Основные правила и технические аспекты игры в мафию за ту или иную роль. Роли, которые мы выбираем

Не следует быть особо категоричным в предсказаниях, касающихся отдельных людей. Если говорить о явлениях мирового масштаба, то случаи, когда какое-либо важное событие, предначертанное Вселенной в отношении той или иной страны, не осуществляется, крайне редки. А вот у личности есть определенная доля свободы.

Индивид, по сравнению с коллективом людей, обладает большей возможностью избежать неблагоприятных обстоятельств. Можно предсказать войну, но сказать с абсолютной точностью, что тот или иной человек, приняв в ней участие, погибнет, невозможно. Если война чаще всего неизбежна, то сказать, кто в действительности будет убит, нельзя. У индивида всегда сохраняется маленькая толика возможности избежать того или иного события в своей судьбе.

То, что Иисус будет предан своим учеником, было предсказано еще тысячи лет назад, но имя предателя указано не было. Роль была вакантна, и ее взял на себя Иуда. Если бы он был не готов сыграть ее, это было бы сделано кем-то другим. В произведениях Шекспира нельзя упразднить или изменить ту или иную роль: Гамлет или Лир обязательно будут фигурировать в одной из пьес, однако актер, который сыграет роль того или иного героя, заранее не определен. Когда приходит время, его выбирают в зависимости от качеств, которыми он обладает.

Даже Нострадамус в своих предсказаниях никогда не указывал личности. Вы скажете: «Но ведь там есть конкретные имена!» Да, имена там действительно есть, но вот люди, которые должны были их получить, жестко предопределены не были. В катренах Нострадамуса фиксируются роли и иногда имена, но никогда - конкретные личности. Нельзя было взять кого-либо (например, Иуду), заморозить его и выпустить в наш мир только через пять веков или пару тысячелетий, чтобы он смог сыграть свою роль. Так не делается, потому что любому существу дана возможность свободно развиваться. К примеру, было предсказано, что на президента Кеннеди будет совершено покушение. Но имя убийцы не было названо, как, впрочем, не был указан и тот, кто именно должен был стать Кеннеди. Только в ходе личной эволюции становилось ясно, кто же окажется готов сыграть эти роли.

Бог вообще никогда не заставлял людей брать на себя строго определенную роль, иначе это означало бы, что Он не оставил им никакой свободы. Между тем люди свободны в выборе направления, они могут прогрессировать и деградировать, становиться убийцами и палачами или же мудрецами и пророками.

У жизни есть свой сценарий, и развитие мира можно сравнить с театральной пьесой. Чтобы человечество двигалось вперед, необходимы разного рода события, в которых люди играли бы определенные роли. Но нигде никогда не было написано, что тот или иной человек обязан брать на себя ту или иную роль. Существуют дворцы, и существуют тюрьмы, но решить, куда идти, необходимо вам самим.

Космическая жизнь - это спектакль, автором которого является Бог. Он создал актеров, но вместе с тем дал им свободу сыграть те роли, которые они сами захотели выбрать. То, что некоторые роли определены за тысячелетия до того, как будут сыграны, является правдой. Однако люди еще не дошли до того или иного акта. Иногда на сцену возвращаются те же актеры, иногда - другие. Как уже говорилось, роль Иуды не была предназначена для какого-то конкретного человека. Чтобы предать Иисуса, в мир должен был прийти какой-то предатель (а их в мире готовилось много), и тот, кого привлекла эта роль, подходил на нее лучше всех. Если бы Бог определял судьбу всех созданий, то свобода и ответственность исчезли бы бесследно. Какая ответственность может быть у машины, у робота? А если человек не должен отвечать за свои действия, зачем же тогда наказывать его за них? Ведь это не является ни разумным, ни справедливым!

Терминология

КРАСНЫЙ ИГРОК - мирный житель или шериф.

ЧЁРНЫЙ ИГРОК - мафия или дон.

СЕРЫЙ ИГРОК - игрок, мнение о котором до конца не сформировано - нет оснований для доверия или обвинения.Желательно в своей позициииметь наименьшее количество серых игроков.

АКТИВНАЯ РОЛЬ - мафия, дон или шериф.

ДОГОВОРКА - процесс назначения мафией жертв для последующих ночных убийств, совершаемый в первую ночь, когда вся мафия просыпается для знакомства.

ОФФЛАЙН - стандартный вариант договорки мафии, когда Дон назначает трёх жертв, которых по очереди убивают. Проверку в одного из игроков на шерифство в первую ночь. И маяк (действие, жестикуляция), который дон подаст своим чёрным, если найдёт в этом игроке шерифа, для смены отстрела на него.

ОНЛАЙН - особый вариант договорки мафии, когда жертва назначается в процессе дневного обсуждения посредством заранее оговоренных жестов или речи.

НУЛЕВОЙ КРУГ (НУЛЁВКА) – очень часто многие игроки так называют самый первый в игре день обсуждения. На нулевом кругу не принято кого-то выгонять, но довольно часто устраивается автокатастрофа между двумя, зачастую плохо поговорившими игроками, чтобы они поговорили ещё по 30 секунд и более четко изложили свою позицию.

АВТОКАТОСТРОФА (ПЕРЕСТРЕЛКА) - ситуация равного деления голосов между игроками в процессе голосования, они поговорят по дополнительные 30 секунд, после чего объявляется переголосование между этими игроками, в результате которого эти игроки:останутся за игровым столом; вместе покинут стол;стол покинет один из этих игроков (при сломе стола в одного из них).

ЛОМАНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ (СЛОМ СТОЛА) - когда при распиле стола кто-то из игроков доставляет лишний голос против одной из кандидатур, либо наоборот не ставит свою руку, уменьшая количество голосов, провоцируя тем самым уход одной из кандидатур на голосовании.

ПОДСТРАХОВКА НА ГОЛОСОВАНИИ - приём, используемый при распиле стола, когда страхующий игрок следит за количеством проголосовавших по одной из кандидатур и в случае нехватки голосов доставляет свой голос, тем самым сохраняя баланс голосования.

ПОДНЯТЬ ДВОИХ (ТРОИХ, …) - вывести голосованием нескольких игроков из игры посредством деления стола на первом и повторном голосовании с поддержкой вывода их из игры.

ВСЕХ ОСТАВИТЬ - оставить в игре всех игроков, выставленных на голосование посредством деления стола на первом и повторном голосовании с поддержкой оставления всех в игре.

ПОЗИЦИЯ – совокупность точек зрения насчет цвета каждого игрока заигровым столом, мнение, которое игрок высказывает в течении времени, отведённого ему на дневном обсуждении (или показывает на жестах, если его время говорить уже прошло, либо ещё не начиналось). Т.е. кого игрок считает чёрными, кого красными, в ком сомневается, где видит разноцветы, нелогичности других игроков, с кем он поиграет и т.д.

ПОИГРАТЬ С ИГРОКОМ(ВЗЯТЬ В КОМАНДУ) – значит посчитать игрока или нескольких игроков красными в этой игре. Это предполагает, что вы не будете

выставлять и тем более голосовать в них,не имея на то жёстких оснований (а также проверять их ночью, если вы шериф), иначе это будет очень сильно вас очернять в глазах других игроков. Лучше старайтесь проголосовать вместе с этими игроками, в какого-либо игрока из противоположной команды.

КОМАНДА – два и более играющих друг с другом игроков, имеющих схожую позицию по игре.

ПЕРЕОБУТЬСЯ (ПО ИГРОКУ/ПО КОМАНДЕ) – изменить свою позицию по игроку или по команде на противоположную.

РАЗНОЦВЕТ - пара игроков, находящихся в противоположных командах (один красный, один чёрный). Утверждение о том, что между игроками есть разноцвет всегда требует аргументации и может быть подвергнуто критике.

ЖЁСТКИЙ ХОД - выставление игрока на голосование с открытым призывом всем игрокам голосовать против него.

ТОПИТЬ ИГРОКА - жёстко обвинять игрока в черноте, приводить этому развернутые аргументы, призывать шерифа проверить именно этого игрока.

БАЛАНС – ситуация, когда из игры поочерёдно выводятся игроки точно из разных команд, для гарантированного продолжения игры (т.е. один чёрный точно покинет игру). Баланс играется один раз за игру (за исключением крайне редких ситуаций) ион возможен в трёх случаях:

1. Между двумя шерифами.

2. Между шерифом и его чёрной проверкой.

3. Между чёрными проверками двух шерифов.

Всё остальное является противовесом.

ПРОТИВОВЕС – когда из игры поочерёдно выводятся игроки, предположительно состоящие в разных командах. Пример: с начала несколько игроков выгоняют кого-то при голосовании. На следующем голосовании можно выгнать кого-то из этих игроков в противовес ушедшему на предыдущем голосовании. Либо противовес может быть сыгран между двумя игроками, предположительно находящимися в разноцвете. Противовес в отличии от баланса, не гарантирует сто процентного продолжения игры.

ЗАЯВКА (ИГРОК СИДИТ/НЕ ГОЛОСУЕТСЯ) – кто-то показывает или говорит, что он, или какой-то другой игрок на этом кругу не голосуется (сидит). Заявка возможна только в не критической ситуации и только между шерифом, лже шерифом и их проверками. Как показывается, что игрок сидит (не голосуется): игрок, привлекая внимание всего стола и в особенности говорящего в данный момент игрока, показывает определённое число на руках и одновременно кладёт их на стол.

КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ (КРИТИКА) - ситуация, когда количество красных игроков за столом на 1 или 2 человека превышает количество чёрных - в этом случае если город выгоняет на голосовании мирного жителя, то город проигрывает либо сразу, либо после дальнейшего сострела мафии. Поэтому именно наступление критической ситуации является основным поводом для вскрытия шерифа. Основные варианты наступления критики:

Вариант 1

Отстрел в первую ночь

Отстрел во вторую ночь

- КРИТИКА! Вас 7 человек за столом, из них предположительно 3 мафии. Если вы выгоняете на этом голосовании красного игрока, мафия сразу выигрывает 3 в 3.

Вариант 2

Отстрел в первую ночь

Промах. КРИТИКА! Вас 8 человек за столом, из них предположительно 3 мафии. Если вы выгоняете на этом голосовании красного игрока (вас остаётся 7), и ночью мафия состреливается (вас остаётся 6), мафия выигрывает 3 в 3.

Вариант 3

Когда игра доходит до этапа где вас 5 или 6 человек за столом, то это практически всегда КРИТИКА! За исключением единственного варианта, что до этого в процессе игры стол точно покинули два чёрных игрока.

Также возможно ещё несколько вариантов наступления критики, но здесь мы о них говорить не будем.

ТРИ В ТРИ, ДВА В ДВА – ситуация, когда за столом остается одинаковое количество красных и черных игроков, т.е. победа мафии.

ВСКРЫТИЕ ШЕРИФА - объявление шерифом своей роли и своих проверок.Шериф, или прикрывающий его помощник, обязан вскрыться в следующих ситуациях: при наступлении критики; если шериф или его красная проверка выставлена на голосовании и есть шанс, что их могут выгнать.

ВСКРЫТИЕ ЛЖЕ-ШЕРИФА - объявление кем-то из игроков мафии себя шерифом и озвучивание своего варианта проверок.

ПРИКРЫВАТЬ ШЕРИФА -игрок, называя себя шерифом, прикрывает настоящего (либо лже шерифа) и называет свой вариант проверок, заранее согласованный с ним. Такой игрок называется помощником шерифа.Не принято прикрывать шерифа, если вскрылся еще один шериф и в этот момент за столом критика (в этом случае нужно скинуть с себя шерифство).

СКИНУТЬ ШЕРИФСТВО (ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ШЕРИФСТВА) – игрок ранее заявлявший, что он шериф, специальным жестом показывает, что он отказывается от шерифства. Отказ от шерифства всегда требует соответствующей аргументации.

КРАСНАЯ/ЧЁРНАЯ ПРОВЕРКА - красный/чёрный игрок, проверенный шерифом (либо выдуманная проверка лже шерифа).

ДВОЙНАЯ КРАСНАЯ/ЧЁРНАЯ ПРОВЕРКА - игрок, которого настоящий и лжешериф называют своей проверкой и цвета проверок у обоих шерифов совпадают.

КРАСНО−ЧЁРНАЯ ПРОВЕРКА - игрок, которого настоящий и лжешериф называют своей проверкой и цвета проверок у обоих шерифов не совпадают.

ГОВОРИТЬ ПО ИГРОКУ / ПО СТОЛУ - оценивать речи, позицию и поведение какого-либо игрока / всех игроков, сидящих за столом.

ПАРАНОИТЬ - чрезмерно сомневаться в чём-либо/ком либо.

САМОСТРЕЛ - ночное убийство мафии одного из своих игроков с целью запутывания мирных и вскрытия убитого игрока лже шерифом.

НЕСОСТРЕЛ (ПРОМАХ) - ночной промах мафии.

ОТВЕСТИ РУКУ (ВЫКИНУТЬ РУКУ) - проголосовать так, чтобы вашим голосом игрок не покинул игру.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОБЕДА МИРНЫХ - ситуация в игре, когда количество проверенных мирных больше или равно половине игроков за столом - в этом случае из игры выводятся все непроверенные игроки путём обычного голосования, либо делением стола и мирные побеждают.

ЗАВЕЩАНИЕ – позиция игрока, высказанная им в последнюю минуту своей речи, перед тем как он покинет игровой стол.

УГАДАЙКА - ситуация, когда в игре остаются 3 или 4 человека - в этом случае голосование имеет решающее значение.

МОНСТР - игрок, который удаляется из игры по замечаниям для гарантированного вывода из игры игрока противоположной команды, либо для математической победы своей команды. Пример: единственным на голосование выставлен проверенный чёрный игрок, который в свою очередь выставляет шерифа или кого-нибудь из красных, а сам выходит из игры по замечаниям - таким образом шериф или красный игрок остаётся единственным выставленным на голосование и покидает игру (это называется чёрный монстр). Либо в ситуации, когда за столом пять человек, двое из них проверенные красные игрокии все точно знают, что за столом осталась всего одна мафия. Не проверенный красный игрок встает из-за стола получая удаление, при четверых стол пилится на двоих оставшихся не проверенных игроков, поднимают обоих и это победа мирных жителей (это называется красный монстр). В правилах, где выход по замечаниям приравнивается к результату голосования, т.е. считается что именно этого игрока город выгнал на голосовании и голосование не проводится, сущность «монстра» в принципе исключена (в нашем клубе это именно так).

Основные правила и технические аспекты игры в мафию за ту или иную роль

МАФИЯ

Возможно многие из вас знакомы с так называемой «городской мафией», и даже несколько раз играли в неё в компании друзей. Основными отличиями классической мафии по сравнению с городской, являются обширный список правил, регламентирующих игру, а также более сложная механика игры в целом и за чёрную команду в особенности.

Здесь мафия не просыпается каждую ночь, указывая на игрока, тем самым обозначая отстрел. Здесь мафия просыпается для знакомства и определения порядка отстрела и тактики на игру один единственный раз, на одну минуту, сразу после раздачи карт – этот процесс называется договоркой. Все остальные ночи мафия стреляет уже не снимая масок.

Итак, договорка. Как вы уже читали выше, договорка может быть онлайн и офлайн. На начальном этапе игры я категорически советую вам начинать с офлайна, чтобы минимизировать промахи и более-менее научиться чувствовать игру. Что в себя включает офлайн. Сначала дон на пальцах показывает три номера на отстрел, именно в таком порядке вы и должны будете стрелять в игроков в каждую последующую ночь.Показывайте только номера игроков, которых хотите отстрелить, ни в коем случае не показывайте на пальцах, что первым стреляем такого-то, вторым такого-то и т.д. Это может запутать ваших мафиозных оппонентов и у вас будут промахи. Далее дон показывает кого он будет проверять на шерифа в первую ночь и действие (маяк), которым он вам отмаякует на следующий день, если найдёт в этом игроке шерифа. Таким действием может быть что угодно: скрещенные руки на груди, вращение игрового номерка, какие-либо действия с маской и всё прочее, что придёт вам в голову. Это делается для того, чтобы постараться максимально быстро убрать шерифа из игры, ведь если дон находит шерифа в первую ночь и маякует об этом своим чёрным, то следующим стреляться должен именно он. Пример договорки: 4, 7, 2, проверяется 10, маяк: руки, сложенные в замок (и больше ничего лишнего, на первых порах старайтесь не усложнять).

Как происходит отстрел: после того как ведущий объявляет ночь, и все игроки надевают свои маски, каждый из игроков мафии протягивает вперед руку (желательно так, чтобы её было видно ведущему или его ассистенту), сжатую в кулак, с вытянутым вперёд только указательным или указательным и средним пальцами. Далее ведущий подготавливает мафию к острелу фразами типа:«мафия достаёт свои револьверы и проходит мимо дома игрока», либо «мафия стреляет в игрока» и начинает отсчёт на отстрел «Номер 1, 2, 3, 4…» и т.д. При этом все игроки мафии в момент произнесения ведущим необходимого им номера игрока, должны своими вытянутыми вперёд пальцами как бы сымитировать нажатие спускового крючка. Если все трое сделали это одновременно на одном игроке, то это попадание, этот игрок убит. Но если же кто-то из мафии что-то сделал не так (забыл выстрелить, выстрелил в другого игрока, выстрелил два раза и т.п.), то это промах. Поэтому играя за мафию, перед и во время отстрела, будьте максимально сосредоточены.Итак, перечислим несколько основных правил игры за мафию:

1. Внимательно смотрите и запоминайте договорку, проверку и маяк дона. Если что-то не понимаете, обратите на себя внимание, попросите повторить или покажите «несострел».

2. Не заигрывайтесь и не забывайте, что вы мафия. Старайтесь непосредственно перед наступлением ночи уже держать в голове следующий отстрел.

3. Если вы промахнулись, или стреляющийся игрок из договорки по каким-либо причинам покинул стол (удален или его выгнали на голосовании), стреляйте следующего по договорке.

4. После первого отстрела посмотрите не даёт ли дон,обусловленный маяк его проверки игрока на шерифство. Если нет, то продолжайте стрелять по договорке. Если да, то меняете отстрел на того игрока, которого дон должен был проверять (значит он нашёл в этом игроке шерифа). Старайтесь дать понять дону, что вы увидели и поняли его маяк.

5. Если вы убили шерифа (не важно в какую ночь), то после него стреляется не договорка, а проверенные им красные игроки в том порядке, в котором он их проверял.Это делается потому, что в цвете этих игроков никто из оставшихся мирных жителей больше сомневаться не будет, а вам как мафии - это крайне невыгодно, ведь чем больше непонятных игроков за столом, которых можно выгнать на голосовании, тем больше шанс на победу (за исключением редких случаев). Если же возникла ситуация, что после убийства шерифа за столом не осталось красных проверок, тогдадальше стреляется договорка (либо вы сами перемаяковываетесь и назначаете отстрел).

6. Если ситуация по поводу последующего отстрела получилась запутанной и непонятной, постарайтесь в течение круга обсуждения переглянуться и перемаяковаться со своими чёрными игроками, чтобы минимизировать возможность промаха. Но не забывайте о том, что за вами следит множество глаз, поэтому старайтесь делать это крайне аккуратно и незаметно.

7. Если город рассматривает вариант критической ситуации за столом (см. понятие критической ситуации), то в этот день вскроется либо настоящий шериф, либо его помощник. В данном случае возможно несколько вариантов развития событий:

а) вы откладываете договорку и стреляете в следующую ночь именно в этого игроканадеясь, что он настоящий шериф (данный вариант является стандартным и используется всегда, если вы не играете один из последующих вариантов).

б) дон либо нашёл шерифа, либо проверял вскрывающегося игрока и точно знает, что он не шериф, либо просто не верит в то, что этот игрок настоящий шериф (за какие-то ходы, допущенные в ходе игры этим игроком). В таком случае дон должен постараться во время дневного обсуждения перемаяковаться со своими чёрными и назначить отстрел в того игрока, в которого считает нужным. Данный вариант рассматривается если никто из мафии не вскрывается вторым шерифом.

в) кто-то из мафии вскрывается вторым шерифом. В этой ситуации всегда всё ситуативно:

Если вы отстрелите настоящего шерифа, то вашего чёрного вскрывшегося шерифом могут вывести ему в баланс (либо ещё одну чёрную проверку настоящего шерифа)

Если вы отстрелите самострелом своего лже-шерифа, то город может также поднять в баланс настоящего шерифа, либо чёрную проверку вашего лже-шерифа

Минусы первых двух вариантов игры в том, что они полностью исключают возможность вашей победы 3 в 3.

Вы можете отстрелить красную проверку своего лже-шерифа

Вы можете отстрелить красную проверку настоящего шерифа.

Вы можете отстрелить двойную красную проверку (если такая есть)

В общем, в такой ситуации всё сводится к тому, что вам нужно определённым образом перемаяковаться об отстреле во время дневного обсуждения, либо же заранее обговорить это на договорке.

ШЕРИФ

Итак, вы вытащили карту шерифа.На вас тут же ложится груз ответственности за весь мирный город и его жителей. Старайтесь безосновательно не конфликтовать с другими игроками. Внимательно слушайте игроков, играйте с городом, помогайте ему разобраться, делайте правильные и информативные проверки. Но при этом всегда помните, что мафия первые круги будет усиленно пытаться вычислить вас. Поэтому постарайтесь не быть сильно напряжёнными и чересчур активными. Перечислим несколько основных правил игры за шерифа:

1. Не наживайте себе в этой игре больше тех трёх врагов, что у вас уже есть. Старайтесь безосновательно не конфликтовать с другими игроками. Потому как если вы будете конфликтовать и очернять даже одного красного игрока, то при вскрытии лже шерифа, этот игрок может поверить ему, а не вам. И в самый ответственный момент на критике этот игрок проголосует в вас, мафия докинет свои руки, и вы 100 % проиграете эту игру (об этом немного подробнее будет далее, в разделе игры за мирных жителей).

2. Не проверяйте игроков из своей команды. Поиграв с ними, вы и так посчитали их красными в этой игре. Но при этом не забывайте, что вы изначально могли и ошибиться, поэтому последующие проверки вы уже можете делать и среди игроков своей команды, особенно в том случае, если у вас недобор чёрных по столу. В таком случае, желательно днём обозначить в своей позиции наличие подозрений к тому игроку, которого собираетесь проверить и выкинуть его из своей команды ­ это даст вам хорошее преимущество в аргументации своих проверок при вскрытии лже шерифа.

3. Если вас убили, то вы на своей последней минуте обязаны четко сказать, что вы являетесь шерифом этого города, чтобы у остальных игроков потом не было сомнений по этому поводу. Далее озвучить свои проверки в том порядке, в котором вы их осуществляли и попытаться аргументировать почему. Пример:

- «Я шериф! В первую ночь я проверил игрока № 7 и это красный игрок. Во вторую ночь я проверил игрока № 4 и это чёрный игрок. 7 я проверял, потому что… И это дало мне… 4 я проверял, потому что… И поэтому…»

4. Если вы в первую ночь нашли красного игрока, то попытайтесь во время последующего круга обсуждения вскрыться этому игроку и как-нибудь незаметно маякните ему, что он ваша красная проверка. Это делается для того, чтобы у этого игрока было больше информации по столу на этот круг, ведь он получает для себя цвет ещё одного игрока - ваш (шерифа). Да и два игрока это уже команда. В дальнейшем вы можете попросить этого игрока вас прикрыть.

P.S. Красным игрокам на заметку - никогда не забывайте о том, что вас могут и обмануть таким образом, если вам свашей красной проверкой вскроется лже шериф (об этом подробнее будет далее, в разделе игры за мирных жителей).

5. Если в не критической ситуации вы или проверенный вами красный игрок (тем более если вы оба) стоите на голосовании, и вы ощущаете возможность того, что кого-то из вас могут на этом голосовании выгнать, вы должны сделать заявку, что вы не голосуетесь. Это можно сделать несколькими способами:

Выпривлекаете общее внимание стола и показывая на пальцах номер игрокакладёте их на стол, тем самым показывая, что этот игрок сидит (не голосуется)

Вы говорите об этом на своей речи

Вы, получая замечание, громко говорите об этом не в свою минуту («Игроки 3 и 7 сидят!» или «Пятый не голосуется!»)

При условии, что вы успели вскрыться своей красной проверке, то если он смекнёт, он может сделать заявку за вас.И тем самым немного запутает мафию с пониманием того, кто же из вас является шерифом.

Это делается для того, чтобы исключить роковую ошибку мирных на голосовании. Да, вам придётся привлечь к себе чересчур много внимания и возможно мафия даже успеет перемаяковаться на вас на отстрел. Но зато вы в следующую ночь точно получите ещё хотя бы одну проверку. Чего точно вы не сделаете, если по своей невнимательности или неуверенности уйдёте на голосовании.

Как понять, что стоит делать заявку? Чаще всего заявка даётся на дневном обсуждении после первого отстрела при 9 игроках за столом.Если вы видите по столу, что в вас или в вашу красную проверку собираются проголосовать хотя-бы один-два игрока, значит это уже сигнал к тому, что нужно давать заявку. Потому как если это два красных игрока, то мафия всегда может втроём доставить руки на голосовании, это будет пять голосов из девяти и игрок точно покидает игровой стол.

6. Если кто-то вскрывается против вас шерифом, ни в коем случае не нужно его проверять. Для вас это априори чёрный игрок. В редких случаях возможно, что это красная проверка лже шерифа, пытающаяся его прикрыть. И если это так, то на критике этот игрок всё равно сам скинет с себя шерифство и укажет вам на того шерифа, которого он прикрывал (почему, будет подробнее описано в разделе игры за мирных жителей).

7.Если в городе возможна критика, то шериф (или его помощник) должен вскрыться и озвучить свои проверки. Да, в следующую ночь его практически всегда убивают. Но это делается для того, чтобы минимизировать шанс проигрыша мирныминепосредственно на этом кругу, потому как если вы на критике выгоняете красного игрока, вы проигрываете. Плюс к этому, если вы сделаете правильный выбор на голосовании и игра продолжится, то у вас точно будет ещё одна проверка в следующую ночь.

Как понять, что в городе возможна критика? Критика наступает, когда мирных жителей за столом остаётся на 1 или 2 человека больше чем мафии. Нужно постоянно вести счёт игры чтобы понимать, сколько чёрных игроков потенциально может находиться за столом. Если трое, то значит критика наступает при 7 или 8 игроках за столом. Если двое, то при 5 или 6 игроках за столом. Если же это одна мафия, то критика наступает при 3 или 4 игроках за столом.

Как происходит вскрытие шерифа:

Вы можете уже на последней минуте речи убитого игрока показать на весь стол и этому игроку жестом, что вы шериф. Показать этому игроку свои проверки, чтобы он их озвучил на весь стол и высказал своё мнение по поводу сложившейся ситуации. Вам будет не лишним послушать последнее мнение покидающего игру красного игрока

Вы можете так же на жестах вскрыться шерифом во время круга обсуждения, когда город настаивает на том что у них критика и им необходимо узнать проверки шерифа

Вы можете вскрыться на своей речи, перед этим внимательно выслушав позиции хотя-бы нескольких игроков. Иногда это может дать некоторую дополнительную информацию для размышлений. Но всегда имейте в виду, что может вскрыться лже шериф и если он сделает это более уверенно и раньше, чем вы, то у вас будут довольно небольшие шансы убедить город в своей правоте

Вы можете попросить игрока, которому вы доверяете, прикрыть вас (чаще всего это проверенный красный игрок). И тогда этот игрок должен вскрыться шерифом и сделать всё то же самое, что сделал бы настоящий шериф.

8. То, что вы вытащили карту шерифа, ещё не делает вас таковым в глазах остальных игроков (а именно, мирных жителей). Если против вас вскрывается лжешерифом кто-то из более опытных игроков и даёт более логичные проверки и расклад стола, то сколько вы себя в грудь не бейте и не кричите «Да я шериф! Я свою карту видел!», это к сожалению, вам ничем не поможет. Поэтому старайтесь отыгрывать за эту карту максимально грамотно и продуктивно, допуская как можно меньше ошибок. И в этом случае, при вскрытии второго шерифа, у вас будет намного больше шансов убедить город, и выиграть игру.

МИРНЫЙ ЖИТЕЛЬ

Вы достали карту мирного жителя и это самая частая роль в игре, которую вам придётся отыгрывать. Специфика игры за эту карту заключается в том, что вы изначально один, руководствуетесь только собственными размышлениями и доводами и не имеете совершенно никакой дополнительной информации.В течении большей части игры вы будете предполагать, сомневаться и искать различные варианты разрешения игровых ситуаций. В этой игре за столом будет ещё 5 мирных жителей помимо вас и именно исходя из этих критериев вам нужно будет находить этих красных игроков своей команды. Потому что довольно часто опытная мафия играет более логично и последовательно, чем мирный город. Итак, перечислим несколько основных нюансов и правил при игре за мирного жителя:

Если вы не будете выносить свою позицию на стол и ваши речи будут крайне сбивчивыми, короткими и малоинформативными, то скорее всего вас выгонят из игры на первом же голосовании как самого непонятного игрока и это введёт мирный город в критику. На такого игрока шериф чаще всего не будет тратить проверку в первую ночь, ведь чтобы спасти этого игрока на дальнейшем голосовании ему придётся преждевременно вскрываться на весь стол и давать заявку по этому игроку, тем самым подставляя себя под удар.

2. На не критическом кругу не голосуйте в заявки. Даже если вы приняли для себя окончательное решение, вы всегда можете преждевременно ошибаться. В лучшем случае, вы очерните себя и шерифу придётся тратить на вас проверку. В худшем, вашей рукой в не критической ситуации город может покинуть настоящий шериф или его красная проверка.

Постарайтесь проголосовать в самого чёрного для вас игрока, оставшегося вне заявок (если таких нет, то в самого непонятно). А на следующий круг, когда вскроются шерифы и озвучат свои проверки, вы должны будете определиться кто из них для вас настоящий и выбрать окончательную версию игры.

3. Не голосуйте куда попало на критике. Математика критики очень проста: если красный игрок голосует в красного игрока, то мафия, доставляя свои руки 100 % выигрывает эту игру. Эта схема всегда работает при нечётном количестве человек за столом (при стандартном течении игры без промахов и слома стола на нулёвке). Представьте, что вас семь человек за столом, из них потенциально три мафии. Если один мирный голосует в другого, мафия докидывает три руки и это будет четыре голоса из семи. Три в три, победа мафии. То же самое работает и при пяти игроках, и двух мафиози за столом.

Если за столом есть красная проверка, проголосуйте вместе с ней
- если за столом нет красных проверок, проголосуйте вместе с тем игроком, которого вы считаете красным в этой игре

Если вскрылись два шерифа, отдайте предпочтение тому, который допустил меньше ошибок и нелогичностей в течение всей игры, начиная с нулевого круга и спросите у него, куда нужно проголосовать.

4. Не прикрывайте одного из шерифов на критике в ситуации, когда их вскрывается двое. Для принятия городомправильного решения на критике при двух шерифах желательно, чтобывсё было максимально прозрачно, и чтобы город знал реальный расклад по столу. Вы можете ошибиться и прикрывать лже шерифа, тогда настоящий шериф будет считать вас чёрным игроком, и вы проиграете игру. Даже если вы прикрываете настоящего шерифа, вы сами могли по ходу игры допустить какие-то промашки, из-за которых некоторые игроки могут усомниться в вашем шерифстве.

В ситуации же, когда по столу других заявок на шерифство нет, старайтесь прикрыть шерифа. Ведь если мафия убьет вас вместо него, у него будет ещё две проверки, и вы практически гарантированно выигрываете эту игру.

5. Тренируйтесь и учитесь запоминать всю необходимую по игре информацию до самого её окончания. Это конечно сложно, но к этому и сводится основная интеллектуальная составляющая данной игры. Перечислим, на что следует обращать особенное внимание:

Построение команд на нулевом кругу

Кто, кого и в какой круг выставлял на протяжении всей игры

Завещания ушедших игроков.

Это основная игровая информация, значением которой многие игроки к сожалению, в большей степени пренебрегают. Научившись запоминать всё необходимое и освоив азы позиционной и математической игры, вы сами для себя откроете насколько сильно основная игровая составляющая отличается от того, какой она вам показалась изначально.

6. Хоть вы, вытащив карту мирного жителя и играете по большей части основываясь на личных убеждениях, но при этом вы никогда не должны забывать, что красные игроки - это тоже команда! Всегда в критической ситуации вспоминайте про завещания точно ушедших красными игроков, тем более если среди них был шериф. А их, если игра дойдёт до угадайки, точно будет как минимум 3 человека (это те игроки, которых отстрелят ночью).

Приведу вам один простой пример:вы досидели до угадайки, вас три человека за столом. Одного из них вы считаете чёрным по собственным соображениям (он аргументированно играл против вас; вы параноите из-за того, что это сильный игрок и он мог так и чёрным сыграть; этот игрок, вам совершенно непонятно как, разобрался в этой игре и т.д.). А второй игрок на фоне первого кажется вам менее подозрительным. Но при этом, большинство уходящихдо этого точно красных (отстреленных) игроков вместе с шерифомпосчитали более чёрным именно второго игрока. Как поступать в этой ситуации? Лучше вывести именно второго игрока и проиграть всем вместе, чем проиграть из-за упёртости и самонадеянности одного игрока. И зачастую чтобы это понять, нужно несколько раз побывать в роли этого игрока и получить словесных тумаков после игры. А если вдруг вы всё-таки оказались правы, и мафией оказался именно тот игрок, которого вы подозревали, то в дальнейшем возможно к вам будут больше прислушиваться. Если конечно вы сможете аргументировать своё мнение. Вообще в этой игре, что бы вам как ни казалось, и пускай вы интуитивно находите всех чёрных игроков, если вы не можете обоснованно аргументировать почему эти игроки могут быть чёрными, то вашу версию игры вряд ли будут рассматривать как основную.

ЭПИЛОГ

Не расстраивайтесь поражениям. Быстрее всего вы будете учиться именно проигрывая. При условии, что вы будете при этом анализировать ошибки, допущенные вами и всеми остальными игроками во время игры.

Старайтесь внимательно слушать речи игроков, какого-бы цвета вы ни были.Любая упущенная мелочь может в итоге лишить вас заслуженной победы. Во время речей других игроков,постарайтесь жестикулировать по минимуму и только при необходимости.

И в окончании хочу сказать на заметку всем игрокам. Эта игра содержит в себе много составляющих: интеллектуальную, логическую, психологическую, эмоциональную, интуитивную и т.д. Не останавливайтесь на чём-то одном, развивайтесь! Постарайтесь научиться использовать в своём игровом арсенале их все.Особое внимание хочу уделить игрокам с «интуитивно-эмоциональным»стилем игры. Откуда они берутся? Чаще всего такие игроки, придя в эту игру и толком не понимая на чём она основана, для убеждения других игроков в первую очередь начинают использовать то, что им подсказывает интуиция – эмоционал. И если игроку это удаётся, то он сам того не замечая, может заложить такую модель поведения за основу своей игры. Проблема данного стиля игры заключается в том, что от него потом очень тяжело отучиться. Ведь довольно сложно начать заставлять себя запоминать всю необходимую информацию и принимать взвешенные решения, когда из вас по привычке льётся нескончаемый поток эмоций. Поэтому постарайтесь для себяданной проблемы избежать и использовать такую тактику с умом и только в тех случаях, когда это необходимо. Да и довольно часто, если таких игроков оказывается больше двух за столом, игра может начать превращаться в хаос. Потому что в этой игре, если за столом начинают превалировать эмоции, то незамедлительно заканчивается логика.

Желаю вам всем сложных и интересных игр,и удачи в дальнейшем обучении!

С уважением, г-н Никто, маф клуб «Аль Капоне».

" width=

Имя актера Владислава Галкина сегодня на пике популярности. Большинству зрителей он полюбился по сериалу «Дальнобойщики», в котором актер на грузовике покорял дороги России. Кому– то Галкин запомнился по фильмам «Диверсант» и «Ворошиловский стрелок». А роль поэта Ивана Бездомного в сериале «Мастер и Маргарита» не оставила равнодушными ценителей классики. Год назад Влад Галкин облачился в белый халат, вооружился скальпелем и полюбился зрителям в образе строгого и довольно неуживчивого хирурга в сериале «Я лечу». Сегодня телеканал «СТС» повторяет этот сериал – таким образом зрители получают шанс вновь встретиться с любимыми героями.

– Влад, чем вас заинтересовал персонаж Гордеев?

– Прежде всего, он – живой человек, такой же, как вы и я. Мне нравится, что характер у него сложный и неуживчивый. Мне гораздо больше нравится играть таких персонажей, чем так называемых «хороших» людей. Ну, хороший он – и что дальше? Как правило, пустота... Критерий при выборе роли должен быть один: или ты что-то для себя в этом персонаже находишь, или ты просто за это не берешься.

– С медициной вам приходилось в кино или в театре сталкиваться?

– Ни в кино, ни в театре, но однажды я очень близко столкнулся с медициной в жизни. В один «прекрасный» год я перенес десять операций. Поэтому что такое отечественная медицина, я знаю очень хорошо.

– Настоящие врачи помогают актерам на площадке? Дают какие-то советы?

– На съемках присутствовал настоящий врач, но мы обращались к нему с вопросами, по большей части, технологическим: как что включается и как что правильно делается.

– Насколько достоверно в «Я лечу» изображены больничные реалии?

– Конечно, хочется, чтобы все выглядело как можно достовернее, чтобы не показаться клоунами в данной ситуации. Разумеется, издержки свои тоже есть. Например, по хирургическому отделению дама не может ходить с прической: волосы должны быть прилизаны и убраны под шапочку. У нас же девочки ходят с прическами, чего не может быть по определению.

– Как работается с молодыми коллегами-актерами?

– На мой взгляд, в этой команде есть несколько человек, которые вызывают уважение и интерес.

" width=

– Помогаете им? Даете какие-то советы?

– Я не занимаюсь ни педагогикой, ни самоутверждением. Если они ко мне за советом обращаются – я подсказываю, но только в этом случае. А вообще, сейчас ситуация с молодыми актерами угнетающая, особенно когда их собирают в некие команды для того или иного сериала. Это уничтожение профессии. Человек начинает думать о себе чуть лучше, чем следует, и появляется неадекватность. Знаете самое страшное время для человека, который начал водить машину? Первые четыре-восемь месяцев, когда тебе начинает казаться, что ты можешь все! Здесь то же самое. Не имея базы и опыта, человек начинает думать, что все у него получается!

– Когда вы только начинали свой путь в этой профессии, ситуация была другая?

– У меня она была вообще категорически другая, потому что я пришел в этот мир в возрасте восьми лет. И когда я поступал в Щукинское училище, у меня уже было около 15 картин и несколько наград. При этом поступление для меня было чудовищно тяжелым, такого зажима я не испытывал никогда! Мне было очень страшно! Поэтому мой приход в профессию – скорее исключение, так сложилось. И потом: тогда и время было другое, и ценности. Раньше существовала некая схема. Были амплуа и типажи, которые никто не отменял, но они как-то незаметно рассосались. На курсе обязательно был герой, была героиня, а то и не одна. А сегодня у нас как – пришел, снялся, а завтра – уже звезда. Такого раньше не было. Это опустошает.

– Неужели никогда не приходилось соглашаться из-за чисто финансовых соображений?

– Вопрос лукавый, и вот почему: всегда можно объяснить себе, что тебе это действительно интересно. Но при этом положа руку на сердце могу сказать, что никогда не соглашался сниматься чисто из-за денег. Я бы просто не смог. В силу характера, в силу темперамента меня бы просто разорвало на составляющие. Ты выбираешь то, что тебе интересно. Хотя бывает и так, что материал интересный и замечательный: классическая литература, например. Но кто это ставит? Режиссер может уничтожить все на корню...

– Взглянуть на кино со стороны сценариста или режиссера не пытались?

– Я смотрел уже с разных сторон. Я закончил ВГИК – режиссерский факультет, все эти опыты уже были. Я не большой любитель идти сразу на все четыре стороны. Всему свое время. Если мне будет необходимо заняться чем-то другим, я займусь. Это из серии, если можешь не заниматься – не занимайся. Я считаю профессию, который занимаюсь, поистине великой, потому что она может дать гораздо больше, чем человек в состоянии себе представить. Самое главное мерило, на мой взгляд, – это степень достоверности. Как сказал отец: «Степень одаренности артиста зависит от степени влюбленности в материал». Очень точно. Я как зритель должен поверить и оказаться там. Если этого не произойдет – грош цена такому произведению. История должна быть не просто рассказана, а оправдана. Когда ты берешь на себя ответственность за ту или иную роль, ты берешь на себя ответственность ее оживить. Возьмем того же Гордеева. Как я уже сказал, нормальный среднестатистический человек. Любит свою профессию, относится к ней очень серьезно. Вероятно, талантливый человек в своем деле. Не конформист. Все его помыслы заняты исключительно работой и пациентами. Это не просто род его деятельности, это суть его существования. Остальное для него второстепенно.

– Как и для вас?

– Да, конечно.

– А амплуа, о которых говорили, у вас в юности было?

– Когда я пришел на первый курс, я был тем самым героем. Но я быстро от этого ушел, потому что герой – это слишком узко, у меня был совершено другой диапазон, мне давалось все подряд. Да, я играл героев, но это было самое неинтересное и скучное, что только может быть. Для меня настоящий герой – это Митя Карамазов, например...

– Есть роли, которых уже никогда не сыграете в силу возраста?

– Мне очень нравятся мои 35 лет... А играть мальчишек... Понимаете, я никогда не был в этом качестве, мне это неинтересно. Мне гораздо более интересно мальчишество во взрослом человеке, в мужчине, нежели мальчишество в мальчишке – это как масло масляное.

– А в вас это мальчишество есть?

– Думаю, что да.

– Но выглядите таким серьезным, строгим...

– Вы ошибаетесь: это просто моя система защиты. Обо мне ходят слухи, что у меня жуткий характер. Да я сам их периодически создаю, потому что так проще. А на самом деле я такой, какой я есть. Нет, не белый и пушистый. И не особенно коммуникабельный. Просто – человек настроения...

    Общее представление о личности в психологии

    Личность как социокультурная реальность

    Психологические образо­вания личности

Что такое личность? В каком «пространстве» существует личность человека? Какие образования реализуют личностное бытие человека?

Общее представление о личности в психологии

Реальность, которая описывается термином «личность», про­является уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни «личина»), которые в античном театре были закреплены за опре­деленными типами действующих лиц («ревнивец», «завистник», «герой» и т.д.).

Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово persona употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, лич­ность царя, судьи и т.д.). Иначе говоря, личность по первона­чальному значению - это определенная социальная роль или функция человека.

Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон кото­рых в определенной мере специфичны для конкретного языка. В немецком, английском, французском языках личность означает лицо, особу человека. При этом только во французском языке появляется производное слово, обозначающее индивидуальность человека (в немецком и английском языке для этого существуют отдельные слова). В русском языке, как и во французском, поня­тие личности не отделено от смыслового значения индивидуаль­ности (хотя, как мы видим, - слова разные). В «Толковом сло­варе русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова личность ха­рактеризуется как отдельное человеческое Я, как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социаль­ных и психологических свойств.

В значении слова «личность» можно выделить два основных смысла. Один, наиболее очевидный, - несовпадение собствен­ ных характеристик человека, его лица с содержанием роли, ко­ торую он исполняет. Другой смысл - социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям.

Зафиксированная в слове и в произвольных от него терми­нах связь этих значений привела в последующем к представле­нию о том, что социально-содержательные характеристики чело­века несовместимы с реальными свойствами носителя этих ха­рактеристик. Соответственно и социальные функции лично­сти представлялись как не связанные с внутренними характе­ристиками психологических механизмов, обеспечивающих эти функции.

В научной психологии эволюция самого понятия личности от обозначения маски к ее носителю и далее к его роли дала им­пульс для развития представлений о личности как системе ро­ левого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых со­циальных ожиданий со стороны ближайшего окружения. Это на­шло свое выражение в так называемой ролевой теории личности , в которой она характеризуется главным образом через выполняе­мые ею социальные роли. В семье - это роль сына, отца, брата и т.п.; на работе - определенная профессиональная роль, вне работы это может быть роль друга, настоящего мужчины, обая­тельной женщины и т.п.

В психологии личности ролевая теория подвергается рез­кой критике. Известный психолог А.Н.Леонтьев писал, что «идея прямого сведения личности к совокупности «ролей», кото­рые исполняет человек, является - несмотря на всевозможные оговорки адептов этой идеи - одной из самых чудовищных. Ко­нечно, ребенок усваивает то, как он должен вести себя с мамой, скажем, что ее нужно слушаться, и он слушается, но можно ли сказать, что при этом он играет роль сына или дочери? Столь же нелепо говорить, например, о «роли» полярного исследователя, «акцептированной» А.Нансеном: для него это не «роль», а мис­сия. Иногда человек действительно разыгрывает ту или иную роль, но она все же остается для него «ролью». «Роль» не лич­ность, а скорее изображение, за которым она скрывается» .

Критика подобного подхода в объяснении личности спра­ведлива, если личность сводить только к совокупности усвоен­ных ею социальных ролей. Для понимания существа личности определяющее значение имеет не многообразие социальных ро­лей, а выбор, принятие и исполнение человеком определенных со­ циальных действий, внутреннее отношение к ним. Личность - это не структура ролей и вообще не структура, а человек, кото­рый вовсе не сводится к игре в выбранные роли, не лицедейст­вует только. Человек как личность свободно и осознанно принима­ ет ту или иную социальную роль, сознает возможные последст­ вия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полно­ту ответственности за их результаты.

Понятие роли как способа социального поведения, приня­того в данном сообществе, является достаточно адекватным для первичного анализа реальных действий личности. Само понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отноше­ний, реализуемых через определенные социальные роли. Од­нако социальные роли - это не конечный, а исходный пункт в понимании сущности личности. Для научной психологии важна не роль сама по себе, а ее носитель, субъект. Принятие или не­принятие социальной роли, серьезность ее исполнения, ответст­венность за последствия своих действий характеризует человека как личность.

Личность как социокультурная реальность

В качестве отправных идей для научно-психологического понимания природы личности можно принять следующее выска­зывание А.Н.Леонтьева. Характеризуя предмет психологии лич­ности, он писал: «Личность | индивид; это особое качество, ко­торое приобретается индивидом в обществе, в целокупности от­ношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому «сверхчувст­венное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами.

Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования личности - как и внешние условия и обстоятель­ства жизни, выпадающие на долю индивида.

С этой точки зрения проблема личности образует новое пси­хологическое измерение:

иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психологических процессов, отдельных свойств и со­стояний человека;

это исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открыва­ются ему;

это исследование того, что ради чего и как использует человек врожденное ему приобретенное им...» .

Нам представляется важным подчеркнуть и пояснить в при­веденном положении те характеристики, которые составляют специфическое содержание понятия «личность» и разделяются многими психологами. Это, прежде всего, указание на то, что личность есть особое качество или характеристика человека (индивида). Личность характеризует человека со стороны его об­щественных связей и отношений, т.е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н.Леонтьев называет личность «сверхчувственным» образованием именно за то, что связи и отношения с другими людьми составляют особого рода реальность, недоступную непо­средственному восприятию, предполагающую для своего пони­мания использование познавательных возможностей мышления, разума человека.

Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека - существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы. Близкие к понятию «личность» понятия «индивид» и «субъект» в строгом научном смысле не являются синонимами, они означают различные уровни организации субъективной ре­альности человека. В психологической литературе очень часто в понятие личности включают самые разнородные характеристики человека - от формально-динамических свойств темперамента до мировоззрения и жизненных принципов. Подобное расшири­тельное толкование затрудняет понимание самого феномена лич­ности в ее сути и приводит к неразличению задач полноценного развития индивида, обучения субъекта, воспитания личности. Проблема личности действительно образует новое психологиче­ское измерение.

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми , рас­крывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с поня­тием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведе­ нию человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус описывают поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отноше­ния, наши действия.

Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность челове­ка отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.

Однако понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности - способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно , т.е. выходить за пре­делы статусно-ролевых ограничений, нормативных предписаний. Как отмечал А.Н.Леонтьев, личность есть особое человеческое образование, которое не может быть выведено из его приспосо­бительной деятельности. Личностное поведение - это поведение по собственному, свободному выбору. Личность - это субъект свободного социального действия или, по выражению М.М.Бах­тина, - «субъект поступания».

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному вы­бору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее це­ лостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно опреде­ ляющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свобод­ но определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

Но занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возни­кает необходимость свободного и самостоятельного выбора, не­избежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. А потому личность - это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень. Личность - это способ действий, образ бытия; это - субъект поступания. Следовательно, человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глу­бокой старости. Личность есть специфический способ существо­вания человека. Можно говорить об особом личностном бытии человека. Личностным способом человек может и не жить: он может жить, например, индивидным (в патологии), субъектным способом, душевными пристрастиями и влечениями.

Личностный способ бытия есть исходный уровень культур­ной и духовной жизни человека. С христианской точки зрения, только на уровне личностного бытия человек оказывается спосо­бен к прямому, личному, непосредственному обращению к Богу. Действия человека как личности, его поступки ориентированы на других людей, на нормы и ценности общественной жизни. Но в общественной жизни духовность может быть представлена в различной мере. Личность может утверждать себя и на негатив­ных нормах и ценностях, существующих в человеческой культу­ре. Потому личность нельзя рассматривать только с положитель­ным знаком. Особенно наглядно это проявляется в так называе­мых исторических личностях. Среди исторических личностей много героев и прогрессивных деятелей, но и немало злодеев и «темных личностей».

Личностный способ бытия человека обеспечивается благода­ря особым личностным образованиям . В свою очередь, эти пси­хологические, личностные образования формируются и склады­ваются только при условии выхода человека на особый уровень жизнедеятельности, при ведении человеком личностного способа жизни. Только совершая поступки, человек может стать лично­стью, сформировать свое «лицо», заявить о себе, отличить себя от других Лиц.

Личность есть полная самоопределенность человека во всей совокупности его действий, отношений с другими, его устремле­ний и ориентации. Формулой личностного поведения выступает заявление человека: «Я лично!». Человек заявляет о своей собст­венной, полной ответственности за свои действия и поступки. Личностное бытие - это муки выбора, риск социального дейст­ вия, тяготы ответственности за себя и других. А потому не все люди соглашаются на такой способ жизни. Но отказ от личност­ного бытия есть согласие на зависимый, безответственный, со­циально-приспособительный способ жизни. Это не менее тяж­кая доля для человека.

Психологические образования личности

Пространство личности - это пространство социального поведения человека, его поступки. Личность проявляется и фор­мируется через поступки. Поступок в психологии определяется как сознательное действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом.

Психологические образования личности, обеспечивающие человеку возможность совершать поступки, позволяющие ему осуществить акт свободного, самостоятельного и ответственного выбора, отстаивать собственную позицию, составляют особый уровень и особую структуру субъективности. С этой точки зре­ния субъектность человека, способности и механизмы его душев­ной жизни входят в психологические образования личности в качестве их особых предпосылок.

Способности субъекта в личностном плане получают оценку через особый (присущий данному индивиду) способ социального действия: способность глубоко и правильно оценить сложив­шуюся ситуацию, учет различных позиций других субъектов, предвидение возможных последствий для себя и других своих действий и др.

Характер (в широком смысле слова) также неотделим от личности, поскольку реализует главные жизненные устремления человека. Принципиальная общность личности и характера про­является в присущей им совокупности основных жизненных от­ношений человека. Различия же проявляются в том, что лич­ность определяет специфику позиции человека, мотивов и смы­слов его социального действия, нравственных ориентиров, на которых оно строится, в то время как характер по преимуществу определяет способы действия, способы достижения намеченных целей.

В психологии указывается на то, что личность в ее узком понимании может контрастировать с характером. Житейская психология дает многочисленные примеры несовпадения лично­сти и характера: можно встретить «хорошего человека» (т.е. ин­дивида с социально ценной, нравственной позицией) с плохим характером (недостаточно сдержанным, безвольным) и, напро­тив, негодяя и подлеца (личностная позиция) с хорошим харак­тером (общительным, уравновешенным). В научной литературе отмечается, что на личностном уровне бытия человек преодолевает недостатки своего характера: личность в своем развитии «снимает» характер .

Включенность субъектных образований в личностное пове­дение позволяет определять личность как субъект социальных отношений. Недоразвитие внутреннего мира проявляется и в личностном бытии человека. Отсутствие стойких социальных устремлений у субъекта приводит к избеганию ответственных действий. Неспособность осмыслить глубину и сложность соци­альных взаимоотношений, выработать собственное отношение к происходящему приводит либо к зависимому, несамостоятельно­му поведению, либо к асоциальным действиям.

С этой точки зрения, действительно, личность - это субъ­ект (распорядитель, инициатор) социального поведения и в этом качестве включает в себя основные субъектные структуры. Опре­деляя личность человека, С.Л.Рубинштейн писал: «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обуславливают общест­венно значимое поведение человека. Основное место поэтому в нем занимает система мотивов и задач, которые ставит себе че­ловек, свойства его характера, обуславливающие поступки людей (т.е. те их действия, которые реализуют или выражают отноше­ния человека к другим людям), и способность человека, т.е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности» .

Подчеркивание этого момента важно в том отношении, что нередко в научно-психологических работах личность человека рассматривается в отрыве от ее носителя, от субъективного, внутреннего мира человека. Действительно, личность человека представляет собой особое измерение, которое получает человек как субъект общественных отношений и деятельности.

Интересны эмпирические данные, которые относятся к исследованиям «самоактуализации личности» А. Маслоу. Автор отобрал среди хорошо знакомых ему людей тех, кого можно было назвать «оптимально функционирующими личностями», и выделил у них общие психологические свойства. Основные из них следующие:

1) объективное восприятие действительности, выражающееся в четком отделении знания от незнания, в способности отличать конкретные факты от мнения по поводу этих фактов, существенные явления - от видимостей;

2) принятие себя, других, мира такими, как они есть;

    неэгоцентричность, ориентация на решение внешних проблем, центрированность на объекте;

    способность переносить одиночество и потребность в обособлении;

    творческие способности;

    естественность поведения, но и отсутствие стремления нарушать условности просто из духа противоречия;

    дружелюбное отношение к любому человеку с хорошим характером, вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик;

    способность к глубоким привязанностям, часто к немногим людям, при отсутствии постоянной безусловной враждебности к кому-либо;

    нравственная определенность, четкое различение добра и зла, последовательность в нравственном сознании и поведении;

    относительная независимость от физической и социальной среды;

    сознание различия между целью и средством: умение не терять из вида цель, но в то же время эмоционально воспринимать и средство само по себе;

    крупномасштабность психического содержания и деятельности («Эти люди приподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой. Они руководствуются широкими и универсальными ценностями») .

И вместе с тем для описания психологии личности исполь­зуются новые понятия, отражающие факт включенности субъек­та в социальные связи и отношения, описывающие человека как социокультурную реальность. Это такие понятия, как личност­ ные ценности, личные выборы, моральность личности, само­ стоятельность, ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности, личный характер, перспективы, цели лич­ ности, личное время и т.д.

Понятие личностных ценностей мы связываем с освоением конкретным индивидом общественных и групповых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуаль­ной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личностных ценностей, или ценностных ориентации личности.

Основное содержание ценностных ориентации личности со­ставляют политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации обеспечивают ус­ тойчивость личности, определенность и последовательность по­ведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми.

Развитые ценностные ориентации - признак зрелой лично­сти, показатель меры ее социальности, степени вхождения индиви­да в общественно-социальные учреждения и общности. В силу это­го в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания и целенаправленного формирования.

Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, лежат в основе ее социальных поступков. Ценностные ориентации влияют на процесс личност­ного выбора. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается избежать социальной оценки своих поступков, честного ответа перед самим собой о мотивах своего социального поведения. Человек как личность заявляет о себе в том случае, если он самостоятельно выбирает и планирует ответ­ственное поведение, принимает решение на совершение дейст­вий, которые получат социальную оценку, заранее принимает на себя ответственность за последствия этих действий.

Самостоятельность и ответственность в социальном по­ведении составляют самые существенные характеристики челове­ка как личности. Самостоятельность действия - это действие с опорой на свои собственные интеллектуальные и духовные силы, без обращения к подсказке другого, к авторитету. С этой точки зрения, личностный поступок обдумывается человеком наедине с собой, обсуждается в диалоге с внутренним собеседником, со своим Я. В философии в таком случае говорят об автономии «са­мозаконности» личности как способности человека возводить в принцип самостоятельно выработанные нормы поведения и доб­ровольно им следовать.

Ответственность мы связываем со способностью человека нести ответ за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой. В межличностном взаимодействии хорошо разли­чима эта характеристика поведения человека. Человек, признаю­щий свою ошибку, вызывает уважение других. Напротив, стрем­ление уйти от ответа за совершенные действия однозначно оце­нивается другими как внутренняя слабость, личностная недораз­витость, а нередко и безнравственность.

Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения су­ществующей морали. Поэтому личность - это моральная катего­рия. Человек оценивается с позиций, принятых в данном обще­стве, социуме, группе ценностей, норм и эталонов взаимоотно­шений: так принято поступать, а так не принято в данном сооб­ществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности. Моральность личности отличается от ее нравственности . Мо­ральность в первую очередь предполагает ориентацию на част­ные, исторические конкретные оценки других, сообщества. Нравственность - ориентация на самостоятельно принятые аб­солютные принципы и ценности.

Различие моральности и нравственности отчетливо проявля­ется в различных формах переживания человеком норм морали и нравственных ценностей. Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения, принятым в данном сообществе и разделяемым им самим, требованиям морали переживается в эмоции стыда . Стыд переживается как неудов­летворенность собой, своим поведением, осуждение и обвинение себя. Стыд - это всегда стыд перед другими, страх быть осуж­денным окружающими людьми. Выражение «мне стыдно» под­разумевает обязательно кого-то другого, авторитетное лицо или группу лиц.

В отличие от стыда, совесть представляет собой способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоя­тельно формулировать для себя нравственные обязанности, тре­бовать от себя их выполнения и производить самооценку совер­шаемых поступков. Здесь другой - это не конкретный индивид или данная группа, а обобщенный Другой (в пределе - челове­чество, для религиозного человека - Бог). Мы связываем со­весть с более высоким уровнем духовного развития человека - с его индивидуальностью.

С моральностью личности тесно связано понятие личного (честного) слова и кодекса чести . Мои обязательства перед дру­гими закрепляются в определенных ритуалах или кодексах как совокупность норм и правил взаимоотношений в данном сооб­ществе. Кодекс чести - это всегда конкретный, определенный кодекс. В этом плане говорят о чести офицера, ученого, дипло­мата, предпринимателя и т.д. Вступая в данное сообщество, субъект принимает на себя обязательство нести и выполнять его правила и нормы. Подтверждением этого факта для других часто является произнесение им выражения: « Честное (личное) сло­во». Нарушение данного слова сурово осуждается и подвергается групповому наказанию. Весьма развитый кодекс чести существу­ет у подростков. Как мы покажем в дальнейшем, подростковый возраст - это период становления личности, определение своей позиции в группе, самоутверждение себя среди других.

Способность отстоять свою позицию, действовать самостоя­тельно и ответственно есть достоинство личности . Сообщество признает за индивидом право быть личностью, быть достойным на совершение поступков и социально оцениваемых действий, т.е. быть субъектом социального поведения. Достоинство лич­ности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.

Нередко человек, выполняющий ту или иную социальную роль, оказывается в конфликтной ситуации. Выделяется несколько типов таких конфликтов, называемых ролевыми.

Обратимся к соответствующим примерам. Так, руководитель того или иного ранга может сознавать, что его организационная роль требует решительных действий по укреплению дисциплины среди персонала (например, вынесения различных взысканий), но при этом ему может быть свойственная неприязнь к таким действиям. Известнее случай, когда выпускник финансового института, проводя свою первую ревизию, обнаружил серьезные злоупотребления. Исходя из предписаний данной социальной роли, ревизор должен был требовать суда над нарушителями, но как человек очень чувствительный и жалостливый он оказался не в состоянии решиться на это. Сложившаяся ситуация в итоге привела начинающего ревизора к тяжелому неврозу. В данных примерах субъективное "Я" вступило в конфликт с предписаниями социальной роли. Такой конфликт называют личностно-ролевым.

Приведем пример другого рода. Женщина – научный сотрудник, увлеченная своими исследованиями и преподаванием в вузе, работает над докторской диссертацией. Все это требует от нее немало времени и сил. С другой стороны, имея семью, она также хочет быть хорошей, заботливой матерью и женой. Если женщина в равной степени ориентирована и на профессиональный рост, и на свою семью, возникает конфликт между данными ролями личности. В этом случае требования одной социальной роли, выполняемой личностью, препятствуют успешной реализации другой. Такой конфликт называют межролевым (интерролевым).

Нередко ролевые конфликты вызываются несовместимостью ожиданий, предъявляемых к личности, выполняющей какую-либо социальную роль. Типичный пример – ситуация, в которой оказывается производственный мастер. Специфика его позиции состоит в следующем. С одной стороны, мастер воспринимается руководством цеха как представитель администрации. С другой стороны, рабочие считают его своим представителем перед администрацией. Таким образом, успешное выполнение роли мастера возможно лишь в том случае, если он сможет одновременно удовлетворять требованиям и рабочих, и администрации. Однако эти требования часто бывают несовместимыми.

Данные нашего исследования, проведенного на одном из петербургских предприятий, говорят о том, что рабочие и руководители цеха пользуются неодинаковыми основаниями при оценке мастера как официального руководителя. У лучших (с точки зрения руководителей цехов) мастеров наиболее высоко оцениваются знание производства, умение организовать работу и требовательность. Рабочие же считают наиболее приемлемыми тех мастеров, которые являются в первую очередь справедливыми, доброжелательными, умеющими сохранять спокойствие, сдерживать свои обещания. В целом материалы этого исследования позволяют говорить об известной разнице в подходе рабочих и руководителей цеха к оценке ролевого поведения мастеров. Оценка, даваемая рабочими, является более дифференцированной. Они воспринимают мастера не только сквозь призму его деловых качеств, по и главным образом в зависимости от его отношения к членам бригады .

Когда мастер обнаруживает несовместимость ожиданий по отношению к сто роли со стороны разных лиц и не знает, каким из них он должен соответствовать, возникает конфликтная ситуация. Такой конфликт называют внутриролевым (интроролевым).

Реакции личности на ролевой конфликт могут варьироваться в зависимости от ее индивидуально-психологических особенностей и характера ситуации. Ролевые конфликты приводят к повышению степени напряженности личности со всеми присущими этому состоянию физиологическими и психическими проявлениями, вплоть до заболеваний.

Приведем данные исследования С. И. Ериной на одном из заводов г. Ярославля. Исходя из данных, полученных с помощью специальной шкалы, были выявлены две группы мастеров – с высоким и низким уровнем ролевого конфликта.

Результаты экспертной оценки показали, что вышестоящие руководители оценивают мастеров с низким уровнем ролевого конфликта как более успешных, умеющих справляться с производственно-технологическими вопросами и более эффективно выстраивающих взаимоотношения с рабочими по сравнению с мастерами, которые характеризовались высоким уровнем ролевого конфликта. Последним были свойственны пассивность (осторожные действия, уход от разрешения проблем) или же, наоборот, агрессивность (давление на нижестоящих, отказ от поиска альтернативных решений). В итоге у этих мастеров повышался уровень тревожности .

Для характеристики данного состояния не без основания порой используется термин "ролевой стресс". Следствием ролевых конфликтов является также понижение уровня продуктивности и удовлетворенности трудом, рост текучести кадров.

Ролевые конфликты рассматриваются как серьезная организационная проблема, поскольку они могут приводить к негативным последствиям и для личности, и для организации в целом. Важным направлением деятельности руководителя любого ранга является работа по снижению уровня ролевых конфликтов в его подразделениях.

  • Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.
  • Ерина С. И. Ролевой конфликт руководителя: стратегии разрешения // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2007. № 1 (13).