Уроки мужества посвященные дню победы. Урок мужества ко дню победы

Урок мужества, посвященный Дню Победы

Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны, помнит народ о тех страшных 4 годах. Великая Отечественная…

(видео о начале войны)

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен… И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.

Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 24 июня в газете «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Оно прозвучало как торжественная клятва, как набат:

С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.

(музыка на песню «Священная война»)

В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг. Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу. Да и сейчас, шестьдесят пять лет спустя, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.

Под Москвой и Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

Знали люди, что война — это пропасть, это гибель… Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма.

Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

(Исполняется песня «Катюша»)

Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни — все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан!

Силы в борьбе с врагом солдаты находили в светлых, проникновенных, идущих от самого сердца стихах, обращенных к самым дорогим людям — женам, детям, матерям… И как заклинание звучали стихи Константина Симонова:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера …

Одной из популярных песен в годы войны была «Землянка» на стихи Алексея Суркова. Он участвовал в боях под Истрой, попал на минное поле, чудом остался жив… А ночью сидел у огня в землянке и писал письмо жене. Позже эти стихи были напечатаны в гарнизонной газете, Константин Листов сочинил к ним музыку. Так родилась песня…
(Звучит песня «Землянка»)

Для многих нынешних ребят Великая Отечественная война — это почти такое же далекое прошлое, как и война с Наполеоном. И появляются на русской земле молодые люди со свастикой.

И начинают некоторые историки рассуждать, что было бы, если бы не преградили дорогу фашистам советские солдаты.

А они не рассуждали, они просто стояли до последнего: в Бресте и в Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли и выстояли свою землю, свои березы.
(Звучит песня «Журавли»)

Приближается праздник — День Победы. Это «радость со слезами на глазах» — так сказал один поэт. И действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

Воинов Великой Отечественной становится все меньше, и самым молодым солдатам последнего военного призыва уже за восемьдесят. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки.

(Звучит песня «Весна 45-го года»)

Отдел военно-патриотического и гражданского воспитания ЦДТ «Щит» 1941 год. НАЧАЛО ВОЙНЫ. 22 июня 1941 года в четыре часа утра фашистские вооруженные силы 191 дивизия обрушились на западную границу Советского Союза на всем ее протяжении 1941 год. НАЧАЛО ВОЙНЫ. Брестская крепость 1941 год. НАЧАЛО ВОЙНЫ. «Русский должен умереть, чтобы мы жили» 1941 год. НАЧАЛО ВОЙНЫ. Выбранная немецким командованием тактика внезапного удара полностью себя оправдала. Разрозненные и лишенные связи части Красной армии были не в состоянии оказать должное сопротивление хорошо организованным и превосходящим их по численности частям агрессора. 1941 год. НАЧАЛО ВОЙНЫ. 1941 год. КРАХ БЛИЦКРИГА. 3 июля в радиообращении Сталин объявил о начале "Отечественной", "освободительной" войны. Говоря о нависшей над страной фашистской угрозе, он подчеркнул необходимость всеобщей мобилизации и призвал народ к решительным действиям. 1941 год. КРАХ БЛИЦКРИГА. Во всех городах, над которыми нависла угроза оккупации, началось формирование народного ополчения. Были созданы "истребительные батальоны", задачей которых являлось ведение борьбы с десантами и просочившейся агентурой врага, население вступало в подразделения частей противовоздушной обороны, в задачи которых входила борьба с пожарами от зажигательных бомб. Сотни тысяч граждан, преимущественно женщин, были мобилизованы на рытье окопов и заградительных сооружений под Москвой, Ленинградом, Киевом, Одессой. Шла запись бойцов-добровольцев на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях. 1941 год. БИТВА ЗА МОСКВУ. Генеральное наступление немецких войск на Москву началось 30 сентября ударом 2-й танковой группы по левому крылу Брянского фронта в районе Шостки. Оборона Москвы. 30 сентября-5 декабря 1941 г. 1941 год. БИТВА ЗА МОСКВУ. Было мобилизовано 450 тыс. жителей столицы, в том числе 50 тыс. студентов. 75 процентов мобилизованных составляли женщины. 1941 год. БИТВА ЗА МОСКВУ. К 1 декабря: Если в октябре у противника было двойное превосходство в артиллерии, то теперь - лишь в 1,1 раза. По танкам и авиации он уже не имел преимущества. Теперь у нас насчитывалось больше танков в 1,4 раза и самолетов в 1,5 раза Контрнаступление началось 5-6 декабря 1941 г. 1941 год. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 1941 год. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 1941 год. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 1942 год. Сталинградская битва. (Волгоград) Начало Сталинградской битвы 17 июля 1942г. Победа советских войск переросла в наступление по всему фронту от Ленинграда до Кавказа. 18 января 1943 г. прорвали блокаду. 1943 год. РАВНОВЕСИЕ. 1943 год. «КАТЮШИ». КУРСКАЯ БИТВА. 12 июля 1943 года 1944 год. ИЗГНАНИЕ ВРАГА. Красная армия отвоевала всю территорию СССР в границах 1941 г., за исключением небольшого участка побережья Балтийского моря. 1945 год. Освобождение Европы. 27 января во многих странах мира отмечают День памяти жертв Холокоста, приуроченный к освобождению концлагеря Освенцим. 1945 год. Встреча на Эльбе. 1945 год. Встреча на Эльбе. 1945 год. Взятие Берлина. 7 мая 1945 года настал наконец великий день капитуляции Германии. 1945 год. Капитуляция. СССР вышел победителем из смертельного поединка. Планировавший уничтожение Советского Союза Гитлер вынужден был застрелиться, чтобы не попасть в руки тех самых солдат, которых он называл "недочеловеками". 1945 год. ПОБЕДА!!! Германия была наголову разгромлена. Нацизм был побежден. Советский Союз внес в достижение этой победы самый большой вклад кровью и военными усилиями. 1941-1945 год. Цена Победы. 25 миллионов человек погибли на фронтах войны, были замучены или сожжены в концлагерях, умерли от голода. Миллионы стали сиротами, вдовами, калеками… Нет в России семьи, которой бы не коснулась война… 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Цена Победы. 1941-1945 год. Победа.

Презентация для учащихся 1-2 классов. Дети - герои Великой Отечественной войны

Содержит краткую биографию пионеров-героев: Вали Котика, Марата Казея, Зины Портновой. Может использоваться на классном часе, для внеклассных занятий.
Цель: расширение знаний школьников о ВОВ через рассказы о пионерах-героях, детях войны;
Задачи:
- воспитывать уважение к подвигу родного народа; любовь к Родине;
- формировать представление о мужестве, ответственности;
- развивать познавательную активность; пробуждать патриотические чувства.
Оборудование: ноутбук, проектор, книги о детях-героях.

Ход занятия:

1 слайд
2 слайд


3 слайд


Мы дети мирного времени,
Нам слово "война" не ведомо.
Но помним победы дедовы
И мужество их наследуем.
Спасибо дедам за солнца луч,
Спасибо за трель соловья весной,
Что пули не свищут над головой,
Что мы не теряем в боях отцов...

4 слайд


- Что такое мужество?
Мужество - это храбрость, присутствие духа в опасности. Мужество – это моральное качество человека, выражается в способности действовать решительно в опасной обстановке. Наши деды и прадеды защищали Родину не щадя себя, своей жизни, не ради наград. Все их мысли были направлены на победу. В сложной обстановке войны голодные, уставшие, раненые – они не думали о себе.
5 слайд


На земле случаются войны. Даже сейчас, когда мы живем под мирным небом, где-то идет война и гибнут люди. И на нашей родной земле не раз случались сражения.
6 слайд


Страшная война против фашистских захватчиков, победу в которой мы празднуем из года в год 9 мая, длилась почти 48 месяцев (4 года). Наравне со взрослыми в войне участвовали и дети. Мы называем их дети-герои, пионеры-герои. Они совершили подвиг, проявили мужество и отвагу в борьбе за освобождение Родины.До войны это были обычные ребята, которые разводили голубей, запускали воздушного змея, шалили, помогали взрослым. Но вдруг началась война…

7 слайд


Когда началась война Вале было 10 лет. Вместе с друзьями он решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом на возу с сеном переправили в партизанский отряд.
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому на тот момент только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой он учился, поставлен памятник.

8 слайд


Осенью 1941 года Марат должен был пойти в пятый класс, но в деревню, где он жил, ворвались фашисты, школьное здание превратили в свою казарму. Маму Марата повесили за то, что она помогала партизанам. Вместе с сестрой Адой мальчик ушел к партизанам в лес и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Участвовал в боях, минировал железную дорогу.
За смелость и отвагу награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда осталась только одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал себя вместе с ними. За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

9 слайд


Война застала ее в деревне, куда Зина приехала на каникулы (неподалеку от станции Оболь). В Оболи была создана подпольная организация «Юные мстители», и девочку приняли в члены комитета. По заданию партизан она расклеивала листовки, училась метко стрелять, ходила в разведку, устроилась работать в столовую и отравила группу фашистов.
Зину выдал предатель. Её долго пытали, но она молчала. Во время одного из допросов, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца, убила еще одного, прибежавшего на выстрелы фашиста. Попыталась бежать, но безуспешно. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной.
За свой подвиг Зина Портнова награждена званием Героя Советского Союза.

10 слайд


Не для войны детей рожают мамы:
Для жизни мирной, для больших свершений,
Для счастья, для любви, для приключений,
Для мира в мире детей рожают мамы.
Мы сохраним побед великих память.
Про мужество прадедов не забудем,
Мы охранять покой и счастье будем
Родной земли, где нас растили мамы.
По жизни пронесем мы лозунг громкий:
«Нам нужен мир на всей большой планете!»
Под мирным небом пусть живут все дети,
Пусть радуются их успехам мамы.

Наталья Сакун
Урок Мужества. Дети войны. Посвящено 70-летию Победы

На занятиях воспитатели используют презентации, созданные самостоятельно или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные, что позволяет :

Продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;

Достичь оптимального темпа работы ребенка;

Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

Изучить большее количество материала;

Повысить познавательный интерес;

Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

Достичь эффекта быстрой обратной связи.

При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся. Использование нестандартных форм контроля знаний – один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения и повышения качества обучения. Применение программы Main Test позволяет провести контроль знаний обучающихся в необычной форме с применением теста, который можно создать самому воспитателю. Использование тестов помогает не только экономить время, но и дает возможность детям самим оценить свои знания, свои возможности. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.

С их помощью можно :

Проверить большой объем изученного материала малыми порциями;

Быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом детей.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность процесса обучения, активизирует познавательную деятельность детей, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым ребенком, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих детей, а, с другой стороны, существенно экономит время.

В перспективе – продолжение работы в уже наметившихся направлениях, в частности, совершенствования методик применения ИКТ на занятиях и во внеклассной деятельности. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели - обеспечение современного качества образования и воспитания на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Использование ИКТ позволяет педагогам и детям идти в ногу со временем. И особенно это важно для детей, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами

1 Анализ средств ИКТ, используемых при построении урока мужества .

Задача воспитателя состоит в том, чтобы :

Сформировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности детей,

Подготовить детей к использованию информационных технологий и других информационных культур.

В данной разработке можно посмотреть, как воспитателю с помощью компьютера и сети интернет удалось облегчить ребёнку задачу восприятия материала с большим объёмом дат, фамилий, событий.

Использование интерактивной доски обеспечивает наглядность, позволяет настроить ребёнка на усвоение материала и даёт возможность педагогу за небольшой промежуток времени решить различные задачи.

Среди воспитателей очень популярен такой ресурс как презентация. Использование презентаций обеспечивает, прежде всего, наглядность. Материал преподносится более ярко, живо, даёт возможность изложить его более коротко и информативно. Такой материал быстро запоминается.

Создание презентаций на занятии.

Презентация – это видеосопровождение, позволяющее в доступной и наглядной форме демонстрировать его содержание.

Презентация, записанная в виде файла на электронный носитель, позволяет в любой момент повторить свой рассказ и сопроводить его каким угодно количеством иллюстрированного материала.

При подготовке презентации мы должны учитывать особенности детской психологии и восприятия, и большой акцент делаем на расширение эмоциональной стороны работы, используя музыкальное сопровождение. Презентация – это уникальный и самый современный на сегодняшний день способ представления информации. Это огромный продукт, который содержит текстовые материалы, фотографии, рисунки, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность и интерактивность.

Сегодня мы используем презентацию в своей работе. Сопровождая динамический визуальный ряд (слайд-шоу, анимацию и видео) звуком, мы можем рассчитывать на большее внимание со стороны детей. Следовательно, мультимедиа технологии дают нам возможность представлять информацию в максимально эффективном виде.

2 Разработка урока мужества по теме «Дети войны »

Цель : формирование патриотического сознания детей, чувства гордости за свою родину и свой народ, уважение к его великим свершениям.

Задачи :

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к героическому прошлому России,

Воспитание положительных качеств личности,

Воспитание уважения к памяти погибших.

Развивающие :

Развивать у детей познавательный интерес,

Развивать умение презентовать свои достижения,

Расширять словарный запас.

Обучающие :

Расширять знания детей об историческом прошлом своей страны,

Научить вникать в суть услышанного, рассуждать, размышлять.

Трансляция презентации

Для показа презентации «Дети войны » использовались программы Power Point и Bandicam.

1 слайд : Использовалось видео, посвящённое 70 летию победы в Великой Отечественной Войне .

2 - 6 слайд : краткое введение, посвящённое детям-героям войны . (Текст, фото, анимация, песня) .

7-23 слайды : фото и информация о пионерах-героях войны .

Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельниц-кой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу с взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени , медалью "Партизану Отечественной войны " 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Лёня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москве.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу с взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады.

Витя Хоменко

Свой героический путь борьбы с фашистами пионер Витя Хоменко прошел в подпольной организации "Николаевский центр".

В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроиться в офицерскую столовую. Он мыл посуду, случалось, обслуживал офицеров в зале и прислушивался к их разговорам. В пьяных спорах фашисты выбалтывали сведения, которые очень интересовали "Николаевский центр".

Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке. Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе партизанского движения, они доложили обстановку и рассказали о том, что наблюдали в пути. Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам радиопередатчик, взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына.

Юта Бондаровская

Куда бы ни шла синеглазая девочка Юта, ее красный галстук неизменно был с нею. Летом 1941 года приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту грозная весть : война ! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения : где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Возвращаясь с задания, сразу повязывала красный галстук. И словно силы прибавлялись! Юта поддерживала усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде. И как же радовались все, как поздравляли партизаны Юту, когда пришло в отряд сообщение : блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил ! В тот день и синие глаза Юты, и красный ее галстук сияли, как кажется, никогда. Но еще стонала под вражеским игом земля, и отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны , пионерка, не расставшаяся со своим красным галстуком, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны " 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени .

24 слайд : использовалось документальное видео, посвящённое пионерам-героям . В нём предоставлена информация о некоторых из них.

25 слайд : использовалось видео вечного огня. Минута молчания в память погибшим в Великой Отечественной Войне .

Пусть не будет войны никогда! Пусть спокойно спят города. Статья

70 - летию Великой Победы посвящается


Кушнарёва Татьяна Николаевна - учитель географии МБОУ СОШ №9 г. Азова Ростовской области
Цель: знакомство детей с героическими страницами истории России.
Задача: пробуждать интерес к общественным явлениям, стремление узнать историю своей страны.
Описание материала:
Уважаемые коллеги, предложенная мною статья послужит прекрасным дополнением для проведения уроков «Мужества» как в начальной школе, так и в среднем звене, приуроченных к 70-летию Великой Победы над фашисткой Германией, а также для составления презентаций и праздничных мероприятий.

Две страницы календаря. 22 июня и 9 Мая – два дня жизни нашей Родины. Они отмечены в календаре разными цветами. Один чёрный, ощетинившийся штыками и падающими бомбами, другой - красный, с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы! Они так и называются: День Памяти и Скорби, начало войны, и День 9 Мая – Праздник Победы. 2015 год – 70-летие Победы выстраданной, со слезами на глазах.
В бронзе, граните и мраморе обелисков, мемориальных досок, стел, в названиях улиц увековечил народ память славных воинов. Золотыми буквами вписаны в летопись истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов имена городов-героев.
Что делает город – крепостью? Отвага людей, защищающих Родину.
Отвага, бесстрашие и беззаветная любовь к Отчизне – вот бастионы, которые нельзя разрушить. Вот оружие, которое сильнее всего, вот мера, которая позволяет назвать город героем.
Имена городов – героев на карте страны – как память, память о войне, в которой народ отстоял мир, жизнь и свободу не только для себя, но и для всех народов Земли, уничтожил чудовище фашизма.
Давайте вспомним, чем славен город-герой Волгоград, Новороссийск, Севастополь.


Сталинград, а сейчас Волгоград.
…Армия Паульса рвалась к Волге. Овладеть Сталинградом значило отрезать противника от нефти на Юге, от новых вооружений – на Востоке. Овладеть Сталинградом значило взять реванш за поражение под Москвой зимой 41-го.
Выше самых высоких гор оказался для врага Мамаев курган, 140 дней и ночей был он главной высотой России. Шла битва за город, ни одного дома не осталось целым в городе, а тракторный завод продолжал работать, продолжали выходить из его разрушенных стен всё новые и новые танки. И настал день, когда фашисты уже не атаковали, а оборонялись. Двести дней длилась Сталинградская битва, 300-тысячная армия гитлеровцев сдалась в плен и как только отгремели последние выстрелы, жители стали восстанавливать свой родной город, возрождать его заново.
Поднимается над Волгой Мамаев курган, из места сражения, ставший местом памяти, а от Волги ведёт к центру города аллея Героев, героев, которые выиграли Сталинградскую битву.
Волгоград сегодня – широкие улицы, светлые дома, но хранит город память о войне, о великой битве, из которой он вышел победителем.


Город стоит спиной к горному хребту, лицом к бухте. Бывает, налетит с гор суровый ветер бора, вздыбит воды бухты, сорвёт с якорей лодки, заледенит Новороссийск. Но люди умеют бороться со стихией, и когда ветер кончатся, вновь встаёт город во всей своей трудовой красоте.
Так выстоял Новороссийск и против стихии фашистского нашествия. Летом и осенью 1942года город был ключом к Закавказью, завладеть им, значит открыть дорогу к плодородным долинам Грузии, к нефти Баку.
Бои в Новороссийске не утихали ни на минуту. Советские воины, ополченцы, моряки использовали каждое самое маленькое укрытие для новой атаки на врага. Натиск фашистов был силён, но невозможно сломить людей, борющихся за освобождение Родины. Свою отвагу проявили моряки под командованием майора Цезаря Львовича Куникова, оборона Новороссийска длилась 393 дня. 1943 год - и вот настал этот день, день освобождения, город встретил своих героев.


Севастополь – невозможно представить, что этот чудесный город дважды за свою историю строился заново на месте развалин.
В 1941году враг рассчитывал легко захватить Севастополь: город, защищённый с моря, был беззащитен с суши, но ненависть к захватчикам, любовь к своему родному городу давали солдатам и матросам невероятную силу. Трижды за восемь месяцев начинал наступление враг, только когда на оборонительных позициях не оставалось способных к бою защитников, когда кончались боеприпасы, только тогда удавалось фашистам занять их.
Восемь месяцев сковывал Севастополь силы противника на южном крыле фронта, восемь месяцев не позволял фашистам развернуть наступление на Кавказ. Город, его взрослые и маленькие жители вставали рядом с бойцами Красной Армии, а когда в июле 42-г Севастополь был оккупирован, начало работать подполье.
9 мая 1944 года Севастополь был освобождён. 69 лет прошло с тех пор, но город – город Славы, как назвали его при рождении – нерушимо стоит у Чёрного моря, будто героический корабль.

И не секрет, что наше поколенье
Не знает страшных ужасов войны,
Но к теме той сегодня непременно
Мы обратиться всё- таки должны.
И в этот славный День Победы,
Что стал для нас счастливым днем,
Вновь ордена наденут наши деды.
Мы вам привет горячий дружно шлём!

Литература:
"Города-герои великой отечественной войны. Атлас", Изд: "Главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР", Москва, 1980 г.

Благодарю вас за внимание! С уважением, Татьяна Николаевна.