера от этого стала сильнее?» Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются. А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению, и поэтому они умрут неверующими». (Сура ат-Тауба, аяты 124-125)

А также:«(Скажи:) «Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет»». (Сура аль-Ан‘ам, аят 19)

А также:«Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великий джихад (то есть джихад посредством довода и доказательства)». (Сура аль-Фуркан, аят 52)
Всевышний Аллах также сказал:«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман». (Сура ан-Нахль, аят 89)
Всевышний Аллах также сказал:«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах». (Сура аль-Маида, аят 48)
Этот благородный Коран является основой исламского шари‘ата. С ним был послан Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ко всем людям.

Всевышний Аллах сказал:
«Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров». (Сура аль-Фуркъан, аят 1)

А также:«Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету - на путь Могущественного, Достохвального Аллаха, Которому принадлежит все, что на небесах и на земле. Горе от тяжких страданий неверующим». (Сура Ибрахим, аяты 1-2)
Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха) также является основой шари‘ата, ибо это подтвердил сам Коран. Всевышний Аллах сказал:
«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем». (Сура ан-Ниса, аят 80)

А также:«А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение». (Сура аль-Ахзаб, аят 36)

А также: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам». (Сура аль-Хашр, аят 7)

А также:«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный»». (Сура али Имран, аят 31)

Ниспослание Корана

Первый раз Коран был ниспослан в Ночь Предопределения в месяце Рамадан. Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения». (Сура аль-Къадр, аят 1)

А также:«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В ней решаются все мудрые дела». (Сура ад-Духан, аяты 2-3)

А также:«В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение». (Сура аль-Бакара, аят 175)
Когда впервые снизошел Коран, пророку (мир ему и благословение Аллаха) было сорок лет по более известному мнению у обладателей знания. Это мнение передается от ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), ‘Ата (ибн Аби Рабаха), Са‘ида ибн аль-Мусеййиба и других. Это такой возраст, когда человек достигает благоразумия (зрелости), совершенного разума и понимания.
Джибриль снизошел от Всевышнего Аллаха к пророку (мир ему и благословение Аллаха) с Кораном. Джибриль - это один из приближенных, обладающих почетом, ангелов. Всевышний Аллах сказал о Коране:
«Воистину, это - Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибриль) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке». (Сура аш-Шу‘ара, аяты 192-195)
Джибриль (мир ему) описан восхваляемыми и великими качествами. Из них: великодушие, мощь, близость ко Всевышнему Аллаху, верность, прекрасный облик и чистота от всякого недостатка. Он обладает высоким местом и почётом среди других ангелов. Посредством всех этих качеств Джибриль заслужил то, чтобы быть посланцем к посланникам Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:
«Это - слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, могущественного, которому там (на небесах) повинуются, доверенного». (Сура ат-Такуир, аяты 19-21)

А также:«Научил его (Мухаммада) обладающий могучей силой и прекрасным сложением. Он вознесся на наивысшем горизонте». (Сура ан-Наджм, аяты 5-7)

А также:«Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть для мусульман». (Сура ан-Нахль, аят 102)
В этих аятах Всевышний Аллах поведал нам о качествах Джибриля. Джибриль снизошел с Кораном от Всевышнего Аллаха. Это указывает на величие Корана, так как того, кто является великим, посылают только с чем-то великим.

Первое, что было ниспослано из Корана

Самыми первыми были ниспосланы первые пять аятов из суры «аль-‘Алякъ». Всевышний Аллах сказал в них:
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости - научил человека тому, чего тот не знал». (Сура аль-‘Алякъ, аяты 1-5)
После этого откровение прекратилось на некоторое время, а затем были ниспосланы первые пять аятов из суры «аль-Муддасир». В них Аллах говорит:
«О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Идолов сторонись!» (Сура аль-Муддасир, аяты 1-5)
Сообщается, что мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала в длинном хадисе о том, как было ниспослано первое откровение:
«…это продолжалось до тех пор, пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере на горе Хира. К нему явился ангел и велел: “Читай!” - на что он ответил: “Я не умею читать!”». аль-Бухари, 3; Муслим, 160.

Тогда были ниспосланы первые пять аятов из суры «аль-‘Алякъ». Также сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах рассказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Как-то раз я шёл по дороге и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне в пещеру на горе Хира ангела, который сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся домой и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” - после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось:
“О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай…”» аль-Бухари, 4; Муслим, 161.
Сообщается также, что Абу Саляма ибн ‘Абду-р-Рахман спросил Джабира:
«Что из Корана было ниспослано первым?» Джабир ответил:«Это аяты: «О завернувшийся!…»» Тогда Абу Саляма сказал: «Но мне говорили, что первыми были ниспосланы аяты«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее…» Джабир ответил: «Я сообщил тебе только то, что сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал: «Я пребывал некоторое время в пещере на горе Хира, а затем начал спускаться оттуда…»». И в конце хадиса сказано, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я сказал Хадидже: «Укройте меня и облейте холодной водой». И тогда мне были ниспосланы аяты: «О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Идолов сторонись!»». аль-Бухари, 4924; Муслим, 161.
Джабир сказал о том, что первыми были ниспосланы аяты из суры «аль-Муддасир», имея в виду, что они были ниспосланы первыми после перерыва, который наступил в откровении, или же он имел в виду то, что эти аяты были ниспосланы первыми после того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже стал посланником. Ведь, после ниспослания первых пяти аятов из суры «аль-‘Алякъ» Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) стал пророком, а после ниспослания аятов из суры «аль-Муддасир», он стал посланником. Поэтому ученые говорят: «Аллах сделал его пророком, ниспослав аят «Читай!», и сделал его посланником, ниспослав аят «О завернувшийся!»».

Суть божественного откровения

Наука о Коране включает много различных и важных наук, в частности, откровение и его ниспослание. Тот, кто не верит в откровение, не может уверовать и в ниспослание Корана, так как Коран является одним из видов откровения, которые были переданы Пророку Мухаммаду ﷺ посредством ангела Джибриля (мир ему). Из истории Ислама известно, что первое откровение Пророку Мухаммаду ﷺ пришло в сорок лет, и это началось с вещего сна. Затем Ему была внушена любовь к уединению. Он стал часто уединяться в пещере Хира, где поклонялся Аллаху в течение многих ночей.

Значения слова «вахью» (وحي)

Лексическое значение глагола «ваха» (وحي ), масдаром (отглагольным именем) которого является слово «вахью» – указать, рассказать тайно, повелевать, подчинять, писать другому, отправлять.

В Коране это слово приходит в разных значениях:

— внушение;

В Коране сказано:

وأوحينا إلى أم موسى أن أرضعيه

(смысл): «И внушили Мы в сердце матери Мусы кормить грудью своего сына» (сура «Аль-Касас»: 7).

— наущение шайтана;

В Коране сказано:

وإن الشياطين ليوحون إلى أولياهم ليجادلوكم

(смысл): «Поистине, шайтан наущает своих последователей (язычников) препираться с вами, приводя ложные доводы» (Сура «аль-Анʻам, 121).

А что касается шариатского определения термина «вахью» (откровение), то это обучение Аллахом своего избранного раба (пророка, посланника) различным знаниям, которые Он пожелал раскрыть ему тайно.

Как ниспосылалось самое первое откровение

В хадисе сообщается, что мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Ниспослание откровений Посланнику Аллаха ﷺ началось с вещего сна. Он видел во сне сияние, подобное утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере Хира. Там он занимался поклонением Аллаху в течение многих ночей. Потом он возвращался к Хадидже и брал все, что ему было нужно для нового такого же уединения. Это продолжалось до тех пор, пока ему не пришло откровение, когда он находился в пещере Хира. К нему явился ангел и велел:

― Читай!

На что он ответил:

«Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я опять напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!” - и я снова сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал:

اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ خَلَقَ الْإِنْسَانَ مِنْ عَلَقٍ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ

“Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой - щедрейший…”

А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе, который в эпоху джахилийи принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев и выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху. К тому времени он был уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: “О сын моего дяди, выслушай своего племянника!” Варака спросил его: “О племянник, что ты видишь?” - и Посланник Аллаха ﷺ сообщил ему о том, что он видел. Варака сказал: “Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!”

Посланник Аллаха ﷺ спросил: “А разве они будут изгонять меня?” Варака ответил: “Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали. Если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе, как только смогу!” Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились». (Бухари)

Возобновление откровения

Сообщается, что Джабир бин Абдуллах аль-Ансари (да будет доволен Аллах ими обоими), рассказывая о периоде временного прекращения откровений, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

بينما أنا أمشى سمعت صوتا من السماء فرفعت بصري فإذا الملك الذى جاء في حراء جالس على كرسي بين السماء والارض ، فرعبت منه فرجعت ، فقلت : زملوني زملوني ، فأنزل الله تعالى عز وجلّ : (يأيها المدثر ، قم فأنظر) الى قوله تعالى والرجز فاهجر) . فحمي الوحي وتواتر)

«Однажды я шёл по дороге и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел того самого ангела, явившегося ко мне в пещеру Хира, который на этот раз сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся домой и сказал: «Укройте меня, укройте меня!» – после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось: «О завернувшийся! Встань и увещевай…» . А после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим».

Ассаламу алейкум.КОРАН:

1. Какая сура была ниспослана последней? Наср
2. Сколько женщин упомянуто в Коране по имени? 1
3. О какой суре Пророк сказал, что она сердце Корана? Ясин
4. Какая сура будет заступничать в могиле при ее чтении? Аль-Мульк
5. Пророк Мухаммад сказал: Тот, кто прочитал эту суру, прочитал треть Корана. О какой суре идет речь? Ихлас
6. Что относится к числу священных писаний? Коран, Тора, Евангелия, Псалмы и свитки
7. Пророк Мухаммад сказал: Тот, кто будет читать эту суру каждый день, того не коснется нужда и бедность. О какой суре идет речь? Падающие
8. Какой самый длинный аят в Коране? В суре Корова аят 282 о долге
9. Какие суры были ниспосланы от колдовства? Рассвет и Люди
10. Что названо в Коране и питьём, и лекарством? Мёд
11. Из ста четырнадцати сур Корана лишь одна начинается не со слов "С именем Аллаха Милостивого, Милосердного." О какой суре идёт речь? О суре "Покаяние" (Ат-Тауба)
12. Какие суры или аяты называются Мединскими и Мекканскими? До хиджры мекканские, а после мединские
13. Аллах в священном Коране сказал: О, Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Что запретил себе Пророк? Мед
14. В Коране упоминается о том, что жёны двух пророков окажутся в аду. О ком именно идёт речь? О жёнах пророка Нуха (Ноя) и пророка Лута (Лота)
15. Пророк Мухаммад сказал: не превращайте свои дома в кладбища, поистине сатана избегает дома, в котором читают суру …..? О какой суре было сказано? Бакара
16. Сколько аятов в Коране? 6236
17. Какую суру называют матерью Корана? Фатиха
18. При каком халифе был собран Коран воедино? Абу Бакром
19. Какую суру читал Ибн Масуд когда впервые вышел призывать многобожников? Аррохман
20. Имам аш-Шафии сказал: Если бы была ниспослана эта одна сура, то ее было бы достаточно для людей… о какой суре идет речь? Аср
21. Какую суру читают каждую пятницу? Кахф
22. Прочитав какую суру Умар бин Хаттаб принял Ислам? Таха
23. Какой аят прочитал Абу Бакр Умару бин Хаттабу после смерти Пророка? 144. Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?
24. В Коране есть аят… «О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они поклонились мне». Кто обратился отцу? Юсуф
25. Как называется растение упомянуто в Коране, как пища обитателей Ада? Заккум
26. Назовите суры с названием насекомых? Муравьи, Паук, Пчелы
27. Аллах сказал о Пророке «Он нахмурился и отвернулся…» Как звали мужчину по причине которого, Пророк нахмурился и отвернулся? Абдулла бин Умм Мактум
28. Пророк сказал: Тот, кто выучит первые 10 аятов этой суры, Аллах сохранит его от Даджала. О какой суре идет речь? Кахф

ХАДИС:
1. Пророк Мухаммад сказал: "Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран…. Продолжите хадис? … и обучает ему других"
2. Пророк сказал: "Три признака лицемерия, если говоришь неправду, не сдерживаешь обещание, и... Продолжите? нарушаешь договор"
3. Что стало первым искушением сынов Исраила (Израильтян) согласно хадису переданным Муслимом? Женщины
4. Пророк сказал:"Религия есть проявление искренности". Мы спросили: "По отношению к кому?" Он сказал: … продолжите? "По отношению к Аллаху, и к его Книге, и к Его посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще"
5. Пророк сказал: "Не тот, силен кто побеждает многих, силен лишь тот… продолжите? Кто способен сдержать свой гнев"
6. Пророк сказал: "Два слова любимы Милостивым, легкие на язык и тяжелые на весах… Какие? Субханаллавабихамдихи субханаллахильазым"
7. Согласно хадису, когда человек умирает все дела его прекращаются за исключением 3? за садака-джария (непрерывная милостыня), полезное знание, которое он передал людям, и ребенка, который вслед ему будет читать дуа
8. В одном из хадисов пророк сказал:... "Не указать ли вам на то, по средством чего вы будете любить друг друга? Что посоветовал Пророк? Распространяйте салам"
9. Хадис: "Женщина подобна ребру… продолжите? Если попытаешься его выпрямить, то сломаешь"
10. Сообщается, что Абу Хурайра сказал: "Мой самый любимый друг (Пророк) посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительную утреннюю /духа/ молитву и... продолжите? ложиться спать (только) после совершения витра"
11. Пророк сказал о молитве, эта молитва лучше всего, что есть на этой земле. О какой молитве идет речь? Сунна перед фаджром
12. Передают со слов матери правоверных "Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) она сказала: "О посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом джихад, так не принять ли нам в нём участие?" Пророк сказал: "Нет! Наилучшим джихадом для вас является...? безупречный хаджж"
13. Пророк сказал: "Если бы я не боялся что для моей уммы будет это сложно, то я бы приказал это делать перед каждой молитвой" О чем идет речь? Сивак
14. Пророк сказал:"С тремя не заговорит Аллах в день Воскресения, не посмотрит на них и не очистит их,и им уготовано мучительное наказание". "Опускающий(края одежды до земли),попрекающий (своими благодеяниями людей) и... Продолжите? сбывающий свой товар с помощью ложных клятв"
15. Как звали сподвижника, который передал больше всех хадисов? Абу Хурейра
16. Согласно хадису в могиле человека будут два ангела. Назовите их имена? Мункар и Накир
17. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Больше всего я опасаюсь того, что вас поразит малое многобожие" Что имел в виду Пророк? показуха
18. Пророк сказал: "Не следует завидовать никому, кроме двоих, человеку, которого Аллах научил Корану и который читает его ночью и днём, и? ...человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его должным образом"
19. Посланника Аллаха спросили: "Какой заработок является наилучшим?" Что ответил Пророк? "Тот, что человек заработал своими руками"
20. Пророк проходя мимо двух могил сказал: "Эти два человека получают наказание не за большие грехи" За какие грехи они получали наказание? "Не остерегался брызг наджаса, распространял сплетни"
21. Посланник Аллаха сказал: "Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит этo собственноручно,… дополните хадис? если же он не сможет (сделать) этого (пусть изменит это) своим языком, а если не сможет(и этого), то - своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры". (Муслим.)
22. Почти все сборники хадисов начинаются с этого хадиса. О каком хадисе идет речь? Хадис о намерениях
23. В одном из хадисов сказано, что Пророк освободил из рабства Сафийю и подарил ей в качестве калыма…Что он ей подарил? Свободу
24. Посланник Аллаха сказал: "В животе (такого человека,) который пьёт из серебряного сосуда, будет… Что будет? шуметь пламя Ада!"
25. Посланник Аллаха сказал: "Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что… отказ от чего? его не касается"
26. Абдулла бин Умар сказал, что посланник Аллаха взял меня за плечи и сказал: «Будь в этом мире (таким), будто ты… Продолжите? чужеземец или путник"
27. Посланник Аллахa сказал: "Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества (следующее): если ты не чувствуешь стыда, то… продолжите? делай, что хочешь"
28. Посланник Аллаха сказал: "Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день… Продолжите? хорошо принимает своего гостя"

ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение Аллаха).
1. Сколько раз ангелы рассекали грудь Пророку? 4
2. В скольких битвах участвовал Посланник Аллаха? 9
3. В какой битве ранили Пророка и сломали зуб? Ухуд
4. Что сделал пророк в первую очередь по прибытию в Медину? Построил мечеть
5. Сколько лет было Пророку когда он впервые выехал в Шам с дядей Абу Талибом? 12
6. Как называлась пещера в которой пророк любил уединяться? Хира
7. Назовите имена детей Пророка? Касим, Абдулла, Ибрахим, Зейнаб, Фатима, Рукайя, Ум Кульсум
8. Сколько лет пророк призывал в Мекке скрыто? 3 года
9. Кто больше всех из числа родственников Мухаммада пытался помешать ему? Абу Лахаб
10. Почему определенный год назвали годом скорби? Смерть Хадиджи и Абу Талиба
11. Как звали животное на котором Пророк был перенесен из Мекки в Аль-Аксу? Бурака
12. Как называлась пещера в которой Пророк спрятался с Абу Бакром от мушриков? Саур
13. Что пообещали многобожники тому, кто поймает Пророка? 100 верблюдов
14. В какую пищу иудейка добавила яд чтобы отравить Пророка? Лопатку баранины
15. Сколько раз Пророк совершал хадж? 1
16. Сколько раз Пророк совершал умру? 4
17. Как назвал Пророк первую мечеть в Медине? Куба
18. Какая кунья была у Пророка? АбульКасим
19. Как называли Пророка до Ислама? Амин, Садик (Честный, Правдивый)
20. Каким было последнее наставление пророка Мухаммада? Его слова: "Молитвы, молитвы и позаботьтесь о своих рабах"
21. Сколько лет было пророку Мухаммаду, когда умерла его мать? 6 лет
22. Когда родился пророк Мухаммад? 22 апреля 571 года н.э.
23. Сколько лет прожили в браке пророк Мухаммад и Хадиджа? 24 года
24. Когда пророку Мухаммаду и всем остальным мусульманам было вменено в обязанность совершение ежедневных пяти молитв? Во время ночного путешествия (ми`радж)
25. Сколько дядей Пророка приняли Ислам? 2
26. К кому направился Пророк с Хадиджей после того, как увидел Джабраила? Назовите его имя? Варака бин Науфаль
27. Как звали монаха, который сообщил Абу Талибу о том, что Мухаммад будет Пророком? Бахира
28. У кого Пророк остановился, когда только остановился в Медине? Абу Айюб аль-Ансари

ПРОРОКИ:
1. Кто принес весть о царице Савской пророку Сулейману? Удод
2. Какого пророка проглотил Кит? Юнус
3. Кому из пророков было послано испытание в виде длительной болезни? Айюб
4. Каким ремеслом владел пророк Идрис? Портным
5. Какому Пророку была послана верблюдица? Салих
6. Сколько лет пророк Юсуф провел в темнице? 7 лет
7. Кто из пророков был самый благородный (благой род)? Юсуф
8. Кто был первый из пророков, который написал слово «Бисмилляхиррохманиррохим»? Сулейман
9. Какому народу был послан пророк Худ? Адитам
10. Как звали отца Юсуфа? Якуб
11. В каком возрасте умер Ибрахим? 175
12. Какого пророка Аллах послал в города Содом и Гоморра? Лут
13. Как обошлись сыны Якуба со своим братом Юсуфом? Бросили в колодец
14. Как звали мать Исмаила? Хаджар
15. Кому был послан пророк Салих? Самудитам
16. Кто из пророков был кузнецом? Дауд
17. Каким ремеслом владел пророк Нух? Плотник
18. В какой день пророк Адам зашел в рай? В пятницу
19. Кого из семьи Нуха Аллах утопил в воде? Жену и сына
20. Каким по счету сыном был пророк Юсуф? 11
21. Из кого состояла армия Сулеймана? Джинов, людей, птиц
22. Имя какого пророка означает «Он будет жить»? Яхья
23. Какого животного опасался пророк Якуб, которое может навредить его сыну Юсуфу? Волк
24. Назовите пять великих пророков? Нух, Ибрахим, Муса, Иса, Мухаммад
25. С именем какого пророка связано появление источника Зам-Зам? Исмаил
26. Под каким растением укрылся Юнус после того, как освободился из чрева кита? Тыква
27. Историю о каком пророке Аллах назвал в Коране самой прекрасной? Юсуф
28. Какому пророку был ниспослан псалтырь? Дауд

СПОДВИЖНИКИ ПРОРОКА МУХАММАДА
1. Сколько лет был халифом Абу Бакр? 2 года
2. Кого усыновил Пророк? Зейд бин Харис
3. Из за смерти какого сподвижника закачался престол Аллаха? из-за смерти Са"да бин Му"аза»
4. Кто был писцом Пророка Мухаммада? Абдулла бин Раваха
5. Кого называли «Меч Аллаха»? Халид бин Валид
6. За что один из сподвижников получил кунью Абу Хурайра? У него был котенок
7. Кого называли «Лев Аллаха»? Хамза
8. Как звали раба-эфиопа, убившего Хамзу? Вахши
9. Сколько лет халифом был Умар бин Хаттаб? 10
10. Кто стал первым проповедником в Исламе посланы в Медину? Мусаб ибн Умейр
11. Как звали сподвижника родители он и его дети которые являлись сподвижниками (3 поколения)? Абу Бакр
12. Какая женщина в истории ислама стала первой мученицей, павшей за веру? Сумайа бинт Хаййат
13. Как звали того сподвижника пророка, который пользовался его особым доверием? Хузайфа Ибн Йаман
14. Сколько лет было Абу Бакру когда он умер? 63
15. Кто убил Умара Ибн аль-Хаттаба? Раб-иранец по имени Абу Лю`лю`а
16. Кто в истории ислама был первым человеком, использовавшим почту? Умар Ибн аль-Хаттаб
17. Кто из мужчин первым уверовал в пророка Мухаммада? Абу Бакр ас-Сиддик
18. Кто стал первым послом в исламе? Усман Ибн Аффан
19. Кто был первым родившемся сподвижником после переселения в Медину? Абдулла бин Зубейр
20. Кем являлся Зубейр бин Аввам Пророку Мухаммаду? двоюродный брат
21. Кто из женщин первой уверовал в пророка Мухаммада? Хадиджа бинт Хувайлид
22. Кто предложил Пророку приказать женщинам носить Хиджаб? Умар бин Хаттаб
23. Кто из сподвижников пророка Мухаммада был известен как лучший толкователь Корана? Абдаллах Ибн Аббас
24. Кто является главой павших за веру? Хамза Ибн Абд аль-Мутталиб
25. Кого будут продолжать называть первым муаззином в исламе вплоть до Дня воскресения? Биляль Ибн Рабах
26. Какой халиф стал строителем первого исламского флота? Усман Ибн Аффан
27. Кто из халифов первым в исламе объявил призыв на военную службу? Умар Ибн аль-Хаттаб
28. Кто занимал при пророке Мухаммаде, положение, подобное положению Харуна при Мусе? Али Ибн Абу Талиб

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) до своего пророчества уединялся в пещере Хира, которая находилась близ города Мекки. Там он размышлял о Величии Аллаха.
В ночь на понедельник месяца Рамадан 610 года н.э., находясь в пещере, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всем сердцем предался Аллаху и в это время по приказу Аллаха к Нему пришел один из главных Ангелов, Джабраиль, и сказал Ему: «Читай». Ангел повторил это три раза. Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у Него: «Что читать мне?». В ответ Ангел Джабраиль передал Ему пять аятов. Таким образом, было дано нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) первое откровение. Это было началом ниспослания Священного Корана.
Первое откровение Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) получил в возрасте 40 лет. Первые аяты, которые были переданы Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) – аяты из суры Аль-Аляк:

إِقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِى خَلَقَ خَلَقَ اْلاِنْسَانَ مِنْ عَلَقٍ

إِقْرَأْ وَرَبُّكَ اْلاَكْرَمُ الَّذِى عَلَّمَ بِالْقَلَم

عَلَّمَ اْلاِنْسَانَ مَالَمْ يَعْلَمْ

Значение: «Читай, о Мухаммад, с Именем Господа Твоего, Создателя всего сущего. Он сотворил человека из сгустка (крови). Читай: ведь Твой Господь – Щедрейший. Он – Тот, который научил человека писать с помощью калама (пера). Научил человека тому, чего тот не знал»(96/1-5)
Из полученных откровений стало известно, что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) является последним Посланником Аллаха. Коран ниспосылался аятами, иногда целыми сурами. Всего Коран был ниспослан за 23 года,на арабском языке и дошел до наших дней по самым достоверным каналам.В основном аяты ниспосылались в связи с каким-нибудь событием или возникновением какого-либо вопроса. Эти события и вопросы называют «сабабу нузуль», что означает «причина ниспослания».
По времени ниспослания Суры делятся на мекканские (610-622гг, 86 Сур) и мединские (622-632гг, 28 сур), которые в большинстве своем длиннее мекканских. В мекканский период, который длился 13 лет, были ниспосланы аяты, имеющие отношение к вопросам вероубеждения и нравственности. Содержание аятов было направлено на борьбу с многобожием. Но надо отметить, что в этот период больше всего было ниспосланы суры, в которых повествуются истории из жизни пророков. Аяты, ниспосланные в это время, составляют одну третью часть Корана. В 622 году милади (христианская летосчисление) произошла хиджра, когда Всевышний Аллах разрешил мусульманам покинуть Мекку и переехать в Медину. И именно здесь было ниспослано больше аятов связанных с религиозными предписаниями и юридическими вопросами. С одной стороны, многие аяты касались вопросов ибадата, джихада, семейно-правовых проблем, наследства, а с другой стороны рассматривались положения уголовно-процессуального кодекса, наказаний за различные проступки, муамалата и международного права. Это объясняется тем, что в Медине зародилось исламское государство, и теперь появились возможности для практического претворения Божьих законов.
Последним аятом ниспосланным нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) был аят из суры Аль-Бакара:

وَتَّقُوا يَوْمًا تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللهِ ثُمَّ تُوَفَّىكُلُّ نَفْسٍ

مَا كَسَبَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ

Значение: «Страшитесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждому человеку воздастся по заслугам его. И никто не будет обижен»(2/281)
Коран содержит 114 Сур (глав), а Суры состоят из аятов (предложений). Самые короткие Суры содержат по три аята, а самая длинная (2-я Сура «Аль-Бакара») — 286 аятов. Всего в Коране 6666 аятов. Коран открывается Сурой «Аль-Фатиха», содержащей кратчайшие и емкие формулировки основ вероубеждения и кончается сурой «Нас».Текст Корана для удобства делится также на 30 джузов (частей).
Коран – это чудо, подобного которому невозможно создать. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Не было ни одного пророка, которому – чтобы люди поверили в него – не давалась бы способность к совершению чуда. Самое большое чудо, данное мне, это ниспосланный Аллахом Коран. Поэтому надеюсь, что в Судный день я буду таким пророком, у которого больше всего будет последователей» (Бухари, Фазаилуль Куран, 1; Муслим, Иман, 70).
Всемогущий Аллах подчеркивает, что все, кто отрицает истину, не смогут создать не только десять сур, даже одну суру (См. суру Худ, 11/13; аль-Бакара, 2/23; Юнус, 10/38). Хотя вызов создать что-либо, аналогичное Божественным откровениям, был брошен 15 столетий назад, и по сей день не нашелся никто, кто бы ответил на него.
Удивительные свойства Корана

1. Коран обладает несравненным слогом и высотой красноречия. Аяты Корана читаются так плавно, что этому нет ничего подобного в арабском языке. Слог Корана порой читается на такой высокой, в тоже время, жесткой ноте, что мороз по коже пробегает. Примером служит следующий аят:
«Люди! Перед Господом своим испытывайте страх благоговейный! Ведь сотрясение (земли) с приходом Часа Великое событие (Вселенной). В тот День, как вы увидите его, каждая мать, кормящая младенца, забудет про него, а каждая беременная сложит свою ношу; и ты увидишь пьяными людей, хотя они пьяны не будут, а это (будет оттого), что наказание Аллаха будет страшным»(Сура Хадж, 22/1-2).
2. Смысл Корана всегда остается неизменным. Его невозможно изменить, внести какие-либо дополнения или же поправки. Всевышний Аллах Сам охраняет Свое слово.
«Поистине, величественна эта Книга! И ложь не может подступиться к ней ни спереди, ни сзади. Ведь таково послание Того, Кто мудр и достоин всех хвалеб» (Сура Фуссилат, 41/41-42).
«Мы, истинно, послали Книгу (как руководство людям) и будем, истинно, блюсти ее сохранность» (Сура аль-Хиджр, 15/9).
3. В Коране содержатся правдивые сообщения о народах, издавна населявших нашу планету. В частности, сообщается о племенах Ад и Самуд; о народах пророка Лута, Нуха и Ибрахима (алейхиссаллям). Также повествуется о Мусе и Фараоне, о хазрате Марьям и рождении Пророков Исы и Яхьи. Тот факт, что в ниспосланной Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) – который не умел ни читать, ни писать – книге содержатся достоверные исторические сведения глубокой древности, еще раз доказывает Божественное происхождение Корана.
Объективно проведенные археологические и палеонтологические исследования будут способствовать все новым и новым открытиям.
4. В Коране содержатся сведения о будущих событиях и будущих открытиях. Например, сообщается о освобождение Мекке, о том, что в будущем Ислам станет мировой религией, превосходящей другие. И все это действительно стало явью. Ярким свидетельством этому является следующая история.
В сражении, произошедшей в 614 году между Византией (исповедовавшей христианскую веру) и Ираном (ее поданные были огнепоклонниками), византийцы потерпели поражение. Разумеется, мусульмане сильно огорчились поражением «Ахлю китаб» (людей Писания), тогда как мекканские язычники ликовали от радости, говоря: «Как иранцы победили византийцев, так и мы победим мусульман». В ответ на это Аллах ниспослал следующий аят:
«Побеждены восточные римляне на близлежащих землях (к вам). Но за победою над ними (вновь) победить им (предстоит)» (Сура ар-Рум, 30/2-3).
Действительно, в 622 году византийцы нанесли сокрушительное поражение персам.
5. В Коране уделено большое внимание прогрессивной науке. Сообщения о научных открытиях (ныне открытых и которые человечеству еще предстоит открыть) были предоставлены вниманию людей еще 15 столетий назад. Этому можно привести следующие примеры из Корана:
А) Основой жизни является вода. В аяте Корана сообщается: «И извели из животворной влаги всяко живое существо?» (Сура аль-Анбия, 21/30).
Благодаря этому аяту, вопрос об основе жизни всего сущего был решен. Данный аят можно понять по-разному: «Что все живое было сотворено вместе с водой» и «источником всего живого является вода». Что примечательно, оба понятия вполне соответствуют прогрессивной научной мысли. Всем известна аксиома, что источником жизни является вода и основу клеток всякого живого существа составляет вода. Без воды нет никакой жизни. Когда задают вопрос о том, есть ли жизнь на какой-либо планете, первая мысль, которая приходит в голову: «Есть ли там вода?»
Б) Аллах все сотворил парами. Это касается людей, животного и растительного мира. Современная наука давно доказала, что все растения имеют как мужские, так и женские клетки. В Коране об этом говорится следующее:
«И парами взрастил плоды по двое» (Сура ар-Рад, 13/3).
В других аятах сообщается:
«Мы в паре сотворили всякую вещь, быть может, вам над этим стоит поразмыслить!» (Сура аз-Зарият, 51/49).
«Хвала Тому, Кто в парах создал все, что жизнь на земле рождает!» (Сура Ясин, 36/36).
Из последнего аята становится ясно, что Аллах сотворил парами и неживые существа. На эту мысль наталкивает и разные полюса на магните, строение атома, наличие положительной и отрицательной энергий.
Не менее поразительна картина размножения растений путем опыления. Это открытие, сделанное сравнительно недавно, Коран сообщил еще 15 веков назад. На это указывает следующий аят:
«Мы ветры плодотворные вам шлем» (Сура аль Хиджр, 15/22).
В) Одна из распространенной теории сотворения Вселенной заключается в том, что ученые считают, что земля и другие планеты когда-то отделились от Солнца. Однако в Коране об этом сообщается следующее:
«Ужель неверные не видят, что небо и земля единой массой были, которую Мы рассекли на части» (Сура аль-Анбия, 21/30).
В суре «Ясин» повествуется о движении Солнца:
«И солнце завершает путь за срок, определенный для него» (Сура Ясин, 36/38).
В данном аяте поясняется, что движение солнца происходит по своей, строго определенной орбите. Солнце движется вместе с другими планетами к своему определенному месту или же перемещается, подчиняясь особым временным законам Вселенной. Такой вывод можно сделать из смысла слова «мустакар», приведенного в этом аяте.
6. В Коране рассмотрены и обобщены основные черты проблематичных вопросов, касающихся повседневной жизни людей. А также те, которые могут возникнуть в процессе жизнедеятельности. Разработаны положения, относящиеся к поступкам и ибадатам, вопросы справедливости, добродетели и нравственности, юридические и экономические вопросы, вопросы семьи и прав женщины. То есть, Коран вбирает в себя все принципы, имеющие большое значение для нормальной жизни, как отдельной личности, так и общества в целом. Кроме того, в Коране определены формы и условия практического использования сунны Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
А мнение, согласно которому Священный Коран содержит лишь заимствования из писаний более ранних, особенно из Торы и из Евангелий, следует рассматривать в свете существующих факторов. Разумеется, религиозная тематика Корана и этих книг в значительной мере совпадает; фактором является и то, что речь в нем идет о тех же Пророках, о которых говорится в Библии, — но утверждать на основании этого, что Коран попросту заимствует из более ранних писаний, было бы в корне неверно. Взять для начала хотя бы то, как представлена в Священном Коране сама сущность, сами основы религии ни Ветхому, ни Новому Завету, ни иной какой-либо другой книге не удается приблизиться к тем великим и благородным истинам, что явлены в Священном Коране. Далее, вспомним, как поведаны истории Пророков в Библии и как рассказаны они в Священном Коране: он явно стремится исправить ошибки её — точно так же, как и в случае с основными постулатами религиозного учения. В Библии многие Пророки Всевышнего представлены людьми, что повинны в самых ужасных грехах: она рассказывает, как Авраам (Ибрахим) лжет и как изгоняет он Агарь (Хадиджу) и сына её, как Лот (Лут) всупает в кровосмесительную связь со своими дочерьми, как Аарон (Харун) создает тельца для поклонения и ведет к нему народ Израиля, дабы воздал тот ему почести, как Давид (Дауд) прелюбодействует с женой Урии, как Соломон (Сулейман) поклоняется идолам; Священный Коран не принимает ни одного из этих утверждений, со всею категоричностью отрицает в нем большая часть их, доброе имя Пророков восстанавливается, а память их очищается от возведенной клеветы. Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) не умевший писать и читать удалось по воле Аллаха исправить те ошибки, из-за которых позороное пятно лежало на репутации выполнявших пророческую миссию.

Священный Коран – это слово Аллаха. Поэтому оно защищено и сохранено в Хранимой Скрижали, о которой говорится в Коране (смысл):

«То, (с чем ты был послан от Аллаха,) — Великий Коран, (ясно доказывающий истинность твоей миссии и послания). Этот Коран начертан на Хранимой Скрижали. (Никакая сила не может ни исказить, ни изменить его!) » (Сура «Аль-Бурудж», аяты 21-22 (85:21-22)).

Ниспослание Корана из Хранимой Скрижали проходило в два этапа.

Первый. Он был полностью ниспослан в Байтуль-Изза (Дом Чести), возвышенный дом поклонения, расположенный на небесах. Этот небесный дом, также известный как Байтуль-Ма’мур, расположен прямо над Каабой и служит местом поклонения ангелов. Это произошло в ночь Кадр – Ляйлятуль-Кадр (Ночь Могущества).

Второй. Постепенное ниспослание Корана Откровением нашему дорогому Пророку (мир ему и благословение Аллаха), которое завершилось спустя 23 года после начала.

Эти два вида ниспослания Корана ясно описаны в самом Коране. Кроме этого, имамы Насаи (да будет доволен им Аллах), Байхаки (да будет доволен им Аллах), Ибн Аби Шайба (да будет доволен им Аллах), Табарани (да будет доволен им Аллах) и другие передают от саййидина Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) несколько хадисов, подтверждающих, что сначала Священный Коран был ниспослан на небесный свод — и это произошло единовременно, в то время как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был благословлен вторым ниспосланием — и это происходило постепенно (Сура «Аль-Иткан», аят 41 (1:41)).

Объясняя мудрость, которая стоит за тем, что Священный Коран был сначала ниспослан на Небесный свод, имам Абу Шама говорит, что цель этого – показать возвышенное величие Священного Корана и в то же время сообщить ангелам о том, что это — последнее Писание, предназначенное для наставления всего человечества.

Имам Заркани в «Манахиль аль-Ирфан» дополнительно указывает, что цель двух отдельных нисхождений Корана – утвердить, что Книга свободна от любого сомнения относительно ее Божественности и что, помимо Ее сохранности в памяти Нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), она также хранима в двух других местах: Хранимой Скрижали и Байтуль-Изза («Манахиль-Ирфан», 1:39).

Ученые единодушны в том, что второе постепенное ниспослание в сердце нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) началось, когда ему было сорок лет. Согласно широко признанному мнению, основанному на достоверных хадисах, это низведение началось в Ночь Кадр. В ту же дату 11 лет спустя произошла битва при Бадре. Однако неизвестно точно, на какую именно ночь Рамадана выпала эта ночь. Есть некоторые хадисы, в которых говорится, что это была 17-я ночь, другие сообщают о 19-ой, третьи указывают на 27-ую (Тафсир Ибн Джарир, 10:7).

Ниспослание первых аятов

Достоверно передается, что первые аяты, ниспосланные Пророку (мир ему и благословение Аллаха), – это начальные аяты суры «А’ляк». Согласно «Сахиху» Бухари, саййида Аиша, разыАллаху анха, сообщает, что первые откровения приходили к нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в правдивых снах. Это вызвало в нем тягу к уединению, поклонению и размышлению.

Во время этого периода он проводил ночь за ночью в пещере Хира и оставался там в уединении, посвящая себя богослужению до тех пор, пока Аллах не послал ангела в пещеру, и первым, что тот сказал, было: «Читай ! » Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «Я не могу читать» . Последующие события были описаны самим Пророком (мир ему и благословение Аллаха).

«Ангел затем сжал меня так сильно, что мне было тяжело. Затем он отпустил меня и снова сказал: «ЧИТАЙ». Я снова ответил, что не могу читать. Тогда он снова сжал меня еще сильнее прежнего, и отпустил, и сказал: «ЧИТАЙ», — и я снова ответил, что не могу читать. Он сжал меня в третий раз, затем отпустил, сказав: «Читай [о Пророк] во имя твоего Господа, Который сотворил! Он сотворил человека из сгустка. Читай! Ведь твой Господь самый Милостивый, Который научил человека тому, чего тот не знал до этого » (Сура «Аль-Аляк», аяты 1-5 (96:1-5)).

Это были первые ниспосланные аяты. Затем прошло три года без откровений. Этот период известен как фатрат аль-вахи (остановка Откровения). Лишь только через три года ангел Джибриль, который посетил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в пещере Хира, появился перед ним снова между небом и землей и прочитал аяты из суры «Аль-Муддассир». С тех пор процесс откровений снова был продолжен.

Мекканские и мединские

Вы могли заметить в названии различных сур Корана записи, относящие их к мекканским (макки) сурам или мединским (мадани). Очень важно понимать, что стоит за этими терминами. Большинство муфассиров считают, что мекканский аят — это аят, который был послан Пророку (мир ему и благословение Аллаха) до того, как он прибыл в Медину, совершив хиджру из Мекки. Другие же считают, что мекканские аяты — это те которые были посланы в Мекке, а мединские — это те, что были посланы в Медине. Однако большинство муфассиров считают это мнение неправильным, поскольку есть несколько аятов, которые не были посланы в Мекке, но из-за того, что они были ниспосланы до хиджры, классифицируются как макки. Таким образом, аяты которые были открыты в долине Мина, на Арафате, во время Ми’раджа и даже во время переселения из Мекки в Медину считаются мекканскими.

Подобным же образом, есть много аятов, которые не были получены непосредственно в Медине, но их относят к мединским. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал несколько поездок после хиджры, в которых он отъезжал на сотни миль от Медины, однако аяты, полученные во время этих поездок относят к мединским, даже аяты, снизошедшие в Мекке и ее окрестностях во время завоевания Мекки или Худабийского перемирия, также относят к мединским.

Таким образом, аят:

“О вы, которые уверовали! Аллах повелевает вам справедливо возвращать всё доверенное вам имущество Аллаха или людей владельцам ” (Сура «Ан-Ниса’, аят 58 (4:58)), —

относят к мединским, хотя он был ниспослан в Мекке (Аль-Бурхан, 1:88; Манахиль аль-Ирфан, 1:88).

Есть суры, которые целиком и полностью относятся к мекканским или мединским. Например, сура «Аль-Муддассир» — полностью мекканская, а сура Ааль Имран — полностью мединская. Но также бывает, что некоторые суры — целиком мекканские, но содержат один или более мединских аятов. Например, сура «Аль-А’раф» – мекканская, но несколько ее аятов – мединские. Напротив, Сура «Аль-Хаджж» — мединская, но 4 аята из нее – мекканские.

Поэтому необходимо уяснить, что классификация сур на мекканские и мединские основана на происхождении большинства ее аятов, хотя в некоторых случаях вся сура считается мекканской потому, что ее начальные аяты были посланы до хиджры, хотя последующие аяты снизошли уже после (Манахиль аль-Ирфан, 1:192).

Признаки мекканских и мединских аятов

После тщательного анализа мекканских и мединских сур, ученые в области тафсира обнаружили свод признаков, которые помогают определить, мекканская или мединская данная сура. Некоторые из признаков универсальны, а другие – в большей вероятности.

Универсальные:

1. Каждая сура, в которой появляется слово كلّا (никогда) — мекканская. Это слово использовано 33 раза в 15-ти сурах, и все они – во второй половине Корана.

2. Каждая сура, содержащая аят саждатуль-тиляват, – мекканская. Это правило только применяется, если следовать позиции ханафитов в отношении аятов земного поклона, поскольку, согласно этому мазхабу, такого аята в мединской суре «Аль-Хаджж» нет. Согласно имаму Шафии, однако, аят земного поклона в этой суре есть, поэтому по шафиитскому мазхабу эта сура будет исключением из правила.

3. Любая сура, за исключением суры «Аль-Бакара», в которой упоминается история Адама и Иблиса, — мекканская.

4. Любая сура, в которой есть разрешение джихада или описание его предписаний, — мединская.

5. Любой аят, где упоминаются мунафики, – мединский. Отметим, что аяты о лицемерах в суре «Аль-Анкабут» – мединские, хотя сура целиком и считается мекканской.

Следующие принципы общие, и в большинстве случаев оказываются верными, однако из них также есть исключения:

1. В мекканских сурах обычно в качестве обращения используется форма (смысл) «О люди», в то время как в мединских сурах (смысл) «О те, кто уверовал!»

2. Мекканские суры, как правило, короткие и вместительные, в то время как мединские — длинные и детализированные.

3. Мекканские суры обычно затрагивают такие темы, как утверждение Единства Бога, пророчества, утверждения Той жизни, событий Воскрешения, слов утешения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И также в них идет речь о событиях, касающихся предыдущих народов. Количество предписаний и законов в этих сурах значительно меньше по сравнению с мединскими сурами, где часто фигурируют семейные и социальные законы, предписания войны, разъяснение ограничений (худуд) и обязанностей.

4. Мекканские суры говорят о противостоянии с идолопоклонниками, в то время как мединские суры говорят о конфронтации с ахлюль-Китаб и лицемерами.

5. В стиле мекканских сур больше риторических приемов, метафор, симиле, аллегорий наряду с обширным словарным запасом. Стиль мединских сур же, напротив, сравнительно прост.

Это различие между мекканскими и мединскими сурами обязано своим происхождением различию в окружении, обстоятельствах и адресатах. Во время мекканского периода Ислама мусульманам приходилось иметь дело с арабами-язычниками и не существовало еще исламского государства. Таким образом, во время этого периода больший акцент делался на исправление веры и убеждений, реформацию нравов, логическое опровержение многобожников и божественную природу Священного Корана.

С другой стороны, в Медине было установлено исламское государство. Люди приходили в Ислам толпами. Многобожники были повержены в интеллектуальном уровне, и теперь уже мусульмане противостояли, главным образом, людям Писания. Вследствие этого больше внимания было отведено на образование в области предписаний, законов, ограничений и обязанностей и опровержение ахлюль-Китаб. Стиль и метод речи был подобран соответствующе (Манахиль аль-Ирфан, 198-232).

Постепенное ниспосылание Корана

Мы уже говорили о том, что Священный Коран не был передан Благословенному Пророку (мир ему и благословение Аллаха) вдруг и целиком за один раз. Напротив, он передавался порциями в период около 23 лет. Иногда Джибриль, алейхи ссалям, приходил с одним аятом или даже маленькой частью аята. В другие разы за один раз сообщалось несколько аятов. Самая маленькая часть Корана, переданная за один раз, — это غير أولى الضرر(Сура «Ан-Ниса’», аят 94 (4:94)), которая составляет часть более длинного аята. С другой стороны, целая сура «Аль-Ан’ам» была ниспослана за один раз (Тафсир Ибн Касир, 2:122) .

Почему же вместо того, чтобы быть сообщенным за один раз, Коран передавался понемногу? Многобожники Аравии, привычные к длинным речам (одам) за один присест, сами задавали этот вопрос Пророку (мир ему и благословение Аллаха). И Всемогущий Аллах Сам взял на себя ответ на этот вопрос:

«32. Те, которые не уверовали, сказали, осуждая Коран: «Почему Коран не был ниспослан целиком за один раз?» Поистине, Мы низвели Коран частями, чтобы укрепилось твоё сердце в вере, когда ты познакомишься с ним и будешь запоминать его, читая его частями, или когда Джибриль будет тебе читать частями размеренно, не спеша».
33. Как только неверные приводят какую-нибудь притчу или возражают тебе, Мы приводим тебе истину с явным толкованием
» (Сура «Аль-Фуркан», аяты 32-33 (25:32-33)).

Имам Рази, рахимахуллах, привел несколько причин, по которым Коран был низведен постепенно, в своем тафсире вышеприведенного аята. Ниже — краткое содержание его слов:

1. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не умел писать и читать (умми). Если бы Коран был ниспослан за один раз, то ему было бы сложно запомнить его и задокументировать. С другой стороны, саййидуна Муса, алейхи ссалям, был грамотным, поэтому Тора была низведена сразу как законченное Писание за один раз.

2. Если бы целый Коран был низведен полностью за один раз, то тогда бы стало обязательным немедленное соблюдение всех его предписаний, что противоречило бы мудрости постепенности, которая является одной из целей Шариата.

3. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подвергался мучениям ежедневно. То, что Джибриль, алейхи ссалям, приходил, снова и снова принося слова Священного Корана, помогало ему выстаивать против этих мучений и давало силу его сердцу.

4. Большая часть Корана отводится ответам на вопросы, которые задавали люди, а другие части связаны с конкретными событиями. Таким образом, ниспослание этих аятов было своевременным в те моменты, когда задавались эти вопросы или когда происходили эти события. Это увеличивало проницательность мусульман, и, когда Коран открывал то, что было тайным, Истина торжествовала сильней (Тафсир аль-Кабир, 6:336) .

Причины ниспослания

Коранические аяты делятся на два типа.

  1. Первый тип — это аяты, которые Всевышний Аллах ниспослал сами по себе, и они не появились по причине какого-то события и не были ответом на какой-то вопрос.
  2. Второй тип включает те аяты, которые ниспосылались в связи с каким-то случаем. Эти события или вопросы часто называют «обстоятельствами» или «причинами» ниспослания этих аятов. В терминологии муфассиров эти обстоятельства или причины называются асбабу-н-нузуль (буквально — «причины ниспослания»).

К примеру, следующий аят суры «Аль-Бакара»:

«Верующий не должен жениться на многобожнице, пока она не уверует (в Единого Бога). Верующая женщина, будучи рабыней, лучше, чем свободная идолопоклонница, владеющая богатством и наделённая красотой, хотя бы она и нравилась вам » (Сура «Аль-Бакара», аят 221 (2:221)) .

Этот аят был ниспослан в связи с определенным событием.

Во время джахилии наш господин Марсад ибн Аби Марсад аль-Ганави (да будет доволен им Аллах) имел связь с женщиной по имени Анак. После того, как он принял Ислам, он совершил хиджру, а Анак осталась в Мекке. Через какое-то время наш господин Марсад (да будет доволен им Аллах) посетил Мекку по делу. Анак пришла к нему, приглашая совершить грех. Он наотрез отказал ей, сказав:

Ислам встал между мной и тобой.

Однако он хотел жениться на ней, если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) одобрит это. По возвращении в Медину Марсад (да будет доволен им Аллах) спросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения жениться на этой женщине. Тогда и был ниспослан этот аят, и брак с идолопоклонницами был запрещен (Асбаб ан-Нузуль – Вахиди 38) .

Это событие – ша’н или сабаб ниспосылания аята, приведенного выше. Причины ниспосылания аятов очень важны для толкования Корана (для тафсира). Существует много аятов, которые не могут быть поняты правильно без знания обстоятельств ниспослания.