Внимание на такие особенности как. Внимание

Г.В.Ф.Гегель писал - «Без внимания для духа ничего нет...Внимание образует поэтому начало образования».

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо: предмете, явлении, действии, мысли. Оно означает связь сознания человека с определенным объектом. Направленность сознания - это выбор каких-то объектов, интересующих в данный момент человека, из множества; сосредоточение - это отвлечение от всего, что не имеет отношения к выбранному объекту. Вследствие этих двух особенностей внимание всегда избирательно.

Особенностью внимания является то, что оно не существует само по себе, вне осуществляемых человеком действий. Учащийся внимателен, когда не просто смотрит, а видит или рассматривает, когда не просто слышит, а слушает, прислушивается. Поэтому можно охарактеризовать внимание как «рабочее состояние сознания».

Организация внимания учащихся означает и организацию педагогического процесса. Ведь внимание, как писал К.Д.Ушинский, «есть именно та дверь, через которую проходит все, что только видит в душу человека из внешнего мира». Внимание обеспечивает ясность и отчетливость восприятия учащимися учебного материала, быстроту и четкость их мышления, контроль за выполняемым действием. Внимательный ученик замечает в рассказе и объяснении учителя такие детали, которые невнимательный ученик пропускает.

Психологи отмечают существенные отклонения в развитии внимания школьников с нарушениями зрения. По данным О.Е.Фрейерова, многие ученики с недостатками зрения не могут концентрировать свое внимание, что проявляется в отвлекаемости от выполняемой деятельности и переключении на другие объекты.

В коррекционной психологии существует небольшое число работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся исследования, выполненные И.Л.Баскаковым, С.В.Лиспинь, Л.И.Переслени, С.А.Сандуллаевым и др.

Виды внимания выделяют как по механизму их актуализации, так и по тому, на что оно направлено (рис. 1.1).

Рис. 1.1

По механизму активизации выделяют два вида внимания: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренная (непроизвольная) активизация внимания связана с воздействием на органы чувств внешних стимулов, вызывающих ориентировочную реакцию (рефлекс «Что такое?», по И.П.Павлову). Легкость его возникновения зависит от силы, новизны, контрастности и значимости раздражителя.

К.Д.Ушинский писал: «Мы не знаем никакого лучшего средства заглянуть в душу другого человека, как наблюдение за проявлениями его пассивного внимания. «У кого что болит, тот о том и говорит» - русская пословица. Но есть натуры, которые не любят высказывать своих болезней, и справедливо было бы сказать: «Что кого занимает, тот к тому и прислушивается». Попробуйте в одном и том же обществе рассказать несколько историй и замечайте, как, к чему именно и в чем выражается внимание ваших слушателей, - и вы будете обладать средством глубоко заглянуть в их души, какого не даст вам самый, по-видимому, чистосердечный рассказ человека. И характер, и господствующие наклонности, и степень развития, и направление этого развития, и современное настроение души - словом, вся природы, история и статистика души проглянут более во внимании, чем в чем-нибудь другом».

Сильные раздражители привлекают к себе большее внимание, чем слабые, например, повышение громкости речи преподавателем привлекает внимание ученика, отвлекшегося от объяснения упражнения. При этом часто имеет значение не столько абсолютная сила, сколько относительная: среди тишины ориентировочная реакция может возникнуть и на слабый звук.

Новый раздражитель также привлекает к себе большое внимание, чем уже знакомый, пробуждая у человека любопытство. На уроке ученики слушают рассказ учителя. Вдруг дверь в класс слегка приоткрылась, и ученики и учитель невольно повернули головы в ее сторону.

Контрастность часто заключается в измерении характеристик уже известного раздражителя. Так действует снижение громкости речи, вплоть до полного ее прекращения. Поэтому учителю для привлечения к себе внимания иногда целесообразнее прекратить речь, сделать паузу, чем делать замечание классу, повышая голос.

Изменение положения объекта в пространстве также дает эффект новизны восприятия, поэтому перемещающиеся объекты привлекают к себе большее внимание, чем неподвижные, что и используется в уличной рекламе («бегущая строка»).

Возникновение и поддержание непроизвольного внимания зависит как от общего внутреннего настроя человека на определенную деятельность, на восприятие определенных объектов, так и от внешних условий организации его деятельности, условий восприятия объектов. Непроизвольное внимание характеризуется явно выраженной неустойчивостью во времени, поэтому опираться в познавательной деятельности только на него нецелесообразно.

Преднамеренная активизация внимания связана с произвольными механизмами и, следовательно, с приложением волевого усилия для направления внимания на тот или иной объект, на изменение интенсивности внимания. Роль волевого усилия становится особенно заметной, когда возникают затруднения в сосредоточении на учебном задании, например при потере интереса к нему или, наоборот, при желании скорее начать его выполнение, не дослушав объяснение учителя.

Учитель должен использовать на уроке как произвольное, так и непроизвольное внимание. Если он будет использовать только произвольное внимание учащихся, то процесс обучения будет протекать с большим психическим напряжением, станет для учеников тяжелым, неинтересным трудом, лишенным радости. Но если педагог поставит своей целью сделать занятие только развлекательными, выдвинет в уроке на первый план занимательность, т.е. будет стремиться активизировать непроизвольное внимание, то учащиеся не научатся настойчивости, будут неспособны удерживать длительное время произвольное внимание. По этому поводу К.Д.Ушинский писал: «Должно делать учение занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону, давая пищу пассивному вниманию и упражняя активное, которое хотя и слабо в ребенке, но может и должно развиваться и крепнуть от упражнения».

Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания потенциально безграничен, поскольку не определяется особенностями стимуляции, спецификой организма и интересами субъекта. Сознательное намерение обратить и сосредоточить свое внимание на чем-либо - отличительная черта всех случаев произвольного внимания.

Внимание - это и усилие по удержанию предмета собственной деятельности. Но этого мало. Внимание - это еще и переживание усилия. Приведу по этому поводу соображения Л.С.Выготского: «Откуда оно берется при произвольном внимании? Нам представляется, что оно берется из добавочной сложной деятельности, которую мы называем овладением вниманием. Совершенно естественно, что это усилие должно отсутствовать там, где механизм внимания начинает работать автоматически. Здесь есть автоматические процессы, есть конфликт и борьба, есть попытка направить процессы внимания по другой линии, и было бы чудом, если бы все это совершалось без серьезной внутренней работы субъекта, работы, которую можно измерить сопротивлением, встречаемым произвольным вниманием.

Воспитание внимания у школьников тесным образом связано с формированием их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость и др. Присущие ученикам нарушение произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятельности, резко снижают их работоспособность. Наблюдается взаимосвязь между нарушениями познавательной деятельности с дефектами их произвольного и непроизвольного внимания.

Послепроизвольное внимание обеспечивает наибольшую эффективность умственной деятельности, которое характеризуется тем, что не требует заметных волевых усилий для сосредоточения на деятельности. Это внимание является самым эффективным и длительным. Этот вид внимания предполагает сознательное волевое направление внимания в начале деятельности, которую следует выполнить, и одновременно возникновение интереса к деятельности или ее результату (он может объясниться важностью выполняемой деятельности, ее приятными последствиями, удовлетворением, испытываемым от самого процесса деятельности, и т.д.). Возникновение такого интереса обеспечивает глубокое и довольно быстрое «вхождение» в работу, после чего исчезает необходимость в волевых усилиях, удерживающих внимание. Через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна.

Исследования Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына показали, что качество внимания зависит от свойств нервной системы человека, нейродинамики. У возбудимых детей более или менее сохранены темп, объем психических процессов и соответственно качество внимания. Они не плохо переключаются с одного вида деятельности на другой. Но работают на низком уровне, так как постоянно отвлекаются. У тормозных учащихся, напротив, более сохранена устойчивость внимания и они могут часами ни на что не отвлекаться, выполняя простую монотонную работу. Но объем и переключаемость внимания у них страдают в наибольшей степени. У всех учащихся с дефектами зрения низкий уровень распределения внимания и они не могут одновременно концентрироваться на двух и более объектах.

Таким образом, послепроизвольное внимание тесно связано с мотивацией познавательной деятельности. Люди, заинтересованные в освоении новой информации или в осуществлении умственной деятельности, могут вызывать у себя послепроизвольное внимание, поэтому меньше утомляются и лучше усваивают получаемую информацию.

Внимание может быть направлено на внешние сигналы и на себя - на свои мысли, переживания, ощущения, движения. В связи с этим выделяют внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Внутреннее внимание характеризуется углубленностью, сосредоточенностью на своих ощущениях, на предмете размышления. Взгляд при этом направлен как бы внутрь себя, устремлен в одну точку. Такое внимание, как писал выдающийся психолог С.Л.Рубинштейн, есть внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.

Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга: невозможно быть одинаково сосредоточенным одновременно на внешних сигналах и на внутренних ощущениях или мыслях. Поэтому, по преданию, некоторые философы древности ослепляли себя для того, чтобы внешние впечатления не мешали самосозерцанию, т.е. внутреннему вниманию. Поэтому и младшим школьникам трудно выполнять сразу два задания: писать и слушать объяснение учителя.

Внимание характеризуется многими свойствами, которые можно сгруппировать в зависимости от его направленности (рис.1.2).


Рис. 1.2.

К свойствам, характеризующим внимание, направленное на один объект, относятся: концентрированность (интенсивность), устойчивость и подвижность (лабильность). К свойствам, характеризующим внимание, направленное на несколько объектов, относятся переключаемость и распределяемость.

Одной из существенных характеристик внимания является его предметность, то есть постоянная направленность на какой-либо предмет, который выступает в роли объекта восприятия. Внимание не может быть ни на что не направленным. Чаще всего объект восприятия (он же - предмет внимания) один, все остальные не воспринимаются, человек «не обращает на них внимания». В связи с этим важно, чтобы при обмене информацией у преподавателя и обучающегося был общий (один и тот же) предмет внимания. Если человек не включился в активную познавательную деятельность, не сосредоточился на конкретном предмете (объекте внимания), расслабился, его внимание не «отдыхает», а обязательно направлено на посторонние объекты или деятельность или будет переключаться с объекта на объект, ни на одном из них не задерживаясь, познавательная деятельность при этом тормозится как побочная, мешающая. Поэтому во время познавательной деятельности следует сознательно направлять внимание на объекты, являющиеся ключевыми, основными.

Объем внимания - это количество объектов, которое человек может воспринимать одновременно и удерживать в сознании. Одновременно человек может охватывать вниманием в среднем 7 ± 2 не связанных между собой (то есть логически независимых) объектов. Большой объем воспринимаемой и изучаемой информации, которую необходимо усвоить, требует увеличение объема внимания. Поэтому важно определить, что именно будет объектом восприятия: отдельные слова, фразы, блоки высказываний, из смысловое содержание, а также тон речи, обстановка, в которой происходит обмен информацией. Объем внимания значительно возрастает, если воспринимаемые объекты (понятия, цифры, знаки, смысловые и функциональные конструкции и т.д.) удается связать в логические системы с единым смыслом. Основной способ - логический анализ изучаемой информации, ее целостное, систематизированное понимание.

Объем внимания учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы для детей с недостатками зрения значительно ниже объема внимания их нормально развивающихся сверстников, особенно при выполнении заданий, в которых требуется более высокий уровень обобщения и осмысления. К старшему школьному возрасту объем внимания возрастает, однако не достигает того уровня, который отмечается у старшеклассников массовой общеобразовательной школы.

Концентрация (интенсивность) внимания. Человек не может одновременно заниматься многими делами, так как его мозг способен перерабатывать в каждый момент времени лишь ограниченный поток информации. Поэтому он вынужден жертвовать всеми делами, кроме того, которое является самым важным в данный момент. На нем и концентрируется внимание, т.е. увеличивается его интенсивность. При этом остальные раздражители для человека как бы перестают существовать: он их не видит и не слышит. Концентрацию внимания можно сравнить с потоком солнечных лучей, концентрируемых линзой в одной точке (вспомните, как дети с помощью увеличительного стекла выжигают надписи на деревяшке).

Данное свойство внимания обеспечивает своеобразную «помехоустойчивость» человека к побочным, отвлекающим объектам или воздействиям. Проявление концентрации внимания в значительной мере зависит от типа его нервной системы и условий восприятия: так обладатели слабого типа нервной системы характеризуются малой помехоустойчивостью и нуждаются в ограничении внешних раздражителей, мешающих восприятию информации, представители же инертного типа, наоборот, очень помехоустойчивы и не нуждаются в создании специальных условий для этого.

Устойчивость внимания. Возможность длительное время поддерживать высокую интенсивность внимания называется его устойчивостью. Вообще говоря, постоянное длительное удержание концентрированного внимания практически невозможно: интенсивность внимания хотя и в небольших пределах, но колеблется. Подсчитано, например, что во время чтения за один час происходит больше 50 отвлечений со средней длительностью 1,2 с, иногда отвлечения внимания достигают даже 10-12 с. Поэтому можно говорить лишь об относительно устойчивом внимании.

Устойчивость внимания повышается, если учащийся активно взаимодействует с объектом, изучает, рассматривает его, а не просто смотрит, находит в нем что-то новое. Однако удерживать длительное время внимание на одном объекте трудно, так как такое наблюдение приводит к утомлению глазных мышц и мышц шеи.

Устойчивость внимания зависит и от интереса к учебному материалу; при отсутствии интереса удержать внимание учащегося трудно.

Поскольку младшие школьники не могут долго удерживать внимание на одном и том же задании, учителю следует самому использовать приемы, временно снижающие интенсивность внимания: рассказать какой-нибудь случай из жизни или из истории, который связан с проходимым материалом. Важно при этом, чтобы рассказ учителя оставался в рамках учебного задания, а не переходил на отвлеченные темы, иначе будет трудно снова сконцентрировать внимание учеников на учебном задании.

Подвижность (лабильность) внимания. Возможность преднамеренно изменять интенсивность внимания называется подвижностью внимания. Необходимость повышать или снижать интенсивность внимания возникает довольно часто. Например, переходя улицу, школьнику нужно повысить интенсивность внимания, а перейдя ее, можно снизить интенсивность внимания, переключить его на разговор с приятелем. Тот, кто быстро увеличивает или уменьшает интенсивность внимания, обладает лабильным вниманием, у того, кто делает это с трудом, внимание инертно.

Переключение внимания. Возможность преднамеренно перемещать внимание с одного объекта или действия на другие характеризует переключаемость (гибкость) внимания. Переключение внимания дает возможность учащимся держать по ходу деятельности под наблюдением сразу несколько объектов, быстро ориентироваться в ситуации. Оно обеспечивает текущий контроль за деятельностью, когда выполняются одновременно или друг за другом несколько действий или когда нужно контролировать несколько объектов. Учитель, например, во время проведения урока должен держать в поле своего внимания всех учащихся, наблюдать за поведением и работой каждого из них. У детей это свойство внимания играет особую роль в играх, где деятельность связана с постойной сменой игровой ситуации, с необходимостью наблюдения за перемещениями играющих.

Легкость или трудность переключения внимания зависит от отношения человека к предшествующему и последующему учебному заданию: чем интереснее было предшествующее задание, тем труднее переключить внимание на новое; при обратном соотношении переключение внимания облегчается. Играет роль и предварительная настройка на деятельность в целом, и на отдельные учебные задания.

У одного и того же учащегося между концентрацией и переключением могут наблюдаться антагонистические отношения: чем в большей степени ученик сосредотачивается на одном задании, тем труднее ему переключать внимание на другое. В то же время и степень сосредоточения и переключаемость у одного учащегося могут быть выше, чем у другого.

Различают переключения внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Но переключение внимания нельзя путать с отвлекаемостью. Чисто внешне между ними имеется сходство, однако механизмы и содержание внимания в этих двух случаях разные: при переключении внимание переходит на другой объект сознательно и целенаправленно, с помощью волевого импульса. Физиологическое объяснение отвлекаемости - это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной ее напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15-20 минут колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность школьника.

Если переключаемость внимания надо развивать, то с отвлекаемостью учеников учителю надо бороться.

Учащиеся с нарушениями зрения, в том числе с близорукостью, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости учащихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.

Распределение внимания. Возможность выполнять под контролем сознания одновременно несколько операций и действий характеризует распределение внимания.

Успешность распределения внимания зависит от степени привычности действий. Привычные действия выполняются при меньшем контроле и интенсивности внимания, поэтому появляется возможность основной фокус внимания направлять на более важное в данный момент или плохо усвоенное действие. Успешность распределения внимания зависит и от того, есть ли связь между выполняемыми одновременно действиями. Если они образуют систему действий распределение внимания облегчается.

Воспитание внимания у школьников с нарушениями зрения тесным образом связано с формированием их личности. Внимание сопровождает формирование таких личностных качеств, как целенаправленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость и др. Присущие ученикам с недостатками зрения нарушение произвольного внимания препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятельности, резко снижают их работоспособность.

Было бы совсем невозможным продуктивное и целенаправленное протекание психических процессов без сосредоточения внимания на воспринимаемом объекте или явлении. Человек может смотреть на объект, расположенный возле него, и не замечать или плохо воспринимать его. Вспомните, когда вы заняты своими мыслями, глубоко погружены в самоанализ, то не понимаете сути разговоров, ведущихся вблизи, хотя звуки слов доходят до вашего слухового анализатора.

Бывают случаи, что человек может не ощущать боль, если его внимание фиксируется на чем-нибудь другом. Характеристики внимания в психологии занимают значимую область для исследования, ведь благодаря этому обеспечивается продуктивная работа всех других. В чем же суть этого психического явления?

Определение понятия

Ученые-психологи определяют внимание как психический процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью человеческого сознания на любом явлении, объекте или деятельности. Что понимается под направленностью? Это выбор предмета среди множества других предметов. Сосредоточенность обозначает возможность человека не отвлекаться от выбранного предмета на другие, не связанные с ним. Вот это и есть внимание.

Характеристики внимания помогают личности успешно ориентироваться во внешней среде и обеспечивают более полное и четкое отражение ее в психической реальности. Предмет, на который направлено человеческое внимание, занимает центральное место в сознании, а все другое человек воспринимает нечетко и слабо. Но основные характеристики внимания свидетельствуют о том, что человек может переключаться, и центральное место в сознании будут занимать разные предметы.

Внимание - это несамостоятельный когнитивный процесс, ведь мы не можем его наблюдать вне других психических явлений. Человек может с вниманием или невнимательно слушать, думать, делать, смотреть. В связи с этим внимание - это только свойство, принадлежащее другим когнитивным процессам.

Физиологические предпосылки представленного процесса

Внимание обеспечивается функционированием тех центров нервной системы, что задействованы в работе когнитивных процессов, которые сопровождает внимание. Специализированный нервный центр, отвечающий за осуществление этого процесса, отсутствует, а вот возникновение зрительных, тактильных и других ощущений предусматривает активность определенных участков коры головного мозга.

Изучая высшую нервную деятельность, ученые выяснили, что нервные образования, расположенные в разных участках мозга, не могут иметь одинаковый уровень возбуждения или торможения. протекают в коре и выражается это в активности некоторых участков той или иной интенсивности.

Оптимальная возбудимость по И. П. Павлову

Внимания была сделана как учеными-психологами, так и учеными-физиологами. И. П. Павлов утверждал, что если бы мы смогли посмотреть сквозь человеческий череп и участки с оптимальной возбудимости на головном мозге светились, то увидели б, с какой скоростью перемещается эта светящаяся точка по большим полушариям, совершая при этом разные ломаные фигуры.

Физиология под вниманием понимает нервную деятельность некоторого участка головного мозга, который на данный момент обладает оптимальной возбудимостью, в то же время другие участки имеют более низкую возбудимость.

Общая характеристика внимания, по мнению И. П. Павлова, состоит в том, что в местах оптимальной возбудимости легко устанавливаются новые условнорефлекторные связи и с успехом образуются новые дифференцировки. Четкость и отчетливость когнитивных процессов можно объяснить с помощью именно этой особенности.

Кора в участках, где проявляется оптимальная возбудимость, становится творческим местом в головном мозге. Эти участки постоянно меняются из-за движения оптимальной возбудимости в связи с получаемыми раздражениями различного характера в процессе деятельности. Также происходит изменение и постоянное перемещение участков с низким уровнем возбудимости.

Места коры головного мозга, которые обладают высокой и низкой возбудимостью, имеют связь в отрицательной индукции, характерного для такого психического процесса, как внимание. Характеристики внимания обуславливаются действием этого физиологического закона, который говорит о следующем: сильное возбуждение одних участков коры головного мозга благодаря индукции вызывает процессы торможения, завершение нервного процесса вообще, поэтому в одних местах возникает оптимальная возбудимость, а в других - заторможенность.

Принцип доминанты А. А. Ухтомского

Кроме исследований И. П. Павлова, объяснением занимался А. А. Ухтомский. Этот ученый выдвинул теорию о принципе доминанты. Согласно этому учению, в определенный момент в коре головного мозга возникает некий участок, характеризующийся высоким уровнем возбудимости, который доминирует над другими участками, угнетая их активность. Также возбудимость может усиляться за счет идущих импульсов иного характера.

Ритмический слабый звук способен вызвать ориентировочный рефлекс в обычной ситуации, но в случае возникновения доминанты, связанной с чтением книги, этот звук усилит внимание, точнее его концентрацию. Но если нервное возбуждение, находящееся в доминантном очаге, достигает своего максимального показателя, то импульсы иного характера приводят не к а к парабиотическому торможению.

и их характеристика

Этот психический процесс обладает определенными особенностями, которые имеют различное выражение у разных людей. Итак, основные характеристики внимания заключаются в следующих свойствах:

  • Концентрация внимания или сосредоточенность. Сознание человека выделяет объект и направляет на него внимание.
  • Устойчивость. Эта характеристика помогает человеку сопротивляться отвлекающим факторам, благодаря чему личность может долго сосредотачиваться на конкретном объекте или действии. Объем внимания характеризуется количеством элементов, которые человек может воспринимать в одно и то же время.
  • Распределение. Такое свойство отвечает за умение наблюдать за несколькими предметами или выполнять несколько разнонаправленных действий в одно и то же время.
  • Переключение - психологическая характеристика внимания, суть которой заключается в перемещении внимания с одного объекта на другой, новый.
  • Рассеянность и внимательность. В первом варианте сознание человека не направляется на какой-то объект, а рассеивается. А внимательность, наоборот.

Характеристиками внимания являются все вышеперечисленные свойства. Сейчас рассмотрим более детально две последние особенности. Итак, приступим.

Что такое рассеянность?

Рассеянность - это не общая характеристика внимания, а скорее конкретная. Ученые выделяют два базовых вида этого свойства. Первый возникает как продукт неустойчивости психического процесса. Такая характеристика свойственна детям младшего школьного возраста, но также может проявляться и у взрослых. Причинами этого явления может стать слабость нервной системы, высокая утомляемость и недосыпание. Если человек не обладает привычкой сосредотачивать свое внимание на работе, то первый вид рассеянности может развиться в таком случае.

Иным характером обладает второй вид феномена «рассеянное внимание». Характеристики внимания в данном случае представлены серьезной концентрацией на чем-нибудь одном и незамечанием других окружающих объектов. Такая рассеянность свойственна увлеченным людям - ученым, писателям, фанатам своего дела.

Характеристика внимательности

Еще две характеристики внимания в психологии - это внимательность и невнимательность. В принципе, можно сказать, что это два аспекта одного свойства. С детства ребенка учат делать все внимательно и со временем внимание становится постоянной чертой человека - внимательностью. Обладая такой особенностью, люди презентуют себя в обществе только с положительной стороны. Этой черте также сопутствует наблюдательность, способность качественнее воспринимать окружающую среду. Внимательный человек отличается быстрой реакцией на происходящие события и более глубоким переживанием, хорошими способностями к обучению.

Внимательность имеет связь с продуктивным развитием такого процесса, как внимание. Характеристики внимания (а именно объем, сосредоточенность, устойчивость, распределение) помогают качественно развиваться вышеуказанному свойству. У такого человека нет проблем с сосредотачиванием или непроизвольным вниманием.

Психологи утверждают, что в работе или учебе играет большую роль интерес. Для внимательного человека намного проще мобилизовать свои силы, если интерес в деле отсутствует. Ч. Дарвин, И. Павлов, Л. Толстой, А. Чехов и М. Горький отличались описанным свойством.

Внимание и его виды

Ученые-психологи разработали несколько классификаций видов этого психического процесса. Критерием наиболее популярной является активность личности в процессе организации внимания. Согласно с этим выделяют 3 его вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание

Характеристика непроизвольного внимания заключается в том, что это нецеленаправленный процесс сосредоточения сознания на определенном раздражителе. Это первичный вид, развивающийся в онтогенезе в период дошкольного возраста. Он протекает без участия волевой регуляции.

Непроизвольное внимание характеризуется отсутствием борьбы мотивов, интересов, свойственных произвольному, где человека могут раздирать конкурирующие побуждения, имеющие разные направления и которые могут привлечь и удерживать сознание личности.

Произвольное внимание

Характеристика произвольного внимания показывает, что это сознательный и регулируемый процесс сосредоточения сознания на предмете, который отвечает требованиям деятельности. Этот вид начинает свое развитие с младшего школьного возраста, когда ребенок начинает учиться.

Человек сосредоточивается не только на эмоционально приятных ситуациях, но и на том, что входит в его обязанности и не приносит большого удовольствия. Через 20 минут нервные процессы утомляются - личность начинает отвлекаться. Это факт следует учитывать в процессе обучения и работы.

Человек делает осознанный выбор в пользу того или иного интереса с помощью волевых усилий и направляет все свое внимание на один объект, а остальные импульсы подавляет.

Послепроизвольное внимание

Этот вид внимания считается наиболее продуктивным, поскольку у человека продолжается функционировать произвольное внимание, но для этого уже не нужно. Такое случается во время увлеченности работой.

По психологическим характеристикам представленный вид внимания похож на непроизвольное. Но главное отличие в том, что послепроизвольное внимание обусловлено интересом не к самому предмету, а направленностью индивида. Деятельность становится потребностью, а ее продукт имеет огромное значение для личности. Длительность такого внимания не ограничивается.

Другие виды внимания

Кроме вышеописанных, также есть следующие виды:

  • Природное внимание. Человек избирательно реагирует на стимулы из внешней и внутренней среды, которые несут в себе информационную новизну. Базовым механизмом в этом случае становится ориентировочный рефлекс.
  • Социальное внимание формируется в результате воспитательных и учебных мер. Здесь имеет место волевая регуляция и избирательное сознательное реагирование.
  • Непосредственное внимание прямо зависит от актуального объекта.
  • Опосредованное внимание зависит от специализированных методов и средств (жест, слово, указательный знак и т. д.).
  • Чувственное внимание имеет связь с эмоциональной сферой и избирательным сосредоточением на органах чувств.
  • Интеллектуальное внимание связано с мыслительной деятельностью человека.

Заключение

В представленной статье было рассмотрено такое психическое явление, как внимание. Оно не является отдельным когнитивным процессом, а, скорее, сопровождает и обслуживает деятельность памяти, мышления, воображения и других.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Внимание и его особенности

1.1 Основные свойства внимания

1.2 Формы внимания

1.3 Виды внимания

1.4 Теории внимания

2. Память и ее виды

2.1 Виды памяти

2.2 Закономерности памяти

Заключение

Список литературы

Введение

Проявление любого вида деятельности невозможно без осуществления человеком процесса познания окружающего мира и своих собственных действий, направленных на его преобразование. Вместе с тем процесс познания может осуществляться самостоятельно, предшествуя предметно-практической деятельности. Особенно важное значение приобретает познавательная деятельность.

Познавательная деятельность, как и любая деятельность, имеет свои мотивы и цели. Основным базовым мотивом, побуждающим человека познавать окружающий мир, является потребность в исследовании внешней среды, на основе которой в дальнейшем формируется сложная система познавательных мотивов.

В познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя, процесс, протекающий в его психике. Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации постоянно растет с развитием научно-технического прогресса, и чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методики преподавания научных знаний. А чтобы создать такую методику, необходимо изучить мыслительный процесс так, чтобы знать его слабые и сильные стороны, и выявить направления, по которым лучше развивать умственную деятельность человека.

Большую роль в процессе познания играет внимание. Оно направляет и сосредотачивает сознание человека на познаваемых предметах и явлениях. Внимание является одним из тех психических состояний человека, которое обеспечивает продуктивное функционирование всех психических познавательных процессов.

В свою очередь, память закрепляет впечатления и образы, сохраняет их на определенное время и в нужный момент воспроизводит. Память дает возможность человеку накапливать индивидуальный опыт и использовать его в процессе поведения и деятельности. Познавательная функция памяти осуществляется посредством мнематических действий, направленных на установление связи вновь приобретаемой информации с ранее усвоенной, на ее закрепление и воспроизведение.

1. Внимание и его особенности

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.

Внимание - когнитивный процесс, который обеспечивает упорядочивание поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач.

Внимание отражает направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах, что обеспечивает их особо ясное отражение.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием - его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Формально внимание можно определить как процесс, обеспечивающий избирательное восприятие, переработку, упоминание и использование человеком сенсорной информации: ощущении, образов, мыслей, переживаний и т.п. Действие внимания выражается в сосредоточенности психики человека на сравнительно узком участке внешней действительности или внутренней среды организма.

Внимание - это процесс, который способствует отбору одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорированию другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью и объемом.

1.1 Основные свойства внимания

1) Устойчивость внимания проявляется в его способности в течение длительного времени сохраняться на более или менее постоянном уровне. Строго говоря, абсолютно устойчивого внимания не существует и быть не может. И каждый момент времени в силу разных причин, постоянно отвлекающих внимание человека от того, чем он занят, его внимание незначительно колеблется. Тем не менее, мы называем внимание устойчивым, если случайные его колебания существенно не влияют на работоспособность и успешность деятельности человека.

Устойчивость (и, соответственно, незначительные колебания внимания) может зависеть от разных причин. Одни из них связаны с индивидуальными, физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени (возбужденность, спокойствие, заторможенность и т.п.); вторые соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для человека); третьи - с внешними обстоятельствами, в которых выполняется деятельность (наличие внешних факторов, отвлекающих внимание человека)

2) Концентрация внимания (другое ее название - сосредоточенность внимания; противоположное качество называется рассеянностью) проявляется в способности внимания собраться, ограничится, сконцентрироваться на чем-то одном, отвлекаясь от всего остального в данный момент времени. Степень концентрации внимания на объекте может быть различной: от полного игнорирования (невосприятия) всего того, что происходит вокруг, до параллельного, вместе с концентрацией внимания на чем-либо конкретном, наблюдения за тем, что происходит вокруг (распределение внимания).

3) Распределение внимания проявляется в его способности распределяться между несколькими объектами или распространяться на значительную часть пространства. Когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, то это не всегда означает, что они выполняются одновременно в буквальном смысле этого слова.

Такое в практике бывает редко, и ошибочное впечатление одновременности выполнения разных видов деятельности создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая при этом сохранять в памяти следы от прерванной деятельности и возвращаться к ее продолжению до того, как наступит ее забывание.

Распределение внимания зависит от психологического и физического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область распределения внимания обычно сужается.

4) Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного предмета на другой, переключение с одного вида деятельности на другой.

Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда следует рассматривать как нарушение внимания: она нередко способствует отдыху организма, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы.

5) Объем внимания - это его количественно-качественная характеристика, определяемая количеством предметов, которые человек одновременно способен удержать в сфере своего внимания. Численная характеристика среднего объема внимания взрослых людей - от 5 до 7 предметов.

1.2 Формы внимания

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

1. внешнее внимание - обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;

2. внутреннее внимание (интеллектуальное) - обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

3. сверхинтеллектуальное внимание.;

4. потустороннее (чувственное) внимание;

5. моторное (двигательное) внимание.

1.3 Виды внимания

Основными видами внимания являются непроизвольное и произвольное, непосредственное и опосредствованное внимание. Иногда отдельно выделяют и рассматривают так называемое послепроизвольное внимание.

Непроизвольным называют внимание, которое не предполагает участие воли человека в процессах, управляющих вниманием и регулирующих его. Такое внимание может возникать, изменяться и исчезать само по себе, помимо желания и сознания человека. Человек не в состоянии управлять соответствующими процессами, поскольку они связаны с действием ориентировочного рефлекса и ориентировочно-исследовательской деятельностью, протекающей (в ее элементарных формах) на подсознательном уровне. Например, мы всегда невольно обращаем внимание на необычные звуки, неожиданные вспышки света, экзотические и острые запахи, внезапные прикосновения к поверхности тела и т.п. Все это примеры непроизвольного внимания.

Произвольным именуют такое внимание, которое связано с участием воли в процессах памяти. В данном случае человек сознательно и целенаправленно обращает свое внимание на какой-либо объект, удерживает внимание на нем в течение определенного времени, сам переключает свое внимание на новый объект и т.д. Все эти процессы происходят сознательно и находятся под волевым контролем со стороны человека. Например, в какой-то момент времени у него может возникнуть необходимость найти определенную мысль в читаемом тексте. Сам процесс чтения, в данном случае, будет сознательной, разумной и целенаправленной деятельностью, которая на произвольной основе будет регулироваться с участием внимания человека. Внимание будет удерживаться на тексте и его содержании до тех пор, пока нужная мысль не будет в нем найдена.

Непосредственным называют такое внимание, которое порождается, удерживается и регулируется напрямую только тем объектом, па который оно непосредственно направлено. Между соответствующим объектом -- тем, на который направлено внимание человека, - и сознанием человека в данном случае нет никаких других объектов, с помощью которых его внимание регулируется. К примеру, если мы случайно взглянули на что-либо, и то, что в данный момент времени оказалось в поле нашего зрения, привлекло внимание к себе, то это и будет непосредственным вниманием.

Опосредствованным именуют такое внимание, которое привлекается и регулируется не тем объектом, на который оно непосредственно направляется, а чем-либо другим. Например, мы может попросить человека обратить на что-либо внимание; оставить на видном месте какой-либо предмет с сознательным расчетом на то, чтобы увидевший его человек обратил внимание не только па данный предмет, но и на что-либо другое, связанное с данным предметом. Мы можем нарисовать где-либо символ внимания стрелку, направив ее в сторону объекта, на который желательно обратить внимание, и т.д. (в этих случаях в качестве средств, привлекающих внимание человека, будут выступать слово, предмет или знак).

Понятие о послепроизвольном внимании ввел в научным оборот Н.Ф. Добрынин. Послепроизвольным он назвал такое внимание, которое появляется у человека спустя некоторое время после того, как он произвольно удерживал свое внимание на чем-либо. Если, к примеру, человек чем либо начал заниматься и продолжает это делать в течении достаточно длительного времени, то со временем ему уже не нужно будет прилагать волевые усилия для того, чтобы и дальше удерживать свое внимание па соответствующем объекте. Внимание его в конечном счете может стать послепроизвольным и соответственно будет напоминать уже непроизвольное и непосредственное внимание.

1.4 Теории внимания

В психологии можно выделить шесть основных подходов, объясняющих феномен внимания. Каждый из них считает главной какую-то одну сторону в сложном комплексе психической деятельности человека, но пока ни одна из этих гипотез не получила всеобщего признания. Возможно, что истинные механизмы внимания или являются формой интеграцией ниже описанных процессов, или обусловлены иными причинами.

Первый, эмоциональный, подход к пониманию внимания пропагандировал Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо считал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлено характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания. Такой взгляд на внимание весьма правомерен, ибо эмоция - есть реакция организма на вероятность удовлетворения актуальной потребности, и внимание организма в первую очередь приковывается именно к таким объектам.

Второй подход выдвигали ученые И. Герберт и У. Гамильтон, которые считали, что более интенсивные представления подавляют менее интенсивные, вытесняя их в область подсознательного, а то, что остается в сознании и привлекает наше внимание.

Третий подход заключается в том, что внимание трактуется как результат апперцепции, то есть жизненного опыта индивида. При этом в нервной системе происходит фильтрация поступающей информации, исходя из потребностей, знаний и жизненного опыта человека.

Четвертый подход развивал грузинский ученый Д.Н. Узнадзе, который утверждал, что установка внутренне выражает состояние внимания. Процесс выделения определенного образа под влиянием установки из всего многообразия окружающих объектов, Узнадзе называл «объективизацией».

Пятый подход делает упор на двигательный аспект процесса внимания. Дело в том, что в основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс - поворот организма к новому источнику раздражения и настройка анализаторов на него. Эти явления происходят при активном участии мышц, поэтому внимание можно трактовать как особым образом организованное двигательное приспособление к окружающей среде.

Шестой подход происходит из физиологического представления о внимании, как сложно организованном очаге возбуждения в коре больших полушарий, который подавляет активность соседних участков мозга. В настоящее время физиологи полагают, что такая гипотеза слишком примитивно трактует процесс внимания, так как при концентрации внимания очень часто задействуются не только отдельные участки коры, а весь мозг в целом.

2. Память и ее виды

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в его сознании и подсознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Они включают в себя запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.

Данные процессы памяти выделяются и рассматриваются как отдельно существующие по следующим основаниям:

Эти процессы играют в жизни человека различную роль;

Они в своем функционировании и развитии подчиняются разным законам;

У одного и того же человека эти процессы могут быть развитыми в разной степени;

На анатомо-физиологическом уровне они представлены различными нервными структурами и физиологическими процессами.

В общем случае память можно определить как способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыта. Без постоянного обновления этого опыта, без его систематического накопления и воспроизводства человек не мог бы приспосабливаться к текущим и быстро изменяющимся условиям жизни. Не помня о том, что с ним было, человек не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобрел, ему не с чем было бы сравнивать, и вновь приобретаемое кроме того, сразу же и безвозвратно бы утрачивалось.

внимание познавательный информация мнематический

2.1 Виды памяти

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память -- это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память -- это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала Немов Р.С делит память на: непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, ее возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Переход информации из кратковременной памяти в долговременную связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Данную особенность кратковременной памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интервале между первичным восприятием этих букв и их припоминанием испытуемым не дают возможности повторять эти буквы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет тройками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их воспроизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначально воспринятой ими информации.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т. е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.

2.2 Закономерности памяти

Немецкий ученый Герман Эббингауз (1850-1909) был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал:

1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов - 55 повторений.

6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец ("эффект края").

8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

Теодюль Рибо (1839-1916), анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий - временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:

1. память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

2. память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние (закон регрессии).

Заключение

Изучив основные способы познавательной деятельности человека можно сделать вывод о том, что все они взаимосвязаны. Восприятие окружающего мира зависит от таких факторов, как внимание и память. Впечатления, полученные из окружающей среды, выделяются нашим сознанием, выступают в виде образов, фиксируются памятью, становятся содержанием сознания Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. М., 2001 .

Мыслительная деятельность, как и любая другая деятельность, является цепочкой различных упорядоченных действий, в данном случае ими будут являться познавательные процессы и операции, протекающие внутри этих процессов.

Среди психологических процессов внимание занимает особое положение. Оно включено в работу всех остальных процессов и состояний человека. Внимание - это процесс, которых способствует отбору одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорированию другой.

Полученная информация оставляет определенный след в сознании человека, сохраняется, закрепляется, и при необходимости воспроизводится. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков.

Данные виды познавательной деятельности играют важную роль в развитии умственных способностей и формировании личности человека, ведь без участия психологических процессов любая деятельность человека практически невозможна, так как они выступают как ее неотъемлемые компоненты. Психологические процессы не просто участвуют в регуляции деятельности - они в ней и развиваются.

Список литературы

1. Немов Р.С., Общие основы психологии. - М.: Просвещение, 2000. - 184с.

2. Немов Р. С., Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2007. - 639 с.

3. Сорокун П.А., Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005. - 312 с.

4. http://library.by

5. http://psi.webzone.ru, Психологический словарь.

6. http://ru.wikipedia.org

7. http://www.no-stress.ru

8. http://syntone.ru/library

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Внимание как динамика психического процесса. Селективный отбор информации. Непроизвольная и произвольная формы внимания. Селективное протекание психических процессов. Вызванные потенциалы как перспективные методы для исследования всех видов внимания.

    реферат , добавлен 12.05.2009

    Нейрофизиологические основы памяти. Ее виды, законы и особенности развития. Сущность и функции внимания. Объем кратковременной памяти и внимания у школьников. Логический и механический способ запоминания у школьников. Рекомендации по улучшению памяти.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2009

    Внимание как психический процесс, обеспечивающий сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах и явлениях, анализ свойств: переключаемость, устойчивость, объем. Анализ основных видов внимания: непроизвольное, послепроизвольное.

    контрольная работа , добавлен 18.03.2013

    Анализ внимания и его видов в рассмотрении разных авторов. Исследование основных процессов внимания, его свойств. Факторы, обусловливающие внимание, факторы его концентрированности. Использование тахистоскопического метода для определения его объекта.

    реферат , добавлен 28.09.2015

    Общая характеристика мнемических процессов (памяти). Ассоциации. Психологические теории памяти. Физиологические механизмы памяти. Основные характеристики и процессы памяти. Типы памяти. Виды памяти. Формирование и развитие памяти.

    реферат , добавлен 26.11.2002

    Виды и качества внимания - процесса сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Память как основа психической деятельности, ее виды, функции и значение.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2014

    Рассмотрение основных видов внимания: непроизвольного, произвольного и послепроизвольного. Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка в младенческом и раннем возрасте. Создание игр для развития речи и памяти.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2014

    Обзор психологических исследований изучения внимания. Понятие внимания. Физиологические основы внимания. Функции, свойства и виды внимания. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей внимания (продуктивность и устойчивость).

    дипломная работа , добавлен 06.12.2006

    Основные виды внимания. Характеристика его свойств: устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость и объем. Факторы, способствующие привлечению внимания. Представления о сущности внимания в психологии, его модели в когнитивной психологии.

    презентация , добавлен 24.05.2016

    Понятие внимания и его основные характеристики, исследование психологических теорий, общие сведения о методах исследования. Методики диагностики свойств внимания, особенности их практического применения при исследовании отдельных свойств внимания.

Люди увлекаются чем угодно и уделяют этому свое внимания, кроме самого внимания.
То есть внимание на сам процесс внимания никто и никогда не обращает внимания.
Не от этого ли бардак случается в жизни?
Гламурные психологи и различные псевдоспециалисты активно рекомендуют практиковать визуализации и афирмации, но если быть честными и посмотреть на результаты – удовлетворительные ли они?
Без объяснения азов и сути, все эти техники больше вредят, чем помогают, ибо погружают человека в иллюзии.
Есть конечно от них результат, НО если правильно использовать. Что происходит сейчас, так это пишут книги на 300 страниц, а главной сути не открывают. По словам моих читателей, результаты были, но слишком мелкие и разовые.
Давайте зрить в корень, как говорил Козьма Прутков.
Итак, в чем смысл и причина?
Ответ простейший: в правильном управлении внимания.
Вся особенность внимания заключается в том, что это единственное чем может управлять человек.
Человек НЕ умеет управлять своим организмом, ибо это совершенная система, построенная на автоматических реакциях.
Человек НЕ может управлять временами года и сделать так, чтобы день превратился в ночь и так далее….
Единственное что Вы можете, это направлять свое внимание на что либо.
Давайте посмотрим, что происходит с вниманием в обычной жизни у обычного человека:
Оно хаотично и рассеяно. Обычно люди позиционируют официально одно, а занимаются противоположным.
К примеру, сейчас так модно говорить о том, что надо бросить работать на дядю и начать вести свой бизнес. Но если посмотреть в глубину и на внимание, то увидим, что оно направленно на переживания: получится – не получится, а на что я буду жить, а если еще глубже капнуть, то у большинства в пустую твердящую эту модную формулу о свободе и самозанятости, огромный страх потерять существующую работу, как источник денежных средств…
Понимаете о чем я?
Человек не может сосредоточить свое внимание на длительный срок на одном действие или мысли. Самые богатые и успешные люди говорят о том, что их секрет заключается в том, что они могли держать свое внимание на желаемом так долго, пока это не реализовывалось.
А Вы так можете?
На сколько минут, или скорее всего секунд Вам хватает умения удерживать внимание на одной мысли или предмете?
Прямо сейчас сконцентрируйте свое внимание на секундной стрелке. Сколько вы думали и были заняты только ею, как быстро в голову полезли различные мысли, который Вы начали обдумывать автоматически?
А присутствие двух мыслей одновременно – это уже на уровне физиологии стресс.
Что меня не перестает удивлять, как мы умеем использовать внимание во вред себе.
С помощью внимания каждый из нас мастер сотворить себе Проблему, конечно, у Вас есть отмазка, что Вы это делаете не осознанно, но все же… Это делаете Вы.
Как это происходит?
Большинство людей, страдают по простой причине, они все свое внимание вкладывают в проблему.
Таким образом, попадая в финансовую яму, или не можем построить гармоничные отношения.
Ибо Ваше внимание направлено на недостатки этих отношений, или на нужду денег.
Главная особенность внимания , это то, куда Вы направляете внимание, то и увеличивается.
Отсюда поговорка: Пришла беда – открывай ворота.
Сделайте одну простое действие:
Выпишите все свои проблемные сферы в жизни.
И проследите на что именно направленно Ваше внимание?
К примеру, причина финансовых проблем звучит, как правило, так: нет денег, а они нужны, а заработать нужную сумму не получается?
В этом примере у человека внимание направленно на нужду, и как следствие оно реализуется.
На самом деле этот механизм очень простой, который срабатывает всегда и у всех. А не правильное направленность внимания – это самое начало всех Ваших проблем.
Затем проблемы только обрастают мясом и жирком, не давая нам счастливо жить, работать и просто радоваться жизни.
Итак, осознайте, куда и как Вы направляете свое внимание в проблемной сфере своей жизни, и измените вектор.
Это очень просто, но результаты ошеломляющие.
Сделайте привычкой наблюдать за своим внимание каждый день, хотя бы в течение трех месяцев.
На само деле это не такой большой срок.
И Вас результаты приятно удивят.
P.S. У многих возникнет вопрос почему именно три месяца необходимо заниматься своим вниманием. Дело в том, что за это время Вы сможете выработать новую привычку, но не как не за меньшее время. Более подробно об этой особенности нашей психики читайте в этой

Для поддержания внимания учащихся на уроке необходимо знать сущность и характерные особенности этого психического процесса. Одна из основных причин невнимания – недостаточная умственная активность учащихся. Однообразная, продолжительная, нетворческая работа ослабляет концентрацию внимания. Поэтому необходимо применять разнообразные виды и формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристики внимания, необходимые для организации

Учебно-воспитательного процесса.

Внимание – это направленность психики (сознания) на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую и ситуативную значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Под направленностью понимают прежде всего избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор её объектов.

Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего не относящегося к данной деятельности, но и торможение побочной, конкурирующей деятельности.

Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, т.е. соответствующих потребностям, воздействий и игнорировании других – несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

Причины, способствующие возникновению и поддержанию непроизвольного внимания.

  1. Интенсивность раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, резкий запах – невольно может привлечь наше внимание. Особое значение для привлечения внимания имеет контраст между раздражителями. Однако, внимание вызывается иногда и очень слабыми, но значимыми в данный момент раздражителями и не привлекается действующими в этот же момент более интенсивными раздражителями. Это показывает, что интенсивность раздражителя не является основным условием привлечения непроизвольного внимания.
  2. Новизна раздражителя. Всякое вновь возникшее раздражение, если оно имеет достаточную интенсивность, вызывает ориентировочные реакции. Ослабление действия раздражителя и прекращение его действия также может вызвать внимание. Факторами, обуславливающими привлечение внимания, могут быть и пространственные изменения или движения источника раздражения по отношению к положению органов чувств. Движущиеся предметы скорее привлекут наше внимание.
  3. Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию организма, т.е. потребностям. У человека в каждый данный момент имеется ряд потребностей, определяющих преобладающие в данный момент мотивы поведения. Соответствующие этим потребностям раздражители приобретают для личности наибольшую значимость. Взаимодействие внутренних побуждений (мотивов) и внешних раздражителей, приобретающих в данный момент наибольшую значимость, и определяет пробуждение к этим раздражителям внимания. Организация внимания школьников в процессе обучения предполагает придание значимости, как различным учебным объектам, так и самому процессу познания.
  4. Чувства, связанные с воспринимаемыми объектами и с выполняемой деятельностью. К этой же группе относится и простейший признак интереса – занимательность, увлекательность.
  5. Влияние прежнего опыта. В школьных условиях общая организованность учебного процесса, порядок в классе, соблюдение дисциплины в значительной мере способствуют вниманию учащихся. Правильно оборудованное рабочее место, точный распорядок занятий, требование чистоты и аккуратности в работе – всё это способствует организации внимания школьников.

Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определённые задачи, сознательные цели, что и обуславливает выделение отдельных предметов как объектов его внимания. Направленность и концентрация внимания здесь зависит не от особенностей самих предметов (воздействий), а от поставленной, намеченной, цели. В этих условиях, когда внимание направлено на раздражители, не являющиеся ни наиболее сильными, ни наиболее новыми или наиболее занимательными, нередко требуется определённое усилие воли, необходимое как для того, чтобы не отвлекаться, так и для того, чтобы поддерживать интенсивность процесса сосредоточения.

Характерные особенности внимания.

Устойчивость внимания – характеристика внимания во времени. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности (объём, точность работы) в течение некоторого промежутка времени. Длительность интенсивного сосредоточения зависит от характера и содержания деятельности, от отношения к объекту внимания, от степени интереса к данному предмету или деятельности. Не будучи способным к длительному сосредоточению на одном объекте, мы можем в течение продолжительного времени быть внимательными при выполнении определённой работы.

Колебания внимания – это периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности (напряжения) внимания.

Переключение внимания проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой. Необходимость переключения внимания учащихся обусловлена особенностями протекания самого учебного процесса: сменой различных учебных предметов в течение школьного дня, последовательностью этапов изучения материала на уроках, что предполагает смену видов и форм деятельности учащихся. рациональное переключение внимания учащихся имеет важное значение и с точки зрения гигиены умственного труда, является одним из важных условий поддержания необходимого уровня работоспособности.

Сознательное переключение внимания не нужно смешивать с отвлечением – ненужным отклонением внимания с основной деятельности на посторонние объекты, отрицательно влияющим на выполнение работы. Лёгкая отвлекаемость внимания характеризует его недостаточную устойчивость. Отвлекающее действие посторонних раздражителей зависит от их особенностей и от характера выполняемой работы. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей сильнее сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами.

Под распределением внимания понимают такое его свойство, которое обусловливает успешность одновременного выполнения двух (или более) видов деятельности. Человеку необходимо распределять внимание, т.е. одновременно сосредотачивать его на различных процессах (объектах).

Отрицательную сторону внимания составляет рассеянность . Человек не в состоянии ни на чём долго сосредотачиваться, он постоянно переходит от одного объекта (явления) к другому, ни на чём не задерживаясь. У детей рассеянность встречается часто. Бороться с ней надо путём длительного воспитания всей личности ребёнка, особенно его волевых качеств.

К расстройствам внимания относят болезненное сужение сознания. Такого рода паталогические явления наблюдаются при некоторых органических заболеваниях мозга. Больной находится в сфере наиболее близких ему впечатлений и воспоминаний, динамика и поле его внимания ограничиваются только объектами, имеющими ситуативную значимость.

Одна из основных причин невнимания – недостаточная умственная активность учащихся. Однообразная, продолжительная, нетворческая работа ослабляет концентрацию внимания. Поэтому необходимо применять разнообразные виды и формы работы.

Определённое значение имеет и поддержание оптимального темпа урока. Чёткая организация начала урока, подготовленность класса к уроку, в частности, организация рабочих мест, также способствует установлению внимания. Решающее значение имеет приучение учащихся к систематическому дисциплинированному труду.