Материя, сознание. Объективная реальность, данная нам в наших ощущениях

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – философская категория, бытие (в науке соответствует понятию материя), существование и свойства которого не зависят от того, воспринимает ли (мыслит) его какой-либо субъект, или нет. Всё, что существует, может существовать только в объективной реальности. Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: Движение , (см.). Различают объективную и субъективную реальность, которую можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

В плане основного вопроса философии под объективной реальностью понимается существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему. Необходимость введения категории объективной реальности как абсолютной реальности, которая противостоит сознанию и познанию, была обусловлена осуществленным Декартом делением мира на внутренний (мир «Я» — субъективной реальности, феноменов мышления, сознания) и внешний (мир «не-Я» — чувственных, телесных вещей, физических явлений в пространстве и времени). Это деление мира стало философской основой классического природоведения, где объективная реальность – это природа (материя), которую субъект познает, опираясь на ощущения и на эксперимент, которую можно описать такой, какой она есть, противопоставляя ее феноменам Мышления и Сознания (см.). Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством, и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность мало отличается от материалистического - вся разница сводится к тому, что здесь этот «механизм» был создан Богом (см. Деизм ); кроме того, Бог иногда вмешивается в работу этого «механизма» (теизм). Агностики считают, что «объективная реальность», то есть истина, недоступна пониманию человека.

Категория объективной реальности необходима также для сохранности реалистической, антисубъективистской мировоззренческой ориентации. По мнению некоторых учёных, сам термин «объективная реальность», введенный в советсткой философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний.

Вместе с тем развитие науки обнаружило гносеологические трудности, обусловленные понятием «объективная реальность». В процессе познания субъект неизбежно вовлекает объективную реальность в систему своих средств познания и познавательных действий, что делает проблемным установление границы между объективной реальностью, как она мыслится субъектом, и самым субъектом (его средствами познания и его сознанием).

С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя). Отсюда в философии возникает целесообразность рассмотрения объективной реальности как бытия, которое существует независимо от данного субъекта, от его ощущений и мыслей, его познавательной активности, а также использования операционных характеристик объективной реальности, обусловленных его психологическими и праксеологическими измерениями. Объективная реальность в этом смысле проявляет себя не только как мир естественных явлений и процессов, но и закономерностей исторического и социального бытия, институционального строения общества, а также как совокупность определенных культурных явлений, идей, мыслей или представлений других субъектов. Движение, Пространство и Время, Жизнь (см.) и т. д. — все это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю объективную реальность.

Анашкина Эльвира Адольфовна

учитель обществознания

ГБОУ СОШ с.Кашпир


Тест «Познание»

1. Объективная реальность, данная в сознании человека , это:


2. Процесс преобразования и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется:

1) познание, 2) знание, 3) истина, 4) воображение.


3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить:

  1. мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.

4. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить:

1)мифологическое познание; 2) философское познание; 3) обыденно - практическое познание.


5. Субъект познания - это:
8. Выберите правильный ответ:

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение –это формы рационального познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


9. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей, называется:
10. Общественный чувственно – наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти :

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


11. Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явления объективного мира называется:

1) ощущение; 2) восприятие; 3) мировоззрение; 4) представление.


12. Выберите правильный ответ:

А. Ощущения, восприятия и представления существуют как самостоятельные и независимые формы чувственного познания.

Б. Ощущения, восприятия и представления можно рассматривать как последовательные этапы чувственного познания.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.


13. Определение « Осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных связей» относится к понятию:

1) познание; 2) мировоззрение; 3) мышление; 4) представление.


14. Понятие – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях ;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.


15. Суждение – это:

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
16. Умозаключение – это:

1) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что – либо утверждается или отрицается.

2) форма мысли, отражающая общие закономерности связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

3) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

4) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

17. Выберите правильный ответ:

А. Чувственное и рациональное являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

1) правилен ответ А; 2) правилен ответ Б; 3) правильного ответа нет; 4) правильны оба ответа.

18. Какая форма познания имеет большее значение?

1) чувственное и рациональное познание одинаково важны;

2) чувственное познание является более важным;

3) рациональное познание является более важным.


19. Выберите правильный ответ:

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания ;

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.

Hести разлуку тяжело,
особенно когда
не знаешь, что и развело:
остуда, долг, беда?
Хоть знак какой-то был бы дан…
А то уж столько дней
тащу ее, как чемодан
без ручки и ремней.

(Майя Борисова)

Ты удивился, не увидев моих обычных слез, не услышав моих обычных слов, не ощутив обычной дрожи моих рук… Объективная реальность, данная нам в ощущениях!

До этого я целый день просидела в офисе, тупея от созерцания одной и той же картины перед глазами.

На мониторе перемигивались экранчики сетевого подключения, и я вздрагивала при каждом изменении их яркости. А рядом пульсировала стрелка антивируса. Мозг реагировал только на зрительные образы. Что может быть страшнее этого состояния?

Человеку даны пять чувств. Я вышла на улицу с одним - зрением, автоматически повернув влево. Все звуки большого города напомнили мне, что есть еще слух. Зрение безучастно отмечало: вон автомобиль белого цвета, а за ним - красного, обе машины обгоняет серебристая… Опять красная… черная… красная… Уши резал скрежет трамвая, грохот грузовиков, визг тормозов и еще - мелодии мобильных телефонов, а ведь казалось, вокруг никого, откуда тогда звонки? Вот опять верещит…

Уже внизу, когда приходилось идти то по левой стороне улицы, то по правой, вспомнилось третье чувство - осязание. Слева сосны, справа - солнце. Слева - прохладный ветерок, справа - летний зной. К мосту я подошла с тремя чувствами, но в самом начале моста возникла мысль, что их должно быть пять. Господи, я даже вспомнила, что есть шестое - интуиция. А где четвертое и пятое? И какие они?

Иду под тенью лесополосы, впереди - спиленные, но не убранные ветки, увядшие под дневными лучами летнего солнца. В ногах появилась какая-то слабость и «ватность»… Хочется не идти. Откуда это? Воспоминание детства - мы с друзьями едем вдоль поля на велосипедах. Пшеница? Рожь? Да Бог его знает. Глаза выхватывают темно-голубые головки васильков. Бросаю велосипед у обочины - и вглубь, за васильками. Это воспоминание потянуло за собой другое - скошенная трава. Ах, как она пахнет через пару-тройку часов, полежав под солнышком. Хочется не идти. Хочется упасть в траву. Но на мосту не растет трава. На мосту пахнут привядшие листья на спиленных ветках.

Обоняние! Вот оно - четвертое чувство. Но я иду дальше, и опять «теряю» его, опять помню только три…

Мост длинный, где-то посредине он пересекает речку. А я боюсь высоты. Нельзя разрешать человеку идти над водой через мост, если вместо пяти чувств, даже без шестого, у него в голове то три, то четыре. Притяжение воды внизу становится особо опасным. Подхожу поближе, хватаюсь за перила… Страшно. Речка почти не видна - с обоих берегов наклонились деревья, стоят, обнявшись ветками. Вода черная, глухая, зыбкая и одновременно неподвижная - течения почти незаметно. Внизу будто бетонное кольцо для колодца, проглядывает сквозь воду, отрезвляет. Нет, валяться в полуметре от поверхности с разбитой головой… Брр… Но чувств по-прежнему три. Четвертое опять пропало, но я его уже не пытаюсь вспомнить - пришло раз, придет и в другой.

Поднимаюсь на гору - самый тяжелый участок пути домой. Пешеходная дорожка то повторяет рельеф горы, то вдруг идет волнами, как миниатюрная параллельная горная гряда. Крошечный спуск по этой гряде вниз при подъеме наверх, и странное чувство невесомости, но это совсем не то, что называют необыкновенной легкостью во всем теле, когда хочется взлететь. Это невесомость от слабости в ногах, когда ты пушинкой слетаешь вниз, а они не поспевают. Так было, когда в детстве я хотела спуститься на трехколесном велосипеде по скату погреба вниз, не имея представления о трении и инерции. По обеим сторонам улицы, поднимающейся в гору, частные домишки, рядом скошенная трава, поэтому чувств в сознании стабильно четыре. Увы… Пятого нет.

Но уже поднявшись, на последнем повороте к моему дому, я ловлю себя на ощущении «вкуса крови во рту». Печально улыбаюсь - это твое выражение, и с облегчением выдыхаю - вкус! Вот оно - пятое чувство! Как же мне было не забыть о нем, если во время нашей ссоры я сбросила все с трудом нажитые за зиму килограммы. Какой вкус у сигарет, если куришь по две пачки в день? Какой вкус у кофе, если глушишь его литрами?

Все же домой я вернулась со всеми пятью чувствами, позволяющими человеку воспринимать окружающую его материю, как объективную реальность, данную нам в ощущениях…

E. конечная субстанция, первооснова всего существующего

12. Что такое атрибут материи (определение)?

A. Свойства, которые всегда и везде присущи всей материи и любым материальным объектам

B. Все, что существует вне человеческого сознания

C. Это реальность, существующая в нашем сознании, мышлении, воображении

D. Другой вариант ответа

E. «Вещь в себе»

13. Эмпирическое познание опирается на методы:

A. анализа, синтеза, обобщения

B. индукции, дедукции, абстрагирования

C. наблюдения, описания, эксперимента

D. идеализации, моделирования, аксиоматизации

E. математизации, формализации, аналогии

14. Укажите высшую форму движения материи:

A. биологическая

B. механическая

C. социальная

D. химическая

E. физическая

15. Как называется в гносеологии знание, не соответствующее своему предмету не совпадающее с ним?

A. ложью

B. ошибкой

C. заблуждением

D. истиной

E. дезинформацией

16. Укажите противоположный диалектике метод:

A. индукция

C. метафизика

D. дедукция

17. Какое из перечисленных понятий обладает наибольшей степенью общности?

A. Индивид

B. Человек

C. Индивидуальность

D. Субъект

E. Личность

18. Основанная К. Марксом историческая форма материализма есть:

A. догматический материализм

B. вульгарный материализм

C. метафизический материализм

D. диалектический материализм

E. наивный материализм

19. Данное положение выражает сущность материалистического понимания истории:

A. общество есть сумма индивидов

B. история общества определяется элитой

C. общественное бытие определяет общественное сознание

D. общество и его история зависят от воли Бога

E. развитие личности зависит от великой личности

20. Под источником «положительного» знания в позитивизме понимается:

B. искусство

D. философия

E. религия

21. Представитель французского экзистенциализма XX века?

B. Вольтер

D. Хайдеггер

22. Архетипы, согласно, К.Г. Юнгу, являются:

A. личностным бессознательным

B. сверхличностным бессознательным

C. бессознательным

D. коллективным бессознательным

E. мировым бессознательным

23. Сторонники, какого подхода считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией?

A. реляционный подход

B. субстанциональный подход

C. позитивистский подход

24. Какой характер носили в казахской философии основные категории пространства?

A. онтологический

B. аксиологический

C. религиозный

D. сакрально-символический

E. антропоцентрический

25. Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования:

A. Наука о справедливости

B. Наука о совести

C. Наука о жизни

D. Наука о добре

E. Наука о человеке

Вариант 2.

1. Какие философские школы относятся к сциентическому направлению развития современной философии ХХ века?

A. «Философия жизни», экзистенциализм, персонализм, психоанализ

B. Позитивизм, неопозитивизм, философия науки, структурализм

C. Эмпиризм, рационализм, сенсуализм

D. Номинализм, реализм, субъективный идеализм

E. Буддизм, христианство, ислам

2. Какое из приведенных определений характеризует герменевтику, являющуюся одной из основных течений философии ХХ в.?

A. философия индивидуально-человеческого бытия

B. философия истолкования, понимания текстов

C. философия структурных оснований культуры

D. философия бессознательного

E. философия языковой реальности

3. Кто из представителей философии ХIХ века считается родоначальником позитивизма (позитивной науки)?

B. О. Райхенбах

C. З. Фрейд

D. Д. Дьюи

A. Ф.Ницше

B. С.Кьеркегор

D. А.Шопенгауэр

E. Ж.П.Сартр

5. Архетип по К.Юнгу:

A. синоним рационального

B. набор гипотез

C. доопытные идеи, элемент бессознательного

D. синоним бессознательного

E. законы формальной логики и формы мышления

6. Кто из казахских мыслителей утверждал, что исконной религией казахов был шаманизм?

A. Ы. Алтынсарин

B. А. Кунанбаев

C. Ч. Валиханов

D. А. Яссауи

E. Ш. Кудайбердиев

7. В каком своем труде Ш. Кудайбердиев приводит 5 аргументов в пользу материализма?

A. «Каноны мусульманства»

B. «Три истины»

C. «Следы шаманства у киргизов»

D. «Слова назидания»

E. «Кудатку билик»

8. Основное место в философии В. Соловьева занимает:

A. Идея всеединства

B. Проблема первоосновы мира

C. Проблемы логики

D. Проблема космоса

E. Проблема жизни и смерти

9. Представителями какого направления были русские философы Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский?

A. интуитивизм

B. космизм

C. неокантианство

D. иррационализм

E. гегельянство

10. В каком понятии конкретизируется понятие «бытие»?

A. Сущность

B. Движение

C. Материя

D. Субъективная реальность

E. Пространство

11. Какой формой бытия является существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира:

A. материальное бытие

B. идеальное бытие

C. человеческое бытие

D. социальное бытие

E. феноменальное бытие

12. Каково философское понятие пространства и времени?

A. Пространство и время – это представления, присущие человеку от рождения, они ему даны до всякого опыта

B. Пространство и время субъективны, так как воспринимаются каждым человеком по-своему

C. Пространство и время – формы бытия движущейся материи

D. Другой вариант ответа

E. Пространство и время – это философские абстракции

13. Какие важнейшие характеристики движения (т.е. присущие всем формам движения)?

A. Изменчивость

B. Устойчивость

C. Первые две характеристики

D. Другой вариант ответа

E. Социальность

14. Основные формы чувственного познания:

A. рассудок, разум, дух

B. понятие, суждение, умозаключение

C. интуиция, память, воображение

D. ощущение, восприятие, представление

E. гипотеза, идея, теория

15. Как называется форма рационального мышления, с помощью которой что-либо отрицается или утверждается?

A. суждение

B. понятие

D. умозаключение

16. Гуманистическая философия высшей ценностью считает:

A. общество

B. природу

C. человека

D. технику

E. социальную группу

17. Сторонники, какого подхода считали, что пространство и время связаны с материей и являются особыми отношениями между материальными телами?

A. реляционный подход

B. субстанциональный подход

C. позитивистский подход

D. субъективно-идеалистический подход

E. объективно-идеалистический подход

18. Как называется философская концепция о закономерности и обусловленности явлений мира?

A. Релятивизм

B. Агностицизм

C. Детерминизм

D. Рационализм

E. Гилозоизм

19. Представители славянофильства в России XIX в.:

A. Хомяков А.С., Киреевский И.В.

B. Илларион, Филофей

C. Нил Сорский, Максим Грек

D. Ломоносов М.В., Радищев А.Н.

E. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г.

20. В русской философии идея сочетания единства и свободы многих людей на основе их общей любви к Богу и абсолютным ценностям:

A. Религиозность

B. Соборность

C. Историософия

D. Всеединство

E. Коллективизм

21. Научное познание – это:

A. преобразование материальных систем

B. чувственное отражение действительности

C. накопление эмпирических фактов

D. совокупность практических знаний

E. отражение действительности в ее существенных закономерностях и отношениях

22. Что является принципиальным в процессе познания?

A. наличие способности к познанию

B. наличие предмета познания

C. необходимо наличие субъекта и объекта познания

D. наличие средств познания

E. наличие абсолютного самопознания

23. «Позитивные» науки, согласно позитивизму, опираются на:

A. априорные знания

B. дедуктивные методы

C. интуицию

D. факт наблюдения и эксперимента

E. умозаключения

24. Аналитическая философия подвергла анализу:

B. чувства

C. интуицию

25. К какому субъективно-идеалистическому философскому направлению, сложившемуся на рубеже XIX и XX вв. относятся Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон?

A. Экзистенциализм

B. Психоанализ

C. Позитивизм

D. «Философия жизни»

E. прагматизм

Вариант 3.

1. Основатель герменевтики:

C. Шлейермахер

2. Что включает понятие "сверх - я" по З.Фрейду?

A. сферу сознания

B. нормы общества, воспринятые человеком

C. слой бессознательного

D. материальные объекты

E. идеальное и материальное

3. Основатель экзистенциализма, датский философ, автор книг «Страх и трепет», «Или – или»:

A. С. Кьеркегор

D. А. Тойнби

E. О. Шпенглер

4. Вторая историческая форма позитивизма - махизм - это то же самое, что и:

A. объективный идеализм

B. субъективный идеализм

C. материализм

D. эмпириокритицизм

E. неопозитивизм

5. В неопозитивизме центральное место занимает проблема:

C. познания

Объективная реальность, данная нам в ощущениях - это физический мир, который ежедневно нас окружает. То есть то, что действительно материально: земля, трава, дерево возле вон того холма, кот, жмурящийся на солнце - в общем все, что можно действительно ощутить, увидеть и потрогать.

В философском учении ответ на это вопрос понимается так:

« Все сущее, находящееся за пределами нашего сознания, и окружающее нас, является объективной реальностью, данной нам в ощущениях».

В философии есть такие категории, как бытие, материя, время и пространство, свойства которых будут рассмотрены ниже.

Объективная реальность

Бытие - есть всеобъемлющая действительность, от которой зависит все материальное и духовное. Но все же это понятие является относительным.

Касательно человека - это все существующее за пределами его сознания и воспринимаемое им, но он и его мироощущение является такой же объективной реальностью для других индивидуумов.

Если отвлечься от субъективного восприятия реальности, становится очевидным, что она, в общем-то, схожа с общей действительностью, состоящей из разных материальных вещей со своими свойствами, временем, движением, пространством и физическими законами. Кроме того, бытие имеет такие социальные явления, как государство, образование, культура, наука и прочее.

Человеческое влияние

Не стоит думать, что понятие «материя» противоречит понятию «объективная реальность». Такой эффект возникает только тогда, когда материальное лишается тех свойств и форм, без которых оно просто перестает существовать. Например, если человек умирает, то его субъективная реальность уходит в небытие вместе с ним.

Жизнь, движение, время и пространство являются особенностями или проявлениями истинных качеств всего живого или неживого на земле, образуя мир, в котором мы живем. Объективная реальность, данная человеку в ощущениях - есть мир, существующий независимо от него и его мышления, позволяющий чувствовать и видеть то, что вокруг. Действительность не зависит как от представления субъекта о внешнем мире, так и от его позиции касательно всего сущего. Ее можно охарактеризовать как сложный механизм, действующий по своим собственным законам, и человек не может как-то значительно повлиять на ее ход.

Различные представления об объективной реальности, в ощущениях

В магических и религиозных учениях говорится о том, что мир распахивает свои двери перед человеком, подчиняясь его духовной (субъективной) деятельности. Основой всего сущего считаются «Высшие силы» или Боги, создавшие этот мир (креационизм), напрямую влияющие на ход его событий (теизм) или молча созерцающие то, что в нем происходит (деизм).

Агностическое же учение, напротив, подразумевает то, что объективная реальность, данная нам в ощущениях, недостижима для абсолютного понимания и познания человеком.

Многие ученые считают, что вышеупомянутый термин, пустивший корни в нашей русской философии, означает не что иное, как проявление логической ошибки, потому что само слово «реальность» можно обозначить как данность, независимую от действий субъекта. В том понимании, что иллюзии, грезы и галлюцинации действительны для определенного субъекта (точнее для его мозга), если взглянуть на них под углом логического продолжения его психоэмоционального состояния. Обычно эти иллюзии подробно описываются в истории болезни, а иногда становятся объектом для подробнейшего изучения. Но с иной точки зрения это настоящее закономерное отсечение действительности от ее восприятия, и, как следствие, обозначение «объективная реальность» помогает увидеть отличия действительного от настоящего.

В чем отличие видения?

Материя, как объективная реальность, данная нам в ощущениях - это все, присутствующее на самом деле вокруг нас. Это то, на что субъект (человек) никак не может повлиять в полной мере. Если он умрет, то окружающий мир спокойно продолжит свое существование в пространстве и времени. Но субъективная реальность, напротив, напрямую зависит от восприятия человеком различных случаев в жизни, личного отношения к ним и вызванных этим переживаний. Чтобы определить объективную реальность, которую можно потрогать, сымитировать или запечатлеть, в философском учении применяется термин «материя», и делится она условно на две группы:

  • то, что познается человеком (субъективная реальность);
  • то, что ему несвойственно понять (объективная реальность).

Данное разделение делать необходимо, так как, размышляя о свойствах материи, можно рассуждать лишь о том, что поддается человеческому пониманию. Наши ощущения - это чувственное отражение объективной реальности, которое невозможно проигнорировать.

Основные составляющие материи

Материя проявляется в трех общих формах:

  1. Движение. Под этим термином подразумевается не просто обычное передвижение тел, но и различное взаимодействие с ними в любых проявлениях и формах. Зачастую антиподом движению мы считаем покой, что вроде бы и разумно, но все же является общераспространенным заблуждением, так как состояние покоя имеет сравнительный характер, а движение - безусловный.
  2. Пространство. Это первая форма бытия материи. Этот философский термин применяется для обозначения строения объектов, а также их свойства иметь протяженность и вставать в один ряд с другими. Пространство можно охарактеризовать как бесконечность.
  3. Время. Это вторая составляющая материальной реальности. Данным термином принято пояснять продолжительность жизни любого из объектов, а также стремительное их изменение. Вторую и третью категории принято считать как неизменными, так и относительными, потому что их качества очень изменчивы и зависимы от множества факторов, но без их влияния не обходится ни один объект.

Заключение

Для каждого из нас окружающий мир реален ровно настолько, насколько мы его понимаем. Многое человечеству пока еще неведомо и недостижимо для него, но придет тот день и час, когда все встанет на свои места и мир заиграет новыми красками.

Реальность - это главное понятие философского учения, потому что без него невозможно ответить на извечные вопросы:

  1. Что появилось вначале, сознание или материя?
  2. Есть ли у человека возможность постигнуть реальность, находящуюся вокруг него?

Это вопросы, в попытке ответить на которые можно сломать все зубы о гранит науки, но никак не определиться с ответом.