Воинский этикет и культура корпоративного общения военнослужащих.  Воинский этикет и культура общения военнослужащих

С древних времен воины, защитники Родины, выступали своеобразным эталоном мужественности и воспитанности. Недаром в языке прочно угнездились выражения «офицерская честь», «честь мундира», а также «воинская стать и выправка». Считается, что моральный долг военнослужащего – быть примером патриотизма, верности своему слову и товарищам, защищать и поддерживать слабых. Все это – следствие тщательно разработанного и до мелочей продуманного воинского этикета.


Основные особенности

Как и любая форма этики, воинский этикет базируется на известных, общечеловеческих идеалах морали. В основе поведения каждого индивида заложены нравственные нормы, предписывающие уважение к себе и окружающим, вежливость, толерантность и развитую внутреннюю культуру. Этикет подразумевает наличие неких устойчивых, выработанных в процессе взаимной жизнедеятельности, проверенных временем правил поведения и общения.

Правила эти не являются чем-то статичным, единожды данным – они неизменно проверяют сами себя на соответствие современным реалиям и при необходимости варьируются.



Характерные черты воинского этикета заключаются в их нормативности и обязательности к исполнению.

Все нормы, основы поведения и служебные функции военнослужащих изначально четко и однозначно прописаны в соответствующих документах. В России это Военная присяга, принятие которой предшествует вступлению в ряды армии, и уставы разных видов Вооруженных сил. Также стоит отметить большую роль преемственности, традиций российской армии и флота. История возникновения некоторых норм, обычаев и элементов взаимоотношений уже почти забыта, утеряв со временем первоначальную актуальность, выполнение же этих норм является скорее номинативным, данью традициям и ядром корпоративной солидарности.


Функции и структура

Воинский этикет недаром славится своей строгостью, ведь от правильного и однозначного соблюдения норм зависит само существование армии. Функции его довольно обширны и затрагивают практически все стороны жизни военнослужащих и общества.

  • Военно-политическая или общегосударственная функция этикета является определяющей и состоит в формировании боеспособного и патриотичного личного состава, способного не только эффективно защищать свою Родину в бою, но и формировать образ армии в глазах международного сообщества.
  • Дисциплинарная функция ориентирована на формирование внутреннего нравственного ядра военнослужащего, на знание уставов и корпоративных норм.
  • Служебно-регулятивная функция определяет внутренние взаимоотношения, строит иерархическую лестницу, вводит нормативы общения и обращения.
  • Воспитательная роль этикета заключается в повышении внутренней культуры военнослужащих, прививании им фундаментальных норм этики, таких как долг, честь и доблесть.
  • Эстетическая роль состоит, с одной стороны, в прививании индивиду основ хорошего вкуса, с другой – в формировании положительно воспринимаемого образа военнослужащего.




В структуре воинского этикета четко прослеживается деление на два основных элемента – систему воинских атрибутов и систему норм. Атрибуты определяют внешний вид военнослужащих, нормы же декларируют принципы взаимоотношений, коммуникации и личной ответственности.



Атрибутика

Внешний вид военнослужащих является заслуженным предметом зависти и гордости. Военный должен быть всегда чист и опрятен, аккуратен вплоть до педантичности, гладко выбрит, причесан и ухожен, иметь хорошую осанку и бравый шаг. Все эти, казалось бы, незначительные черты, из которых формируется цельный образ, являются следствием четкого и последовательного соблюдения норм и правил атрибутивного этикета.

Однако знаковыми атрибутами военнослужащего, без которых затруднительно представить само несение службы, являются форма и личное оружие.


Форма разных родов войск определяется приказом министра обороны РФ, в котором детально регламентируются нормы и правила обращения с одеждой. Форму следует содержать в чистом и опрятном виде, запрещено носить одежду неустановленного образца или совмещать военную одежду с гражданской.

Не следует также носить не предписанные приказом отличительные знаки и знаки различия.

Правила, касающиеся ношения одежды, распространяются как на действующих военнослужащих, так и на тех, кто уволен в запас с правом носить военную форму.


Регламент, описывающий правила хранения и ношения оружия, еще строже, поскольку нарушение его норм представляет непосредственную опасность для жизни самого военнослужащего и окружающих его людей. Хранение оружия допускается лишь в специально отведенных, особо охраняемых местах . Выдается же оно лишь по необходимости и под личную ответственность, для чего выданное оружие закрепляется за каждым в индивидуальном порядке.



Нормы речевого этикета

Как известно, речь может быть двух типов – устной и письменной. Оба вида тщательнейшим образом контролируются и регламентируются. В современной российской армии, как и в любой государственной структуре, большое значение уделяется документации. Каждый солдат, а тем более офицер, должен уметь грамотно и четко составить рапорт, докладную или объяснительную записку, написать письмо или отчет.

Все возможные формы письменной речи подчиняются установленным образцам, принятым на основании особых приказов.


Устная речь в основном ориентирована на культуру отдачи и принятия приказов, формализованные и парадные приветствия. В речи прописывается почтение младших к старшим по званию, те же в свою очередь должны обращаться к военнослужащим, младшим по званию, с уважением, но без фамильярностей.

Приказ следует отдавать в краткой и емкой форме, не допускающей двусмысленных и неверных трактовок, принявший же приказ отвечает кратко: «Есть!», «Так точно» или «Никак нет!».


Уникальной формой вербального этикета военнослужащих выступает такой феномен, как воинское приветствие. Оно традиционно отдается старшему по званию. При этом следует прижать левую руку к туловищу, а правую поднести к фуражке. При отсутствии же фуражки достаточно просто повернуть голову в сторону старшего по званию. Впрочем, устав детально и четко прописывает все возможные конфигурации – стоя, в движении, в фуражке и без нее, вплоть до ситуаций, когда у приветствующего заняты руки.


Правила поведения в общественных местах

Военнослужащие должны следовать строгому этикету не только среди своих, но и в общественных местах, и в быту. Поведение человека в форме ни в один момент жизни не является его личным, индивидуальным делом, поскольку он является лицом армии или флота и обязан поддерживать положительный моральный, нравственный и эстетический образ военнослужащего.

(Реферат)

  • (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа - Этикет и культура делового общения (Лабораторная работа)
  • (Реферат)
  • Реферат - Культура сервисной деятельности (Реферат)
  • Тучина С.П. Этика и культура общения (Документ)
  • Реферат - Стили общения (Реферат)
  • Реферат - Деловое общение (Реферат)
  • Презентация - Этикет в турции (Реферат)
  • Реферат - Культура деловой речи (Реферат)
  • Реферат - Культура делового общения (Реферат)
  • Реферат - Служебный этикет (Реферат)
  • n1.doc

    Воинский этикет и культура общения военнослужащих

    Культура общения людей основана на соблюдении определенных норм и правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении всей истории. Со времен позднего средневековья эти правила именуются этикетом. Этикет является важной частью культуры общества, отражает дух отношений между людьми, своеобразное согласие их на совместное существование.

    Общество и армия предъявляют к поведению человека в военной форме особые требования. Поэтому знание определенных законов поведения является непременным условием успешного прохождения военнослужащими военной службы. При общении с другими людьми мало желания вести себя правильно, необходимо еще и твердо знать правила приличия, принятые в обществе и конкретном профессиональном кругу, уметь применять их на практике.


    • Сущность этикета

    • Из истории этикета

    • Служебный этикет

    • Культура общения военнослужащих

    • Культура поведения военнослужащего

    • Как вести себя в общественных местах

    • Поведение в гостях

    Сущность этикета

    Этикет представляет собой определенную систему правил поведения и является составной частью общей культуры человека. Он включает в себя прежде всего правила обхождения с окружающими, формы общения, приветствия, нормы поведения в общественных местах. Иначе говоря, этикет определяет, как нужно двигаться, разговаривать и как поступать в той или иной ситуации.

    Известно, что этикет определяет поведение человека в разных сферах общения, поэтому выделяют различные виды этикета. Общегражданский этикет представляет собой совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых людьми при общении друг с другом, дипломатический этикет включает правила поведения официальных лиц в ходе различных контактов - на переговорах, приемах, обедах и т.д. Воинский этикет - это совокупность правил поведения военнослужащих в служебных и внеслужебных сферах деятельности, межличностных отношений, а также (носящие ритуальный характер) формы обращений и приветствий. Воинский этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и традициях Вооруженных Сил.

    Нормы и правила воинского этикета очень многообразны. Они базируются на принципах морали и нравственности, положениях военной присяги и воинских уставов, воинских традициях и ритуалах.

    Воинский этикет включает в себя две группы правил: правила, регулирующие отношения между военнослужащими и правила, определяющие отношения военнослужащих с другими группами и слоями населения. В свою очередь, первую группу правил можно разделить на подгруппы: начальник - подчиненный; подчиненный - начальник; отношения военнослужащих, равных по званию, должности.

    Из истории этикета

    Поведение человека в военной форме, по сути, - та внешняя сторона, по которой окружающие судят о надежности, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Пожилой прохожий, глядя на человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выводы. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и поведение представителей той армии, которой их так долго пугали...

    Стремление людей вести себя прилично уходит корнями в древнейшую историю человечества. Этикет, как установленный порядок поведения, манеры и формы обхождения в каком-либо обществе возник давно, а точнее со времен, когда сформировались известные нам человеческие цивилизации: Индия и Китай, Шумер и Аккад, Египет и Вавилон. Описания правил поведения в той или иной ситуации мы находим в самых первых письменных документах. Нравственно-этические нормы, существовавшие в древней Греции и Риме были описаны Демокритом и Платоном, Гомером и Гесиодом, Тита Ливием и Плутархом и др. Взаимоотношения в семье, между людьми описывались в комедиях Аристофана, Плавта и Теренция.

    И все же, временем возникновения этикета как системы (неписанного кодекса) определенных нравственно-этических правил и норм поведения, форм и манер обращения в обществе, следует, видимо, считать период позднего средневековья и эпохи Возрождения. Именно в XVI - XVII вв. при дворах монархов, герцогов, маркизов создается сложная система церемоний и обрядов, которая строго регламентировала всю дворцовую жизнь. Так на одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением правил поведения в зале и за столом. От французского названия карточек «etiquette» - этикетка и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран.

    На Руси известно большое количество литературных памятников, в которых зафиксированы требования к поведению. Так, в «Изборнике 1076 года» отражены основные моральные нормы, господствовавшие в XI в.

    В «Поучении Владимира Мономаха» содержатся правила, не потерявшие своего значения до наших дней: «...есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчиненными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дурными женщинами не общаться, глаза опуская долу, а душу ввысь».

    В XVI в. на Руси появляется «Домострой», в котором предписывались нормы отношения человека к Богу, к государству и к окружающим людям, в том числе близким.

    При Петре I была выпущена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней содержались требования к поведению в различных жизненных ситуациях. Петр I, стремясь обучить российскую аристократию правилам европейского этикета, не пошел по пути бездумного и слепого копирования, а требовал применения европейских этикетных норм с учетом российской действительности.

    4. ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

    Обращение к проблемам этикета далеко не случайно. Культу­ра взаимоотношений с людьми, умение привить подчиненным правила поведения определяют лицо современного командира. Опыт показывает, что от этого зависят успехи и в деловой, и в профессиональной деятельности любого человека.

    Знание правил этикета помогает командиру вести воспита­тельную работу грамотно и активно, интересно и умело руково­дить острыми дискуссиями, оперативно разрешать конфликтные ситуации в воинских коллективах, быть для подчиненных примером поведения на службе и в быту. Высокая культура человече­ских взаимоотношений - неотъемлемое качество российского офицера.

    Соблюдение требований этикета отнюдь не отменяет справедливой требовательности и принципиальности. Этикет органично сочетается с высоким профессионализмом офицера, единством слова и дела, строевой выправкой, точностью и аккуратностью. Он способствует утверждению уставных, т.е. проникнутых уважением к личному достоинству подчиненных, отношений. В то же время этикет решительно отвергает грубость, бестактность сквернословие, высокомерие, неряшливость, нетребовательность, безразличие к нужным и заботам людей, а значит, устраняет пита­тельную почву для беспорядка и неорганизованности.

    Понятие и структура воинского этикета

    Воинский этикет представляет собой свод общепринятых и установленных в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности. Основные требования воинского этикета изложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Россий­ской Федерации. В соответствии с другими сферами человече­ского общения (семья, быт, интимные отношения и пр.) могут быть выделены и соответствующие виды этикета. Приведенная классификация весьма условна, так как военнослужащий являет­ся носителем одновременно различных видов этикета и должен знать основные требования тех из них, с которыми сталкивается в воинской деятельности и повседневной жизни.

    Таким образом, воинский этикет есть часть духовной культуры военнослужащих. Он представляет собой систему исторически сложившихся и законодательно закрепленных в общевоин­ских уставах и других документах правил поведения и общения в различных сферах служебной и неслужебной деятельности.

    Изучение требований воинского этикет должно начинаться с уяснения его структуры. В учебниках можно встретить понятия «речевой» и «неречевой» этикет. Действительно, военнослужа­щего во многом оценивают по тому, как он выражает свои мыс­ли. Причем речь может быть или устной, «ли письменной. Суще­ствуют этикетные требования к докладу начальнику и выступле­нию на собрании, публичной лекции или беседе с друзьями, раз­говору при личной встрече или по телефону. Не менее важно правильно подготовить служебную записку или рапорт, соста­вить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особенности. Все они входят в понятие «речевой этикет». Он, в свою очередь, определяет одну из граней культуры общения. Гром­кость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуа­ции ярко демонстрируют уровень культуры общения.

    Очень важную роль для военнослужащего играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, мимика, даже взгляд- все это также учитывается при оценке культуры обще­ния военнослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета сле­дующим образом: «Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения» (статья 60). Эти правила далее предписывают военно­служащему, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях. Это деление ярко показывает, что для этикета одинаково важно и то, как человек говорит (пишет), и то, как он двигается.

    Воинский этикет- эго свод правил поведения, основанных на принципах армейской морали, уставов и традиции Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимо­отношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к гражданскому населению. К этикету близки такие понятия, как вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежли­вость составляет, по сути основу этикета, представляя собой со­блюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) - это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени со­ответствующую ситуации. Скромность - это стиль вежливого по­ведения, при котором человек не стремится привлекать внимания к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчи­вых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и опре­деляет культуру общения военнослужащего.

    С нравственностью воина и требованиями воинского этикета неразрывно связаны и требования воинских уставов. Устав тре­бует от военнослужащего быть храбрым, дисциплинированным, честным, исполнительным, бдительным воином, дорожить вой­сковым товариществом и т. д. (Устав внутренней службы, ста­тья 13). Этикет показывает, в каких формах должны проявляться эти качества в различных ситуациях.

    Поведение человека в военной форме - та внешняя сторона, по которой окружающие в значительной мере судят о надежно­сти, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Ве­теран, глядя на молодого человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выво­ды. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и по­ведение представителей той армии, которая одержала столько славных побед. Этикет важен для военнослужащего во всех об­ластях человеческого общения: в служебной деятельности, в об­щественных местах и семье.

    В наше время основные этикетные нормы для военнослужа­щих заложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации. Общее правило сформулировано в статье 64 Устава внутренней службы: «Военнослужащие должны постоян­но служить примером высокой культуры, скромности и выдер­жанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое досто­инство и уважать достоинство других... Взаимоотношения меж­ду военнослужащими строятся на основе взаимного уважения». Заботясь о высокой культуре взаимоотношений военнослужа­щих, командир должен всегда исходить из того, что она опирает­ся на прочную правовую базу. Уставы предписывают нам образ­цы взаимоотношений, соответствующие современным принци­пам общения между людьми в условиях военной организации.

    Командир должен прежде всего выступать примером для сво­их подчиненных. Это особенно касается культуры общения во всех ее проявлениях: манере поведения, форме одежды, стиле отдания приказов и так далее. Стремление быть близким к людям похвально, но заигрывание с ними недопустимо. Высоко ценится доверие командира к своим подчиненным, но резкое осуждение вызывает перекладывание на плечи подчиненных своих функ­циональных обязанностей. Доброжелательность командира не должна перерастать в фамильярность и неуместное «тыканье».

    Соблюдение требований этикета позволяет каждому военно­служащему ощутить себя членом единого коллектива, почувство­вать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по во­просам службы обращаться друг к другу на «вы», предваряя обра­щение словом «товарищ». В других ситуациях хорошо знающие друг друга военнослужащие и, как правило, равные в воинских званиях и должностях могут обращаться друг к другу на «ты».

    Самое ценное качество командира - уметь организовать лю­дей, вызвать у них энтузиазм для выполнения поставленной зада­чи. А достичь этого можно лишь развивая все лучшее, что есть в людях, признавая их достоинства и поощряя за усердие.

    Поведение в быту

    Этикет предписывает военнослужащему быть точным. Следо­вательно, техническим атрибутом его этикета должны быть часы. Важно, чтобы они были достаточно неброскими, с хорошим об­зором в различных условиях.

    Соблюдение требований бытового этикета нередко напрямую связано с сохранением здоровья военнослужащего. Недопустимо совместное использование опасных и безопасных бритв, игл для шитья и т. д. Такого рода «взаимовыручка» может быть чревата самыми печальными последствиями для здоровья.

    Часто нарушение этикетных требований бывает связано с ку­рением. Общее правило здесь таково: курение не должно вызы­вать даже скрытого раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопусти­мо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для куре­ния только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Недопустимо приветствовать не только начальников, но и просто знакомых, держа сигарету во рту. В Уставе внутренней службы, кстати, го­ворится (статья 17), что военнослужащий «должен... воздержи­ваться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)».

    Культура речи и внешнего вида

    Важным элементом культуры является культура речи военнослужащего. Недопустимо, чтобы армейский коллектив превра­щался в своего рода «школу злословия». Между тем сквернословие - нередко бич в воинских подразде­лениях.

    Еще одна важная составляющая служебного этикета, и не только служебного,- забота о своей внешности. Элегантный внешний вид - свидетельство уважения человеком самого себя и окружающих. И, напротив, неряшливость в одежде, прическе и т. д. - показатель отсутствия деловых и нравственных качеств, необходимых в современном мире. Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что одна только кра­сивая военная форма заставит окружающих уважать их. Умение вести себя просто необходимо. И рассчитывать здесь только на один отдельный элемент: одежду, умение говорить или изящно двигаться - очень трудно.

    Жизнь многообразна в своих проявлениях. Военнослужащий сталкивается с такими ситуациями, которые трудно предусмот­реть заранее. Поэтому невозможно предписать правила поведе­ния на каждый случай. Есть один общий принцип, который вы­ручает почти всегда: помните о чести собственной и отдавайте должное достоинству окружающих.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Системный характер воспитания в подразделении и части (на корабле) проявляется в целенаправленном, организационно оформленном взаимодействии всех членов воинского коллекти­ва, регулируемом действующим законодательством, педагоги­ческими принципами и направленном на обеспечение успешно­го решения задач военной службы. В узком смысле воспитание рассматривается как процесс систематического воздействия ко­мандира на подчинённого в интересах привития ему качеств, Соответствующих воспитательным целям и задачам. Данное оп­ределение охватывает саму суть процесса воспитания как един­ства деятельности, с одной стороны-командиров, осуществ­ляющих систему педагогических воздействий на сознание, чув­ства, волю воина, а с другой - подчиненных, активно реаги­рующих на эти воздействия.

    Для качественного решения проблем воспитания подчинен­ных командиру, который является ключевой фигурой в этом процессе, необходимы знания в различных областях науки, и прежде всего в педагогике и психологии, а также жизненный и служебный опыт.

    При этом командиру следует сосредоточить основные уси­лия на таких направлениях воспитательной работы, как инфор­мационное, социально-правовое, укрепление воинской дисцип­лины, правопорядка и некоторых других.

    Успех в решении этих задач во многом зависит от умения офицеров и прапорщиков работать с людьми, от их способности сплотить подчиненных в дружный коллектив единомышленни­ков, воспитать патриотов, до конца выполняющих свой воин­ский долг.

    Только целенаправленная системная воспитательная работа дает командирам возможность поддерживать высокий уровень морально-психологического состояния воинских коллективов, позволяет успешно решать задачи, стоящие перед подразделе­ниями, частями и кораблями.


    Литература

    1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А. «Морально-психологическое обеспечение в вооруженных силах России» - М.:ВУ,2002.

    2. «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил»: Приказ министра обороны РФ N 250 от 8 мая 1993 г. М., 1993.

    3. Чертополох А. А. «Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». – М.: ВУ, 1999.

    В том числе и знаменитый клич "...За Волгой для нас земли нет..." к сожалению, теряют свою актуальность. Это большое поле деятельности и размышлений для военных историков. Но, тем не менее, даже современная жизнь Вооруженных Сил имеет огромную почву для появления, для рождения новых боевых традиций, однако эти традиции не могут существовать в разрыве от традиций прошлых лет. Даже в наше...

    И совершенствуется. - Главной особенностью методов информационно-воспитательной работы является то, что они оказывают воспитательное воздействие в основном посредством словесной информации. МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРАКТИКЕ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Базовыми методами воздействия, которые можно применя­ть в практике информационно-воспитательной работы, являются убеж­дение и...

    1.2

    Тема: Нормы воинского этикета. Культура общения военнослужащих.

    Цель: помочь слушателям уяснить сущность и проявление морали в сфере военной , пограничной деятельности, познако­миться с историческими традициями и современными проб­лемами воинской этики.

    Время: 4 часа (2 - рассказ, 2 - беседа).

    Учебные вопросы: 1. Сущность и особенности воинской этики.

    2. Исторические традиции и современные проблемы воинской этики.

    3. Дружба и войсковое товарищество - основа куль­туры общения военнослужащих.

    Военное дело, защита границ на Руси имеет богатую традицию. Века­ми русский народ вынужден был отстаивать свободу и национальную неза­висимость. столетиями вырабатывался в русской армии и кодекс воинской чести, верности долгу, присяге. Эти неприходящие ценности хранились как святыни, передавались из поколения в поколение, воспитывались в напряженном ратном труде в мирное время, проверялись на прочность в сражениях с врагами.

    Жизнь человека в обществе регулируется особым социальным институ­том - моралью (от лат."moris" - нравы). Древнегреческий философ Арис­тотель назвал науку, изучающую и формирующую правила, нормы морали, нравственного сознания и поведения людей, этикой (от греч. "ethos" - обычай, характер). По его мнению, она определяет, что "следует делать и от чего нужно воздерживаться".

    Воинская этика как составная часть морали имеет глубокие корни. Ведь история человечества, по свидетельству ученых, знает лишь 227 мирных лет. Поэтому все более специфичной и значимой для народов ста­новилась воинская (в период войны - боевая) деятельность. Профессия воина требовала и наличия особых правил взаимоотношений в армии, вос­питания определенных морально-боевых качеств.

    Таким образом, воинская этика представляет собой систему нравс­твенных ценностей, юридически закрепленных в присяге, уставах и других законодательных и нормативных актах, регламентирующих жизнь и деятель­ность армии, а также принятых в воинских коллективах и поддерживаемых силой общественного мнения моральных предписаний, регулирующих поведе­ние военнослужащих. Она раскрывает специфику проявления морали общест­ва в процессе подготовки и вооруженной защиты Отечества.

    Итак, каковы же характерные особенности воинской этики? Во-первых , ее высокая социальная значимость. Как известно, защита

    Отечества является священным долгом, а воинская служба - почетной обя­занностью советских граждан. Поэтому относить воинскую этику к сугубо профессиональной было бы неверно. Она профессиональна лишь для посто­янного состава армии, флота и пограничных войск: офицерского корпуса, а также для прапорщиков и мичманов. С другой стороны, воинская этика затрагивает в той или иной мере всех граждан, призванных на действи­тельную военную службу.

    В последнее время комплектование Вооруженных Сил, Пограничных войск идет по смешанному принципу: служба по контракту и по призыву. Поэтому воинская этика приобретет профессиональный характер. История нашей армии, пограничных войск показывает, что защитники Отечества всегда были морально сильнее своего противника.

    Предоставим слово военнослужащим старой русской армии. В 1875 го­ду в журнале "Военный сборник" была опубликована статья "Заметки о развитии военных познаний и общих военных принципов в среде офицеров нашей армии". Ее автор - генерал-лейтенант Э.Л.Свидзинский утверждал: "Армия составляет основу и мощь государства; она представляет живое тело, постоянно обновляющееся притоком живых народных элементов; она не представляет кассовой замкнутости, и интересы ее неразрывно связаны с интересами государства. Все сословия равно призваны нести бремя во­енной службы, всем же равно открыта дорога подвизаться на поприще этой службы..."

    Во-вторых , особенность воинской этики заключается в строгой рег­ламентации принципов, норм и правил морали в армейской среде. Требова­ния морали как одного из регуляторов поведения человека в обществе обычно не носят формально закрепленного характера. Складывается некий свод правил и запретов, соблюдение или нарушение которых расценивается как достойное либо недостойное поведение. Это своеобразный кодекс чес­ти, который в большинстве своем остается неписаным.

    Нормы и требования воинской этики закреплены в соответствующих юридических документах, регламентирующих жизнь и деятельность армии, определяющие правила поведения военнослужащих в том или ином случае. "Военная организация, - писал М.Ф.Фрунзе, - это специфическая органи­зация, требующая от своих членов особой четкости, точности, исполни­тельности, выдержки, быстроты исполнения всех распоряжений". Этические принципы облечены в форму закона, присяги, устава, приказа, наставле­ния, инструкции и других нормативных актов, нарушение которых влечет за собой не только моральное осуждение товарищей по службе, но и адми­нистративную, а порой и уголовную ответственность.

    Например, в петровском "Уставе воинском" говорилось: "Кто к Зна­мени присягнул, тот тот у оного до смерти стоять должен". Полк, поте­рявший знамя в бою, подлежал по приказу Петра 1 расформированию, а солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Еще строже звучат его правила для военной битвы: "Также никто из господ генералов с места баталии прежде уступать не имеет, пока он от своего командира к тому указ не получит. Кто же место свое без указу оставит или друга выдаст, или бесчестный бег учинит, то оный будет лишен и чести и живо­та".

    Из истории Пограничных войск известно, что из 418 пограничных застав, стоявших на западных и северо-западных границах в начальный период Великой Отечественной войны ни одна не оставила свой участок без приказа.

    В-третьих , воинский этикет имеет ярко выраженную внешнюю окраску, оформление. Речь идет о правилах отдания воинской чести, о форме одеж­ды и различиях, армейских ритуалах. Воинская культура на протяжении

    всей истории человечества и у всех народов мира проявлялась в ритуаль­ных обрядах посвящения в солдаты, в военных парадах, в организации бы­та и досуга военнослужащих, в украшении одежды военного человека.

    Кстати, в русской армии всегда с особой ревностью относились к чести военного мундира, олицетворяя ее с честью русского оружия, бое­вой славой армии, ее традициям. Лишение мундира или права ношения ка­ких-либо знаков отличия означало бесчестие и служило одним из самых тяжелых наказаний для офицера или солдата. Это наказание порой приме­нялось к подразделению или даже воинской части, если имело место отс­тупление от устава, приказа или малодушие на поле боя.

    Известен, например, такой исторический факт. 16 марта 1806 года по русской армии был отдан приказ: "Среди храбрости, оказанной русски­ми войсками, усмотрены и деяния тех, кои в день баталии покрыли себя бесславием. Новгородский мушкетерский полк при встрече с неприятелем противостоял ему недружно. В наказание столь постыдного поведения нов­городского мушкетерского полка положено отныне штаб-обер-офицерам его носить шпаги без темляков, а нижним чинам его полка тесаков не иметь". Лишь через 4 года этому полку, искупившему свою вину мужеством и храб­ростью, были возвращены утерянные отличия.

    Заканчивая изложение вопроса, следует подчеркнуть: только став внутренней позицией человека, правила, нормы и принципы морали позво­ляют ему выбирать соответствующие обстоятельствам формы поведения. Главными показателями высокой нравственности военнослужащего являются преданность Родине, верность присяге, воинская честь и достоинство.

    II.

    В основе формирования высоких нравственных качеств у военнослужа­щих лежит чувство глубокой убежденности в социальной значимости про­фессии защитника Отечества, сознательность выполнения своего воинского долга, признание обществом реальных заслуг армии, пограничных войск. Ведь на Руси ратный труд всегда рассматривался как священный долг гражданина и почитался в народе.

    Здесь можно привести слова из "Инструкции ротным командирам" за подписью полковника графа Воронцова 1774г.: "Если положение военного человека в государстве считается сравнительно с другими людьми беспо­койным, трудным и опасным, то в то же время оно отличается от них не­оспоримой честью и славою, ибо воин превозмогает труды часто несносные и, не щадя своей жизни, обеспечивает своих сограждан, защищает их от врагов, обороняет Отечество..."

    В 1812 году "Военный журнал" писал: "Военная служба более всех других званий сопряжена с тяжкими трудами, с чрезмерными усилиями и пожертвованиями, ибо всякому известно... коль великим опасностям под­вергаются неустрашимые воины, защищая пределы Отечества и не щадя жи­вота своего за благоденствие с страны, коя безопасность от их храброс­ти и благоразумия зависит. Словом, обязанности защитников отечества столь многочисленны, что, исполняющий оныя в точности, заслуживает об­щее сограждан своих уважение..."

    Армейские традиции и ценности требуют не только исторической па­мяти, но и осознания нравственных идеалов нашей армии новыми поколени­ями. Ведь нельзя воспитать гражданина и патриота, не прививая молодому человеку чувства ответственности за безопасность Отечества, готовности защищать его.

    Однако сегодня, к сожалению, стало модным кидать камни в сторону наших Вооруженных Сил, обвинять их во всех мыслимых и немыслимых бедах нашего общества. По мнению иных оппонентов, армия чуть ли не главная опасность для демократии. Она якобы, поглощая со всенародного стола миллиарды, обрекает народ на нищету и голодное существование. Ее назы­вают даже как "школой, морально калечащей своих учеников...".

    Подобный шквал оскорблений и обвинений не проходит бесследно для молодежи, которая, словно губка, впитывает эту клевету. В ее сознании медленно разрушаются такие понятия, как "долг", "верность", "честь", тускнеют такие качества, как войсковое товарищество, дружба, поблекли краски романтики военной службы, ратного труда, профессии защитника Родины.

    В бурном потоке современной жизни политических и национальных распрей блекнут многие бывшие ценности. Но есть и такие над которыми время не властно. И среди них традиции воинской этики, святые понятия, незыблемые со дня рождения государства Российского и его армии.

    Каковы же традиции воинской этики?

    Во-первых , воинская этика глубоко патриотична по своему содержа­нию.Она направлена на воспитание любви к своему народу, преданности Родине, верности воинскому долгу. Поучителен такой факт. В 1876 году во многих российских газетах было напечатано известие о мученической смерти унтер-офицера 2-го Туркестанского стрелкового батальона Фомы Данилова. Во время боя он был захвачен в плен кипчаками и варварски убит ими после истязаний за то, что не хотел перейти к ним на службу и принять магометанство. Мучители, замордовав его до смерти, удивились силе духа русского воина и назвали его за стойкость батыром, то есть богатырем.

    Во-вторых , моральные ценности армии зиждятся на полном интернаци­онализме. История знает немало примеров создания многонациональных ар­мий. К ним, например, можно отнести армии Александра Македонского, Древнего Рима, татаро-монголов, Наполеона, Австро-Венгрии. Но лишь русская армия всегда стойко противостояла иноземным завоевателям.

    Участник Отечественной войны 1812 года поэт-партизан Денис Давы­дов с верой в великое будущее народов России писал: "Огромна наша мать-Россия! Изобилие ее средств дорого уже стоит многим народам, по­сягавшим на ее честь и существование; но не знаю они еще всех слоев лавы, покоящихся на дне ее... еще Россия не подымалась во весь свой исполинский рост. И горе ее неприятелям, если она когда-нибудь поды­мется!". Пророческими оказались эти слова. Скрытая сила единства и сплоченности народов Советского Союза жаром полыхнула в годы Великой Отечественной войны. Вот когда все народы России поднялись во весь рост! Можно было добиться численного превосходства в танках, самоле-

    тах, орудиях. Можно даже было добиться частного успеха в сражении. Но

    никогда не победить народа, который выстрадал свою многовековую исто­рию, чье братство скреплено кровью.

    "...Мы побеждаем смерть потому, - писал в письме матери в октябре 1942 года рядовой Ю.Кузьмин, - что... деремся не только за свою жизнь: мы думаем в бою о жизни мальчика-узбека, грузинской женщины, русского старика. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых - Родину."

    В-третьих, воинская этика воспитывает в сердцах защитников под­линный гуманизм. Русский солдат всегда нес с собой свободу и независи­мость. Вступив на землю врагов своих, он никогда не руководствовался чувством мести. В приказе генерал-фельдмаршала М.И.Кутузова 21 декабря 1812 года говорилось: "...пройдем границы и потащимся довершать пора­жение неприятеля на собственных полях его. Но не последуем примеру врагов наших в буйстве и неистовствах, уничтожающих солдата. Они жгли дома наши, ругались над святынею... Будем великодушны, положим разли­чие между врагом и мирным жителем. Справедливость и кротость в обхож­дении с обывателями покажут им ясно, что не порабощения их и не сует­ной славы мы желаем, но ищем освободить от бедствия и угнетений даже самые те народы, которые вооружились против России".

    Беспощадно громя фашистов, советские воины проявили гуманизм и великодушие к немецкому народу. В поверженном Берлине осталось без продовольствия около 3,5 млн. жителей. Уже 11 мая 1945 года военный совет 1-го белорусского фронта принимает постановление N 065 "О снаб­жении продовольствием немецкого населения Берлина", а 31 мая постанов­ление N 080 "О снабжении молоком немецких детей в Берлине". И это в то время, когда в нашей стране народ голодал, отдавая все фронту. Это и есть истинный гуманизм русского солдата.

    И как горько было видеть оставшимся в живых фронтовикам на митин­гах в Прибалтике плакаты с надписью: "Оккупанты СССР, вон из Латвии!", лозунги: "Красная Армия, - вон из Литвы!", "Оккупанты, убирайтесь до­мой!". Это холодный ветер забвения памяти погибших. Вспомним кадры ки­нохроники: жители спасенных городов встречают армию-освободительницу. Ликующие лица. Слезы радости на глазах. Охапки цветов на броне танков. Неужели это все в прошлом ?

    В-четвертых , воинская честь и достоинство всегда составляли серд­цевину нравственных ценностей армии. Так, Петр 1 выше всего ценил и ставил во главу угла воспитания солдат уважительное отношение к лич­ности воина. Взаимоотношения между начальником и подчиненным, по его убеждению, должны строится на отеческих началах. Вот несколько пет­ровских заповедей. "Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равным образом отечески содержать... Прапорщику подобает во все дни немощных посещать и смотреть, нет ли в чем-либо недостатка. Ему подобает великую любовь к солдатам иметь..."

    Такой подход был присущ многим полководцам и военачальникам того времени. Фельдмаршал Г.А.Потемкин, например требовал "обучать людей с терпением и ясно толковать способы к лучшему исполнению...". Известный

    русский педагог М.И.Драгомиров наказывал: "Нужно взывать к возвышенным

    сторонам человеческой природы и не только не подавлять, а напротив,

    укреплять их в солдате". Русский генерал Скобелев М.Д. в одном из сво­их приказов писал: "...прошу всех господ офицеров вверенных мне храб­рых войск проникнуться убеждением, что неустанная заботливость о сол­дате, любовь к нему, делом доказанная, лучший залог к победе".

    Противником грубости, неуважения к рядовым бойцам Красной Армии был М.В.Фрунзе. Он требовал соблюдать права подчиненных, обращаться в случае необходимости к совести солдата. "Резкое обращение, - предосте­регал Фрунзе командиров в одном из своих приказов, - неожиданное взыс­кание и грубые окрики будут непонятны молодому человеку, красноармей­цу, запугают его и убьют интерес к военному делу".

    Уставы наделяют командиров огромной властью, но одновременно они предусматривают и ответственность за ее использование. Такая ответс­твенность предполагает прежде всего уважение чести и достоинства под­чиненного. К сожалению, не все командиры и начальники усваивают эту заповедь, что приводит к конфликтам в воинских коллективах, подрывает веру людей в порядочность, честность.

    Надо признать, что ценнейший опыт в области воинской этики, кото­рый накопили за свою многовековую историю русская армия, по большей части забыт и растерян. В наши дни дни понятие воинской чести стер­лось, потускнело. Мы избегаем произносить само это слово. Видимо, пришла пора возродить исторические традиции армейской нравственности и смело произносить кажущуюся ныне архаичной фразу: "Честь имею!"

    Время меняет часовых. Каждое поколение отдает свой воинский долг Родине. История пишется и сегодня. Возвращение к истокам - это путь к возрождению, связующая нить между прошлым и настоящим. Пример наших предков, дедов и отцов необходим нам сегодня. Этого требуют интересы защиты нашей Родины.

    III.

    Нет такой книги, нет такой сценической или кинопостановки на темы войны, ратной службы, где бы во весь голос не прозвучала бы тема друж­бы, товарищества. Да иначе в характеристике русского воинства, держав­ной ратной отваги и быть не может.

    Издревле повелось на Руси, что "нет службы без дружбы". Вспомним, Петр I на кануне Полтавской битвы обращается не только к офицерам, но в большей степени к солдатам со словами:"Воины! Вот пришел час, кото­рый решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражае­тесь за Петра, но за государство, Петру врученное... А о Петре ведай­те, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия..."

    С другим призывом другие европейские монархи не могли обратиться к войскам своих армий, состоявших из наемников. Русский патриотизм строился на беспредельной и безусловной верности государству. Если в западной Европе призывали в трудный час ратников грудью встать на за­щиту своего домашнего очага, жен и детей своих, то Кузьма Минин, нап­ротив, предлагает "дворы продавать, жен и детей закладывать, чтоб

    только помочь Московскому государству". Единая, нерушимая любовь к

    Отечеству сроднила весь русский народ - от посадского человека Кузьмы Минина до князя Дмитрия Пожарского, от старостихи Василисы до фель­дмаршала Кутузова. Многовековые поползновения недругов земли русской спаяли наш народ в духе такой любви к Отечеству, такой преданности го­сударству, какой не знала история.

    Патриотизм из столетия в столетие формировался у нас всем укладом внутригосударственной жизни. Государственный аппарат, православная церковь, армия - эти и другие институты, образно говоря, работали на воспитание воина - стойкого, преданного своему народу, готового не ща­дить живота за "други своя".

    Дружба и взаимовыручка, уходящие корнями в сельские общины, прив­носятся русским крестьянством и в военное дело. Отношение к своему ма­ленькому сельскому миру, проникнутое чувством долга и бескорыстной преданности общему делу, переносилось на мир большой, состоящий в сво­ей основе из сельских миров, на общину общин Россию. Деревенская общи­на служила практической школой общегосударственного патриотизма.

    Чувство войскового товарищества и дружбы закладывались на Руси издревле. Об этом говорится и в народных былинах, древнерусских, очень немногих сохранившихся летописях. "Слово Даниила залочника", "Слово о полку Игореве", "Поучения Владимира Мономаха" являются бесценными сви­детельствами того, как жили, относились к боевому товариществу, дружбе наши прародители. Недаром само слово "дружина" происходит от слова "друг".

    Дружина - это вооруженные отряды при князе в древней руси, участ­вовавшие в управлении княжеством и личным хозяйством князя.

    Дружина, как правило, состояла из воинов-профессионалов. Они были искусны в любом виде конного и рукопашного боя, могли действовать в строю и индивидуальных единоборствах, владея всеми видами оружия. Древнерусское воинство было спаяно войсковым братством, традициями взаимовыручки. Как свидетельствует летопись, ратники говорили князю Святославу: "Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим".

    Легендой живет в народе подвиг Евпатия Коловрата, который с тре­мястами дружинников заставил бояться себя хана Батыя.

    А вот еще одна страничка боевого братства. 1242 год. Тевтонский орден в который раз двинул свои полчища на Русь. Александр Невский выставил против рыцарского "клина" не имевшую боевого опыта народную рать, с превеликим трудом собранную по разоренным русским землям. И если на Западе пешие бросались в рассыпную, едва завидев всадников, давая себя перерезать, подобно бессмысленному скоту, то в России вышло наоборот. Стоявшие плечом к плечу русские воины выстояли на льду Чудс­кого озера. Друг прикрыл друга. Русское ополчение, посрамив известный своей строгостью устав ордена Тамплиеров, признававший, что "...пешим кнехтам не по силам противостоять конному противнику, и не возбраняет­ся им спасаться в таком случае бегством", выстояло и победило.

    То, что было невозможным для Европы, для Руси стало возможным и необходимым.

    Дружба на поле брани спасала Россию-мать. Пройдут годы, и великий Гоголь так скажет об этой дружбе устами Тараса Бульбы: "Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и хра­мы, и князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может только один человек. Бывали и в таких землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помно­гу пропадать на чужбине; видишь и там люди! Также бежит человек, и разговоришься с ним, как со своим; а как дойдет до того, чтобы пове­дать сердечное слово,- видишь,нет, умные люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как любит русская душа, - любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, чем ни есть в тебе... Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей, думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды, да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим, свой со своим гово­рить не хочет; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная ми­лость польского магната, который желтым чоботом бьет их в морду, доро­же для них всякого братства. Но у последнего падлюки, каков они ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у него, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и уда­рится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, прокляв­ши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое в земле русской товарищество!

    Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не до­ведется так умирать! Никому, никому! Не хватит у них на то мышиной на­туры их!"

    Несть числа, как говорили в древности, примерам войсковой дружбы, взаимовыручки.

    Перелистаем мысленно страницы истории. 20 месяцев, осажденный польскими интервентами, держался Смоленск. Его защитники делились друг с другом последней коркой хлеба, а когда уже не доставало сил удержать голод, оставшиеся в живых защитники укрылись в Успенском соборе и взорвали себя вместе с осаждавшими захватчиками.

    Можно без преувеличения сказать, что история без побед русского оружия - это еще и история русского товарищества тех, кто держал и держит это оружие в своих руках.

    Держал на легендарном поле Бородинском, сокрушая Наполеоновские орды. Держал на Шипке под водительством легендарного Скобелева. Под Севастополем, сражаясь с турецкими ордами. На палубе "Варяга", ушедше­го в морскую пучине, но не сдавшегося врагу. И наконец, в годы Великой отечественной войны 1941-45 г.г.

    Традиции, заложенные многовековой историей России, в годы Великой Отечественной войны получили новой развитие. Каждый час, каждый день той страшной войны давал сотни, тысячи примеров истинной солдатской дружбы.

    Застава старшего лейтенанта Лопатина продержалась 10 дней, Брест­ская крепость - более месяца. Все это - легендарные примеры солдатско­го подвига. Не будь их, не остановить бы немецкого фашизма. И А.Матро­сов, и Н.Гастелло, и Ю.Смирнов, и Н.Кузнецов знали, что за ними стоят их боевые товарищи, Родина, во имя которой они отдали свою жизнь, спа­сая жизни боевых друзей. Такими примерами изобилует история каждой части.

    (Привести примеры из истории соединения, части).

    Дружба фронтовиков - святая дружба. Вспомним Александра Трифоно­вича Твардовского:

    Свет пройти - нигде не сыщешь,

    Не случалось видеть мне

    Дружбы той святей и чище,

    Что бывает на войне.

    Но не только на войне. В обычных пограничных буднях друга, как в песне поется , случись что, прикроет друг.

    Дружба, чувство коллективизма - вот что сроднило русских воинов. От седых времен старины до наших дней.

    Известный писатель Александр Крон в романе "Дом и корабль" вот как сказал об этом устами командира подводной лодки: "Нет ничего выше и могущественнее, чем человеческий коллектив, и нет ничего грустнее, чем человеческое стадо. Коллектив умнее и нравственнее отдельного че­ловека, стадо глупее и подлее. У коллектива есть прошлое и будущее, у стада - только настоящее. В коллективе даже умерший человек продолжает жить, стадо способно затоптать живого. Стадо может притворится коллек­тивом, но не на долго, в нем нет взаимного притяжения частиц, оно как бочка, стянутое обручами. Если сцепления нет, а есть только обручи - привычка в подчинении, страх перед трибуналом, вызубренные, но не ставшие плотью и кровью истины, в критический момент стадо покажет се­бя стадом."

    Будем помнить эти и другие мудрые слова. Будем крепить дружбу и войсковое товарищество, ведь именно на этих качествах формируется культура общения военнослужащих. Далее руководителю занятия необходи­мо довести требования Уставов ВС к порядку взаимоотношений между воен­нослужащими. На конкретных примерах показать значение культуры общения в воинском коллективе акцентируя внимание слушателей на пагубность вредных привычек в общении - сквернословие, грубости, фамильярности и т.п.

    В качестве вывода по теме целесообразно еще раз подчеркнуть, что сформированные многими поколениями пограничников правила поведения лю­дей в воинских коллективах, устоявшиеся нормы морали и нравственного сознания должны соблюдаться каждым военнослужащим.

    Военный этикет и культура общения военнослужащих

    1. Сущность и основы воинского этикета.
    2. Культура поведения военнослужащих.

    Одной из главных граней проявления культуры личности военнослужащего является его поведение в различных ситуациях воинской службы. Оно является сердцевиной общей культуры взаимоотношений воинов армии и флота и играет важную роль в жизни и деятельности Вооруженных Сил современной России. От уровня культуры взаимоотношений зависят сплоченность воинских коллективов, поддержание в них уставного порядка, соблюдение требований воинской дисциплины, единоначалия и субординации. Поэтому вопросам воинского этикета и культуры поведения военнослужащих уделяется много внимания в современной армии и на флоте.

    Слово «этикет» французского происхождения, вначале употреблялось в значении придворного церемониала, который предписывал до мелочей разработанные правила поведения аристократии при приемах во дворцах и салонах. Само слово «этикет» произошло от названия карточек - «этикеток», которые раздавали всем гостям во время приемов у французского короля Людовика XIV. На этих карточках были написаны правила поведения, которые были обязательны для гостей. Это позволяло свободно общаться людям неравных социальных статусов.

    В современных условиях под этикетом понимается совокупность правил культуры поведения, касающихся внешнего отношения к людям, которые приобрели характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

    Требования этикета не являются застывшими. Общечеловеческие нормы этикета хотя и варьируются в зависимости от конкретных условий, всегда сохраняют свое существенное содержание - быть формой цивилизованного человеческого поведения. Поэтому в основе их лежат уважение к человеку, его правам, интересам, желаниям, признание правомерности самого его существования, стремление помочь человеку или по крайней мере не помешать ему в осуществлении тех или иных действий, если они, конечно, не наносят вреда другим людям; стремление быть понятым, сохранить свое достоинство не в ущерб другим людям и не за счет ущемления их достоинства. Соблюдая эти положения, человек логично и закономерно найдет соответствующие правила этикета, формы своего поведения.

    Существует придворный, дипломатический, воинский этикет и другие его разновидности.

    Особенность воинского этикета состоит в том, что он носит нормативный характер, обязательный для всех участников процесса общения. Его основные правила закреплены в требованиях общевоинских уставов, имеют под собой юридическую основу. И если соблюдение военнослужащими общих правил культуры поведения является желательным, то соблюдение требований воинского этикета - обязательным. Это и обуславливает превращение правил воинского этикета в закон жизни военнослужащих и действенное воспитательное средство в условиях воинской деятельности.

    Под воинским этикетом понимается свод правил поведения военнослужащих, основанных на принципах морали и традициях армии и флота, и закрепленный в требованиях Военной присяги и общевоинских уставов Вооруженных Сил.

    Связь уставных требований и норм воинского этикета состоит в том, что уставы предписывают, что делать и каким должен быть моральный облик военнослужащего, а этикет рекомендует, советует, как делать, как выполнять нравственные предписания, как развивать у себя полезные привычки.

    В структуре воинского этикета выделяются два основных элемента: система атрибутов и система норм.

    К атрибутам воинского этикета относятся только те материальные предметы, которые строго предусмотрены правилами этикета и без которых их функционирование становится невозможным или затруднительным. В первую очередь это военная форма одежды. Во- вторых, оружие. Именно эти атрибуты отличают военного человека от гражданского. В то же время без наличия часов любому военнослужащему практически невозможно быть точным и пунктуальным, без расчески - иметь аккуратную прическу, без сапожной щетки - поддерживать в чистоте обувь и т.д.

    Система норм воинского этикета охватывает такие сферы взаимодействия, как порядок отдачи и выполнения приказов, порядок обращения военнослужащих" друг к другу, воинское приветствие, порядок представления, воинскую вежливость и поведение, порядок применения поощрений и взысканий, подачи жалоб и заявлений и т.д. В основе норм воинского этикета лежат такие основополагающие принципы, как единоначалие, воинская дисциплина, воинская субординация, а также равенство, социальная справедливость, уважение достоинства каждого и т.д.

    Воинский этикет выполняет ряд важных функций, играющих большую роль в жизни общества и Вооруженных Сил. Основными из них являются следующие.

    Во-первых, военно-политическая функция. Армия и флот - важная составная часть государства. Их эффективное функционирование говорит о надежности защиты государственных интересов, о повседневном обеспечении национальной и военной безопасности страны. Обычные граждане не видят и не знают повседневной воинской службы, специфики ратного труда. Они во многом судят о состоянии Вооруженных Сил по внешнему виду и поведению военнослужащих при встрече с ними. Опрятный, молодцеватый, вежливый военнослужащий вызывает у них чувство симпатии и уважения к армии и флоту, уверенность в том, что личный состав Вооруженных Сил с честью выполнит свой долг.

    Во-вторых, профессиональное выполнение требований воинского этикета свидетельствует о дисциплинированности военнослужащего, хорошем знании и четком выполнении требований общевоинских уставов. Оно помогает сплачивать общевоинские коллективы, поддерживать в них уставные взаимоотношения. Четкое соблюдение этих требований подчеркивает профессионализм, сознательное исполнение воинского долга, высокую ответственность за свое звание защитника Отечества.

    В-третьих, служебно-регулятивная функция. Взаимоотношения военнослужащих четко регламентируются требованиями воинских уставов. Они определяют, как должны воины армии и флота обращаться друг к другу, выполнять воинское приветствие, отдавать и выполнять приказы, вести себя на службе и при увольнении из расположения воинской части. Соблюдение требований воинского этикета поддерживает единоначалие, воинскую субординацию, служит укреплению авторитета командного состава и в то же время подчеркивает уважительное отношение начальников к подчиненным, обеспечивает сохранение их чести и воинского достоинства.

    В-четвертых, воспитательная функция. Требования воинского этикета ставят всех военнослужащих в равное положение с точки зрения уважения их прав и личного достоинства как защитников Отечества. Соблюдение уставных правил взаимоотношений военнослужащих старшими по воинскому званию, должности, сроку службы воспитывает молодых воинов в духе уважения к правопорядку, формирует у них такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, исполнительность, уважение своего личного достоинства и достоинства других.

    В-пятых, эстетическая функция. Ратный труд нелегок, связан с преодолением трудностей и опасностей. В условиях воинской службы от личного состава требуется проявление самых высоких морально- психологических качеств вплоть до личного самопожертвования. Поэтому в повседневных условиях очень важно формировать у воинов чувство прекрасного, ибо в основе воинского долга и ответственности лежат самые высокие человеческие чувства. Красивая форма одежды, стройность, молодцеватость, хорошая строевая выправка способствуют воспитанию у военнослужащих уважения к ратному труду, сплачивают воинский коллектив в единое целое.

    Основные правила воинского этикета. Соблюдение требований воинского этикета является важной уставной обязанностью воинов армии и флота. В общих обязанностях военнослужащих в статье 19 Устава внутренней службы ВС РФ записана необходимость соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

    Важное значение в соблюдении правил воинского этикета отводится такому атрибуту, как военная форма одежды. Современная форма одежды личного состава армии и флота определена приказом министра обороны РФ. Правила ее ношения распространяются на военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту и призыву, а также на военнослужащих, уволенных в запас или отставку с правом ношения военной формы одежды.

    Форма одежды должна быть правильно подогнана, содержаться в чистом и аккуратном виде. Военнослужащим запрещается:

    Ношение предметов военной формы одежды не установленных образцов;
    - смешение предметов военной формы одежды с гражданской;
    - ношение на военной форме одежды знаков различия и отличия, не предусмотренных соответствующим приказом.

    Правила воинского этикета обязывают военнослужащего не только самому следить за своей формой одежды, но и помогать товарищам устранять замеченные недостатки.

    Следующим важным атрибутом военнослужащих является оружие, право на хранение, ношение и применение которого определено в законодательном порядке. От неуклонного соблюдения правил обращения с оружием во многом зависят жизнь и здоровье как самого военнослужащего, так и окружающих. Хранится оружие в специально оборудованных местах, находящихся под постоянной охраной. Выдается только тем лицам, которым оно положено, и только в необходимых случаях. Каждая единица стрелкового оружия закрепляется за военнослужащим персонально, о чем делается отметка в соответствующих документах.

    Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 13) определено, когда военнослужащий имеет право применить оружие лично или в составе подразделения.

    Таковы основы воинского этикета. Их надо знать, чтобы активно использовать в ходе своей служебной деятельности. Незнание их может привести к нарушению уставов и даже законности, что повлечет за собой негативные последствия.

    Нормы воинского этикета находят свое выражение в уставных требованиях, которые четко регламентируют основные правила взаимоотношений военнослужащих. Какие это нормы и правила?

    Нормы, связанные с порядком обращения военнослужащих друг к другу, определяют, что по вопросам службы они должны обращаться друг к другу на «вы».

    Подчиненные и младшие, обращаясь по службе к начальникам и старшим, называют их по воинскому званию, добавляя перед званием слово «товарищ». При обращении начальника или старшего к отдельному военнослужащему он, если не больной, принимает строевую стойку и называет свою должность, воинское звание и фамилию.

    При рукопожатии старший подает руку первым. Если старший без перчаток, младший перед рукопожатием снимает перчатку с правой руки. Военнослужащие без головного убора сопровождают рукопожатие легким наклоном головы. При обращении к другому военнослужащему в присутствии командира (начальника) или старшего у него необходимо спросить на это разрешение.

    Искажение воинских званий, употребление нецензурных слов, кличек и прозвищ, грубость и фамильярное обращение несовместимы с понятием воинской чести и достоинства военнослужащих.

    Важными нормами, укрепляющими единоначалие и воинскую дисциплину, являются нормы воинского этикета, определяющие порядок отдачи и выполнения приказов. Уставы требуют, чтобы, отдавая приказ, командир (начальник) его ясно сформулировал, не допуская двоякого толкования, возникновения сомнений у подчиненного. Отдавший приказ должен предусмотреть меры по его выполнению.

    Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: «Есть» - затем выполняет его. При этом вне строя, отдавая или получая приказ, военнослужащий обязан, принять строевую стойку, а при надетом головном уборе приложить к нему руку и опустить ее. О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику. Военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона.

    Подробно регламентируются уставными положениями нормы воинского этикета, связанные с воинским приветствием.

    Воинское приветствие является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих. Оно свидетельствует об их взаимном уважении и о проявлении общей культуры. Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга. Подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.

    При нахождении вне строя, как во время занятий, так и в свободное от занятий время, военнослужащие воинских частей (подразделений) приветствуют начальников по команде «Смирно!» или «Встать. Смирно!».

    При проведении классных занятий команда «Смирно!», «Встать. Смирно!» подается перед каждым занятием и по его окончании. На приветствие начальника или старшего («Здравствуйте, товарищи!») все военнослужащие, находящиеся в строю или вне строя, отвечают: «Здравия желаем!», если начальник или старший прощается («До свидания, товарищи!»), то военнослужащие отвечают «До свидания!». В конце ответа добавляется слово «товарищ» или воинское звание без указания рода войск или службы.

    При исполнении государственного гимна военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку без команды, а командиры подразделений от взвода и выше, кроме того, прикладывают руку к головному убору. Военнослужащие, находящиеся вне строя, при исполнении гимна принимают строевую стойку, а при надетом головном уборе прикладывают к нему руку.

    На общих собраниях личного состава для воинского приветствия подается команда «Смирно!» или «Встать. Смирно!» и докладывается командиру (начальнику). Когда командир (начальник) в порядке службы поздравляет военнослужащего или благодарит его, то военнослужащий отвечает командиру (начальнику): «Служу Отечеству!»

    Военнослужащие представляются своим непосредственным начальникам:

    При назначении на воинскую должность;
    - при сдаче воинской должности;
    - при присвоении воинского звания;
    - при награждении орденом или медалью;
    - при убытии в командировку, на лечение или в отпуск и по возвращении.

    Представляясь своему непосредственному начальнику, военнослужащие называют свою воинскую должность, воинское звание, фамилию и причину представления.

    Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о чести Вооруженных Сил в целом.

    В общественных местах, а также в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне метро и пригородных поездах при отсутствии свободных мест военнослужащий обязан предложить свое место начальнику (старшему). Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальником (старшим), то подчиненный (младший) обязан уступить дорогу. При необходимости обогнать начальника (старшего) подчиненный (младший) должен спросить на то разрешения.

    Военнослужащие должны соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и стихийных бедствиях.

    Военнослужащим запрещается держать руки в карманах одежды, сидеть или курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения, а также курить на улице на ходу и в местах, не отведенных для этой цели. Трезвый образ жизни должен быть повседневной нормой поведения всех военнослужащих. Появление в нетрезвом виде на службе и в общественных местах является грубым дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.

    Ряд норм воинского этикета связан с поддержанием воинской дисциплины и применением дисциплинарной практики.

    Так, в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 3, 4, 6, 10) говорится, что воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими; крепить войсковое товарищество; оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу; соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости; с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.

    Для укрепления воинской дисциплины активно используется дисциплинарная практика, при этом применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники и те начальники, которым дано это право в особых случаях. Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам.

    Существует определенный этикетный порядок применения поощрений и наложения взысканий, определенный в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. Поощрения объявляются перед строем, на совещании военнослужащих, в приказе или лично. Объявление приказов о поощрениях, а также вручение отличившимся военнослужащим наград обычно производится в торжественной обстановке. Одновременно с объявлением приказа о поощрениях военнослужащим, как правило, вручаются грамоты, ценные подарки или деньги, личные фотографии военнослужащих, снятых при развернутом Боевом знамени воинской части (Военно-морском флаге), нагрудные знаки отличника, а также зачитываются тексты сообщений на родину или по месту прежней работы (учебы) об образцовом выполнении ими воинского долга.

    При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости и подвергнуть дисциплинарному взысканию. При этом он должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащего должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

    На военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину или общественный порядок, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ и соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности.

    При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.

    Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. При наложении дисциплинарного взыскания командир (начальник) не должен унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость. Высказанное командиром (начальником) подчиненному предупреждение, замечание или строгое указание на упущения по службе не является дисциплинарным взысканием. Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

    Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.

    Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладывается до его вытрезвления. Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего командира (начальника).

    В зависимости от вида дисциплинарного взыскания имеется и определенный порядок его наложения и приведения 8 исполнение.

    В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации определен порядок наложения взысканий в особых случаях. Военнослужащий, не доложивший о наложенном на него взыскании, несет за это дисциплинарную ответственность. Также в Уставе определены и этикетные правила подачи предложений, заявлений и жалоб.

    Основными направлениями деятельности командиров (начальников) по обеспечению неукоснительного соблюдения требований воинского этикета являются следующие:

    Воспитание всех военнослужащих в духе строгого соблюдения требований воинского этикета;
    - вовлечение каждого военнослужащего в практическую деятельность по соблюдению этикетных норм взаимоотношений личного состава армии и флота, поддержание в каждой части (подразделении) строгого уставного порядка;
    - высокая требовательность командиров (начальников) к подчиненным за соблюдение ими уставных норм взаимоотношений между военнослужащими;
    - личный пример командиров (начальников) в соблюдении требований воинского этикета;
    - умелое применение дисциплинарных мер поощрения и взыскания в обеспечении соблюдения уставных норм взаимоотношений между военнослужащими.

    При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на понятие воинского этикета, его особенность и отличительные черты. Во втором вопросе надо сосредоточить основное внимание на рассмотрении основных направлений взаимоотношений военнослужащих, не исключая негативные, которые не перечислены в данном материале, т.к. не представляют собой элементы воинского этикета, но имеют место быть.

    1. Конституция Российской Федерации. - М., 2009.
    2. Гуревич П. Культурология: Учебник для вузов. 4-е изд., стереотипное. - М., 2005.
    3. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ.
    4. Корабельный устав Военно-морского флота.
    5. Колосов А. Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач. // Ориентир. - 2011. - № 3.
    6. Кириллов В., Паневин К. Культурология. Культура воинской деятельности. - СПб.: ВМИИ, 2009.
    7. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Капитан 1 ранга запаса Виктор КИРИЛЛОВ, доктор политических наук, профессор