Конспект нод для детей старшей группы на логопункте доу. Конспект нод для детей старшей группы на логопункте доу План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Звук и буква «С»

Елена Анатольевна Скоркина
Конспект итогового логопедического НОД в старшей группе «В стране красивой речи»

Цель : закрепление пройденного материала.

Коррекционно - развивающие задачи :

Корригировать произношение;

Корригировать и развивать зрительное восприятие;

Корригировать и развивать слуховое восприятие;

Корригировать и развивать моторику кистей рук;

Корригировать и развивать мыслительную деятельность (анализ и синтез, логика, мышление) ;

Корригировать и развивать связную речь (словарный запас) .

Развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивость) .

Коррекционно – образовательные задчи :

Уточнить словарь по лексическим темам «Животные» , «Предметный мир» , «Игрушки» , «Насекомые» , «Цветы» , «Птицы» и др.

Систематизировать и обобщить знания раздела «Обучение грамоте» .

Коррекционно – воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к логопедическим занятиям ;

Воспитывать самостоятельность.

Здоровьесберегающие задачи :

Планировать объём материала с учётом утомляемости детей;

Соблюдать правильную посадку детей;

Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

Соблюдать режим охраны зрения;

Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование.

Доска, указка, мольберт, картинки-упражнения, пеналы для звукового анализа слов, пеналы со схемами предложений, зеркала по количеству детей; методический инструментарий учителя-логопеда (раздаточный материал игра «Подарки» , упражнение «Соберём горошины» , мяч, цветные магниты, смайлики (весёлый и грустный) с магнитами; компьютер, проектор, сопровождающая презентация к занятию.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Скажите, какое у вас сегодня настроение?

Тогда давайте встанем в круг.

Справа-друг и слева - друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Основная часть.

2.1. Сообщение темы занятия.

Скажите, а вы любите играть?

А вы любите путешествовать?

За высокими горами

За далёкими лесами

Чудо государство есть

Слов красивых там не счесть .

Приглашение пришло из этой страны

Скорее же в путь отправимся мы.

Сегодня мы совершим путешествие в страну красивой речи , которая называется «Грамотей-ка» . А правит той страной старичок – Речевичок . Жители этой страны говорят красиво и грамотно .

В этой Волшебной стране живут Звуки . Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные) . Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные) .

А поможет нам попасть в страну красивой речи воздушный шар .

2.2. Дыхательная гимнастика.

Отправляемся в волшебную страну «Грамотей-ка» . Садимся на воздушный шар и отправляемся в путешествие. Надуваем шар (живот) 1, 2, 3, 4. Сдуваем 1, 2, 3, 4, 5.

Воздух выходит из шара : Вдох и выдох со звуком ш-ш-ш.

2.3. Артикуляционная гимнастика.

Итак, мы с вами в стране красивой речи . Что за жители здесь живут? Присаживайтесь поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать и выполнять упражнения из сказки.

Жили были в стране «Грамотейка» весёлые жители. Просыпались ежедневно жители страны «Грамотейка» рано-рано (дети зевают, потянулись) . Открывали широко окна (упр. «Окошко» , чистили свои зубки (упр. «Почистим зубки» , пили чай с конфетами (упр. «Конфетка» , и блинчиками (упр. «Блинчик» ) и отправлялись каждый по своим делам. Одни любили кататься на лошадке (упр. «Лошадка» , другие качаться на качелях (упр. «Качели» , но были среди них и трудолюбивые жители, которые весь день работали, как дятел-лекарь леса (упр. «Дятел» ). Они красили забор (упр. «Маляр» ). Все жители страны «Грамотейка» были приветливыми и улыбались друг другу (упр. «Улыбка» .) А ещё они любили собирать грибы (упр. «Грибок» ). А когда им становилось совсем грустно, они смотрели на часы как они тикают (упр. «Часики» ). А затем снова играли, как и мы с вами.

2.4. Зрительная гимнастика.

Так как сегодня нам будет помогать играть компьютер, нужно обязательно выполнить гимнастику и для наших глаз.

Мы гимнастику для глаз

С тобой выполним сейчас!

Белка по деревьям скачет,

И в дупле орехи прячет.

(движение глазами вверх - вниз по дорожке)

Пчёлки летают вперёд и назад,

Мёд принести они в улья спешат!

(движения глаз вправо-влево)

Посмотри, над цветущим лужком

Бабочки летают кругом!

(Круговые движения глаз)

А сейчас зажмурим глазки,

Поморгаем много раз,

И весёлая зарядка,

Сохранит здоровье глаз!

2.5. Упражнение «Что лишнее?»

Зонт-зерно-стакан-корзина;

снежинка-бусы-собака-заяц;

пружина-роза-крыжовник-кружка;

дрова-лиса-трава-рак.

2.6. Упражнение «Назови ласково»

солнце-, перо-, гнездо-, сова-, рыба., самолёт-….

2.7. Динамическая пауза «Жук»

Жук залез на лесенку,

Распевает песенку

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я на лесенке сижу» .

Жук свалился с лесенки и запел он песенку

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я под лесенкой лежу» .

Мы жучка поднимем и ласково обнимем.

2.8. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Высоко-…

Далеко-…

Горячий-…

Чёрный-…

Грустный-…

Больной-…

Солёный-…

Толстый-…

2.9. Упражнение «Один - много» (хором)

Помидор - помидоры;

самовар-…

карандаш-…

2.10. Пальчиковая гимнастика «Лягушки» (дети проходят за столы)

Две зелёные лягушки

Две весёлые подружки «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»

Хором песни распевают «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»

Всем ребятам спать мешают «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»

2.11. Загадка (по описанию)

Угадайте, что это?

Её опасно трогать, хоть она и очень привлекательна.

У неё есть шипы, её дарят женщинам, она приятно пахнет и очень радует нас.

(роза)

2.12. Упражнение «Выложи схему слова» (РОЗА)

2.13. Упражнение «Составь предложение»

Придумайте предложения со словом «РОЗА» .

2.14. Упражнение «Соберём горошины»

(раздаточные картинки)

шишка-мишка, лягушка-подушка, малыши-камыши, мошка-кошка, снежинка-пружинка, ножи-ежи, пирожок-флажок, жук-лук, бинт-винт, ком-дом, мишка-мышка.

2.15. Упражнение «Подарки»

(раздаточный материал)

Будем дарить подарки – картинки в названии которых есть звуки С, З, Ж, Р. (по 2 картинки каждому ребенку)

3. Итог занятия (рефлексия) - Ребята, скажите, вам понравилось гостить и играть в стране красивой речи ?

А как называется страна красивой речи ?

Нам пора возвращаться в детский сад.

Что вам больше всего понравилось?

Если вам всё понравилось и вам не было сложно, то возьмите весёлого смайлика , а если были трудности, то грустного смайлика.

Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания, совсем как жители страны «Грамотей-ка»

Светлана Синицкая
«Посуда». Конспект открытого занятия НОД учителя-логопеда

Конспект НОД учителя -логопеда для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО.

Организация : МБДОУ д/с № 39

Населённый пункт : город Ставрополь

Тема : Посуда .

Цель : развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Задачи :

1. Коррекционно-образовательные :

Обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине и пересказывать его по картинно-графическому плану;

2. Коррекционно-развивающие :

Расширять и активизировать словарь детей по теме «Посуда » ;

Упражнять в употреблении распространённых предложений;

Активизировать у детей словарь прилагательных и антонимов;

Развивать у детей умение грамматически правильно строить своё высказывание;

Развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

Развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.

3. Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у каждого ребёнка умение слушать высказывания и рассказы других детей;

Воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами посуды ;

Вспитывать у детей навык самоконтроля за речью.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оборудование : предметные картинки с изображением разных предметов посуды , двухстороняя магнитная доска, магниты, картинка с наложенными крнтурами разной посуды , игрушечная посудка , мяч, мягкие прищепки, повязка на глаза, мешочек с разными фигурками, картинки с недорисованными частями посуды , фломастеры, мелкие предметы для выкладывания контуров посуды (фасоль, грибочки, косточки, сюжетная картинка, картинно-графические схемы к рассказу, волшебный ларец с хранительницей змейкой, конфеты.

Предварительная работа : чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» и обсуждение содержания, игра «Семья за столом» , игра «Накрой стол» .

Словарь - активный : предметный- стакан, вилка, бокал, блюдце, половник, дуршлак, ложка, нож, солонка, перечница, салфетница, сковорода, сахарница, заварочный чайник, кружка, чайник, кастрюля; глагольный : поставь, держи, положи, возьми; признаков : стеклянный, фарфоровая, чугунная, металлическая, пластмассовая, керамическая; пассивный : селёдочница, сухарница, конфетница, маслёнка, кофейник, салатница, сервиз.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент – дети входят в кабинет, становятся вокруг логопеда (создание мотивационного компонента) .

Все в сборе взрослые и дети,

Мы можем начинать!

Но для начала надо «Здравствуйте» сказать!

Ребята, сегодня у нас необчное занятие , как вы думаете почему? (к нам пришли гости, они наверное хотят посмотреть что мы умеем, чему научились за весь год). - Я вам приготовила много интересных игр и заданий - хотите поиграть, (да) – тогда устраивайтесь поудобнее!

2. У меня для вас есть загадки – хотите отгадать?

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Она бывает глубока, Три телёнка -

Больше греться не хочу. Она бывает и мелка, один хвост.

Крышка громко зазвенела : Однако, это не река

«-Пейте чай, вода вскипела» . Зовут её - ….тарелка.

Коли я пуста бываю, Фу-ты, ну-ты, ручка в бок! Без рук, без ног -

Про тебя я забываю. Не беда, что нету ног. Лапшу крошит.

Но когда несу еду – Если пить захочешь сам - Сама не ем,

Мимо рта я не пройду. Поднеси меня к губам. А людей кормлю.

Будет вкусная еда с золотою коркою,если пользуешся ты (сковородкою) .

Суп, салат, пюре, котлеты подают всегда в (тарелке) .

По моей тарелке лодочка плывёт, лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

3. Введение в тему :- Вы сегодня завтракали? – а что у вас было на завтрак? – из чего вы кушали и чем? – а из чего вы пили? В чём Ольга Васильевна приносит вам еду? –как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? – посуде ) . Хотите увидеть картинки, которые я для вас приготовила? Назовём их? (дети называют предметы посуды ) – как мы можем назвать все эти предметы одним словом? –(посуда ) .

4. Основная часть. Новое : посуда - это предметы домашнего обихода; в зависимости от того как её используют она бывает кухонная (в которой готовят еду, чайная (из которой пьют, и столовая (с помощью которой едят еду) . Есть ещё кофейная.

Назовите мне кухонную посуду (с помощью которой готовят еду) сковорода, кастрюли (дети называют) .

Назовите чйную посуду (из которй пьют) – чашка, блюдце …

Назовите столовую посуду (с помощью которой едят) – тарелки, ложки.

5. Дидактическая игра «Дружит или не дружит?» . Все предметы посуды дружат между собой . Как вы думаете - вилка дружит с ложкой? Да, потому что это посуда .

Чайник дружит с куклой? Нет, потому, что кукла игрушка, а чайник – посуда .

Тарелка дружит с шапкой? – Вилка дружит с ножом? – Кружка дружит с мячом?

6. Дидактичкская игра «Глазастики» . (развитие зрительного внимания, мышления) . Несколько предметов посуды наложились друг на друга. Нужно «разглядеть» каждый и назвать. Но прежде нам нужно сделать гимнастику для глаз : «Пол, потолочек, окошко, стеночка, зажмурились (слабо, сильно) » - готовы глазки – (разглядывают, называют) . Глазки работали им нужен отдых : помаргали, зажмурились…. (сюрпризный момент – «Семейка за столом» - Какую посуду они используют ? – чайную, кофейную.)

7. Дидактическая игра «Слушай внимательно, делай старательно» . Выполнение словестных инструкций логопеда с помощью игрушечной посуды .

Возьми большую кастрюлю и поставь её между сковородой и дуршлаком;

Возьми маленькую кастрюлю и положи в неё половник;

Возьми одну тарелку и держи её над большой кастрюлей; и т. д. (по времени) .

8. Дидактическая игра «Из чего сделан предмет?» - Дети, скажите посуда одинаковая или разная, чем она отличается? (цвет, размер, материал) :

Если чашка сделана из пластмассы – она пластмассовая;

Если чайник сделан из металла – он металлический;

Стакан из стекла – он стеклянный и т. д.

9. Дидактическая игра «Чего не бывает» . Логопед показывает на какую то часть посуды , а дети комментируют : Не бывает чайника без (носика)

Не бывает кастрюли без… (крышки)

Не бывает ножа без (лезвия)

Не бывает бокала без (ножки)

Не бывает дуршлага без (дырочек)

Не бывает вилки без….(зубчиков)

Не бывает сковородки без (дна)

Не бывает чайника без. (ручки)

Не бывает тёрки без (дырочек)

10. Дидактическая игра «Скажи наоборот» :

Сковорода тяжёлая, а нож (лёгкий) ;

Кастрюля большая, а ложка (маленькая) ;

Кувшин высокий, а чашка (низкая) ;

Тарелка мелкая, а чашка (глубокая) ;

11. Физкультминутка. Игра с мячом. «Назови ласково» , «Один – много» . Логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет посуды в единственном числе, ребёнок, поймав мяч, должен назвать этот предмет во множественном числе. (стакан-стаканы, ложка-ложки…ит. д.) . + «Назови ласково» . (чашка-чашечка, тарелка-тарелочка, стакан-стаканчик и т. д.

12. Дидактическая игра «Щупальца Осьминожки» . – Устали? Как вы думаете во что я хочу предложить вам поиграть? (дети называют игру) . Один ребёнок прикрепляет прищепки на свою одежду, другой с закрытыми глазами «ищет» их, снимает и считает.

А для вас (не учавствовавшие дети) у меня есть ещё одна игра, продолжим : «Волшебный мешочек – найди такой же предмет» . У логопеда мешочек в котором много разных парных предметов. Педагог достаёт один предмет, даёт его ребёнку в руки и просит найти такой же. Ребёнок на ощупь ищет в мешочке этот предмет.

13. Дидактическая игра «Чего не хватает?» . Логопед говорит детям, что бабушка Федора посуду не жалела , не мыла, била и посуда убежала от неё . На столах у детей лежат картинки с недостающими частями у посуды . Нужно дорисовать недостающую часть предмета и сказать полным предложением : «От Федоры убежал чайник. Я дорисовал носик у чайника. От бабушки Федоры убежала кастрюля. Я дорисовала ручку у кастрюли».

14. Дидактическая игра «Придумай и выложи» . Выкладывание из мелких предметов формы любой посуды . (дети выкладывают разную посуду , а логопед «угадывает» что это за посуда ).

15. Дидактическая игра «Где живут продукты?» Лопед объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.

Сахар живёт в … (сахарнице)

Соль живёт в … (солонке)

Сухари живут в … (сухарнице)

Масло живет в … (масленке)

Перец живет в … (перечнице)

Чай живет в … (чайнике)

Кофе живёт в … (кофейнике)

Селедка живет в … (селёдочнице)

Конфеты жтвут в … (конфетнице)

Салат живёт в … (салатнице)

16. Выход на связную речь. Составление и пересказ рассказа по сюжетной картине с опорой на картинно-графические схемы. – А ещё у меня для вас есть картинка с закодованным рассказом. Хотите увидеть? На магнитной доске сюжетная картинка. Логопед предлагает рассмотреть её, дать название и попробовать придумать рассказ. (дети затрудняются и логопед предлагает «расколдовать» рассказ с помощью опорно-графических схем в которых к каждому слову соответствует определенный символ). - Хотите услышать расколдованный рассказ?

«Машин день рождения» .

1. У Маши был день рождения.

2. Маша ждала гостей и накрыла стол.

3. Она поставила на стол 5 фарфоровых чашек, хрустальную конфетницу, большой медный самовар и стеклянную вазочку с вареньем.

4. К маше пришли ребята и подарили ей подарки.

5. Маша и гости пили горячий, душистый чай с конфетами и вареньем.

6. Чаепитие закончилось.

7. Дети стали петь и танцевать, водить хоровод.

8. На дне рождения было очень весело.

17. Пересказ рассказа по цепочке. (Если позволяет время, можно 2-3 детям пересказать весь рассказ) .

18. Заключительная часть. (создание проблемного поля)

Что было бы, если бы у нас не было посуды ?

Что было бы, если бы перепутались все домики для продуктов?

Сюрпризный момент : логопед говорит детям, что сегодня у нас вместе с гостями пришла змейка Шуша с волшебным ларцом в котором приготовила сюрпризы для детей. Ей очень понравилось как вы справлялись с играми и интересными заданиями, понравились ваши рассказы, но она забыла какие продукты хранятся в конфетнице? (дети отвечают) . Замок на ларце открывается и Шуша угощает детей конфетами.

НОД для детей 5-6 лет на логопункте ДОУ

Тема: Автоматизация звука «ш» в слогах, словах и предложениях.

Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- закрепить навык автоматизации звука «Ш» в слогах, словах, предложениях и чистоговорках;
- развивать фонематический слух;
- развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционного аппарата;
- развивать внимание, память и мышление;
- воспитывать самостоятельность, интерес к занятиям.

Инвентарь и оборудование: сюжетные картинки: домик мишки, мишка купается, зимний лес; предметные картинки: шапка, шуба, шорты, рубашка, шапка-ушанка, чешки, груша, вишня, лапша; игрушки Миша и Маша; шишки, пластиковые цветочки-вертушки; схемы слов и прищепки, схемы звуков.I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг-другу и поздороваемся!

2. Введение в тему занятия.
-А теперь на свой стульчик сядет тот, кто правильно повторит чистоговорку:

Ша - ша - ша - как погода хороша!
Шу -шу - шу - никуда я не спешу.
Ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!
Шо - шо - шо - солнце греет хорошо!
Ше - ше - ше - как приятно на душе!

После проговаривания чистоговорки дети идут на своё место.

3. Сообщение темы и цели занятия. Мотивация к познавательной деятельности.
- Дети, кто догадался, какой звук сегодня мы будем изучать?
– Верно, это звук [ш]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].

II. Основная часть.

1.Закрепление правильной артикуляции звука [ш]
В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
По тропинке в лес пойдём.
На полянке дом найдём.

(Показать картинку домика Миши).

Кто живёт в этом домике? А кто к нему часто приходит в гости?(показать игрушечных Машу и Мишу)
- Скажите, Какие звуки повторяются в середине слов Миша и Маша?
-[Ш].
- Ребята, поставьте перед собой зеркала и произнесите звук [Ш].
- Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
- Губы выдвигаются вперед. Они круглые.
- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
-Язык поднимается к небу, за верхние зубы.
- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все ш-ш-ш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: он включается или молчит? Приложите все руку к шее, скажем ш-ш.
– В домике было тихо, голос не включался.

Произносят звук [ш]

2. Закрепление умения пользоваться моделями при анализе характеристики звуков:
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш] согласный; звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. Обозначаем синим кружочком.

3. Артикуляционная гимнастика.
В красивом желтом домике живет девочка Маша. Дом стоит за ровным, красочным забором (упражнение «Забор»). У домика красивые, светлые окошечки (упр-е «Окошко»). Сегодня мама Маше печет блины (упр-е «Блинчик»).К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку (упр-е «Чашечка»). Блины Маша ест с вареньем. Варенье вкусное, Маша облизывает верхнюю губку (упр-е «Вкусное варенье»). Потом она пошла качаться на качелях (упр-е «Качели»).
(Дети встают в круг).

Покачалась Маша и побежала в гости к Мише (показ картинки леса, дети встают полукругом перед картинкой).


В лесу хозяйничала зима. Под ногами Маши шуршал снег. Яркое солнце ослепляло глаза (прикрываем глаза). От ветра шумели деревья.
- Покажите, как шумят деревья? (ш-ш-ш – руки подняты, качаемся).
-Вдруг ей под ноги свалилась что? (показать шишку).

4. Развитие фонематического слуха.
Это фыфка?
Это сыска?
Это шиска?
-Правильно, это шишка.
-Давайте скажем: «Это шишка».

Самомассаж.
Мишка по лесу ходил,
Много шишек находил,
Много шишек находил,
Маше шишку подарил. (шишки попеременно сжимаем в кулаках)
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с шишкой мы играть!
Будем с шишкой мы играть,
Между ручками катать! (катаем между ладоней)

5. Дидактическая игра «Собери букет».
- Маше очень понравились шишки, и она решила Мише собрать букет из шишек. Давай поможем ей.
(Дети отбирают шишки с рисунками на звук ш, ставят на магнитную доску, составляя цветок, и садятся на свое место).
- Маша собрала букет и побежала дальше.

Пальчиковая гимнастика
Нас позвали к Мишке в гости
(ладони на щеках, качаем головой),
И пошли мы по дорожке
(пальцы «шагают» по столу).
Топ-топ
(ладони хлопают по столу),
Прыг-прыг
(кулачки стучат по столу),
Чики-брики
(ладони хлопают поочередно по полу),
Чики-брик
В гости к Мишке мы пришли
(показать кистями рук треугольник – «крышу»),
Дверь в избушке мы нашли,
Постучали: раз-два-три
(постучать кулаком о ладонь),
Поскорей нам отвори!
(сжимаем и разжимаем кулаки).

Дыхательная гимнастика
Прибежала к Мише, а у него на подоконнике зацвел цветочек. Маша увидела цветок, полюбовалась его красотой, понюхала и говорит: «Ах, как пахнет».
-Давай и мы с вами понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет».

6. Автоматизация звука [ш]в словах.
-А Мишка в это время затеял уборку в шкафу. Помогите им навести порядок, Машины вещи положите к Маше, а Мишины к Мише.
- У Маши в шкафу … (шапка, чешки, шуба).
- У Мишки в шкафу … (шорты, рубашка, шапка-ушанка).

7. Игра «Где находится звук [ш] в слове?»
Слова: Миша, шапка, чешки, шуба (Дети на карточках показывают с помощью прищепок место звука [ш] в слове).

Физкультминутка
Мишка по лесу шагал,
Мишка палку увидал.
Бросил палку кверху мишка.
Падай в шапку с ёлки шишка!
Шишка хлоп по голове,
Сразу шишек стало две!
(Движения выполнять по тексту)

8. Автоматизация звука [ш]в предложениях.
-Навели они порядок и решили кушать готовить. Достали они продукты и задумались, чтобы им приготовить. Давай им подскажем, что можно приготовить из этих продуктов:
Груша, вишня, лапша.

Наелись они и Машенька довольная побежала домой, а Мишка решил перед сном умыться. Посмотрите на картинку и скажите:
-Что делает Мишка? Где купается Мишка? (показ картинки с купающимся мишкой).


Слушайте чистоговорки и повторяйте:

Шо-шо-шо – Мише в ванне хорошо.
Шу-шу-шу- тише, Миша, попрошу.
Ши-ши-ши-Миша, в ванне не пляши.

III. Заключительная часть.
Намылся Миша и лёг спать. Какой звук вы старались правильно произносить, помогая нашим героям?
– Правильно, звук [ш].
– А какой это звук?
– Это твердый, глухой, согласный звук.
– Чем мы еще занимались на уроке?
– Понравилось ли вам помогать Маше и Мише?
– Молодцы. Я думаю, что наши гости Маша и Мишка остались очень довольны вами.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Звук и буква «С»

Тема недели: «Домашние животные». Тема НОД : «Знакомство с буквой «С»

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Здоровье

Технологии:

  • использование игровых методов;
  • игровые технологии, направленные на развитие зрительного внимания;
  • информационные компьютерные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, самомассаж лица;
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика;
  • коррекционные технологии: психогимнастика.

Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки звуково­го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).

Коррекционно-развивающие: учить правильно произносить звук [С], выделять его в начале, середине и в конце слов.

Продолжать формировать понятие «согласный звук».

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику, длительный плавный выдох, зрительное внимание, память, мышление.

Материал:

магнитная доска, предметные картинки на звук «С», карточка из азбуки буква «С», синие фишки, тетради, цветные карандаши, мяч, карточки для определения места звука в слове для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент /вступительная беседа/
– Ребята, какое сейчас время года?
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите их?
– Какой сейчас месяц?
– А какой сегодня день?

2. Психогимнастика
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте, изобразим, как мы лепим снеговика /имитация движений/. Поработали, отогрелись, расслабились».

3. Сообщение темы занятия
– Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы их отгадаете, то узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся.

Заворчал живой замок

Лег у двери поперек.

– Какой первый звук в этом слове?/«с»/
– В каком положении губы? /улыбка/
– Где находится язычок? /язык широкий, за нижними зубами/.

– Посмотрите на экран нашего компьютера.

4. Характеристика звука (слайд 3)
– Звук «с» согласный, твердый.

– Каким символом обозначаем согласный твердый звук?
– Какие желтогрудые птицы зимуют вместе с нами?

5. Упражнение на дыхание
– Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо. СССС /выдыхают твердый звук «с»/». Когда лопается колесо и выходит воздух, то раздается такой звук «ССС».
6. Рассматривание картинок на звук «С» (Слайд 5)

Дети называют картинки и определяют место звука в словах.

7. Игра с мячом «Эхо»
– Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .
«с», «а» – «са»;
«с», «и» – «си»;
«с», «у» – «су»;
«с», «о» – «со».

8. Раскрась картинки, в названии которых есть звук «С» (работа в тетрадях)

9. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки дети

Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику на левой руке.

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошки» с ладошки.

10. Знакомство с буквой «С» (слайд 7)

Послушайте стихотворение про букву «С»:

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

– На что похожа буква «С»?

– Давайте сложим ее из пальцев.

– Найдите букву «С» в своих тетрадях в правом верхнем углу. Каким цветом ее нужно раскрасить? Раскрашивайте. Обведите ее пальчиком, напишите в воздухе по очереди всеми пальцами обеих рук.

11. Рассматривание слайдов 8,9

12. Составление предложений по картинкам

Санки, автобус, миска, собака.

13. Итог занятия

Прислала

Учитель-логопед

Стелла Данелян

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Образовательная область «Познание», «Коммуникация».

Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Коррекционно-образовательные:

Создать условия для закрепления у детей знаний о временах года, о месяцах, признаках времен года;
способствовать расширению и активизации словарного запаса детей с ОНР по теме «Времена года»;
приобщать детей к умению определять первый звук в слове, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги;

Коррекционно-развивающие:

Создать условия для совершенствования доказательной речи, умения обобщать, делать выводы;
способствовать развитию зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, памяти, речевого дыхания;

Коррекционно-воспитательные:

Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
создать условия для стимулирования творческого воображения, накопления положительного эмоционального опыта.

Здоровьесберегающие технологии:

Использование зрительной гимнастики;
создание положительного эмоционального фона;
системное чередование нагрузок и отдыха;

Предварительная работа: беседа о временах года, поделки и рисунки детей с родителями на тему «Времена года»
Оборудование и материалы: ИКТ, слайды по временам года, ковер-самолет, картинки птиц, наборы фишек для звукового анализа, слайды зрительной гимнастики, карточки «4 лишний», цветок, «снежок», нарисованное дерево, листики с дерева, муляжи фруктов и овощей, ветка с кусочками ваты, колокольчики, разрезные картинки.

Ход занятия:

Дети заходят в группу и рассматривают выставку поделок и картин на тему «Времена года».

Логопед обращает их внимание на выставку и восхищается творчеством детей.

Логопед: дети, вы хотите отправиться в путешествие по всем временам года сразу? Как вы думаете, на чем мы можем путешествовать? (ответы детей)

Логопед: Предлагаю путешествовать на ковре – самолете.

Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».

Воспитатель:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой — улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весна)

Слайд-шоу «Весна».

Воспитатель: Какая весна в нашем краю? (Ответы детей)

Игра «Почему я люблю весну?».

Дети в кругу, отвечают по очереди.

Логопед: Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

Логопед: Кто весну на крыльях приносит? (птицы)

Логопед: Как называются эти птицы? (перелетные)

Логопед: Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (зимующие)

Подвижная игра «Зимующие и перелетные».

Дети стоят в кругу. Воспитатель называет перелетных птиц – дети машут руками, зимующих – приседают и хлопают в ладоши. (используют иллюстрации птиц)

Логопед: Ребята, у вас в руках картинки птиц. Определите первый звук в названии каждой птицы. Но для начала вспомним гласные и согласные звуки. (Ответы детей)

Логопед: Молодцы, дети! Садимся на ковер-самолет и отправляемся дальше!

Воспитатель:

Весна пройдет, за нею ….
Солнце пекет,
Липа цветет,
Рожь колосится, золотая пшеница,
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
(лето)

Слайд-шоу «Лето».

Игра «Как мы узнаем, что лето наступило?».

Дети передают цветок друг другу и называют признаки лета.

Логопед: Ребята, у нас картинки насекомых. Сейчас мы будем работать за столами.

Дети выполняют звуковой анализ слов: жук, оса.. (индивидуальная работа)

Игра «Четвертый лишний».

Дети рассматривают карточки и определяют лишнюю картинку (на карточках времена года, забавы детей в разное время года…..).

Зрительная гимнастика «Насекомые» (дети глазками следят за движением бабочки, божьей коровки)

Логопед: Молодцы! Продолжаем путешествие!

Воспитатель:

Прошло лето, а за ним …..
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(осень)

Слайд-шоу «Осень».

Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: Прислала нам осень свои плоды. Все они оказались в чудесном мешочке.(дети вытаскивают по очереди овощи и фрукты и называют их)

Логопед: Дети, определите количество слогов в названиях ваших овощей и фруктов. Покажите фрукт или овощ, в названии которых 1 слог, 2 слога, 3 слога…

Игра «Договори предложение».

Воспитатель:

Летом жарко, а осенью-
Летом дни длиннее, а осенью –
Летом листья зеленые, а осенью –
Летом птицы вьют гнезда, а осенью –
Летом мы собираем ягоды, а осенью –
Летом мы обуваем сандалии, а осенью –
Летом дожди теплые, а осенью –

Детям за правильные ответы раздают листики, которые они прикрепляют на осеннее дерево.

Логопед: Молодцы! Продолжаем путь!

Воспитатель:

Прошла осень, наступила зима.
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?

Слайд-шоу «Зима».

Игра «Назови приметы зимы».

Воспитатель кидает снежок детям, а дети называют слова-признаки.

Дыхательная гимнастика «Устроим снегопад».

Логопед держит ветку с кусочками ваты на ней. Дети все вместе дуют на нее, тем самым получается «снегопад».

Игра «Позвони льдинкой».

Логопед: Дети, я вам буду говорить предложения, а вы, если я скажу верно, то звоните в свои колокольчики-льдинки.

Зимой идет снег.
Зимой дети купаются и загорают.
Летом листья на деревьях желтые.
Весной бегут ручьи, на дорогах лужи.
Осенью птицы улетают на юг.
Сейчас время года – весна.

Логопед: Дети, а теперь нам пора возвращаться домой, в наше время года. Как мы это сделаем? (ответы детей)

Логопед: А может мы соберем разрезную картинку, закроем глазки и возвратимся в нашу весну?

Дети собирают картинку, закрывают глаза, под звуки птичьих голосов на ковре-самолете возвращаются в группу.

Перспектива: Ребята, скоро лето и вы все будете отдыхать. Давайте осенью вы принесете свои фотографии как вы отдыхали и мы с вами сделаем интересную газету!

Разработали:

1. Кулакава Лариса Леонтьевна, учитель-логопед высшей кв. категории, МБДОУ «Детский сад №197″комбинированного вида г. Барнаула.

2. Богоутдинова Ольга Геннадьевна, воспитатель первой кв. категории МБДОУ «Детский сад №197″ комбинированного вида г. Барнаула.