Языке постоянно появляются новые слова. Что такое неологизм и как он появляется в языке

1 Примеры слов, которые были новыми в прошлом веке и стали общеупотребительными, а некоторые из них перешли в раздел устаревших:

  1. калькулятор
  2. колхоз
  3. комсомол
  4. космонавт
  5. лазер
  6. магнитофон
  7. метро
  8. пионер
  9. пылесос
  10. рабфак
  11. телевизор
  12. ударник

2 Примеры некоторых неологизмов, которые появились в конце прошлого века (в наши дни можно говорить о том, что слова стали общеупотребительными):

  1. вай-фай
  2. дефо́лт
  3. джо́йстик
  4. дресс-код
  5. дри́фтинг
  6. голки́пер
  7. интерне́т
  8. компью́тер
  9. ксе́рокс
  10. ме́неджер
  11. моби́льник
  12. плейо́фф
  13. ре́йтинг
  14. ро́уминг
  15. секью́рити
  16. скейт
  17. сло́ган
  18. сма́йлик
  19. тре́нинг
  20. флори́ст

3 Примеры неологизмов современного русского языка, которые появились в последние года:

  1. биг дата
  2. блокче́йн
  3. ве́йпер
  4. геопозициони́рование
  5. гироску́тер
  6. дедла́йн
  7. лайфха́к
  8. ка́йтинг
  9. квадрако́птер
  10. квест
  11. кли́ннинг
  12. копира́йтинг
  13. ко́уч
  14. криптовалю́та
  15. ма́йнинг
  16. навига́тор
  17. оффшо́р
  18. планше́т
  19. промо́утер
  20. се́лфи
  21. смартфо́н
  22. спи́ннер
  23. тро́ллинг
  24. фрила́нс
  25. хе́йтер
  26. электромоби́ль

Словарь Значение этих и других слов можно найти в нашем словаре новых слов .

Возникновение неологизмов

Как рождаются новые слова в русском языке? Специалисты называют разные источники, но основных два:

  1. Новые слова заимствуются из других языков (общеязыковые неологизмы);
  2. Новые слова создаются писателями и журналистами (авторские неологизмы).

Ежегодно в русском языке появляются тысячи новых слов. Условно их можно разделить на следующие группы:

  • Новые слова не получают распространение и «умирают»;
  • Новые слова популяризируются и переходят от неологизмов к общеупотребительным;
  • Новые слова не получают распространение и остаются быть неологизмами.

Многие из новых слов не получают распространение, малая часть слов «оседает» в словарном запасе русского языка. Это связано с тем, что технологии и понятия, которые называют слова, не находят широкого распространения в жизни людей.

Со временем неологизмы перестают быть новыми и переходят к общеупотребительным словам. Когда-то были новыми слова телевизор, светофор, космонавт, прилуниться. Сейчас они понятны любому русскоговорящему человеку.

Есть слова, которые остаются неологизмами и не переходят в разряд общеупотребительных. Они образованы на основе имеющихся в русском языке морфем и построены по известным моделям словообразования. Такие слова можно встретиться в произведениях русских писателей, например, слова «громадьё» и «сливеют» у В.В. Маяковского.

¨ Создание нового слова на базе имеющихся в языке лексических единиц и словообразовательных средств.

Ø Образование новых слов при помощи словообразовательных моделей языка как на базе русской лексики, так и из заимствованной (ср. безысходный – безыдейный, беспринципный ). В основном способами такого словообразования служат аффиксация (в послереволюционную эпоху неологизмами были дошкольник , коллективизация ) и словосложение (тогда же снегоочиститель ). Сюда же можно отнести такой способ словотворчества, как создание аббревиатур и сложносокращённых слов (СССР, МТС, нарком, совхоз, продналог ).

¨ Возникновение новых составных наименований, характеризующихся устойчивостью, часто терминологичностью и идиоматичностью (районный центр , стиральная машина , общественное поручение – также после революции).

¨ Заимствование иноязычных слов (телетайп , перманент и т.д.). Сюда же относятся:

Ø Пополнение диалектными и просторечными словами. В отличие от диалектизмов, представляющих собой специфический пласт литературной лексики.

Общая основа для всех процессов заимствования – взаимодействие между культурами.

Различают «материальное заимствование» (не только значение, но и материальных экспонент перенимаются) и «калькирование» (перенимается лишь значение, но не материальный экспонент: небоскреб – скайскрэйпер).

Среди материальных заимствований различают заимствования с учетом письменного облика слова и устные (болгары как услышали слово \парахот\ - так и пишут).

Заимствование может быть прямым и опосредованным (немецкие слова в русский язык через польский).

Устаревшие слова – т.е., которые вышли из употребления и в современном языке, как правило, не встречаются.

Историзмы – слова, устаревшие вместе с понятиями о предметах, явлениях и т.д. Община, вече, земство, царь, монарх . Используются в современных текстах со стилистическими целями.

Архаизмы – слова, заменённые в процессе развития языка другими. Понеже ‘поэтому’, вежды ‘веки’, гость ‘купец, торговец’. Некоторые из таких слов стоят уже за пределами пассивного запаса: тать ‘вор, разбойник. Архаизмы могут сохраняться в составе фразеологизмов: попасть впросак (просак – верёвочный станок), бить челом .

Процесс перехода слова из активного употребления в пассивное – длительный процесс, обусловленный и внеязыковыми, и языковыми причинами. Чем обширнее системные связи устаревающих слов, тем медленнее слово переходит в пассивную часть лексики.

Типы архаизмов:

· собственно лексические – слова, которые устарели целиком и перешли в пассивный слой. Ко́монь – конь, зане́ – так как, потому что.

· лексико-семантические – многозначные слова, у которых устарело одно или несколько значений. Гость – устарело только значение «купец», позор – устарело значение «зрелище».

· лексико-фонетические – слова, у которых изменилось звуковая форма при сохранении содержания. Аглицкий , бусульманский (мусульманский), воксал.

· лексико-словообразовательные – слова, у которых устарели отдельные словообразовательные элементы. Белость , беспомощство , близкость , глубость белизна , беспомощность , близость , глубина .

Проведя анализ словарей неологизмов, можно выявить основные принципы развития и расширения лексической системы в русском языке. Выделяются следующие способы появления новых слов:

1. Морфологический, при котором новые образования в языке - это результат деривационных (словообразовательных) процессов. Например: «ментальный», «мелочевка». Деривация подразумевает под собой образование новых слов по определенным моделям из морфем, уже существующих в языке.

2. Лексико-семантический. В этом случае новые значения появляются у известных слов. Например: «пенал» (тип гаража), «зебра» - пешеходный переход.

3. Лексико-синтаксический (непродуктивный). При подобном способе словообразование происходит на базе словосочетаний. Например: «сегодня», «сейчас».

4. Морфолого-синтаксический (малопродуктивный). Это способ, при котором одна часть речи переходит в другую. Например: «благодаря» (кого?) - деепричастие, (чему?) - предлог.

5. Внешнее влияние. Заимствования - один из способов словообразовательного запаса. Сюда относятся такие слова, как: «фломастер», «ноу-хау», «икебана» и др.

По мнению исследователей, результатом словообразований в нашем языке является более 90% всех новообразований последних нескольких десятилетий. Основным способом на сегодняшний день остается морфологический, когда из уже существующих в языке основ и аффиксов появляются новые слова. Они, как правило, создаются по образцу уже имеющихся слов. Например: «пиарщик» - по аналогии «спорщик».

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: « Как и почему появляются новые слова? с использование игровых технологий для формирования навыков культуры речи у учащихся 4 классов».

Выполнила: Макарова Наталья Вадимовна , учитель начальных классов «МБУ Гимназия №39» город Тольятти.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, обучать активному речевому общению на русском языке, познакомить с понятием «неологизмы» как разновидностью лексики , способствовать развитию творческих способностей и обогащению словарного запаса у учащихся.

Задачи:

Обучающие:

    развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

    пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

    развитие творчества и обогащение словарного запаса.

Воспитывающие:

    воспитание культуры обращения с книгой;

    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие :

    развивать смекалку и сообразительность;

    развивать зрительную память и орфографическую зоркость;

    развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

    учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Здоровьесберегающая:

    Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, физкультминутка.

Технологии : игровая и деятельностного метода.

Данная технология принципиально меняет роль учащегося на занятии: теперь он - не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности.

Применение данной технологии обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т.е.:

    научиться учиться («умею учить себя);

    развивать познавательную активность («люблю учиться, все интересно»);

    поддерживать внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»)

    совершенствовать элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя, сам оцениваю свою деятельность»).

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска для демонстрации мультимедийной презентации; дидактический раздаточный материал; мультфильм К. Чуковского «От двух до пяти».

Форма проведения – «мастерская», «лаборатория слова» - способствует развитию умения использовать знания в нестандартной ситуации, развивают самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

УУД:

    Коммуникативные : устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

    Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, словаре, иллюстрациях.

    Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

    П ри выполнении заданий формируются познавательные универсальные учебные действия: извлечение и представление информации.

    Задания способствуют формированию коммуникативных УУД – навыков делового сотрудничества: договариваться, выслушивать чужую точку зрения, сравнивать разные точки зрения, распределять обязанности. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); строить рассуждения.

Ход урока.

Организацияурока.

Постановка цели.

Сегодня этот урок я предлагаю начать с лексической загадки. О каком слове идет речь?

    Оно образовалось от латинского слова laboro. Вам достаточно ли информации для отгадки?

    Оно образовалось от латинского слова laboro и переводится как «работаю». Достаточно ли теперь информации? Ваши предположения.

    Оно обозначает оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований. Догадались, о каком слове идет речь? Это лаборатория.

Сегодня мы совершим путешествие в лабораторию слова .

Работа с толковым словарем

    Как вы думаете, слово лаборатория имеет одно или несколько значений ?

    К какому источнику мы можем обратиться, чтобы дать точный ответ на поставленный вопрос ?

Обратимся к толковому словарю Ожегова.

ЛАБОРАТОРИЯ : внутренняя сторона творческой деятельности. Творческая лаборатория писателя.

ЛАБОРАТОРИЯ : учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы. Проблемная лаборатория. Учебная лаборатория.

    К какому из данных значений можно отнести сочетание лаборатория слова?

    Групповая работа (проверка на слайде)

Попробуем дать толкование сочетания «лаборатория слова». Для этого обратите внимание на то, как объясняется значение некоторых лабораторий.

    Чем может быть лаборатория? Учреждением, центром и даже самолетом!

    Чем занимаются в лабораториях? Испытывают, исследуют, отрабатывают .

    Итак, мы в лаборатории слова. Наша цель узнать «Как и почему появляются новые слова?» Ваши предположения? (Индивидуальные ответы). Да, правильно мы знакомы со способом образования новых слов с помощью приставок, суффиксов, корней. Есть и другие способы, первый на экране (просмотр мультфильма «От двух до пяти»). Какой вывод можете сделать (ответы, посовещавшись, дает один из команды).

    Придумайте способ быстрого запоминания этого словарного слова.

    Самостоятельная работа с текстом.

Ребята, данный вид образования новых слов называется (на слайде Окказионализмы) . Вдумайтесь в смысл этого слова и расшифруйте его (придуманы с оказией, т. есть в необычной ситуации).

Как вы думаете, а вы это делать умеете? Конечно, умеете! Перед вами текст, необходимо изменить в нем слова, на обычные, понятные всем. (Дети пользуются словами в подсказке, работа на листах А4, проверка на слайде).

СМС .

Хай! Няшка моя, гоу со мной гулять. Или может мими хочет позырить в свой телек. П.Ж, гоу гулять, в натуре, будет всё пучком!

Сябки и пакеда.

Письмо.

Привет! Красивая моя, пойдем со мной гулять. Или может милая хочет посмотреть в свой телефон. Пожалуйста, пойдем гулять, правда, будет всё хорошо!

Спасибо и пока.

СМС- __________________ .

Хай-____________! Няшка-____________ моя, гоу-__________ со мной гулять. Или может мими-___________ хочет позырить-_____________ в свой телек-____________. П.Ж-___________________, гоу-______________ гулять, в натуре-__________________, будет всё пучком-__________________!

Сябки-_____________ и пакеда-______________.

Проверьте написание слов в орфографическом словаре. Найдите значение в толковом словаре «письмо». Приятно получить такое письмо? Почему? (это письмо не проникнуто добротой, благодарностью, уважением к адресату) Когда будем сочинять письмо, мы должны помнить, о том, что письмо должно приносить радость. Измените письмо с использованием норм литературного языка.

    Творческая работа в парах. Игра «Придумай слово».

Сумочка для флешки – сумфлеш (проверка на слайде)

Какое слово у вас получилось – это сложное слово, оно образовалось путем сложения двух корней. Попробуйте, составить словарик новых слов на тему «Пишу СМС».

    Работа в группах.

    Как вы думаете, почему возникла необходимость в образовании сложных слов?

В век технического прогресса русский язык активно пополняется новыми словами. Сложные слова в языке очень удобны, потому что позволяют более точно и лаконично назвать предмет или явление. Появление новых слов не обошло стороной лабораторию слова. Хочу вас поздравить вы образовали новый вид слов – это неологизмы. Попробуйте найти в словаре правильное произношение этого слова. Придумайте способ быстрого запоминания слова для правильного написания.

    Перед вами слова-неологизмы. Прочитайте данные слова.

    Значение каких из них вы сможете объяснить? Соотнесите слова с лексическим значением, объясните их способ образования.

    ИГРА НАЙДИ ЗНАЧЕНИЕ НЕОЛОГИЗМА

программное средство, предназначенное для борьбы с вирусами, основными задачами которого является:

    препятствование проникновению вирусов в компьютерную систему;

    обнаружение наличия вирусов в компьютерной системе;

    устранение вирусов из компьютерной системы без нанесения повреждений другим объектам системы;

    минимизация ущерба от действий вирусов.

Аэросани

тот, кто совершает полеты в космическом пространстве на летательных аппаратах; космонавт

звездоплаватель

(от англ. flash mob - flash - вспышка; миг, мгновение; mob - толпа; переводится как «мгновенная толпа») - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится

флэшмоб

самоходные сани, снабженные двигателем с толкающим воздушным винтом (пропеллером), который приводится в действие двигателем внутреннего сгорания

Проверка по словарю.

    Какие из данных слов не востребованы вами?

    Целесообразно ли лаборатории слова уделять свое внимание словам, которые редко встречаются в нашей речи?

    Какие из данных слов вы используете в своей речи?

    Пользуются ли родители данными словами? А бабушки и дедушки?

    Не испытывают ли дискомфорт ваши близкие от того, что не всегда могут понять вашу речь? Как можно помочь? (Один из вариантов - проект, создание лексического словаря неологизмов, но этим мы займемся на другом уроке).

    Решение задачек. Коллективная работа .

И хотелось бы вам показать еще два вида для нас новых и в тоже время уже старых слов.

Работа по слайдам: историзмы и архаизмы. (Задачи на слайдах)

Подсказки на доске на карточках.

Итог занятия. Рефлексия

    Подведем итог нашей работы.

    Как и почему появляются неологизмы в русском языке?

    Для чего нужны неологизмы?

Неологизмы обогащают русский язык. Появление их вызвано двумя причинами:

    необходимостью назвать новый предмет;

    потребностью дать новое, более удачное название того, что уже обозначено в языке.

    Какими способами образования слов вы воспользовались?

Что интересного и полезного вы сегодня для себя извлекли из занятия? Какое задание показалось вам трудным? Почему? На что нужно обратить внимание? С радостью жду всех на следующем занятии.

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Сколько слов в русском языке?

На этот вопрос вряд ли можно дать достоверный и точный ответ, ибо даже самые большие словари, насчитывающие десятки и сотни тысяч слов, не могут вместить, зарегистрировать и зафиксировать все слова, которые есть в том или ином языке. И дело не только в том, что этих слов очень много. Дело ещё и в том, что язык – это живой организм, он живёт и развивается вместе с обществом, поэтому все изменения (социальные, экономические, политические, культурные и т.п.), которые происходят в обществе, находят своё отражение в языке, прежде всего в лексике.
М. Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей». Действительно, новые слова в языке появляются каждый день. Именно это привело к необходимости создания в 60–80-е годы XX века словарей неологизмов. Первый такой словарь под названием «Новые слова и значения» (под ред. Н.З. Котеловой) вышел в свет в 1971 г., второй – в 1984 г. В них было зафиксировано то новое, что появилось в языке в 60–70-е годы и не нашло ещё отражения в имеющихся в то время толковых словарях. В 70–80-е годы издаётся целая серия выпусков «Новое в русской лексике» (под ред. Н.З. Котеловой): «Словарные материалы – 77», «Словарные материалы – 78» и т.д., в которых регистрировались и описывались новые слова и словосочетания, отмеченные на страницах наиболее популярных в то время периодических изданий (за 3 месяца в году). Так, в «Словарных материалах – 80» представлено 2700 словарных статей, в «Словарных материалах – 82» более 5 тысяч. Простой подсчёт показывает, что за месяц в русском языке возникает более 1000 слов. И это только по официальным источникам, по данным словарей. Действительно же новых слов появляется значительно больше.

В 60-е годы XX века появляются первые слова с видео- . Словарь неологизмов 1971 года фиксирует 6 слов: видеозапись, видеомагнитофон, видеомагнитофонный, видеосигнал, видеотелефон, видеотелефонный . В 70-е годы гнездо слов с видео- значительно пополняется. Появляются такие слова, как видеотека, видеокассета, видеофильм, видеофон (17 новых слов по данным словаря 1984 году). Интенсивное развитие видеоотрасли в конце XX века приводит к образованию ещё большего количества слов с видео- . Модель оказалась столь «удобной» и продуктивной, что «Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия» (под ред. Г.Н. Скляревской, СПб., 1998; М.,2001) фиксирует уже более 60 слов (видеоклип, видеокопия, видеокультура, видеопираты... ). У некоторых слов отмечается не одно, а несколько значений (видеоматериал – 3, видеомонитор – 2, видеоприставка – 2 и т.п.). Большинство из этих слов не нуждается в пояснении, потому что в нашу жизнь прочно вошли предметы и явления, которые они обозначают. Доказательство того, что эти слова активно употребляются, – появление жаргонизмов типа видак, видик .

Гнездо слов с видео- как нельзя лучше показывает, что главная причина появления в языке новых слов – необходимость номинации (названия, обозначения, маркирования) новых явлений в жизни общества .

Естественно, что есть и другие причины, среди которых можно отметить стремление к более точному обозначению явлений , а также желание самовыражения (индивидуально-авторские неологизмы, жаргонизмы и т.д.).

Каковы же пути появления в русском языке новых слов?

Анализ словарей неологизмов позволяет определить основные тенденции развития лексической системы русского языка второй половины XX века. Какие же они?
1. Новообразования как результат словообразовательных (деривационных) процессов (например, мелочёвка, неформальный, ментальный ) –морфологический способ .



2. Семантическое преобразование слова (появление у слова новых значений: зебра – пешеходный переход, джунгли – закон джунглей, пенал – тип гаража...) – лексико-семантический способ .

3. Образование слов на базе словосочетаний (типа сегодня, сейчас ) – лексико-синтаксический способ , непродуктивный.

4. Переход одной части речи в другую (типа благодаря (кого?) – деепричастие, благодаря (чему?) – предлог) –морфолого-синтаксический способ , малопродуктивный.

Одним из способов словообразовательного запаса являются заимствования (икебана, консенсус, ноу-хау, пленэр, фломастер... ) – внешнее влияние.

Как отмечают исследователи, более 90% современных новообразований – результат словообразования в самом языке.

Ведущим в словообразовании является морфологический способ .

В результате морфологического словообразования из основ и аффиксов, уже существующих в языке, появляются новые в фонетико-морфологическом отношении слова. В этом случае слова создаются по аналогии, т.е. по образцу уже существующих в языке. Например: лавиноопасный – по аналогиивзрывоопасный , пиарщик – по аналогии спорщик .