О первой древнерусской библиотеке. Ярослав мудрый - основатель первой билиотеки древней руси Библиотека первая на руси и первый библиотекарь

Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Библиотека Ярослава Мудрого.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утверждают, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках”. Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.

“Изборники” Святослава. 1073 и 1076г.г.- древ. сб. Киевской Руси. В него входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни). ”Физиолог”- сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения. “Шестидневы”- сборник правил для соблюдения их на каждый день в течении недели.

Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки. Но эта библиотека вовсе не была единственной в Киеве. Обширное собрание книг, не только русских, но и греческих, имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на “палатях"- хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 веку книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. - М., 1966.

Древнейшие сокровища Новгорода:

Вторым по величине крупнейшим культурным центром был Новгород Великий. И здесь, правда, книги гибли от многочисленных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 веков более половины приходится на долю Новгорода. И прежде всего именно здесь сохранилась первая датированная рукописная книга - “Остромирово евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием. Иван Грозный вывез рукопись наряду с другими в Москву, где она хранилась в одной из церквей. Потом, по распоряжению Екатерины Второй, ее привезли в Петербург. В 1805 г. она была "найдена" в гардеробе императрицы. Как и когда она туда попала никому не известно, так как ни в каких описях она не значилась. По распоряжению Александра Первого ее перевезли в Публичную библиотеку.

Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейший памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского “владыки”. В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги.

Сейчас библиотека открыта там же, где размещалась прежде - в длинной анфиладе залов на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат “Наказ писцам”, подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.

Возникновение монастырских библиотек:

“Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования,- писал академик Б. Греков,- служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении брата - библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”. Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы проветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком монастыре например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.

По-видимому, в некоторых библиотеках, наряду с церковными каноническими, т.е. “истинными” книгами, находились апокрифические, т.е. “ложные”, “отречённые” сочинения, с распространением которых боролась христианская церковь.

Однако вопрос о времени появления библиотек на Руси нельзя считать решенным основательно. Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 веке. Библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не только иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни. Все больше и больше становилось на Руси людей, “насыщающихся сладостью книжной”.

Слайд 1

Культура Древней Руси
Первые
библиотеки на Руси

Слайд 2

Первая библиотека древней Руси Древнерусские книжники Древнерусская рукописная книга
План

Слайд 3

В «Повести временных лет» сохранились строки о создании первой библиотеки на Руси при Ярославе Мудром.
Первая библиотека древней Руси

Слайд 4

В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди. Ярослав же, книги многие написав, «положил в церкви Святой Софии, которую создал сам».

Слайд 5

Вложенная презентация с изображениями Золотых ворот в Киеве.

Слайд 6

Вложенная презентация с изображениями Софийского собора

Слайд 7

Судьба библиотеки Ярослава остается исторической загадкой. Через двести лет Киев разграбили монголо-татары, но никто из свидетелей не говорит о гибели библиотеки. Возможно, она и по сей день хранится в подземельях киевского собора.
Памятный знак в честь библиотеки Ярослава Мудрого
При Софии Киевской князь Ярослав устроил помещение для переписчиков книг и для библиотеки. Его книжное собрание, как утверждают, насчитывало до тысячи рукописных томов. В память об этом на Софийском подворье, недалеко от входа в собор, поставлен в 1969 году символический камень (скульптор Иван Кавалеридзе). На камне помещен портрет Ярослава и летописный текст: "В лето 6545 (по современному летосчислению 1037). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного".
Дополнительные сведения

Слайд 8

Легендарная сокровищница книг и документов (предполагаемый объем - тысяча томов) упоминается лишь единожды, в «Повести временных лет», датированной 1037 годом. Книги, впрочем, в ту пору имели не только духовную, но и материальную ценность. Их переплеты изготавливались из сафьяновой кожи, украшались золотом, серебром со вставками из алмазов, изумрудов и жемчугов. Есть свидетельства: часть драгоценной библиотеки отца увезла как приданое в 1048 году младшая княжеская дочь Анна, будущая королева Франции. Но основные «фонды» остались дома. В ту пору Киев часто пылал пожарами, подвергался набегам и разграблениям: то половцы здесь бесчинствовали, то соседи-князья. В 1240 году город захватили войска хана Батыя, и с той поры библиотека окончательно исчезла из поля зрения. Семь веков кряду потомки пытались ее искать - то на территории Святой Софии Киевской, то в Киево-Печерской лавре, то в Зверинецких пещерах близ древнего Выдубицкого монастыря. Особенно упорные слухи ходили о том, что книги успели спрятать в Межигорье, где находился центральный монастырь запорожского казачества.

Слайд 9

Великий князь основал и древнейшее русское книгохранилище при новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней.
Помещение бывшей библиотеки Софийского собора Новгород

Слайд 10

Как русские люди оценивали сокровища, приобретенные ими с христианством, и как были благодарны людям, давшим им это сокровище, видно из отзыва летописца Нестора о деятельности князей Владимира и Ярослава:

Слайд 11

«Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение. Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания».

Слайд 12

Писали книги специально обученные переписчики или очень грамотные и образованные люди.
Древнерусские книжники

Слайд 13

Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке.
Н.К.Рерих. Ярослав Мудрый (1942)

Слайд 14

Древнейший центр составления и переписки книг – Киево-Печерский монастырь.

Слайд 15

С появлением на Руси писчей бумаги в конце XIV века большая часть самых ценных и необходимых книг была скопирована.
Н. Усачев. Школа писцов сложилась и в Андрониковом монастыре, где трудилась над перепиской книг группа монахов-писцов

Слайд 16

Бумага для письма была дешевле пергамента и удобнее, чем береста. Поэтому в более поздние времена на пергаменте выполняли только очень ценные книги, в основном необходимые для церковного обихода: Евангелие, Апостол, а также синодики или летописи, передававшиеся из рода в род.

Слайд 17

Специальные палаты для переписки и оформления книг теперь называются скрипториями.
Реконструкция древнерусского скриптория на выставке «Свет Валаама» в музее Кижи

Слайд 18

И в настоящее время в старообрядческих скитах, которые находятся в горах и в лесах, имеются современные скриптории, в которых переписываются и переплетаются книги по всем правилам древности.

Слайд 19

Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хорош сахар, но того и другого добрее книжный разум: это сокровище жизни вечной». Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы.

Слайд 20

Древнейший писатель, имя которого нам хорошо известно, Нестор-летописец - автор первой истории русского государства – Повести временных лет.

Слайд 21

Ученые очень дорожат древними рукописными книгами. Организуются экспедиции по старинным деревням и монастырям в поисках интересных находок. Такие экспедиции называются археографическими, а ученые, занимающиеся поиском, изучением и описанием древних книг, - археографами.

Слайд 22

Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад. А рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад.
Древнерусская рукописная книга

Слайд 23

Если древнерусское язычество было бескнижным, то для совершения церковной службы в православном храме обязательно требовались книги.
Келья монаха - переписчика книг

Слайд 24

Поначалу книги привозились из православных стран - Византии и Болгарии. Затем их стали писать и на Руси. В "Повести временных лет" говорится, что великий князь Ярослав Мудрый собрал книгописцев многих, которые переводили с греческого на славянский язык, и написали множество книг.

Слайд 25

При храмах и монастырях создавались первые русские библиотеки и школы. При монастырях же обучались искусству переписывания книг, которые требовались для новых монастырей, церквей и библиотек.
Школа XIV в. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. Фрагмент. Конец XVI в.

Слайд 26

Среди древнерусских книгописцев были, конечно, не только переписчики, но и писатели. Они записывали народные предания, описывали происходящие вокруг события, писали свои сочинения.

Слайд 27

В монастырях зародилось и русское летописание.
Новоскольцев А.Н. Летописец

Выставка

980 лет первой библиотеке Древней Руси

Библиотечно-информационный комплекс приглашает на выставку, посвященную 980-летию первой библиотеки Древней Руси.

С экспозицией можно ознакомиться в библиотеке по адресу ул. Олеко Дундича,23, 2 этаж, холл до 01.12.2017 г.

«Учение книжное подобно солнечному свету» - говорили наши предки.

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес". Книга - это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, "напояющими Вселенную", то с солнечным светом. "Красота воину оружие, и кораблю - ветрило, так и праведнику - почитание книжное, - наставляет монах читателей в "Слове о чтении книг", которое открывает "Изборник" 1076 года.

В сборнике "Пчела" (древнерусский сборник изречений) отмечалось: "Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное". В "Поучении соловецкой библиотеки" книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель "выносит жемчуг драгий". После такого сравнения автор с удовлетворением добавляет: Добро есть, братие, почитание книжное".

«Реки, напояющие Вселенную» - это образное, широко известное сравнение книг с реками, наполняющими Вселенную запечатлено в «Повести временных лет» 1037 года. В ней раскрывается строительная и книжная деятельность киевского князя Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый - основатель первой библиотеки в Древней Руси. Время правления великого князя Ярослава Владимировича (1019-1054) называют «золотым веком» Киевской Руси. Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей.

Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета - ведь нередко тут были самые знающие соотечественники. Книги и другие памятники письменности в 10-11 вв., главным образом, собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек на Руси.

Широко распространялась на Руси и письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10 вв. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер св. Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: Евангелие и Псалтирь, написанными “роусьными письмены”. Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской Библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 в. (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик даже сделал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 в. (1602 г.) в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 г., когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами. Несомненно, что на организацию первых библиотек на Руси повлиял факт принятия Христианства как официальной государственной религии, направленной на укрепления могущества древнерусского феодального государства. Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.

Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Особенно охотно читали тогда «Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера - «Изборники» (“Изборники” Святослава. 1073 и 1076 гг., в который входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни), «Шестидневы» (сборники правил для соблюдения их на каждый день в течение недели), “Физиологи” (сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения)

Об уровне культуры того времени можно судить и по Киевской Софии - самом величественном и роскошном храме XI века. Софию Киевскую возвели там, где древнерусские войска во главе с Ярославом окончательно разбили печенегов. В храме проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека. Новгород Великий избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 вв. более половины приходится на долю Новгорода. И, прежде всего, именно здесь сохранилась первая датированная рукописная русская книга - “Остромирово евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием.

К 16 в. уже сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечами библиотечных каталогов. По ним можно проследить и динамику роста фондов библиотек.

Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысячи книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана III, Василия III, Ивана Грозного (Либерия), исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. Возможно, она включала и книжное собрание византийских императоров, вывезенное в Москву после завоевания Константинополя турками.

Таким образом, значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и” книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они, в то же время, были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.

Ярослав Мудрый – основатель

первой библиотеки в Древней Руси



1035 лет назад родился Ярослав Мудрый (978г.), покровитель книжного дела, создатель первой библиотеки Древней Руси.

Время правления великого князя Ярослава Владимировича (1019-1054) справедливо называют "золотым веком" Киевской Руси. Едва ли не единственному из правителей России ему посчастливилось войти в историю с прозвищем "Мудрый" - пожалуй, наиболее лестным и наиболее почетным для любого государственного мужа.

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес". И похвала ей проходит через века нашей страны. Книга - это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, "напояющими Вселенную", то с солнечным светом. "Красота воину оружие, и кораблю - ветрило, так и праведнику - почитание книжное, - наставляет некий монах читателей в "Слове о чтении книг", которое открывает "Изборник" 1076 года.

В сборнике "Пчела" (древнерусский сборник изречений) отмечалось: "Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное". В "Поучении соловецкой библиотеки" книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель "выносит жемчуг драгий". После такого сравнения автор с удовлетворением добавляет: Добро есть, братие, почитание книжное".

«Учение книжное подобно солнечному свету» - говорили наши предки.

Трудами многих мастеров книжного дела накапливались в библиотеках бесценные сокровища. Сколько книг бытовало в эпоху до татаро-монгольского разорения?

Подсчитано: до нас дошло не больше тысячи средневековых русских рукописей XI - XIII веков. Лишь малая часть от былого богатства! Исследования показали, что в домонгольской Руси бытовало около 200 тыс. книг. Им знали цену, дорожили, бережно хранили.

С увеличением числа книг появились и первые библиотеки, тогда их называли книгохранительницами или книжными палатами. Как правило, их основателями становились великие князья, митрополиты, игумены монастырей

«Реки, напояющие Вселенную» - это образное, широко известное сравнение книг с реками, наполняющими Вселенную запечатлено в «Повести временных лет» под 1037 годом. В ней раскрывается строительная и книжная деятельность киевского князя Ярослава Мудрого.

Вершины своего могущества Киевское государство достигло во времена правления Владимира Святославича и его сына Ярослава, прозванного Мудрым. При князе Владимире на Руси было введено христианство, что имело огромное значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства государства, подъема культуры, расширения политических и культурных связей Руси с европейскими странами. Владимир широко отворил Киевской Руси двери для всех достояний мировой культуры.

Дело Владимира продолжил Ярослав Мудрый. Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета - ведь нередко тут были самые знающие соотечественники.

В период правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могущественную феодальную державу, еще больше возросло величие Киева; здесь расцветают ремесла, торговля, появляются художественные школы

Об уровне культуры того времени можно судить и по Киевской Софии - самом величественном и роскошном храме XI века. Софию Киевскую возвели там, где древнерусские войска во главе с Ярославом окончательно разбили печенегов. Она не уступает ни одному из самых выдающихся архитектурных памятников мира, возведенных в тот период. Напомним, что «София» в переводе означает «Мудрость».


Знаменитая София Киевская — главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.

Храм Софии - символ могущества и силы первого древнерусского государства.

Здесь проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека. Здесь Иларион - один из первых русских писателей - произнес свое знаменитое «Слово о законе и благодати». (Предполагают, что именно Иларион вместе с Ярославом стал инициатором сооружения Киевской Софии.)

Храм и был рассчитан на то, чтобы поразить воображение современников, внушить народу веру в незыблемость княжеской власти и религии. Вместе с тем, он - показатель уровня мудрости и мастерства. В его создании участвовали самые разные художники: зодчие организовали архитектурную форму; живописцы расписали стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел готовили церковную утварь; художники написали иконы; вышивальщицы украшали ткани; писцы и миниатюристы готовили необходимые книги.

На территории Софийского заповедника у входа в собор в 1967 году установлен мемориальный знак, на нем - портрет Ярослава Мудрого с книгой в руке и текст из летописи «Повесть временных лет».

Он гласит: «В лето 1037 заложил Ярослав град великий, у этого же града Златые ворота. Заложил и церковь святой Софии... И к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди... Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам».

В историю культуры нашей страны этот просвещенный правитель вошел прежде всего как создатель и организатор первой на Руси государственной библиотеки.

C ero именем связаны и многие другие «книжные» начинания.

Жизнь и деятельность Ярослава Мудрого издавна привлекала внимание, о нем рассказывали летописи, зарубежные хроники, в наше время написаны научные исследования, популярные работы, созданы художественные произведения и кинофильмы.

Летописные известия о Ярославе начинаются с 1014 года - последнего года княжения Владимира. До этого времени - лишь предположения, догадки, косвенные свидетельства. Родился он около 978 года с врожденной хромотой, что не могло не отразиться на его характере, на его воспитании. Он рано начал читать и на всю жизнь полюбил книги.

Ценя знание, понимая, что для управления княжеством нужны грамотные, образованные люди, молодой князь организовал в Новгороде школу для детей, приказав «учить книгам их». Он не был в этом первопроходцем: заботясь о распространении просвещения Владимир распорядился «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», создавать государственные школы.

Вдумаемся в строку: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Совершенно очевидно, что в конце X - начале XI века на Руси уже были книги - привезенные из Византии, из Болгарии или переписанные в Киеве, Новгороде, в других крупных городах. И великий князь - суровый военачальник, крупный государственный деятель, дипломат и градостроитель был, говоря современным языком, страстным книголюбом.

Пристрастие к книгам возникло у него в раннем детстве. Ведь и отец Ярослава Владимир «любил словеса книжные», владел библиотекой, эту любовь он передал и сыну, который в связи с хромотой не мог предаваться детским забавам. Его мать - гордая полоцкая княжна Рогнеда с четырех лет приставила к сыну учителей греческих, болгарских, варяжских и даже латинских. Ярослав все больше и больше привязывался к чтению, овладевал «книжной премудростью», читал о великомучениках, о подвигах и страданиях, о великих страстях.

Приходил к убеждению - это можно предположить с большой долей вероятности, - что в знании заключена большая сила. Так. в книге Иоанна Дамаскина он мог прочитать: «Нет ничего выше разума, ибо разум - свет души, а неразум - тьма. Как лишение света творит тьму, так и лишение разума затемняет смысл. Бессмысленность присуща тварям, человек же без разума - немыслим. Но разум не развивается сам собою, а требует наставника... Приблизившись же к дверям мудрости, не удовольствуемся этим, но с надеждой на успех будем толкаться в нее».

Сам Ярослав не удовольствовался тем, что уже в ранней юности приблизился к дверям мудрости, а пошел дальше. Всей душой отдавался он любимому делу, эту черту его и выделил летописец, когда не без уважения отметил: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Любовь к книгам он привил и своим детям. Можно лишь пред­положительно судить о круге чтения Ярослава Мудрого на протяжении его продол­жительной жизни. В него входили библейские книги и примыкавшие к ним апокрифические сказания, труды «отцов церкви», сочинения по вопросам миротворения и устройства вселенной, исторические и юридические труды.

В летописной статье 1037 года говорится далее, что Ярослав собрал много писцов, которые переводили с греческого на славянский язык.

Удивительно, но современные ученые знают о том времени больше летописца. Оказывается, не только переводили, но и копировали, просто переписывали болгарские книги, а переводили не только с греческого, но и с других языков. Более того, из разных зарубежных книг брали отдельные отрывки и составляли «изборники». И уже в это время возникают не только переводные, но и свои собственные, оригинальные произведения.

Когда была основана библиотека?

Казалось бы ответ прост - в 1037 году, так как именно в это «лето», свидетельствует летопись, «Ярослав же, книги многие написав, положил в... Софии». Верно, но смущала первая строка, гласящая, что в это «лето» был заложен собор, т. е. началось его строительство. А завершение - к 40-м и даже 50-м годам. И на протяжении длительного времени шли дискуссии по этому вопросу. Усилиями археологов, архитекторов, историков удалось доказать, что в 1037 году не началось, а завершилось строительство Софии, в этом же году была основана и библиотека. Размещалась она или в одной из аспид, или в башне.

Итак, Ярослав Мудрый собрал писцов и они приступили к делу.

А где они работали, в каком месте располагалась книгописная мастерская? Как была устроена? Летопись об этом ничего не сообщает. Вполне возможно, что она находилась в самой Софии, рядом с книгами, но могла быть и вне собора, в специальном помещении на митрополичьей усадьбе. Скрипторий при Софийском соборе продолжал действовать и в 70-е годы XI века.

Об устройстве мастерской-скриптория мы ничего не знаем. Правда; в хорошо иллюстрированной Радзивиловской летописи есть миниатюра, на которой запечатлена подго­товка книжного фонда библиотеки Киевской Софии.

Книг в библиотеке, основанной Ярославом Мудрым, было «множество». А сколько?

К сожалению, какими-либо, даже ориентировочными, данными о книжных сокровищах библиотеки Ярослава мы не располагаем.

В разное время делались попытки хотя бы приблизительно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые историки в прошлом веке утверждали, что оно «насчитывало великие тысячи книг рукописных и разных драгоценных манускриптов, писанных на разных языках». Историк русской церкви Е. Голубинский определял, правда, бездоказательно, книжный фонд первой библиотеки в 500 томов, а над ее созданием трудились будто бы 20 мастеров в течение двенадцати с половиной лет.

Сейчас высказывается мнение (тоже ничем не подкрепленное), что нельзя исчислять количество книг в Киевской Софии сотнями.

Думается, что более правильно такое предположение (без указания точных цифр): в первой русской библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно пополнялся. Ведь перевод и переписка книг, начатые Ярославом Мудрым, продолжались и позднее.

Но что переписывалось, переводилось, нет ли все же какого-нибудь если не ориентира, то хотя бы намека на некоторые произведения? Ведь не только книг (за исключением двух!), но и никаких описей библиотеки - ни ранних, ни более поздних - не сохранилось. Оказывается, такой намек есть.

И содержится он в одной из дошедших из Киевской Софии книг...

Книголюбами были и сыновья Ярослава Мудрого.

Происхождение трех древнейших русских памятников связано с именами братьев Ярославичей.

Для Владимира Ярославича - новгородского князя - в 1047 году была переписана «Книга пророков» (дошла до нас в списках XVI века). Именно при князе Владимире был построен в 1045—1051 гг. Софийский собор в Новгороде, где также сложилась крупная библиотека.

Для приближенного и соправителя князя Изяслава Ярославича - Остромира - было создано в 1057 году ныне знаменитое Остромирово евангелие - старейшая из сохранившихся, точно датированных книг.

Имела пристрастие к книгам и жена Изяслава - польская княжна Гертруда.

Всеволод, по воспоминаниям его сына Владимира Мономаха, «дома сидя, изучил пять языков», за что ему воздавали честь в чужих землях.

Покровителем книжного дела считался и сын Ярослава князь Святослав, который, по свидетельству современника, «много старался для собирания книг». Его величали «новым Филадельфом», приравнивая тем самым к прославленному книголюбу древности, египетскому царю Птолемею II. Такие оценки содержатся в предисловии к знаменитому «Изборнику» 1073 года. Создан он в книгописной мастерской при Киевской Софии. Это вторая по древности точно датированная рукописная книга, оригиналом для нее послужил сборник, переведенный в свое время с греческого для болгарского царя Симеона. На протяжении длительного времени книга пользовалась огромной популярностью на Руси, объясняется это ее энциклопедическим характером. В ней помещены статьи (а всего их более четырехсот) не только богословские и церковно-канонические, но и по астрономии и философии, математике и физике, зоологии и ботанике, грамматике и поэтике, истории и этике.

Где же великокняжеская библиотека?

У специалистов нет единого мнения по этому вопросу. Одни считают, что ее книги разошлись по другим библиотекам храмов и монастырей. Другие предполагают, что книги спрятаны в тайных подземельях города, называют и конкретные места - лабиринты Софийского собора, Киево-Печерской лавры и Выдубецкого монастыря. В самые последние годы особенно популярной стала гипотеза о том, что бесценные рукописи сокровищницы Ярослава Мудрого хранятся в бывшем Спасо-Преображенском монастыре, что в двадцати километрах от Киева - в урочище Межегорье.

Хочется верить, что она будет найдена...

(По материалам книг Алексея Глухова «Судьбы древних библиотек» (М., 1992); «Мудрые книжники Древней Руси» (М., 1997).

Совсем недалеко от входа в Софийский собор города Киева в тени могучих каштанов стоит гранитная памятная стела. Каждый посетитель древнего храма может увидеть на ней рельефное изображение князя Ярослава Мудрого и прочитать слова из «Повести временных лет»: «В лето 6545. Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного». В 6545 году (1037 год по современному календарю) и была создана первая библиотека на Руси. Библиотека была основана великим князем Ярославом Мудрым в 1037 году в качестве книгохранилища в Софийском соборе Киева. Собор, который в те времена был кафедрой киевского митрополита, был центром духовной и культурной жизни государства. Именно при соборе была открыта первая школа, созданы мастерские переводчиков и переписчиков книг. Не случайно он стал местом основания первой библиотеки. Князь создал библиотеку за семнадцать лет до собственной смерти. Он практически создает, но не собирает, потому что каждая книга вначале переводилась с греческого, болгарского и других языков, и только лишь после этого вручную копировалась и переплеталась. Ярослав был настоящим полиглотом, и поэтому историки уверены, что он тоже мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе. Каждая рукописная книга была единственным экземпляром, была особа и неповторима, была настоящим шедевром! Тексты писали на дорогом и редком пергаменте, который выделывался из кожи телят или молодых овец. Для написания книги среднего размера требовалось почти стадо телят! Обложки были сделаны из сафьяновой кожи и украшенные золотом, серебром с вставками из бриллиантов, изумрудов и жемчуга. По своему содержанию большинство книг первой библиотеки носило церковный характер, но наряду с богослужебными книгами и «Житиями святых» переводились и сочинения энциклопедического характера - «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи», в которых содержались сведения по философии, географии, астрономии, истории. Именно они послужили основой для превращения Киева в центр летописания, средоточие передовой мысли Руси XI столетия. Здесь был составлен первый древнерусский летописный свод 1037-1039 годов, написано и провозглашено знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона, разработаны основы первого сборника законов Древнерусского государства - «Русская правда», созданы «Изборник Святослава», «Послание к Фоме пресвитеру Смоленскому» и многие другие произведения. В деле просвещения Руси книгописчая мастерская и библиотека сыграли не меньшую роль, чем сам кафедральный Софийский собор в распространении и утверждении христианства. Книги, вышедшие из стен этого храма, послужили основой для появления новых библиотек. Некоторые книги из библиотеки своего отца увезла во Францию в 1048 году как приданое младшая дочь Ярослава Мудрого — Анна Ярославна. Став женой французского короля Генриха І, она, соответственно, стала королевой Франции. Одна из привезенных нею книга, рукописное Евангелие, была награждена легендарной судьбы. Книга стала знаменитой под названием — Реймское Евангелие, и все французские короли, до Людовика XIV, за семь веков, вступая на королевский престол, присягали именно на этой древней книге из библиотеки Ярослава мудрого. Пожалуй, еще одна часть книг была передана в качестве приданого других дочерей Ярослава, которые также стали женами представителей правящих династий Древней Европы: Анастасия — за короля Венгрии Андрея І, Элизабет — короля Норвегии Гарольда ІІІ. Но основная часть библиотеки, созданная Великим Князем даже после его смерти в 1054 году, вне всякого сомнения, находилась в Киеве. В 1240 году после продолжительной осады город был занят войсками хана Батыя, а в последствии разрушен и сожжен практически до основания. С тех пор библиотека потерялась из поля зрения историков. Вот уже на протяжении семи веков исследователи пытаются найти ее следы, но безрезультатно. Прошло 980 лет с тех пор как Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве была основана первая библиотека Древней Руси. Эта особая дата не только для России но и для всех славянских государств, по решению ЮНЕСКО, отмечается во всем мире как одна из самых значительных. Это дань нашего уважения легендарному русскому историческому деятелю и его славному деянию, дань уважения первым хранителям бесценных сокровищ на земле, каковыми являются знания.