Открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе. Конспекты логопедических занятий по лексическим темам

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну звука [Р.]»

Занятие для детей подготовительной группы занимающихся на логопункте.

Программные задачи занятия: закреплять сонорный звук Р в слогах, словах, в предложениях и в связной речи, развивать фонематические процессы, артикуляционную и мелкую моторику. А так же развивать общую моторику и координацию движений, развивать память, внимание. Формировать у детей самоконтроль речи, прививать дружеские отношения.

Занятие подгрупповое, но элементы занятия можно использовать и на индивидуальном занятии, а так же воспитателям на занятии по обучению грамоте.

При составлении занятия использовала литературу авторов:

Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина - «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.

Е.А. Пожиленко - «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации - Москва, 1999 г.

И.В. Медведева, Т.Г. Маторина - «Логоигры» популярная логопедия - С-П, 2003 г.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Закреплять произношение звука [Р.] в слогах, словах, предложениях связной речи

Повторять алгоритм анализа артикуляции звука [Р.];

Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику;

Развивать общую моторику и координацию движений,

Развивать память, внимание;

Формировать самоконтроль речи;

Прививать дружеские отношения.

ОБОРУДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:

Демонстрационно-наглядный материал:

Загадки о сказочных героях; схема артикуляционной гимнастики; кроссворд из четырёх слов в виде ступеньки; картина с изображением Карабаса Барабаса (злого и доброго); игрушки Буратино, Красная Шапочка, Чебурашка, Крокодил Гена, картина с изображением радуги для звукового анализа слова, буквы Р., А, Д, У, Г, А; картина с изображением реки; звуковые дома; ребусы.

Раздаточный:

Маркер; зеркала; схемы для звукового анализа; тетради, ручки синего, зелёного, красного цвета.

Технические средства:

Магнитофон; кассета с записью «рыдания».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Характеристика звука.

5. Произнесение звука в слогах.

6. Произнесение звука в словах.

7. Использование предлогов.

Введение нового слова «рыдание»

Использование слов - антонимов

Игра: «Противоположные слова»

Обогащение словарного запаса (пословица о дружбе)

8. Динамическая пауза

9. Работа в тетрадях. Звукобуквенный анализ слова.

10. Произнесение звуков [Р.], [Р."] в предложениях, чистоговорках.

1. Организационный момент

Ребята! Вы любите путешествовать?! Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, где живёт звук, а какой вы догадайтесь сами. Послушайте стихи-загадки:

Бабушка девочку очень любила Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите ей имя её (Красная Шапочка)

Носик круглый, пятачок,

Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек - копытца

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи, Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три поросёнка)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный,

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт свой длинный.

Кто же это? (Буратино)

(Дети отгадывают загадки)

Да, это Кр-р-расная Шапочка, Бур-р-ратино, три пор-р-росёнка. А теперь скажите, какой звук встречается во всех этих словах. (Дети отвечают звук [Р.])

2. Сообщение темы:

В страну какого звука мы отправимся? Путешествие будет не простое, нам будут встречаться разные препятствия.

Чтобы отправиться, нам нужно вспомнить наше главное правило:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, чётко говорим,

Никогда мы не спешим

3. Артикуляционная гимнастика:

Сделать артикуляционную гимнастику. (фото 1,2)

(Комплекс артикуляционной гимнастики на сонорный звук [Р.]) - произнести звук [Р.], (громко, тихо)

4. Характеристика звука:

Расскажите мне о звуке [Р.]. Какой он? (гласный или согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)

И так в путь.

5. Произнесение звука в слогах:

Развитие фонематического слуха.

Здесь нам предлагают поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу»

Кто знает, что такое слог? (Ответы детей)

Игра

РА-РА-РА начинается игра.

Я прошу со слогом РА мне сейчас назвать слова (РАКЕТА, РАНА, РАК...)

Продолжаем мы игру - где слова со слогом РУ? (РУКА, РУЧЕЙ, РУБАШКА)

Отгадайте ребус (РЫБАК) какой слог первый?

Теперь произнести слова из «рассыпанных слогов»:

Игра «Рассыпанные слоги»

Логопед произносит отельные слоги, дети должны составить слово РА, НО (РАНО, НОРА) РО, ДО, ГА (ДОРОГА)

6. Произнесение звука в словах:

Выложим ступеньки из слов

(вспоминаем с детьми, что звуки мы слышим, а буквы пишем, у каждого звука есть своя буква)

КРАССВОРД из и четырёх слов.

На первой ступеньке слово из шести звуков:

ВОПРОС: На чем человек летает в космос? (РАКЕТА)

Ввторая ступенька:

ВОПРОС: Без чего ученик не ходит в школу? (РУЧКА, РАНЕЦ) - Трытья ступенька:

ВОПРОС: Если есть у кисочки на ушах две кисточки,

Эту киску берегись, потому что это (РЫСЬ)

Четвёртая ступенька:

ВОПРОС: Ползёт наоборот,

Задом наперёд,

Всё под водой хватает клешнёй. (РАК)

7. Использование предлогов:

По этим ступенькам мы поднялись и попали к кому?

к Карабасу Барабасу (выставляется злой Карбас Барабас)

Вы сидите около кого? (около Карабаса Барабаса)

Я стою где? (за Карабасом Барабасом)

Какой Карабас Барабас? (злой, сердитый)

Новое слово «рыдание»

(включаю запись с «рыданием»)

Слышите чьи-то рыдания (уточнение значения слова)

Они рыдают, потому что Карабас Барабас забрал у них один звук. Я назову их без этого звука, а вы угадайте кто это?

Там рыдают: Бу атино, К асная Шапочка, Чебу ашка, К кодил Гена - как назвать их одним словом. (ИГРУШКИ), а если они из сказки (СКАЗАЧНЫЕ ГЕРОИ) (Выставляются герои сказок)

Какой звук забрал у них Карабас Барабас (Звук [Р.])

Знаете зачем?....(дети фантазируют)

Чтобы стать ещё более злым, сердитым.

Игра «Противоположные слова»

Взрослый говорит слово, дети говорят противоположное слово (слова-антонимы)

До кого дотронется Карабас Барабас, тот будет говорить:

Злой - добрый

Черный - белый

Сердитый - весёлый

Плохой - хороший

Страшный - красивый

Грубый - ласковый, нежный

Ленивый - трудолюбивый

(выставляется добрый Карабас Барабас)

Каким стал К.Б.? (Добрым, весёлым)

С кем подружился К.Б.? (С Красной Шапочкой, с Чебурашкой дети перечисляют сказочных героев)

Кем он им стал? (другом)

Обогащение словаря Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу; «Дружба и братство дороже богатства» (повторяем несколько раз)

8. Динамическая пауза:

Мы играли и устали,

Дружно все мы тихо встали

Ручками похлопали раз, два, три.

Ножками потопали раз, два, три.

Мы идём, и мы поём раз, два, три.

Очень дружно мы живём раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнём

И опять мы в путь пойдём.

(Дети садятся за столы)

9. 3вукобуквенный анализ слов:

Карабас Барабас и его друзья покажут нам дорогу, если мы отгадаем загадку:

Разноцветное коромысло над рекой повисло» (РАДУГА)

(выставляется перепутанные буквы этого слова)

Здесь опять кто-то перепутал все буквы

Поставьте буквы в нужной последовательности, и скажите, какой буквы не хватает. Сделайте звуковой анализ этого слова

(один ребёнок делает у доски, остальные индивидуально за столами)

10. Произнесение звука [Р.] в предложениях, чистоговорках.

По волшебной дороге - радуге друзья ушли в свои сказки, а мы пришли к реке (выставляется картина с изображением реки)

Нам нужно перейти через реку как? (переправа, паром, мостом)

А мостом у нас будут предложения, которые вы составите со словами, которые есть на картине со звуком [Р.]. (Составляют предложения)

Как вы запишите предложение. Ехал Грека через реку.

(Составляют схемы предложения)

Кто закончит чистоговорку о Греке?

Сколько букв Р. изобразил художник.

11. Итог:

Перебрались мы через реку и оказались около скольких домов? (двух)

В каком доме живёт наш звук [Р.]? (в доме согласных звуков)

А где живём мы?

Как называется наш край, город, Родина, детский сад, столица округа?

В каких названных словах звук [Р.] - мягкий, в каких твёрдый?

Молодцы ребята звук [Р.] благодарит вас за то, что вы справились с заданиями в стране и дарит вам в подарок РЕБУСЫ.

Понравилось вам путешествие, чем?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Н. В. Елкина, Т.И. Тарабарина - «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.

2. Е.А. Пожиленко - «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации - Москва, 1999 г.

3. И.В. Медведева, Т.Г. Маторина - «Логоигры» популярная логопедия - С-П, 2003 г.

Развитие красивой, грамотной речи у дошкольников - не только способ избавиться от речевых дефектов, но и возможность дать ребёнку почувствовать себя увереннее в общении со сверстниками и взрослыми. Умея правильно изложить и донести свои чувства, сформировать навыки устного разговора, дошкольник будет понимать, о чём он сам говорит, что хочет рассказать. Воспитатель и логопед, проводящий групповые и индивидуальные речевые занятия с детьми, помогают дошкольникам преодолеть сложности в изучении родного языка и изложении своих мыслей в устной форме.

Теоретические аспекты логопедических занятий в детском саду

Цели для логопедических занятий, как правило, общие:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование навыков произношения звуков (зависит от этапа работы над определённым звуком).
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие навыков звукового анализа.
  • Совершенствование лексико-грамматических конструкций.
  • Развитие мелкой моторики рук для подготовки к письму.

Овладение родным языком - важнейшее приобретение ребёнка в дошкольном детстве

Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя её, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления.

К. И. Чуковский

Методической целью открытого логопедического занятия является демонстрация того, какие методы и приёмы обучения использует педагог, как доступно подаётся материал. Если занятие проводится в конце полугодия, можно увидеть, каких успехов достигли дети за время обучения.

Задачи для разных возрастных групп

Для каждого занятия ставится одна конкретная цель и несколько основных задач, которые будут решаться в процессе образовательной деятельности.

Задачи для воспитанников младших групп ДОУ:

  • Расширение словаря.
  • Развитие слухового и зрительного внимания.
  • Обучение правильному звукопроизношению.
  • Развитие умения различать предметы и описывать их внешние признаки для умения составлять связные описания.

В средней группе логопедические занятия решают ряд задач:

  • Активизация речевой деятельности.
  • Формирование правильного дыхания при разговоре.
  • Развитие артикуляции и речевого слуха.
  • Развитие ассоциативного мышления (помогает устанавливать связи между различными понятиями, способствуя становлению грамотной речи, логичному построению предложений).

В общении со взрослыми и сверстниками ребёнок осваивает правила человеческой речи, узнаёт новые слова

Для дошкольников старшей группы будут актуальны задачи:

  • Развитие умений давать характеристики звукам (длинные, короткие, как произносятся, в каких словах встречаются).
  • Формирование представлений о глухих и звонких звуках.
  • Развитие диалогической речи.

Примеры задач для воспитанников подготовительной группы:

  • Совершенствование точности мимики и жестов при разговоре.
  • Совершенствование умения точно и чётко отвечать на вопросы.
  • Развитие внятной грамотной речи.
  • Формирование навыка правильного речевого дыхания.

Занимаясь с воспитанниками ДОУ, логопед ведёт карты речевого развития каждого ребёнка

Родное слово - сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.

К. Д. Ушинский

Таблица: логопедические приёмы в работе с дошкольниками

Название приёма Описание Чем полезно Актуальность использования на открытом занятии Примеры игр
«Песочные игры» Выбор игр зависит от возраста дошкольников. Для реализации таких приёмов педагогу необходимо иметь несколько ящиков, заполненных песком на одну треть, наборы мелких игрушек (человечки, транспорт, растения, животные), можно обзавестись и набором букв из дерева или пластмассы для игр на составление слов.
Игры с песком хорошо использовать при знакомстве со звуками и обучении детей правильному написанию слов.
В процессе игры дети лучше запоминают учебный материал, учатся самостоятельно описывать предметы по памяти и развивают мелкую моторику для подготовки рук к письму. Кроме того, работа с песком снимает лишнее напряжение и повышает эмоциональный фон детей. Задания в форме игры помогают детям отвлечься и расслабиться, поскольку некоторые из них могут некомфортно чувствовать себя в присутствии посторонних людей на занятии. С другой стороны, это хороший способ дать детям проявить себя, показать свою самостоятельность и фантазию. Педагог тоже может проявить творческий потенциал, показав коллегам различные варианты обучающих игр, интересных для дошкольников.
  • «Город с одним звуком».
    Логопед предлагает детям выбрать фигуры, в названии которых есть определённый звук и построить в песке город только с этими фигурами. За одну игру дети могут создать несколько городков, лучше запомнив звуки и слова, в которых они произносятся.
  • «Клад» (лучше проводить с детьми старшего возраста).
    Ребёнок прячет в песке фигурку. Затем объясняет остальным, сколько слогов в названии предмета и называет несколько звуков из этого слова. После того как дети отгадают, что это, они должны будут найти фигурку по инструкциям от спрятавшего («левее», «правее», «копать глубже» и т. д.).
  • Аналог игры «Волшебный мешочек».
    Педагог прячет в песке несколько разных букв. Дети должны на ощупь найти буквы и назвать их, затем можно перечислить слова, которые начинаются или заканчиваются на найденную букву.
Мимические упражнения Приём подходит для воспитанников всех возрастных групп. Данные упражнения помогают развить подвижность лицевых мышц, позволяют в дальнейшем вырабатывать чёткие артикуляционные движения. Упражнения влияют на дальнейшее развитие артикуляции, помогают ребёнку контролировать мимику во время разговора, чтобы ему проще было объяснить то, что он чувствует. С этого приёма можно начинать занятие, подключив гостей. Например, попросить детей с определёнными эмоциями рассказать гостям историю, что поможет воспитанникам не чувствовать себя неуютно в присутствии посторонних и поднимет настроение. Чем больше эмоций сможет задействовать педагог в работе - тем лучше. Есть возможность продемонстрировать коллегам собранный материал, который в дальнейшем они тоже могут использовать (картинки с эмоциями, изображениями разных зверей, «облака настроения», карточки с заданиями и т. д.). На первых занятиях всё начинается с простых упражнений - хмурить брови, поочерёдно открывать и закрывать глаза, постепенно движения будут усложняться (поднимать брови вместе и по очереди, широко улыбаться, делать губы «бантиком», пошевелить носом и пр.).
Нужно развивать у детей произвольность движений и контроль мимики. Лучше всего просить дошкольников изобразить определённые эмоции - радость, грусть, удивление, испуг, злость, счастье, бодрость, ликование, усталость и т. д. Чтобы дети, особенно младшие дошкольники, не теряли интереса к занятию, используется наглядный материал с изображениями эмоций («повтори, что на картинке») или эмоциональные состояния животных, которым можно дать названия (хитрая лиса, сердитый волк, добрый мишка).
Дыхательная гимнастика Применяется на всех возрастных группах на каждом занятии.
Ритмичное шумное дыхание помогает насытить организм кислородом, выйти из стрессового состояния.
Помогает развивать правильное дыхание при разговоре, успокаивает детей и настраивает их на обучение. С такой гимнастики стоит начинать занятие, чтобы детям было проще поддерживать внимание и позитивный настрой в дальнейшем. Привычная деятельность успокаивает воспитанников, несмотря на присутствие посторонних людей.
  • «Паровоз».
    Шумно набрать воздух через нос, задержать дыхание на 1 или 2 секунды, громко выдохнуть через рот, сложив губы трубочкой и издавая звук «у». Вдох должен быть резким и коротким, а выдох - плавным и долгим.
  • «Полёт самолёта».
    Ребёнок, изображая самолёт, «летает» по комнате и издаёт звук «у». Когда воспитанник «летит», звук должен быть выше, направляться в голову, при «посадке» звук становится ниже, идёт от туловища. Упражнение помогает регулировать кровяное давление, обучает дыханию в заданном темпе.
Массажный мяч Подходит для дошкольников любого возраста. Такие мячи применяются для массажа ладоней и пальцев, способствуя развитию мелкой моторики и подготовки детских рук к письму, повышая работоспособность каждой руки. Развивает мелкую моторику, подготавливая руку к письму. Если дети уже занимаются с прописями, то массажный мяч можно использовать в начале занятия для разминки или в середине для снятия усталости. Демонстрация педагогом различных упражнений для детей, показ правильных методических указаний в процессе занятий. Можно использовать мячи разного размера для массажа не только всей кисти, но и отдельных пальцев, которыми ребёнок в дальнейшем будет держать письменные принадлежности.
«Создание ситуации успеха» Приём подходит для детей, выполняющих задания в прописях. Ребёнок пишет в рабочей тетради только карандашом, а педагог не исправляет ошибки, только делает пометки на полях. Это позволит ребёнку стереть то, что он сделал неправильно, исправить работу самому. Такой приём способствует поднятию самооценки воспитанника, что даст ему дополнительное желание заниматься. Помогает ребёнку поверить в собственные силы, вызывая у него желание лучше работать, пробовать выполнять задания без ошибок и самому находить недочёты в работе. Этот приём является относительно новым, что даёт возможность педагогу наглядно показать, почему не стоит самостоятельно исправлять ошибки за ребёнка и ругать его в случае неудачи.
«Найди картинку» Изображения для карточек нужно подбирать в соответствии с возрастом детей и их словарным запасом.
Каждому ребёнку выдаётся карточка с различными изображениями (предметы, животные, растения). Нужно найти картинки по обозначенному педагогом принципу.
Развивает внимание, память, помогает лучше усваивать материал. Здесь может быть много вариантов заданий для детей, чтобы продемонстрировать уже имеющиеся у них знания, раскрыть тему занятия. Педагог демонстрирует собранный им материал (картинки могут быть тематическими, разделёнными по количеству слогов, букв и т. д.) и разработанные для разных возрастных групп задания с карточками. Дошкольники могут выполнять ряд различных заданий с карточками. Например, выделить картинки, в названиях которых есть буква «р», выделить картинки, названия которых начинаются с определённого слога, выделить картинки, заканчивающиеся на определённую букву.
Нетрадиционные упражнения с использованием здоровьесберегающих технологий Подходят для воспитанников любого возраста. Ряд упражнений, которые приведут в порядок физическое и психическое состояние учащихся, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Упражнения позволяют обучить детей приёмам сохранения здоровья, восстановления сил, развития переключаемости внимания, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления. Упражнения позволяют быстро восстановить работоспособность дошкольников, предупреждают утомление, значит, дети будут активно работать в течение всего занятия.
  • «Путешествие по телу» направлено на снятие мышечного напряжения.
  • Зрительная гимнастика.
  • Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара».
Игровые приёмы Подходят для дошкольников любого возраста. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра. В игровой форме сложные и утомительные задания воспринимаются ребятами с интересом и выполняются с удовольствием. Способствуют поддержанию интереса детей к занятию, формированию положительной мотивации и познавательного интереса. За счёт игровой формы поддерживается мотивация воспитанников к выполнению заданий.
  • «Волшебный сундучок».
    Описательные рассказы даются детям трудно. И они их очень не любят. Здесь можно использовать «Волшебный сундучок» - коробку, в которой лежат маски. Один ребёнок садится на стульчик напротив других детей, логопед надевает на него маску, которую достаёт из волшебного сундучка (маски по лексическим темам: животные, птицы и т. п.). Дети начинают описывать то, кем или чем является ребёнок в маске по вопросам или по плану, ребёнок в маске угадывает.
  • Игра «Бусы». Используется при обучении звуковому анализу. Картинки наклеены на кружочки-бусинки. Дети собирают бусы, прикрепляя бусинки в соответствии с последним звуком предыдущего слова. Например: кот-торт-тыква-акула.

Мотивирующее начало занятия

Организационный вводный этап необходимо хорошо продумать, поскольку от него может зависеть весь дальнейший успех занятия. Логопеду нужно ввести детей в тему, с первых минут заинтересовать и сохранить положительную мотивацию на работу до конца занятия. Для этого существуют различные методы мотивации и поощрения.

Ещё в начале года логопед может завести для каждого воспитанника дневник его достижений, куда за каждое успешно выполненное задание будет добавляться красивая наклейка, обозначающая успехи дошкольника. Такой метод больше подойдёт для детей старших и подготовительных групп с целью поддержания интереса к занятиям на протяжении всего учебного года.

От того, какой будет мотивация воспитанников в начале занятия, во многом зависит результат самого мероприятия

Для детей младшего возраста в начале занятия хорошо использовать наручных кукол, которые «пришли проверить», готовы ли ребята к занятию, какое у них настроение. Например, педагог надевает на руки кукол мишки и зайчика, которые задают детям вопросы («Вы готовы начать урок?», «Взяли с собой хорошее настроение?», «Красиво ли вы сидите?» и т. д.).

В любой возрастной группе занятие можно начать с загадок на основные темы, чтобы дети сами смогли догадаться, что они сегодня будут изучать. Это поможет им сразу включиться в происходящее, начать размышлять и мотивирует дать правильный ответ.

Со средней группы используется вводное упражнение «составь целое из частей». Детям показывают картинку с сюжетом из знакомой сказки, а потом предлагают рассказать, что это за сказка, какие здесь герои, чем они заняты, где находятся, слов с какими буквами больше всего на этой картинке. Чем ярче и полнее иллюстрации, тем больший интерес возникнет у детей.

Воспитанников старшей и подготовительной групп можно сразу вызвать на диалог, например, начать беседу о том, что они видели на прогулке или по дороге в детский сад, какая была погода, время года, видели ли они животных и растения, что им больше всего запомнилось. Это побуждает детей сразу включаться в обсуждение, учиться грамотно пересказывать увиденное, чётко выстраивать предложения.

Новая интересная игра надолго привлечёт внимание дошкольников

В начале открытого занятия для детей разного возраста можно использовать организационный момент с участием присутствующих взрослых. Педагог предлагает дошкольникам поздороваться с гостями, но сделать это необычно. Каждый ребёнок получает вырезанное из картона лицо с изображением определённой эмоции. Дети здороваются с той интонацией, которая больше всего подходит к их картинкам. Воспитанников старшего и среднего дошкольного возраста можно попросить составить короткие рассказы о себе или друг друге, чтобы представиться гостям. Детям младшего возраста должен помогать педагог. Он может попросить малышей рассказать гостям, где в группе находятся предметы, начинающиеся на определённую букву или с заданным количеством слогов.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия в разных возрастных группах

Возрастная группа Тема занятия Цель занятия Пример мотивирующего начала занятия Актуальность приёма
Младшая «В деревне у бабушки» Расширить знания детей о домашних животных. Сюрпризный момент на вводном этапе. Логопед показывает детям большую украшенную коробку, предлагает угадать, что в ней. Затем достаёт из коробки игрушку паровоз и рассказывает, что он отвезёт ребят к бабушке в деревню, где они познакомятся с домашними животными. Пока дети «едут» на паровозе, они выполняют речевые упражнения, имитируя звуки езды (чух-чух, ту-ту). Такое начало занятия позволяет сразу подключить дыхательную гимнастику и имитирующее упражнение, что поможет детям лучше работать в процессе всего урока.
Средняя «В поисках сказок» Закреплять у детей представления о числах, времени суток, пространстве. Сюрпризный момент. Педагог показывает детям книгу сказок, в которой совершенно пустые страницы. Обнаружив пропажу, нужно предложить детям отправиться на поиски сказок на поезде в библиотеку. Педагог говорит, что дети поедут по билетам, а потому нужно быстро найти подходящие по цвету к вагонам поезда билеты (дидактическая игра, материалы к которой нужно подготовить заранее: билеты из цветной бумаги и поезд из картонных вагончиков). Игра развивает внимание, логику, позволяет закрепить названия цветов в игровой форме, повысив интерес детей к занятию и дальнейшим заданиям.
Старшая «Зимушка-зима» Обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Организационный момент. Дети встают каждый около своего стульчика. Логопед предлагает детям сыграть в игру. Он будет загадывать загадки о зиме, на которые дошкольники по очереди отвечают. Тот, кто дал правильный ответ, садится на стул. Игра помогает детям с интересом включиться в занятие, необходимо заранее подготовить большое количество загадок. Задание на внимательность, развитие слухового внимания. С первых минут дети вовлечены в процесс, начинают размышлять над темой занятия, стараются давать правильные ответы, закрепляют правильное произношение знакомых слов.
Подготовительная «Составление рассказа о любимом герое сказки» Развивать логическое мышление и грамотную речь. Организационный момент. На доске размещены картины с изображениями сказочных персонажей. Педагог говорит, что герои не помнят, как они выглядят, поэтому он будет называть имена персонажей, а дети, не показывая пальцем на картинку, должны своими словами описать внешний вид персонажа. Дети учатся составлять описательные рассказы, воспроизводить в устной речи то, что видят, грамотно строить предложения. Задание развивает внимание, наблюдательность.

Как подготовить и провести открытое логопедическое занятие в ДОУ

Открытое занятие отличается от обычного тем, что разрабатывается и проводится по специально заготовленной форме организации, где педагог может продемонстрировать коллегам свои методы и приёмы работы, которыми он успешно пользуется для достижения качественных результатов. Для воспитанников же это обычное занятие, не отличающееся от ряда других, за исключением присутствия посторонних людей.

Для проведения логопедических занятий потребуется набор зеркал, чтобы дети могли самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений

Дошкольный возраст - период интенсивного овладения ребёнком родным языком, стремительного расширения словарного запаса, а также понимания разнообразных речевых оттенков и интонаций.

При подготовке открытого занятия логопед опирается на технологическую карту, включающую описание цели, задач, каждого этапа занятия. По результатам проведённого мероприятия в документ заносятся сведения о полученных результатах и оценка работы детей на занятии.

Технологическая карта поможет при подготовке открытого занятия, а в дальнейшем и при анализе результатов

Картотека тем

Каждая тема включает в себя новые слова, которые должны расширить словарный запас ребёнка. На занятиях изучаются существительные, глаголы, признаки предметов (времён года, погоды, животных, людей и т. д.), наречия, предлоги. Список тем, которые логопед может реализовывать в течение года:

  • Осень. Деревья.
  • Лес. Грибы и ягоды.
  • Огород. Овощи.
  • Фрукты. Сад.
  • Осень (обобщённые знания об осени, её погоде, месяцах, поведении животных и птиц в это время года).
  • Тело человека.
  • Дикие животные.
  • Животные холодных и жарких стран.
  • Домашние животные.
  • Птицы перелётные и зимующие.
  • Одежда, обувь, головные уборы.
  • Новогодний праздник.
  • Зима.
  • Дом. Строительство.
  • Квартира. Мебель.
  • Посуда. Продукты.
  • Весна.
  • Семья.
  • Домашние растения.
  • Профессии.
  • Рыбы. Мир океана.
  • Транспорт.
  • Космос.
  • Наш город.
  • Наша страна.
  • Цветы.
  • Насекомые.

Для проведения индивидуальных открытых логопедических занятий с воспитанниками, можно воспользоваться соответствующей картотекой .

Фотогалерея: дидактические игры и схемы для занятий

Весёлые картинки помогут дошкольникам запомнить правильное употребление предлогов Игра «Продолжи ряд» развивает логическое мышление дошкольников Дидактическая игра «Посмотри и назови» развивает навыки классификации, умение обобщать Опорная схема поможет ребёнку составить рассказ о себе Старшие дошкольники учатся составлять описательные и сравнительные рассказы по картинкам С помощью данной игры ребёнок закрепляет знания о способах передвижения животных Игра «Составь слово» тренирует знания букв и звуков Данная схема поможет закрепить знания дошкольников о профессиях

Временной план занятия

Как и любое другое, логопедическое занятие в детском саду состоит из нескольких этапов:

  1. Организационный момент.
  2. Объяснение темы занятия.
  3. Описание и характеристика звука, который будет изучаться.
  4. Произношение нужных звуков в слогах, словах, предложениях.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа над произношением.
  7. Использование звука в связной речи, диалоге, рассказе.
  8. Итог занятия.

В разных возрастных группах продолжительность занятий различная (от 10 до 30 минут), чтобы дети не уставали, не теряли интереса к образовательной деятельности. Так, младшие группы дошкольников должны заниматься не более 10 (первая младшая) или 15 (вторая младшая) минут, средние - не больше 20 минут, старшие группы - 25, в подготовительной группе занятия длятся до получаса. Эти же требования относятся и к проведению открытых занятий.

Таблица: примеры временного плана занятий в разных возрастных группах

Возрастная группа Вводный этап, мотивирующее начало Дидактические игры Физкультминутка или подвижная игра Речевые упражнения Подведение итогов
Младшая 2 минуты. 3 минуты. 2 минуты. 7 минут (в игровой форме). 1 минута.
Средняя 3 минуты. 3 минуты. 3 минуты. 10 минут. 2 минуты.
Старшая 3 минуты. 4 минуты. 3–5 минут.
  • Упражнения на постановку звуков и произношения - 5 минут.
  • Задания на письмо, работа с прописями - 5 минут.
2 минуты.
Подготовительная
  • Вводный этап - 3 минуты.
  • Беседа - 5 минут.
5 минут. 5 минут.
  • Устная речевая работа - 5 минут.
  • Работа с прописями - 7 минут.
2–3 минуты.

Воспитанники подготовительной группы уже многое знают и умеют концентрировать внимание, поэтому на занятиях активно используется метод беседы.

Примеры конспектов открытых логопедических занятий

Ниже приведены варианты логопедических занятий для разных возрастных групп. Каждый этап подробно расписан, указаны цели и задачи занятия. Есть примеры игр, литературных произведений, необходимого оборудования и материалов. Показано, как подводить итоги занятия, какие методы и приёмы может использовать педагог.

(Богателия И. Н.) практически полностью создан в стихотворной форме, что может повысить интерес детей к выполнению заданий и оказать влияние на эстетическое развитие (вызвать желание самим сочинять стихи, изучать художественную литературу вместе с родителями и воспитателем).

Видео: занятие логопеда в старшей группе

Видео: открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе

Важно помнить, что любые знания будут полезны только при постоянном использовании на практике. Поэтому нужно развивать речь дошкольников не только на специальных занятиях, но и в обычной жизни, побуждая их как можно больше запоминать и рассказывать, изучая художественную литературу, предлагая интересные темы для игр, экскурсий, праздничных сценариев. В этом случае у каждого ребёнка будет возможность рассказать о своих впечатлениях и пообщаться с другими.

Как заинтересовать ребенка-дошкольника с общим недоразвитием речи, чтобы он смог показать свои умения и навыки в конце учебного года? Актуальным этот вопрос становится в подготовительной группе на итоговых открытых занятиях.

Учитывая особенности развития ВПФ у детей с ОНР, учителя-логопеды стараются применять различные современные педагогические технологии в работе.

Я использую на данных мероприятиях проверенный годами игровой методический прием — создание проблемной ситуации с привлечением хорошо знакомых, любимых мультипликационных героев, следовательно, ориентируюсь на психологическую защищенность ребенка, на стимулирование речевой активности, на положительный эмоциональный настрой. И в итоге — повышение самооценки у детей, желание показать свои знания, готовность помочь другим, стремление к общению.

Конспект итогового логопедического занятия
в подготовительной группе
для детей с общим недоразвитием речи по грамоте
«Помоги другу»

Цель:

  • обобщить и закрепить полученные в течение учебного года знания о звуке, букве, слоге, слове, предложении.

Задачи :

1. Коррекционно-образовательные :

  • закрепить умение различать понятия «звук-буква», «слог-слово», «слово-предложение»,
  • закрепить навык звуко-буквенного анализа и синтеза,
  • развивать навык слогового анализа,
  • формировать длительный выдох,
  • совершенствовать умение составлять предложения.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развивать мышление,
  • внимание и память,
  • развивать общую моторику.

3. Воспитательные:

  • воспитывать умения — работать в коллективе и индивидуально, действовать по инструкции педагога, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением,
  • воспитывать сочувствие окружающим, желание помочь.

Оборудование: мягкие игрушки-смешарики: Крош, Нюша, Бараш, Ёжик, Лунтик; доска, мел, карточки с заданиями, коробка с картинками-ребусами, игровое пособие «Снежная тучка» (снежинки на ниточках), картина «Весна», аудиозапись спокойной музыки и слов волшебника, колокольчик.

Предварительная работа :

  • разучивание физминутки;
  • просмотр мультфильмов (задание на дом),
  • беседы о героях мультфильмов «Смешарики», «Лунтик»;
  • работа с кассами букв;
  • проговаривание чистоговорки;
  • индивидуальная работа по совершенствованию звуко-слогового анализа;
  • составление предложений, чтение слогов, слов.

Ход организованной образовательной деятельности.

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Логопед: — Какое сейчас будет занятие? У нас сегодня гости, которые послушают, как вы отвечаете, что вы умеете и знаете, поэтому будьте внимательны на занятии.

Какое время года на улице? … было? … будет? Сколько всего времен года?

Какой сейчас месяц? был? будет? день недели, время суток?

Да, за окном уже весна (рассматривание картины «Весна)», но где -то еще остался снежок, давайте, раздуем последние снежинки.

Дыхательное упражнение «Раздуй снежинки» (глубокий вдох носом, длительный выдох ртом, не надувая щек, дети дуют на снежинки).

Речевая зарядка «Весна» (сначала послушайте, говорим четко, ритмично).

На-на-на — вот пришла весна,
Ло-ло-ло — на улице тепло,
Ты-ты-ты — расцветут цветы.

Речевое задание «Назови себя ласково и тихо сядь за стол» (дети тихо садятся за столы).

2. Основная часть.

Логопед: ребята, сегодня у нас необычный гость — к вам за помощью обращается Лунтик, вот послушайте: «Здравствуйте, ребята! Я прилетел к своим друзьям — смешарикам, но с ними случилась беда — злой волшебник забрал их в свою страну».

Звуковое письмо от злого волшебника «если хотите вернуть своих друзей, выполните мои задания, они непростые, выполнить их сможет только тот, кто ответственно готовится к школе».

Логопед: Ребята, поможем смешарикам? (ответы детей) Раскрывает конверт с карточками.

Карточка №1. (с нарисованной звуковой схемой) — Что это? Что такое звуки? Какие бывают звуки? Как мы обозначаем звуки?

- «Скажи слово по звукам» (показ картинок, название из трех-четырех звуков. м-а-к, р-ы-б-а).

- «Исправь ошибку» (на доске неправильная звуковая схема слова под картинкой — кит).

- «Сравни две звуковые схемы» (3 звука, 4 звука, различаются по количеству звуков).

- «Подними картинку, которая соответствует 1 схеме, 2 схеме» (индивидуальные картинки).

Вот мы и выполнили задания первой карточки, звон колокольчика – вернулся Бараш. «Спасибо, ребята!»

Карточка №2 . (с нарисованной слоговой схемой) — Что это? Что такое слоги?

- «Проговори по слогам слово» (по показу предметных картинок).

- «Договори словечко» (ва-, со-, ма-, ко-, ги-) назови последний слог в этом слове.

- «Найди ошибку» (название какой картинки не подходит к слоговой схеме, объясни — 3 картинки).

Вот мы и выполнили задания второй карточки, звон колокольчика, и к нам возвратился Ёжик. «Спасибо, ребята!»

Карточка №3. (со схемой предложения)

Что это? «придумай предложение, соответствующее звуковой схеме» (четыре слова).

- «Ответь полным предложением на вопросы по картинке» (почему тает снег?).

- «Составь предложение из слов» (природа, весна, просыпается). Звон колокольчика, появился Крош. «Спасибо, ребята!»

3. Логопед: Вы справились и c этим заданием, а чтобы помочь последнему смешарику, надо немножко отдохнуть и набраться сил.

Динамическая пауза. «Весенняя песенка» Дети стоят на коврике (слова + движения).

От сосулек — звон, звон.
Просыпайся – клен, клен.
Быстро тает снег, снег.
Ручейки в бег, в бег.
Гром шагает топ, топ.
Почки слышно щелк, щелк.

Психогимнастика «Солнышко».

(Звучит спокойная музыка)

4. Дети садятся за столы, логопед достает из конверта буквы.

Что это? Что такое буквы?

- «Назови букву» (показ буквы, ответ по цепочке)

- «Прочитай слово» (из трех, четырех букв)

- «Собери из букв слова» (в,ц,к,е,о,т)

Звон колокольчика.А вот и Нюша: «Спасибо, ребята!»

Логопед: Молодцы, дети, вы спасли всех смешариков!

Лунтик со своими друзьями дарят красивую коробку, благодарят детей и уходят.

5. Логопед открывает коробку, там картинки-ребусы.

Разгадывание ребусов по картинкам. Читаем часть слова и соединяем с названием картинки — ра+дуга, ба+бочка, бар+сук, лас+точка, у+точка, а+лиса, стре+коза.

Логопед благодарит детей за внимательность, за помощь, хвалит детей.

6. Заключительная часть.

Логопед спрашивает: Кому мы помогли? Почему вы решили помочь? Что понравилось? Какие задания были сложные? Кто сегодня отвечал лучше? Оцени свои ответы на занятии.

Доринова Тамара Борисовна,
учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ детский сад №11,
Нижегородская область

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе

по теме: «В гостях у Золотой рыбки».

(Автоматизация звука (р) в связной речи).

Коррекционно-образовательные цели:

Расширить и углубить представления детей о рыбах, классификация рыб по месту обитания (речные, озёрные, морские) Активизация и расширение словаря дошкольника по теме: «Рыбы». Учить детей чётко произносить звук (р) в связной речи. Учить преобразованию слов. Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные. Учить детей формированию обобщающих понятий. Учить формированию навыков словообразования, употреблению существительных с увеличительными суффиксами – ище, - ища. Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными. Учить детей звуковому анализу и синтезу слов. Упражнять в формировании слоговой структуры слов.

Коррекционно – развивающие цели :

Развитие навыков связной речи, фонематического восприятия, логического мышления, памяти, внимания, развивать координацию движений, пространственные представления, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные цели:

Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к подвижным играм, спортивным состязаниям.

Оборудование : Сухой бассейн, карта, разрезанная на части, (пазлы), картинки с изображением озёрных рыб, речных, морских, мяч, мячики – тренажёры, магнитная доска, фишки ля звукового анализа слов, обручи, маты, шкатулка с «сокровищами», ноутбук, диск «Звуки природы. Шум моря».

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети входят в зал под музыку…(Приветствие гостей).

Логопед: – Ребята, вы когда – нибудь мечтали найти настоящий клад или совровища моря? Посмотрите, что нашла для вас Золотая рыбка. Мне кажется, это карта Острова сокровищ, Давайте поможем Золотой рыбке собрать карту. Ребята, вы поможете? (Дети собирают карту Острова Сокровищ). О чем нам говорит карта? Рассмотрите, какие слова здесь написаны? (ка _п, уго _ь, т_ еска, фо _ ель, морской ё_ ш, _ ыба - меч) Какую букву размыло водой? Дети: - Буква (Р). Логопед: – Ребята, а как одним словом назовём карпа, треску, ерша, форель? Дети: - Это рыбы. Логопед: – Ребята, а какие это рыбы? Дети: - Это морские рыбы. Логопед: – Ребята, а каких рыб мы ещё знаем? Дети: - Есть морские, речные, озёрные, аквариумные рыбы. Логопед: – Молодцы, а теперь покажем Золотой рыбке, как мы выполняем пальчиковую разминку. Логопед проводит пальчиковую гимнастику. 1) Пальчиковая гимнастика «Рыба - меч».

Захотела рыба – меч

Воду надвое рассечь:

Раз – сечёт, два – сечёт,

А вода себе течёт.

Логопед: – Ребята, а теперь нам нужно выполнить следующее задание. Дети выполняют звуковой анализ слов: рыба, карп, угорь. Дают характеристику звукам. Логопед: – Ребята, чтобы продолжить путь и найти сокровища, нам нужно расшифровать слова. 2) Проводится игра «Шифровка» . Дети на доске расшифровывают слова. (Барракуда, горбуша) ,объясняют что за рыба барракуда. Логопед: – А теперь вам нужно найти новые слова, которые спрятались в слове БАРРАКУДА

3) Проводится игра «Придумай словечко» (БАРРАКУДА). Дети: - бар, рак, ура, удар, рука, краб, арка. т.д.

(Дети выкладывают при помощи разрезной азбуки слова) Логопед: – Ребята, вы молодцы столько интересных слов придумали. Но нам нужно торопиться, чтобы отыскать сокровище! - Послушайте, вы ничего не слышите? - Мы с вами уже приближаемся к острову сокровищ (звучит музыка шум моря). – Садимся в лодочки и плывём дальше. – Взяли к руки бинокль. Посмотрите направо, потом налево, в верх на скалы, вниз. 4) Логопед проводит гимнастику для глаз. « Бинокль» (Дети изображают руками бинокль выполняют движения глазами по заданию логопеда. 5)Проводится игра с волной. Логопед: – Ребята, вы слышите, как бьются волны о берег. Изобразите морскую волну. Логопед изображает волну при помощи длинной ленты на палочке. Дети наблюдают за движениями «волны». Как только «волна» начинает накатывать на берег (логопед двигается к детям, дети убегают. Волна откатывается в море (педагог отходит), и дети снова подбегают к кромке моря. – Не боитесь воды? - Тогда садитесь в одну лодку и поплыли дальше! Дети сидят друг за другом, ноги на ширине плеч, руки на плечах. Имитируют движения гребли на вёслах.

Динь – дон, динь – дон, Мы на лодочке плывём, Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает, - Вправо лодочку качает, Влево лодочку качает.

Динь – дон, динь – дон, Дружно к берегу плывём, К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко.

Логопед: – Ребята, вот мы с вами и оказались на прекрасном острове. – Вы устали в лодке сидеть? Тогда, я предлагаю вам, обследовать остров. Полоса препятствий, основные движения:

    Прыжки из круга в круг;

    Обойти камни;

    Ходьба по следам к пещере.

Логопед: – Ребята, посмотрите, ведь вход в пещеру закрыт. Чтобы пещера открылась, нужно выполнить задания, которые записаны на листах бумаги. 6) Проводится эстафета «Нарисуй рыб». Дети делятся на 2 команды. Первые участники рисуют золотую рыбку, бегут к листам бумагу и рисуют какую – либо одну часть рыбки и возвращаются к команде, вторая команда - камбалу. Кто быстрее закончит рисунок.

Логопед: – Ребята, а теперь следующая игра «Чей?, чья?, чьё? , чьи?» Л: Чья голова? - Это рыбья голова. Чьи жабры? – Это рыбьи жабры. Чьё туловище? – Это рыбье туловище. Чья чешуя? – Это рыбья чешуя. Чей хвост? – Это рыбий хвост. Чьи плавники? - Это рыбьи плавники. Чьё брюшко? - Это рыбье брюшко. (Игра проводится с мячом, дети стоят в кругу и передают друг другу мячик). 7) Проводится игра «Рыбки - великаны» Логопед: - акула – акулища; рыба - рыбища; ёрш – ершище, карась - карасище т. д.

8)Игра « Сосчитай - ка» (Одна рыба, две рыбы т.д. один ёрш, два ерша т.д.) Логопед: – Ребята, вы работали так дружно, что смогли справиться со всеми заданиями. Вы стали такими ловкими и смелыми. Посмотрите, пещера открылась, нам осталось только найти сокровище. (Дети в сухом бассейне ищут шкатулку с «сокровищами») - Посмотрите, сколько здесь лежит драгоценностей и в каждой из них маленький секрет. Дети открывают звёздочки и находят в каждой из них буквы.

Р Ж У Б А Д

Л: - Ребята, соедините буквы так, чтобы у вас получилось слово. – Какое слово у вас получилось? Дети: - Дружба. Л: – Значит, какое сокровище мы с вами нашли? Логопед: - Нам пора возвращаться к Золотой рыбке. Пока лодка нас несёт к родным берегам, мы будем слушать музыку волн.

9)Мышечная релаксация «Морские волны» Дети лежат на ковре с закрытыми глазами. (Звучит музыка «Звуки природы. Шум моря»). Итог занятия. Дети получают сокровище, по жемчужине, прощаются с гостями.

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

В гости в город БУКВОГРАД.

Учитель – логопед, воспитатель Пуханова Л. Н.

Цели:

Образовательная: Повторить пройденный материал, развивать навыки чтения, звукового анализа и синтеза.

Воспитательная: воспитывать положительный эмоциональный настрой, положительную учебную мотивацию; формировать у детей понятие, что они являются носителями своего родного (русского) языка;

Корррекционно-развивающая: Развивать лексико-грамматический строй, связную речь, учить согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. Развивать фонематические процессы, уточнить и расширить понятий «звук и буква», способствовать развитию произвольной памяти, внимания, воображения, мелкой, общей и артикуляционной моторики, прививать интерес к совместной деятельности.

1. Орг.момент

Дети заходят в группу и здороваются с гостями. Встают в круг, взявшись за руки, и говорят: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Логопед:

Ребята, мы с вами целый год знакомились со звуками, буквами, учились считать количество слогов в слове, определять первый и последний звук и т.д., вместе с вами и вашими мамами строили город Буквоград. Сегодня утром на подоконнике я увидела вот такой конверт, а на нем надпись: «Детям подготовительной группы детского сада», это значит, что письмо адресовано вам. Давайте его прочитаем.(читает письмо): «Дорогие ребята, мы, жители города Буквограда, приглашаем вас побывать в нашем городе. Вас ждут веселые приключения, игры и много интересных дел. Приезжайте, не пожалеете!» Принимаем приглашение?Но для начала вам нужно отгадать загадки о жителях этого города.

Один мягкий и свистит Другой твёрдый и шипит Третий вовсе запоёт Хоть кто его произнесёт… (звук). Черные птички на белой страничке Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква). Сначала я никак не мог Прочесть с двух букв Свой первый… (слог). Звук я к звуку подберу И его произнесу Если буквы в ряд сложу То его потом прочту…(слово). Много слов я соберу Меж собой их подружу Понятным будет изложение То получу я …(предложение).

Логопед: Чтобы речь у нас была красивой и правильной – надо подготовиться. Предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику.

2. Сказка «В гостях у Буквограда».

Логопед

Дети показывают

– Толстые внуки приехали в гости.

«Толстячки» надули щёки.

– С ними худые, лишь кожа да кости.

«Худышки» втянули в себя щёки.

– Буковки деточкам всем улыбнулись.

«Улыбка»

– Поцеловать они всех потянулись.

«Трубочка».

– Утром проснулись – почистили зубы: влево и вправо, внутри и снаружи.

«Чистим зубы»

– Блюдца поставят – положат блины нам.

«Лопаточка»

– Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

«Дуем на лопаточку»

– Блинчик жуём.

«Жуём блинчики»

– Следующий блинчик – с вареньем закусим.

«Вкусное варенье»

– Чашки поставим, чтоб чаю налили.

«Чашечка»

– Вкусный был завтрак – мы губки оближем.

«Облизываем губки по кругу»

Логопед: А сейчас, ребята, давайте покажем, как хорошо мы знаем буквы. Здравствуй, город Буквоград! Что ты скажешь нам в ответ? Привет! Славный город Буквоград! Ты нам рад? Рад! Мы хотим с тобой дружить, Буквы русские учить. Обо всём хотим узнать, И учиться лишь на пять. Можно в город мы войдём? Вдоль по улицам пройдём. Домики твои посмотрим. К домикам мы подойдём. Как устроены поймём.

Рассказы детей о домах, в которых живут буквы. (у каждого дома своя крыша, цвет крыши в зависимости от того, какие звуки обозначают буквы).

Логопед. Ваши рассказы были очень интересными. А теперь Буквоград предлагает нам поиграть.

Пальчиковая гимнастика.

Из крючков. Из крючков. (Пальцы делают крючки в воздухе). Из кружков, из кружков. (Пальцами делают кружки). Сможем буквы написать. (Имитируют написание букв). Если будем мы стараться. (Руки на поясе, наклоны головы в стороны). Буквы будут получаться. Пальцы наши потрудились. (Пальцы сгибают и разгибают). И немного утомились. Дружно мы их все встряхнём. (Встряхивают кисти рук). И опять писать начнём.

1. Игра «Собери буквы» Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две – три части.

7. Игра «Буквы на спине» (прием дермолексии) Логопед «пишет» букву на спине ребенка. А ребенок выкладывает данную букву на столе (объединить по три ребенка). В итоге должно получиться слово. Например: нос, дом, слон, сумка, котик и т.д. Четвертый ребенок должен его прочитать)

9. Игра «Слово рассыпалось» – Ой, ребята, посмотрите, что стало с нашими словами. Они рассыпались. Надо их собрать (собрать слово из букв: к-о-т, с-о-н, д-о-м ).

11. Подведение итогов (чтение стихов детьми) Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну. Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.

Пошипим и посвистим
Мы у логопеда!
Станем чётко говорить,
Одержим мы победу!

Итог. Вам понравилось в Буквограде? Спасибо, что пришли на нашу игру. Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно играть со звуками и как лучше запомнить буквы. Ребята, а Вам нравится играть вместе? Спасибо за активное участие! Успехов всем нам!

Ещё придёте? И т.д.

Чтение стихотворения С. Маршак.

Ты эти буквы заучи. Их три десятка слишком, Но для тебя они – ключи Ко всем чудесным книжкам. В дорогу взять не позабудь Ключей волшебных связку! В любой рассказ найдёшь ты путь. Войдёшь в любую сказку. Прочтёшь ты книги о зверях. Растеньях и машинах. Ты побываешь на морях. И на седых вершинах. Тебе чудесные края Их знают матери, отцы. Сегодня вы все Молодцы! Откроет путь от «А» до «Я». А наш чудесный Буквоград Благодарит вас за внимание И говорит вам до свидания!