Заупокойная молитва в исламе. Заупокойная молитва

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Молитва "Джаназа" и все, что к ней имеет отношение

Хва-ла Ал-ла-ху. Его мы вос-хва-ля-ем и к Не-му взы-ва-ем о по-мо-щи и про-ще-нии. Мы ищем за-щи-ты у Ал-ла-ха от зла на-ших душ и дур-ных дел. Ко-го Ал-лах ве-дет по пря-мо-му пу-ти, то-го ни-кто не смо-жет вве-сти в за-блу-ж-де-ние. А ко-го Он ос-та-вил, то-го ни-кто не на-ста-вит на пря-мой путь. Мы сви-де-тель-ст-ву-ем, что нет ни-ко-го дос-той-но-го по-кло-не-ния, кро-ме Одного Ал-ла-ха, нет у Не-го со-то-ва-ри-ща. И сви-де-тель-ст-ву-ем, что Му-хам-мад - раб Ал-ла-ха и по-слан-ник Его.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Совершайте молитву так, как совершал ее я на ваших глазах!». аль-Бухари 631.
Этот хадис относиться к любой молитве, будь она обязательная или добровольная, праздничная или погребальная (джаназа) и т.д., как к правилу ее совершения, так и к количеству рак’атов, если они установлены пророком (мир ему и благословение Аллаха).

Достоинство совершения молитвы джаназа
Передают со слов Абу Хурайры, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения заупокойной молитвы, полагается награда в один карат, а оставшемуся до завершения погребения - в два карата». Люди спросили: "А что это за два карата?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Они подобны двум огромным горам» . аль-Бухари 1325, Муслим 945.

О пользе, которую приносит умершему молитва "джаназа"
Передают со слов "Аиши что посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «По кому бы из покойных ни совершила молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, ходатайство их непременно будет принято». Муслим 947.

Сообщается, что Ибн "Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если любой мусульманин умрет, и у его погребальных носилок встанут сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, ходатайство их за него обязательно будет принято» . Муслим 435.

Для того, чтобы их заступничество принялось должно быть соблюдено два условия:
1. Все люди совершающие молитву джаназа должны быть единобожниками.
2. Их мольба за умершего должна быть искренней. К большому сожалению много мусульман, совершающих молитву джаназа, не знают мольбу, которую следует произносить за умершего в соответствии с Сунной.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обязательно попадет в Рай тот человек, заупокойную молитву по которому совершили люди, выстроившиеся в три ряда». Абу Дауд 3166, ат-Тирмизи 1028. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Об обязательности совершения молитвы джаназа над мусульманами
Сообщается со слов Зайда ибн Халида аль-Джухани, что когда при походе на Хайбар умер один из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Встаньте и совершите молитву над вашим другом!» Малик 2/14, Абу Дауд 2693, Ибн Маджах 2/950, ан-Насаи 4/64. Хадис достоверный.

Имам ан-Науауи сказал: "Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Встаньте и совершите молитву над вашим другом» , - указывают на обязательность совершения молитвы над умершим мусульманином, и она является фардуль-кифайя по единогласному решению всех ученых (иджма")". См. “Шарх Сахих Муслим” 7/22.

Правило совершение молитвы джаназа
Молитва джаназа такая же полноценная молитва, как и все другие, но не имеющая поясных и земных поклонов.
Существует множество достоверных хадисов, указывающих на то, что Сунной является произнесение в молитве джаназа четырех, пяти, шести, семи и девяти такбиров (т. е. слова "Аллаху Акбар"). Однако, если браться за одно мнение и следовать ему, то лучше - это молитва с 4 такбирами, так как хадисов указывающих на это количество пришло больше всего. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 141.

1-й Такбир:
При произнесении первого такбира следует поднять руки до уровня плеч или ушей, как это делал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Затем следует положить свою правую руку на тыльную сторону левой ладони, запястья и предплечья. Абу Дауд, Ибн Хузайма, шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Сыфату-Ссаля” 88.
Складывать руки следует на груди. От Тауса передается, что "пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы, клал правую руку на левую, и сжимал их на груди". Абу Дауд 1/121. Иснад хороший.
Шейх аль-Альбани писал, что складывание рук на груди достоверно установлено в Сунне, а все, что противоречит этому, является либо слабым, либо вообще не имеет никакой основы. См. этот вопрос подробней в книге “Ируауль-Гъалиль” 353.

Что же касается поднятия рук в молитве джаназа, то в этом вопросе существует известное разногласие. Ибн "Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы джаназа подымал руки только на первом такбире, и после он этого уже не делал". ад-Дарукъутни 2/73, аль-Байхакъи 4/37.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) также рассказывал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал такбир во время молитвы джаназа, поднял руки в первом такбире и положил правую руку на левую" . ат-Тирмизи 1077. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Шейх аль-Альбани сказал: “Мы не нашли в Сунне того, что указывало бы на законность поднятия рук в молитве джаназа, кроме первого такбира”. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 148.

Однако другие считали, что вышеприведенные сообщения, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не поднимал руки кроме как в первом такбире в молитве джаназа, являются слабыми, и при этом они опирались на поступок Ибн Умара, от которого сообщается, что во время молитвы джаназа он подымал руки в каждом такбире. См. “Фатхуль-Бари” 3/237.

Кто полагает, что Ибн Умар делал это основываясь только на Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), то пусть следует в этом за ним. А что касается того, кто считает, что это был иджтихад Ибн Умара, то пусть не делает этого, поскольку от пророка (мир ему и благословение Аллаха) не известно, что бы он поднимал руки в молитве джаназа с каждым такбиром. И Ибн Умар не делал ссылку на пророка (мир ему и благословение Аллаха) в таком поступке!

Кто-то может сказать: А каким образом поступок Ибн Умара не указывает на то, что он это взял 100% из Сунны посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!
Дело в том, что среди сподвижников часто имело место их поступку, который основывался на их иджтихаде, а не Сунне! Так например, известно, как говорил шейх Машхур, что Ибн Умар промывал глаза, говорил протирать повязку на ране и т.д. Поэтому сообщается, что когда Абу Джа’фар аль-Мансур потребовал от имама Малика составить книгу аль-Мууатта, он сказал ему: “Составь книгу и остерегайся отклонений Ибн Мас’уда, жесткостей Ибн Умара и послаблений Ибн Аббаса”. См. “Фатауа Машхур” вопрос № 201.

После произнесения первого такбира следует читать суру "аль-Фатиха" (Открывающая).

Ибн "Аббас (да будет доволен им Аллаха) рассказывал, что "пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы джаназа читал суру «аль-Фатиха»". Ибн Маджа1495, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “Мишкатуль-Масабих” 1673.
После "аль-Фатихи" можно также прочитать еще какую-либо суру из Къурана. На это указывает сообщение от Тальхи ибн "Абдуллаха, который рассказывал: "Однажды я совершил позади Ибн "Аббаса молитву джаназа, и он прочитал "аль-Фатиху" и еще какую-то суру". И когда Тальха спросил об этом Ибн "Аббаса, он сказал: "Это Сунна и истина". ан-Насаий 4/75, предание достоверное.

Что же касается чтения "Субханака" в первом такбире, то в Сунне никаких указаний на это нет, и некоторые из ученых назвали это нововведением. Имам Абу Дауд сказал: "Я слышал, как имам Ахмад на вопрос о человеке, который начинает молитву джаназа “Субханакой”, ответил “Я такого не слышал". См. "аль-Масаиль" 153.

2-й Такбир:
Во втором такбире следует произнести молитву за пророка (мир ему и благословение Аллаха), такую же, как и во время ташаххуда обычной молитвы. От одного из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается: “Сунной является в молитве джаназа произнести такбир и прочитать суру "аль-Фатиха" про себя, затем (после 2 такбира) произнести молитву за пророка (мир ему и благословение Аллаха), после чего в третьем такбире произнести мольбу за умершего, и не читать ничего в этом такбире, а затем (после 4 такбира) тихо произнести приветствие” . аш-Шафи"и 1/270, аль-Байхакъи 4/39, сообщение достоверное, о чем сказа шейх аль-Альбани.

3-й Такбир:
После третьего такбира следует обратиться к Аллаху с мольбой за умершего. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда вы совершаете молитву над умершим, то пусть мольба ваша за него будет искренней». Абу Дауд 3199, Ибн Маджах 1498. Хадис хороший.

Слова мольбы за умершего, произносимые во время заупокойной молитвы:

Сообщается, что Абу "Абдур-Рахман "Ауф ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: "Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: «О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом, лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня!» - Абу "Абдур-Рахман сказал: "И я даже сам захотел оказаться на месте покойного" . Муслим 2/663.

/Аллахумма-гъфир ляху, уархам-ху, уа-‘афихи, уа-‘фу ‘ан-ху, уа акрим нузуля-ху, уа уасси’ мудхъаля-ху уагъсил-ху бильма’и, уассальджи уальбаради, уа нак-къи-хи миналь-хатайа кя-ма наккъайта-с-сауба-ль-абйада минад-данаси, уа аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, уа ахлян хайран мин ахлихи, уа зауджан хайран мин зауджихи, уа адхыль-ху-ль-джанната уа а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри уа ‘азабин-нари/.

«О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него!» Ахмад 2/368, Ибн Маджа 1/480. Хадис достоверный.

/Аллахумма-гъфир ли-хайи-на, уа майити-на, уа шахиди-на, уа гъа иби-на, уа сагъыри-на, уа кабири-на, уа-закари-на уа унса-на! Аллахумма, манн ахйайта-ху мин-на, фа ахъйи-хи ‘аля-ль-ислями, уа манн тауаффайта-ху мин-на, фа тауаффа-ху ‘аля-ль-имани. Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху уа ля тудылля-на ба’да-ху/

«О Аллах, поистине, такой-то, сын такого-то, находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушений могилы и мучений Огня, ведь Ты исполняющий обещание и проявляющий справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты, - Прощающий, Милосердный!» Абу Дауд 3/211, Ибн Маджа, достоверный хадис.

/Аллахумма, инна фулян ибн фулян (…) фи зиммати-ка уа хабли джиуари-ка, фа-къи-хи мин фитнатиль-къабри уа ‘азаби-н-нари, уа анта ахлю-ль-уа-фа’и уа-ль-хаккы! Фа-гъфир ляху уархамху, инна-ка Анта-ль-Гъафуру-р-рахиму/.

«О Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоем милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!»

/Аллахумма, ‘абду-ка уа-бну ама-ти-ка ихтаджа иля рахмати-ка, уа Анта гъанийун ‘ан ‘азаби-хи. Ин кяна мухсинан фа зид фи хасанатихи, уа ин кана муси’ан, фа таджа-уаз ‘ан-ху/.

Окончания мольбы следует менять в зависимости от того, кем является умерший. Если умерший мужчина, то следует говорить "ляху" (его), а если женщина, то "ляха" (ее). В скобках в место "такого-то" следует упомянуть имя умершего.

4-й Такбир:
После четвертого такбира следует произнести слова приветствия, но можно также и после четвертого такбира обратиться с мольбой за умершего перед приветствием. Сообщается, что когда Абдуллах ибн Абу ‘Ауф совершал молитву джаназа над своей дочерью, он четырежды произнес слова такбира. Произнеся же их в четвертый раз, он простоял еще столько времени, сколько проходило между двумя такбирами, моля Аллаха о прощении для своей дочери и обращаясь с мольбами за нее, после чего сказал: "Так поступал и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)" . аль-Хаким 1/512, сказавший: хадис достоверный.

Приветствие (таслим) после молитвы джаназа

Приветствие после молитвы можно делать как в одну сторону, так и в обе. Сообщается, от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что "пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершая молитву джаназа, сделал 4 такбира и одно приветствие (таслим)". аль-Хаким 1/360, ад-Даракутни 191, иснад хадиса хороший.

То, что во время джаназа приветствие было только одно, подкрепляется преданиями от "Али ибн Абу Талиба, Абдуллаха ибн "Умара, Ибн "Аббаса и Абу Хурайры (да будет доволен ими всеми Аллах).

Однако, есть также Сунна в молитве джаназа совершать приветствие и в обе стороны, и пренебрегать этим не следует. Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "одним из деяний, которое совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха), но которое оставили люди, является два приветствия в молитве джаназа, такие же как и в обычной молитве". аль-Байхакъи 4/43. Хафиз аль-Хайсами, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая молитву джаназа, делал и одно, и два приветствия, но одно приветствие он делал чаще.
Слова приветствия следует в молитве джаназа произносить тихо, как имаму, так и остальным, поскольку это соответствует Сунне. Ибн "Аббас (да будет доволен им Аллах), совершая молитву джаназа, произносил слова приветствия тихо. аль-Байхакъи 4/43. Иснад хороший.

Так же с достоверным иснадом передается от Ибн "Умара (да будет доволен им Аллах), что когда он совершал молитву джаназа и произносил слова приветствия, его слышали те, кто стояли за ним. См. "Ахкамуль-Джанаиз" 165.

Что делает тот, кто присоединился к молитве джаназа и пропустил несколько такбиров?

На вопрос имама Малика, о человеке, который пропустил несколько такбиров в молитве джаназа, Ибн Шихаб сказал: "Он восполняет сам то, что пропустил". См. "аль-Мууатта" 1/198.

Важные примечания связанные с молитвой джаназа:

Молитву джаназа также как и пять обязательных молитв следует совершать совместно, и грех ляжет на тех людей, которые могут совершить ее вместе, но совершают ее по отдельности. Имам ан-Науауи сказал: “Бесспорно, что молитву джаназа совершать по одному разрешено, но Сунной является совершить ее с джама"атом, исходя из хадисов на эту тему и единогласного мнения всех мусульман (иджма")” . См. «аль-Маджму"» 5/314.

Совершая молитву джаназа над мужчиной, следует встать напротив его головы, а совершая ее над женщиной, следует встать напротив ее тела. Самура ибн Джундуб рассказывал: “Однажды я молился позади пророка (мир ему и благословение Аллаха), который совершал молитву джаназа над женщиной, умершей от родов, и он встал напротив середины ее тела”. аль-Бухари 1331, Муслим “Джаназа” 101.

От Абу Гъалиба сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах), совершая молитву джаназа над мужчиной встал напротив его головы, а совершая над женщиной, встал напротив середины ее тела. Когда же его спросили, делал ли так посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: "Да". Абу Дауд 2/66, ат-Тирмизи 2/146. Иснад достоверный.

Во время молитвы джаназа желательно выстроиться в три ряда, однако многие мусульмане не придают этому должного внимания. Сообщается, что когда Малик ибн Хубайр совершал молитву джаназа, он ставил людей в три ряда, даже если их было мало, и говорил: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обязательно попадет в Рай тот человек, заупокойную молитву по которому совершили люди, выстроившиеся в три ряда»". Абу Дауд 3166, ат-Тирмизи 1028. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа с семью людьми, и в первом ряду он поставил троих, во втором двоих и в третьем двоих". ат-Табарани в "аль-Кабире" 7785.

Молитву джаназа можно совершать одновременно над несколькими телами, и в таком случае перед имамом следует поставить сначала мужчин, а затем женщин. Сообщается от Нафи"а, что Ибн "Умар (или Ибн аль-"Ас) одновременно совершил джаназа над девятью умершими, и первыми лежали мужчины, а женщины были за ними. ан-Насаий 1/280, ад-Дарукъутни 194, Ибн аль-Джаруд 267, иснад достоверный.

Однако имам ан-Науауи считал, что по отдельности над каждым телом совершить молитву джаназа лучше, чем над несколькими сразу. См. «аль-Маджму"» 225.
Если же одновременно совершают молитву над женщиной и мальчиком, то ближе к имаму ставят мальчика. Сообщается от "Аммара, что когда он присутствовал на похоронах Умм Кульсум и ее сына, ее сына поставили перед имамом, а Умм Кульсум за сыном. "Аммар сказал: "Я был этим удивлен! Там среди людей были Ибн "Аббас, Абу Са"ид, Абу Къатада и Абу Хурайра (да будет доволен ими всеми Аллах). Я спросил их об этом, и они сказали: "Это Сунна". ан-Насаи 1977, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Женщины также могут совершать молитву джаназа над умершим. От "Абдуллаха ибн аз-Зубайра сообщается, “что "Аиша и другие жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершили молитву джаназа над Са"дом ибн Абу Уаккъасом в мечети”. Муслим 973.

Если человек отсутствовал при похоронах своих близких, то он может пойти на могилу и совершить джаназа над ней. Но ученые сказали, что это можно сделать, если с момента смерти не прошло более месяца, до того пока тело начнет разлагаться. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа над могилой после того, как ее закопали". Ибн Маджах 1531. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Также от Джабира сообщается, что "пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа над могилой женщины, которая была уже похоронена" . ан-Насаи 2025. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Если молитву джаназа совершают двое, то второму следует встать не рядом с имамом, а позади него. Сообщается, что однажды Абу Тальха позвал пророка (мир ему и благословение Аллаха) для совершения джаназа над "Умаиром ибн Абу Тальхой, когда тот скончался. Придя к ним, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил над ним молитву в их доме, (и во время молитвы) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел вперед, Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) встал позади него, а Умм Суляйм встала позади Абу Тальхи, и не было с ними (во время молитвы больше) никого. аль-Хаким 1/365, аль-Байхакъи 4/30. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Исходя из этого хадиса, следует, что если людей, совершающих джаназа двое, то второй стоит позади имама, а не рядом, как это делается в обычной молитве. Шейх аль-Альбани в "Ахкамуль-Джанаиз" говорил, что в этом хадисе упоминается самое малое количество людей присутствовавших на молитве джаназа, так как нет хадисов, где было бы указано меньшее количество, чем трое.

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал совершать молитву джаназа, стоя между могилами". ат-Табарани в "аль-Аусат" 1/80. Иснад хороший о чем сказал шейх аль-Альбани.
Исходя из хадиса следует, что, совершая молитву джаназа над умершим (или над закопанным) нельзя становиться между могилами. Также не следует совершать джаназа и повернувшись лицом к могилам.

Молитву джаназа не обязательно совершать именно на кладбище, а лучше всего иметь специальное место, отведенное для этой молитвы. Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) было специальное место, отведенное для совершения молитвы джаназа, которое называлось местом стояния Джибриля.

Кто проводит молитву джаназа?

Если умер мусульманин, то совершить над ним молитву джаназа имеет больше права имам, амир или его наиб, чем его родственник. Абу Хазим рассказывал: "Я присутствовал в день смерти Хасана ибн "Али, и я слышал как Хусейн Ибн "Али (брат Хасана) сказал Са"иду ибн аль-"Асу: "Становись вперед, если бы это не было Сунной, то я не поставил бы тебя вперед". Абу Хазим сказал: "А между ними в то время что-то было" . аль-Хаким 3/171, аль-Баззар 814, предание хорошее.
Са"ид ибн аль-Ас в то время был амиром Медины.

А если нету амира или наиба, то должен совершить молитву над умершим тот, кто лучше знает Книгу Аллаха, как сказал об этот посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Имамом для людей становится тот, кто лучше и грамотней читает Книгу Аллаха, а если в этом они равны, то тот, кто лучше знает Сунну» . Муслим 2/133.

О совершении молитвы джаназа в мечети

От Ибн аз-Зубаира передается, что "Аиша сказала, чтобы тело умершего Са"да ибн Абу Уаккъаса занесли в мечеть для того, чтобы она совершила над ним джаназа, и людям это не понравилось. Тогда "Аиша сказала: “Как быстро вы забыли, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву над Сухайлям ибн Байда" именно в мечети!” Муслим 973.

Большинство ученых считает, что совершать молитву джаназа в мечети дозволено, и на это указывают достоверные хадисы. Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Достоверно известно, что "Умар совершил джаназа над Абу Бакром в мечети, а Сухайб совершил молитву джаназа в мечети над "Умаром, и ни один сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) не отрицал этого. Таким образом, сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха) было принято единогласное решение (иджма"), что молитву джаназа совершать в мечети дозволено”. См. "Тухфатуль-Ахъюзи" 4/123.

Что же касается хадиса, в котором сказано: «Кто совершил молитву джаназа в мечети, тому нет ничего» Абу Дауд 3190, достоверный хадис, ученые, объединив эти хадисы, сказали, что делать молитву джаназа не в мечети лучше, о чем сказал также Ибн аль-Къайим. См. “Задуль-Ма"ад” 1/502.

О совершении молитвы джаназа над отсутствующим

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что "посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил людям о кончине Наджаши (Негуса) в тот самый день, когда он умер. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к месту молитвы, построил людей рядами и произнес четыре такбира". аль-Бухари 1245, Муслим “Джаназа” 62.

Ибн аль-Къайим сказал: "Не было Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершать молитву джаназа над каждым отсутствующим мусульманином, поскольку умирало много мусульман из отсутствующих, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал молитву над всеми ними, но имеются достоверные хадисы о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа над Негусом (правителем Эфиопии, который умер в Эфиопии, будучи мусульманином). В этом вопросе ученые разошлись во мнении:
1. Первое мнение состоит в том, что молитву джаназа дозволено совершить за любого отсутствующего мусульманина. И это мнение имамов аш-Шафи"и и Ахмада (да смилуется над ними Аллах).
2. Имамы Абу Ханифа и Малик (да смилуется над ними Аллах) считали, что так мог делать только пророк (мир ему и благословение Аллаха) и никто другой.
3. Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Истина в этом вопросе состоит в том, что если мусульманин умер в местности, в которой за него некому было совершить молитву, то за него следует ее совершить”. И это мнение является самым лучшим"
. См. “Задуль-Ма"ад” 1/205.

О том, над кем можно совершить или не совершить молитву джаназа

Молитву джаназа следует совершать над каждым мусульманином, и дозволено не совершать ее только над шахидами и детьми, не достигшими совершеннолетия.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "шахидов, павших в битве при Ухуде, не омывали, не заворачивали (в саван), а хоронили их окровавленными, не совершив над ними молитву" . Абу Дауд 3135, аль-Байхакъи 4/10. Хадис хороший.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что “когда умер Ибрахим, сын пророка (мир ему и благословение Аллаха), ему было восемнадцать месяцев, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершил над ним молитву”. Ахмад 6/267, Абу Дауд 3187, хадис хороший.
Однако есть хадисы, в которых сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал джаназа как над шахидами, так и над детьми. От Ибн Мас"уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что "пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа над Хамзой и некоторыми сподвижниками, которые были убиты в день битвы при Ухуде". Ахмад 1/463. Шейх "Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу"айб аль-Арнаут назвали иснад достоверным.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И над ребенком совершается молитва». Ибн Маджа 1507, от Мугъиры. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Совершение над ними джаназа не является обязательным, хотя это сделать можно, и нет такого в Исламе, что над шахидом джаназа не совершается вообще. Шейх аль-Альбани сказал: "Нет сомнения в том, что совершить молитву над ними, если есть возможность, лучше, чем оставлять ее, так как она мольба и поклонение" . См. "Ахкамуль-джанаиз" 108.

Джаназа можно также совершить и над выкидышем, поскольку в Сунне есть и такое. От Мугъиры ибн Шу"бы сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «...и над выкидышем совершается молитва, но просят прощения и милости его родителям». аль-Хаким 1/355, Ибн Хиббан 796. Шейх аль-Альбани, "Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу"айб аль-Арнаут назвали иснад хадиса достоверным.
Имам аш-Шаукани сказал: "Если совершается молитва над ребенком, то желательно сказать: "О Аллах, сделай его для нас опередившим (в Раю), последователем и наградой". Это приводит имам аль-Байхакъи, с хорошим иснадом от Абу Хурайры. См. “Найлюль-Аутар” 4/55.

/Аллахумма-дж"альху ляна фаратан, уа саляфан, уа аджран/.

Примечание:
- Молитву джаназа совершать над детьми неверных не следует, поскольку они считаются на религии своих отцов.

1. Тот, на ком был долг
Когда к пророку (мир ему и благословение Аллаха) приносили покойника, он спрашивал: «Есть ли на нем долг?» И если ему отвечали, что на нем не было долга, то он совершал над ним молитву, если же на нем был долг, он говорил сподвижникам, чтобы они совершили молитву, и не совершал ее сам. См. “Задуль-Маад”.

От Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды принесли одного умершего мусульманина из числа Ансаров, чтобы он совершил над ним джаназа, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершите молитву над вашим другом, ибо на нем долг!» Абу Къатада сказал: “Он на мне”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Ты выплатишь?» Он сказал: “Да, выплачу”. И после этого пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил над ним молитву. ан-Насаи 1960. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
В этом указание на величие положения долгов в Исламе!

Тот, кто взял на себя обязательства выплатить долг за умершего должен это сделать как можно быстрее. В другой версии этого хадиса сказано, что когда Абу Къатада сказал: “Долг на мне”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Долг на тебе и из твоего имущества, а умерший к нему уже не причастен». После этого, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) встречал Абу Къатаду, он все время спрашивал его о долге, и однажды он сказал: “Я выплатил его, о посланник Аллаха” . Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Почему же сейчас, когда его тело стало холодным?» аль-Хаким 2/58, аль-Байхакъи 6/74. Иснад хадиса хороший.

2. Самоубийца
Джабир ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "один человек покончил жизнь самоубийством и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершил над ним молитву" . ат-Тирмизи 1068, Ибн Маджа 1526. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

3. Укравший что-либо из трофеев
Сообщается, что когда к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принесли тело мусульманина, который украл из трофеев, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам не совершил молитву над ним, а сказал своим сподвижникам: «Совершите молитву над вашим другом». Ахмад 4/411, аль-Хаким 2/127. Достоверный хадис.

Из всего сказанного следует, что над такими категориями людей, как самоубийца и своровавший что-либо из трофеев можно совершать молитву, но не амиру, ученым и уважаемым людям. Имам Ахмад сказал: "Над самоубийцей имам не совершает молитву, но это делают другие мусульмане". Это подтверждается тем, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам не совершал над такими людьми молитву, но говорил своим сподвижникам, чтобы они совершили ее, и таким людям не следует делать такие же похороны, как и праведным мусульманам, поскольку они совершили большой грех. См. "Задуль-Ма’ад"
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Если кто-то (из имамов) не встанет на молитву за одного из них, для того, чтобы это было уроком для других людей, то в этом есть благо. Но если вместе с этим он обратиться с мольбой для них про себя, то он совершит два благих деяния". См. "аль-Ихътиярат" 52.
Также саляфы не совершали молитву джаназа и не ходили на похороны к приверженцам нововведений, дабы это было уроком для остальных.

Над кем запрещено совершать молитву джаназа

Большим грехом в Исламе является просить прощения у Аллаха или совершать погребальную молитву над неверными. Всевышний Аллах сказал: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли будучи нечестивцами» (ат-Тауба 9: 84).

Нельзя испрашивать прощения даже для близкого родственника, если он был неверным, и доказательством этому служит следующий аят: «Не подобает пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для многобожников, даже если они им были близкими родственниками, после того, как им стало ясно, что они обитатели Огня» (ат-Тауба 9: 113).
Имам ан-Науауи сказал: "Молитва джаназа над неверным и мольба о прощении для него - запрещено Кораном и единогласным решением общины мусульман (иджма")" . См. «аль-Маджму"» 5/144.

В завершение, хвала Аллаху - Господу миров!

После смерти мусульманина относительно него должно быть совершено четыре обязательных действия, которые относятся к фард аль-кифая (коллективная обязанность):

— покрытие тела покойного саваном;

— совершение заупокойной молитвы (джаназа-намаз);

— погребение.

В этом небольшом материале будет коротко сказано о порядке совершения третьей обязанности в отношении покойного мусульманина – заупокойной молитве.

Время и место совершения

Нет проблем в совершении джаназа-намаза в нежелательные для совершения намазов времена. Однако выделять именно эти времена для намаза нельзя. Условием является, чтобы заупокойная молитвы была совершена после обязательного ритуального омовения покойного.

Заупокойную молитву можно совершить как в доме усопшего, так и в молельной комнате или мечети. Совершение в мечети будет более желательным из-за присутствия большого количества людей, которые могут совершить молитву за покойного. От Аишы , да будет доволен ею Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил заупокойную молитву за Сухейля ибн Байда’ в мечети. Хадис передали Муслим и Ат-Тирмизи .

Если мусульманин был погребен без совершения за него джаназа-намаза, то ее совершают у его могилы.

Условия совершения заупокойной молитвы

Джаназа-намаз имеет такие же условия, как и другие молитвы. Это прикрытие срамных мест (аурат), направление в сторону киблы, чистота одежды, тела и места совершения молитвы от нечистот (наджаса).

Обязательные действия джаназа-намаза

У джаназа-намаза, также как и у обычных молитв есть свои обязательные действия (арканы), без которых намаз не будет действительной. Ученые говорят, что таких обязательных действий в джаназа-намазе семь:

1. Намерение.
2. Стояние.
3. Четыре такбира.
4. Чтение суры «аль-Фатиха».
5. Благословение Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
6. Мольба за покойного.
7. Таслим.

Порядок совершения

Желательно совершить джаназа-намаз коллективно в три ряда и больше. Если не удалось совершить намаз коллективно, то дозволено совершить молитву за покойного группами или поодиночке.

Порядок совершения заупокойной молитвы таков. Вначале совершается вступительный такбир (такбирату-ль ихрам), затем читается сура «аль-Фатиха».

После этого совершается второй такбир, после которого читается благословение Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также как в обычном намазе.

اللهم اغفر له، وارحمه، وعافه، واعف عنه، واكرم نزله، ووسع مدخله، واغسله بالماء والثلج والبرد، ونقه من الذنوب والخطايا كما ينقى الثوب الأبيض من الدنس، وابدله دارًا خيرًا من داره، وزوجًا خيرًا من زوجه، وأدخله الجنة، وأعذه من عذاب القبر ومن عذاب النار، وافسح له في قبره، ونور له فيه

Аллахумма-гфир ляху, вархам-ху, ва-‘афихи, ва-‘фу ‘ан-ху, ва акрим нузуля-ху, ва васси’ мудхъаля-ху вагсил-ху би-ль маи, ва с-сальджи ва-ль баради, ва нак-ки-хи мин-аль-хатайа ка-ма наккайта-с-сауба-ль-абйада мина д-данаси, ва аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, ва ахлян хайран мин ахлихи, ва зауджан хайран мин зауджихи, ва адхыль-ху-ль-джанната ва а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азабин-нар.

Если заупокойная совершается за женщину, то арабские местоимения мужского рода (ху) следует заменить на местоимения женского рода (ха).

Затем совершается четвертый такбир, после которого немного простояв дается таслим. Также до таслима просить прощения за покойного и обращаться к Аллаху с мольбами за него.

[Нормы совершения джаназа-намаз, описанные в данном материале соответствуют нормам шафиитского мазхаба]

Какое место по отношению к телу умершего должен занимать имам во время совершения джаназа-намаза? Абу Ханифа (как передает его мнение аль-Хасан) считает, что имам должен стоять напротив середины тела умершего мужчины и напротив груди умершей женщины. С ним согласен и Ибн Абу Ляйля. Но есть и другие мнения – имаму следует стоять напротив середины тела и мужчины, и женщины. Мнение аш-Шафи‘и на этот счет отсутствует, но известно мнение его учеников: они основываются на действиях Анаса, подтвердившего, что так поступал и Посланник Аллаха, мир ему. Анас, читая джаназа-намаз мужчине, стоял у головы, а читая джаназа-намаз женщине - у ее бедер. Это приведено у Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. Действия шафиитов не противоречат сунне Пророка, мир ему. Однако ханафитские ученые опираются на позицию Сумра б. Джундуба. И это соответствует нашей правовой школе (мазхабу) в Исламе. Дело в том, что в ханафитской школе под словом «середина» подразумевается грудь человека. И тот факт, что Пророк, мир ему, во время чтения джаназа-намаза Умм Куляба (умершей от родов), стоя посередине тела умершей, мог быть немного ближе к ее голове или к бедрам, истолковано слишком категорично, и отнесено ими к разным ситуациям – различию в похоронах мужчины и женщины.

При совершении джаназа-намаза имам произносит вслух четыре такбира (говорит: «Аллаху Акбар!»). Ибн Абу Ляйля считал, что такбиров должно быть пять. Этого же мнения придерживается Абу Юсуф. Ученые расходятся во мнениях по этому вопросу и приводят различные риваяты о том, что Пророк, мир ему, делал пять, семь, девять и больше такбиров. Но в последний раз при совершении джаназа-намаза он сделал только четыре такбира. ‘Умар (да будет доволен им Аллах), собрав сподвижников, сказал им: «Вы сейчас спорите, а те, кто будут после вас, будут спорить еще сильнее. Поэтому смотрите, как совершил Посланник Аллаха последний джаназа-намаз, и руководствуйтесь этим». После этого он совершил джаназа-намаз умершей женщине и произнес всего четыре такбира. Сподвижники сошлись на этом мнении. Этого же мнения придерживается ‘Абдуллах б. Мас‘уд. Все приведенное доказывает, что даже при наличии нескольких риваятов по этому вопросу, за основу берется последний из них.

Рафидиты считают, что во время совершения джаназа-намаза своей семье ‘Али (да будет доволен им Аллах) произносил пять такбиров, а для остальных четыре. Но это не достоверно, поскольку есть сведения, что во время совершения джаназа-намаза своей жене Фатиме он делал четыре такбира. А в другом риваяте говорится, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) при совершении джаназа-намаза ей же делал четыре такбира. После смерти Абу Бакра ‘Умар (да будет доволен им Аллах) читал ему джаназа-намаз и также делал четыре такбира.

После первого такбира читается ду‘а истифтах (открывающая мольба): «Субханакял-лахумма ва бихамдикя ва табаракясмукя ва та‘аля джаддукя ва ля иляха гайрук!».

(«О, досточтимый и славный Аллах. Да будет благословенно имя Твое, да будет высоким величие Твое. Нет божества, кроме Тебя»), как это делается во время обязательной ежедневной молитвы. По мнению же имама ат-Тахави, эта ду‘а не произносится. После второго такбира читают салават: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака хамидун маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака хамидун маджид».

(«О, Аллах! Благослови Мухаммада и соплеменников Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и соплеменников Ибрахима. Воистину, Ты достославен! О, Аллах! Ниспошли благословение Мухаммаду и соплеменникам Мухаммада, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и соплеменникам Ибрахима. Воистину, Ты достославен»).

После третьего такбира читается ду‘а истигфар, в которой звучит просьба к Аллаху простить грехи покойного и даровать ему заступничество Пророка, мир ему. По сунне желательно, чтобы ду‘а, читающаяся после третьего такбира, начиналась с прославления Аллаха и салавата Его Посланнику. Все это будет способствовать принятию Аллахом этой мольбы.

Если имам хорошо знает ду‘а, то он читает «Аллахумма-гфир ли-хаййи-на ва маййити-на ва сагыри-на ва кабири-на ва закари-на ва унса-на ва шахиди-на ва га’иби-на! Аллахумма, ман ахйайта-ху мин-на, фа-ахйи-хи ‘аля-ль-ислам, ва ман таваффайта-ху мин-на фа таваффа-ху ‘аляль-иман».

(О Аллах, прости нашим живым и мертвым, малым и старым, мужчинам и женщинам, присутствующим и отсутствующим! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям Ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере!), если нет, он произносит то, что читается при ташаххуде («Аллахумма-гфир лиль-муминина валь-муминат…»). Так поступают, если умерший человек успел достичь совершеннолетия. Если же умер ребенок, произносят ду‘а «Аллахумма, дж‘аль-ху ля-на фаратан, ва-дж‘аль-ху ля-на аджран ва зухран, ва-дж‘аль-ху ля-на шафи‘ан ва мушаффа‘ан».

(О Аллах, сделай так, чтобы (в Раю) он оказался раньше их, и сделай его для нас наградой, и сделай его для нас заступником, заступничество которого будет принято). Так было приведено от Абу Ханифы, и это соответствует наставлению Пророка, мир ему. После четвертого такбира дважды вслух произносится «Ас-саляму ‘аляйкум ва рахматуллах!», что указывает на окончание молитвы.

Если же имам произнес и пятый такбир, то читающие вслед за ним не должны этого делать, потому что это считается ошибкой. Но, по мнению Абу Ханифы, они должны продолжать молитву до саляма.

По мнению ханафитских ученых, во время джаназа-намаза Коран не читается. Если же имам прочитал суру «аль-Фатиха», с намерением восхваления Аллаха и обращением к Нему с мольбой, это не порицается. Имам аш-Шафи‘и же считает, что чтение суры «аль-Фатиха» после ду‘а истифтах является обязательным. В доказательство он приводит слова Пророка, мир ему: «Нет молитвы без чтения суры «аль-Фатиха» и нет молитвы без чтения Корана».

А джаназа-намаз, как мы знаем, является молитвой, для правильного совершения которой необходимо исполнение следующих условий: принятие омовения и направление к кибле. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк, мир ему, сказал: «При совершении джаназа-намаза покойному сделай четыре такбира, а после первого читай суру «аль-Фатиха». При совершении джаназа-намаза, Ибн ‘Аббас после первого такбира прочитал вслух суру «аль-Фатиха» и после сказал: «Я прочитал ее вслух для того, чтобы вы знали, что это является сунной» (Аль-Бухари).

Ханафитские же ученые придерживаются мнения Ибн Мас‘уда. Когда его спросили о джаназа-намазе, он ответил: «Про чтение (кыра’ат) в джаназа-намазе Пророк ничего не сказал о чтении из ду‘а и из Корана. А повелел: сделай такбиров столько сколько имам и выбирай самое лучшее слово…». ‘Абдуррахман б. ‘Ауф и Ибн ‘Умар утверждают: «В джаназа-намазе нет ничего из Корана, потому что этот намаз является мольбой». Ведь мольба начинается с восхваления Аллаха Всевышнего и салавата Пророку, мир ему, а не с чтения Корана. А хадис Пророка, мир ему, в котором говорится о том, что нет намаза без суры «аль-Фатиха» и нет намаза без чтения Корана, не относится к джаназа-намазу, потому что этот намаз является мольбой и просьбой к Аллаху о прощении покойного (как говорилось выше). Тем более, что в джаназа-намазе нет таких обязательных основ, как поясной (руку‘) и земной поклон (суджуд). Намазом же эту молитву назвали, исходя из обязательного обмывания и мольбы, а обращение в сторону Каабы не является достаточным для того, чтобы поставить ее наравне с пятикратной ежедневной молитвой.

Что же касается противоречий между хадисами, переданными Ибн ‘Аббасом, а также Ибн ‘Умаром и Ибн ‘Ауфом, то, по мнению Джабира, Ибн ‘Аббас прочитал суру «аль-Фатиха» как восхваление Аллаха, а не просто как суру из Корана. А это в нашем мазхабе не порицается.

При чтении джаназа-намаза руки поднимают только во время первого такбира. А большинство ученых города Балха (ханафитов) придерживаются мнения, что руки нужно поднимать при каждом такбире, как и при праздничных намазах. Кроме того, эти движения служат сигналом для глухих молящихся.

Те, кто считает, что руки нужно поднимать только один раз во время первого такбира, опираются на хадис Пророка, мир ему, в котором говорится: «Руки не поднимаются, кроме как в семи случаях… ». И в этом хадисе не был упомянут джаназа-намаз. Как свидетельствуют ‘Али и ибн ‘Умар (да будет доволен ими Аллах), руки нужно поднимать только при первом такбире, как это делается во время ежедневной пятикратной молитвы. Во время джаназа-намаз все, кроме такбиров, читается про себя.

Если джаназа-намаз покойнику читают одни женщины, то женщина-имам должна стоять посреди остальных в первом ряду – точно так же, как и во время обязательной ежедневной молитвы.

По мнению Абу Ханифы и Мухаммада, если человек опоздал к первому, второму или третьему такбиру, то он начинает джаназа-намаз только после произнесения вместе с имамом следующего такбира. Когда же имам завершит джаназа-намаз, опоздавший дочитывает то, что пропустил, до того момента, пока носилки с телом покойного не будут подняты. По мнению же Абу Юсуфа, опоздавший человек становится на джаназа-намаз, не дожидаясь следующего такбира имама. Если же человек опоздал на первый такбир, он заканчивает джаназа-намаз вместе с имамом, но если пропущено два такбира, необходимо после завершения намаза восполнить первый такбир. Если же человек успел на джаназа-намаз, когда имам произнес четвертый такбир, ему следует прочитать три пропущенных такбира после завершения намаза.

Абу Ханифа и Мухаммад ссылаются на Ибн ‘Аббаса, который говорил, что если человек опоздал на джаназа-намаз, он должен следовать за имамом. И то, что он пропустил между такбирами, необходимо восполнить после того, как имам окончит джаназа-намаз. И нет сведений о том, чтобы кто-то проявил несогласие с мнением Ибн ‘Аббаса, поэтому это решение воспринимается как решение иджма‘. В джаназа-намазе под словом «такбир» подразумевается как сам такбир, так и то, что проговаривается (читается) после него. И каждый такбир в джаназа-намазе приравнивается к рака‘ату в ежедневной обязательной молитве. Если человек опоздал на рака‘ат во время обязательной молитвы, то он восполняет пропущенное после ее завершения. Точно так же и в джаназа-намазе – если человек пропустил хотя бы один такбир, он обязательно должен прочитать его, иначе молитва не будет принята. Но сделать это необходимо до того, как носилки с телом покойного будут подняты, так как джаназа-намаз не совершается без покойного. Если же человек пришел на намаз во время произнесения четвертого такбира, то, по мнению Абу Ханифы и Мухаммада, он пропустил этот намаз.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что, в отличие от мнения Абу Юсуфа, мнение Абу Ханифы и Мухаммада более обоснованны.

Выполнение погребальной молитвы (намаз-джаназа) за упокой умершего мусульманина является коллективной обязанностью, то есть хотя бы один человек в данном населенном пункте обязательно должен выполнить ее. И в таком случае все остальные освобождаются от этой обязанности и никто не впадает в грех. Если никто из джамаата не совершил его, то весь джамаат этого населенного пункта впадает в грех. Чем больше людей будет участвовать в заупокойном намазе, тем лучше для умершего. Заупокойный намаз – это самое лучшее из того, что мы можем сделать для усопшего. Поэтому надо постараться созвать на него как можно больше людей.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их молитва не останется не принятой» . Он также говорил, что «…заступничество будет принято, если примут участие в заупокойном намазе сорок человек». «Если за упокой умершего помолятся три ряда мусульман, то ему уготован Рай» .

Отсюда следует, что погребальный намаз является очень важным и безгранично полезным деянием. Некоторые люди обычно считают обязательным для себя пойти на соболезнование, посетить могилу и т.п., но не придают особого значения намазу за упокой умершего. Однако человек, который искренне скорбит и жалеет умершего, прежде всего должен участвовать в погребальном намазе.

Поскольку погребальный намаз так высоко ценится Всевышним Аллахом, каждому человеку необходимо изучить правила его совершения.

Прежде чем совершить погребальный намаз за умершего, он предварительно должен быть омыт и желательно, чтобы был завернут в саван. Так же как и при обязательных намазах, молящиеся должны быть в состоянии омовения. Погребальный намаз можно совершить и в одиночку, и вместе с коллективом, но лучше совершить коллективно, ибо это является Сунной Пророка (мир ему и благословение).

Если умерший еще не погребен, то заупокойный намаз за него можно совершить только около его тела. Если до вашего прибытия умерший уже погребен, то за упокой можно молиться и стоя у могилы так, чтобы могила находилась перед молящимся, то есть в стороне Киблы. Однако во время намаза по умершему, не делается ни поясной поклон, ни земной поклон, его совершают стоя за телом умершего. Рекомендуется, чтобы умерший лежал перед имамом. Для совершения погребального намаза тело мужчины укладывается головой к востоку, а тело женщины – головой к западу. При совершении намаза по умершему мужчине имам становится у головы умершего, при намазе за упокой женщины – около ее бедра. Желательно, чтобы количество молящихся было не менее сорока человек, и им по возможности желательно стать в три ряда за имамом.

Порядок выполнения погребального намаза

1. Встаньте лицом к Каабе ;

2. Во время произнесения вступительного «Аллаhу акбар» сделайте намерение : «Я намереваюсь совершить обязательный намаз-джаназа (погребальный намаз) за этого умершего мусульманина ради Аллаhа» . Если знаете имя усопшего, то лучше в намерении отметить его имя и имя его отца. Совершая погребальный намаз за имамом можно сделать намерение и так: «…за того (за тех), за кого сделал намерение имам».

3. Опустив руки и сложив их на нижней части груди как в обычном намазе, прочтите суру «Аль-Фатиха» . Затем произнесите «Аллаhу акбар» , подняв руки до уровня ушей так же, как в обычном намазе.

4. Опустив руки и сложив их на нижней части груди, как и ранее, прочтите «Салават» : «Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммад, ва ‘аля али саййидина Мухаммад» .

Однако лучше, если вы прочитаете полностью «Ас-Салят аль-Ибраhимийя».

А затем скажите «Аллаhу акбар» , как и ранее подняв руки.

5. Опустив и сложив руки, как и в предыдущий раз, прочтите дуа умершему мусульманину:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ

«Аллаhумма-гфир ляhу вархамhу».

Если умершей была женщина:

«Аллаhумма-гфир ляhа вархамhа» .

А если намаз совершают за многих умерших, то говорите:

«Аллаhумма-гфир ляhум вархамhум» .

То есть в зависимости от рода и числа меняется только окончание. Смысл этой молитвы следующий: «О Аллах! Прости его (ее, их) и смилуйся над ним (ней, ними)» .

Однако вместо вышеприведенного дуа можно прочитать и эту более длинную молитву, ибо желательно упомянуть в своей молитве и других мусульман:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنا وَمَيِّتِنا وَشاهِدِنا وَغائِبِنا وَصَغيرِنا وَ كَبيرِنا وَذَكَرِنا وَأُنْثانا. اَللّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَه مِنّا فَأَحْيِه عَلَى الْإِسْلامِ، وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإيمانِ

«Аллаhумма-гфир лихаййина, ва маййитина, ва шаhидина, ва гаибина, ва сагирина ва кабирина, ва з акарина ва унс ана. Аллаhумма ман ахяйтаhу минна фаахйиhи ‘аляль-ислям, ва ман таваффайтаhу минна фа-таваффаhу ‘аляль-иман» .

(О Аллах! Прости наших живых и мертвых, тех, которые присутствуют и отсутствуют, наших молодых и старых, наших мужчин и женщин. О Аллах! Даруй тому, кто остался в живых, исповедовать Ислам, а умирающему даруй умереть с верой) .

Затем в четвертый раз скажите: «Аллаhу акбар».

اَللّهُمَّ لا تَحْرِمْنا أَجْرَهُ وَلا تَفْتِنّا بَعْدَهُ وَاغْفِرْ لَنا وَلَهُ

«Аллаhумма ля тахримна аджраhу (hа, hум – соответственно) ва ля тафтинна ба‘даhу (hа, hум) вагфир ляна ва ляhу (hа, hум)».

(О Аллах! Даруй нам вознаграждение за молитву, совершенную за него (нее, них), и огради нас от заблуждений после него (нее, них), и прости нам и ему (ей, им) грехи) .

7. Скажите: «Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаhи ва баракатуh» , повернув голову направо, а затем и налево.

По завершении намаза еще раз читают дуа за умершего.

Соболезнование

Принося соболезнование мусульманину, у которого умер друг или родственник мусульманин, советуют делать дуа умершему и говорить слова утешения, например: «Пусть Аллах вознаградит тебя, даст тебе хорошего терпения и простит твоего близкого».

Однако, утешая мусульманина, у которого умер родственник немусульманин, говорите подобные слова: «Да вознаградит тебя Аллах и даст тебе терпение».

Намаз джаназа занимает в исламе важное место. В иерархии действий, которые должен совершать мусульманин, эта религиозная практика находится на уровне фарда кифая.

Суть этого хукма (решения) заключается в том, что обязанность выполнения какого-либо действия, относящегося к нему, возлагается на всю умму. Если какая-то её часть выполнит погребальный намаз, то ответственность снимется со всех, однако если никто не совершит этот религиозный обряд, то грешным будет каждый без исключения член общества.

Условия молитвы джаназа

Каждого, кто собирается совершать этот намаз, касаются следующие условия:

1) наличие у выполняющего большого омовения (гусль);

2) состояние малой ритуальной чистоты (тахарат, вуду);

4) перед молящимися должно находиться омытое тело умершего.

Намаз джаназа содержит два фарда. Первый - это стояние (кыям). Второй - это четыре такбира, т.е. произнесения слов «Аллаху Акбар!» (Аллах Велик). Отметим, что практически весь намаз читается стоя, то есть ни поясного, ни земного поклона молящийся не совершает.

Порядок совершения джаназа-намаза

В первую очередь, перед джамаатом должен лежать покойный. Голова его направляется направо, а тело - в перпендикулярном положении по отношению к Кыйбле. Перед началом намаза не произносится ни азан, ни икамат. Имаму следует встать на уровне груди умершего. Все остальные встают вслед за ним, образуя три ряда. После того как члены джамаата произнесут про себя намерение (ният) на джаназа намаз, говорит такбир тахрим, поднимая свои кисти до ушей, кладёт их одна на другую либо держит опущенными (всё зависит от мазхаба, которого придерживаются имам и участники погребения). Далее всеми молящимися читается дуа-сана:

«CУБХАНАКАЛЛАХУММА УА БИХАМДИКА, УА ТАБАРАКАСМУКА, УА ТААЛЯ ДЖАДДУКА, УА ЛЯ ИЛЯХА ГАЙРУК»

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах. Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

После этого имам произносит второй такбир, но руки уже не поднимает. Далее необходимо прочитать салават - слава прославления Пророка (с.г.в.):

«АЛЛАХУММА САЛЛИ ‘АЛЯ МУХАММАДИН УА ‘АЛЯ АЛИ МУХАММАД. КЯМАА САЛЯЙТА ‘АЛЯ ИБРАХИИМА УА ‘АЛЯ АЛИ ИБРАХИИМА, ИН-НАКЯ ХАМИЙИДУН МАДЖИИД. АЛЛАХУММА БАРИК ‘АЛЯ МУХАММАДИН УА ‘АЛЯ АЛИ МУХАММАД. КЯМАА БАРАКТА ‘АЛЯ ИБРАХИИМА УА ‘АЛЯ АЛИ ИБРАХИИМА, ИН-НАКЯ ХАМИЙИДУН МАДЖИД»

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты - Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты это дела в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима, поистине. Ты - Достойный похвалы, Славный!»

Затем идёт третий такбир, который также проговаривается без поднятия ладоней выше плеч, после чего нужно прочитать мольбу-дуа, посвященную умершему:

«Аллахумма-гфир ляху уархамх, уа ‘аафихи уагъфу‘анх, уа акрим нузуляху уа уасси‘ мудхаляуу, уагсыльху биль-ма’и уас-салджи уаль-барад. Уа наккыхи миналь-хатайа кямя юнака-с-саубуль-абъяду минад-данас. Ва абдильху даран хайран мин даарих, уа ахлян хайран мин ахлих, уа адхыльхул-джанната уа кыхи фитнаталь-кабэри уа газабан-нар»

Перевод: «О Всевышний! Даруй ему Своё прощение, помилуй и защити от огня Геены. Будь щедрым по отношению к нему. Пусть его могила будет просторной. Омой его водой, снегом и градом. Очисти его от грехов, подобно тому, как чиста белоснежная одежда от грязи. Даруй ему вместо этого обитель и окружение лучшее, чем когда бы то ни было. Открой ему Рай и окажи защиту от тех мучений, которые могут ждать его в могиле, и от наказания в Аду».

После этого приходит черёд мольбы-дуа, которая посвящена всем мусульманам, независимо от того, живы они или мертвы:

«Аллаахумма-гфир ли хайина уа майитина уа шахидина уа гаибина, уа сагирина уа кябирина, уа закярина уа унcана, Aллаахумамман ахяйтаху мина фа ахьихи галяль-ислам, уа ман таваффайтаху мина фа таваффаху ‘аляль-ииман, Aллаахумма ля тахримнаа аджраху уа ляя тудылляна ба‘дах»

Перевод: «О Аллах, просим прощения за наших живых и мёртвых, за тех, кто присутствует здесь и отсутствует, молодым и пожилым, мужчинам и женщинам! О Всемогущий Творец, тот, кто получает от Тебя в качестве дара жизнь, предоставь им возможность прожить её в соответствии с исламом. Для тех же, кто уходит из этого мира, дай им шанс уйти с верой. О Всевышний, даруй нам благом за него [за то, что совершается погребальная молитва на имя человека] и не сбивай нас с верного пути после его ухода в вечность!».

В дальнейшем произносится четвёртый такбир. Он тоже выполняется не поднимая ладоней. В завершении молящиеся делают по одному приветствию (салям), поворачивая голову направо и налево:

«Ас-Саляму галяйкум уа рахматуллах»

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Таким образом совершается погребальная молитва.